Научная статья на тему 'Влияние «Корейской волны» на экономику Южной Кореи'

Влияние «Корейской волны» на экономику Южной Кореи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2584
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Корея / корейская волна / Халлю / экономическое развитие / K-Product / сфера развлечений / South Korea / Korean wave / Hallyu / economic development / k-product / entertainment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситалиева Ксения Айджановна

Проблема распространения «Корейской волны» была и будет популярной. Вопрос о том, как простое средство занять массы, стало ключевым фактором экономического роста, всегда бу-дет актуальным. Ведь с зарождением «Халлю» Корея вступила на новый этап жизни. Исследования, про-водившиеся в области культурного развития страны, показали неоспоримый эффект «Корейской волны» на экономику страны. Именно благодаря этому бюджет Кореи начал успешно пополняться. Целью дан-ной работы стало изучение феномена «Халлю» и его влияние на общественно экономическую жизнь страны. В ходе эмпирического исследования мы выявили непрерывную связь между основными сферами «Корейской волны» и изменениями в жизни Кореи и выходом ее экономики на совершенно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE “KOREAN WAVE” ON THE ECONOMY OF SOUTH KOREA

The problem of the spread of the "Korean wave" has been and will be popular. The question of how a simple means to occupy the masses has become a key factor in economic growth will always be relevant. After all, with the birth of Hally, Korea entered a new phase of life. Studies conducted in the field of cultural de-velopment of the country showed the undeniable effect of the “Korean wave” on the country's economy. It is thanks to this that the Korean budget began to replenish successfully. The aim of this work was to study the Hally phenomenon and its impact on the social and economic life of the country. In an empirical study, we found a con-tinuous connection between the main areas of the “Korean wave” and changes in the life of Korea and the transi-tion of its economy to a completely new level.

Текст научной работы на тему «Влияние «Корейской волны» на экономику Южной Кореи»

УДК 94

ВЛИЯНИЕ «КОРЕЙСКОЙ ВОЛНЫ» НА ЭКОНОМИКУ ЮЖНОЙ КОРЕИ

К.А. Ситалиева

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Проблема распространения «Корейской волны» была и будет популярной. Вопрос о том, как простое средство занять массы, стало ключевым фактором экономического роста, всегда будет актуальным. Ведь с зарождением «Халлю» Корея вступила на новый этап жизни. Исследования, проводившиеся в области культурного развития страны, показали неоспоримый эффект «Корейской волны» на экономику страны. Именно благодаря этому бюджет Кореи начал успешно пополняться. Целью данной работы стало изучение феномена «Халлю» и его влияние на общественно экономическую жизнь страны. В ходе эмпирического исследования мы выявили непрерывную связь между основными сферами «Корейской волны» и изменениями в жизни Кореи и выходом ее экономики на совершенно новый уровень.

Ключевые слова: Южная Корея, корейская волна, Халлю, экономическое развитие, К-Рго^М, сфера развлечений.

Введение

В середине XX века, после Второй мировой и Корейских войн, Южная Корея была одной из самых беднейших стран мира. ВВП на душу населения на 1954 год составлял 70 долларов. Во второй половине XX века и до кризиса 1997-1998 годов экономика страны показывала высокие темпы роста. Во время модернизации стране удалость построить всесторонне развитую промышленность.

В настоящий момент, Южная Корея занимает 4 место среди экономик Азии. Одной из отличительных характеристик является экспортизация культуры. Государство сумело раскрыть потенциал отечественной музыки, кинематографа на зарубежных рынках. Таким образом, Южная Корея превратила свою культуру, в один из ценных экспортных товаров, создав тем самым «Корейскую волну».

Актуальность исследования обусловлена использованием феномена «Корейской волны» не только с целью получения дохода от продажи товаров, но и расширение влияния Южной Кореи на мировых рынках. Эта система включает в себя множество разнообразных компонентов, которые позволяются экспортировать элементы популярной и национальной культуры, тем самым поддерживая положительные темпы экономического роста.

Цель работы является изучение феномена «корейской волны», и ее влияние на южнокорейскую экономику. Объектом данного исследования является экономика Южной Кореи. Предметом - влияние «корейской волны» на экономику Республики Кореи.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто положение о том, что «корейская волна» охватывает различные сферы: музыка, кино, кухня, одежда, и оказывает внушительное влияние на экономику страны, за счет импортируемых иностранных вложений и развития международного туризма.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

В первой части работы будет раскрыт феномен «корейской волны». Во второй части работы будут проанализированы основные сфера распространения халлю. В третьей части будет выявлено влияние «корейской волны» на экономику Южной Кореи.

