Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
488
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЕОИГРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ВЛИЯНИЕ ВИДЕОИГР / ПРОБЛЕМЫ ИГР / VIDEOGAMES / COMPUTER GAMES / VIDEOGAMES' INFLUENCE / GAMES' PROBLEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Расулов Э. Н., Мельников Н. А., Салменкова М. В.

Данная работа рассматривает значение достижения компьютерных технологий в сфере видеоигр, раскрывая их недостатки и преимущества и рассматривая в общем их влияние на личность человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENT

This article researches the achievement value of computer technologies in the sphere of videogames, revealing their advantages and disadvantages, exploring its influence on person’s identity in general

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

УДК 378.17

Расулов Э.Н. студент 2 курса Мельников Н.А. студент 2 курса факультет СПО научный руководитель: Салменкова М.В., к.пед.н.

преподаватель

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ Россия, г. Краснодар ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКА

Аннотация: Данная работа рассматривает значение достижения компьютерных технологий в сфере видеоигр, раскрывая их недостатки и преимущества и рассматривая в общем их влияние на личность человека

Ключевые слова: видеоигры, компьютерные игры, влияние видеоигр, проблемы игр

Rasulov E.N.

Melnikov N.A. 2nd course, faculty of SVE Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia (Krasnodar) Scientific supervisor- Salmenkova M. V.

Candidate of pedagogical Sciences, teacher Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia (Krasnodar) INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENT Annotation: This article researches the achievement value of computer technologies in the sphere of videogames, revealing their advantages and disadvantages, exploring its influence on person's identity in general

Key-words: Videogames, computer games, videogames' influence, games' problems

Современная деятельность людей тесно взаимосвязана с интернетом, компьютерными программами и технологиями, призванных значительно облегчить работу человека в различных сферах и повысить её продуктивность. Однако это не единственное назначение компьютерных технологий: их используют и в качестве отдельного вида получения досуга. Видеоигры являются одним из самых популярных видов подобного досуга, позволяя человеку отойти от реального мира и воплотить идеи и желания, удовлетворяясь самим процессом, в мире виртуальном. Данный досуг

вполне полезен для человека в умеренных количествах и даже помогает развивать некоторые навыки, однако может вызывать и определенную степень зависимости, что, конечно, вредно сказывается на физическом и моральном здоровье человека. Последняя информация из СМИ зачастую носит дискредитирующий, отрицательный характер о значении видеоигр: они «вырывают из реальности», делают видеоигроков эмоционально нестабильными, заставляют проявлять жестокость и даже совершать преступления. 14

Можно выделить четыре существенные стадии игровой зависимости:

1. Первая стадия характеризуется процессом адаптации, переходящей в слабую увлеченность;

2. Вторая стадия является периодом появления легкой зависимости, но граничащей с увлеченностью;

3. Третья стадия достигает максимума и появляется полноценная зависимость;

4. На четвертой стадии зависимость закрепляется, но в дальнейшем может идти на спад, фиксируясь на определенном уровне и являясь устойчивой на протяжении длительного времени, появляется привязанность.

В своих исследованиях Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот отмечают, что влечение к игре является проявлением протеста и бессознательного агрессивного отношения к реальной действительности, а неадекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неограниченного удовлетворения своих желаний. 15

Высказывается мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. 16

В целях исследовательского проекта ученых Вашингтонского университета была создана онлайн паззл-игра «Foldit», смыслом которой являлся поиск игроками оптимальных способов подбора трехмерной структуры выбранных протеинов. Результатом стала расшифрованная структура кристалла обезьяньего вируса (M-PMV), которая вызывала СПИД

14 Flogiston [Электронный ресурс] : психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. - Режим доступа: http://flogiston.rU/articles/netpsy/gameaddict2/comments/1, свободный

15 Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с;

16 Доктор Евдокименко [Электронный ресурс] : влияние компьютерных игр на психику и умственные способности. - Режим доступа: http://www.evdokimenko.ru/comp-games-genii.html, свободный

у обезьян. Это достижение было сделано на 10-й день игры, в то время, как ученные занимались данным изучением в течении 15 лет [3].

