Педагогика
УДК 371
доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна
Институт медиакоммуникаций, медиатехнодогий и дизайна федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА УСПЕВАЕМОСТЬ КАЖДОГО СТУДЕНТА В СТАНДАРТНОЙ
УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
Аннотация. В статье рассматриваются смежные темы, такие как влияние психологической среды студенческого коллектива на успеваемость каждого студента в стандартной учебной группе. Статья посвящена выявлению возможных факторов, влияющих на академическую успеваемость, с целью управления ими в процессе обучения студентов ВУЗа. Факторы делятся на две группы: внутренние, определяемые личностью студента, и внешние, определяемые его окружением. При благоприятной психологической обстановке повышаются трудоспособность и потенциал студентов, поэтому студенты могут быстрее достигать ожидаемых результатов учебной деятельности. В статье рассматриваются психосоциальные аспекты влияния групповых психологических качеств на успешность учебной деятельности студентов. Статус проблемной области студента зависит от уровня развития качества группы. Начало ориентации на успеваемость трансформировалось в изменение образовательных целей, направленных на достижение результатов обучения. Эти цели определяют способность студентов решать значимые личные и профессиональные проблемы в учебной деятельности, что может обеспечить хорошие показатели для повышения успеваемости студентов.
Ключевые слова: социально-психологические качества группы, успешность учебной деятельности, мотивация к обучению, картина будущего, проблемная область.
Annotation. The article deals with related topics, such as the influence of the psychological environment of the student collective on the academic performance of each student in a standard study group. The article is devoted to identifying possible factors affecting academic performance in order to manage them in the process of teaching university students. Factors are divided into two groups: internal, determined by the student's personality, and external, determined by his environment. With a favorable psychological environment, the ability to work and the potential of students increase, so students can achieve the expected results of educational activities faster. The article discusses the psychosocial aspects of the influence of group psychological qualities on the success of students' educational activities. The status of a student's problem area depends on the level of development of the quality of the group. The beginning of the orientation on academic performance was transformed into a change in educational goals aimed at achieving learning outcomes. These goals determine the ability of students to solve significant personal and professional problems in educational activities, which can provide good indicators for improving student academic performance.
Key words: socio-psychological qualities of the group, success of educational activity, motivation to learn, the picture of the future, problem area.
Введение. Подготовка высокоэффективных и конкурентоспособных специалистов в системе высшего образования по-прежнему остается актуальной темой. В соответствии со статьей 69 Федерального закона № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года «Об образовании Российской Федерации», целью образования является «воспитывать высококачественных специалистов во всех аспектах общественно-полезной деятельности и в соответствии с потребностями общества и страны; удовлетворять потребности личности в области интеллектуального, культурного и нравственного развития; углублять и расширять образовательные, научные и образовательные квалификации».
В период 2016-2025 годов целью реализации Федерального стандарта развития образования в России является «обеспечение непрерывного персонализированного образования для всех. Развитие образования связано с национальными и глобальными фундаментальными исследованиями, направленными на воспитание творцов, ответственных за личность» [11].
Таким образом, это объясняет непрерывное образование человека и его личный выбор пути, включая набор образовательных услуг. Поэтому для студента, который готов полностью реализовать свои способности, успех его учебной деятельности и качество его образования становятся важными. Статья 2 того же нормативного акта определяет понятие качества образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и образования обучающихся, указывающую на степень их соответствия федеральным образовательным стандартам»... И потребности физических или юридических лиц, осуществляющих преподавательскую деятельность, включая степень реализации результатов образовательного плана» [10]. В дополнение к требованиям к структуре, объему и условиям реализации основного образовательного плана (ООП), государственный и Федеральный образовательный стандарт также содержит требования к освоению результатов основного образовательного плана. Учебная программа базового образования включает в себя некоторые основные элементы образования, такие как учебный план, календарь и план работы по учебным предметам (модулям), а также оценочные материалы и методологию.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим влияние факторов на успеваемость учащихся в ВУЗе с разных точек зрения. Найтингейл В.Н., изучая процесс адаптации студентов к университету и его последующее влияние на успеваемость, отмечает, что регулярные и систематические курсы для студентов по физическому воспитанию приводят к повышению их успеваемости, независимо от возраста, пола и специализации [2]. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. разработали метод анализа и формального доказательства степени, в которой наиболее важные факторы, участвующие в формировании результатов экзамена, влияют на общую успеваемость студентов университета [3]. Городецкая И.В и Захаревич В.Г провели анкетирование студентов и результаты показали факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на успеваемость студентов.
