УДК339.13
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
И.Д. Кузнецова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Л.В. Кохова, М.В. Воронин
Российский государственный торгово-экономический университет
В статье рассмотрена методика определения видовой конкуренции на конкретном товарном рынке предприятий розничной торговли, позволяющая сформировать рациональную ассортиментную политику. Выполнение ростов позволили выбрать конкурентную стратегию торгового предприятия, отражающую направление функционирования на рынке.
Вопрос формирования оптимального торгового ассортимента является достаточно актуальным в настоящее время, поскольку правильно сформированный ассортимент товаров приводит к увеличению прибыли и улучшению коммерческой деятельности предприятия в целом.
Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются производственные возможности изготовителей, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, специализация материальнотехнической базы торговой организации.
В результате перехода к рынку в нашей стране образовалась довольно большая доля населения с низкими доходами, что привело к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. Это позволяет предусматривать в составе номенклатуры разнообразие товаров как дорогих, так и дешевых.
Стабильность розничной торговли определяется рациональностью, полнотой, широтой, новизной, структурой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров.
Отсутствие в торговле нужных то-
варов, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве: чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле.
Конкурентные отношения в розничной торговле включают возможность выбора из достаточно широкого ассортимента товаров и услуг, льгот, преимуществ и удобств. Это находит выражение в предложении своеобразного ассортимента товаров по ценам более низким, чем у конкурентов, специфических услуг, льгот, нетрадиционном размещении магазинов, оригинальном интерьере торгового зала, привлекательной и рациональной выкладке товаров, комфортности совершения покупок.
Специфика конкурентной борьбы в розничной торговле заключается в том, что:
- конкурируют однопрофильные по специализации магазины;
- зависит от территориального размещения предприятий;
- пересекаются зоны деятельности потенциальных соперников.
Анализ конкурентных отношений розничных магазинов позволил выделить их вид, форму и тип конкурентной борь-
бы. Для этого была применена методика [1], позволяющая определить видовую конкуренцию между предприятиями розничной торговли на конкретном товарном рынке (таблица 1).
Таблица 1
Видовая конкуренция в розничной торговле на конкретном товарном рынке
Уровень специализации магазинов Вид конкуренции
Межвидовая Внутривидовая
1 Смешанные
2 Неспециализированные
3 Универсальные
4 Комплексные
5 Комбинированные
6 Специализированные
7 Узкоспециализированные
Значение видовой конкуренции варьируется в зависимости от уровня специализации магазинов и подвида конкурентных отношений. Для определения общей величины видовой конкуренции на рынке при продаже определенной группы товаров уровень специализации магазинов следует ранжировать от 1 до 7, а подгруппы видовой конкуренции от 1 до 2 .
С учетом этого, величину внутривидовой конкуренции (Уп) на рынке конкретного товара можно определить по формуле:
Уп = 2 X И X / 1 (1),
где к1 - коэффициент видовой конкуренции магазина 1-го уровня специализации;
х1 - количество магазинов 1-го уровня специализации, единиц;
1 - численность обслуживаемого населения, тысяч человек.
Значение межвидовой конкуренции
(Уш) в этом случае следует рассчитывать по формуле:
Уш = X кі хі / 1 (2).
Общая величина видовой конкуренции (У) на рынке конкретного товара равна сумме этих показателей:
У = Уп + Уш (3).
При исследовании магазина «Х», от которого в радиусе 500 метров находятся два специализированных и один смешанный магазин с численностью обслуживаемого населения 30 тысяч человек, определили величину внутривидовой конкуренции по формуле 1, равной 0,83.
Таким образом, в исследуемой зоне обслуживания имеются элементы как видовой, так и межвидовой конкуренции.
Магазин «Х» может вести конкурентную борьбу с магазинами, чья территория находится в пределах пешеходной доступности (7-10 минут), или радиуса
500 метров. Таким конкурентом является, например, магазин «У», реализующий товары по оптовым ценам в розницу. Однако, в ассортимент его магазина входят только штучные и фасованные товары.
Распределение покупателей на территории конкурентной борьбы между магазином «Х» и «У» была осуществлено с помощью закономерности, которая учитывает численность населения и расстояние между магазинами. Эта закономерность выражается формулой:
Тх
Ту
Рх
Г "2 ^у->
Ру Сг
(4),
где:
Ту - товарооборот магазина «У»; Рх - численность покупателей магазина «Х»;
Ру - численность покупателей магазина «У»;
Ьх - расстояние до магазина «Х»; Ьу - расстояние до магазина «У».
