Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АБИТУРИЕНТА НА ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)'

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АБИТУРИЕНТА НА ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АБИТУРИЕНТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ПОСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболевская Анна Александровна

В публикации проанализирована современная ситуация конкуренции при поступлении в ВУЗ на юридические специальности. Материал представлен на примере престижных вузов г. Томска. Центральной проблемой представленного исследования является оценка возможности поступления абитуриентов в ВУЗ. Выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на будущее абитуриента. Проведена оценка влияния семейного воспитания на будущее абитуриента. Проанализировано воздействие учебного заведения и школьного окружения на формирование профессиональных навыков абитуриента. Сформулированы необходимые критерии для поступления на юридическую специальность. Разработана стратегия повышения конкурентоспособности абитуриента при поступлении в высшее учебное заведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE COMPETITIVENESS OF THE APPLICANT ON THE POSSIBILITY OF ADMISSION TO THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE LEGAL PROFILE OF ТОMSK UNIVERSITIES)

The publication analyzes the current situation of competition when entering a university for legal specialties. The material is presented on the example of prestigious universities in Tomsk. The central problem of the presented research is the assessment of the possibility of admission of applicants to the university. The factors that have a significant impact on the future of the applicant are identified. The assessment of the impact of family education on the future of the applicant is carried out. The impact of the educational institution and school environment on the formation of the professional skills of the applicant is analyzed. The necessary criteria for admission to the legal profession have been formulated. A strategy has been developed to improve the competitiveness of an applicant when entering a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АБИТУРИЕНТА НА ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)»

Влияние конкурентоспособности абитуриента на возможности поступления в ВУЗ (на примере юридического профиля вузов г. Томска)

The influence of the competitiveness of the applicant on the possibility of admission to the university (on the example of the legal profile of ^msk universities)

Соболевская Анна Александровна

Преподаватель,

НИ Томский государственный университет, ОГБПОУ ТАК

Россия, Томск anianaumova@mail.ru

Sobolevskaya Anna Alexandrovna

Lecturer,

NI Tomsk State University, OGBPOU TAK

Russia, Tomsk anianaumova@mail.ru

Аннотация.

В публикации проанализирована современная ситуация конкуренции при поступлении в ВУЗ на юридические специальности. Материал представлен на примере престижных вузов г. Томска. Центральной проблемой представленного исследования является оценка возможности поступления абитуриентов в ВУЗ. Выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на будущее абитуриента. Проведена оценка влияния семейного воспитания на будущее абитуриента. Проанализировано воздействие учебного заведения и школьного окружения на формирование профессиональных навыков абитуриента. Сформулированы необходимые критерии для поступления на юридическую специальность. Разработана стратегия повышения конкурентоспособности абитуриента при поступлении в высшее учебное заведение.

Annotation.

The publication analyzes the current situation of competition when entering a university for legal specialties. The material is presented on the example of prestigious universities in Tomsk. The central problem of the presented research is the assessment of the possibility of admission of applicants to the university. The factors that have a significant impact on the future of the applicant are identified. The assessment of the impact of family education on the future of the applicant is carried out. The impact of the educational institution and school environment on the formation of the professional skills of the applicant is analyzed. The necessary criteria for admission to the legal profession have been formulated. A strategy has been developed to improve the competitiveness of an applicant when entering a higher educational institution.

Ключевые слова: конкурентоспособность, абитуриент, высшее учебное заведение, юридический профиль, поступление.

Key words: competitiveness, applicant, higher educational institution, legal profile, admission.

Введение.

«Не бойся соревноваться с теми, кто сильней. Непобедимых не существует». Так считал известный испанский футболист Икер Касильяс, с ним согласны многие современники.

Вся жизнь человека протекает в постоянном соревновании и сравнении себя с другими людьми. Соревновательный момент необходим для постоянного совершенствования и улучшения качества. Человек всегда дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад соперничества в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими факторами:

Во-первых, заметный всплеск рождаемости в 2000 годы способствовал увеличению конкурентоспособности на всех уровнях системы образования: дошкольной, школьной, системе профессионального и высшего образований.

Во-вторых, первая сознательная конкуренция начинается именно со школьной скамьи. Наиболее ярко выражаясь среди абитуриентов, поступающих в ВУЗы.

В-третьих, введение ЕГЭ еще больше усилило конкуренцию, так как данный вид проверки знаний является комплексным, по различным темам предметам, везение здесь не поможет.

В-четвертых, поступление в престижный ВУЗ оказывает огромное влияние на дальнейший жизненный путь обучающегося, на успешность его дальнейшего трудоустройства, размера заработка и возможности самореализации.