Положительные факторы взаимосвязаны. Обязательства, время, необходимое для подготовки к исследованию, время сна и т.д. Негативные факторы, с которыми столкнулись авторы исследования: негативная атмосфера в группе, ночная жизнь, время, посвященное работе и т.д.
Одной из целей политики качества образовательных услуг университета является снижение процента отчислений, которые студенты могут сделать из-за неудач. Поэтому необходимо определить причины (факторы), которые приводят к
тому, что студенты оказываются отчисленными в процессе обучения. Управление выявленными факторами повысит успеваемость студентов и качество преподавания. Уровень академической успеваемости студентов формируется под совокупным влиянием различных факторов. Нет никаких сомнений в том, что уровень интеллекта обучающегося имеет решающее значение.
Все факторы можно разделить на несколько групп в зависимости от характера их формирования: социология, психология и педагогика.
Социологические факторы включают следующее:
- пол, возраст, место жительства, социальное происхождение, семейное положение и довузовское образование.
Психологические факторы включают:
- интеллект, профессиональная и педагогическая мотивация, общие и специальные способности, стиль личной деятельности и общие психологические характеристики личности.
Обучающие факторы включают:
- организация учебного процесса и уровень педагогических способностей преподавателей.
В то же время, Якунин В.А. отметил, что факторы качества образования оказывают большее влияние на студентов с низкой успеваемостью, поскольку академическая успеваемость выдающихся студентов, скорее всего, обусловлена психологическими факторами [10].
Социальная зрелость студента характерна для его отношения к учебе. В этом смысле семья, как фактор, влияющий на успеваемость студентов, представляет собой уникальную микросреду, которая может удовлетворить многие важные потребности: любовь, спокойствие, интеллектуальное общение, психологический комфорт и т.д. Их семейное положение позволяет им брать на себя больше обязанностей по обучению и освоению своей карьеры. Семейные студенты обладают такой характеристикой: семейная жизнь некоторых людей является стимулирующим фактором, потому что в процессе общения супруги часто обсуждают свою учебу и помогают друг другу готовить домашние задания. Семья и учеба не являются взаимоисключающими понятиями. Однако это возможно для тех, кто отвечает за двоих, кто организован и мотивирован, и у кого есть достаточный уровень для получения карьеры, позитивного отношения и необходимых навыков семейной жизни [5].
Одним из важных факторов, влияющих на успеваемость каждого студента в ВУЗе, является влияние студенческого коллектива. Слово «коллектив» происходит от латинского collective - группа. Он относится к объединенной социальной группе, основанной на социально значимых целях, общих ценностных ориентациях и совместной деятельности.
Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития существует развивающийся коллектив, то есть в процессе своего становления он отличается от устоявшегося «зрелого» коллектива, то есть от коллектива с развитой системой с большими социальными целями, четкой структурой отношений и формами совместной деятельности, а также различием между автономными институтами.
Студенческий коллектив - это психологический центр подготовки специалистов. Здесь формируются благородные моральные качества и правильные установки на обучение. Студенческие группы могут значительно повысить эффективность индивидуального процесса обучения. Но для этого нужна сплоченная команда, где каждый готов помочь другому человеку, и, таким образом, создается хорошая психологическая атмосфера.
Психологический климат - это суть эмоций, которые появляются в отношениях людей. Эти эмоции основаны на столкновении симпатий, интересов, личностей и тенденций. Психологический климат состоит из 3 аспектов:
1. Социальная среда - повышение осведомленности всех участников о целях, уважении прав и обязанностей.
2. Моральный климат - общепринятые ценности в группе. Их единство, принятие, согласованность.
