УДК 37.08
ВЛИЯНИЕ КАРНАВАЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
СФЕРЫ ИСКУССТВА
Е.А. Семенова
Аннотация. В свете проблемы профессионального становления студенческой молодежи сферы искусства наибольшую уязвимость приобретает способность личности осмыслять, преобразовывать мир посредством смеха, комического, юмора, гротеска, - одну из фундаментальных основ развития природы, человека, культуры - способность к карнавализации. Автор показывает необходимость включения в тезаурус термина «творческий потенциал» студентов вузов искусства понятие «карнавальный потенциал личности», который незаслуженно остается не востребован в педагогическом процессе. Впервые карнавальное мировосприятие рассматривается как один из основных критериев художественной одаренности студентов сферы искусства.
Ключевые слова: педагогически-организованная карнавальная среда, студенты сферы культуры и искусства, карнавальное мировосприятие, критерии художественной одаренности
THE INFLUENCE OF THE CARNIVAL ENVIRONMENT
FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE ARTS
E.A. Semenova
Abstract. In light of the problem of professional development of students of the arts the most vulnerable person acquires the ability to conceptualize, to transform the world through laughter, comic, humor, grotesque - one of the fundamental bases for the development of nature, human culture - the ability to carnivalization. The author shows the need for the thesaurus term "creativity" of university students of art concept of "carnival potential person" who unjustly remain unclaimed in the pedagogical process. The first carnival worldview is regarded as one of the main criteria of artistic talents of students of the arts.
Keywords: pedagogically-organized carnival Wednesday, students in the sphere of culture and art, carnival attitude, the criteria of artistic talent.
Удивительно, что огромное количество заповедников создано в мире для того, чтобы сохранить камни. Чтобы сохранить птиц и червяков.... И совершенно не отслеживается история, связанная с культурными особями. Это особая, очень редкая птица. Мало того, что она ценна сама по себе, но когда появляется место, где кружат идеи, где рождаются эмоции, идет немыслимое разбазаривание богатства, резервов человеческого духа. В.И. Полунин
Профессиональное становление студентов сферы искусства понимается нами как амбивалентный процесс, предполагающий в конце каждого цикла обучения деятельность студентов по переосмыслению освоенного материала карнавальными средствами. Мы считаем, что на протяжении всего процесса обучения карнавальный компонент является существенным фактором, профессионального, творческого роста студентов вузов культуры и искусства [1,6].
Феномен карнавализации всегда незримо сопутствует художественной, игровой, хаотической сферам, который является необходимым условием для самоорганизации любой сложной системы, в том числе и культуры [2-5]. Постоянное присутствие карнавальных элементов в культуре, искусстве и человеческой природе, как в латентном, так и в активном состоянии давно
рассматривается современной наукой как органичный момент развития «живой материи». Но наблюдаются и негативные тенденции-мутации, такие как: «тотальная карнавализация», «экспансия праздничного в повседневное», «общество спектакля» (Ги Дебор), «псевдоцикличность времени», «квази-карнавальность» (И.В. Гужова.), «непрерывный и зловещий карнавал» (Р. Генон), которые могут проявлять себя в молодежной студенческой арт-среде в виде стихийных процессов карнавализации (девиантного поведения, антиповедения, бесцельного хулиганства, клоунады, агрессии, аутизма, вандализма и т.д.).
Поэтому мы считаем, что педагогически-организованная карнавальная среда, интегрированная в образовательное пространство вуза, может способствовать профессиональному ста-
новлению студентов сферы культуры и искусства, за счет направления карнавального потенциала студентов в русло профессии. Совмещение смехового, (профанного - бытового) личного опыта с профессиональной деятельностью, в частности с развитием и формированием уровня индивидуальной карнавальной культуры у студентов позволяет направить в основном невостребованную художественным образованием карнавальную энергию студентов на постижение профессии. В частности огромную роль играет личный смеховой мир студентов вузов искусства в создании художественного карнавального образа, будь то образ (маска) клоуна в искусстве клоунады, образ праздника в режиссуре, или образ театрального зрелища («Театра для себя» - понятие Н. Евреинова!
Так индивидуальный карнавальноэстетический опыт студентов становится в данном случае источником активности, питательной средой будущих замыслов юных художников. Именно комическое, которое, по мнению Жан-Поля, как ничто на свете так не индивидуализирует все, лежащее в основе карнавальноэстетической деятельности, является ядром, из которого впоследствии неожиданно вырастает неповторимое художественное видение, индивидуальный стиль, уникальный почерк того или иного творца.
Например, по роду своей профессии, будущий режиссер, имея отношение к карнавальнопраздничным формам культуры, если и без творческого озарения - (инсайта), то осознанно, управляя карнавальными механизмами, сможет научиться, как минимум, ориентироваться в современных процессах карнавализации, предвидеть (угадывать) динамику развития культурных процессов в обществе, создавать новые художественные формы, корректировать и направлять свою и внешнюю карнавальные стихии в конструктивное, творческое русло.
