УДК 625.08+656.052.5
ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ИА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН
Чооду О.А., Монгуш Э.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INFLUENCE OF CLIMATIC FACTORS ON THE OPERATIONAL PERFORMANCE OF ROAD-BUILDING VEHICLES
Choody O.A., Mongush E.S.
Tuvin State University, Kyzyl
Условия работы дорожно-строительных машин (ДСМ) отличаются повышенным содержанием абразивных частиц и запыленностью воздуха, резкими изменениями динамических и тепловых нагрузок на элементы ДСМ, что вызывает интенсивное изнашивание силовых установок, рабочих органов, элементов трансмиссий и ходового оборудования. В результате изнашивания деталей изменяются их геометрические параметры, форма и масса, а также свойства материалов. Узлы и агрегаты ДСМ подвержены различным видам изнашивания - механическому, коррозионно-механическому, при действии электрического тока. Все это приводит к снижению надежности ДСМ в целом.
Ключевые слова: климат, факторы, эксплуатация, машины.
Working conditions of road building vehicles (RBV) differ by high content of abrasive particles and dust, air, sharp changes of dynamic and thermal loads on the elements of the RBV that causes intensive wear of power plants, working bodies of transmissions and navigation equipment. As a result of wear parts are their geometrical parameters, form and weight, and material properties. Components and units of the RBV subject to various types of wear-mechanical, corrosion-mechanical, under the action of electric current. All this reduces the reliability of the RBV as a whole.
Keywords: climate, the factors of operation, the machine.
По данным ряда авторов (К.В. Попов, В.Г. Ставицкий, Б.Г. Ким, П.П. Кох), число отказов дорожных машин резко увеличивается при температурах -30°С и ниже. Такие условия эксплуатации наблюдаются в районах Сибири и Севера Российской Федерации [1, 2].
На изменение параметров технического состояния и, следовательно, работоспособность ДСМ существенное влияние оказывают низкие и высокие температуры воздуха и его влажность, скорость ветра, туманы, солнечная радиация и т.п. Воздействие этих факторов вызывает определенные виды отказов машин вследствие случайных перегрузок, усталостных явлений в материалах, действия сил трения и т.п. Кроме того, климатические факторы и атмосферные явления ухудшают условия работы сопряженных элементов конструкций ДСМ из-за попадания в них абразивных частиц и влаги.
Под воздействием высоких температур и солнечной радиации происходит старение резинотехнических изделий машин - уплотнителей стекол, покрышек пневмоколесной техники, манжет гидроцилиндров и т.п.
Наиболее характерными при низких температурах являются отказы стрел, ковшей экскаваторов, отвалов бульдозеров, звеньев гусениц, ватов, осей и полуосей, зубчатых колес машин. Основной причиной увеличения отказов машин при низких температурах является хрупкое разрушение металлических деталей при переходе металла из вязкого в хрупкое состояние и, как следствие, начало образования трещин
Низкие температуры переохлаждают двигатели ДСМ, снижают их мощность и увеличивают расход топлива. С понижением температуры затрудняется пуск двигателей, особенно дизелей, так как они имеют большую, чем бензиновые двигатели, степень сжатия.
Пуск при низких температурах наиболее затруднен для дизелей с так называемым пленочным смесеобразованием, при котором основная масса распыляемого топлива попадает на стенки камеры сгорания и его испарение затруднено. Двигатели с таким способом смесеобразования широко применяются на транспортных машинах фирмы МАК.
Рис. 1. Схема комплексного влияния основных климатических факторов и атмосферных явлений на свойство материалов и надежность машин
Понижение температуры стенок цилиндров ниже 80°С резко увеличивает интенсивность их изнашивания из-за изменения условий трения на поверхности цилиндров и развития сложных физико-химических процессов - конденсации паров воды и продуктов неполного сгорания, смывания смазки со стенок
цилиндров неиспарившимся жидким топливом и значительного увеличения работы трения поршней и поршневых колец о стенки цилиндров [3,4].
