Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАНОГО КАТАЛИЗАТОРА НА СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВ РАЗЛИЧНОЙ КАЛОРИЙНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАНОГО КАТАЛИЗАТОРА НА СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВ РАЗЛИЧНОЙ КАЛОРИЙНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛИСТИТНОЕ ТОПЛИВО / СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ / КАТАЛИЗАТОРЫ ГОРЕНИЯ / УГЛЕРОДНЫЕ НАНОТРУБКИ / DOUBLE-BASE PROPELLANT / BURNING RATE / BURNING RATE MODIFIERS / CARBON MATERIALS / CARBON NANOTUBES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Хина Александр Григорьевич, Сизов Владимир Александрович

Изучено влияние медной и никелевой солей ферроцен-1,1’-дикарбоновой кислоты (МФДК и НФДК, соответственно) на скорость горения баллиститных топлив различной калорийности. Показано, что МФДК проявляет наибольшую эффективность при действии на топливо типа «Н» (Z = 1,8 при p = 10МПа). МФДК и НФДК обладают схожей эффективностью, их совместное действие не отличается от аддитивного. Углеродные нанотрубки (УНТ) повышают эффективность действия МФДК в 1,6 раза при p = 10МПа, что объясняется образованием на поверхности горения сажистого каркаса. Найдено оптимальное соотношение катализатора и УНТ, равное 3/1. Эффективность действия катализатора уменьшается при увеличении давления (Z = 4,3 при p = 2 МПа, Z = 3,0 при p = 10 МПа), что обеспечивает снижение показателя ν от 0,71 до 0,5. Снижение эффективности действия катализатора связано с разрушением углеродного каркаса при высоких давлениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Хина Александр Григорьевич, Сизов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX CATALYST INFLUENCE ON THE BURNING RATE OF THE VARIED-CALORIE PROPELLANT

Influence of copper and nickel salts of 1,1’-ferrocenedicarboxylic acid (CFDA and NFDA, respectively) on burning rate of double-base propellants of various caloricity has been studied. It has been shown that CFDA is most effective for propellant “N” (Z = 1.8 at p = 10 MPa). CFDA and NFDA have similar efficiency and their complex operation does not deviate from additive one. Carbon nanotubes increase the efficiency of CFDA by 1.6 times at p = 10 MPa due to formation of carbon frame on the burning surface. Optimum 3/1 ratio of the catalyst and nanotubes has been found. Catalyst action efficiency decreases with the growth of the pressure (Z = 4.3 at p = 2 MPa, Z = 3.0 at p = 10MPa) which causes the reduction of the ν coefficient from 0.71 to 0.5. The reduction of the Z value is connected with destruction of the carbon frame at high pressure.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАНОГО КАТАЛИЗАТОРА НА СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВ РАЗЛИЧНОЙ КАЛОРИЙНОСТИ»

УДК 662.352:662.311.11 Хина А.Г., Сизов В. А.

ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАНОГО КАТАЛИЗАТОРА НА СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВ РАЗЛИЧНОЙ КАЛОРИЙНОСТИ

Хина Александр Григорьевич, студент пятого курса кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений.

Сизов Владимир Александрович, ассистент кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений. e-mail: sizovlad@,muctr.ru;

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20

Изучено влияние медной и никелевой солей ферроцен-1,1'-дикарбоновой кислоты (МФДК и НФДК, соответственно) на скорость горения баллиститных топлив различной калорийности. Показано, что МФДК проявляет наибольшую эффективность при действии на топливо типа «Н» (Z = 1,8 при p = 10МПа). МФДК и НФДК обладают схожей эффективностью, их совместное действие не отличается от аддитивного. Углеродные нанотрубки (УНТ) повышают эффективность действия МФДК в 1,6 раза при p = 10МПа, что объясняется образованием на поверхности горения сажистого каркаса. Найдено оптимальное соотношение катализатора и УНТ, равное 3/1. Эффективность действия катализатора уменьшается при увеличении давления (Z = 4,3 при p = 2 МПа, Z = 3,0 при p = 10 МПа), что обеспечивает снижение показателя v от 0,71 до 0,5. Снижение эффективности действия катализатора связано с разрушением углеродного каркаса при высоких давлениях.

Ключевые слова: баллиститное топливо, скорость горения, катализаторы горения, углеродные нанотрубки.

COMPLEX CATALYST INFLUENCE ON THE BURNING RATE OF THE VARIED-CALORIE PROPELLANT

Khina A.G., Sizov V.A.

Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

Influence of copper and nickel salts of 1,1'-ferrocenedicarboxylic acid (CFDA and NFDA, respectively) on burning rate of double-base propellants of various caloricity has been studied. It has been shown that CFDA is most effective for propellant "N" (Z = 1.8 at p = 10 MPa). CFDA and NFDA have similar efficiency and their complex operation does not deviate from additive one. Carbon nanotubes increase the efficiency of CFDA by 1.6 times at p = 10 MPa due to formation of carbon frame on the burning surface. Optimum 3/1 ratio of the catalyst and nanotubes has been found. Catalyst action efficiency decreases with the growth of the pressure (Z = 4.3 at p = 2 MPa, Z = 3.0 at p = 10MPa) which causes the reduction of the v coefficient from 0.71 to 0.5. The reduction of the Z value is connected with destruction of the carbon frame at high pressure.

Keywords: double-base propellant, burning rate, burning rate modifiers, carbon materials, carbon nanotubes.

последнее время в качестве добавки для создания

Одним из способов регулирования скорости горения баллиститных порохов и уменьшения её зависимости от давления является введение в состав катализаторов горения. Известно, что наибольшее влияние на скорость горения ракетных баллиститных топлив оказывают комбинированные катализаторы, состоящие из соединений переходных металлов, например, из соединений свинца и меди [1], совместно с сажей, создающей каркас на поверхности горения. [2]. Механизм усиливающего действия сажи заключается в образовании на поверхности горения пороха каркаса, на котором происходит накопление частиц катализатора, увеличивающих скорость тепловыделения и повышающих тепловой поток в конденсированную фазу, в том числе за счёт большей теплопроводности

углеродного каркаса на поверхности горения используются углеродные нанотрубки (УНТ) [4]. УНТ, в отличие от сажи, обладает существенно более высокой теплопроводностью и развитым строением. В [5] показано, что катализаторами горения также являются соединения железа. Поэтому особый интерес представляет исследование в качестве катализатора горения медную и никелевую соли ферроцен-1,1'-дикарбоновой кислоты (МФДК и НФДК, соответственно), содержащие два металла в одной молекуле.

Ферроцен-1,1'-дикарбоновая кислота (ФДК) [6] была синтезирована на кафедре ХТВМС из 1,1'-диацетилферроцена. В основе синтеза лежат следующие реакции:

каркаса по сравнению с газовой зоной CH3CO[(C5H4)2Fe]COCH3 + 6NaOCl

[он-

NaOOC[(C5H4)2Fe]COONa + 4NaOH + 2СНЭС1

Na00C[(C5H4)2Fe]C00Na + 2HCl ^ H00C[(C5H4)2Fe]C00H + 2NaCl

Затем ФДК просушивали в течении 12 ч при 85-90°С и перекристаллизовывали из ледяной уксусной кислоты для удаления примесей. ФДК служит сырьём для дальнейшего синтеза её медной и никелевой солей. На первой стадии синтеза МФДК и НФДК, ФДК переводили в растворимую калийную соль (КФДК). Затем при добавлении к раствору КФДК стехиометрического количества растворимых солей меди и никеля получали МФДК и НФДК, осадок отфильтровывали и просушивали. Выход синтеза составил 70-75%

от теоретического.

МФДК вводился в количестве 3% сверх 100% в топлива различной калорийности (табл. 1). Скорость горения порохов определяли на бронированных образцах диаметром 7 мм и высотой ~15 мм в приборе постоянного давления (ППД) в атмосфере азота с регистрацией времени горения датчиком давления. Точность определения скорости горения ±2%. Эффективность действия катализатора оценивается величиной Ъ = ик/и0, где ик и и0 -скорость горения образца пороха с катализатором и без него, соответственно.

...................................................... НЦ НГЦ ДНТ ДБФ ДФА Ц. №2 Инд. масло Ож, кДж/кг

к 57 14 19,5 6,5 - 2 1 2151

к 57 18 16 6 - 2 1 2518

Н 57 28 12 - - 2 1 3765

А 49 49 - - 1 - 1 5218

МФДК эффективно действует на топлива различной калорийности, в том числе высококалорийные, повышая скорость горения в 1,21,9 раза (рис. 1), в отличие от штатных катализаторов, работающих на высококалорийные топлива только совместно с углеродными материалами [2, 4]. Высокая эффективность МФДК в индивидуальном виде связана с тем, что при разложении органической части молекулы образуется мелкодисперсный углерод, который может формировать на поверхности горения каркас, на котором в последствии накапливаются частицы катализатора. Предполагается, что наибольшее влияние катализатора на топливо типа «Н», в котором есть достаточное количество дополнительных пластификаторов, как и в низкокалорийных составах, но больше нитроглицерина, связано со специфическим действием МФДК на нитроглицерин. Низкая эффективность действия катализатора на топливо типа «А» объясняется сложностью образования углеродного каркаса, т.к. в составе отсутствуют дополнительные пластификаторы.