3. Фактический психологический климат - это неформальные отношения в команде [3].
Общение членов команды активирует их социальную зрелость. Процесс взаимного обогащения и развития его участников проявляется в коллективе. С одной стороны, каждый член команды привносит свой личный опыт, навыки и интересы, а с другой стороны, он активно впитывает новые установки, которые есть у других. Таким образом, знакомство с проявлениями внутреннего мира других членов команды значительно расширит внутренний мир каждого члена команды.
Особенностью межличностных отношений является то, что человек меняется, влияя на других. Образовательная и развивающая эффективность общения и сотрудничества людей в команде в значительной степени зависит от их культурного и морального уровня развития. По мере развития обучающегося, чем выше его культурное развитие и духовное богатство, тем больше вероятность его положительного влияния на других.
Опыт коллективных отношений порождает эмпатию и социальную чувствительность, которые помогают психологически наладить взаимодействие с партнерами. Благодаря прямому общению в команде человек приобретает способность воспроизводить в своем уме логику и мотивацию своих действий и поступков. В команде студенты входят в расширенную реляционную систему. Взаимодействие происходит на уровне информации, активности и эмоций. Уровень информации включает взаимодействие в процессе обмена информацией, обсуждения существующих проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования на будущее. На уровне деятельности командное взаимодействие - это сотрудничество в различных видах коллективной деятельности, основанной на интересах, разработке и эффективной реализации совместных проектов, а также в корректировке действий для достижения общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в команде отражает преобладающее эмоциональное состояние обучающихся, их общий опыт, симпатии и антипатии между членами команды и важные гуманистические и социальные мотивы.
Макаренко А.С. считал, что коллектив является органической частью социалистического общества. По словам Макаренко А.С., основная система индивидуальных нравственных отношений формируется в коллективных условиях. Ученый понимал коллектив как «определенный личностный комплекс», объединенный социально значимыми целями, совместной деятельностью по достижению этих целей, взаимной ответственностью и автономией. Функция формирования коллектива определяется тем, что его участники являются активными субъектами коллективной деятельности и социальных отношений [6]. Идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия принадлежит именно Макаренко А.С.
Сухомлинский Б.А. считал, что коллектив является средством нравственного и духовного развития. Единство общества и индивидов возникает в коллективе. По мнению Сухомлинского В.А., духовное богатство каждого человека и его гуманистические мотивы составляют основу полноценной и осмысленной коллективной жизни, а также являются предпосылками для улучшения коллективных отношений. «Коллективная интеллектуальная сила» помогает индивидам преодолеть черты эгоизма и безразличия [4].
В современном мире главной задачей образования является глобальное развитие личности, потенциал которой зависит не только от профессиональных навыков и знаний, но и от развития этих качеств, включая высокую моральность, ответственность, общительность, терпимость. Развитие этих качеств может быть достигнуто только путем
целенаправленной образовательной работы в университетах. Процесс университетского обучения включает интеграцию студентов в систему связей с общественностью и усвоение социальных ценностей.
Вопрос формирования команды студентов является одной из важнейших задач современного образования.
В условиях ограничений определенных отношений, определенного сознания и определенного нравственного воспитания коллектив является важным фактором развития и формирования личности человека.
Основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных работников с соответствующим уровнем и имиджем, которые конкурентоспособны, ответственны и свободны в освоении своей профессии и позиционировании себя в смежных областях деятельности на рынке труда. Они могут эффективно работать на уровне мировых стандартов и готовиться к непрерывному профессиональному росту. Специалисты такого уровня могут быть обучены только в условиях работы высокоразвитой и хорошо скоординированной группы.
В условиях современной социально-экономической ситуации понятие «коллектив» фактически соответствует понятию эффективной команды.
Эффективность командной работы неоспорима: большинство задач, с которыми сталкиваются люди, требуют коллективных усилий, а командная работа положительно влияет на общие результаты и личную эффективность. В сложных задачах, при наличии неопределенности и большого количества решений, работа в команде желательна, требует высокой степени приверженности, и, как правило, успешные организации предпочитают результаты командной работы для разработки перспективных стратегий.
