УДК 327.8 Цзян Цзюньцзин
ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ КНР В ОТНОШЕНИИ США
В статье на основании широкого круга источников анализируется влияние торгово-экономических отношений КНР в отношении США. Рассмотрены несколько периодов взаимодействия стран после окончания Второй мировой войны. Особое внимание уделено периоду восстановления дипломатических отношений начиная с 1979 года. На основе различных источников и историографии проанализированы точки зрения исследователей по поводу влияния экономических вопросов на взаимоотношения двух стран. В ходе исследования автор пришел к выводу, что немаловажным аспектом в направлении внешнеэкономического курса Китайской Народной Республики в первые послевоенные годы являлся идеологический фактор.
В статье представлен анализ изменения вектора внешней политики Китая в разные периоды. Описаны основные пути взаимодействия США и КНР в зависимости от меняющихся внешнеполитических доктрин. Начатые в 1978 году реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой авансцене, который присутствует и по сей день. Сближение США и Китая после распада СССР в 1991 году дало определенные экономические выгоды для двух стран. Однако обострение отношений между странами в новом тысячелетии дает возможность для новых оценок положения КНР на мировой арене.
Приход к власти в США Д. Трампа расценивается как экономическая война между двумя странами. Возросшая инвестиционная способность и технологическая независимость Китая делает его привлекательным партнером для других стран, что в свою очередь негативно отражается на товарообороте с Америкой. Наиболее важным в данной ситуации становится то обстоятельство, что обусловливаемая научно-техническим прогрессом глобализация мировой экономики, в том числе и достаточно тесное переплетение экономик США и Китая, вступает в противоречие с национальными интересами обеих стран, стремящихся укрепить свои позиции и роль в мировом хозяйстве.
На основе проанализированного материала автор приходит к выводу, что в последнее время внешнеполитические отношения Китая и США напрямую зависят от экономических интересов сторон.
Ключевые слова: международные отношения, экономика, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, идеология, торговля, внешняя политика.
Б01: 10.35634/2587-9030-2021-5-1-65-73
Введение
Американо-китайские отношения - дипломатические, политические, экономические - одни из самых важных двусторонних отношений на сегодняшний день. Это отношения сверхдержавы и потенциальной сверхдержавы. Перспективы и трудности в экономической политике двух стран являются фактором, регулирующим вектор движения внешней политики Китайской Народной Республики по отношению к США.
Китай всегда являлся одним из приоритетных направлений в сфере американской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отношения между двумя странами имели как благоприятные, так и кризисные периоды. Особое внимание следует уделить этапу китайско-американских отношений начиная с 1979 года (период восстановления официальных дипломатических отношений между странами) и по сегодняшний день. Целью данного исследования является определение степени влияния торгово-экономических отношений на внешнюю политику КНР в отношении США.
Теоретические обоснования
Историография вопроса китайско-американских отношений опирается на работы российских и иностранных авторов. Изначально исследования двусторонних связей были сфокусированы в основном на анализе противостояния различных общественных систем и роли «китайского фактора» в этом противостоянии [1]. Позже ученые стали рассматривать Китай как самостоятельного экономического и политического партнера, выстраивающего внешнеполитический вектор вне зависимости от существующих идеологий и опирающегося в основном на экономически выгодное сотрудничество.
Методика исследования
Методическую основу данного исследования составляет комплекс методов. Системный подход к исследованию торгово-экономических отношений США и Китая отражается в использовании традиционного структурно-функционального анализа отдельных элементов данных отношений: двусторонней торговли, инвестиционного обмена и др. В исследовании применен сравнительно-исторический метод для выявления закономерностей и тенденций развития двусторонних отношений за минувшие десятилетия. Кроме того, в исследовании использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, обобщение и аналогия. При подготовке статьи автор использовал широкий круг источников и литературы.
Результаты
Активизация внешнеполитических отношений между США и Китаем относится к периоду окончания Второй мировой войны. Провозглашение Китайской Народной Республики в октябре 1949 года, поддержка Америкой правительства Чан Кайши и размещение военных баз в Тайване серьезно обострили отношение между двумя странами. Это период сближения КНР и СССР, а также включения КНР в число стран социалистического блока. Ведущая роль в это время в экономике КНР отводилась СССР, который сыграл ключевую роль в материально-технической поддержке в период первых пятилеток. Особое значение на этом этапе принадлежит формулировке пяти принципов мирного сосуществования, которые были провозглашены в китайско-индийском соглашении после конфликта в Тибете: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование [2]. Эти принципы заложили фундамент для отношений Китая с другими государствами, вошли в Конституцию Китайской Народной Республики 1982 года и стали тем базисом, на основе которого Китай устанавливает и развивает дружественные отношения со всеми странами мира [3. С. 69]. По мнению ряда ученых, развитие китайской внешнеполитической мысли в этот период сильно зависело от взглядов советского руководства и советских внешнеполитических шагов на мировой арене. В КНР на тот момент все еще не была развита теоретическая база для разработки самостоятельных внешнеполитических доктрин [4. С. 55].