Ъ

Л

/ 4

/

/

/

\ / \

\

0»; кДж/кг

Для увеличения эффективности действия МФДК в состав топлива «Н» вводились углеродные нанотрубки марки «Таунит-МД» (Т-МД) ООО «Нанотехцентр» (г. Тамбов). Результаты представлены в таблице 2. Так, добавление 0,5 и 1% Т-МД повышает эффективность действия катализатора, увеличивая скорость горения базового топлива в 2,6 и 3,2 раза при 10 МПа (рис. 2), соответственно, а также снижая показатель степени V в законе горения и = Бру с 0,79 до 0,61 и 0,5; соответственно. При добавлении 1,5% Т-МД эффективность действия катализатора снижается, скорость горения увеличивается в 2 раза при 10 МПа. Оптимальным соотношением МФДК к Т-МД является 3:1. По сравнению с действием катализатора в индивидуальном виде, эффективность действия 3% МФДК с 1% Т-МД увеличилась в 1,6 раза. Снижение эффективности действия катализатора при дальнейшем увеличении количества Т-МД может быть связано с нарушением оптимального соотношения между катализатором и нанотрубками.

7

\ 1

ч 1—

3

>ч< — /

к -< 1- -с -< \

Р М

Рисунок 1 - Эффективность действия 3% МФДК на топлива различной калорийности при давлении 10 МПа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Рисунок 2 - Влияние количества Т-МД на эффективность действия 3% МФДК. 1 - 0%, 2 - 1,5%, 3 - 0,5%, 4 - 1%

Также было исследовано совместное действие НФДК, и совместное действие МФДК и НФДК как без углеродных материалов, так и совместно с Т-МД в соотношении 3/1 (рис. 3 и табл. 2).

Эффективность действия НФДК и МФДК одинаковая, при этом совместное введение солей (в соотношении 1:1) не приводит к увеличению эффективности их действия. Действие 3% НФДК в сочетании с 1% Т-МД близко к действию 3% МФДК, но значение V выше (0,56).

соотношении 3:1) на скорость горения топлива типа «Н»:

1 - без катализаторов и Т-МД, 2 - 3% МФДК, 3 - 3% НФДК, 4 - 1,5% МФДК + 1,5% НФДК, 5 - 3% МФДК + 1% Т-МД, 6 - 3% НФДК + 1% Т-МД, 7 - 1,5% МФДК + 1,5% НФДК + 1% Т-МД.

Таблица 2 - Параметры горения топлива типа «Н» с различными катализаторами горения

Катализатор Закон скорости горения u=Bpv Ui0, мм/с Z10

B V Др, МПа

Без катализатора 2,00 0,71 1-15 10,4 -

3% НФДК 3,60 0,72 1-15 18,9 1,8

3% МФДК 4,33 0,57 0,5-8 19,5 1,9

2,04 0,98 8-10

4,79 0,62 10-15

3% МФДК + 0,5% Т-МД 6,55 0,61 0,5-15 26,7 2,6

3% МФДК +1% Т-МД 10,00 0,50 0,5-15 31,6 3,0

3% МФДК + 1,5% Т-МД 5,57 0,57 0,5-15 20,7 2,0

1,5% МФДК + 1,5% НФДК 3,45 0,75 0,5-15 19,4 1,9

3% НФДК + 1% Т-МД 9,23 0,56 0,5-15 33,5 3,2

1,5% МФДК + 1,5% НФДК + 1% Т-МД 9,73 0,52 0,5-15 32,2 3,1

Таким образом, использование УНТ позволяет расширить возможности регулирования скорости горения среднекалорийного топлива типа «Н».

Список литературы

1. Андросов А.С., Денисюк А.П., Токарев Н.П. О механизме влияния комбинированных свинцово-медных катализаторов на горение порохов // Физика горения и взрыва. 1978, №2. - С. 63-66.

2. Денисюк А.П., Козырева Т.М., Хубаев В.Г. О влиянии соотношения между РЬО и сажей на скорость горения баллиститного пороха // Физика горения и взрыва. 1974, №2. - с. 315-318.

3. Денисюк А.П., Марголин А.Д., Токарев Н.П., Хубаев В.Г., Демидова Л.А. Роль сажи при горении баллиститных порохов со свинецсодержащими

катализаторами // Физика горения и взрыва 1977, №4. - с. 576-584.

4. Денисюк А.П., Милёхин Ю.М., Демидова Л.А., Сизов В.А. Влияние углеродных нанотрубок на закономерности катализа горения пороха // Доклады Академии Наук. 2018. Т. 483, №6. - С. 628-630.

5. Головина Л.А., Денисюк А.П., Токарев Н.П, Хубаев В.Г., Хромов В.И. О механизме действия Ре203 при горении модельного нитроглицеринового пороха// Физика горения и взрыва 1981, №4 - с.137-140

6. Козлова М.С., Маркин А.В., Ларина В.Н., Летянина И.А.. Термодинамические свойства ферроцендикарбоновой кислоты // Журнал физической химии. 2014. Т.88, №2. С. 207-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.