В-пятых, юридические специальности наиболее востребованы среди абитуриентов.

Таким образом, изучение конкурентоспособности абитуриентов всегда будет актуально для нашего общества.

Постановка проблемы исследования может быть сформулирована следующим образом: как обеспечить необходимую конкурентоспособность для поступления в юридический ВУЗ.

Таким образом, объектом исследования являются необходимые условия для поступления в ВУЗ, а предметом исследования - конкурентоспособность абитуриента.

Целью исследования является разработка наиболее эффективных способов поступления в ВУЗ на юридическую специальность.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

1. Проанализировать современную ситуацию конкуренции при поступлении в ВУЗ на юридические специальности.

2. Оценить влияние семейного воспитания на будущее абитуриента.

3. Выявить воздействие учебного заведения и школьного окружения на формирование профессиональных навыков абитуриента.

4. Сформулировать необходимые критерии для поступления на юридическую специальность.

5. Сформулировать теоретические и практические советы по увеличению конкурентоспособности абитуриента.

Гипотеза исследования заключается в том, что на конкурентоспособность (шансы на поступление) абитуриента в вуз на юридическую специальность оказывают влияние семья, учебное заведение, профессиональные навыки абитуриента и качественная подготовка.

В основе исследования лежит метод сравнительного анализа и социологический опрос.

Теоретическая значимость исследования заключается в формулировании критериев для поступления абитуриентов. Теоретическое значение работы обеспечивается конкретизацией роли семьи и школьного окружения на формирование профессиональных навыков абитуриента.

Практическая значимость исследования заключается в разработке теоретических и практических советов по увеличению конкурентоспособности абитуриента. Практическое значение работы обеспечивается конкретизацией практических рекомендаций при поступлении в вуз. состоит в разработке основных критериев для формирования инновационного образования и науки. Полученные исследовательские данные могут быть использованы с целью решения многих психологический, эмоциональных и финансовых сложностей при поступлении в учебное заведение. Рекомендации исследовательского проекта при практическом применении способны увеличить конкурентоспособность абитуриента.

Анализ работ предшественников.

Трудности, с которыми сталкивается каждый абитуриент при поступлении в высшее учебное заведение в современной литературе освещены достаточно подробно, но проведя анализ литературы четкой стратегии для поступления на юридические специальности описано не было. Работа Паршуковой К.Ю. «Внеконкурсное поступление в вуз? Реальность!» раскрыла конкретные возможности школьников поступления по олимпиадам.

Публикация «Влияние родительской семьи на поступление в вуз» Могильчак Е.Л. еще раз доказала огромный вклад родителей в будущее своих детей. Для достижения поставленной цели исследования центральной работой явилась статья Юсуповой И.А. «Организация подготовки выпускников школ к поступлению в вузы», где были прописан конкретный алгоритм подготовки к вузу.

Оценка возможностей поступления в ВУЗ на юридическую специальность.

В 43 статье Конституции РФ говорится о праве на получение образования. Данная статья предполагает бесплатное получение только неполного среднего образования, не затрагивая среднего профессионального и высшего. Бесплатно высшее или профессиональное образование можно получить только на конкурсной основе [1. С. 80].

В системе социальной стратификации общества уровень образования рассматривается как одно из условий продвижение по статусной лестнице. Высшее образование напрямую связано с карьерным ростом и во многом определяет уровень благосостояния. На рынке труда с середины 1990- х годов высшее образование стало одним из необходимых условий при трудоустройстве на престижные и высокооплачиваемые вакантные места. С этого момента образовательные услуги стали очень востребованными. Перед абитуриентами и их родителями встал выбор образовательного пути: подбор учебного заведения и эффективного способа поступления в него [2. С. 54].

С 2005 года для поступления в ВУЗ был введен ЕГЭ для школьников и сдача внутренних экзаменов для выпускников СПО. Результаты единого государственного экзамены действительны 4 года, исключая год сдачи экзамена. Для поступления в престижный университет вступительные баллы достаточно высокие. Болонский процесс в высшем образовании исключил 5 -летнее обучение (специалитет) по многим специальностям, введя бакалавриат и магистратуру.

Если говорить про юридический профиль, то по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза» продолжается прием на обучение по программе специалитета. Хотя эти специальности не попали под изменения, то есть срок обучения не сократился, но условия поступления остались неизменными.