Феномен «Корейская волна»

Всемирно известно, что Южная Корея была одной из стран, которая показала высокие темпы роста в конце XX века. Появление «Корейской волны» или по-другому «Халлю» тесно связывают с реформой 1987 года. После нее началось ослабление ценза, что привлекло к изменениям в жизни Южной Кореи. Термин «Халлю» был придуман пекинскими журналистами в середине 90-х годов, которые были поражены быстро растущей популярностью корейской культуры в Китае [1].

После изменений, в жизни корейцев стали возможны путешествия в другие страны, учения за рубежом, и, конечно же, знакомство с искусством других стран.

Вначале 2000-х г. «корейская волна» накрыла Китай, затем Японию, Гонконг и Тайвань. После она распространилась в Юго-Восточной Азии и постепенно дошла до Америки, Европы и России.

В Китае особый интерес вызвала корейская дорама «Что же такое любовь», в Японии сериал «Зимняя соната». Постепенно, от сериалов и музыки интерес перерос к культуре Южной Кореи, кухни, одежде, косметике и технологиям [2].

Таким образом, Халлю стремительно развил туристическую деятельность в Южной Корее. Большинство туристов хотят побывать на местах съемок их любимых сериалов. Посетить рестораны и бутики, которые выбирают звезды.

Так, раз в неделю из Сеула в провинцию Канвондо отправляется «Туристический поезд Халлю». Маршрут рассчитан на поклонников сериалов и организован железнодорожной корпорацией Кореи. Идея о его создании появилась после выхода до-рамы «Зимняя соната», которая побила все рекорды по просмотрам в Японии и привлекла японских туристов. Каждую неделю сотни пассажиров провозит поезд, а ежегодно это число достигает десятки тысяч.

Различные компании также стремятся финансировать мероприятия «Халлю», используя их для открытого продвижения товара. Так в 2012 году компания Samsung спонсировала проведения мирового турне, состоявшее из 48 концертов в четырех частях света, группы Big Bang. Более того, такие компании сами по себе являются двигателем «Корейской волны» из-за широкой известности и хорошей репутации за рубежом [3].

Еще одной причиной для посещения Южной Кореи для многих студентов является шопинг. Помимо одежды и обуви, высоким спросом обладает корейская косметика, которая очень популярна и в России. Ну и, конечно, не обойтись без инновационных технологий и быстротечного развития страны, что, несомненно, вызывает высокий интерес и спрос на южнокорейское оборудование.

Западно-образованные корейцы принесли в мир бизнеса, технологий и искусства свое видение, что привлекает весь мир и тем самым улучшают экономику страны.

Сфера распространения «Корейская волны»

Кинематограф имеет весомую позицию в распространении Халлю. Так сериал «Наследники солнца», который вышел в 2016 году пробудил особый интерес к корейской культуре. Сериал продали в 32 страны: такие как США, Великобританию, Россию, страны Европы и Юго-Восточной Азии. В Китай сериал был продан еще на стадии планирования за 250 тысяч долларов за серию. Еще до выхода на экран сериал окупил затраты на 11 млн. долларов, а после выхода первой серии увеличил их в разы [4].

Более того, после выхода сериала, увеличился экспорт косметики и одежды, которые были используемы актерами в сериале. Так, к примеру, продажи женьшеневой продукции, после просмотра только первой серии увеличился в 176 раз. Так, корейские товары, пользующиеся спросом среди иностранцев, стали называть K-product.

Музыкальное направление так же имеет твердые позиции в развитии Халлю. Например, группа BTS - это первая корейская группа, которая возглавила чарт альбомов Billboard 200 и быстрее всех набрала 10 млн просмотров на YouTube. Согласно данным исследовательского Института Hyundai в Сеуле, растущая популярность группы во всем мире и ее экономическое влияние в 26 раз превышает среднегодовой доход компаний среднего бизнеса. На начало 2019 годы были проданы все билеты на 11 концертов, запланированных на апрель. Но влияние группы на экономику уже давно выходит за рамки концертов. К их заслугам относят распространение одежды и косметики. Зарубежный интерес увеличивает экспорт продукции, которую рекламирует группа в своих роликах в социальных сетях. Так экспорт товаров составляет 1,7% от общего объема экспорта, что в 2017 году составило 65,2 млрд. долларов [5].

Исследование Hyundai показало, что группа ежегодно привлекает 796000 туристов, что составляет почти 10% от общего числа туристов в Южной Корее на 2018 год. По подсчетам института в 2018 году, каждый 13-й турист посетил страну из-за артистов.

Хотелось бы отметить важный фактор, BTS влияет на распространение корейского языка. Для того чтоб вступить в Фан-клуб и стать официальным фанатом группы, нужно сдать специальный экзамен на корейском языке.

По версии Forbes, в рейтинге на 2019 года, BTS занимает 43-е место в списке самых высокооплачиваемых артистов мира [6].

