Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАПИЛЛЯРНОГО УВЛАЖНЕНИЯ НА ПЛОТНОСТЬ ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТОВ'

ВЛИЯНИЕ КАПИЛЛЯРНОГО УВЛАЖНЕНИЯ НА ПЛОТНОСТЬ ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зафаров Олмос Зафарович, Эргашев Хусниддин Хусанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАПИЛЛЯРНОГО УВЛАЖНЕНИЯ НА ПЛОТНОСТЬ ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТОВ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ КАПИЛЛЯРНОГО УВЛАЖНЕНИЯ НА ПЛОТНОСТЬ

ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТОВ 1 2 Зафаров О.З. , Эргашев Х.Х.

1Зафаров Олмос Зафарович - преподаватель, кафедра дорожной инженерии, факультет транспорта, Джизакский политехнический институт, г. Джизак; 2ЭргашевХусниддин Хусанович - доктор технических наук, профессор, кафедра гидрогеологии и инженерной геологии, факультет инженерной геологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих устойчивость земляного полотна, является уплотнение. От степени уплотнения грунта земляного полотна во многом зависит и состояние дороги. Плотность грунта непосредственно влияет на водно-тепловой режим земляного полотна и прочность грунтового основания.

Многолетние наблюдения в полевых условиях и многочисленные лабораторные опыты показывают, что при высокой степени уплотнения грунтов перемещение влаги резко замедляется в связи с блокировкой пор грунта пленками связанной воды.

В результате уплотнения грунтов повышается их водоустойчивость, снижается водопроницаемость и высота капиллярного подъема воды [1, 2, 3].

Скорость передвижения и высота подъема капиллярной воды в уплотненных грунтах исследовались Безруком В.М. [4]. Опыты, проводившиеся с глиной, суглинком и супесью, показали, что при оптимальной влажности и максимальной плотности (стандартное уплотнение) капиллярное передвижение воды почти прекращается. И.А. Носич, исследовавший водоустойчивость пылеватых черноземных грунтов различной влажности и плотности, уплотненных эффективным количеством ударов стандартной гири, а также время и степень возможного увлажнения земляного полотна из боковых канав, пришел так же к выводу, что наибольшей водоустойчивостью обладают грунты, уплотненные при оптимальной влажности до стандартной плотности.

Лабораторными исследованиями [6], произведенными с грунтами разного грануло-метрического состава и генезиса, было доказано, что грунты стандартного уплотнения не только в минимальной степени увлажняются, но и в случае затопления водой требуется наиболее длительный срок для их промокания и разрушения.

Степень же разуплотнения оказалась тем больше, чем больше отличалась влажность формирования от оптимальной влажности. Результаты этих лабораторных исследований указывают на то, что с точки зрения обеспечения устойчивости и, следовательно, стабильной прочности уплотненных грунтов следует стремиться к стандартному уплотнению в лабораториях и к уплотнению катками в производственных условиях.

Узбекистан, где промерзание отсутствует или оно незначительно, этого явления не наблюдается. Разуплотнения грунтов земляного полотна происходит, главным образом, под действием грунтовых вод. Грунтовые воды питаются за счет просачивания через толщу грунтов части атмосферных осадков и оросительных вод. При близком залегании грунтовые воды могут выклиниваться непосредственно на поверхность земли или подтягиваться к верхним слоям земляного полотна в силу капиллярного поднятия.

При близком залегании грунтовых вод искусственная уплотненность грунтов во многих случаях не является долговечной. Разуплотнение земляного полотна

капиллярными грунтовыми водами, как правило, наблюдается и в районах, где оно построено из сильнозасоленных грунтов.

Повышение влажности грунтов земляного полотна выше оптимальной вызывает уменьшение плотности их.

Учитывая существующие представления о природе разуплотнения грунтов в условиях Узбекистана, необходимо было экспериментально проверить на искусственно засоленных грунтах влияния капиллярного увлажнения.