Основными характеристиками коллектива являются:
1. Все члены команды имеют общие цели, ценности и методы осуществления совместной деятельности.
2. В решении проблем доминируют инициатива и креативность.
3. Решение основывается на согласии, а не на большинстве голосов.
4. Все члены команды несут ответственность за конечный результат.
Формирование студенческой команды - это контролируемый учебный процесс. Процесс формирования студенческого коллектива на университетском этапе обучения будет эффективным, если определены стандарты подготовки и уровни студенческого коллектива в университетском образовательном пространстве.
Условиями для эффективности формирования студенческой команды являются следующими:
- учет личностных особенностей каждого участника команды;
- выполнение различных видов коллективной деятельности;
- благоприятный психосоциальный климат [7].
В центре коллективного взаимодействия находится сам студент - его мотивация, цели и уникальный психологический портрет, то есть студент как личность. В этих условиях меняются требования, особенно к целям и содержанию образовательного процесса. Высшее образование рассматривается не столько как процесс передачи знаний, навыков и умений, сколько как выбор, синтез, открытие и диалог. Основная идея личностного обучения фокусируется на социальной деятельности обучающегося, развитии его сознания, совершенствовании самоконтроля и самоорганизации. Среди его целевых функций - гуманизация образования как процесс, направленный на развитие личности как субъекта деятельности. Это предполагает установление подлинных межличностных отношений между преподавателями и студентами в образовательном процессе, что является ключевым элементом педагогического менталитета.
Коллективная деятельность - это форма сотрудничества. Под руководством преподавателей сами обучающиеся активно и в равной степени выполняют общую и социально значимую задачу в условиях такой организации, и общий результат зависит от деятельности обучающихся. Обязательным условием для студентов является участие в различных коллективных мероприятиях по формированию студенческого коллектива. Для того чтобы успешно сформировать студенческую команду, цель мероприятия должна соответствовать следующим требованиям:
1. Во-первых, она должна быть завершена, то есть налицо четкий результат.
2. Во-вторых, цель должна быть четкой, ясной и понятной каждому участнику.
3. В-третьих, цель должна быть технологической, то есть содержать средства, которые обучающиеся могут использовать для ее достижения.
4. В-четвертых, цель должна быть лично привлекательной для каждого студента.
Создание благоприятного психосоциального климата является одной из общих характеристик коллектива. Она отражает развитие взаимоотношений, характер делового сотрудничества. Психологический климат является диагностическим показателем зрелости коллективного общества.
Работоспособность группы и способность успешно решать поставленные задачи в значительной степени зависят от особенностей взаимоотношений с куратором. Куратор группы - это преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебная жизнь студентов, связанная с университетом. Довольно сложно четко определить наилучший стиль управления группой студентов. Он должен меняться по мере того, как группа развивается как коллектив, и определяется особенностями каждого члена.
Выводы. Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем отметить следующее:
- каждая академическая группа обладает индивидуальными психологическими характеристиками;
- в групповом сознании важность групповых качеств зависит от их духовного, нравственного содержания и опыта обучающихся в совместной деятельности;
- сочетание типологии и индивидуальных уникальных характеристик создает специфическую психологическую атмосферу для деятельности студенческой групповой жизни.
Успех в учебе включает в себя не только уровень и объем знаний, но и интерес к выбранной профессии. Есть много факторов, которые влияют на успеваемость обучающихся. Следует отметить, что профессиональное направление студента и основной предмет, который он изучил, должны соответствовать друг другу. Для обучения и профессиональной деятельности будущих специалистов академическая успеваемость играет роль показателя успеха.
Повышение качества подготовки специалистов требует более тщательного отбора кандидатов и целенаправленных действий по управлению образовательной деятельностью и поддержанию чувства профессиональной ответственности и ответственности за качество их обучения и последующей работы. Длительное обучение в университете - серьезный и важный этап формирования личности.
Таким образом, выявление и изучение фактора влияния коллектива на успеваемость каждого студента в стандартной учебной группе позволяют уточнить наиболее значимые и использовать их в организации учебного процесса, повышая его качество.
