_08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ_
08.00.05 УДК 331
ВЛИЯНИЕ КОЛЕБАНИЙ ВАЛЮТНОГО РЫНКА НА СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
© 2018
Татьяна Альбертовна Худякова, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Экономика и управление на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма» Южно-Уральский государственный университет, Челябинск (Россия) Ирина Евгеньевна Глинских, магистр кафедры «Экономика и управление на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма» Южно-Уральский государственный университет, Челябинск (Россия)
Аннотация
Введение: туристическая отрасль является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов экономики в мире. Руководству туристических компаний крайне важно держать во внимании динамику и зависимости различных компонентов от состояния туристической отрасли.
Материалы и методы: дается представление о современном состоянии туристической отрасли в России и ее месте в экономике страны. Проведен анализ текущего состояния валютного рынка России и на основе корреляционного анализа выявлена зависимость между флуктуациями на валюты, в частности курса доллара США, и въездным и выездным туристскими потоками.
Результаты: закономерность зависимости въездного туристического потока от курса доллара не наблюдается, выездной поток имеет сильную корреляционную зависимость.
Обсуждение: важным объектом анализа в туристической отрасли является валютный рынок и его нестабильность. Регулярные изменения валютного курса немедленно и непосредственно воздействует как на экономическое положение предприятия туризма, так и экономику страны в целом. Исследование выявления зависимостей результирующих показателей деятельности предприятия туризма от колебаний, происходящих на валютном рынке, дало как положительные, так и отрицательные результаты.
Заключение: сформировано четкое представление о современном состоянии туристической отрасли в России и ее месте в экономике страны. Научная новизна полученных результатов исследования заключается в выявлении корреляционной зависимости между количеством выезжающих за границу России туристов, количеством въезжающих граждан стран дальнего зарубежья с целью туризма на территорию РФ и курсом доллара в период с 2014 по 2017 годы.
Ключевые слова: бивалютная корзина, бизнес в сфере туризма, валютная пара, валютный рынок, внутренний туризм, въездной / выездной туристический поток, корреляционный анализ, курс валют, пакетный тур, статистика, туристическая отрасль, туристская активность, туристический спрос, экономический кризис.
Для цитирования: Худякова Т. А., Глинских И. Е. Влияние колебаний валютного рынка на состояние российской туристической отрасли // Вестник НГИЭИ. 2018. № 5 (84). С. 76-86.
INFLUENCE OF VARIANTS OF CURRENCY MARKET FOR THE STATE OF THE RUSSIAN TOURISTIC INDUSTRY
© 2018
Tatyana Albertovna Khudyakova, Ph. D. (Economy), associate professor head of the chair «Economics and Management at the enterprises of sphere of services, recreation and tourism» South Ural State University, Chelyabinsk (Russia) Irina Evgenievna Glinskih, Master of the chair «Economics and Management at the enterprises of sphere of services, recreation and tourism» South Ural State University, Chelyabinsk (Russia)
Abstract
Introduction: the tourism industry as one of the most promising and dynamically developing sectors of the economy in the world. The management of travel companies is extremely important to keep in mind the dynamics and dependencies of various components on the state of the tourism industry.
Materials and methods: presenting the current state of the tourism industry in Russia and its place in the country's economy. The analysis of the current state of the Russian currency market was made and correlation between fluctuations in currencies, in particular the US dollar rate, and inbound and outbound tourist flows was revealed on the basis of the correlation analysis.
Results: the pattern of the dependence of the inbound tourist flow on the dollar rate is not observed, the outflow has a strong correlation dependence.
Discussion: an important object of analysis in the tourism industry is the currency market and its instability. Regular changes in the exchange rate immediately and directly affect both the economic situation of the tourism enterprise and the economy of the country as a whole. A study of the identification of the dependencies of the resulting indicators of the activity of a tourism enterprise on fluctuations occurring in the foreign exchange market gave both positive and negative results.
Conclusion: a clear understanding of the current state of the tourism industry in Russia and its place in the country's economy has been formed. The scientific novelty of the research results is the correlation between the number of tourists traveling abroad, the number of foreign citizens entering the country for tourism to the territory of the Russian Federation and the dollar exchange rate for the period from 2014 to 2017.