Эксплуатационные материалы ДСМ, такие как масла, охлаждающие жидкости, рабочие жидкости гидросистем, гидроподъемников, гидромеханических передач, а также топлива при низких температурах меняют свои свойства. Загустение смазочных материалов приводит к снижению их прокачиваемости через каналы смазочной системы, из-за чего ухудшается смазка трущихся поверхностей деталей, они работают в условиях граничного или даже сухого трения. Вследствие загустения смазочных материалов значительно увеличивается момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала двигателя и валов трансмиссии [5, 6].
В дизельном топливе с понижением температуры происходит выпадение парафинов и их агломерация. В этом случае трубопроводы и фильтры очистки топлива забиваются, и топливо не поступает к топливному насосу высокого давления, двигатель не заводится.
При низкой температуре воздуха вязкость бензина также увеличивается, а пропускная способность жиклеров уменьшается.
Электрическая емкость аккумуляторных батарей при низких температурах снижается вследствие повышения вязкости и увеличения внутреннего сопротивления электролита. Снижение электроемкости батарей уменьшает их работоспособность и затрудняет запуск двигателя. Глубокий разряд батареи может привести к полной потере работоспособности.
Действие факторов высоких температур значительно снижает сроки службы узлов и агрегатов техники. Так, по данным Г.М. Казанцева, срок службы двигателей в условиях высоких температур по сравнению с умеренными снижается в 2 раза, муфт сцепления - в 3 - 3,5 раза, коробок передач - в 3 - 4 раза, опорных катков - в 1,5-2 раза, гусениц в сборе - в 2 - 3 раза.
Высокие температуры перегревают рабочие жидкости, снижая их вязкость, вызывают старение уплотнений, сальников и манжет и создают благоприятные условия для появления утечек жидкостей. В качестве характерного примера, по данным А.П. Лазариди, приведено изменение утечек рабочей жидкости <2 и снижение давления р в гидросистемах экскаваторов в зимний и летний периоды года (рис. 13). Как видно из рис. 14, б, в летнее время через 400 ч работы давление в гидросистеме снижается в среднем с 7,5 до 5 МПа. При этом производительность ДСМ уменьшается и составляет 55-75% от проектной.
На работу всех систем ДСМ сильное влияние оказывает запыленность воздуха. Пыль, попадая в сопряжение деталей, значительно увеличивает скорость изнашивания узлов и агрегатов ДСМ.
Температура окружающего воздуха (Уов) - основной природно-климатический фактор, влияющий на техническое состояние ДСМ. По республике она колеблется от -60°С до +49°С. Наименьшее количество отказов (\¥) конструктивных элементов автомобилей происходит при /,,,,. лежащей в интервале от -5°С до +15°С. Территория РТ разделена на 9 климатических районов (табл. 3), в каждом из которых нормативы ТЭДСМ корректируются за счет соответствующих коэффициентов.
<2, л 30 г
20 10 О
1
2
200 400 а
600
р, МПа 1,5
I, ч 4,5
,2
X
0 100 200 300 400 б
I, ч
Рис. 2. Изменение утечек рабочей жидкости (а) и давления в гидросистемах (б) экскаваторов: 1 - в летний период; 2 - в зимний период
Известно, что с понижением температуры окружающей среды снижается предел прочности материалов. Это приводит к более частым поломкам деталей машин и затрудняет проведение технического обслуживания и неплановых ремонтов машин на линии, что влияет на качество выполнения данных мероприятий. Организация же обслуживания и ремонта на базе механизации или в закрытых помещениях требует дополнительных затрат, удорожающих эксплуатацию дорожных машин [7, 8].
Влажность воздуха в сочетании с в существенно влияет на изменение ТС С ДМ с точки зрения коррозии конструкционных металлов.