Таким образом, схема поступления в юридический вуз выглядит следующим образом[3]:

• поступление и окончание школы, дающей высокий уровень знаний (включая переход в специализированные организации среднего образования при вузах), выпускники которой успешно поступают в юридические вузы;

• в период обучения в школе - успешное участие в олимпиадах, для победителей и призеров которых дается право на льготное поступление;

• выбор вуза, направления подготовки (специальности), формы обучения (очная/вечерняя/заочная), бюджетного/платного отделения, а также выяснение прочих условий поступления (прочтение правил поступления);

• выявление возможностей льготного поступления (оценка на предмет отнесения к льготным категориям граждан, поиск целевых программ обучения);

• поступление на подготовительные курсы выбранного вуза;

• сдача ЕГЭ с получением баллов, достаточных для поступления в выбранный вуз;

• успешное прохождение дополнительных испытаний, установленных вузом.

Для оценки объективной картины возможностей поступления на юридическую специальность было проведено исследование на примере трех престижных вузов г. Томска по «общей юриспруденции»: юридического факультета НИ Томского государственного университета, Российского государственного

университета правосудия и юридического факультета в Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

Таблица 1. Анализ количества мест

ВУЗ Год поступления 2015 2016 2017 2018 2019 2020

ТГУ[6] Кол-во студентов бюджетного отделения 54 70 50 60 66 69

Количество студентов, обучающихся 200 170 150 150 150 200

платно

РГУП [7] Обучение на бюджетной основе 14 25 4 5 5

Обучение на платной основе 52 81 18 - 23

ТУСУР[8] Бюджет нет набо нет набо нет набо нет набо нет набо нет набора

ра ра ра ра ра

Платно 150 150 150

Исходя из данных таблицы, видно, что в НИ ТГУ за последние 5 лет ситуация в юридическом институте практически стабильна. В РГУП количество учащихся на бюджетной основе заметно упало, а наборы платных абитуриентов очень нестабильны. ТУСУР не предоставляет бюджетных мест на юридические специальности, по причине непрофильной специальности. По платному отделению ТУСУРа удалось найти информацию только за последние 3 года. Она демонстрирует стабильность и востребованности данной специальности.

Анализ ситуации престижных вузов Томска за последние 5 лет демонстрирует достаточную доступность для поступления абитуриентов на юридические специальности и высокую востребованность данного профиля. Для увеличения возможностей поступления необходимо к этому вопросу подходить заблаговременно (в среднем за 2 года).

Влияние семьи на будущее абитуриента.

Поступление в ВУЗ предполагает собой принятие решения о поступлении, поиск нужной для реализации этого решения, выбор университета или института, выбор специальности и профиля обучения, подготовка к поступлению и зачисление в список студентов. Эти действия быть представлены и в другой последовательности. Например, сначала может начаться подготовка к поступлению, а уже в процессе этого произойти выбор высшего учебного заведения для обучения, параллельно с этапом подготовки может происходить мониторинг необходимой информации о поступлении в вуз. Этапы взаимосвязаны между собой, но на каждом из них принимается относительно самостоятельное решение.

Большое влияние на поступление оказывают организационные и финансовые возможности, предоставляемые родителями абитуриента. Немаловажное значение оказывают интеллектуальные и мотивационные возможности самого абитуриента. Рациональное комбинирование этих ресурсов в достижении цели поступления определяет поведение абитуриентов и их родителей в процессе поступления.

Выбор специальности.

При выборе наиболее эффективных средств для зачисления в списки учащихся вуза, стоит прежде всего оценить: успехи в учебе, финансовые возможности, социальный багаж и другие, необходимо их оценить, а потом использовать для достижения поставленной цели.

Статистика по России показывает, что не более половины выпускников устраиваются работать по полученной специальности. Прослеживается тенденция трудоустройства специалистов с высшим образованием на рабочие места, где возможна более низкая квалификация. А высшее образование рассматривается не всегда как высокая квалификация, гораздо чаще - это показатель высокого уровня культуры и активности. Чаще всего работодатели не учитывают специальность и формируют запрос на вакансию с учетом наличия высшего образования. Поэтому, большая часть поступающих в университеты не всегда пытаются выбрать конкретную специальность.

В большинстве случаев, при принятии решения о получении высшего образования главными мотивами являются экономические, но зачастую они не связаны с выбором определенной специальности. Следует принять во внимание то, что конкурсная основа поступления в вуз - это борьба за возможности, которые не всегда связаны с экономической выгодой и получение работы по специальности. Магистратура и получение второго высшего образования дает возможность исправить неблагоприятные последствия неудачного выбора [3].

Наиболее востребованными по стране остаются экономические и юридические специальности, так как информированность по трудоустройству данных специалистов выше, чем у других специальностей.

