Doi 10.475776/2712-7516_2020_3_14 уДК 336.6
влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Левизов Алексей Сергеевич
кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир, e-mail: levizov@yandex.ru
Николаева Кристина Евгеньевна
студент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир, e-mail: kristina_sleep@mail.ru
Реферат. Конкурентоспособность присутствует практически во всех сферах экономики и является одним из важнейших факторов экономического развития предприятия, обеспечивая предприятию успех на рынке наличием преимуществ перед конкурентами. Опираясь на знание и понимание трех укрупненных субъектов рынка: производителя, покупателя и конкурента, каждое предприятие строит свою конкурентную стратегию, одной из целей которой является находящаяся с ней в прямой зависимости финансовая устойчивость предприятия. В настоящей статье авторами рассмотрена взаимосвязь конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия. Определены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Показана зависимость конкурентоспособности от финансовой устойчивости. Отражена важность финансовой устойчивости для любой организации. Предложены мероприятия и способы повышения конкурентоспособности организации.
Ключевые слова: финансовая устойчивость; конкурентоспособность; конкурент; экономические факторы.
udc 336.6
the impact of competitiveness on the financial
susTAINABILITY of THE compANY
Levizov Alexey
Candidate of Economics, associate professor, Vladimir State University, Russia,
Vladimir, e-mail: levizov@yandex.ru
Nikolaeva Kristina
Student, Vladimir State University, Russia, Vladimir, e-mail: kristina_sleep@mail.ru
Abstract. Competitiveness is present in almost all spheres of the economy and is one of the most important factors in the economic development of an enterprise, providing an enterprise with success in the market by having advantages over its competitors. Based on the knowledge and understanding of three large market entities: manufacturer, buyer and competitor, each company builds its own competitive strategy, one of the goals of which is the financial stability of the company, which is directly related to it. In this article, the authors examined the relationship between the competitiveness and financial stability of an enterprise. The main factors influencing the competitiveness of the enterprise are determined. The dependence of competitiveness on financial stability is shown. The importance of financial stability for any organization is reflected. The measures and methods of increasing the competitiveness of the organization are proposed.
Keywords: financial sustainability; competitiveness; competitor; economic forces.
Одним из важнейших факторов эконо- ся конкурентоспособность. Конкуренция мического развития предприятия являет- присутствует практически во всех сферах
Экономические исследования
15
экономики. Эффективная деятельность предприятия и успех на рынке обеспечиваются наличием преимуществ перед конкурентами. Конкурентоспособность компании - одна из важнейших характеристик, которая анализируется специалистами. На сегодняшний день нужно учитывать много факторов для оценки конкурентоспособности компании, и для каждой отрасли они будут отличаться. На каждом предприятии присутствует конкурентная стратегия, которая состоит из механизма создания и продвижения новой продукции на рынке сбыта [1, с. 216]. Такую стратегию предприятие формирует исходя из трех укрупненных субъектов рынка: производителя, покупателя и конкурента.
Данные три субъекта экономической деятельности являются определяющими. Так, покупатель формирует спрос на определенную продукцию, и нужно выявить, что конкретно он хочет покупать. Конкурент предлагает свою продукцию и выдвигает свои преимущества, а производитель должен учесть это и выпустить такую продукцию, которая будет интересна покупателю и затмит все преимущества конкурента. Взаимоотношения этих субъектов определяют рыночную конкуренцию. Сравнение конкурентов проводится исходя из определенных показателей. При сравнении организации с конкурентами обязательно нужно учитывать категории таких конкурентов. Они могут быть следующими:
- прямые конкуренты (производят аналогичную продукцию);
- косвенные конкуренты (производят товары-заменители);
- потенциальные конкуренты (производят такую продукцию, которой могут удовлетворить определенную потребность в другом товаре).
Существует большое количество факторов, которые влияют на конкурентоспособность. Основные внешние и внутренние факторы представлены на рисунке 1.
Широкий спектр факторов влияет на конкурентоспособность организации, и все они для каждой отрасли имеют разное значение. Одним из факторов, который нужно учитывать любой организации, является финансовая устойчивость.
5 .■_-!. '^-М I
1+т _____. ---
Вящим ДИИД прслпртги
Рисунок 1 - Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Сама по себе финансовая устойчивость является таким же важным фактором на современном рынке, как и конкурентоспособность. Конкурентоспособность фирмы находится в прямой зависимости от ее финансовой устойчивости. Рост конкурентоспособности укрепляет финансовую устойчивость благодаря эффективному использованию собственного капитала фирмы. Исходя из этого, для усиле -ния финансовой устойчивости организация должна повышать свою конкурентоспособность.