Поэтому мы считаем, что педагогически организованная карнавальная среда способна оказывать благотворное воздействие на формирование карнавального мировосприятия студентов художественных профессий, которое именно в этих специальностях является критерием развития (роста) их творческой индивидуальности.
Данное положение базируется на концепции карнавальной культуры М.М. Бахтина [7], согласно которой карнавализация это:
- эвристический принцип;
- гибкая форма художественного видения;
- первичная форма человеческой культуры.
Карнавальную среду можно представить не
только как альтернативную (инновационную), но и как традиционную, то есть как комплекс
условий, влияний, возможностей становления личности по культурно-заданному образцу. Формирование образа (режиссера, актера, художника и т.д.) в такой среде не выходит за рамки традиционного представления о данной профессии. Карнавальная среда в данном случае поддерживает и укрепляет представления о профессии в рамках образовательного пространства вуза, транслируя студентам традиционный «миф-образ» профессии.
Среда как комплекс условий, влияний, возможностей становления личности вопреки культурно-заданным образцам - это среда, которая содержит смеховой аспект мира. В частности, карнавальной средой, питающей такие авангардные представления, может являться среда искусства клоунады, театр искусства постмодернизма (уличный театр). По нашему мнению, компетентный специалист-режиссер театрализованных представлений и праздников должен соединить в своем обучении две карнавальные среды, которые как находятся в конфронтации, так и питают одна другую.
Представленные нами два основных типа карнавальной среды имеют характер проявленной (среда искусства клоунады, детской карнавальной игры, театра постмодернизма) и скрытой (потенциальной, к которой мы относим образовательное пространство вуза).
Сочетание двух сред в освоении карнавальной культуры студентами способствует активизации третьей карнавальной среды, названной нами условно - стихийной (всегда возникающей в процессе взаимодействия первой и второй). Мы ее назвали «промежуточной средой», которая формируется на основе профанной (бытовой) смеховой индивидуальной культуры студентов, латентных детских карнавальных игр.
Влияние педагогически организованной карнавальной среды на процесс творческого становления студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников обусловлено рядом ее качеств, важных в профессиях, связанных с искусством.
К таким качествам карнавальной среды мы отнесли: амбивалентность, демократичность,
символичность, праздничность в атмосфере праздника, цикличность, динамичность, обратимость, парадоксальность,
Это положение основывается на следующей авторской концепции Л.И. Уколовой [9]: «...педагогически организованная ... среда не может существовать в изолированном пространстве. Так или иначе, в нее будут проникать элементы стихийной. среды, но они будут присутствовать в своем ослабленном, фрагментарном виде и чем более успешно будет построена педа-
гогическая ...среда, тем меньшее влияние будет оказывать среда стихийная»[8]. Но в данном случае понимание «стихийной карнавальной среды» для нас очень важно, так как является проявлением художественной природы студентов, что очень важно для их профессиональной самоактуализации. Эта стихийная среда (инстинктивная) также имеет свойство обогащаться и питать педагогически-организованную.
Считаем уместным привести некоторые примеры педагогически-организованной карнавальной среды, созданной выдающимися клоунами: В.И. Полуниным («Корабль дураков» (2001), «Академия дураков», «Всяки Бяки», «Караванм мира», «SNOW SHOW» и др.); Королем дураков Джанго Эдвардсом (Конгресс дураков). В поле нашего внимания оказались такие феномены как комическая образность клоунской маски, эксцентрика, Трикстер - носитель мифологического сознания. Трикстер - ритуальный клоун. Виды и формы комического творчества, тотальный мир клоуна, клоунский театр. Виды клоунады: Экстремальная клоунада, Эксцентрическая клоунада, Поэтическая клоунада, Анархическая клоунада, Метафизическая клоунада, Абсурдистская клоунада. Образ художника - аналог клоуна.
Уличный театр как карнавальная среда, интегрирующая в себе различные виды карнавального искусства, может также стать пространством освоения карнавальной культуры (или инструментом) студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников, в котором учащиеся смогут «задавать последние вопросы жизни», обретать обновленные смыслы бытия,
Литература:
1. Горбачева Д.А.. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств -будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.05, 13.00.08 / Горбачева Диана Александровна.- Москва, 2009.446 с.
2. Загибалова М. А.. Феномен карнавализа-ции современной культуры: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Загибалова Мария Анатольевна. - Тула, 2008. - 154 с.
3. Загибалова М.А. Феномен границы в со-
временной культуре [Электронный ресурс] / М.А. Загибалова // Культурология, 2012.-№5. Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/
cultyrology/gid225/pg0/
4. Иньшакова Е.Ю. Карнавализация творческого сознания художника в культуре русского авангарда/ Е.Ю. Иньшакова // Мир психологии. -2001. - N 4. - С. 39-46.
