Научная статья на тему 'Влияние «Корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи'

Влияние «Корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2909
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Корея / туризм / Корейская волна / корейская экономика / Халлю / South Korea / tourism / Korean Wave / Korean economy / Hallyu

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанова Лилия Ленаровна

«Корейская волна» это уникальный феномен современности. Развивая данное явле-ние, Южная Корея добилась впечатляющих результатов в экономике и туризме. Благодаря этому, иссле-дователи со всех стран пытаются разгадать секрет популярности массовой корейской культуры, кото-рая захватила весь мир. Целью работы стало изучение влияния «корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи. Благодаря изучению статистических данных были достигнуты поразительные выводы о связи экономи-ки, туризма и «Корейской волны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE “KOREAN WAVE” ON THE ECONOMY AND THE TOURISM OF SOUTH KOREA

The «Korean wave» is a unique phenomenon of the modern world. By developing this direction, South Korea has achieved impressive results in economy and tourism. Thereby researchers from all countries are attempting to reveal the secret of popularity of mass Korean culture, which captured the whole world. The purpose of this work was to study the impact of the «Korean wave» on the economy and the tourism of South Korea. Through the study of statistics, we have achieved striking conclusions about the connection of economy, tourism and «Korean wave».

Текст научной работы на тему «Влияние «Корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи»

УДК 94:338

ВЛИЯНИЕ «КОРЕЙСКОЙ ВОЛНЫ» НА ЭКОНОМИКУ И ТУРИЗМ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Л.Л. Степанова

stepanovagulnara@mail.ru Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. «Корейская волна» это уникальный феномен современности. Развивая данное явление, Южная Корея добилась впечатляющих результатов в экономике и туризме. Благодаря этому, исследователи со всех стран пытаются разгадать секрет популярности массовой корейской культуры, которая захватила весь мир.

Целью работы стало изучение влияния «корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи. Благодаря изучению статистических данных были достигнуты поразительные выводы о связи экономики, туризма и «Корейской волны».

Ключевые слова: Южная Корея, туризм, Корейская волна, корейская экономика, Халлю.

Введение

Актуальность исследования. В последние годы множество как зарубежных, так и российских ученых активно изучают такое явление как «корейская волна». Это неудивительно, Южная Корея является уникальной страной, политика которой направлена на активное распространение своей культуры по всему миру, что привело к успешному пополнению государственного бюджета. Бурное развитие Интернета значительно увеличила почитателей данного феномена. Это приводит к тому, что с каждым годом статистические организации документируют о непрекращающемся росте въездных туристических потоков в Корейскую Республику.

Цель работы: изучить влияние «корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи.

Объектом данного исследования является экономика и туризм Южной Кореи. Предмет исследования - влияние «корейской волны» на развитие экономики и туризма.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что «корейская волна» выступает в качестве мультипликатора по отношение к сферам экономики и в качестве катализатора роста туристских потоков.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и гипотезой, были поставлены следующие задачи:

1.изучить «корейскую волну» как часть современной государственной политики;

2.проанализировать влияние индустрии развлечений на экономику Южной Кореи;

3. выявить связь между ростом влияние «корейской волны» и ростом туристских потоков в страну.

Методы

В статье использован теоретический анализ источников, обзорный анализ информационных ресурсов, а также анализ статистических данных.

Результаты и обсуждения

После завершения Корейской войны страна предстала миру в неутешительном виде: народное хозяйство государства находилось в упадке, а ВВП на душу населения и вовсе был порядком ниже самых бедных стран африканского континента. С начала 60-х годов прошлого века страна показал невиданный в те времена рост:

Казанский вестник молодых ученых

за 30 лет рост ВВП вырос в несколько раз и в середине 90-х годов уверенно перевалил за отметку 600 млрд дол. Южную Корею окрестили «одним из четырех азиатских тигров» наряду с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем, которые также продемонстрировали высокие темпы экономического развития. Камнем преткновения стал финансовый кризис 1997 года, который стал серьезным ударом не только для Южной Кореи, но и для всего мира в целом.

Параллельно с данным процессом активно развивалась массовая корейская культура, которую китайские журналисты, пораженные бурной популярностью в стране южнокорейской индустрии развлечений, окрестили как «Халлю». Явление, которое начиналось с трансляции корейских сериалов или дорам (как их называют почитатели корейского кинематографа), переросло в огромную популярность таких музыкальных исполнителей как H.O.T., SECHSKIES, Fin.K.L., Seo Taiji and the Boys, Turbo, Roo 'ra, BoA, S.E.S.

В обществе, в котором угасла вера в промышленность, начало распространяться движение, представители которого считали, что один из самых быстрых способов преодоления финансового кризиса состоит в привлечение иностранных инвестиций в индустрию развлечений и развитие экспорта национального медиаконтента [1, с. 63].