Финансовая устойчивость предотвращает появление большого количества проблем предприятия, но для того, чтобы повысить эффективность функционирования в долгосрочной перспективе, нужно решить следующие задачи:
- обеспечение стабильной коммуникации с текущими потребителями своей продукции и поставщиками сырья;
- обеспечение защиты своих взаимоотношений с потребителями от своих конкурентов в данной области;
- разработка перспективных стратегий развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая устойчивость организации является предпосылкой к его конкурентоспособности. В понятие конкурентоспособности входит: во-первых, разработка стратегии по управлению активами производства и маркетинга; во-вторых, разработка новых технических возможностей производства, которых нет у конкурентов; в-третьих, обеспечение снижения издержек факторов производства (капитал, сырье, энергия, рабочая сила); в-четвертых, выпуск того, что отвечает запросам потребителей продукции в отношении цены и качества.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИй ЖУРНАЛ
Благодаря таким преимуществам, которые помогают удерживать показатели выше среднеотраслевых поддерживается и финансовая устойчивость фирмы.
Рассматриваемый подход строится на концепции оценки финансовой устойчивости предприятий с целью обеспечения их конкурентоспособности. Для этого существуют научные и практические инструменты, в том числе экономические и финансовые индикаторы, которые оценивают и измеряют экономические процессы. Кроме этого, можно предложить ряд способов и мероприятий, повышающих уровень конкурентоспособности:
- постоянное применение новых технологий;
- выпуск совершенно новых товаров и модернизация старых моделей;
- соответствие качества продукции международным и государственным стандартам качества;
- предоставление товаров на проверенные рынки сбыта;
- использование в производстве продукции только самого качественного сырья;
- обучение и стажировка персонала организации;
- разработка системы мотивации для сотрудников и вследствие этого повышение их продуктивности и качества работы;
- изучение потребителя, проведение анализа его потребностей, проведение различных маркетинговых исследований;
- выявление слабых и сильных сторон конкурентов, ежегодный анализ своих конкурентов;
- инвестиции в научно-исследовательские проекты для повышения качества продукции и изобретения новой;
- разработка новых рекламных кампаний;
- разработка индивидуального бренда организации.
Все эти мероприятия могут повлиять не только на финансовую устойчивость, но и на организацию в целом, так как помогут в превращении неликвидных активов в ликвидные, добавят привлекательности для привлечения инвестиций и помогут расширить список дебиторов, чтобы выбирать только надежных [2, с. 157-160]. Конкурентные отношения вынуждают организации искать новые источники укрепления своих позиций на рынке, поддерживать устойчивое развитие. При повышении конкурентоспособности финансовая устойчивость усиливается. Конкурентоспособность можно повысить за счет снижения затрат, увеличения объема выпуска, уменьшения себестоимости и т.д. Эти действия приведут к более твердой финансовой устойчивости предприятия. Без хорошей конкурентоспособности невозможно добиться достаточного уровня финансовой устойчивости, и поэтому нужно поддерживать их на оптимальном уровне, чтобы организация могла эффективно функционировать.
Список литературы:
1. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О. Н. Беленов, А. А. Анучин. - Москва : КноРус, 2019. - 144 с.
2. Бородаева, Д. С. Современные направления повышения конкурентоспособности предприятий / Д. С. Бо-родаева // Пища. Экология. Качество: труды XIII Международной научно-практической конференции (Красноярск, 18-19 марта 2016 г.) - ФАНО России, Минобрнауки РФ, Сиб. науч.-исслед. и технол. ин-т перераб. с.-х. продукции, ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, СФНЦА РАН. - Т. 1. - Новосибирск, 2016. - С. 157-159.
References:_
1. Belenov O. N., Anuchin A. A. Konkurentosposobnost' stran i regionov. Moscow, KnoRus Publ., 2019, 144 p.
2. Borodaeva D. S. Sovremennye napravleniya povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy, Pishcha. Ekologiya. Kachestvo: trudy XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Krasnoyarsk, 18-19.03.2016) [Proc. 13th Int. Conf. "Food. Ecology. Quality", Krasnoyarsk, March, 18-19, 2016)], vol. 1. Krasnoyarsk, FANO Rossii etc. Publ., 2016, pp. 157-159__□