Влияние «Корейской волны» на экономику Южной Кореи

Распространение «Корейской волны» так же связывают с 1997-1998 годами. В конце 90-х годов Корея переживала экономический кризис. В 1997 году правительство Кореи взяло кредит от МВФ в размере $97 млрд. В итоге, от данной суммы было использовано только $19,5 млрд и кредит был возвращен на три года ранее положенного строка, а именно в 2001 году, за счет растущего распространения Халлю, который стремительно восполнял государственный бюджет [7].

Экономика Южной Кореи сделала огромный скачок и стала частью экономической группы «азиатские тигры», которая характеризуется высоким экономическим ростом. Страна быстро перешла из развивающейся страны в развитую со стабильной экономикой. Благодаря Халлю, Сеул занимает 5 место среди городов с самым высоким ВВП в мире [8].

В 2000 году туризм показал высокий рост. Только за первые годы распространения «Корейской волны» количество иностранных туристов выросло 2,8 млн до 3,7 млн. Существует мнение, что многие туристы в «Халлю» видят смесь запада и востока, а потому она привлекает большое внимание, так как является своего рода уникальной, в отличие от чисто западной и восточной культур.

В 2016 году правительство Южной Кореи приступило к строительству "K-Culture valley" - это тематический парк, посвященный Халлю. Цена этой «долины» составила $1,2 млрд. В парке планировалось разместить все, что вызывает интерес у всего мира, а именно рестораны с национальной кухней, торговые центры с продуктами одежды и косметики, которые рекламируют знаменитости, концертные площадки и многое другое [8].

Помимо туризма, высокий доход приносит и экспорт различных товаров, рекламируемых в СМИ, а именно бытовая техника, косметика и медицина. Samsung является крупнейшим продавцом смартфонов в мире. Так на конец третьего квартала 2018 года было продано 72,2 млн. смартфонов. Так сегодня электроника Samsung и LG Electronics - глава корейского экспорта и составляет 163 млрд в год.

Бесспорно, лидером экспорта является и корейская косметика. Крупнейший производитель косметики Amore Pacific в 2017 г., обогнав Chanel и LVMH, заняла 7-ю строчку в рейтинге WWB. Объем продаж после активного распространения «корейской волны» вырос в 4 раза и сейчас составляет около $13 млрд [9].

Южная Корея на привлечение медицинских туристов тратит $1 млрд., об этом свидетельствуют данные Министерства здравоохранения. Доход от медицинского туризма к 2017 году вырос почти в 16 раз, по сравнению с 2009 годом. В конце 2017 года Министерство здравоохранения объявило и планах превратить данную отрасль в одну из быстрорастущих и инновационных [10].

Ниже приводится таблица общего экспорта товаров и услуг с 2008 по 2018 годы. Данные представлены в долларах США (таблица).

Таблица

Экспорт товаров и услуг с 2008 по 2018 годы

Год Значение Изменение в % к предыдущему году

2018 724494600000 8,13

2016 606735200000 -5,28

2014 725298800000 0,50

2012 706799100000 4,28

2010 546783400000 25,27

2008 523955000000 -16,70

Но на этом правительство Южной Кореи не становилось и сейчас все активнее начинают работать Корейские центры по всему миру, предлагая молодежи знакомство со своей культурой и изучения языка путем предоставления бесплатного обучения и стажировок в разных городах Южной Кореи. Это бесспорно оказывает хороший эффект не только на распространение «корейской волны», но и на более полное и подробное знакомство с повседневной жизнью населения.

По отчету Корейского Фонда от декабря 2018 года, насчитывается около 90 миллионов поклонников Халлю по всему миру, а также 1843 фан-клуба в 113 странах, исключая Южную Корею.

Заключение

В течение второй половины XX века, Южная Корея пережила тяжелые изменения. Она полностью восстановила себя и практически создала свою экономику с нуля. Оказавшись без значительного количества производственных мощностей, государство смогло найти путь к развитию и созданию экспортно-ориентированной экономики, продвигая свою культуру, и тем самым, достигла невероятного прогресса в кратчайшие сроки.

Президент Ким Дэ Чжун видел потенциал в экспорте культуры, а с получением свободы от ценза появился приток новых людей, всплеск креативности и создание нового жанра в музыке и СМИ. Этот всплеск дал ошеломляющие результаты. Новые продукты получили популярность на рынках Китая и Японии, а затем и распространились на другие страны. Появился термин «Корейская волна», который характеризует неимоверную популярность корейской музыки и кино на зарубежных рынках, что привело к поднятию национальной гордости и появлению желания продвигать свою культуру еще активнее. Именно поэтому правительство и решило принять культурную индустрию как наиболее важную для экономического развития.

