Научная статья на тему 'Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира'

Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2415
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ФИЗИКО-КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / АРИСТОТЕЛЬ / ПАНТЕИЗМ / SCIENTIFIC WORLDVIEW / SCIENTIFIC REVOLUTION / PHYSICAL AND COSMOLOGICAL WORLDVIEW / ARISTOTLE / PANTHEISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джиган Ольга Викторовна

Рассмотрены понятия «научная картина мира», «аристотелевская физико-космологическая картина мира». Проведен философский анализ становления первой научной картины мира Аристотеля, повлиявшей на последующее формирование самой науки. Раскрыто отличие науки от других форм познания и исследования мира. Показана актуальность философии Аристотеля, особенно в кризисные периоды развития научного знания, благодаря ее четкому подходу к решению сложнейших научных задач, здравому смыслу и вере в возможности разума проникать в тайны природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aristotelian Worldview’s Influence on Modern Scientific Worldview Formation

The author considers such concepts as the scientific worldview, Aristotelian physical and cosmological world-building. The author carried out the philosophical analysis of Aristotle’s scientific worldview formation, that influenced the subsequent formation of science, the distinction of science from other forms of cognition and research of the world. The author shows the actual continuity of Aristotle’s philosophy because of its accurate approach in solving the most complex problems that science is facing, common sense and faith in the possibilities of the reason to fathom the secrets of nature.

Текст научной работы на тему «Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира»

УДК 141

Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира

О. В. Джиган

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассмотрены понятия «научная картина мира», «аристотелевская физико-космологическая картина мира». Проведен философский анализ становления первой научной картины мира Аристотеля, повлиявшей на последующее формирование самой науки. Раскрыто отличие науки от других форм познания и исследования мира. Показана актуальность философии Аристотеля, особенно в кризисные периоды развития научного знания, благодаря ее четкому подходу к решению сложнейших научных задач, здравому смыслу и вере в возможности разума проникать в тайны природы.

Ключевые слова: научная картина мира; научная революция; физико-космологическая картина мира; Аристотель; пантеизм.

Попытки познания мира посредством выведения из представлений о явлениях и закономерностях природы общего знания привели человечество к формированию научной картины мира. Содержание научной картины мира представляет собой синтез базовых идей естественных наук, а также закономерности и принципы, объединяющие знания о природе и обусловливающие научный стиль мышления на конкретном этапе культурно-исторического развития человечества.

Картина мира, так же как и любой образ познания, упрощает и схематизирует действительность: из многообразия реального мира выделяются сущностные связи, т. е. система научных принципов, что представляет цель любой науки. Она выступает своего рода предельно абстрактной «матрицей» порождения искусственных объектов и процессов [1].

Обратимся к первой научной картине мира, сформированной в Древней Греции. Она сохранялась почти

© Джиган О. В.

два тысячелетия и получила название античной, или аристотелевской, поскольку наиболее четко была отражена в трудах Аристотеля. Великий ученый и философ внес огромный вклад в развитие ряда конкретных наук, таких как логика, психология, риторика, эстетика, политика, теория государства и другие. В его учение вошли все области знания IV в. до н. э., что явилось наивысшей точкой становления античного систематического мышления.

Аристотель создал формальную логику, т. е. учение о доказательстве как основной инструмент выведения и систематизации знания, а также разработал категориально-понятийный аппарат. Он дифференцировал знание, отделил науки о природе от математических наук и метафизики.

Благодаря всеобъемлющему уму, мудрости и авторитету Аристотеля, его учение надолго закрепилось в науке. Труды философа, насчитывающие множество томов, составляют

Джиган О. В.

энциклопедию научных знаний античности. Исторической заслугой Аристотеля в области естествознания стало основание им физики как системы знаний о природе. С помощью систематизации и объединения доступных знаний о природе Аристотель сформулировал физико-космологическую картину мира, в которой выделил следующие положения:

— под объяснение физической теории должны подпадать все факты, недопустимо пренебрегать ни одним из них;

— логика не должна быть нарушена, т. е. теория не должна быть противоречивой, а соответствовать философскому учению о сущем.