Ежегодно правительство Корейской республики вкладывает в культуру страны более 1 млрд дол, что с лихвой окупается, сопоставляя эти расходы с ежегодными поступлениями в бюджет от туризма. Своеобразный ребрендинг имиджа страны принес небывалые результаты. В феврале 2012 года Министерство культуры, спорта и туризма, анализируя имидж стран, опросило 400 граждан в возрасте от 15 до 59 лет в 9 странах, включая Америку, Бразилию, Китай, Японию и др. Результаты исследования показали, что к-поп как важная составляющая «корейской волны» ассоциируется с Южной Кореей у каждого пятого респондента. Из страны, которая ассоциировалась в прошлом веке с «корейской войной» и «ядерной угрозой», превратилась в страну, которая теперь стала синонимом развитой промышленности, высококонкурентной экономики и самобытной корейской массовой культуры.

Из года в год Корейская Туристическая Организация (КТО), являющаяся учреждением при Министерстве культуры, спорта и туризма, в 2018 г. выбрала известную южнокорейскую музыкальную группу ЕХО как почётных послов корейского туризма. Это говорит о большом доверии и одобрении со стороны правительства к представителям «Халлю».

Огромные вложения государства в массовую культуру и ее активное распространение, выбор послов из числа представителей индустрии развлечения, а также эффектный и эффективный ребрендинг страны за счет популяризации к-попа привели к тому, что «корейская волна» стала частью современной политики государства, направленную в начале 21 века на выход страны из кризиса, а после - на обогащение и преумножение национального богатства.

Неоспоримо, «Халлю» принес огромные поступления в бюджет. Совокупный доход, которые принесла только продажа различного товара, связанная с корейской музыкой в 2004г. составил 2,14 млрд что составило 0,2% от ВВП страны [2, с. 79]. В сравнение, одна из крупнейших авиакомпаний Южной Кореи "Korean Air" ежегодно приносит около 0,7% дохода от ВВП страны.

Если рассматривать современный этап «корейской волны», то на данный момент самой известной южнокорейской музыкальной группой является BTS, которая состоит из 7 участников. Дебютировавшая 6 лет назад, группа продолжает распространять корейскую музыку по всему миру, выигрывая бесчисленное множество

61

Исторические науки

наград на масштабных премиях. В декабре 2018 года Исследовательский институт Хёндай (HR) опубликовал данные, в котором видно, что за последний год только BTS принесли в бюджет страны 4 трлн вон (3,54 миллиарда долл.), что составляет 0,21% от ВВП страны. Также HRI прогнозирует, что 10-летний экономический эффект от деятельности группы достигнет 56,2 трлн вон (49,8 млрд долл.), что легко превзойдет по доходам зимнюю Олимпиаду в Пхёнчхане в 2018 г, доход от проведения которой составил 41,6 млн вон [3].

Не стоит забывать о самом популярном представителе «корейской волны» певце Сай (PSY), "Gangnam Style" которого захватил музыкальные чарты во всем мире. Данный клип на ноябрь 2019 входит в пятёрку самых просматриваемых музыкальных клипов на YouTube. До Чон Хван, министр культуры, спорта и туризма, отметил, что в 2012 г. экономический эффект от деятельности Сая составил 1 трлн вон (1,2 миллиарда долл.) [4].

«Корейская волна» выступает также как эффект мультипликатора: при развитии данной сферы, также развиваются и другие сферы экономики. В популярных корейских дорамах активно используют продакт-плейсмент, один из приёмов скрытой и ненавязчивой рекламы, который проявляется в демонстрации продукта в качестве реквизита или упоминание его в положительном аспекте. Данным способом часто пользуется компания Самсунг (Samsung), техника и телефоны которой используются в качестве реквизита почти во всех корейских сериалах. Данный факт положительно влияет на объем спроса данного предприятия. Также часто в сериях главные героини невзначай показывают зрителям свои косметические средства по уходу за кожей лица, популярность и спрос на которых взлетели в последние несколько лет. Мир по достоинству оценил качество данной косметики, что ежегодно положительно влияет на прибыль корейских компаний.

Ранее упомянутые BTS были выбраны в качестве моделей для нового внедорожника Хёндай Палисад (Hyundai Palisade). Группа снялась в нескольких рекламах и даже приехала на Грэмми 2019 на данной машине. Результат оказался ошеломляющий. Спрос на машины стал превышать предложение: если клиент оформит заказ, то ему потребуется ждать 6 месяцев, прежде чем он получит машину. Выручка компании в третьем квартале 2019 г. выросла на 10% по сравнению с предыдущим годом. Аналогичный случай произошел и с другой корейской компанией, производящей зубные щётки. В одном из видео участник группы Чон Чонгук показывается в кадре, держа во рту данное приспособление для ухода за зубами. Предприимчивые фанаты со всего мира за день скупили все имеющиеся щётки в наличии. Впрочем, подобные ситуации случались и позже: сайт небольшого бренда по изготовлению продаже ханбоков, национальной корейской одежды, был перегружен заказами в тот момент, когда ранее упомянутый участник группы BTS появился в нём в аэропорту.