Первая половина 1960-х годов ознаменовалась открытым отказом китайских руководителей от «биполярного видения мира», когда «капитализм-социализм» был главным критерием при определении практических внешнеполитических шагов. Китаю пришлось искать для себя новое теоретическое обоснование своего места на политической арене. В практическом плане это выразилось в провозглашении концепции «промежуточных зон», которая была опубликована в 1964 году. Промежуточная зона состояла из двух частей: к первой относились борющиеся за независимость страны Азии, Африки и Латинской Америки; ко второй - Западная Европа, Океания, Канада и другие капиталистические страны [5. С. 75]. Данная концепция была направлена как на формирование борьбы против «американского империализма», так и на сдерживание Советского Союза.
Период с 1966 по 1976 г., по мнению исследователей, стал трагическим этапом в жизни китайского общества. Не стала исключением и область внешней политики. По мнению китайских исследователей, «культурная революция» отбросила назад развитие китайской науки о международных отношениях и нанесла ущерб международному престижу Китая. Исследования в области международной политики прекратились, что снизило уровень компетентности правящих кругов в данной области.
Начало сближения в китайско-американских отношениях отмечается с приходом к власти в США администрации Р. Никсона. Известно, что это период холодной войны между США и СССР, когда каждая из стран пыталась закрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В начале 1970-х гг. в КНР совершают поездки американские дипломаты Г. Киссинджер и А.М. Хэйг, а в феврале 1972 г. состоится визит президента США Р.М. Никсона. Этот период считается периодом нормализации отношений между двумя странами, несмотря на присутствие США в Тайване [6. С. 79].
Начатые в 1978 г. реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой авансцене. Тем самым были созданы условия для вовлечения страны в процесс глобализации, который стал важным фактором модернизации всех сторон жизнедеятельности, включая его политическую систему. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. в стране с 1978 г. проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине XXI в.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
в высокоразвитую державу. Была расширена самостоятельность предприятий, допущена многоук-ладность в экономике, с целью привлечения иностранного капитала в Китае образованы «открытые экономические районы» и «специальные экономические зоны» [7]. После установления дипломатических отношений между США и Китаем в 1979 г. объем торговли между ними составил 2,5 млрд долл. Америка поднялась с третьего на второе место среди торговых партнеров Китая. Предоставление кредитов США сделало возможным для Пекина проникновение в американскую промышленность, которую Китай ставил в доминирующее положение по сравнению с другими партнерами - социалистическими странами.
Помимо экономической составляющей, оказывающей влияние на политический курс Китая, не последнюю роль играла и идеология. КНР ставила перед собой задачи международного масштаба: усиливать сплоченность с пролетариатом всего мира, народами, странами, угнетаемыми гегемонизмом и империализмом двух держав - СССР и США. Эти тезисы нашли свое отражение в выступлении Дэн Сяопина в ООН в 1974 году, когда впервые была представлена концепция «трех миров», но озвученная на ГА ООН [4. С. 55]. Согласно этой концепции США и СССР составляли первый мир, развитые страны Западной Европы и Азии - второй мир, а развивающиеся страны Азии, Африки и Южной Америки, к которым Китай относил и себя, - третий мир. В рамках этой концепции КНР планировала использовать противоречия между странами первого мира и привлечь одну из них для успешной борьбы с другой, что отражено в материалах XI съезда КПК в 1977 г. [8. С. 95]. Внешняя политика, по мнению китайцев, должна служить инструментом в деле развития и модернизации страны.
С конца 1970-х гг. начинается активное взаимодействие Китая с другими странами. Обострение отношений с СССР положительно влияет на сближение КНР и США. Несмотря на то что Китай объективно относил себя к странам третьего мира, он с конца 1980-х гг. стремился к выходу на мировую арену. Однако разгром студенческой демонстрации на площади Тяньаньмень в июне 1989 г. обострил отношения между КНР и западными странами. Распад СССР в 1991 г. заставил Китай пересмотреть внешнеполитическую концепцию с учетом вновь созданной однополярной системы международных отношений. Лидерами страны была предложена новая система внешнеполитического взаимодействия: «одна сверхдержава - много сильных держав», к которым относились Германия, Россия, Япония и Китай. Таким образом, можно увидеть, что Китай стал видеть себя в роли одного из центров новой международной системы отношений.
