Влияние комплексонатов микроэлементов на гематологические показатели
и продуктивность животных
Д.Л. Арсанукаев, д.б.н., профессор,
Х.М. Зайналабдиева, к.б.н., С.В. Морякина, к.б.н.,
З.А. Магомедова, к.б.н., Чеченский ГУ
Стабильное повышение количественных и качественных показателей производства продуктов животноводства возможно только при условии организации полноценного кормления животных. Среди факторов кормления важное место занимают минеральные вещества, недостаток или избыток которых наносит значительный ущерб животноводству и ухудшает качество продукции [1, 2].
Материал и методы. В целях оптимизации микроэлементного обмена животных в биогеохимическом регионе исследованы комплексонаты микроэлементов Fe, Cu, Co, Zn, Mn + KI, приготовленные на основе этилендиаминдиянтарной кислоты, в сравнении с неорганическими солями в суточном рационе дойных коров чёрно-пёстрой породы.
Для реализации концепции опыта методом пар-аналогов с учётом возраста, живой массы, количества и периода лактации были созданы три группы животных по 5 гол. в каждой [3]. Рационы составляли в соответствии с детализированными нормами кормления [4]. Хронологический диапазон опыта составил 180 сут. (табл. 1). I гр. коров была контрольной, II и III гр. — опытные.
Для проведения исследований были использованы различные методы зоотехнического, физиологического и биохимического анализа, в том числе:
- клинические исследования крови на аппарате АВХ MICROS бО-ОТ (Open Tube) - автоматизированном гематологическом анализаторе;
- биохимические исследования на биохимическом автоматическом анализаторе Vitalab Flexor E, производство Yital Scientific;
- определение содержания микроэлементов в цельной крови и молоке рентгенофлуоресцентным методом с использованием полупроводниковой спектрометрии [5].
Результаты исследований. В сравнительном аспекте изучено влияние различных форм эссенци-альных микроэлементов на индексы эритроцитов, биохимию крови и молока коров, их молочную продуктивность.
Индексы красных кровяных клеток — цветной показатель (ЦП), среднее абсолютное содержание гемоглобина в эритроците (МСН), средняя концентрация гемоглобина в эритроците (МСНС), средний объём эритроцита (MCV) — характеризуют нормо-цитарность, нормохромность и функциональность эритроцитов в оксигенации органов и тканей (табл. 2).
Выделенные показатели свидетельствуют о положительном влиянии микродобавок на значения эритропоэза, а следовательно, на оксигенацию акцепторных органов и тканей, особенно в группе комплексонатов.
Биохимические показатели крови (рис. 1) убедительно свидетельствуют о метаболической активности микроэлементов в составе ЭДДЯК, что обеспечило градацию показателей общего белка и каталитического участия АЛТ, АСТ и ЩФ в пластических превращениях.
Концентрационный статус общего белка в крови свидетельствует об оптимизации процессов про-теиногенеза в печени как следствии наилучшего обеспечения её потребности и других органов и тканей эссенциальными микроэлементами в виде комплексонатов ЭДДЯК.
Повышение активности АЛТ и АСТ в нормативном диапазоне в крови коров III опытной гр. относительно других групп индикаторно свидетельствует о позитивных конверсионных процессах анаболизирования пула аминного азота. В идентичной последовательности отмечается весьма существенное повышение активности щелочной фосфатазы, что указывает на улучшение минерального кальций-фосфорного обмена у коров III опытной гр. как следствие алиментарного применения микроэлементов в наиболее абсорбционно-адекватной форме.
1. Схема кормления
Группа Кол-во животных Характеристика кормления
I контрольная II опытная III опытная 5 5 5 основной рацион (ОР) ОР + неорганические соли Mn, Fe, Co, Cu, Zn + Ю ОР + комплексонаты (ЭДДЯК) Mn, Fe, Co, Cu, Zn + К!
2. Индексы эритроцитов (X±Sx)
Группа ЦП М^ (фл) МСН (пг) МСНС(%) О2-ёмкость (мл/л)
I контрольная II опытная III опытная 0,94±0,068 0,94±0,073 0,96±0,070 75,2±5,7 76,8±5,3 78,2±4,1 18,4±1,31 15,9±1,27 19,5±1,19 24,5±1,60 24,6±1,43 24,9±1,19 123,0±6,0 127,0±7,0 130,0±9,0
Рис. 1 - Биохимические показатели крови
Полученный статистический материал по содержанию жизненно необходимых микроэлементов в цельной крови и в цельном молоке исследуемых животных индикаторно отражает метаболические потребности организма в тех или иных микроэлементах и возможности оптимального обеспечения ими концентрационного гомеостаза в разные периоды лактации (рис. 2).
По фактическим данным исследования видна аксиальная зависимость содержания микроэлементов в крови и цельном молоке от физико-химических форм и уровня их содержания в рационе животных.
