Научная статья на тему 'Влияние компримируемой среды на силовые факторы, действующие в винтовом маслозаполненном компрессоре'

Влияние компримируемой среды на силовые факторы, действующие в винтовом маслозаполненном компрессоре Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНТОВОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ КОМПРЕССОР / ХЛАДАГЕНТЫ / СИЛЫ И МОМЕНТЫ / OIL-FLOODED SCREW COMPRESSOR / REFRIGERANTS / FORCES AND MOMENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Докукин Владимир Николаевич, Пронин Владимир Александрович

В статье рассматривается влияние свойств компримируемой среды на силы и моменты, действующие на рабочие органы винтового маслозаполненного компрессора (ВМК). Предлагается выбор конструктивного исполнения подшипниковых узлов на основании анализа сил и моментов. Проведенные расчеты помогут сделать выбор рабочего вещества в зависимости от особенности применения винтового маслозаполненного компрессора в высокотемпературном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the compressed environment on power factors, operating in the screw maslozapolnenny compressor

In article influence of properties of the compressed environment on forces and the moments operating on working bodies of the screw maslozapolnenny compressor (SMC) is considered. It is offered to choose a design of bearing knots on the basis of the analysis of forces and the moments.

Текст научной работы на тему «Влияние компримируемой среды на силовые факторы, действующие в винтовом маслозаполненном компрессоре»

УДК 621.514

Влияние компримируемой среды на силовые факторы, действующие в винтовом маслозаполненном компрессоре

В. Н. ДОКУКИН, д-р техн наук В. А. ПРОНИН

[email protected]

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО Институт холода и биотехнологий 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9

В статье рассматривается влияние свойств компримируемой среды на силы и моменты, действующие на рабочие органы винтового маслозаполненного компрессора (ВМК). Предлагается выбор конструктивного исполнения подшипниковых узлов на основании анализа сил и моментов. Проведенные расчеты помогут сделать выбор рабочего вещества в зависимости от особенности применения винтового масло-заполненного компрессора в высокотемпературном режиме.

Ключевые слова: винтовой маслозаполненный компрессор, хладагенты, силы и моменты.

Influence of the compressed environment on power factors, operating in the screw maslozapolnenny compressor

V. N. DOKUKIN, D. Sc. V. A. PRONIN

[email protected] University ITMO Institute of Refrigeration and Biotechnologies 191002, Russia, St. Petersburg, Lomonosov str, 9

In article influence of properties of the compressed environment on forces and the moments operating on working bodies of the screw maslozapolnenny compressor (SMC) is considered. It is offered to choose a design of bearing knots on the basis of the analysis of forces and the moments. Keywords: oil-flooded screw compressor, refrigerants, forces and moments.

Выбор рабочих веществ для высокотемпературных режимов зачастую [1, 2] основывается на тех же критериях, которые применяются для выбора рабочих веществ парокомпрессорных холодильных машин:

— химическая стабильность и инертность к основным конструкционным материалам;

— значения рабочих давлений, разности и отношения давлений нагнетания и всасывания;

— высокая степень термодинамического совершенства, большая объемная производительность.

В настоящей статье рассматривается влияние свойств компримируемой среды на силы и моменты, действующие на рабочие органы винтового маслозапол-ненного компрессора (ВКМ). Анализ сил и моментов позволяет, в свою очередь, выбрать конструктивное исполнение подшипниковых узлов.

В настоящее время применяются конструкции подшипников различные как по принципу работы, так

и по условиям применения. Наиболее широкое распространение получили гидродинамические подшипники скольжения и опоры качения.

Одной из задач при проектировании ВКМ является минимизация рабочих зазоров между винтами, а также между винтами и корпусом, т. к. величина зазоров непосредственно связана с коэффициентом подачи компрессора [3-5], а, следовательно, с его эффективностью. В силу конструктивных особенностей радиальные зазоры в подшипниках качения меньше чем у опор скольжения, что делает их более предпочтительными при использовании в винтовых компрессорах. Однако применение подшипников качения ограничено силовыми и скоростными параметрами, действующими на них.