Не стоит также забывать, что благодаря «Корейской волне» также увеличились и объем туристских потоков в страну. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) количество прибытий в Южную Корею в 2018 г. составило 15,3 млн туристов, что на 15,1% выше, чем в 2017 г.

В своем докладе HRI приводит данные, что в 2017 г. 7,6% иностранных туристов (796 000) посетили страну под влиянием BTS [5]. К тому же Корейская Туристическая Организация провела опрос, в котором поинтересовалась у иностранных респондентов о самом популярном месте в Южной Корее. В итоге 5 мест были связаны с данной группой. Данный факт поразителен тем, что едва ли найдется в мире такая

Казанский вестник молодых ученых

страна, в которой рост туристической индустрии происходит не за счет достопримечательностей, а за счет определенной группы людей. А сколько таких же путешественников посетило страну благодаря другим музыкальным исполнителям или корейским сериалом!

Выводы

Как следствие некоторые ученые выделяют по этому поводу новый вид туризма - Халлю-туризм, в котором отмечают основные направления: посещение концертов южнокорейских исполнителей, экскурсии к местам съемок сериалов и фильмов, а также приобретение продуктов, связанных с «корейской волной» [6, с. 144].

Какая ещё страна может похвастаться тем, что из современной массовой культуры был создан туристический продукт, который активно привлекает огромное количество туристов ежегодно?

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что «Корейская волна» это уникальное явление современности, которая ежегодно положительно влияет на экономику и туризм страны. Едва ли еще найдется в мире такая страна, преобразовавшая свою культуру в новый вид туризма.

Ранее выдвинутая гипотеза о том, что «корейская волна» выступает в качестве мультипликатора по отношение к сферам экономики и выступает как катализатор роста туристских потоков в страну, была частично доказана с помощью статистических данных. Исследования в данной области могут быть продолжены.

Полезная значимость данного исследования заключается в том, что данные статистики, конкретные примеры и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния «корейской волны» на экономику и туризм страны. Данная работа может быть полезна студентам, которые занимаются изучением экономики, международных отношений и туризма Южной Кореи.

Литература

1. Степанова В.С., Панченко О.Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития. Казанский вестник молодых учёных.2019. №3. С. 61-68.

2. Гармаханов М.Ц. Политическое и экономическое влияние корейской волны в начале XXI в. Вестник Бурятского Государственного Университета. 2013. N° 8. С. 78-80.

3.'н^^i^^(BTS)¿]^^ls¡ä^[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hri.co.kr/board/reportView.asp?numIdx=30107&firstDepth=1&secondDepth=1&thirdDepth= (Дата обращения: 15.11.2019).

4. BTS have a billion dollar impact on South Korea's economy [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sbs.com.au/popasia/blog/2018/07/05/bts-have-billion-dollar-impact-south-koreas-economy (Дата обращения: 15.11.2019).

5. Аигина А.В., Новикова Е.Ю. Халлю-туризм («Корейская волна») как новое направление развития туризма в Республике Корея. Вестник РМАТ. 2017. №1. С.140-145.

[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://kto.visitkorea.or.kr/kor.kto (Дата обращения: 10.11.2019).

7. Официальный сайт Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcst.go.kr/english/index.jsp (Дата обращения: 10.11.2019).

8. Korean Statistical Information Service [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// kosis.kr/eng/

[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://know.tour.go.kr/stat/tourStatSearchDis.do

Исторические науки

THE IMPACT OF THE "KOREAN WAVE" ON THE ECONOMY AND THE TOURISM OF SOUTH KOREA

L. Stepanova

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Absract. The «Korean wave» is a unique phenomenon of the modern world. By developing this direction, South Korea has achieved impressive results in economy and tourism. Thereby researchers from all countries are attempting to reveal the secret ofpopularity of mass Korean culture, which captured the whole world.

The purpose of this work was to study the impact of the «Korean wave» on the economy and the tourism of South Korea. Through the study of statistics, we have achieved striking conclusions about the connection of economy, tourism and «Korean wave».

Keywords: South Korea, tourism, Korean Wave, Korean economy, Hallyu.

Сведения об авторе Author of the publication

Степанова Лилия Ленаровна, студент, Казанский Liliya Stepanova, student, Kazan Federal University, (Приволжский) федеральный институт, г. Казань, Kazan, Russia. E-mail: stepanovagulnara@mail.ru Россия. E-mail: stepanovagulnara@mail.ru

Дата поступления 22.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.