При больших значениях создаются условия для интенсивной коррозии металлов, быстрого старения резинотехнических изделий, ухудшения свойств эксплуатационных материалов, в первую очередь за счет их деструкции (насыщения водой). Влажность атмосферного воздуха влияет также на выходные эффективные показатели автомобильного двигателя, а именно на мощность, топливную экономичность, экологичность [9].
Запыленность воздуха. При работе ДСМ по дорогам различного качества в трущиеся узлы попадает кварцевая пыль, являющаяся основным источником абразивного изнашивания. Особый вред оказывают мелкодисперсные частицы пыли, так как они практически не задерживаются фильтрующими элементами. По высоте от уровня земли количество пыли уменьшается, поэтому в практике автостроения действует тенденция расположения воздухозаборников как можно выше. Особенно часто это применяется при конструировании и производстве ДСМ с дизельными двигателями. В среднем при движении ДСМ по асфальтовому шоссе содержание пыли в воздухе составляет в летних условиях примерно 15 мг/м3, а по сельским российским грунтовым дорогам - доходит до 6000 мг/м3. Следует иметь в виду, что видимость практически полностью теряется при содержании пыли в воздухе около 1500 мг/м3. В зависимости от запыленности района эксплуатации и климатических условий определенное количество пыли попадает в топливные баки автомобилей. Оно достигает 200-300 г на одну тонну топлива. В особенности это характерно для автомобилей-самосвалов и грузовых ДСМ в карьерах и на грунтовых дорогах в сельской местности [10, 11].
Интенсивность атмосферных осадков. При выпадении снега и дождя условия работы ДСМ становятся более тяжелыми. Это заставляет водителя двигаться на пониженных передачах и малых скоростях, чаще применять режимы торможения. Кроме того, снижается комфортабельность водителя, повышается коррозия металлов. Интенсивность выпадения осадков на территории умеренного климатического района, как правило, не превышает 3-3,5 мм/мин (кратковременно) и 1,5-1,6 мм/мин при длительном периоде (более 30 мин). В процессе разработки ДСМ на заводах-изготовителях при испытании кабины или салона на герметичность в испытательной камере обеспечивается выпадение осадков 5 мм/мин, при этом попадание воды в кабину (салон) недопустимо [3, 5, 10, 12].
Ветровая нагрузка. Ветер влияет на скорость охлаждения двигателя. Например, при увеличении скорости ветра от 0 до 10 м/с темп охлаждения деталей увеличивается в 3 раза. По средним значениям температур и ветров для умеренного климатического района двигатель ДСМ зимой остывает от нагрузки до температуры окружающего воздуха за 25-30 мин, летом - за 3 часа. Эксплуатация ДСМ на длительных маршрутах с преобладающими ветрами также влияет на выходные показатели и техническое состояние автомобилей. Например, при встречном ветре расходы топлива увеличиваются, при попутном наоборот. При постоянных боковых ветрах для соблюдения прямолинейного движения ДСМ водитель вынужден воздействовать на рулевое колесо в одну сторону, что приводит к изнашиванию деталей рулевого управления автомобиля и шин.
Солнечная радиация. При воздействии солнечных лучей на поверхность автомобиля выгорает лакокрасочное покрытие, размягчаются шины ДСМ. Последнее приводит к ухудшению управляемости ДСМ и ускоряет процессы старения материала шин. Размягчаются также все открытые резиновые уплотнения, что также нарушает их нормальное функционирование.
Сезонные колебания условий эксплуатации [1, 2, 3, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17] ДСМ обусловлены колебаниями температуры окружающего воздуха, появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния ДСМ, например, пыли летом, влаги и грязи осенью или весной. В зависимости от сезона изменяются показатели надежности ДСМ.
Агрессивность окружающей среды [18, 19] связана с повышенной коррозионной активностью воздуха, свойственной прибрежным морским районам. Такие условия вызывают интенсивную коррозию деталей ДСМ, увеличивая трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта, потребность в запасных частях примерно на 10%. При этом ресурс ДСМ также сокращается. Агрессивной окружающей средой для ДСМ является также химический груз. Все это также учитывается при корректировании нормативов
тэдсм.