Для сравнительного анализа были выбраны хладагенты Я717, Я407С, Я22 и Я134а, основные свойства которых приведены в табл. 1.

Величины реакций на опорах винтового компрессора определялись по методу, приведенному в [6, 7].

Определение реакций на опоры ведущего (ВЩ) винта. Направление и точки приложения радиальных, осевых и окружных сил, действующих на профильные поверхности винтов, показаны на рис. 1. Осевые силы Р1а,

п(г) 1

радиальные силы Р1' и силы, действующие на торец

нагнетания РТН, на боковой проекции показаны действующими в одной плоскости.

Суммарная осевая сила еР^, действующая

1

на профильные поверхности зубьев винта, создает крутящий момент относительно оси винта, причем сила, направленная в сторону всасывания, создает крутящий момент, направленный против вращения винта. Осевая сила, действующая на профильные поверхности винта в сторону нагнетания, создает крутящий момент, направленный в сторону вращения винта.

Среднее значение осевых сил за рабочий цикл ВЩ винта:

е p =

Н.

M.

Таблица l

Основные свойства хладагентов R717, R407C, R22 и R134a

Хладагент Химическая формула Молярная масса, кг/кмоль Нормальная температура, кипения, оС Критическая температура, оС

R717 NH3 17,03 -33,5 132,4

R407C ch2f2/chf2cf3/ch2fcf3 8б,2 -3б,7 S7,3

R22 CHF2Cl 8б,47 -40,81 9б,13

R134a cf3ch2f 102,03 -2б,1 101,1

Рис. 1. Силы и моменты сил, действующие на ВЩ винт. Реакции опор

где Н1 — ход винтовой линии; г = 1 для ВЩ винта; ] — номер полости.

В этом случае, среднее значение осевых сил за рабочий цикл ВЩ винта

^2

кНи

м,

1ср>

где М1ср — среднее значение крутящего момента ВЩ винта

М1СР = (1 + Км )Мкр,

здесь КМ = 0,1 для ассиметричного типа профиля.

Осевая сила, действующая на соответствующую полость винта, равна

е p

(a)

?(«)= P(r) J

Р (а) = p (r

iJ iJ

e p

(r)

где ' — радиальная сила, действующая на]-ю полость 1-го винта;

е Р() — сумма радиальных сил, действующих

1

на все полости, находящиеся под давлением выше давления всасывания.

Окружная сила, действующая на соответствующую полость винта, равна

где ß — угол наклона винтовой линии, проходящей через центр давления, лежащей на цилиндре диаметром d

ß,cp = arctg[ tgßH (dicp /d,H)} = arctg[ tgßH (dicp /2R,H )].

На ВЩ винт действуют более значительные осевые и радиальные силы, чем на ведомый (ВМ) винт [6, 8, 9].

Рассмотрим плоскости Ol - Pi](-r,a) (рис. 1). В плоскостях Ol - Pj(r ,a), наклоненных к линии центров под углом glj, действует радиальная сила p (r) и осевая сила

P (a) J

Plj ■

Уравнения моментов сил относительно опор ВЩ винта:

/ MBj = Pj (Loi - zti - Zj) - Hjf Loi - Pif Riep = 0; / mhu = Birf)Loi - Pif'Riep - Pj (ZTl + Zi) = 0.

где L0l — расстояние между опорными подшипниками ВЩ винта;

zt 1 — расстояние от опорного подшипника на стороне нагнетания до торца нагнетания ВЩ винта.

Решая эти уравнения относительно реакции опор, получаем выражения для определения величин реакций

Tj(r,a) PlU(L0l - ZT l - zlj )- Pl()Rl • Hlj =-

L

BJ a =

JZl + ZiJ )+ PfRi L

Проекции этих реакций на оси x и y равны К! = ;a) cos Tl/ в^ = в(a cos yv; h^ = h(] ;a) sin Yl,; в( a = b( a sinYl,.

Рассмотрим плоскость О1 — Р11(т). В этой плоскости действует момент от окружной силы Р1() и она перпендикулярна плоскости О1 - Р11(г а).