Key words: bi-currency basket, business in tourism, currency pair, foreign exchange market, domestic tourism, entry / exit tourist flow, correlation analysis, exchange rates, package tour, statistics, tourism, tourism, tourist demand, economic crisis.
For citation: Khudyakova T. A., Glinskih I. E. Influence of variants of currency market for the state of the Russian touristic industry // Bulletin NGIEI. № 5 (84). P. 76-86.
Введение
Опыт многих туристических компаний показывает, что эффективность управления основными бизнес-процессами зависит от непрерывного контроля и анализа различных сфер деятельности, сопоставления их друг с другом и поиска взаимосвязей и взаимозависимостей, проектирования, описания и долгосрочной поддержки «здоровья» процессов. Зачастую такой масштабный анализ заставляет руководство компании задуматься о смене приоритетов, коррекции стратегического плана или изменения стиля работы.
Одними из важнейших факторов, влияющих на динамику развития туризма, являются уровень и качество жизни населения, геополитическая и экономическая стабильность регионов, законодательно закрепленный и фактический рост продолжительности отпусков, снижение удельных затрат населения на турпоездки, а также ряд других факторов.
Но ни для кого не секрет, что предприятия туристической отрасли функционируют и развиваются в условиях вариабельной среды, что подчеркивает необходимость рассмотрения зависимости различных компонентов на состояние туристической отрасли. Особенно нестабильный аспект для рассмотрения - валютный рынок, изменяясь, он влияет на состояние экономики страны, следовательно, и положение предприятий внутри страны.
В этой связи представляется необходимым провести анализ на предмет выявления корреляционной зависимости между туристскими потоками и
колебаниями курса валюты, в частности доллара США.
Материалы и методы
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), туристическая отрасль является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Возможность повышения качества жизни и уровня благосостояния населения России обуславливается решением важной социально-экономической задачи, которая во многом определяется состоянием рынка туристических услуг. Это обуславливает необходимость более глубокого изучения, исследования и анализа туристического сектора национальной экономики и становится одной из важных и приоритетных задач государства [1].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прежде всего, акцентирует внимание на экономической выгодности, экологической безопасности туризма, отмечая, что именно туризм должен стать одной из главных составляющих инновационного развития страны [17]. При этом туризм призван выполнять важнейшие функции в национальной экономике: создавать дополнительный доход, служить источником пополнения бюджета страны, выполнять производственную функцию, обеспечивать занятость населения, сглаживать региональную специфику экономики, давая субъектам дополнительные экономические преимущества [6].
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуется особым скачком в развитии техники, технологий и общественных отношений [9]. Резко повысилась динамичность общественного устройства, а также степень информатизации. Это не могло не сказаться на росте интереса к туризму. В этой связи туристский бизнес получил приоритетное направление. Развитие туристической сферы определяется показателями въездного, выездного и внутреннего туризма, которые в разном сочетании образуют национальный, международный туризм и туризм в пределах страны. Именно эти потоки формируют сальдо платежного баланса страны. Каждая из этих категорий влияет, прежде всего, на создание ВВП. По оценкам Ростуризма, по состоянию на начало 2018 года доля туризма в ВВП Российской Федерации не превышает 3,4 %, в то время как в среднем для развитых стран она составляет порядка 10 %. В целях повышения доли туризма в ВВП страны реализована федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма с 2019 года, основная задача которой - рост объемов туризма темпами, в два раза опережающими рост экономики в России, до 5 % к 2025 году [18].
Благодаря динамичному развитию современного общества и общественных отношений, повышению степени информатизации пространства, появлению современных технологий возникают новые, уникальные возможности для развития туристского бизнеса, туристического потенциала регионов и стран. При этом потенциал Российской Федерации огромен, благодаря площади страны, богатому разнообразию природно-климатических условий, а также огромному культурному и историческому наследию. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием видов и форм. Это экотуризм, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, промысловый, событийный и гастрономический и другие виды туризма [7]. Однако, несмотря на все многообразие и положительные факторы, рынок внутреннего туризма в Российской Федерации развит крайне неравномерно.
