Научная статья на тему 'Влияние конфуцианства на политический дискурс, метафора в политическом языке КНР'

Влияние конфуцианства на политический дискурс, метафора в политическом языке КНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
634
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / КОНФУЦИАНСТВО / КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / КОНФУЦИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КИТАЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ГАРМОНИЯ / POLITICAL LANGUAGE / POLITICAL DISCOURSE / POLITICAL METAPHOR / CONCEPTUAL METAPHORS / CONFUCIANISM / CHINESE / CONFUCIAN PHILOSOPHY / CHINESE POLITICAL DISCOURSE / TRADITIONAL STATEMENTS / HARMONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пак Е.М.

В статье рассматриваются такие понятия, как «метафора», «политическая лингвистика», «политический дискурс», «конфуцианство». Затрагивается проблема употребления метафоры в речи политических деятелей и то, какую роль она играет в политической жизни страны. Приводятся примеры, какие речевые обороты употребляют в своей речи политические лидеры, чтобы благоприятно воздействовать и повлиять на публику. Рассматривается влияние конфуцианства на сознание людей и на политическую жизнь страны. Актуальность данной работы заключается в том, что использование метафоры в политическом языке является непосредственным орудием воздействия на сознание народа, а также в том, как культурные, традиционные ценности Китая влияют на мировоззрение человека. Цель данной работы выявить основные постулаты конфуцианства и их влияние на политическое сознание людей. Задачи данной статьи следующие: дать определение метафоры; выявить ее основные функции в политическом дискурсе; узнать как традиционные культурные ценности влияют на изменение сознания людей на примере конфуцианской философии; какую роль во внутренней и внешней политике играют понятия, связанные с многовековой историей и культурой Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITY OF POLITYCAL LANGUAGE IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article considers the concepts as “metaphor”, “political linguistics”, “a political discourse”, “Confucianism”. The issue of the use of a metaphor in the speech of political figures and what role it plays in political life of the country is touched. The article has examples what turns of speech are used in the speech by political leaders are given favorably to influence and influence public. Influence of Confucianism on consciousness of people and on political life of the country is considered. The relevance of this work lies in fact that use of a metaphor in political language is the direct tool of impact on consciousness of the people and also in how cultural, traditional values of China influence outlook of the person. The aim of this work is to reveal the main postulates of Confucianism and their influence on political consciousness of people. The objective of this article: to give definition of a metaphor; to reveal her main functions in a political discourse; to learn how traditional cultural values influence change of people’s consciousness according to example of Confucian philosophy; what role in domestic and foreign policy is played by the concepts connected with centuries-old history and the culture of China.

Текст научной работы на тему «Влияние конфуцианства на политический дискурс, метафора в политическом языке КНР»

УДК 81 ББК 81.1 П 13

ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, МЕТАФОРА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ КНР

(Рецензирована)

Пак Евгения Михайловна,

преподаватель кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 453 27 29, e-mail: yenka-z@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия, как «метафора», «политическая лингвистика», «политический дискурс», «конфуцианство». Затрагивается проблема употребления метафоры в речи политических деятелей и то, какую роль она играет в политической жизни страны. Приводятся примеры, какие речевые обороты употребляют в своей речи политические лидеры, чтобы благоприятно воздействовать и повлиять на публику. Рассматривается влияние конфуцианства на сознание людей и на политическую жизнь страны. Актуальность данной работы заключается в том, что использование метафоры в политическом языке является непосредственным орудием воздействия на сознание народа, а также в том, как культурные, традиционные ценности Китая влияют на мировоззрение человека. Цель данной работы - выявить основные постулаты конфуцианства и их влияние на политическое сознание людей. Задачи данной статьи следующие: дать определение метафоры; выявить ее основные функции в политическом дискурсе; узнать как традиционные культурные ценности влияют на изменение сознания людей на примере конфуцианской философии; какую роль во внутренней и внешней политике играют понятия, связанные с многовековой историей и культурой Китая.

Ключевые слова: политический язык, политический дискурс, политическая метафора, концептуальная метафора, конфуцианство, китайский язык, конфуцианская философия, китайский политический дискурс, традиционные высказывания, гармония.