В период 1980-1990-х гг. наблюдается отход от идеологической доктрины и делается ставка на экономическую составляющую в международных отношениях и извлечение взаимной выгоды. КНР отказывается от вступления в союзнические отношения со сверхдержавами, в двусторонних связях наблюдается приоритет экономических связей над политическими. Выстраиваются отношения стратегического партнерства с различными регионами мира. Имеет место взвешенный подход на мировой арене. США, в свою очередь, развил механизмы поддержки в образовании крупных торгово-экономических проектов с Китаем, что выражалось в создании политики, которая ориентировалась на активизацию системы регулирования внешнеэкономических связей с КНР в плане уменьшения координации государством хозяйственной деятельности. Такие меры помогали американским компаниям наиболее легким путем проникнуть на рынок, также это способствовало прибавлению объемов частных прямых вложений США и развитию торговых связей. Для Китая увеличился доступ к закупке современных технологий и техники из США, тем самым повышался уровень закупаемой продукции [9. С. 115]. Новым видом экономических двусторонних связей в 80-е годы становится вливание в экономику Китая прямых частных инвестиций. Еще одним важным аспектом двусторонних отношений между двумя странами стал «обмен умами». Это помогло Китаю подготовить для себя высококвалифицированные кадры по западным программа обучения, и, таким образом, достижения зарубежной науки стали быстрее внедряться в стране.
Нельзя оставить без внимания и кризис в экономическом сотрудничестве США и Китая, вызванный обострением политической ситуации в связи с разгоном в 1989 г. студенческой демонстрации, упоминавшейся ранее. Америка ввела санкции против Китая, что подтолкнуло его к сотрудничеству с Москвой в военно-технической области. В это время в Китай были приостановлены поставки вооружения из США, приостановлены диалог в области политики и предоставление кредитов, которые составляли на тот момент 1,3 млрд долл. [9. С. 119]. Тем не менее администрация Дж. Буша не пошла на дальнейшее обострение конфликта, понимая стратегически важную роль Китая в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона.
Изменения в расстановке сил на международной арене, вызванные распадом Советского Союза в 1991 году, вновь дали толчок для сближения Китая и США. Совершенствуется законодательство в области внешнеэкономических связей. Еще в 1990 г. были приняты поправки к Закону о совместных предприятиях, запрещающие их национализацию, снимающие ограничение срока их деятельности, позволяющие иностранным гражданам занимать должности председателя правления совместного предприятия. В 1991 г., в соответствии с новым законом о подоходном налоге, взимаемом с СП, установлена единая налоговая ставка для всех совместных и иностранных предприятий. При этом проводилась политика поощрения совместных предприятий в производственной сфере, а также в открытых экономических районах. Иностранным гражданам предоставлялись права длительной (5-90 лет) аренды земли и приобретения недвижимости [10. С. 121]. В ноябре 1993 г. на саммите АТЭС в Сиэтле председатель Китая Цзян Цзэминь и президент США Билл Клинтон провели первую встречу, на которой пришли к общей договоренности об укреплении двусторонних отношений. С 1995 года, по статистике США, американский рынок стал самым быстрорастущим рынком сбыта для Китая. Товары, которые импортировали в США из Китая, составили 5,5 % от общего объема импорта США. В 1996 г. повысилось число объектов, которые инвестировали фирмы США, до 22240 шт., а средства, которые были вложены в эти объекты, увеличились до 14 млрд долл. [9. С. 131].
С 1990 г. и до сегодняшнего дня у Китая наблюдаются высокие темпы роста экономики, что позволило ему обойти другие развитые страны мира и сделаться весомым игроком на международной арене. Начиная с середины 1990-х гг. КНР является одним из крупнейших получателей иностранного капитала. В инвестиционный поток вовлекаются все новые страны, что составляет конкуренцию экономическим интересам США.