Так по данным Ростуризма, в период с 2014 по 2017 годы, несмотря на инновации, в российском туристическом бизнесе отмечается замедление темпов роста для внутреннего туризма по всем направлениям. За последние годы во внутреннем российском туризме прослеживается лишь небольшой прирост туристической активности в Сочи, еще меньший процент прироста наблюдается в направлении Крым. Остальные направления продемонстрировали значительное снижение объемов. В 2017 г.
многие туроператоры начали возобновление работы с регионами и акцентировали внимание на формирование пакетных туров, пытаясь расширить туристические направления в сторону Камчатки, Карелии, Приморского края и в другие регионы [5].
За рассматриваемый период с 2014 по 2017 гг. въездной туризм показал значительный прирост по сравнению с предыдущими годами. Темпы прироста потока составили около 10 %. При этом увеличение произошло преимущественно за счет притока с азиатских рынков. Основными европейскими рынками также для российского въездного туризма на протяжении многих лет являются французские, итальянские и испанские.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за рассматриваемый период объём выездного туризма всё же преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма, что свидетельствует и о вывозе за рубеж денег и поступлении их в экономику других стран. Среди наиболее популярных направлений выездного туризма в 2017 году можно выделить такие страны ближнего зарубежья, как: Абхазия, Казахстан, Украина, Эстония, а также страны дальнего зарубежья - Турцию, Финляндию, Китай, Польшу, Таиланд, Германию и другие [17]. Учитывая факт высоких показателей объёмов выездного туризма, можно утверждать, что правильное расходование финансирования и утверждение законодательных мер по развитию внутреннего туризма будет также экономически выгодным, как и показатели въездного туризма.
Топ-менеджеры крупных туристических компаний отмечают изменение предпочтений за 2017 год, которые свидетельствуют о финансовой стабильности выездного потока туристов, появившейся уверенности в «завтрашнем» дне и возможности тратить деньги на отдых [11]. Средняя картина, как по выездному, так и по внутреннему туризму показывает, что с 2014 по 2016 год предпочтение отдавали отелю категории «три звезды», в 2017 году доля тех, кто выбирает четырех- и пятизвездочные отели выросла более, чем на 50 %. По данным туроператоров и основных поисковых систем, туристы стали чаще заказывать дополнительные экскурсии, хотя предыдущие несколько лет люди явно экономили деньги, находясь на месте отдыха [4].
Социально-экономическая активность в туристической отрасли меняется круглый год, варьируется от сезона к сезону. Наиболее предпочтительный период для туризма - летний, так как наступает сезон летних отпусков. Данный период характеризуется самым динамичным не только для туристической отрасли, но и для валютного рынка, который
способствует повышению или понижению спроса на доллары и евро.
Так как же влияют колебания валютного рынка на состояние туристической отрасли? Туристический бизнес однозначно зависит от курса доллара, так как при расчёте стоимости тура учитывается
курс валют. Отметим, что сильная вариабельность курсов валют препятствует развитию туристического бизнеса, снижая покупательскую способность россиян [21]. На рисунке 1 представлена популярная среди российских трейдеров валютная пара USD/RUB рынка FOREX.
Рис. 1. Валютная пара USD/RUB 2017 года / Fig.1. Currency pair USD / RUB 2017 Источник: [1]
В конце 2016 года рубль установился на уровне 61,27 рубль за доллар и 64,52 рубля за евро, российская валюта в 2017 году выросла по отношению к американской на 6,5 % и понизилась по отношению к европейской на 6 %. Таким образом, бивалютная корзина, являющаяся операционным ориентиром курсовой политики ЦБ РФ, за год потеряла всего 0,3 %, в то время как за 2016 год она снизилась на 18,2 % [1].
