Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камракова Наталья Юрьевна

Статья посвящена проблеме влияния компьютерных средств обучения на качество общения и взаимоотношений детей младшего школьного возраста. Представлены результаты диагностики межличностных отношений школьников компьютерного класса. Показано, что в отношениях присутствуют неприязнь, отвержение, конфликтность, более половины школьников переживают неудовлетворенность своим положением в группе. Представленные данные могут быть учтены при разработке программы сопровождения, направленной на формирование у школьников ценности непосредственного общения и установки на межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камракова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPUTER TEACHING AIDS ON INTERPERSONAL RELATIONS IN A GROUP OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

This article is devoted to the problem how computer learning tools influence the quality of communication and relationships between primary school children. It shows the results of research on the interpersonal relations diagnostics of computer class students. Hostility, rejection, conflicts in group relationships were identified, and more than half of schoolchildren experienced dissatisfaction with their position in the group. Presented data can be useful in the development of a support program, aimed on forming the value of direct communication and setting the environment for interpersonal interaction with peers and adults.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ютернои среде: методология, теория и практика формирования: монография. - Волгоград: Перемена, 2003. - 307 с.

8. Костюк Ю. Л. [и др.]. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. -

2014. - № 1 (26). - С. 89-98.

9. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. -2011. - № 10. - С. 93-99.

10. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. - 2015. -№ 1 (42). - С. 105-108.

11. Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. -

2015. - Т. 1. - № 1 (2). - С. 579-587.

12. Рогозин К. И., Рогозина И. В. Стратегия и тактика использования современных персональных цифровых устройств в учебном процессе // Ученые записки ИУО РАО: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Современное состояние и пути развития информатизации образования и в здоровьесберегаю-щих условиях». Москва, 23 ноября 2017 г. // Институт управления образованием Российской академии образования. - 2017. - № 4 (64). - С. 121-125.

13. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Педагогика высшей школы. - 2018. - № 2. - С. 5-8. -URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 23.04.2020).

14. Рублева Е. В. Особенности синхронного и асинхронного онлайн-обучения на современном этапе образовательного процесса // Вестник ЦМО МГУ. - 2014. - № 3. -С. 50-54.

15. Трухин А. В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2002. -№ 4 (8). - С. 12-21.

16. Ross J., Sinclair C., Knox J., Bayne S. & Macleod H. Teacher Experiences and Aca-

demic Identity: The Missing Components of MOOC // Pedagogy' Journal of Online Learning and Teaching. - 2014. - Vol. 10. - № 1. - P. 5769.

Н. Ю. Камракова

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ч овременныи этап научно-технического прогресса характеризуется бурным развитием компьютерных технологии, проникающих во все сферы деятельности человека, предъявляющих высокие требования к профессиональной компетентности специалиста. Обновляющаяся система общего образования, призванная обеспечить информационно-технологическую грамотность выпускников, претерпевает значительные изменения: переосмысливаются цели, совершенствуются формы и средства обучения. Модернизация начального общего образования нацелена на создание условии для освоения и активного использования младшими школьниками средств информационных и коммуникационных технологий. Их отличие от традиционных средств и способов поиска, сбора, обработки, передачи важной для решения учебных задач информации состоит в использовании обучающимися электронных устройств, прежде всего, компьютера. Информатизация образовательного процесса в начальной школе направлена не только на формирование умений использовать компьютер, но и на раз-

витие интереса учеников к учению, формирование желания и умения учиться, освоение системы знаний, умений и навыков, опыта разнообразных видов деятельности. Реализации этих целей способствует «использование информационных технологий в коллективной, фронтальной и индивидуальной работе младших школьников; применение электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной учебной деятельности, самопроверки и самоконтроля учеников, исследования, моделирования, создания образовательного продукта на различных этапах урока и во внеурочной деятельности» [5, с. 13].

Научные исследования последних десятилетий, посвященные разработке и апробации моделей электронной образовательной среды [5; 7; 8; 11], отдельным аспектам влияния информационных технологий на обучение младших школьников [2; 3; 6; 10], показали, что использование новых средств обучения приводит к изменению результатов образовательного процесса, способствует повышению познавательной активности учеников. Обращение к работам зарубежных (Э. Клоэт, А. Леллиот, А. Мехта, Н. П. Моррис, Б. Суин-нертон и др.) и отечественных исследователей (О. С. Власова, Е. А. Крамер, А. В. Молокова, Н. В. Очирова и др.) позволяет выделить возможности и особенности успешного использования средств информатизации в начальной школе.