На основании проделанного исследовании, можно сделать вывод: важную роль в успехе «Корейской волны» и привлечении огромного числа потребителей к корейским товарам играют следующие выводы: высокая степень актуальности по сравнению с другими продуктами подобного характера на международном рынке; синтез восточной и западной культур, что делает «Халлю» доступным для широкого круга лиц; высокая степень адаптивности различных сфер, участвующих в экономике; создание положительного и притягательного образа артистов.

Сочетание всех этих элементов показывает хороший результат. Высокая конкуренция на внутреннем рынке, использование стриминговых сервисов для распространения контента, позволяют поддерживать уровень заинтересованных потребителей и привлекать новых. Высокая степень развитости промышленности и вовлечение звезд «Халлю» в рекламную деятельность, помогает эффективно рекламировать о его наличии и экспортировать его покупателям.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что «Корейская волна» имеет ошеломляющие показатели в сфере кино, музыки, технологий, косметики, одежды, медицины и т. д. Но такая чрезмерная фокусировка на каком- либо рынке, может породить зависимость от него, что может принести негативные последствия в период политического кризиса. Следовательно, необходимо равномерно расширять влияние на мировых рынках.

Литература

1. The Korean Economic Daily [Электронный ресурс] URL: http://english.hankyu ng.com/ (Дата обращения: 24.11.2019)

2. Корейский медиа клуб [Электронный ресурс] URL: http://www.koreanclub.ru/ (Дата обращения: 24.11.2019)

3. BBC News. La Ola Coreana: cómofunciona la multimillonariaindustria de ídolos de Coreadel Sur. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-45122152 (дата обращения: 25.11.2019).

4. Окно в Корею [Электронный ресурс] URL: http://k-window.com/eco nomics/ orejskaya-kulturnaya-volna-hallyu-dvigatel-yuzhnokorejskoj-ekonomiki/ (дата обращения: 25.11.2019).

5. Ведомости [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/partner/arti cles/ 2019/02/14/793589-futuristicheskaya-volna (дата обращения: 25.11.2019).

6. Рамблер новости [Электронный ресурс] URL: https://news.rambler.ru /other/4294 9025-koreyskaya-volna-pop-muzyka-kak-instrument/ (дата обращения: 25.11.2019).

7. SHOW ASIA [Электронный ресурс] URL: https://www.showasia.ru/article/607952 (дата обращения: 25.11.2019).

8. Единая Корея. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] URL: http://onekorea.ru/2016/05/21/nachalos-stroitel/ (дата обращения: 25.11.2019).

9. The observatory of economic complexity [Электронный ресурс] URL: https://oec.world/ru/ (дата обращения: 25.11.2019).

10. KNOEMA [Электронный ресурс] URL: https://knoema.ru /atlas/%D0% AE%D0% B6 %D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%9A% (дата обращения: 25.11.2019).

11. ON THE B SIDE. A brief history of K-Pop. [Электронный ресурс] URL: https://ontheaside.com/music/a-briefhistory-of-k-pop/ (дата обращения: 25.11.2019).

12. Jeon W.K. The "Korean Wave" and Television Drama Exports, 1995-2005: дис. докт. философ. Glasgow, 2013

13. Jung S.Ch. The Analysis of Strategic Management of Samsung Electronics Company through the Generic Value Chain Model // International Journal of Software Engineering and Its Applications. 2014. N° Vol. 8, No. 12. С. 133-142.

14. Oh I.Y., Lee H.J. K-pop in Korea: How the Pop Music Industry is Changing a Post-Developmental Society // Cross-Currents: East Asian History and Culture Review. 2013. № 9. С. 105-124.

THE IMPACT OF THE "KOREAN WAVE" ON THE ECONOMY OF SOUTH KOREA

K. Sitalieva Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The problem of the spread of the "Korean wave" has been and will be popular. The question of how a simple means to occupy the masses has become a key factor in economic growth will always be relevant. After all, with the birth of Hally, Korea entered a new phase of life. Studies conducted in the field of cultural development of the country showed the undeniable effect of the "Korean wave" on the country's economy. It is thanks to this that the Korean budget began to replenish successfully. The aim of this work was to study the Hally phenomenon and its impact on the social and economic life of the country. In an empirical study, we found a continuous connection between the main areas of the "Korean wave " and changes in the life ofKorea and the transition of its economy to a completely new level.

Keywords: South Korea, Korean wave, Hallyu, economic development, k-product, entertainment.

Сведения об aBTOpe Author of the publication

Ситалиева Ксения Айджановна, студент, Казан- Ksenia Sitalieva, student, Kazan Federal University, ский (Приволжский) федеральный университет, г. Kazan, Russia. E-mail: [email protected] Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Дата поступления 17.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.