Резкие колебания обменных курсов валют не могут негативно не сказаться на состоянии туристической отрасли, и конечно же, показателях экспорта и импорта в национальной экономике [14; 15]. Туризм, как и другие отрасли народного хозяйства, весьма чувствительен к колебаниям факторов внешней среды, а также экономическим циклам. Хотя по сравнению с промышленностью, этот сектор экономики и показывает наибольшую резистентность кризису, но несмотря на это, в период экономического кризиса падение курса рубля сопровождается общим снижением покупательской способности населения и, в частности, сокращением доли населения с высоким уровнем дохода для осуществления зарубежных поездок. В некоторых исследованиях указывается, что увели-
чение стоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к падению спроса в среднем на 6-10 %. В этой связи можно сделать однозначный вывод - колебания курсов основных валют однозначно будут оказывать влияние на турпотоки между государствами с сильными и слабыми валютами. Однако, на наш взгляд, необходимо определить количественно степень этого влияния. С этой целью предлагается провести корреляционный анализ, позволяющий выявить зависимости между курсом национальной валюты и въездным и выездным туристическими потоками.
Кризис 2014 года спровоцировал значительные флуктуации на валютном рынке, что не могло не отразиться на курсе валюты, в частности доллара США и Евро (рис. 2). Глобализация процессов, протекающих в современном обществе, изменчивость геополитических и экономических факторов незамедлительно повлияли на флуктуации и курса российской валюты. Кризисные явления вызвали сильнейшие сдвиги на валютном рынке. Российская банковская система, обремененная значительными финансовыми обязательствами перед иностранными финансовыми институтами, оказалась в нелегком и нестабильном положении [19; 20].
Из рисунка 2 видно, что курс валюты - доллара и евро - за анализируемый период увеличился примерно в 2 раза, а максимальный индекс роста составлял практически 2,5. Этот факт не мог не сказаться негативно на динамике развития российского туризма. Что и породило потребность в выявлении
степени зависимости туристских потоков от уровня флуктуаций, происходящих на валютном рынке. С этой целью на основе ретроспективных статистических данных представляется необходимым определить средние квартальные значения курса доллара за анализируемый период (табл. 1).
Рис.2. Динамика курса валют в период с 2013 по 2018 годы Fig.2. Exchange rate dynamics in the period from 2013 to 2018 Источник: составлено авторами на основании [2]
Таблица 1. Динамика средних значений курса доллара за 2014-2017 годы (поквартально)
Table 1. Indicators of average values of the dollar exchange rate on a quarterly basis for 2014-2017 (by quarters)
Год / Year Квартал / Средний курс доллара / Год / Квартал / Средний курс доллара /
Quarter Average dollar rate Year Quarter Average dollar rate
2014
2015
1
2
3
4 1 2
3
4
35,14362 35,02425 36,16238 47,55393 63,11007 52,68300 63,00362 66,05264
Источник: составлено авторами на основании [2]
Максимальное среднее значение курса доллара наблюдается в первом квартале 2016 года, и его величина составила 74,9 руб. 22 января 2016 года зафиксирован исторический рекорд курса доллара на отметке 83,59 руб., а минимальное среднее значение - во втором квартале 2014 года, которое составило 35,02 руб.
Развитие туристической отрасли определяется развитием внутренних, выездных и въездных потоков [15], поэтому для любой страны крайне важно стимулировать развитие всех направлений туризма, поскольку именно въездной туризм дает наибольшие валютные поступления, а внутренний туризм
2016
2017
1
2
3
4 1 2
74,91836 65,86083 64,61057 62,98807 58,63500 57,09764
59,01549
создает предпосылки для развития въездного туризма и осуществления выездных поездок [17].
На основании статистических данных федерального агентства по туризму, рассчитанных в соответствии с официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок, был проведен корреляционный анализ и выявление зависимостей между данными въездного и выездного потоков и курса доллара поквартально за 2014-2017 годы. Исходные данные статистических показателей взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств представлены в таблице 2.
3
Таблица 2. Статистические показатели взаимных поездок граждан РФ и граждан иностранных государств
Table 2. Statistical indicators of mutual trips of citizens of the Russian Federation and citizens of foreign states
Количество туристов в тыс. чел /
Год / Year Квартал / Quarter Number of tourists in thousand people
Въездной поток / Entrance flow Выездной поток / Incoming flow
1 4 233 9 873
2014 2 6 498 10 266
3 8 410 14 346
4 6 297 8 436
Итого: / Total: 25 438 42 921
1 4 910 5 924
2015 2 6 981 9 299
3 8 781 12 236
4 6 180 6 931
Итого: / Total: 26 852 34 390
1 4 495 5 410
2016 2 6 787 7 870
3 8 243 11 034
4 5 046 7 345
Итого: / Total: 24 571 31 659
1 4 380 6 709
2017 2 6 567 10 410
3 8 025 13 853
Итого: / Total: 18 972 30 972
Источник: составлено авторами на основании [15; 17]
Результаты
С целью выявления зависимости интенсивности турпотока от колебаний валютного рынка нами был проведен корреляционный анализ. Проведенное исследование позволило выявить следующие закономерности. Анализ зависимости входного туристского потока в Российскую Федерацию от курса доллара США позволил выявить отсутствие этой зависимости. Рассчитанный коэффициент корреляции составил -0,0752, что говорит о слабом уровне обратной зависимости между показателями, определенного по шкале Чеддока [3].
