УДК 141
Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира
О. В. Джиган
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Рассмотрены понятия «научная картина мира», «аристотелевская физико-космологическая картина мира». Проведен философский анализ становления первой научной картины мира Аристотеля, повлиявшей на последующее формирование самой науки. Раскрыто отличие науки от других форм познания и исследования мира. Показана актуальность философии Аристотеля, особенно в кризисные периоды развития научного знания, благодаря ее четкому подходу к решению сложнейших научных задач, здравому смыслу и вере в возможности разума проникать в тайны природы.
Ключевые слова: научная картина мира; научная революция; физико-космологическая картина мира; Аристотель; пантеизм.
Попытки познания мира посредством выведения из представлений о явлениях и закономерностях природы общего знания привели человечество к формированию научной картины мира. Содержание научной картины мира представляет собой синтез базовых идей естественных наук, а также закономерности и принципы, объединяющие знания о природе и обусловливающие научный стиль мышления на конкретном этапе культурно-исторического развития человечества.
Картина мира, так же как и любой образ познания, упрощает и схематизирует действительность: из многообразия реального мира выделяются сущностные связи, т. е. система научных принципов, что представляет цель любой науки. Она выступает своего рода предельно абстрактной «матрицей» порождения искусственных объектов и процессов [1].
Обратимся к первой научной картине мира, сформированной в Древней Греции. Она сохранялась почти
© Джиган О. В.
два тысячелетия и получила название античной, или аристотелевской, поскольку наиболее четко была отражена в трудах Аристотеля. Великий ученый и философ внес огромный вклад в развитие ряда конкретных наук, таких как логика, психология, риторика, эстетика, политика, теория государства и другие. В его учение вошли все области знания IV в. до н. э., что явилось наивысшей точкой становления античного систематического мышления.
Аристотель создал формальную логику, т. е. учение о доказательстве как основной инструмент выведения и систематизации знания, а также разработал категориально-понятийный аппарат. Он дифференцировал знание, отделил науки о природе от математических наук и метафизики.
Благодаря всеобъемлющему уму, мудрости и авторитету Аристотеля, его учение надолго закрепилось в науке. Труды философа, насчитывающие множество томов, составляют
Джиган О. В.
энциклопедию научных знаний античности. Исторической заслугой Аристотеля в области естествознания стало основание им физики как системы знаний о природе. С помощью систематизации и объединения доступных знаний о природе Аристотель сформулировал физико-космологическую картину мира, в которой выделил следующие положения:
— под объяснение физической теории должны подпадать все факты, недопустимо пренебрегать ни одним из них;
— логика не должна быть нарушена, т. е. теория не должна быть противоречивой, а соответствовать философскому учению о сущем.
Будучи убежденным, что природные процессы не описать адекватно математическими средствами, он «был первым античным философом, создавшим понятийный аппарат для определения того, что такое движение, а тем самым — первую форму физической науки» [2, с. 158]. В фундаментальном трактате Аристотеля «Физика» движение коренным образом отличается от механики Ньютона и Галилея.
Согласно теории Аристотеля, в основе проявления природных закономерностей лежит взаимодействие противоположных качеств — горячего и холодного, сухого и влажного, — которые способны к преобразованию друг в друга с помощью сил взаимодействия. Они образуют элементы огня, воздуха, воды и земли, являющиеся основой всего чувственного космоса — подлунного мира. В сфере космоса, расположенной выше Луны, в надлунном мире, материя образуется посредством пятого элемента — эфира.
Для объяснения всего существующего во Вселенной Аристотель использует универсальную схему четырех причин, сыгравшую важную роль не только в физике, но и в метафизике:
— формальная причина — что это?
— материальная причина — из чего состоит?
— движущая причина — откуда произошло?
— целевая причина — ради чего существует?
Формальная и материальная причины характеризуют неизменное состояние вещи, а движущая и целевая — процесс ее возникновения.
Пантеизм — следующая важная черта первой научной картины мира. Согласно пантеизму, бог присутствует не вне мира — в виде какой-либо личности, а в мире — в виде безличного начала, растворенного во всем и пронизывающего все вещи и предметы. В данном случае правильнее сказать, что речь идет не столько о боге, сколько о некотором духовном разумном начале. Так как физика по Аристотелю исполняет задачу созерцания умом Высшей божественной сущности, то с ее помощью можно достичь античного идеала человеческого существования.
В наши дни философия Аристотеля остается актуальной вследствие ее четкого подхода к решению сложнейших задач, стоящих перед наукой, здравого смысла и веры в возможности разума проникать в тайны природы. Влияние обширного философского наследия Аристотеля прослеживается во всех областях духовной и научной жизни на протяжении многих лет. Именно в философском наследии Аристотеля берут начало все науки, что дает право характеризовать философию как их основу. Здесь выстраивается взаимосвязь философского знания с научным, философии с мировоззрением, а также философии с практикой. Имея несовершенный фактический материал, Аристотель разработал способы постижения
Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции (1)
и описания всеобщего знания, что послужило началом систематизации знания и формирования методологии в познавательной деятельности.
Благодаря учению о категориях стала возможной связь онтологических и логических аспектов действительности, ее познаваемость, а также способность выражать знание в строгой понятийной форме. Формирование понятий послужило фундаментом осознания ряда значимых для развития науки проблем, таких как соотношение всеобщего с единичным и теоретического с практическим, сущностное единство противоположностей, родовая и видовая классификация объектов, исследование структурной организации природы и другие.
Глубина философских обобщений Аристотеля позволяет использовать потенциал его учения в моменты теоретического кризиса. Методы современного познания ориентированы в большей степени на прикладное и инструментальное взаимодействие с действительностью. Однако Аристотель придавал особое значение целевым характеристикам познавательной деятельности: «...тот, кто выбирает знание ради его самого, скорее всего выберет чисто теоретическое знание <...> самое основное
из знаний <...> есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться; это есть благо во всем и в каждом и вообще наилучшее в целой природе» [3, с. 34—35].
Таким образом, универсализм Аристотеля и его намерение построить всеобъемлющую и одновременно научную картину мира имеют двойственное значение. С одной стороны, это послужило важным шагом в становлении научного метода как такового и дало начало множеству наук. С другой стороны, его учение надолго затормозило развитие живой мысли, поскольку стремилось объяснить сразу все проблемы без исключения.
Литература
1. Стёпин В. С. Картина мира в системе научного знания // Теоретическое знание /
B. С. Стёпин. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
C. 135—143.
2. Гайденко П. П. История греческой философии в её связи с наукой. Изд. 2-е, испр. М.: URSS: Либроком, 2008. 262 с.
3. Аристотель. Метафизика. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 232 с. (Богословие. Духовность. Наука).
Джиган Ольга Викторовна — аспирантка кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: olga-djigan@rambler.ru