Юридические и экономические специальности особенно часто востребованы у детей, чьи родители занимаются предпринимательством или являются руководителями предприятий. Это подчеркивает то, что у наиболее адаптированных к рынку групп населения востребованы данные направления подготовки. Хотя мы видим на рынке труда большое количество специалистов данных направлений, но их комплексные знания, полученные в ходе обучения, очень востребованы при организации предпринимательской и управленческой деятельности.

Не всегда прослеживается взаимосвязь конкурсной ситуации при поступлении на специальность и успеваемости в школе и, также не обязательно, что с ухудшением успеваемости конкурс будет снижаться. Это говорит о снижении значимости интеллектуальных ресурсов при поступлении.

Следует обратить внимание на тактику выбора специальностей, когда абитуриент пытается поступить на направление, где ниже проходной балл. Но это может вызывать трудности в процессе обучения. Следствием этого является то, что технические направления выбирают школьники, обучающиеся на тройки по сравнению с другими специальностями. Это создает серьезные проблемы уже после поступления.

Статистика по уровню реализации планов на поступление очень высокая: своих целей при поступлении в вуз достигли 81% первокурсников, на выбранный факультет - 78%, специальность - 72%. Этот высокий уровень подтверждает скорее профессиональную размытость, и свидетельствует об удовлетворенности получения высшего образования в целом. При выборе специальности обучения, определенное влияние на абитуриентов оказывают родители.

Если абитуриент считает, что контроль данного вопроса родителями приведет к наилучшему результату, то он полагается на них. В данном случае поведение индивида можно рассматривать как адаптивное. Семьи родителей, адаптируясь к условиям конкуренции за места в высших учебных заведениях, подключают все необходимые ресурсы: экономические, социальные, информационные, а также способствуют оптимальному использованию интеллектуальных ресурсов детей.

Организационная помощь родителей.

Родители способны оказать решающее влияние на выбор сына или дочери. Они задействуют все свои социальные связи, для упрощения поступления или поиска необходимого репетитора.

Большинство первокурсников занимались у репетиторов из того вуза, в который поступали. Без родительской помощи и договоренностей выйти на такие контакты достаточно сложно.

На формы подготовки к поступлению в вуз также влияют родители и уровень их образования. Чем выше уровень образования родителей, тем выше доля абитуриентов, которая прибегает к помощи репетитора.

Деятельность родителей, безусловно, встроена в систему неформальных экономических взаимодействий. По данным Е. Авраамовой, лишь 38% абитуриентов используют при поступлении только знания [2.С.54-55]. В основном стратегия поступления во многом зависит от использования родителями денег и/или связей, но при этом дети реально готовятся к вступительным экзаменам. Каждый десятый поступивший молодой человек не отрицает, что прибегал к помощи родителей в виде денег и/или связей. В семьях, где уровень

образования родителей более низкий, гораздо реже прибегают к услугам репетитора и обучения детей к лицеях и гимназиях. Возможно, это следствие не только пониженной мотивации родителей, но и отсутствия сети социальных связей. Это указывает на наличие социальных барьеров в процессе подготовки к поступлению.

Информационная помощь.

Практически всю основную информацию, необходимую для поступления большинство абитуриентов получали от родителей и других родственников. Вторым источником получения информации являются сайты вузов, справочники, буклеты и другие специальные издания.

Родители, прежде всего, оказывали информационное влияние на принятие базовых, принципиально важных решений при поступлении, конкретная же информация относительно форм и методов бралась из официальных источников.

Финансовая помощь.

Еще один канал влияния родителей - финансирование подготовки к поступлению и последующего обучения. Родители или другие родственники оплачивали обучение в 80 - 93% случаев. Вне зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной - от 87 до 93% семей абитуриентов были вынуждены тратить определенные суммы денег на подготовку к поступлению в вуз.

Исходя из результатов исследований зарубежных социологов, видно, что даже при недостаточных финансовых ресурсах родители адаптируются к данной ситуации, используя для образовательного продвижения сына или дочери психологические факторы. Оптимизм, ощущение собственной силы - буфер от негативных последствий никого уровня жизни при выборе образовательного пути.

Выбранная абитуриентами тактика поступления согласована с социально-экономическими возможностями семьи и индивидуальными способностям. Молодые люди, не предпринимавшие попыток поступить на бюджетное отделение из-за недостаточных знаний, чаще занимались на подготовительных курсах и реже с репетитором. Родители, таким образом, использовали более дешевый способ подготовки, который мог хотя бы частично восполнить недостаток у детей способности к обучению.

Поступление на платное обучение является одной из адаптационных практик в условиях конкуренции за места в вузах. Действия абитуриентов, которые стали учиться на платной основе, из-за того, что не прошли по конкурсу на бюджетное место, имеют вполне определенную экономическую мотивацию: прилагаются усилия, чтобы получить услугу бесплатно, если же не получается - принимается решение о платном обучении.