Анализ корреляционной зависимости между курсом валюты и выездным турпотоком выявил обратную умеренную зависимость. Полученный коэффициент корреляции составил -0,484 (по шкале Чеддока умеренная зависимость соответствует коэффициенту корреляции от 0,3 до 0,5) [8]. Как мы видим, полученный нами показатель лежит практически на границе зоны заметной корреляции.
Таким образом, въездной поток от курса доллара практически не зависит, в то время как выезд-
ной имеет значительную зависимость. Аналогичные выводы можно сделать на основе анализа динамики въездного потока и курса доллара (рис. 3) и выездного потока и курса доллара США (рис. 4).
По данным информации Ростуризма отметим, что по въездному потоку туристов Россия лидирует и показывает больший прирост, чем по всему миру в целом [17]. Страна является достаточно привлекательной для иностранцев, что обусловлено постоянно развивающемся туристическим рынком открытию новых направлений, новых технологий и современной инфраструктуры, построенной согласно Федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма. Кроме того, невысокий курс российской валюты сделал путешествия по России более доступными иностранным гражданам [10]. Туристическая отрасль в России обязана быть конкурентоспособной не только в пределах страны, но и на мировом рынке, что вызывает необходимость выявления все новых методик ведения туристского бизнеса, применения новых технологий и инновационных подходов.
Рис. 3. Графики въездного потока и курса доллара по кварталам Fig. 3. Graphs of the incoming flow and the dollar rate by quarters Источник: составлено авторами на основании [15; 17]
Рис. 4. Графики выездного потока и курса доллара по кварталам Fig. 4. Graphs of the exit flow and the dollar rate by quarters Источник: составлено авторами на основании [15; 17]
Обсуждение
Динамика потребления туристских услуг в первую очередь является индикатором материального благополучия среднего класса. В период с 2014 по 2017 годы наблюдается уменьшение количества
выезжающих за границу туристов России (табл. 2). По въездному потоку туристов в 2015 году наблюдается небольшой подъем, а затем сильный спад в 2016-2017 годах (табл. 2), обусловленный в большей степени введением санкций против России.
Наибольшее количество туристических поездок совершается в третьих кварталах каждого года. Самый маленький спрос на туристические услуги -в первом квартале. Туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. К таким факторам могут относиться: демографические и социальные изменения, развитие торговли, изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах, экономические и финансовые изменения, состояние транспортной инфраструктуры и сферы информационного обеспечения; безопасность путешествия [12].
Наглядное представление на графиках зависимостей въездного потока от курса доллара показывает как неоднородно курс доллара влияет на интенсивность въезда иностранных туристов. Динамика выездного туризма напрямую зависит от курса доллара, от реальных доходов населения, особенно выраженных в валюте. Также важной характеристикой поведения россиян в условиях спада экономики, падения реальных доходов и девальвации рубля стала попытка сохранить образ жизни при ограниченных финансовых возможностях.
Заключение
Таким образом, статья дает представление о современном состоянии туристической отрасли в
России и ее месте в экономике страны. Научная новизна полученных результатов исследования заключается в выявлении корреляционной зависимости между количеством выезжающих за границу России туристов, количеством въезжающих граждан стран дальнего зарубежья с целью туризма на территорию РФ и курсом доллара в период с 2014 по 2017 годы. В результате проведенного анализа удалось выявить, что въездной поток в страну практически не зависит от курса доллара, в то время как выездной поток имеет умеренную зависимость.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования данных анализа и выявленных зависимостей для разработки государственной политики в области туризма и мероприятий в туристической отрасли относительно стимулирования въездных и внутренних туристических потоков.