Новое ухудшение отношений между двумя странами произошло после того, как в Белграде посольство Китая было уничтожено ракетой США. Позже на саммите АТЭС председатель Китая Цзян Цзэминь и президент США Билл Клинтон пришли к выводу, что им необходимо выйти на новый уровень отношений. Правительство Америки способствовало вступлению КНР в ВТО в 2001 г. В этот период Китаю удалось установить прочные отношения стратегического партнерства со многими развивающимися странами. При этом Китай, опираясь на принципы мирного сосуществования, не вмешивался во внутренние дела стран, стараясь извлечь из двусторонних отношений исключительно взаимную выгоду, укрепляя взаимное доверие.
Возросшее влияние КНР на международной арене в начале 2000-х гг., по мнению ученых, явилось фактором, определившим политику сдерживания, направленную против него США. В ответ на это Китай выступает против увеличения присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе для сокращения негативного влияния Вашингтона и стремится к увеличению своей роли в обеспечении мирового порядка. В очередной раз правительством Китая была пересмотрена внешнеполитическая концепция, которая теперь основывалась на новых постулатах. Новый экономический порядок, по мнению китайского руководства, должен затрагивать и экономическую, и политическую сферы. Для КНР новый мировой порядок - это в первую очередь «завоевание неформального лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [8. С. 97]. Этот факт свидетельствует о стремлении Пекина к региональному лидерству как условию обеспечения безопасности развития страны. Концепции «нового порядка» и «новой безопасности» легли в основу идеи стратегического партнерства, появившейся в 2000-х гг. Основной ее принцип - построение долговременных, устойчивых, взаимовыгодных отношений в соответствии с учетом национальных интересов. Относительно международной и региональной безопасности КНР определила ряд противоречий, которые могут привести к конфликтным ситуациям. Среди таких противоречий Пекин определил экономические, поэтому определил для себя принцип невмешательства во внутренние дела других стран.
Наряду с тесными экономическими связями между США и Китаем возникают серьезные политические противоречия, вызванные борьбой за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе в начале XXI века. Трамп продвигал свою собственную азиатскую стратегию и объединил Японию и Австралию, чтобы достичь консенсуса по углублению безопасности и стратегического сотрудничества в Ин-до-Тихоокеанском регионе. Он еще соблазнял Индию присоединиться, чтобы сформировать альянс четырех стран для достижения цели уравновешивания Китая. Что касается союзников за пределами Азии, то Трамп не отказался перетягивать их на свою сторону и добился определенных результатов. Торговые санкции Трампа также направлены против союзников, таких как Европейский союз и Канада. Соединенные Штаты используют жесткие методы, чтобы требовать от своих союзников оставаться на
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
стороне США в торгово-экономических трениях между Китаем и США [11. С. 79]. Однако в качестве борьбы за геополитическое господство Китаем выбрана политика так называемой «мягкой силы», которая нацелена на мир, развитие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. Эта концепция приводится в жизнь путем обмена культурными ценностями, привлечения иностранцев к изучению иностранного языка, развития туризма. Все это способствует признанию КНР как стабильного развивающегося государства, готового идти на сближение со всеми странами и делиться выгодой.
Если оценивать с точки зрения геополитики своеобразие концептуальной сущности внешнеполитической доктрины Китая начала XXI века, а также конкретные шаги Пекина, предпринимаемые китайским руководством в рамках постбиполярной системы международных отношений для практической реализации данной стратегической программной установки в 2003-2012 гг., то следует выделить следующие базовые принципы, на основе которых правящие круги КНР во главе с председателем Ху Цзиньтао фактически сформулировали само содержание геополитического проекта. Китайская правящая элита в качестве сверхцели своего внешнеполитического курса в указанный период определила превращение КНР в одну из ведущих мировых сверхдержав. В этой связи Пекин особенно заинтересован в том, чтобы не допустить «успешного» осуществления США своих глобальных геополитических планов по установлению тотального господства над миром. Во многом по этой причине нынешнее руководство КПК считает геополитически выгодным для Китая создание нового устройства мирового порядка, которое бы базировалось на принципах многополярности. В свою очередь, именно КНР, согласно этой внешнеполитической доктрине, должна играть в рамках такой многополярности ведущую роль.