Беспокойство вызывает практика компенсации недостаточности знаний абитуриентов финансовыми ресурсами родительской семьи - прежде всего путем платного обучения. Так, обучающиеся на платной основе учатся хуже в школе или в вузе, имеют родителей с более высоким доходом, а также чаще учатся на высококонкурсных специальностях.

Родительская семья оказывает на процесс поступления в вуз четкое, но достаточно ограниченное влияние. Она создает определенные финансовые, организационные и информационные возможности для молодого человека, однако эти возможности могут реализоваться им не в полной мере.

Осознанность образовательного выбора.

Несмотря на стереотипность принятия решения поступать в вуз и сильное влияние родительской семьи, существуют качественно разные уровни индивидуальной активности и мотивированности молодых людей. Они служат основой осознанности принятия более конкретных решений в процессе поступления в вуз.

Таким образом, явно проявляющиеся негативные последствия существующих практик поступления носят прежде всего образовательный и личностный характер. Экономические последствия данных процессов в связи с быстро меняющейся ситуацией на рынке труда часто непредсказуемы. Они будут зависеть от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эффективности применения тех же ресурсов, что и при поступлении в вуз. С одной стороны, это социальный и экономический капитал семьи, с другой - мотивационные и образовательные ресурсы самого молодого человека.

Семейные традиции и родители оказывают существенное, а иногда и решающее влияние на возможности поступления абитуриента. Это влияние заключается в помощи в выборе специальности, информационной, организационной и финансовой поддержке.

Влияние учебного заведения и на формирование профессиональных навыков абитуриента.

Для получения качественного образования необходимо тщательно продумать стратегию поступления и сделать его заранее. Два-три года перед поступлением лучше провести в юридическом колледже или школе с общественно-правовым направлением, которая позволяет набрать высокие баллы ЕГЭ. Таких учреждений немного и поступить в них при отсутствии регистрации по месту жительства в близлежащих домах не просто, однако обучение в них принесет немало пользы. Правоведческим дисциплинам в этих учебных заведениях уделяется много времени, поэтому за время обучения у будущего абитуриента будет шанс окончательно определиться с выбором профессии. Более того, такие школы и колледжи находятся в тесном сотрудничестве с проверенными вузами, поэтому перед подачей документов вам не придется беспокоиться о поиске подходящего университета и искать советов по выбору вуза.

Именно хорошее довузовское образование позволяет сделать главный шаг к карьере. Конечно, не только в плане формального устройства, но и в плане реального получения знаний и старательного обучения.

Подготовка выпускников школ к поступлению в вузы осуществляется в рамках дополнительного образования путем организации работы лицеев при вузах, профильных классов в школах и подготовительных курсов, работающих непосредственно перед проведением вступительных испытаний. Что касается форм организации такой работы, то они себя вполне оправдывают.

Обычно руководством системы дополнительного образования перечень изучаемых дисциплин определяется самостоятельно. Как правило, слушатели изучают предметы школьного цикла (обязательно выносимые на вступительные испытания), а также ряд вузовских дисциплин.

В этом вопросе есть следующие сложности. Несмотря на то, что повторение никогда не бывает лишним, вновь изучать школьные предметы, оплачивая дополнительно это обучение, вряд ли можно признать рациональным. Ответ простой: привлекать дополнительный материал.

Часто в практике преподавания используется дополнительный материал занимательного характера. Такой подход исключается, пусть и не полностью, так как в тесты вступительных испытаний не вносятся вопросы и задания подобного рода. Дополнительный материал может быть и вузовского уровня (как поступают часто в лицеях при вузах).

В результате напрашивается следующий вывод: довольно сложная система дополнительного образования, организующая обучение учеников школ или абитуриентов на платной основе, со всем своим кадровым потенциалом решает весьма узкую задачу: готовит слушателей к прохождению одного единственного этапа - вступительных испытаний, нимало не заботясь о том, как будут обучаться студенты дальше.

Процесс необходимо определить, как подготовку не к поступлению в вуз, а к обучению в вузе. При такой постановке задачи, выпускники школ будут готовиться не к одному, пусть и важному этапу, а к успешному прохождению испытаний в течение ряда лет, пока они будут обучаться в вузе [5. С.95-96].

А если задача ставится таким образом, то необходимо в корне менять содержание подготовки, при том, что формы могут остаться те же. Что касается содержания, то в его определении необходимо исходить из особенностей вузовского образования. Иная среда, иные цели образования, иная система обучения - все это приводит к необходимости серьезной, поэтапной подготовки старшеклассников к обучению в вузе.