Первым на пример возьмём игры в жанре пошаговой стратегии. Смысл данного жанра основывается на том, что каждый игрок, участвующий в игре, будь он один или их несколько, совершает определенный набор ограниченных действий за один момент времени, который в игровом пространстве определяется как один шаг, заканчивая который ход переходит к следующему игроку либо к компьютерному роботу (по принципу шахмат). Игры подобного рода развивают у человека навыки расчётливости, анализа узких сегментов, совершения продуманных действий, практики математического расчёта. Потому таковой жанр видеоигр является вполне полезным для человека, поскольку эти навыки могут пригодиться как и в жизни, так и на работе. Хорошим примером видеоигр жанра пошаговая стратегия является серия игр «Civilization», в которых можно практиковать и развивать навыки планирования, регулирования, управления, а также улучшить знания в области истории, благодаря связи игры с историческими событиями и личностями.

Стратегии в реальном времени. Изучая данный жанр видеоигр, можно заметить, что он имеет большую направленность на скорость принятия решения, тем самым не давая игроку возможность более подробно оценить планирующиеся действия, но в тоже время тренирует его быстро и на ходу принимать более-менее правильные решения в конкретных ситуациях. Это может помочь находить выходы из сложных ситуаций в реальном мире или увеличить саму скорость принятия решения. Отличным примером данного жанра является игра «Command & Conquer». Да, это помогает развитию скорости принятия решений, но практикуя данное качество на стратегиях реального времени, вы многого не добьетесь.

Игры из жанра «шутер» вполне могут улучшить работу мозга и умение быстро решать задачи с упором на внимание, восприятие и концентрацию. К таковому заявлению пришли ученый из университета Рочестер Дафна Бевалиер: в её исследовании отмечается, что человеческий мозг всегда пытается угадать последующие действия, не взирая на то, чем занят человек (беседа, вождение машины, просмотр кино и т.п.) [4]. В целях повышения умения предсказывания, мозг постоянно выстраивает специальные модели, т.е. некие «шаблоны». Соответственно, чем лучше выстроенные модели, тем лучше и производительность человека. Серии игр «Call of Duty», «Unreal Tournament» являются хорошими примерами игр для улучшения качества «шаблонов» предугадывания и концентрации. 17

Во много устоявшееся мнение об отрицательном влиянии компьютерных игр на личность человека является необоснованным. Об взаимосвязи агрессии и зависимости от компьютерных игр можно говорить

17 Научная энциклопедия Book-Science [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book-science.ru/social/menedzhment/razvitie-razlichnyh-navykov-na-opyte-komp-jutemyh-igr.htm, свободный

неоднозначно: агрессия человека может быть результатом агрессивного содержания игры, а неуправляемый азарт превращается в зависимость или же окружающая агрессия вокруг человека в настоящем мире заставляет его выбирать игры с соответствующим содержанием, делая его менее социальным, вызывая зависимость. Невозможно говорить одинаково обо всех ситуациях подобного характера, потому на вопрос о причинно-следственных связях могут ответить лишь экспериментальные исследования.

Беря во внимание главную опасность видеоигр, заключающуюся в возможном развитии зависимости и повышении агрессии, нельзя не признать, что компьютерные игры способны развивать и тренировать умственные способности человека и его интеллект.

Использованные источники:

1. Flogiston [Электронный ресурс] : психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. - Режим доступа: http://flogiston.rU/articles/netpsy/gameaddict2/comments/1, свободный.

2. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.

3. Доктор Евдокименко [Электронный ресурс] : влияние компьютерных игр на психику и умственные способности. - Режим доступа: http: //www.evdokimenko .ru/comp-games- genii .html, свободный.

4. Научная энциклопедия Book-Science [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book-science.ru/social/menedzhment/razvitie-razlichnyh-navykov-na-opyte-komp-juternyh-igr.htm, свободный;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.