До начала мирового финансово-экономического кризиса осенью 2008 г. масштабы роста ВВП Китая составляли в среднем до 9 % в год. После начала кризисных явлений в мировой экономике темпы поступательного развития экономического потенциала китайского государства несколько уменьшились. Между двумя странами было выстроено взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Америка стала для Китая самым большим и быстрорастущим рынком для сбыта товаров, а Китай для США - рынком экспорта. Из-за того, что между странами существует разница в имеющихся ресурсах, экономической структуре и отраслевой организации, их торгово-экономические отношения главным образом основываются на взаимодополнении экономик друг друга. Такое дополнение демонстрируется в том, что Китай имеет большое количество дешевой рабочей силы, но отстает от партнера в области технологий и науки. Например, с 1995 по 2001 г. американский экспорт в Китай способствовал созданию в США 1,8 млн рабочих мест, в основном в сфере услуг, сельском хозяйстве и в области производства оборудования [12. С. 23]. От взаимовыгодной торговли выиграли и американские потребители. Только за 2000-2007 гг. импорт дешевых потребительских товаров из Китая составил 202 млрд долларов. Все это, несомненно, благоприятно сказывалось и на внешней политике стран по отношению друг к другу.
За последние 20 лет активного экономического взаимодействия США изменил свое отношение к Китаю. Если ранее КНР воспринималась в качестве близкого и одного из ведущих экономических партнеров, то теперь - в качестве главного экономического конкурента, а возможно, и главной стратегической угрозы. Среди негативных моментов экономического сотрудничества можно выделить период с 1999 по 2011 г., который был отмечен для США ощутимыми потерями рабочих мест в обрабатывающей промышленности.
По мере усиления Китая лидирующее положение США в мировой экономике начало ослабевать. Рост внешнего долга и безработицы, ухудшение положения среднего класса и кризис во многих отраслях промышленности привели в стране к нарастанию недовольства прежними, либеральными принципами торговли. В силу этого лозунги президента США Д. Трампа о возрождении национального производства, которые он поставил во главу угла своей предвыборной программы, были поддержаны представителями среднего класса и малого бизнеса, жителями небольших городов, малообеспеченными слоями населения, а также представителями традиционных отраслей промышленности (металлургия, угольная и химическая промышленность, машиностроение, строительство). Одной из ключевых идей в этом направлении стало обещание резко повысить импортные пошлины на китайские товары. Отметим, что Китай отнесся к предвыборным обещаниям Трампа достаточно скептически, стараясь подчеркнуть взаимовыгодность торгово-экономических отношений между двумя странами. Американцы же сфокусировали свое внимание не на выгодах от партнерства с Китаем, а на угрозах, которые представляет для них растущее экономическое и политическое влияние КНР. В
«Стратегии национальной безопасности США - 2017» Китай был назван «ревизионистской державой», цели которой заключаются в установлении миропорядка, основанного на ценностях и интересах, противоположных американским, и перестройке форматов сотрудничества ради собственной выгоды. Китай обвинили в краже американской интеллектуальной собственности на сумму в сотни миллионов долларов [13].
Напомним, что в 2000-2015 гг. ВВП Китая рос в среднем на 9,4 % в год, в то время как в США этот показатель составлял только 1,9 %. Хотя в последние годы темпы прироста ВВП в Китае сократились, они остались существенно выше американских. Китай является мировым нетто-экспортером, и дефицит Соединенных Штатов в торговле с Китаем возрастает с каждым годом: в 2007-2017 гг. он составлял 220-396 млрд долл., в 2018 г. - 419 млрд долл., а это уже более 70 % всего торгового дефицита США [13]. В декабре 2001 г. Китай официально стал 143-м членом Всемирной торговой организации на правах развивающейся экономики, что дало ему ряд преференций, в том числе право на сохранение экспортных субсидий в течение 8 лет, право выдавать импортные лицензии в течение 2 лет и т. д.
Со сменой геополитического курса нестабильность экономических связей между КНР и США оказалась вполне оправданной. Важнейшее место во внешнеполитической программе Пекина занимает реализация планов, предусматривающих «нейтрализацию» или «полное разрушение» попыток США, а также ЕС и арабских стран Аравийского полуострова, во главе с Саудовской Аравией, реализовать в рамках Евразии совместные геополитические проекты, главной стратегической целью которых является установление полного военно-политического и экономического контроля Вашингтона над всем евразийским пространством. Следуя этой концепции, Китай отдаляется от сотрудничества с США, хотя до сих пор имеет с ним крепкие экономические связи.
Расчеты американцев на выгоды от вступления Китая в ВТО во многом оказались преувеличенными, а китайский экспорт рос быстрее китайского импорта. Американские товары не завоевали популярность на китайском рынке, зато американские корпорации быстро поняли, что, переместив производство в Китай, можно снизить стоимость затрат на рабочую силу и, таким образом, получить большую прибыль. Д. Трамп на саммите АТЭС в Дананге в ноябре 2017 г. заявил о нежелательности заключения новых многосторонних торговых соглашений и подверг критике ВТО. Си Цзиньпин, в свою очередь. предстал как защитник свободной торговли, призвав к большей сбалансированности процесса глобализации. Таким образом, с приходом к власти администрации Д. Трампа в США напряженность в сфере китайско-американских отношений стала нарастать. Часть ученых расценивает подобную ситуацию как экономическую войну между двумя странами.