Что касается содержания предметов, то здесь достаточно ограничиться рамками школьной программы, а лучше сделать упор на методику преподавания. В ряде школ в настоящее время все еще ограничиваются репродуктивным уровнем обучения. Поэтому использование активных методов обучения, приучение учеников к самостоятельной работе помогут им легче адаптироваться к обучению в вузе.

Такой подход позволит вооружить будущих студентов вузов знаниями способов и приемов развития психических процессов, формировать культуру умственного труда, что будет способствовать, в свою очередь, повышению качества подготовки специалистов.

В г. Томске очень много специализированных учреждений, которые обеспечивают комплексную подготовку обучающихся школьников в ВУЗы. Например, Сибирский лицей осуществляет набор с 7-10 классы. С момента поступления в лицей начинается подробное разъяснение обо всех плюсах и минусах обучения на том или ином профиле, и начинаются ДОУ по русскому языку и математике. С 9 класса начинается неформальное деление учеников на профили (появляются ДОУ на выбор по биологии, химии, физике, информатике, обществознанию и географии), что позволяет еще лучше ознакомиться с профилями и профессиями. С 10 класса уже чёткое разделение на 3 профиля (химико-биологический, информационно-технологический, социально-экономический), где обучение проходит по профильным дисциплинам. Сибирский лицей входит в топ 300 лучших школ по количеству поступивших в вузы России.

Критерии для поступления на юридическую специальность.

1.Результат сдачи ЕГЭ

Таблица 2.Результат сдачи ЕГЭ

Необходимые баллы ЕГЭ ТГУ[6] ТУСУР[7] РГУП [8]

Бюджет 259 Не набирают 257

Платно 168 150 135

В таблице 2 представлена информация за 2020 год и приведены баллы ЕГЭ, минимально-необходимые для поступления. Исходя из данных ТГУ И РГУПа, можно сделать вывод, что разница в баллах между платной и бюджетной основой существенна (приблизительно в 100 б). В представленных вузах количество платных мест не особо отличается. ТГУ как классический вуз предоставляет больше и бюджетных, и платных мест.

2. Учет дополнительных баллов при поступлении

Таблица 3.

Дополнительные баллы за ТГУ[6] ТУСУР[8] РГУП[9]

Золотой значок ГТО 5 2 2

Золотую медаль 0 4 5

Индивидуальные достижения 10 7 3

Сочинение 0 2 0

Средне-профессиональное образование с отличием 0 4 5

Волонтёрство 2 1 1

В таблице 3 представлены максимально-допустимые дополнительные баллы по различным критериям. Максимальное количество дополнительных баллов предоставляет в ТГУ - 10б., в ТУСУРЕ - 20б. Особое влияние оказывают спортивные достижения и активная жизненная позиция.

1. Внеконкурсное поступление. Конкурсы, олимпиады для поступления абитуриента К данной категории лиц, имеющих право на внеконкурсное поступление в ВУЗ, относятся: • Дети, оставшиеся без попечения родителей или имеющие статус сироты, не достигшие при этом 23-летнего возраста.

• Инвалиды детства, дети-инвалиды и инвалиды 1 и 2 групп, при условии, что у них нет медицинских противопоказаний для осуществления полноценного обучения в ВУЗе.

• Лица, не достигшие 20-летнего возраста, и имеющие на попечении родителя, являющегося инвалидом 1 группы, при условии, что семья, членами которой они являются, имеет статус малообеспеченной.

• Контрактные военнослужащие, вне зависимости от того, демобилизовались они или продолжают проходить службу по контракту, при условии, что срок и службы составляет не менее трех лет. Лица, имеющие офицерское звание, не имеют права на получение подобной льготы.

Стоит отметить, что наличие права на поступление в учебное заведение вне конкурса, не освобождает вышеуказанные категории абитуриентов от необходимости сдачи вступительных экзаменов.

Олимпиады

Перечень олимпиад школьников на 2020/21 учебный год (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.08.2020 № 1125): Open Doors, Олимпиада «Высшая проба», Кутафинская олимпиада школьников по праву, Московская олимпиада школьников, Олимпиада школьников «Ломоносов», Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета, Олимпиада школьников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» «В мир права».

Таким образом, основными критерии для поступления на юридическую специальность являются: результаты сдачи ЕГЭ, дополнительные баллы при поступлении, участие в конкурсах, олимпиадах и другие заслуги абитуриента (в том числе и спортивные). Также возможны и внеконкурсные методы поступления.