5. Козинцев А.Г. Послесловие: Карнавализа-
которые будут не только узко субъективными, но и станут общественно - значимыми.
Создание своей карнавально-праздничной формы на принципах уличного театра возможно через трансформацию карнавальной среды в карнавальное пространство.
По нашим наблюдениям, решающую роль в структуре педагогической организованной карнавальной среды играет «стадиальная последовательность ее формирования»[8,10].
Первая стадия - это начальный этап формирования карнавальной культуры на начало педагогической деятельности. На этой стадии стихийные карнавальные проявления могут проявляться как достаточно активно, без педагогической провокации, так и могут быть глубоко скрытыми, нуждающимися в их активизации. Вторая и третья стадии отличаются педагогическим руководством в области выявлений карнавальной культуры студентами.
Педагогическая система постижения художественных специальностей в условиях карнавальной среды - на сегодня, это область будущих экспериментов и поисков на стыке искусства, науки, образования и педагогики. Тем более, представляется затруднительным представить раз и навсегда сформированной теоретикопрактическую модель по освоению профессии студентами сферы культуры и искусства в условиях педагогически организованной карнавальной среды вуза, когда процессы карнавализации в студенческом мире никогда не прекращаются, а развиваются параллельно, опосредованно влияя на процессы образования.
ция и декарнавализация // Смех: Истоки и функции / Ред. Козинцев А.Г. СПб: Наука, 2002г.- с. 211221.
6. Мухаметзянова Л.Ю. Артпедагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО. -2015.-120 с.
7. Олесина Е.П.:Педагогический потенциал концепции народной культуры в учении М.М.Бахтина// Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства, Сб. научных статей, М. ИХО РАО, 2011. - 288 с.
8. Редкозубова О.С. Смеховая культура студенчества как креативно-онтологический феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Редкозубова Ольга Сергеевна.- Тамбов, 2010.- 152 с.
9. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека : диссерта-
ция ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Уколова Любовь Ивановна. - Москва, 2008. - 343 с.
References:
1. Gorbacheva D.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov vuzov kul'tury i iskusstv -budushhih specialistov social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: aksiologicheskij podhod: dissertacija ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.05, 13.00.08 / Gorbacheva Diana Aleksandrovna.- Moskva, 2009.446 s.
2. Zagibalova M.A.. Fenomen karnavalizacii sovremennoj kul'tury : dissertacija ... kandidata filosofskih nauk : 09.00.13 / Zagibalova Marija Anatol'evna. - Tula, 2008. - 154 s.
3. Zagibalova M.A. Fenomen granicy v
sovremennoj kul'ture [Jelektronnyj resurs] / M.A. Zagibalova // Kul'turologija, 2012. №5. Rezhim dostupa: http://www.online-
science.ru/m/products/cultyrology/gid225/pg0/
4. In'shakova E.Ju. Karnavalizacija tvorcheskogo soznanija hudozhnika v kul'ture russkogo avangarda/ E.Ju. In'shakova // Mir psihologii. - 2001. - N 4. - S. 39-46.
5. Kozincev A.G. Posleslovie: Karnavalizacija i dekarnavalizacija // Smeh: Istoki i funkcii / Red. Kozincev A.G. SPb: Nauka, 2002g. S. 211-221.
6. Muhametzjanova L.Ju. Artpedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie dlja uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija / L.Ju. Muhametzjanova. Kazan': Izd-vo «Danis», FGNU «Institut pedagogiki i psihologii professional'nogo obrazovanija» RAO. 2015. 120 s.
7. Olesina E.P.:Pedagogicheskij potencial koncepcii narodnoj kul'tury v uchenii M.M.Bahtina//Idei M.M. Bahtina i pedagogika iskusstva, Sb. nauchnyh statej, M. IHO RAO, 2011. -288 s.
8. Redkozubova O.S. Smehovaja kul'tura studenchestva kak kreativno-ontologicheskij fenomen : dissertacija ... kandidata filosofskih nauk : 24.00.01 / Redkozubova Ol'ga Sergeevna.- Tambov, 2010.- 152 s.
9. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaja muzykal'naja sreda kak sredstvo stanovlenija duhovnoj kul'tury rastushhego cheloveka : dissertacija ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Ukolova Ljubov' Ivanovna. - Moskva, 2008. - 343 s.
Сведения об авторе:
Семенова Елена Александровна (г.Москва, Россия), кандидат педагогических наук, докторант, научный сотрудник лаборатории интеграции, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и Культурологии» Российской Академии Образования, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Semenova E. A. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate,research fellow of the Federal State Research Institution «Institute of art education» of the Russian academy of education, e-mail: [email protected]