PARTICULARITY OF POLITYCAL LANGUAGE IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

(Reviewed)

Pak Eugenia Mikhailovna,

lecturer in the Department of linguistics and translation of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918)4532729, e-mail: yenka-z@mail.ru

Summary. The article considers the concepts as "metaphor", "political linguistics", "a political discourse", "Confucianism". The issue of the use of a metaphor in the speech of political figures and what role it plays in political life of the country is touched. The article has examples what turns of speech are used in the speech by political leaders are given favorably to influence and influence public. Influence of Confucianism on consciousness of people and on political life of the country is considered. The relevance of this work lies in fact that use of a metaphor in political language is the direct tool of impact on consciousness of the people and also in how cultural, traditional values of China influence outlook of the person. The aim of this work is to reveal the main postulates of Confucianism and their influence on political consciousness of people. The objective of this article: to give definition of a metaphor; to reveal her main functions in a political discourse; to learn how traditional cultural values influence change of people's consciousness according to example of Confucian philosophy; what role in domestic and foreign policy is played by the concepts connected with centuries-old history and the culture of China.

Keywords: political language, political discourse, political metaphor, Conceptual metaphors, Confucianism, Chinese, Confucian philosophy, Chinese political discourse, traditional statements, harmony.

Культура и язык тесно взаимосвязаны, поэтому у каждого языка имеются свои отличительные особенности. Для более яркого выражения своих мыслей, люди используют обороты речи. Одним из таких оборотов речи является метафора. Исследование метафоры продолжается уже не одно тысячелетие. Основоположником учения о метафоре является Аристотель, он дает следующее определение, метафора это «несвойственное» имя, перенесенное с рода на вид или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии [1]. Далее Аристотель отмечает, что «создавать хорошие метафоры, значит подмечать сходство». [1]. В лингвистике наиболее распространенным определением метафоры является следующее: «Метафора (метафорическая модель) - уподобление одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств, действий, характеризующих эти явления, в результате которого слова (словосочетания, предложения), предназначенные для обозначения одних объектов (ситуаций) действительности, употребляются для наименования других объектов (ситуаций) на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков» [2].

Нельзя не согласиться с мнением Кобозевой, которая считает, что в разных типах дискурса метафора выполняет разные функции. В поэтических текстах главными функциями метафоры считаются эстетическая (метафора как украшение речи) и активизационная (метафора как средство активизации восприятия адресата), тогда как познавательная отходит на второй план. В научном дискурсе на первое место выходит познавательная, эвристическая функция метафоры, позволяющая осмыслить новый объект исследования, опираясь на знания о других типах объектов. Важна для научного дискурса и аргументативная функция метафоры как средство убеждения в правильности (правдоподобности) выдвигаемых тезисов или постулатов» [3].

Рассматривая политический дискурс, невольно возникает вопрос, какую же функцию выполняет метафора в политической речи. Основными функциями в политическом дискурсе являются эвристическая и аргументативная. Наряду с этим, в политическом дискурсе метафора выполняет интерактивную функцию сглаживания наиболее опасных политических высказываний, затрагивающих спорные политические проблемы, минимизируя ответственность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом [3].

Метафора - самый оригинальный и основной образ мыслей людей. Люди часто пытаются применить знание на практике, то с чем они знакомы, чтобы понять конкретный аспект других вещей, которые создают многочисленные метафоры. В по-

литическая беседе метафора используется, чтобы достигнуть политических целей. То, на что должно быть обращено внимание - это как выразить абстрактные политические идеи в форме определенного яркого языкового выражения.

Концептуальная теория метафоры обеспечивает решающее понимание человеческого разума, который освещает повсеместность метафоры на естественном языке в целом и в политической беседе в частности.

По существу метафора структурирует нашу мысль и помогает нам понимать абстрактные и неосязаемые вопросы при помощи знакомого и доступного понятия основного физического опыта как познавательная эвристика. Концептуальные метафоры показывают распространяющиеся стандартные отображения через концептуальные домены. Например, через языки, время осмысляется с точки зрения пространства как во "взгляде назад", где "назад" обозначает прошлое, и общественные отношения осмысляются с точки зрения физического расстояния, как в "близком друге", где близость указывает близость.