Благодарности
Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.
Южно-Уральский государственный университет выражает благодарность за финансовую поддержку Министерству образования и науки Российской Федерации (грант № 26.9677.2018/БЧ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабин Д. Итоги года - валютный рынок. Год стабильности, но 2018 может быть непростым // БКС Экспресс от 29 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/itogi-goda-valiutnyi-rynok-god-stabil-nosti-no-2018-mozhet-byt-neprostym (дата обращения 08.01.2018).
2. База данных по курсам валют // Центральный банк Российской Федерации Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/ (дата обращения 08.01.2018).
3. Белокопытов А. В., Миронкина Д. А. Эконометрика: методические указания и задания по выполнению контрольной работы. Смоленск : ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА». 2015. 77 с.
4. Голов С. Два главных тренда 2017 года - развитие внутреннего туризма и возвращение Турции Пресс-центр информационного агентства «Национальная служба новостей» от 26 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profi.travel/news (дата обращения 08.01.2018).
5. Горин Д. Не ждите, что все отрегулируют без вас // Пресс-центр информационного агентства «Национальная служба новостей» от 26 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profi.travel/news (дата обращения: 08.01.2018).
6. ДуздибаеваА. С. Современное состояние российского туризма // Молодой ученый, 2015. № 7. С. 390-393. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/16858/ (дата обращения: 02.01.2018).
7. Изотов А. В., Ростова О. В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов с использованием статистических методов // Современные технологии управления - 2014: сборник материалов международной научной конференции. Киров, 2014. С. 967-978.
8. Ильин И. В., Ростова О. В., Копосов В. И. Моделирование и алгоритмизация нейтральных к рыночному риску стратегий // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). С. 90-95.
9. Калимуллин Д. М., Тишакова А. А. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф. М. : Издательство «МЦНО», 2017. № 7 (9). С. 57-64.
10. Кружалин В. И. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды IV Международной научно-практической конференции. М. : 2009. 712 с.
11. Ломидзе М. Год можно считать прорывным по выездному туризму // Пресс-центр информационного агентства «Национальная служба новостей» от 26 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profi.travel/news (дата обращения: 08.01.2018).
12. Лысакова Л. А., Лесная Е. Н., Карпова Е. М. Туризм. М. : Флинта, 2015. 145 с.
13. Мартышенко Н. С., Катриченко Е. Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг, 2012. № 12. С. 33-48.
14. Миронова О. А. Инновационная политика. Управление инновациями инновационное развитие экономики // Инновационное развитие экономики, 2016. № 6 (36).
15. Петрова П. А. Анализ количественного и качественного состава сегментов рынка потенциального туристского спроса в России // Балтийская академия туризма и предпринимательства. 2012.
16. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d803 3c66928fa27e527/ (дата обращения 08.01.2018).
17. Сафонов О. Ростуризм: доля туризма в ВВП страны // Interfax Туризм от 26 июля 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/42513/ (дата обращения: 15.01.2018).
18. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 01.01.2018).
19. Фомин Д. А. Современный валютный кризис в России // ЭКО. 2015. № 6.
20. Худякова Т. А., Куварзина А. Е. Влияние флуктуаций внешней среды на валютный рынок // Общество и сервис: теоретические и практические инновации. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 49-54.
21. Чудновский А. Д., Королев Н. В., Гаврилова Е. А., Жукова М. А., Зайцева Н. А. Менеджмент туризма. М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. 576 с.
Дата поступления статьи в редакцию 5.03.2018, принята к публикации 18.04.2018.
Информация об авторах: Худякова Татьяна Альбертовна, кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма» Адрес: Южно-Уральский государственный университет, 454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76 E-mail: ek_pred@mail.ru Spin-код: 7412-0990
Глинских Ирина Евгеньевна, магистр кафедры
«Экономика и управление на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма»
Адрес: Южно-Уральский государственный университет, 454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76
E-mail: irisheshka@list.ru
Заявленный вклад авторов:
Худякова Татьяна Альбертовна: общее руководство проектом, анализ полученных результатов, анализ и дополнение текста статьи.