Суть претензий США к Китаю на сегодняшний день заключается в следующем:
1) Китай должен прекратить требовать от иностранных компаний, работающих в стране, передавать китайским компаниям свои технологии;
2) прекратить субсидировать национальные китайские компании, работающие в высокотехнологичных секторах экономики, поскольку это дает неоправданные преимущества перед иностранными партнерами;
3) сократить барьеры для американского сельскохозяйственного экспорта;
4) сократить большой торговый дефицит США в двусторонней торговле;
5) прекратить манипулирование курсом национальной валюты - юаня, что дает Китаю преимущество во внешней торговле.
Особо остро стоит проблема торгового дефицита США по отношению к Китаю. Многие американские экономисты, прежде всего отвечающие за внешнеторговую стратегию США, полагают, что такой дефицит является результатом несправедливой торговой политики и практики со стороны Китая. Другие, однако, полагают, что официальные данные о торговом дефиците с Китаем создают искаженную картину двусторонних отношений, поскольку не учитывают непрямые поставки товаров транснациональных корпораций США [12. С. 24]. Традиционная торговая статистика также не отражает в полной мере добавленную стоимость, создаваемую в каждой стране, и как она участвует во внешнеторговом обороте.
Вторым неразрешенным противоречием, по мнению США, является право на интеллектуальную собственность. Американское правительство обвиняет Китай в краже интеллектуальной собственности расположенных на его территории предприятий. В декабре 2018 г. заместитель Генерального прокурора США Дж. Демерс отмечал, что за период с 2011 по 2018 г. на Китай приходилось 90 % всех расследований случаев промышленного шпионажа и 66 % случаев воровства торговых секретов
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
[12. С. 25]. Эта проблема постоянно обсуждается представителями США и Китая, в том числе и на высшем уровне, но, по мнению администрации США, прогресса в решении этих противоречий не наблюдается.
Возросшая экономическая независимость Китая и стремление сотрудничать с ним других стран создают особые трудности во взаимоотношениях с США. Пожалуй, за весь период сотрудничества между странами не возникало столько противоречий, как в последнее десятилетие. Соединенные Штаты заключили союзы с Японией и Европейским союзом и признали китайский неполный переход к рыночной экономике и, как следствие, протекционизм в отношении собственных предприятий [11. С. 78]. Это обстоятельство, по мнению американцев, противоречит честной рыночной конкуренции и дает необоснованные преимущества китайским компаниям.
Инвестиционный вопрос между двумя странами также является краеугольным камнем. Вопрос о масштабах реальных китайских инвестиций в США беспокоит американскую администрацию в связи с попытками китайских компаний получить доступ к передовым американским технологиям. Так, в сентябре 2017 г. президент Д. Трамп запретил приобретение американских компаний, работающих в сфере информационных технологий, инвесторам, предположительно связанным с китайским правительством. В августе 2018 г. в США был принят новый закон о контроле над инвестиционным рынком, в котором уточняется список критических технологий, имеющих значение для национальной безопасности США, а также совершенствуются процедуры деятельности Комитета по иностранным инвестициям США.
В 2018 г. США занимал 1-ю позицию с 85,6 балла из 100 возможных, а КНР - 28-е место с 72,6 балла из 100 возможных [13. С. 352]. Это говорит о высокой конкурентоспособности Китая в сравнении с другими странами мира. Кроме того, значительный рост рейтинга Китая за исследованный промежуток времени дает возможность предположить, что в дальнейшем место Китая в рейтинге Всемирного экономического форума будет расти.
Обсуждение
Итогом экономической войны между двумя странами на сегодняшний день является введение американским правительством ряда санкций. В результате только за первые 3 месяца 2019 г. объем взаимной торговли между Китаем и США упал на 15 %. Поскольку прогресса на переговорах пока достигнуто не было, в мае 2019 г. Д. Трамп объявил о намерении поднять на 25 % пошлины на китайские товары стоимостью в 300 млрд долл [14]. В то же время, по мнению некоторых ученых, американское правительство намеренно завышает требования по отношению к Китаю, чтобы в итоге немного уступить. Экономические противоречия значительно обострили внешнеполитические отношения между двумя странами, что в свою очередь не могло не сказаться на мировом сообществе.