В то же время в исследованиях психологической направленности уточняется, что общение ученика с компьютером - это качественно новый, до конца не изученный вид обучающего общения, который может иметь и отрицательные последствия. В частности, Е. И. Маш-биц отмечает обеднение языка современных школьников, обусловленное тем, что при выполнении заданий с помощью компьютера от них требуются однотипные ответы, упрощенные конструкции предложений [4]. Н. Я. Без-бородова говорит о негативном влиянии компьютерных технологий обучения на восприятие объемных текстов, умение самостоятельно выделять главную мысль, на характеристики внимания (устойчивость, концентрацию), на процессы запоминания, на особенности мы-

шления, среди которых отмечается его бессистемность, нарушение причинно-следственных связей [1]. Отмечается и возникающее у некоторых школьников стремление свести общение с окружающими, в том числе со сверстниками, к общению посредством компьютера [4].

Компьютеризированная деятельность зачастую исключает межличностное взаимодействие. Длительное пребывание за компьютером приводит к снижению потребности ребенка в непосредственных социальных контактах, к затруднениям в установлении и поддержании эмоциональных связей со сверстниками и взрослыми, обширность и разнообразие которых считается необходимым для развития личности ребенка. Оказывается под угрозой комфортность пребывания школьника в группе одноклассников, удовлетворение его потребности в принятии другими, во взаимодействии с другими, эффективность групповой коммуникации и групповой деятельности в целом.

Психологическое сопровождение младших школьников в условиях интенсификации компьютерного обучения должно быть, прежде всего, профилактической направленности. Программа психологического сопровождения развития школьников, обучающихся в компьютерных классах, должна быть выстроена в соответствии со спецификой влияния на развитие личности и общения школьников преобладающих средств учебной деятельности. Диагностический этап программы сопровождения представляется сфокусированным на сборе данных о предмете профилактики и факторах, обусловливающих его развитие. В рамках данной статьи в качестве предмета рассмотрены особенности межличностных отношений, сложившихся в группе школьников компьютерного класса. Предполагается, что они отличаются от особенностей взаимоотношений учеников в классе, где в основе учебной деятельности - диалог с учителем, а основными формами обучения являются коллективная, групповая, работа в парах.

Цель статьи состоит в представлении данных эмпирического исследования особенно-

202/// -

стей межличностных отношений в группе младших школьников, обучающихся в компьютерном классе; в обосновании необходимости специально организованной работы по психологическому сопровождению обучающихся данной группы, одним из направлений которой является формирование ценности непосредственного общения и установки на межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Рассмотрены важные для обоснования программы сопровождения вопросы:

1. Есть ли отличительные особенности в системе межличностных взаимоотношений у младших школьников, обучающихся в компьютерном классе? Если есть, то каковы эти особенности?

2. Есть ли набор личностных качеств, который отличает младших школьников, обучающихся в компьютерном классе? Является ли данный набор качеств критерием для взаимной оценки и предпочтения одних членов группы другим при осуществлении совместной деятельности или проведении свободного времени?

Исследование проведено под нашим руководством Н. М. Реутовой на базе БОУ Сокольского муниципального района Вологодской области «Средняя общеобразовательная школа № 3». Выборку составили 50 человек, учащиеся двух 4-х классов, в возрасте 10-11 лет. В тексте статьи использованы характеристики класса «компьютерный», «некомпьютерный», что следует понимать как класс, где школьники обучаются преимущественно с помощью компьютерных технологий (п=24), -в первом случае; класс, где школьники обучаются без применения компьютерных технологий (п=26), - во втором. В соответствии со спецификой исследования были выбраны следующие диагностические процедуры: социометрия по Дж. Морено (непараметрическая форма), тест личностных особенностей младших школьников по Р. Б. Кеттеллу и Р. В. Коану.

