Научная статья на тему 'Влияние компьютерных игр на эффективность изучения английского языка'

Влияние компьютерных игр на эффективность изучения английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5577
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / LANGUAGE LEARNING / COMPUTER GAMES / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сироткина Дарина Сергеевна,

В статье рассматривается актуальность компьютерных игр как метода самостоятельного изучения английского языка. Анализируются причины распространенности данного феномена. Приводятся результаты анкетирования, отражающие мнение молодежи об эффективности такого способа усвоения языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of computer games on the effectiveness of learning English

The article discusses the relevance of computer games as a method of self-study of English. Reasons of the popularity of this phenomenon are analyzed. The survey results reflecting the opinion of young people about the effectiveness of this method of language acquisition are given.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютерных игр на эффективность изучения английского языка»

Влияние компьютерных игр на эффективность изучения английского языка The impact of computer games on the effectiveness of learning English

Сироткина Дарина Сергеевна

Студент 3 курса,

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Россия, г.Архангельск e-mail: dari. sirotkina@gmail. com

Sirotkina Darina Sergeevna

3rd year student,

Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: dari.sirotkina@gmail.com

Научный руководитель Щукина Ольга Алексеевна

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: o.borskaya@narfu.ru

Scientific adviser Shchukina Olga Alekseevna

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: o.borskaya@narfu.ru

Аннотация

В статье рассматривается актуальность компьютерных игр как метода самостоятельного изучения английского языка. Анализируются причины распространенности данного феномена. Приводятся результаты анкетирования, отражающие мнение молодежи об эффективности такого способа усвоения языка.

Annotation

The article discusses the relevance of computer games as a method of self-study of English. Reasons of the popularity of this phenomenon are analyzed. The survey results reflecting the opinion of young people about the effectiveness of this method of language acquisition are given.

Ключевые слова: изучение языка, компьютерные игры, английский язык.

Key words: language learning, computer games, English language.

В XXI веке наш мир уже достиг достаточно большого уровня прогресса в науке, технике и инновациях. Это означает и изменение привычных для человека способов ведения быта, досуга, а также обучения. Все чаще в данном процессе используются компьютерные технологии в виде различных видеоматериалов, книг и статей в электронном виде по причине их доступности и легкости в обращении. Кроме того, появляются и новые пути получения новых знаний, которые в это же время повышают и мотивацию учащегося; к их числу относятся видеоигры.

Согласно результатам исследования "Russia Games Market 2018", проведенного аналитическим агентством в области игровой индустрии Newzoo, в России проживает 65,2 миллиона игроков, что делает ее 11-м по величине игровым рынком в мире (в сумме на покупки видеоигр и внутриигровые покупки было потрачено 1,7 миллиарда долларов). В дополнение к этому, именно персональный компьютер стал самой популярной

платформой для игр (в сравнении с мобильными телефонами и консолями): игры на него устанавливают 60% мужчин и 39% женщин соответственно [5].

Вместе с этим, важно отметить и популярность данной темы в обществе, что подтверждается множеством статей на таких развлекательных ресурсах как habr.com, playground.ru и др., в которых приводятся списки игр, помогающих наиболее результативно изучать английский язык [2, 3]. Помимо этого, в сети Интернет множество историй успешного изучения английского языка. Например, Карл из Дании стал лучшим в своем классе по уровню владения данным языком, потому что он играет в World of Warcraft, многопользовательскую онлайн-игру с более чем 10 миллионами игроков и доступную на 11 языках, ни один из которых не является датским [4].

Исходя из вышеописанных аспектов, можно сделать вывод о том, что с теоретической точки зрения компьютерные игры могут быть не только способом времяпрепровождения, но и методом овладения английским языком, расширения словарного запаса игроков, улучшения навыков произношения и повышения мотивации к его изучению.

В целях доказательства данного тезиса и определения степени эффективности видеоигр в самостоятельном изучении английского языка было проведено социологическое исследование. Объектом исследования выступила молодёжь Архангельской области в возрасте от 16 до 30 лет, предметом являлись компьютерные игры.

Всего в анкетировании приняли участие 298 человек, которые были разделены на 3 основные группы:

1. респонденты, которые играли в компьютерные игры на английском языке раньше (20,1%);

2. респонденты, играющие в компьютерные игры на английском языке сейчас (62,4%);

3. респонденты, никогда не игравшие в компьютерные игры на английском языке (17,4%).

Первый вопрос для всех групп, «Считаете ли Вы, что игры на английском эффективны в изучении языка?», был направлен на то, чтобы проанализировать и сопоставить мнение как людей, которые когда-либо играли (либо играют и сейчас) в видеоигры на английском языке, так и тех, кто никогда в них не играл. В представленном ниже Рисунке 1 показано распределение ответов респондентов:

Считаете ли Вы, что игры на английском эффективны

в изучении языка?