Тх - товарооборот магазина «Х»;
Поскольку зона конкурентной борьбы двух магазинов находится на равном расстоянии, между ними, то формула приобретает вид:
Тх Рх
— = — (5).
Ту Ру
Подставляя данные таблицы в формулу 5, получаем:
0,4 ф 0,75.
Исходные данные по магазинам «Х» и «У»
Таблица 2
Магазины Товарооборот, тыс. руб. Ежемесячная численность покупателей, чел. Товарооботот на душу населения, тыс. руб./чел.
«Х» 560,0 12500 44,4
«У» 1.400,0 16800 83,3
Как видно из полученных данных, количество покупателей, проживающих в секторе конкурентной борьбы, распределяется между магазинами неравномерно и не пропорционально величине их товарооборота. Численность работников в магазинах равна 10 человекам в каждом, поэтому производительность одного работника составила 56 и 140 тыс. руб. соответственно. Данные показатели следует улучшать путем совершенствования торгово-технологических процессов, ведущих к снижению численности работников и расходов на зарплату в исследуемом магазине «Х».
На основании проведенных исследований установлено, что в данной зоне
обслуживания имеет место как прямая, так и косвенная формы конкуренции; то есть существует ситуация, при которой зоны обслуживания магазинов одного функционального назначения пересекаются.
Видовая конкуренция выражается в совпадении ассортимента, предлагаемого для реализации продукции, она должна исследоваться с учетом специализации магазинов. Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочивания розничной торговой сети. Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент
реализуемых товаров.
Другим конкурентом магазина «Х» является магазин «В», ассортимент у которого аналогичный, однако цены ниже, а культура обслуживания неудовлетворительная.
Третьим конкурентом является универсам «С». Площадь торгового зала его магазина значительно превышает площадь торгового зала магазина «Х», а следовательно, ассортимент товара больше. Также в универсаме есть прилавки, с которых ведется продажа хозяйственных товаров, трикотажных изделий, игрушек, корма для животных.
В исследуемой зоне обслуживания преобладает средний уровень конкуренции, где имеются видовая и межвидовая конкуренция, прямая и косвенная форма конкурентной борьбы. Наиболее важная общая цель - увеличение объема товарооборота. Объем товарооборота можно увеличить включением в ассортимент новых товаров, посредством улучшения качества потребительских товаров или снижением розничных цен, изменением графика работы предприятия, усилением информированности (рекламы) населения о размещение и ассортименте товаров [2].
Кроме того, в результате социологического опроса было выявлено, что большую часть покупателей магазина «Х» составляют лица, относящиеся к следующим социальным группам: студенты - 20%, рабочие и служащие - 70%, пенсионеры - 10% соответственно.
Именно на эти сегменты рынка и следует ориентироваться данному магазину. Большую часть покупателей (90%) удовлетворяет качество обслуживания в магазине. 60% респондентов отмечали, что
ассортимент предлагаемых товаров в основном их устраивает. Однако, 40% покупателей указали на то, что не все товары, которые они хотели бы приобрести, присутствуют в магазине.
Расчет коэффициентов широты, полноты, структуры, новизны и устойчивости ассортимента товаров в магазине «Х» показал, что его ассортимент является рациональным.
Разработка ассортиментной стратегии затрагивает главную управленческую проблему: достижение необходимых результатов с учетом положения предприятия на рынке, текущего состояния ассортимента и возможных перспектив развития. Для этого основой ассортиментной стратегии стал тщательный анализ окружающей среды и внутреннего положения торгового предприятия.
Выполнение расчетов позволили выбрать общую конкурентную стратегию магазина, которая отражает основное направление функционирования на рынке.
В качестве составляющей общей конкурентной стратегии была выработана деловая стратегия «развитие».
Таким образом, данное исследование впервые позволило провести комплексный анализ ассортиментной политики магазина «Х» с применением социологических методов, принципов коммерческой логистики и мерчендайзинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кунаев А.И. Конкуренция в розничной торговле: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МКУ, 1994 -54с.
2. Рябикова, Н.В. Как расширить ассортимент.// Управление магазином. 2007. - № 10 - С. 30-31.
THE INFLUENCE OF COMPETITION ON FORMING RATIONAL ASSORTMENT POLICY OF A RETAILING ENTERPRISE.
I.Kuznecova, L.Kohova, M.Voronin
The article runs about the techniques of defining the type of competition on the specific market of retailing enterprises, which allows forming the efficient assortment policy. The growth allowed choosing the competition strategy of the commercial establishment, which reflects the direction of functioning on the market.