В результате социометрии было уточнено следующее:

- в компьютерном классе структура межличностных отношений представлена всеми

ролевыми позициями («звезда», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «отвергаемые») -структура полная, дифференцированная; статистически значимых различий с некомпьютерным классом по количеству полученных положительных выборов нет; интерес представляют статистически значимые различия по показателю отрицательных выборов - в компьютерном классе их получено больше, что подтверждается на уровне значимости р<0,05 (иэмп=193) и может указывать на имеющееся недоверие учеников по отношению друг к другу, обостренное внимание к непривлекательным сторонам личности и поведения одноклассников;

- в компьютерном классе имеется 10 взаимных пар, что составляет 22 % от общего количества возможных взаимных выборов в группе; в отличие от некомпьютерного класса, где выявлено 26 взаимных пар, в группе компьютерного класса 78 % случаев проявления симпатии встречает игнорирование (отсутствие выбора) или отвержение (отрицательный выбор);

- в компьютерном классе группировок не выявлено, что отличает данную группу от некомпьютерного класса, в котором обнаружены пять группировок (по 3-4 человека), положительно взаимосвязанных между собой; поскольку группировки выполняют роль эмоционально-психологических ядер системы общения, их отсутствие в компьютерном классе может указывать на неблагоприятный социально-психологический климат группы, при котором возможны напряженность и конфликтность, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, непринятие, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт; напротив, в некомпьютерном классе больше условий для доверительных отношений, открытости в общении, безопасности и комфорта, взаимной поддержки;

- в компьютерном классе имеются три ученика с отрицательным социометрическим статусом; в отличие от группы некомпьютерного класса, где выявлено общее умеренно-положительное влияние друг на друга членов группы (Стт=0,04; Стах=0,36), в ком-

пьютерном классе есть те, кто отрицательно действует на других членов группы и вызывает у них конфликтные и негативные реакции (Сmin= -0,04; Стах= -0,22);

- в компьютерном классе отмечается стремление членов группы к взаимодействию с другими (Етш=0,09; Етах=0,39), что в целом не отличает по экспансивности членов группы компьютерного и некомпьютерного классов (Етт=0,08; Етах=0,44); интерес представляют статистически значимые различия по показателю отрицательных выборов - в компьютерном классе их сделано больше, что подтверждается на уровне значимости р<0,01 (иэмп=131,5), и может указывать на непринятие, настороженность учеников по отношению друг к другу;

- в компьютерном классе 14 человек (58 % опрошенных) имеют нулевой показатель эмоционального благополучия, удовлетворенности положением в группе, что может указывать на имеющееся у школьников переживание незащищенности, одиночества среди одноклассников (Ктт=0; Ктах=0,5); сравнение с показателями по некомпьютерному классу (Ктт=0,25; Ктах=1), где имеется 8 школьников, полностью удовлетворенных своим положением в группе (31 % опрошенных), подтвердило статистически значимые различия на уровне р<0,01 (иэмп=183).

В результате обработки данных, полученных с помощью теста для исследования личностных особенностей младших школьников Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана, были выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам:

- «аффектотимия / шизотимия» (фактор А)

(иэмп=112, р<0,01),

- «доминантность / конформность» (фактор Е) (иэмп=161, р<0,01),

- «сургенсия / десургенсия»» (фактор F)

(иэмп=102, р<0,01),

- «пармия / тректия» (фактор Н) (иэмп=94, р<0,01),

- «контроль желаний / импульсивность» (фактор Q3) (иэмп=201, р<0,05),

- «фрустрированность / нефрустрирован-ность»» (фактор Q4) (иэмп=192, р<0,05).

Полученные результаты позволяют говорить об особенностях личности школьников компьютерного класса. Характеристики школьников в сопоставлении с чертами личности учеников из некомпьютерного класса представлены в таблице 1.

Уточнение значимости различий по качествам личности, присущим предпочитаемым членам группы того и другого класса, позволило констатировать ее наличие на уровне р<0,01 по шкалам:

- «доминантность/конформность»» (фактор Е) (иэмп=147, р<0,01),

- «сургенсия/десургенсия»» (фактор F) (иэмп=105, р<0,01),

- «пармия/тректия»» (фактор Н) (иэмп=121, р<0,01).

Полученные результаты могут говорить о том, что предпочтение школьниками компьютерного класса отдается одноклассникам, обладающим чертами типичного представителя группы. Большую симпатию вызывает тот, кто проявляет, возможно, учебно-важные качества, позволяющие быть успешным в учебной деятельности компьютерного класса: сосредоточенный, сдержанный, следующий инструкции, ведомый, послушный, склонный к работе в одиночестве, осторожный, молчаливый, быстро и непротиворечиво реагирующий на указанную ошибку.