Глинских Ирина Евгеньевна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Babin D. Itogi goda - valyutnyj rynok. God stabil'nosti, no 2018 mozhet byt' neprostym [The results of the year are the foreign exchange market. Year of stability, but 2018 may be difficult]. BKS Ekspress ot 29.12.17 [Elek-tronniy resurs]. Available at: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/itogi-goda-valiutnyi-rynok-god-stabil-nosti-no-2018-mozhet-byt-neprostym (accessed: 08.01.2018).
2. Baza dannyh po kursam valyut [Database of exchange rates], Central'nyj bank Rossijskoj Federacii: Ofi-cial'nyj sajt. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.cbr.ru/currency_base/ (accessed: 08.01.2018).
3. Belokopytov A. V., Mironkina D. A Ekonometrika: metodicheskie ukazaniya i zadaniya po vypolneniyu kontrol'noj raboty [Econometrics: methodological instructions and tasks to perform the test work]. Smolensk: FGBOU VPO «Smolenskaya GSKHA», 2015, 77 p.
4. Golov S. Dva glavnyh trenda 2017 goda - razvitie vnutrennego turizma i vozvrashchenie Turcii Press-centr informacionnogo agentstva «Nacional'naya sluzhba novostej» ot 26 dekabrya 2017 goda [The two main trends of 2017 are the development of domestic tourism and the return of Turkey] [Elektronniy resurs]. Available at: http://profi.travel/news (accessed: 08.01.2018).
5. Gorin D. Ne zhdite, chto vse otreguliruyut bez vas [Do not expect everyone to regulate without you]. Press-centr informacionnogo agentstva «Nacional'naya sluzhba novostej» ot 26 dekabrya 2017 goda [Elektronniy resurs]. Available at: http://profi.travel/news (accessed: 08.01.2018).
6. Duzdibaeva A. S. Sovremennoe sostoyanie rossijskogo turizma [The current state of Russian tourism]. Mo-lodoj uchenyj [Young Scientist], 2015, No. 7, pp. 390-393. [Elektronniy resurs]. Available at: https://moluch.ru/archive/87/16858/ (accessed: 02.01.2018).
7. Izotov A. V., Rostova O. V. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti regionov s ispol'zovaniem statisticheskih metodov [Evaluation of the investment attractiveness of regions using statistical methods], Sovremennye tekhnologii upravleniya - 2014 [Modern management technologies - 2014], Kirov, 2014. pp. 967-978.
8. Il'in I. V., Rostova O. V., Koposov V. I. Modelirovanie i algoritmizaciya nejtral'nyh k rynochnomu risku strategij [Modeling and algorithmization of market-neutral strategies], Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2013, No. 1 (87), pp. 90-95.
9. Kalimullin D. M., Tishakova A. A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya turisticheskoj otrasli v Rossii [Current state and prospects for the development of the tourism industry in Russia], Nauchnyjforum: Ekonomi-ka i menedzhment: sb. st. po materialam IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific forum: Economics and management: proceedings of IX international scientific-practical conference] No. 7 (9). Moscow: Publ. «MCNO», 2017. pp.57-64.
10. Kruzhalin V. I. Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya [Tourism and recreation: fundamental and applied research], Trudy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Proceedings of the IV international scientific and practical conference] M., 2009. 712 p.
11. Lomidze M. God mozhno schitat' proryvnym po vyezdnomu turizmu [Year can be considered breakthrough in outbound tourism]. Press-centr informacionnogo agentstva «Nacional'naya sluzhba novostej» ot 26 dekabrya 2017 goda [Elektronniy resurs]. Available at: http://profi.travel/news (accessed: 08.01.2018).
12. Lysakova L. A., Lesnaya E. N., Karpova E. M. Turizm [Tourism]. Moscow: Flinta, 2015. 145 p.
13. Martyshenko N. S. Usloviya i tendencii razvitiya mezhdunarodnogo turizma v Yuzhnoj Koree [Conditions and tendencies of development of international tourism in South Korea]. Prakticheskij marketing [Practical Marketing], 2012, No. 12, pp. 33-48.