Таблица 1
Средние значения показателей надежности ДСМ по сезонам в умеренном климатическом районе
Сезон
Показатель
летний* осенний Зимний Весенний
1. Наработка на случай ремонта, % 100 97 81 94
2. Наработка на линейный отказ, % 100 88 77 88
3. Потери линейного времени
по техническим причинам:
- число случаев, % 100 114 128 115
- часов, % 100 112 125 112
* 100%-у словное значение
Высота над уровнем моря [3, 4, 7, 8, 10, 16, 17, 18, 19, 20] (Н)
существенно влияет на выходные эффективные показатели ДВС ДСМ. С ее увеличением у всех двигателей падает мощность, так как падает коэффициент наполнения цилиндров из-за уменьшения разницы атмосферного давления и давлений, создаваемых в цилиндрах ДВС. Установлены зависимости измерения атмосферного давления (Р) и температуры окружающего воздуха (/„,,) с изменением высоты над уровнем моря, которые учитываются при проектировании ДСМ:
Н ч5.256
44300 (1)
X = - 0.065Н (2)
где Р и ( - давление и температура на высоте Н; 1'ц и 10 - давление и температура на высоте уровня моря.
Наибольшее влияние Н оказывает на эффективные показатели карбюраторных двигателей, меньше - дизелей без наддува и еще меньше -дизелей с наддувом. Это напрямую связано со способом наполнения цилиндров указанных типов ДВС.
Снижение мощности двигателя сопровождается нарушением нормального теплового баланса, так как работа ведется на форсированном режиме, в результате чего имеет место повышенный износ деталей кривошипно-шатунного механизма и вынужденное сокращение межремонтного цикла двигателя и пусковых устройств.
Помимо особых высотных условий высокогорные объекты строительства характеризуются сложным рельефом местности. Предельные уклоны создают неравномерную загрузку машины и препятствуют полному использованию ее технических возможностей.
Р = Ро(1
Таблица 2
Изменение мощности различных двигателей с изменением высоты над уровнем моря (Н)
№ п/п Высота (Н), м 0 1000 2000 3000 4000
Показатель
1 Давление, кПа 120 89,7 70,3 70,2 61,8
2 Относительная плотность воздуха 1 0,91 0,82 0,72 0,67
3 Температура окружающего воздуха, °С 15 8,5 2 -4,5 -11
4 Снижение номинальной мощности двигателя, %
- ДД с надувом 0 2 5 9 14
- ДД без надува* 0 3,5 9 17 29
-КД** 0 17 34 47 57
* ДД - дизельные двигатели; ** КД - карбюраторные двигатели.
Существенные трудности в осуществление эффективной эксплуатации строительно-дорожных машин вносят климатические особенности высокогорья: часто выпадающие осадки ухудшают условия работы машин и требуют дополнительного заноса мощности двигателей и улучшенных тягово-сцепных свойств движителей. Следует отметить, что в настоящее время при планировании и организации работ эти факторы не учитываются [14, 15, 16, 17, 18, 19].
В пустынно-песчаных районах с жарким климатом, слабо развитой сетью дорог, затрудняется подготовка ДСМ к использованию и их применение. Ухудшаются эксплуатационные качества горючих и смазочных материалов; повышаются напряженность работы и интенсивность изнашивания агрегатов, механизмов и деталей; увеличивается количество неисправностей, затрудняется их выявление и устранение; усложняются работы по обслуживанию и ремонту машин, условия труда водителей и обслуживающего персонала; повышается расход запасных частей и материалов на обслуживание и ремонт; снижается надежность, работоспособность и эффективность использования ДСМ.
Для районов с сухим жарким климатом характерна не только высокая температура воздуха (до 40-50°С в тени), но и низкая его влажность. Большая запыленность, а также солнечная радиация и неблагоприятные дорожные условия пустынно-песчаной местности при несоблюдении специальных рекомендаций отрицательно влияют на работоспособность ДСМ.