Обобщая результаты исследования, подчеркнем:

- в группе учеников из компьютерного класса сложилась иерархически организованная структура межличностных отношений, что говорит о том, что взаимодействие в группе осуществляется, имеется набор критериев оценки и выбора партнера для осуществления совместной деятельности или проведения свободного времени;

- оценка и выбор производятся на основе анализа привлекательных и непривлекательных сторон личности и поведения одноклассника, сравнения их с предпочитаемым набором качеств, куда входят сосредоточенность, сдержанность, следование инструкции, ведомость, послушность, склонность к работе в одиночестве, осторожность, молчаливость, спо-

2О2/// -

Таблица 1

Черты личности, присущие школьникам компьютерного класса и некомпьютерного класса, по выделенным шкалам методики Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана

Название шкалы Характеристики школьников

Компьютерный класс Некомпьютерный класс

Фактор А: аффектотимия/ шизотимия Более сдержаны и формальны в контактах; стремятся к уединению; предпочитают общение с электронными устройствами непосредственному; отмечается р иги-дность, конфликтность, бескомпромиссность Более открыты и непринужденны в общении; более эмоциональны и экспрессивны; склонны к сопереживанию; проявляют инициативу в общении

Фактор Е: доминантность/ конформность Менее уверенны в себе; склонны к подчинению требованиям и правилам; исполнительны; часто успешны в обучении Более доминантны; склонны к управлению и контролю; стремятся к самоутверждению; отстаивают свои права на самостоятельность; требуют проявления самостоятельности от других

Фактор F: сургенсия/ десургенсия Имеют более серьезный подход к жизни; склонны все усложнять и проявлять осторожность; остро реагируют на любую угрозу Более оптимистичны; верят в удачу; проявляют остроумие и находчивость, стремятся к разнообразию и переменам

Фактор Н: пармия/ тректия Чаще проявляют робость, осторожность, сдержанность в выражении чувств, смущение, склонность к переживанию чувства неполноценности; не любят работать с другими; имеют одного-двух близких друзей, круг интересов ограничен Более смелы, решительны, склонны к риску; легко вступают в контакт; не стесняются публичных выступлений; любят быть в центре внимания, находиться на виду у окружающих

Фактор Q3: контроль желаний/ импульсивность Менее способны к самоконтролю деятельности и поведения; больше рассч иты-вают на внешнюю организацию св оего времени и порядка выполнения дел; могут проявлять слабую волю Лучше контролируют свои эмоции и поведение; прежде чем что-то сделать, все обдумывают; стараются преодолевать препятствия, возникшие на пути; заботятся об общественной репутации

Фактор 04: фрустрированность/ Нефрустрирован-ность Более выражена эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, болезненная реакция на критику Более спокойны, невозмутимы в ситуациях неудач, фрустрирующих обстоятельствах; умеют находить удовлетворение в любом положении дел

собность быстро и непротиворечиво реагировать на указанную ошибку;

- взаимное влияние в группе в большей степени умеренно-положительное, но есть ученики с отрицательным статусом, вызывающие своим присутствием и поведением конфликтные и негативные реакции у одноклассников;

- в группе отмечается эмоциональная экспансивность школьников как потребность в общении и стремление выражать свое отношение к другим; отличительная особенность экспансивности в данном классе - активное проявление отвержения, что может указывать

на критичное отношение школьников к одноклассникам, возможное недоверие;

- более половины учеников из компьютерного класса переживают эмоциональное неблагополучие, неудовлетворенность своим положением в группе; проявление симпатии с их стороны к тому или иному члену группы встречает игнорирование или отвержение; с отсутствием взаимности могут быть связаны переживаемые незащищенность и одиночество;

- отсутствие в компьютерном классе группировок как эмоционально-психологических

ядер системы общения может указывать на неблагоприятный социально-психологический климат в группе, при котором возможны напряженность и конфликтность отношений, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, непринятие, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт.

Обнаруженные особенности сложившихся межличностных отношений в группе школьников, обучающихся в компьютерном классе, могут быть связаны, на наш взгляд, с изменением качества общения с педагогом и одноклассниками в связи с интенсивным использованием в учебной деятельности компьютера и компьютерных технологий, преобладанием индивидуальных форм работы.