Уравнение моментов сил относительно опор ВЩ винта:

ьмви = - ^ 1 )-1 = 0; ЪМН! 1= ВДл-^ ^ 1 )= 0.

Решая данные уравнения относительно реакции опор, получим выражения для определения величин реакций

1 ~1Т 1 ~111 )

Н?!=-

< =

и

1 ? (т 1+«1)

и

Реакции на опорах ВЩ винта от действия силы РТН1 со стороны торцов нагнетания и всасывания соответственно равны

) = —Мтн1/ 4,1;

в/Т ) = —Н^ ).

Определение реакций от действия сил тяжести ВЩ винта. Из-за конструктивных особенностей полугерметичных компрессоров, на валу ВЩ винта устанавливается ротор электродвигателя, следовательно, полная сила тяжести ВЩ винта равна

01 = 0в + 0р,

где Ов — вес ВЩ винта; Ор — вес ротора электродвигателя.

Определение веса ВЩ винта и координат его центра тяжести (см. рис. 1):

+^ВС1шв2 + ^ВС1швэ]У ст>

где Уст - плотность материала винта;

^Н1шв1 и ^Н1шв2 — объемы шеек вала ВЩ винта на стороне нагнетания, начиная от торца нагнетания

^Н1шв1 = 0'25 н1'

здесь ¿шв1н1, ^шв1н2 — диаметры шеек вала ВЩ винта на стороне нагнетания;

4шв1н1,4шв1н2 — соответствующие им длины шеек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ВС1шв1 , ^ВС1шв2 и ^ВС1шв3 — объемы шеек вала ВЩ

винта на стороне всасывания, начиная от торца всасывания

ВС1шв1

= 0,25^^4ш1вс1;

^ВС1шв2 = 0'25п^1™1ю24пв1вс2; ^ВС1швЗ = 0'25р<^™1жз41т1всЗ'

где ^шв1вс1^шв1вс2;^шв1вс3 — диаметры шеек вала ВЩ винта на стороне всасывания; Хшв1вс1,4шв1вс2: 4ш1вс3 — соответствующие им длины шеек.

Определение координат центра тяжести ВЩ винта. Считаем торец нагнетания — точкой отсчета координат по оси 71, а координаты, расположенные в сторону торца всасывания, — положительными.

Х(0В) = 0;

г,(СВ) = ^^[(пЛ,2 - ъЛ,)12/2-Ун1ШВ1£ШВ1н1/2-—^Н1шв2 (4пв1н1 + 4пв1н2 / 2) + ^ВС1шв1(4 + 4пв1вс1 / 2) + +^ВС1шв2 (4 + 4пв1вс1 + 4пв1вс2 / 2) + ^ВС1шв3 (4 + 4пв1вс1 + +4пв1вс2 + 4пв1всЗ /2)]/ ~ ^Н1шв1 _ ^Н1шв2 +

+^ВС1шв1 + ^ВС1шв2 + ^ВС1шв3 ].

Определим координаты центра тяжести ротора электродвигателя. Считаем торец нагнетания — точкой отсчета координат по оси 71, а координаты, расположенные в сторону торца всасывания, — положительными.

х/^ = 0; 7<0р) = 4р.

Полная сила тяжести ВЩ винта ° = СВ + бр,

где Gp — вес ротора электродвигателя.

Определим координаты центра тяжести G1 (отсчет от торца нагнетания):

G 7 (°в) + G 7 (°р) 7 (01) _ Т _ °В71 + 0Р71

71 _ 401 _'

ч ^"рч 0В + 0Р

Проекции реакции от действия силы тяжести 01 (см. рис. 1) на ось х1 равны нулю, а на ось у1:

(0) _ 01 (4„ + 7т 1 - 401)

Н

1, У

4

01

„ (0) _ + 7т 1)

В1,У _

4

01

Сумма проекций всех реакций на оси х1 и у1:

ни у=Ън(1У )+Х +^У +

К:+1Ч )х+< \

к у=2 1+х1,+-с'+д;У ).