ТО-1 и ТО-2 проводится с уменьшенной периодичностью по сравнению с обычными условиями: для ДСМ на 30-35%, гусеничных ДСМ и тракторов на 20-25%. Затрачивается примерно на 25% больше времени, так как значительно чаще (почти в два раза) приходится смазывать втулки осей балансиров и подшипники механизмов включения фрикционов, промывать фильтры и доливать дистиллированную воду в аккумуляторы. Дополнительно проводятся работы по
обдувке механизмов сжатым воздухом, фильтрация воды, промывка шарниров и замена масла в двигателях с промывкой системы смазки.
В условиях жаркого климата особый контроль осуществляется за работой и обслуживанием системы охлаждения двигателя и его температурным режимом. Ежедневно проверяется натяжение ремня и уровень охлаждающей жидкости. При подготовке машин к летнему периоду эксплуатации система охлаждения проверяется на герметичность, а пробки радиаторов-на давление срабатывания паровоздушных клапанов; при необходимости система охлаждения промывается для удаления накипи. Для уменьшения накипеобразования системы охлаждения заправляют и дозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой.
Так, в результате высоких температур и сильной запыленности воздуха в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а также запасных комплектов расходных средств и воды. Из-за интенсивного воздействия песка, пыли и высоких температур отмечались частые отказы и выход из строя различных приборов и узлов [21].
Библиографический список
1. Чооду, O.A. Обеспечение работоспособности и безопасности машин при неблагоприятных условиях эксплуатации / С.А. Евтюков, М.К. Чульдум, O.A. Чооду // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып. VI. Том II. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. С. 234-235.
2. Чооду, O.A. Основные факторы, влияющие на прочность деталей машин / С.А. Евтюков, O.A. Чооду // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып. VI. Том II. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. С. 235 - 236.
3.Чооду, O.A. СДМ в климатических условиях Республики Тыва. / O.A. Чооду // Автомобильные дороги, транспорт и экология: Сборник научно-практических трудов группы предприятий «ДОРСЕРВНС», СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2006. С. 181-183.
4. Чооду, O.A. Спектры эксплуатационных нагрузок. / O.A. Чооду // Автомобильные дороги, транспорт и экология: Сборник научно-практических трудов группы предприятий «ДОРСЕРВИС», СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2006. С. 183-185.
5. Бодман, Г.К. Методы формирования парка строительных машин и контроль за их использованием. /А.К. Бчемян. - М.: Стройиздат, 1980.-217 с.
6.Бирючев, Б.Н. Организация технической эксплуатации машин в условиях нового хозяйственного механизма. / JI. ЛДНТП 1990. - 26, [2] с. ил. 21 с.
7. Чооду, O.A. Особенности организации ТО и ремонтов в современных условиях. / O.A. Чооду // Актуальные проблемы современного строительства: сб. материалов 61-й Международной научно-технической конференции молодых ученых СПбГАСУ. - Ч.Ш. - СПб., 2008. С - 191-194.
8. Абрамов, С.И. Эффективность использования строительных машин. /Абрамов С.И. -М.: Стройиздат, 1977. 136 с.
9.Баловнев, В.И. Многоцелевые дорожно-строительные и технологические машины: Учебное пособие для вузов по дисциплине «Дорожные машины» для специальностей 170900, 230100,150600 и 291800. - Омск- Москва: ОАО «Омский дом печати» 2006. - 320 с.
10. Чооду, O.A. Основные факторы, влияющие на прочность деталей машин / С.А. Евтюков, O.A. Чооду // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып. VI. Том II. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. С. 235- 236.
11. Чооду, O.A. Спектры эксплуатационных нагрузок. / O.A. Чооду // Автомобильные дороги, транспорт и экология: Сборник научно-практических трудов группы предприятий «ДОРСЕРВИС», СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2006. С. 183-185.