■ Респонденты, когда-либо игравшие в игры на английском языке

РесмондемI ы, нико1Да не игравшие в игры на английском языке

Варианты «Другое»: 0,8% (2 чел.) - эффективны только если обращать внимание на грамматику и лексику в игре

0.8% (2 чел.) - зависит от возможностей и

способностей человека

1.6% (4 чел.) - зависит от жанра игры

04 20% 40S 60% м\

Рисунок 1. Мнение респондентов об эффективности компьютерных игр в изучении английского языка

Исходя из вышеприведенных данных, в целом можно сделать вывод о том, что мнение респондентов различных групп совпадает: большинство считает, что компьютерные игры помогают человеку улучшить его лексикон на английском языке. Также многие считают, что компьютерные игры в целом эффективны для комплексного изучения языка. Малопопулярными вариантами стали ответы о полезности игр для улучшения грамматики, а также о полной неэффективности компьютерных игр.

Однако здесь можно проследить и некоторые различия. Так, например, в силу наличия у людей личного опыта в компьютерных играх на английском языке, некоторые респонденты предлагали варианты ответов, отличные от предложенных. Четыре человека отметили, что видеоигры жанра "action" почти не способствуют изучению языка по причине преобладания в них действий, а не разговоров; в то время как игры жанра "RPG", как онлайн, так и оффлайн, из-за наличия в них огромного количества диалогов, книг, описаний предметов и др. помогают в пополнении словарного запаса игрока.

Следующие вопросы «Почему Вы играете/играли в игры на английском языке?» и «Помогают/помогли ли Вам игры на английском выучить данный язык?» были направлены на респондентов, когда-либо игравших в компьютерные игры. Сравнение и анализ ответов на них представлены на Рисунках 2 и 3.

Почему Вы играете/играли в компьютерные игры на

английском языке?

■ Играл(-а) в игры на английском раньше

Играет в игры на английском и сейчас

ВарштыяДэугае»:

1% (2 чеп) - сншйн иры с

с>ГЛОГСЕО(ЗД±Ц'М К№М£Н-1ТИ

Отсутствие перевода

Плохое качество перевода

Предпочтение оригинальной озвучки

Желание выучить язык

Отсутствие русификатора на недавно

вышедш

ие игры _

1

60%

37%

42%

39%

25%

74%

33%

22%

I г

0%

20X

40%

60%

80%

Рисунок 2. Основные мотивы респондентов для выбора игр на английском языке

Рисунок 3. Оценка респондентами личного опыта в изучении английского с помощью компьютерных игр на

данном языке

Из данных ответов следует то, что изначальные мотивы респондентов не были связаны с желанием выучить английский, большинство выбирало игры на этом языке из-за отсутствия хорошей локализации или из-за предпочтения оригинального озвучивания (наряду с этим, последний мотив стал особенно популярен именно

28

сейчас). При этом у тех, кто играет в игры на английском сейчас, мотив выучить данный язык намного выше, чем у тех, кто играл раньше. Причиной такой особенности может стать усилившийся процесс глобализации в современном мире, что создало необходимость в знании иностранного языка.

Однако большинство респондентов отметило, что видеоигры на английском действительно поспособствовали улучшению их уровня владения данным языком: преобладающее количество людей, игравших в компьютерные игры раньше (70% опрошенных из данной группы) подтверждают пополнение их словарного запаса; 53% из группы респондентов, играющих в видеоигры и сейчас, ответили, что их уровень владения английским в целом поднялся, включая лексику и грамматику. Наряду с этим только 2 человека указали, что компьютерные игры на английском языке не помогли им в изучении данного языка, даже если они пытались разбираться и понимать текст.

Все это говорит о том, что такой способ усвоения языка действительно полезен и эффективен, что доказывается как мнением людей, никогда не игравших на английском, так и практическим опытом тех, кто когда-либо играл на нем, даже если они и имели совсем иные причины для этого.

Это значит, что, по сути, Россия является страной с многообещающим рынком игровой индустрии, общество которой достаточно заинтересовано в изучении иностранного языка с помощью новых методов с использованием компьютерных технологий и более мотивирующих (например, игровых) форм, которые отличаются от классических.

В ходе исследования же выяснилось, что обучение английскому языку через видеоигры действительно является эффективным способом, даже если это и не основная цель игрока. Однако данный метод может быть полезен только при условии, что в играх будет достаточное количество диалогов, которые человек будет читать, либо воспринимать на слух; или же в них будут присутствовать голосовые чаты, с помощью которых игрок сможет общаться как в устной, так и в письменной форме.

Список используемой литературы:

1. Айтказина, А.Н. Компьютерные игры на раннем этапе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / А.Н. Айтказина, Е.А. Амантаев. - Режим доступа: http://files.scienceforum.ru/pdf/2014/2818.pdf (дата обращения: 29.07.2019). - Загл. с экрана.

2. Компьютерные игры, с которыми весело учить английский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.playground.ru/blogs/other/kompyuternye igry s kotorymi veselo uchit anglijskij-217822/ (дата обращения: 30.07.2019). - Загл. с экрана.

3. Практика иностранного языка через компьютерные игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/376093/ (дата обращения: 30.07.2019). - Загл. с экрана.

4. Call of Duty and World of Warcraft double as language class [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.thestar.com/life/technology/2012/11/20/call of duty and world of warcraft double as language class.h tml, free access (01.08.2019). - Title from screen.

5. Russia Games Market 2018 [Electronic resource]. - Mode of access: https://newzoo.com/insights/infographics/russia-games-market-2018/, free access (28.07.2019). - Title from screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.