1 1

Реакции на опорах винта:

Н1 Н1х + Н12 у ; В1 _4В1 х + В1У .

На основании проведенных расчетов можно дать оценку возможности использования опор качения в ВКМ малой производительности, работающих в высокотемпературном режиме в зависимости от компри-мируемых сред (рис. 2).

Чем больше реакции на опорах ВКМ, тем больше эквивалентная динамическая нагрузка и меньше ресурс работы опорных подшипников качения. Применение подшипников качения ограничено ресурсом его работы Ьк. При Ьк менее 50000 ч применяют подшипники скольжения, что в свою очередь снижает экономичность машины

#1, н 6000 -5000 " 4000 -3000 -2000 "

о0

Рис. 2. Зависимость реакции Н1 на опоре ВЩ винта со стороны. торца нагнетания от температуры кипения 10 и вида рабочего вещества при температуре конденсации (к = 60 оС

из-за снижения коэффициента подачи 1 и эффективного КПД Ье винтового компрессора [3].

Одним из недостатков ВКМ на Я717 являются высокие реакции на опоре ВЩ винта со стороны торца нагнетания Н что делает невозможным применение подшипников качения и снижает экономичность его использования.

Реакции Н на опоре ВЩ винта компрессора на Я407С гораздо больше, чем у ВКМ на Я717, поэтому на более легких режимах (при (0 = 5 оС, /к = 60 оС) возможно применение подшипников качения.

Большие реакции Н не позволяют использовать подшипники качения в ВКМ на Я22.

Работа ВКМ на хладагенте Я 134а характеризуется самыми низкими реакциями Н^ что делает возможным применение подшипников качения на всех режимах с целью повышения экономичности работы компрессора.

Проведенные расчеты помогут сделать выбор рабочего вещества в зависимости от особенности применения винтового маслозаполненного компрессора в высокотемпературном режиме. Из соображений наименьших реакций на опорах наиболее предпочтительным хладагентом представляется Я134а.

Список литературы

1. Холодильные машины и тепловые насосы. Повышение эффективности: Справочник/Под ред. А. В. Быкова. — М.: Агропромиздат, 1988.

2. Кан К. Д. Рабочие вещества для компрессионных тепловых насосов // Холодильная техника. 1988. № 5.

3. Холодильные компрессоры: Справочник/Под ред. А. В. Быкова. — М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981.

4. Канышев Г. А., Чистяков Ф. М. Коэффициент подачи винтового фреонового маслозаполненного компрессора. // Холодильная техника. 1979. № 12.

5. Пекарев В. И. Плотность рабочего вещества в разных полостях винтового компрессора при всасывании. // Вестник Международной академии холода. 2012. № 2.

6. Тепловые и конструктивные расчеты холодильных машин./Под ред. И. А. Сакуна. — Л.: Машиностроение, 1987.

7. Холодильные машины/Под ред. Л. С. Тимофе-евского. — СПб.: Политехника, 2006.

8. Особенности применения различных рабочих веществ в тепловых насосах с винтовым компрессором. Сборник трудов III международной научно-технической конференции «Низкотемпературные и пищевые технологии в XXI веке» — СПб, 2007.

9. Ануфриев А. В., Пекарев В. И. Моделирование рабочих процессов винтового компрессора при регулировании производительности. // Вестник Международной академии холода. 2011. № 4.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-20452 от 22 марта 2005 года

ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОИ И БЛИЗКОИ ЕИ ТЕМАТИКЕ

холодильные новости;

бытовое, торговое и промышленное холодильное

оборудование;

холодильники;

охладители жидкости (чиллеры); оснащение и строительство супермаркетов; холодильный транспорт; кондиционирование и вентиляция;

искусственные и природные хладагенты; холодильные масла; качество пищевых продуктов; сервис холодильных систем;

литература по холодильной и близкой ей тематике; модульная, баннерная,видео- и аудиореклама; выставки, конференции, семинары; обучающие курсы для холодильщиков и многое другое..

http://www.holodilshchik.ru (http://холодильщик.рф) e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.