12. Чооду, O.A. Основные тенденции развития дорожно-строительной техники и оборудования. / O.A. Чооду // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып. V. Т. I. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. С. 80 - 82.
13. Чооду, O.A. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин /O.A. Чооду // Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2008. С. 67-73 (по списку ВАК).
14. Чооду, O.A. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин /O.A. Чооду // Диссертация, 2009. С. 250.
15. Чооду, O.A. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин /O.A. Чооду // Автореферат СПбГПУ, № 6. 2009. С. 1-22.
16. Баловнев, В.И. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебное пособие для вузов по специальности «Строительные, дорожные машины и оборудование». /В.И. Баловнев, A.B. Ермилов, А.П. Новиков. / Под общ. ред. В.И. Баловнева,- М.: Машиностроение, 1988. 387 с.
17. Белецкий, Б.Ф. Строительные машины и оборудования: Справочное пособие. /Белецкий Б.Ф.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 591 с.
18. Белецкий, Б.Ф. Строительные машины и оборудования: Справочное пособие. (Строительство). /Белецкий Б.Ф. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 606 с.
19. Богачев, С.Н. Нужна ли строителям надежная техника? Когда менять изношенную машину и стоит ли платить за безопасность. Анализ возрастной структуры парка, или что ждет отечественных производителей СДМ. /Станислав Богачев //Строительная техника и технологии. -2004. № 6. стр. 43^8.
20. Болбас, М.М. Основы технической эксплуатации автомобилей. Учебник. - Мн. Амалфея, 2001. 352 с.
21. Шафранкий, В.Н. Определение потребности в строительных машинах. /В.Н. Шафранский, А.Т. Чистяков. -М.: Стройиздат, 1983. 144 с.
Bibliograflcheskij spisok
1. Choodu, O.A. Obespechenie rabotosposobnosti i bezopasnosti mashin pri neblagopriyatnykh usloviyakh ekspluatatsii / S.A. Evtyukov, M.K. chuldum, O.A. Choodu // Nauchnye trudy Tyvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. VI. Tom II. Kyzyl: izd-vo TyvGU, 2008. S. 234 - 235.
2. Choodu, O.A. Osnovnye faktory, vliyayuschie na prochnost detalej mashin / S.A. Evtyukov, O.A. Choodu // Nauchnye trudy Tyvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. VI. Tom II. Kyzyl: Izd-vo TyvGU, 2008. S. 235 - 236.
3. Choodu, O.A. SDM v klimaticheskikh usloviyakh Respubliki Tyva. / O.A. Choodu // Avtomobilnye dorogi, transport i ekologiya: sbornik nauchno-prakticheskikh trudov gruppy predpriyatij "DORSERVIS", SPb.: ООО "Izdatelstvo DNK", 2006. S. 181-183.
4. Choodu, O.A. Spektry ekspluatatsionnykh nagruzok. / O.A. Choodu // Avtomobilnye dorogi, transport i ekologiya: sbornik nauchno-prakticheskikh trudov gruppy predpriyatij "DORSERVIS", SPB.: ООО "Izdatelstvo DNK", 2006. S. 183-185.
5. Bodman, G.K. Metody formirovaniya parka stroitelnykh mashin i kontrol za ikh ispolzovaniem. /А.К. Bchemyan. - M.: Strojizdat, 1980. 217 s.
6. Biryuchev, B.N. Organizatsiya tekhnicheskoj ekspluatatsii mashin v usloviyakh novogo khozyajstvennogo mekhanizma. / L. LDNTP 1990. - 26, [2] S. il. 21 s.
7. Choodu, O.A. Osobennosti organizatsii to i remontov v sovremennykh usloviyakh. / O.A. Choodu // Aktualnye problemy sovremennogo stroitelstva: sb. materialov 61-j mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii molodykh uchenykh SPbGASU. - CH.III. - SPb., 2008. S - 191-194.