Перекресток метафорического языка и политической беседы - одно из многих инстанциро-ваний воплощенного познания. Политика представляет сложный домен человеческого опыта, который загружен серьезными последствиями и все же слишком абстрактный для простых граждан, чтобы понять. Привлекая воплощенный опыт, метафоры служат для того, чтобы соединить человека и политику.

Китайская культура с присущей ей спецификой и феноменом исторической памяти влияет на язык политики и устанавливает в нем ряд выражений и фраз, свойственных для китайской политической культуры. Классический китайский политический язык становится способом формирования нового варианта политического языка, соответствующего реалиям модернизации Китая [4]. Традиционные фразы и выражения сознательно вводятся в современный политический язык КНР чтобы он обладал определенной функциональной нагрузкой и способствовал уменьшению давления западного дискурса демократии и пониманию политических процессов в рамках собственно китайской политической культуры. Политический язык традиционного Китая является достоянием абсолютно всех представителей китайской нации, что дает возможность использовать его как инструмент для снятия внутреннего напряжения. Традиционные элементы позволяют каждому члену общества ощутить себя частью культурно-исторической линии. Политические лидеры Китая ищут новые подходы к развитию китайского общества, используя при этом

традиционные принципы культуры. Конфуцианство - это этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека, основанное на морали, социальном порядке, возникшее в Китае [5]. Конфуцианские ценности переплетаются с политической жизнью страны и являются гарантом стабильности и консолидации общества, ведь основной чертой конфуцианства является способность приспосабливаться к изменениям эпохи. Конфуцианство является одной из основных доктрин политической идеи. Конфуций стремился развивать патриархально-патерналистскую концепцию государства, где государство - это большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейные отношения, где младшие зависят от старших. Благосклонность, основная ценность конфуцианства, простирается от важности семейных связей и связей крови и проводится в высоком уважении китайцами. «Мирная семья будет процветать (jiahe wanshi xing, Ш^ОТз^т^)» известное и широко охваченное высказывание. Эта благосклонность базируется в семейных связях, распространяется на дружбу и общественные отношения, производя полный набор ценностей, которые включают справедливость, любезность, мудрость, честность, лояльность, самодисциплину и обязательство. Конфуцианские сентенции употребляются как во внутренних так и во внешних политических отношениях. Например, такое выражение как Й^Й (he wei gui) - гармония является самой драгоценной, или fPM^Is] (he er bu tong) - гармония без однородности, или ÎQ^FJtÎT (he ping you hao) - мир и дружелюбие [6].

Справедливость относится к правильности. Как сказал Конфуций, «джентльмен понимает то, что является моральным; маленький человек понимает то, что является прибыльным (junzi yu yu yi, xiaoren yu yu li, ^^F-Bil^F^ . ФАЧ^^РИ)». Все люди должны искать то, что приносит пользу и человеку и обществу. Существует два китайских высказывания, «Все ответственны за развитие или упадок страны (tianxia xingwang, pifu youze,

^"Ft^Û , ЕЛ^^тд)» и «Быть первыми, чтобы показать беспокойство и последним, чтобы наслаждаться (xian tianxia zhi you er you, hou tianxia zhi le

er le, , fij^T^iRMiR)». Если

государство переживает иностранные вторжения и опасности, люди должны «выдворить иностранных захватчиков и реанимировать китайскую страну

(quchu dalu, huifu zhonghua, ЩЩйШ , l&fi Ф^)», размахивая их оружием и борясь за славу страны.

Мудрость требует, чтобы каждый умел отличать правильное от неправильного, определять

способных людей в подходящие положения, знал себя и был находчив. Конфуций сказал, «Благосклонность означает любить, а мудрость означает понимать других (ren zhe ai ren, zhi zhe zhi ren, '. Нужно иметь любящее сердце, чтобы любить других, и нужно иметь мудрость, чтобы понять других. У людей должно быть не только любящее сердце, но также и мудрость, чтобы отличить добро от зла. У них должны обладать мудростью и изобретательностью, чтобы подавлять зло и продвигать добро.

Большую роль во внутренней политике Китая играют понятия, которые непосредственно связаны с многовековой историей, культурой и традициями народа, они представляют собой элементы национального сознания, которые передаются из поколения в поколения. Наиболее важным из них

является Й (he) - гармония. Понятие «гармония» прочно закрепилось в сознании китайского народа и по сей день остается одним из ключевых понятий, составляющих культурные ценности Китая. По китайским традициям и культурным ценностям «гармония» это единство Неба и Человека, тела и души, а также гармония всех людей в целом. Современное китайское общество пытается поддержать гармонию между человечеством и природой; между людьми и обществом; между членами различных сообществ; и между умом и телом.