Будучи убежденным, что природные процессы не описать адекватно математическими средствами, он «был первым античным философом, создавшим понятийный аппарат для определения того, что такое движение, а тем самым — первую форму физической науки» [2, с. 158]. В фундаментальном трактате Аристотеля «Физика» движение коренным образом отличается от механики Ньютона и Галилея.

Согласно теории Аристотеля, в основе проявления природных закономерностей лежит взаимодействие противоположных качеств — горячего и холодного, сухого и влажного, — которые способны к преобразованию друг в друга с помощью сил взаимодействия. Они образуют элементы огня, воздуха, воды и земли, являющиеся основой всего чувственного космоса — подлунного мира. В сфере космоса, расположенной выше Луны, в надлунном мире, материя образуется посредством пятого элемента — эфира.

Для объяснения всего существующего во Вселенной Аристотель использует универсальную схему четырех причин, сыгравшую важную роль не только в физике, но и в метафизике:

— формальная причина — что это?

— материальная причина — из чего состоит?

— движущая причина — откуда произошло?

— целевая причина — ради чего существует?

Формальная и материальная причины характеризуют неизменное состояние вещи, а движущая и целевая — процесс ее возникновения.

Пантеизм — следующая важная черта первой научной картины мира. Согласно пантеизму, бог присутствует не вне мира — в виде какой-либо личности, а в мире — в виде безличного начала, растворенного во всем и пронизывающего все вещи и предметы. В данном случае правильнее сказать, что речь идет не столько о боге, сколько о некотором духовном разумном начале. Так как физика по Аристотелю исполняет задачу созерцания умом Высшей божественной сущности, то с ее помощью можно достичь античного идеала человеческого существования.

В наши дни философия Аристотеля остается актуальной вследствие ее четкого подхода к решению сложнейших задач, стоящих перед наукой, здравого смысла и веры в возможности разума проникать в тайны природы. Влияние обширного философского наследия Аристотеля прослеживается во всех областях духовной и научной жизни на протяжении многих лет. Именно в философском наследии Аристотеля берут начало все науки, что дает право характеризовать философию как их основу. Здесь выстраивается взаимосвязь философского знания с научным, философии с мировоззрением, а также философии с практикой. Имея несовершенный фактический материал, Аристотель разработал способы постижения

Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)

и описания всеобщего знания, что послужило началом систематизации знания и формирования методологии в познавательной деятельности.

Благодаря учению о категориях стала возможной связь онтологических и логических аспектов действительности, ее познаваемость, а также способность выражать знание в строгой понятийной форме. Формирование понятий послужило фундаментом осознания ряда значимых для развития науки проблем, таких как соотношение всеобщего с единичным и теоретического с практическим, сущностное единство противоположностей, родовая и видовая классификация объектов, исследование структурной организации природы и другие.

Глубина философских обобщений Аристотеля позволяет использовать потенциал его учения в моменты теоретического кризиса. Методы современного познания ориентированы в большей степени на прикладное и инструментальное взаимодействие с действительностью. Однако Аристотель придавал особое значение целевым характеристикам познавательной деятельности: «...тот, кто выбирает знание ради его самого, скорее всего выберет чисто теоретическое знание <...> самое основное

из знаний <...> есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться; это есть благо во всем и в каждом и вообще наилучшее в целой природе» [3, с. 34—35].

Таким образом, универсализм Аристотеля и его намерение построить всеобъемлющую и одновременно научную картину мира имеют двойственное значение. С одной стороны, это послужило важным шагом в становлении научного метода как такового и дало начало множеству наук. С другой стороны, его учение надолго затормозило развитие живой мысли, поскольку стремилось объяснить сразу все проблемы без исключения.

Литература

1. Стёпин В. С. Картина мира в системе научного знания // Теоретическое знание /

B. С. Стёпин. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

C. 135—143.

2. Гайденко П. П. История греческой философии в её связи с наукой. Изд. 2-е, испр. М.: URSS: Либроком, 2008. 262 с.

3. Аристотель. Метафизика. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 232 с. (Богословие. Духовность. Наука).

Джиган Ольга Викторовна — аспирантка кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: olga-djigan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.