Соединенные Штаты защищает свой экономический статус и глобальную гегемонию с термином «Америка прежде всего». Опираясь на свою сильную экономическую мощь и сильные позиции в ВТО (Всемирной торговой организации), США вышли из соглашения о ТТП и начали «расследование 301» против всех стран мира, особенно Китая, что является концентрированным выражением их стремления к мировому господству [15]. Эти действия противоречат нормальному международному финансовому порядку и законам и постановлениям, и их действия попирают престиж ВТО, которая поддерживает мировой финансовый порядок и достоинство многих стран, приверженных поддержанию мира и стабильности во всем мире.
При оценке конкурентоспособности КНР стоит учитывать четыре фактора: сильные и слабые стороны развития страны, ее возможности и угрозы, которые могут определенным образом ослабить позицию страны в мировом хозяйстве.
К сильным сторонам КНР относится, во-первых, ее выгодное географическое положение. Еще одной сильной стороной страны является рост экономики. Также в стране развита инфраструктура в промышленных регионах. Немаловажным фактором является инвестиционный климат. В КНР действуют выгодные условия по вложению инвестиций. Еще одной сильной стороной Китая является то, что страна располагает дешевой рабочей силой. Кроме того, большой внутренний рынок, диверсифицированный внешний рынок и дешевая себестоимость производимой продукции (в сравнении с конкурентами) дают возможность КНР успешно конкурировать с другими странами-производителями.
В последние годы высокотехнологичная промышленность Китая развивалась особенно быстро, она достигла значительных успехов в авиации, электронных технологиях и отраслях информационных и коммуникационных технологий. Однако США принимают антидемпинговую и компенсацион-
ную политику в торговой войне, а также политику введения тарифов, чтобы ослабить конкурентоспособность китайской высокотехнологичной продукции, экспортируемой в Соединенные Штаты. Мало того, Соединенные Штаты обращают больше вниманияй на меры по увеличению налогов на основные продукты в плане «Сделано в Китае 2025», выпущенном Китаем для высокотехнологичной промышленности, и их влияние на высокотехнологичную промышленность Китая чрезвычайно велико. Одной из слабых сторон экономики КНР является зависимость от технических и инновационных разработок развитых экономик. Потребность в значительных объемах энергетических ресурсов вызывает рост зависимости КНР от других стран, что также является отрицательным моментом. Вместе с тем экономика Китая, находясь на довольно высоком уровне, обладает определенным потенциалом развития. Так, страна может расширить рынки за счет внутреннего спроса. Устранить угрозу зависимости от технических и инновационных разработок развитых экономик возможно, повысив конкурентоспособность страны за счет развития собственных технологий. Для этого необходимо инвестировать в развитие собственных инноваций и технологий. Кроме того, можно обратить внимание на формирование новых рабочих мест за пределами страны путем создания китайского бизнеса на территории других стран.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что экономические отношения между США и Китаем вышли на новый этап, существенно отличающийся от предшествующего почти двадцатилетнего периода активного взаимодействия и растущей взаимозависимости. По мере укрепления Китая фактор усиления конкуренции становится в этих отношениях преобладающим. Однако многие региональные правительства США тесно сотрудничают с Китаем в области чистой энергии, инновационных технологий и так далее. Губернатор Браун заявил на «Китайской неделе»: «Глобализация - это неизбежная тенденция, и Китай и Соединенные Штаты могут учиться друг у друга». В ходе официальных и неправительственных контактов между США и Китаем обе страны выразили готовность к дальнейшему углубленному сотрудничеству [16]. В нем определяющей становится роль научно-технического компонента. Наиболее важным в данной ситуации становится то обстоятельство, что обусловливаемая научно-техническим прогрессом глобализация мировой экономики, в том числе и достаточно тесное переплетение экономик США и Китая, вступает в противоречие с национальными интересами обеих стран, стремящихся укрепить свои позиции и роль в мировом хозяйстве.
Заключение
В ходе исследования установлено, что экономическое сближение двух стран на раннем этапе носило геостратегический характер. По мере роста товарооборота, реформирования экономики Китая и развития его внутреннего рынка происходит пересмотр подходов и приоритетов двустороннего сотрудничества. Экономический вектор приобретает все более важное значение и зачастую опережает политическое сближение Китая и США, что до настоящего времени служит препятствием для сбалансированного развития отношений. Таким образом, экономический фактор становится определяющим в выстраивании внешнеполитического курса Китая в отношении США в последние годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баженов Е.П. Движущие силы политики США в отношении Китая. М.: Наука, 1982.