Теоретические и практические советы по улучшению конкурентоспособности абитуриента.

Общие рекомендации:

1) Необходимо своевременно определиться с будущей профессией и направлением подготовки. Учитывайте не только ваши желания, но и способности. Затем стоит определить профиль обучения и только после этого начинайте выбирать предметы, которым нужно уделить особое внимание. Например, при выборе социально-экономического профиля дальше стоит определиться с предметами: право, экономика, социология или журналистика.

2) Готовитесь заранее, не откладывайте на потом, просматривайте новые, старые КИМы, задания, сборники и т.д.

3) Пытайтесь быть максимально осведомленным обо всех способах и возможностях поступления. Необходима информированность из различных источников.

4) Рекомендуется дополнительно заниматься с репетиторами, в школе посещать дополнительные уроки, участвовать в тематических вебинарах, ходить на курсы подготовки, а главное- готовиться самостоятельно, решая задания ЕГЭ.

5) Участвуйте в олимпиадах, волонтёрстве, сдайте нормативы на значок ГТО - все это может послужить огромным бонусом при поступлении.

6) Придумайте «запасной план», которым Вы сможете воспользоваться в экстренной ситуации.

Самым эффективным и гарантированным по-нашему мнению способом поступления является

качественная подготовка к ЕГЭ. С какой-то стороны это грустно, что наше школьное образование лишь готовит нас к финальному 4-х часовому тесту, но раз это необходимо, то придётся действовать. Внеконкурсными методами поступления (например, с помощью олимпиады) стоит воспользоваться, но особо на них не рассчитывая.

Для решения поставленных в исследовании задач был проведен опрос (Приложение 1). В опросе приняли участие 250 учеников Сибирского лицея г. Томска, социально-экономического профиля, возраст 15-17 лет. В результате опроса удалось выяснить, что 120 человек собирается выбрать экономическую специальность, 50 человек юридическую специальность и 80 человек другие социально-экономические, химико-биологические и специальности физического профиля (сфера МЧС, психология, социология, инженеры, архитекторы и т.д.).

На вопрос о том, что оказало решающее влияние на выбор будущей профессии, были даны следующие (наиболее популярные) ответы: личный интерес, родители, хорошая заработная плата, таланты, востребованность на рынке труда.

Свои возможности на высокий уровень оценило 68% опрошенных; на средний - 28%; на низкий балл -4% и затруднились с ответом - 4%. (Рис.1).

4%

Рисунок 1. Мои возможности поступления в ВУЗ

Самыми престижными ВУЗами среди опрошенных оказались ТГУ, СПБГУ, РАНХиГС, МГУ и 30 опрошенных не определились с выбором или даже не думали об этом.

На вопрос о том «Как можно улучшить шансы на поступление в вуз» самыми популярными ответами были: участие в олимпиадах; подготовка к ЕГЭ с репетиторами, на курсах, ДОУ; занятие спортом, с целью добиться особых достижений и дополнительных баллов при поступлении.

Среди оценки влияние учебного заведения на конкурентоспосбность абитуриента мнение заметно разделилось. 52% опрошенных оценили влияние учебного заведения высоко, а остальные 48% - на низкий балл (Рис.2.).

Рисунок 2. Влияние учебного заведения абитуриента на поступление в ВУЗ Подавляющее большинство опрошенных для поступления в вуз стараются хорошо учиться и готовятся

к ЕГЭ.

На вопрос о том "Имеете ли вы дополнительные бонусы или льготы для поступления в ВУЗ" 88% ответили, что не имеют, а остальные 12% отметили, что имеют значки ГТО, занимались волонтёрством и участвовали в олимпиадах (Рис.3).

Рисунок 3. Дополнительные баллы при поступлении

Отвечая на последний вопрос о рекомендациях для абитуриента, ответили: готовиться к ЕГЭ, больше спать, а большинство затруднилось с ответом.

Для более объективной картины был проведен опрос среду студентов среднего профессионального образования ОГБПОУ Томского аграрного колледжа. В опросе приняло участие 100 студентов специальности право и организация социального обеспечения 1,2,3, курсов на базе 9 и 11 классов (16-18 лет).

Таблица 4.

Вопросы Результаты опроса

1. Ваш возраст 16-18 лет

2. Планируете ли вы поступать в Вуз? 24 человека из 100 ответили «да»

З.Как Вы оцениваете свои возможности (3 уровня)? Из 100 человек 60 человек оценили свои возможности на поступление как низкие, 25 как средние и 15человек- высоко

4.Что, на ваш взгляд, может улучшить шансы на поступление в ВУЗ? Большая часть студентов (65 из 100) считают, что усердная подготовка, отличительные результаты экзаменов и участие в различных мероприятиях значительно повысят шансы на поступление

5.Как вы оцениваете влияние вашего учебного заведения на поступление в ВУЗ? Студенты положительно оценивают влияние их учебного заведенияна поступление в ВУЗ

б.Какие действия вы принимаете для поступления в ВУЗ? Студенты принимают такие действия как: хорошая учеба, участиев олимпиадах и др.