Литература:
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва [и др.]: Питер, 2015. - 525 с.
2. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. -М.: Мысль, 1983. - 207 с.
3. Глоточкин, А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива [Текст]: (На материалах воинских подразделений): Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (005) / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Москва: [б. и.], 1972. - 43 с.
4. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методол. пробл. исслед. [Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»] /
A.И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
5. Засурцева, О.П. Факторы оптимизации социально-психологического климата: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. - Москва, 1982. - 159 с.
6. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-46, В.В. Кумарин]. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 261 с.
7. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив [Текст]: основы формирования и деятельности / Л.И. Марисова; ред. БИ. Королев; МВ ССО УССР, Ин-т повышения квалификации преп. обществ. наук при Киев. гос. ун-те им. Т.Г. Шевченко. - К.: Вища школа, 1985. - 48, 3 ^ - Библиогр.: с. 50 (22 назв.)
8. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изуч. / Б.Д. Парыгин; Под ред.
B.А. Ядова. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1981. - 192 с.
9. Патрахина, Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т.Н. Патрахина, К.П. Романчук. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 461-464
10. Студенческая группа: [Сборник]. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 190 с.
11. Тулина, ОО Этапы развития студенческого коллектива [Текст] / О.О. Тулина // Феномен развития в науках о человеке сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза НОУ ПДЗ, 2006. - 0,38 п.л
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Шабаев Вадим Владимирович
Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В статье рассматриваются пути внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду общеобразовательной школы. Авторами рассматривается необходимость использования возможностей искусственного интеллекта, как в обучении, так и в воспитании, становлении как личности и социализации обучающихся общеобразовательной школы. Использование технологий искусственного интеллекта при разработке программ психолого-педагогической коррекции вероятностной трансформации обучающихся на основе работы нейронной сети, с целью формирования безопасной среды общения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейронная сеть, общеобразовательная школа, информация, ИКТ-компетенции, «Smart-кампус», цифровая платформа, «Personal Tech Grow», «имитация поведения учителя».
Annоtation. The article discusses the ways of introducing artificial intelligence technologies into the educational environment of a general education school. The authors consider the need to use the capabilities of artificial intelligence, both in teaching and in upbringing, the formation of a personality and the socialization of students in a general education school. The use of artificial intelligence technologies in the development of programs for the psychological and pedagogical correction of the probabilistic transformation of students based on the operation of a neural network in order to form a safe communication environment.
Key words: artificial intelligence, neural network, secondary school, information, ICT competencies, "Smart Campus", digital platform, "Personal Tech Grow", "imitation of teacher behavior".
Введение. В современной школе образование основывается на передаче базовых знаний от учителя к ученику, а также на дополнительном обучении правильной работе с информацией (умение получать, выделять, использовать). Роль педагога на данном этапе существенно меняется. Школе необходим учитель, который обладает творческими идеями, постоянно развивается, использует инновационные технологии, а также проявляет интерес к разработке и реализации новых учебных программ.
Личность должна обладать знаниями не только в одной сфере, но и в разных областях науки и практики, потому что в современном мире нужно знать очень много. Такое положение вещей связано с техническим прорывом, большими массивами информации, а также с тем, что в настоящее время ряд профессии тесно взаимосвязаны между собой. На современном этапе важно не только обладать необходимыми компетенциями но и уметь правильно находить, отбирать, структурировать и использовать различную информацию.
В нынешних условиях глобальной информатизации и стремительного технологического прогресса компьютерные технологии задействованы во всех сферах жизни человека и образование не является исключением [3]. Данная ситуация связана с тем, что большинство современных людей перестали воспринимать информацию традиционным образом (через книги, газеты, бумажные карты и т.д.), на современном этапе развития технологий практически всю необходимую информацию человек получает в цифровом формате (персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.) [2].
В 2019 году в России принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Одним из ее направлений заявлена разработка и внедрение образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования для приобретения гражданами компетенций и навыков в областях, способствующих развитию искусственного интеллекта. Также она нацелена на повышение качества услуг в сфере образования (включая адаптацию