Концентрационный фон микроэлементов в крови коров обусловлен в первую очередь активностью абсорбции их из химуса кишечника, а в молоке — содержанием и диффузионным переходом из молочной железы в лактосекрет. Таким образом, миграционный переход микроэлементов из трофической системы через кровь в молоко зависит от биологической адекватности и продуктивной эффективности используемых микроингредиентов [6]. Согласно данным рисунка 2, содержание железа в крови коров опытных гр. было значительно выше, чем в крови животных контрольной гр. (Р>0,999), при этом более высокие значения показателя отмечены у животных III опытной гр.
В частности, превалирование данных в крови коров III опытной гр. по сравнению с контрольной и II гр. составило: по железу — 50,6 и 11,5%,, меди - 40,4 и 9,3%, кобальту - 16,7 и 12,0%, цинку - 57,4 и 30,7%, марганцу - 11,2 и 70,4%. По содержанию иода в крови особи III гр. пре-
восходили сверстниц контрольной гр. на 15,4%, но не имели значительных отличий от коров II гр. Превалирование данных группы комплексонатов по сравнению со второй группой составило: по железу — меди — кобальту — цинку — марганцу — по иоду нет заметных различий.
Концентрация изучаемых микроэлементов в цельном молоке индикаторно отражает высокую диффузионную активность микроэлементов из системы крови в лактосекрет, что повышает биологическую ценность молока и получаемой молочной продукции.
Согласно данным рисунка 2, наблюдалось уменьшение концентрационного фона изучаемых микроэлементов в цельном молоке по сравнению с результатами их содержания в крови, за исключением элемента цинка. В группе животных, получавших комплексонаты по сравнению с контрольной гр. количество микроэлементов было выше: по железу — на 40,4%, меди — 38,8%, кобальту — 33,3%, цинку — 10,5%, марганцу — 10,1% и иоду — на 37,5%. При сравнении показателей в цельном молоке коров III и II опытных гр. также наблюдалось превосходство животных, получавших комплексонаты. В частности, увеличилось содержание железа на 36,0%, меди — 13,3%, кобальта — 14,3%, цинка — 10,5%, марганца — на 2,3%, а иода, наоборот, снизилось на 2,3%.
Резюмируя результаты анализа содержания микроэлементов в крови и молоке коров, приходим к выводу, что комплексонаты микроэлементов имеют абсорбционный приоритет перед неорганическими солями и интактной группой.
Содержание железа в крови
I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание железа в молоке
I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание меди в крови
0,4
0,2
0
Cu
■ I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание цинка в молоке
3
Zn
I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание марганца в молоке
3,6 3,4 3,2 3
11 контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание кобальта в молоке
0,008
0,006
0,004
0,002
0 Со
■ I контрольная ■ П опытнля ■ Ш опытна я
Содержание иода в крови
0,015
0,014
0,013
0,012
I
■ I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Содержание иода в молоке
0,01
0,005
0
I
■ I контрольная ■ II опытная ■ III опытная
Рис. 2 - Содержание микроэлементов в цельной крови и молоке коров, мг/кг сухого вещества
Как результат применения различных форм микроэлементов в суточном рационе дойных коров индуцировано повышение валового удоя в III опытной гр. относительно других исследуемых групп на 234 и 666 кг соответственно. Среднесуточные удои составили в III опытной гр. 12,13+0,59 кг, во II опытной гр. — 11,87+0,54, в контрольной гр. - 11,39+0,52 кг.
Вывод. Таким образом, применение комплек-сонатов микроэлементов, приготовленных на основе ЭДДЯК, в рационе дойных коров до 30% от суточной потребности приводит к увеличению кислородной ёмкости крови на 3-7 мл/л; общего белка — на 3,5-8%; активности АЛТ — на 6,72-19,50%; активности АСТ — на 5,6—11,87%;
микроэлементной биологической ценности молока - на 10-40,3%; среднесуточного удоя молока - на 2-6,5%.
Литература
1. Алексеева Л.В., Драганов И.Ф., Смирнова Л.П. Физиологическое состояние и продуктивность молодняка крупного рогатого скота при введении в рацион коньюгированных форм микроэлементов: монография. Тверь: Агросфера-А, 2011. С. 6-7.
2. Викторов П. Микроэлементы в рационе // Животноводство России. 2007. № 3. С. 27-29.
3. Калашников А.П., Клейменов Н.И., Фисинин В.И., Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: справочное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2003. 456 с.
4. Лосев Н.Ф. Количественный рентгеноспектральный флуоресцентный анализ. М.: Наука, 1969. С. 336.
5. Москалёв Ю.И. Минеральный обмен. М.: Медицина, 1985. 127 с.
6. Овсянников А.И. Основы опытного дела в животноводстве. М.: Колос, 1976. 304 с.