Программа психологического сопровождения младших школьников компьютерного класса должна способствовать обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитию умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности и ситуациях повседневного общения. Развивающие занятия могут быть направлены на формирование коммуникативных компетенций, среди которых умение и готовность устанавливать и поддерживать контакт, вести диалог, слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, избегая конфликтов, конструктивно воспринимать критику, находить выходы из спорных ситуаций. Развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей обеспечит комфортность пребывания школьника в группе одноклассников, удовлетворение его потребности в принятии другими.

Результаты исследования могут быть учтены при разработке программы сопровождения младших школьников, обучающихся в компьютерном классе, одним из направлений которой может стать формирование у учеников ценности непосредственного общения и установки на межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме влияния компьютерных средств обучения на качество

общения и взаимоотношений детей младшего школьного возраста. Представлены результаты диагностики межличностных отношений школьников компьютерного класса. Показано, что в отношениях присутствуют неприязнь, отвержение, конфликтность, более половины школьников переживают неудовлетворенность своим положением в группе.

Представленные данные могут быть учтены при разработке программы сопровождения, направленной на формирование у школьников ценности непосредственного общения и установки на межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ключевые слова: компьютерные технологии в обучении, компьютерный класс, межличностные отношения, социометрия, коммуникативная компетентность.

SUMMARY

This article is devoted to the problem how computer learning tools influence the quality of communication and relationships between primary school children. It shows the results of research on the interpersonal relations diagnose-tics of computer class students. Hostility, rejection, conflicts in group relationships were identified, and more than half of schoolchildren experienced dissatisfaction with their position in the group.

Presented data can be useful in the development of a support program, aimed on forming the value of direct communication and setting the environment for interpersonal interaction with peers and adults.

Key words: computer technologies in education, computer class, interpersonal relations, sociometry, communicative competence.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безбородова Н. Я. Влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. -С. 109-113.

2. Власова О. С. Техническое конструирование как средство активизации освоения дисциплин естественнонаучного цикла младшими школьниками: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2015. - 23 с.

3. Крамер Е. А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Томск, 2018. - 21 с.

4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

5. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Новокузнецк, 2008. - 42 с.

6. Очирова Н. В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 22 с.

7. Cloete E. Electronic education system model // Computers & Education. - 2001. -Т. 36. - № 2. - Pp. 171-182.

8. Lelliott A. Developing the ICT capable school // Computers & Education. - 2002. -Т. 39. - № 3. - Pp. 313-317.

9. Lelliott A. Teaching and Learning with ICT in the Primary School. - London, 2000. -269 p.

10. Mehta A., Morris N. P., Swinnerton B., Homer M. The influence of values on e-learning adoption // Computers & Education. - 2019. -Vol. 141. - P. 103-617.

11. Wang T.-H. Developing an Assessment-Centered e-Learning System for Improving Learning Effectiveness // Computers & Education - 2014. - Т. 73. - Pp. 189-203.

В. И. Соболев, М. Н. Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 159.922

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ (КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ)

Пс

II сихический гомеостазис как фундаментальная психологическая константа является предметом интенсивных исследований в области общей и прикладной психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, неврологии и педагогики [7; 8; 9; 12; 15]. Наряду с другим, психический гомеостазис поддерживается фоновой, а при необходимости и экстремальной активностью целого ряда так называемых механизмов психологической защиты (МПЗ), обеспечивающих в конечном итоге ослабление у индивида степени дискомфорта. Список таких механизмов постоянно растет и по данным разных авторов [2; 5; 7] уже достигает 4-5 десятков, хотя первоначально дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, выделяла только 15 МПЗ [14].

Классификация механизмов психологической защиты в настоящее время еще не завершена, поскольку эта проблема имеет множество точек зрения, основанных на разных, часто несовместимых парадигмах [3; 4; 5; 17]. Тем не менее, согласно современным представлениям, все МПЗ могут быть сгруппированы в несколько групп [5; 15; 16]. Наиболее известными из них являются психотические, инфантильные, невротические и адаптивные механизмы [5; 6; 17]. Каждая из этих групп включает несколько самостоятельных механизмов защиты, отражающих разные сторо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.