2. Виноградов И.С. История развития внешней политики КНР [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/istoriya-razvitiya-vneshney-politiki-knr/viewer (дата обращения: 13.09.2020).
3. Тараканова Т.С. Внешнеполитические концепции Китайской Народной Республики // Научно-технические ведомости СПбПГУ. Гуманитарные науки и общественные науки. 2016. № 3 (250). С. 68-73.
4. Цвык А.В. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (1950-1990-х гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2015. № 1. С. 53-59.
5. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М.: Муравей, 2003.
6. Дегтярев А.В. Дипломатическая подготовка визита Р.М. Никсона в КНР в 1972 г.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2010.
7. Кулябин А., Семин С. Противовес Азии. Завтра России. URL: https://archive.md/20140508191621/; http://simon31.narod.ru/index.htm (дата обращения: 13.09.2020).
8. Савешников А.А. Концепции КНР в области внешней политики и национальной безопасности // Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. С. 93-143.
9. Дында А.В. Особенности экономических отношений США и КНР // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Новосибирск: СибАК, 2013. 228 с.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
10. Воскресенский А. Д. Внешняя политика России в Северо-Восточной и Центральной Азии: вызовы, возможности, перспективы // Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий. М.: РОССПЭН, 2004.
11. ШШШ. ФШМШШ.Ш. // [J]. . 2018, 71 (05 ) : 72-81.
12. Супян В.Б. Американо-китайские торгово-экономические отношения: причины кризиса и его перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 23-32.
13. Муртузалиева С.Ю., Иванов Д.А. Экономика КНР: Эффекты торговой войны с США // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. 2018. С. 352-362.
14. Виноградов А., Салицкий А. США-Китай: торговая война развязана. URL: http://www.perspektivy.info/misl/ idea/ssha_kitaj_torgovaja_vojna_razvazana_2018-08-13.htm (дата обращения 25.09.2020).
15. ^тжшшшм.шштттщ // ш^шщ&шш). 2019(12): 68-69 .
16. шт. 2018 ^тшштшт^шщ // ш.йм^й^^. -2019.05, 21(03). с. 81-82.
Поступила в редакцию 12.10.2020
Цзян Цзюньцзин, аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет 191160, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О, 3-я линия, 16 E-mail: [email protected]
J. Junjing
THE INFLUENCE OF CHINESE-AMERICAN TRADE RELATIONS ON CHINA'S FOREIGN POLICY RELATING TO THE USA
DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-1-65-73
Based on a wide range of sources, the article analyzes the impact of China's trade and economic relations with the United States. Several periods of interaction between countries after the end of World War II are considered. Special attention is paid to the period of restoration of diplomatic relations since 1979. Based on various sources and historiography, the author analyzes the researchers' points of view on the impact of economic issues on the relations between the two countries. In the course of the research, the author came to the conclusion that an important aspect in the direction of the foreign economic policy of the People's Republic of China in the first post-war years was the ideological factor. The article presents an analysis of changes in the vector of China's foreign policy in different periods. The main ways of interaction between the United States and China are described, depending on changing foreign policy doctrines. The reforms launched in 1978 provided China with economic growth and a growing prestige on the world stage, which is still present today. The rapprochement between the United States and China after the collapse of the Soviet Union in 1991 brought certain economic benefits for the two countries. However, the aggravation of relations between the countries in the new Millennium provides an opportunity for new assessments of the PRC's position on the world stage. Trump's coming to power in the United States is regarded as an economic war between the two countries. China's increased investment capacity and technological independence make it an attractive partner for other countries, which in turn has a negative impact on trade with America. The most important thing in this situation is the fact that the globalization of the world economy caused by scientific and technological progress, including the rather close interweaving of the US and Chinese economies, contradicts the national interests of both countries, which are trying to strengthen their positions and role in the world economy.
Based on the analyzed material, the author comes to the conclusion that recently the foreign policy relations between China and the United States directly depend on the economic interests of the parties.
Keywords: international relations, economy, People's Republic of China, United States of America, ideology, trade, foreign policy.
Received 12.10.2020
Jiang Junjing, Postgraduate Student at Faculty of International Relations
Saint Petersburg State University
V.O. 3rd line, 16, St. Petersburg, Russia, 191160
E-mail: [email protected]