8. Abramov, S.I. Effektivnost ispolzovaniya stroitelnykh mashin. /Abramov S.I. - M.: Strojizdat, 1977. 136 s.
9. Balovnev, V.l. Mnogotselevye dorozhno-stroitelnye i tekhnologicheskie mashiny: uchebnoe posobie dlya vuzov po distsipline "Dorozhnye mashiny" dlya spetsialnostej 170900, 230100, 150600 i 291800. - Omsk - Moskva: ОАО "Omskij dorn pechati" 2006. 320 s.
10. Choodu, O.A. Osnovnye faktory, vliyayuschie na prochnost detalej mashin / S.A. Evtyukov, O.A. Choodu // Nauchnye trudy Tyvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. VI. Tom II. Kyzyl: Izd-vo TyvGU, 2008. S. 235-236.
11. Choodu, О.А. Spektry ekspluatatsionnykh nagruzok. / OA. Choodu // Avtomobilnye dorogi, transport i ekologiya: sbornik nauchno-prakticheskikh trudov gruppy predpriyatij "Dorservis", Spb.: ООО "Izdatelstvo DNK", 2006. S. 183-185.
12. Choodu, O.A. Osnovnye tendentsii razvitiya dorozhno-stroitelnoj tekhniki i oborudovaniya. / O.A. Choodu // Nauchnye trudy Tyvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. V. Т. I. Kyzyl: Izd-vo TyvGU, 2008. S. 80-82.
13. Choodu, O.A. Problemy ekspluatatsii dorozhnykh i stroitelnykh mashin /О.А. Choodu // nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU, 2008. S. 67-73 (po spisku vak).
14. Choodu, O.A. Problemy ekspluatatsii dorozhnykh i stroitelnykh mashin /О.А. Choodu // dissertatsiya, 2009. S. 250.
15. Choodu, O.A. Problemy ekspluatatsii dorozhnykh i stroitelnykh mashin /О.А. Choodu // avtoreferat SPbGPU, № 6. 2009. S. 1-22.
16. Balovnev, V.I. Dorozhno-stroitelnye mashiny i kompleksy: uchebnoe posobie dlya vuzov po spetsialnosti "Stroitelnye, dorozhnye mashiny i oborudovanie". /V.I. Balovnev, A.V. Ermilov, A.I. Novikov. / Pod obsch. red. V.I. Balovneva. - M.: Mashinostroenie, 1988. 387 s.
17. Beletskij, B.F. Stroitelnye mashiny i oborudovaniya: spravochnoe posobie. /Beletskij B.F. -Rostov N/D.: Feniks, 2002. 591 s.
18. Beletskij, B.F. Stroitelnye mashiny i oborudovaniya: spravochnoe posobie. (stroitelstvo). /Beletskij B.F. - Rostov N/D.: Feniks, 2005. 606 s.
19. Bogachev, S.N. Nuzhna li stroitelyam nadezhnaya tekhnika? Kogda menyat iznoshennuyu mashinu i stoit li platit za bezopasnost. analiz vozrastnoj struktury parka, ili chto zhdet otechestvennykh proizvoditelej SDM. /Stanislav Bogachev //Stroitelnaya tekhnika i tekhnologii. - 2004. 6. S. 43-48.
20. Bolbas, M.M. Osnovy tekhnicheskoj ekspluatatsii avtomobilej. uchebnik. - Mn. Amalfeya, 2001.352 s.
21. Shafrankij, V.N. opredelenie potrebnosti v stroitelnykh mashinakh. /V.N. Shafranskij, A.T. Chistyakov. - M.: Strojizdat, 1983. 144 s.
Чооду Остап Андреевич - кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Горное дело» ФГБОУ ВПО "Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Монгуш Эдуард Сандак-оолович - старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологические средства» ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Choodu Ostap - Ph.D., head of mining VPO "Tuvin State University", Kyzyi, E-mail: ostap 1981 @vandex.ru
Mongouch Edward - senior lecturer in "Transport-technological means" VPO "Tuvin State University", Kyzyi, E-mail: [email protected]