Существует великое множество устойчивых сентенций, которые формируют культурно-философскую концепцию гармонии в китайской трактовке: АШЙ (he wei gui) - гармония это драгоценность, - великая гармония. Ключевым феноменом гармонии считается сосуществование и взаимодополнение. Такая концепция используется для формирования нравственно-этических норм, а также применяется в практике международных отношений.

Культурные ценности страны влияют на ее национальную психологию и идентичность. Китайские традиционные культурные ценности гармонии, благосклонности, справедливости, любезности, мудрости, честности, лояльности и сыновнего благочестия воплощены в дипломатии Китая через понятие гармонии, самой важной китайской традиционной ценности. Согласно понятию гармонии, вселенная объединяет разнообразие. Объединение разнообразия является основанием для поколения новых вещей. Конфуций сказал, «Джентльмен стремится к гармонии, а не к однородности (junzi he er bu tong, Щ^-ft]M^l^)». Таким образом, джентльмен может придерживаться различных взглядов, но он вслепую не следует за другими. Вместо этого он стремится сосуществовать в гармонии с ними. [7, с. 445-447]

В 1950-х Китайская Народная Республика выдвинула Пять Принципов Мирного Сосуществования - взаимоуважение к территориальной целостности и суверенитету; взаимное ненападение; невмешательство во внутренние дела друг друга; равенство и взаимная выгода; и мирное сосуществование. Эти принципы показывают, как дипломатическая стратегия Китая воплощает ценность гармонии. За прошлые пять десятилетий. Пять Принципов Мирного Сосуществования были широко приняты большинством стран и стали важными критериями стандартизации международных отношений.

Идеальное общество согласно традиционным китайским культурным ценностям - «мир для всех (shi jie da tong, "Шг^^ГрО) и мир универсальной гармонии (tian xia wei gong, )». Чтобы понять этот идеал, ценность гармонии защищает взаимоуважение, мир, сотрудничество, сосуществование и взаимовыгодное развитие, которые воплощены в дипломатической политике Китая.

С начала нового века мирное развитие, гармоничное общество, взаимная выгода и взаимовыгодное развитие стали дипломатическими принципами Китая.

Цель создания гармоничного мира, непосредственно, воплощает традиционную ценность Китая гармонии, которая является беспрецедентным понятием в международном обществе. Создание гармоничного мира требует, чтобы цивилизации сосуществовали. Идея построить гармоничный мир абсолютно отлична от значений «закона джунглей» или политики с позиций силы, и представляет новый способ решить международные конфликты.

Подводя итог, хочется заметить, что в Китае очень ценятся традиции и культура, многовековая история передается из поколения в поколения, идеи конфуцианской философии в сознании людей не дают терять им разум и здравый смысл, именно поэтому как во внешней так и во внутренней политике Китая царит благоприятная атмосфера. Благодаря своим политическим взглядам, они умеют добиваться поставленных целей, достигать мирного соглашения с внешними странами, избегая конфликтов.

Использование же метафоры в политической речи является оригинальным и основным образом мышления. В политической беседе метафора используется для того, чтобы достигнуть определенных политических целей таких как, урегулирование внутренних и внешних конфликтов, расположение к себе публики. То, на что должно быть обращено внимание - это как выразить абстрактные политические идеи в форме определенного яркого языкового выражения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб: «Азбука-классика», 2010. - 300 с.

2. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб: Филологический факультет // Государственный университет. -2002. - С. 177-178.

3. Кобозева И. М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие / отв. ред. М. Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2008.

- 760 с.

4. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая мета-форология / Э.В. Будаев.Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 330 с.

5. Кэ Ян. Исследования политической коммуникации в Китае // Политическая лингвистика. - 2011.

- №3 (37). - С. 58-63.

6. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И.Кобзев. М.: Вост. Лит., 2002. - 606 с.

7. Конфуций. Урок мудрости: Сочинения. - М.: Экс-мо; Харьков: Фолио, 2009. - 958 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.