7. Имеете ли вы дополнительные льготы или бонусы для поступления в ВУЗ? 30% опрошенных имеют дополнительные льготы и бонусы для поступления,70% не имеют

8. Ваши рекомендации для абитуриентов Студенты рекомендуют регулярно посещать учебное заведение ивладеть подробной информацией о требованиях для поступления в ВУЗ

Также, был проведен анализ статистики поступивших в ВУЗ студентов ОГБПОУ Томского аграрного

колледжа за период с 2019 по 2021 гг. Анализ проводился по платным и бюджетным группам на базе 9 и 11 классов обучения.

Таблица 5.

2019 2020 2021

ПСО (9 кл) 4 (из 20) 10 (из 20) 4 (из 21)

ПСО (11 кл) 6 (из 18) 9 (из 18) 6 (из 19)

По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что У часть выпускников колледжа продолжает обучение в

ВУЗах.

Заключение

Анализ ситуации престижных вузов Томска за последние 5 лет демонстрирует достаточную доступность для поступления абитуриентов на юридические специальности и высокую востребованность данного профиля. Для увеличения возможностей поступления необходимо к этому вопросу подходить заблаговременно (в среднем за 2 года). Семьи и родители оказывают существенное, а иногда и решающее влияние на возможности поступления абитуриента. Это влияние заключается в помощи в выборе специальности, информационной, организационной и финансовой поддержке. Учебное учреждение также оказывает огромное влияние на

мотивацию и успешное поступление абитуриента в вуз, применяя различные методиками обучения и психологического воздействия.

Таким образом, основными критерии для поступления на юридическую специальность являются: результаты сдачи ЕГЭ, дополнительные баллы при поступлении, участие в конкурсах, олимпиадах и другие заслуги абитуриента (в том числе и спортивные). Также возможны и внеконкурсные методы поступления.

Результаты социологического опроса во многом подтвердили теоретические установки поступления в вуз, добавили некоторые практические и наиболее востребованные способы поступления среди школьников. Таким образом, гипотеза была доказана как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Задачи исследования выполнены в полном объеме, цель достигнута. В результате исследования были разработаны наиболее эффективные способы поступления в ВУЗ на юридическую специальность.

Список используемой литературы:

1. Паршукова К.Ю. Внеконкурсное поступление в вуз? Реальность! // Право и образование. - 2007. - № 10. - С. 80-85.

2. Абраамова Т.Е. Поступление в вуз как начало формирования индивидуальных социальных практик // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. М: Аналитический центр Ю. Левады. 2004. -С.54-60.

3. Саблин М.Т. Карьера юриста. / Учебное пособие. - М.: Проспект, 2017. - 320с.

4. Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз // Социологические исследования. 2009.- № 8 (304). - С.126-133.

5. Юсупова И.А. Организация подготовки выпускников школ к поступлению в вузы. Проблемы образования // Вестник академии. №1. - 2009. - С.95-96.

6. Официальный сайт юридического института Томского государственного университета. URL: http://ui.tsu.ru/7page id=6872. Дата обращения: 09.02.2021.

7. Российский государственный университет правосудия г. Томска. URL: https://wsb.rgup.ru/?mod=pages&id=2014. Дата обращения: 09.02.2021.

8. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Юридический факультет. URL: https://tusur.ru/ru/o-tusure/struktura-i-organY-upravleniYa/departament-obrazovaniYa/fakultety-i-kafedrv/vuridicheskiv-fakultet. Дата обращения: 09.02.21.

Приложение 1.

Опрос

1. Ваш возраст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Какую специальность вы выбираете?

3. Что оказало решающее влияние на вас при выборе будущей профессии?

4. Как вы оцениваете свои возможности (3 уровня)?

5. В какой Вуз планируете поступить?

6. Что, на ваш взгляд, может улучшить шансы на поступление в вуз (не менее 3 вариантов)

7. Как вы оцениваете влияние вашего учебного заведения на поступление в ВУЗ?

8. Какие действия предпринимаете лично вы для поступления в ВУЗ?

9. Имеете ли Вы дополнительные бонусы или льготы для поступления в ВУЗ?

10. Ваши рекомендации для абитуриента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.