14. Mironova O. A. Innovacionnaya politika. Upravlenie innovaciyami .Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative policy. Innovation management of innovation], Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2016, No. 6 (36).
15. Petrova P. A. Analiz kolichestvennogo i kachestvennogo sostava segmentov rynka potencial'nogo turi-stskogo sprosa v Rossii [Analysis of the quantitative and qualitative composition of the segments of the market of potential tourist demand in Russia], Baltijskaya akademiya turizma i predprinimatel'stva [Baltic Academy of tourism and entrepreneurship], 2012.
16. Rasporyazhenie pravitel'stva RF «O koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Ros-sijskoj Federacii do 2020 g.» ot 17.11.2008 No. 1662-r [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020 (draft guidelines of the concept] [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 /28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (accessed: 08.01.2018).
17. Safonov O. Rosturizm: dolya turizma v VVP strany [Rosturizm: the share of tourism in the country's GDP]. Interfax Turizm ot 26 iyulya 2017 goda. [Elektronniy resurs]. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/42513/ (accessed: 15.01.2018).
18. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal Service of State Statistics] [Elektronniy resurs]. Available at: www.gks.ru (accessed: 01.01.2018).
19. Fomin D. A. Sovremennyj valyutnyj krizis v Rossii [The current currency crisis in Russia]. EHKO [EKO], 2015, No. 6.
20. Hudyakova T. A., Kuvarzina A. E. Vliyanie fluktuacij vneshnej sredy na valyutnyj rynok [Influence of fluctuations of the external environment on the foreign exchange market]. Obshchestvo i servis: teoreticheskie i prak-ticheskie innovacii [Society and service: theoretical and practical innovations], Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2015. pp. 49-54.
21. Chudnovskij A. D., Korolev N. V., Gavrilova E. A., Zhukova M. A., Zajceva N. A. Menedzhment turizma [Tourism Management], Moscow: Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. 576 p.
Submitted 5.03.2018; revised 18.04.2018.
About the authors: Tatyana A. Khudyakova, Ph. D. (Economy), associate professor,
Head of the chair «Economics and management at the enterprises of the sphere of services, recreation and tourism» Address: South Ural State University, 454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina av., 76 E-mail: ek_pred@mail.ru Spin-code: 7412-0990
Irina E. Glinskikh, Master of the chair «Economics and management at the enterprises of the sphere of services, recreation and tourism»
Address: South Ural State University, 454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina av., 76 E-mail: irisheshka@list.ru
Contribution of the authors: Tatyana A. Khudyakova: managed the research project, analysed data, analysing and supplementing the text. Irina E. Glinskikh: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
08.00.05
УДК: 332.1: 711.42: 711.454
НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД КАК КАТЕГОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ И ГРАДОВЕДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
© 2018
Елена Борисовна Дворядкина, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, профессор кафедры «Региональная, муниципальная экономика и управление» Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург (Россия) Екатерина Игоревна Кайбичева, кандидат экономических наук, главный специалист Управления по научно-исследовательской работе, ассистент кафедры «Региональная, муниципальная экономика и управление» Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург (Россия)
Аннотация
Введение: признание промышленности в качестве одной из градообразующих сил обусловило выделение в научной литературе промышленного или индустриального города как города особого типа, имеющего свою хозяйственную специализацию и связанную с ней специфику развития. Изменение технологических аспектов организации производства, развертывание процессов новой индустриализации привело к тому, что современные города, сохраняющие свой промышленный профиль, уже не в полной мере описываются содержанием понятия «индустриальный город». В связи с их существенными отличиями от городов индустриальных предлагается использовать термин «новый индустриальный город».
Материалы и методы: теоретическим базисом исследования послужили функциональный подход, разрабатываемый в русле социально-экономической концепции города; цивилизационный подход (теории нового индустриального общества (Дж. К. Гэлбрейт), теории индустриального общества (Р. Дарендорф, Р. Арон), теории постиндустриального и информационного общества (Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер и др.)), а также взгляды на процессы новой индустриализации, сложившиеся в отечественной и зарубежной научной литературе. Результаты: использование положений вышеперечисленных теорий позволило разработать авторскую трактовку понятия «новый индустриальный город» и интерпретировать его как особый функциональный тип по-