В настоящей статье излагаются результаты наблюдений влияния капиллярного увлажнения на динамику плотности засоленных грунтов. При проведении соответствующих опытов необходимо было установить: при каком расстоянии уплотненного слоя от воды плотность уменьшается, насколько и в каких грунтах; выявить зависимость капиллярного поднятия от плотности грунтов; можно ли уменьшить высоту насыпи за счет повышенной плотности и сохранится ли она.

Определение степени и характера разуплотнения, различно засоленных грунтов производилось в металлических колонках, составляемых из отдельных колец высотою 10 см и диаметром 9,5 см. Серия опытов проводилась при 0,96; 0,98; 1,00 и 1,02 от максимальной плотности и оптимальной влажности с различно-засоленными грунтами, как в качественном, так и в количественном отношениях, т.е. в следующих вариантах:

1. Контроль - незасоленная тяжелая пылеватая супесь.

2. Тяжелая пылевая супесь + 5% Na2SO4.

3. +5% NaCl.

4. +2,5% Na2SO4 +2,5% NaCl.

5. +1% Na2SO4 +4% NaCl.

6. + 1% Na2SO4.

Указанные варианты искусственного засоления были взяты из тех соображений, что в природных условиях Узбекистана чаще всего встречаются сильнозасоленные и избыточно-засоленные грунты сульфатного и хлоридно-сульфатного характера засоления.

Список литературы

1. ShNK 2.05.02-07. Automobile roads. Tashkent, 2007. 68 p.

2. GOST 22733-2002 Grounds. The method of laboratory determination of maximum density., Tashkent, 2002. 17 p.

3. Каракулов Х.М., Муродов З.М.Базальт—основа современных композитных строительных материалов // ББК 1 Р76, 2019. С. 121.

4. Муродов З. Обеспечение теплофизических свойств оконных конструкций // Advances in Science and Technology, 2019. С. 173-174.

5. Мурадов З.М.Исследование прочности бетона с учетом нелинейности деформирования с помощью современных средств электроники // Academy, 2020. № 12 (63).

6. Амиров Т.Ж., Зафаров О.З., Юсупов Ж.М.Трещины на асфальтобетонных покрытиях: причины образования и отрицательные последствия //Молодой ученый, 2016. № 6. С. 74-75.

7. Бобожонов Р.Т. и др. Разработка состава высокопрочного, качественного асфальтобетона // Молодой ученый, 2015. № 3. С. 97-100.

8. Уришбаев Э.Э.У. Методика улучшения свойств дорожного битума с применением минерального порошка из природного сланца // Academy, 2020. № 12 (63).

9. Olmos Z., Elbek U. Main parameters of physical properties of saline soils along highways // Problems of Architecture and Construction, 2020. Т. 2. № 4. С. 150-151.

10. Ravshan o'g R.J. et al. Basic parameters of physical properties of the saline soils in roadside of highways. the density stantards of the motorway grounds // Technium Conference, 2021. Т. 8. С. 27.03. 2021-13: 00 GMT (6 min).

11. Ravshan o 'g R.J. et al. The impact of road pavement condition on the quality of summer time accommodation // Technium Conference, 2021. Т. 8.

12. Каюмов А.Д., Зафаров О.З., Каюмов Д.А. Приток воды в грунт земляного полотна автомобильных дорог от атмосферных осадков // Me' Morchilik Va Qurilish Muammolari, 2019. С. 103.

13. Товбоев Б.Х. и др. Проектирование цементобетонных дорожных покрытий в условиях сухого и жаркого климата // Молодой ученый, 2016. №.6. С. 208-210.

14. Товбоев Б.Х., Юзбоев Р.А., Зафаров О.З. Влияние конструктивных решений на трещиностойкость асфальтобетонных слоев усиления // Молодой ученый, 2016. № 1. С. 227-230.

15.Худайкулов Р.М., Каюмов А.Д., Зафаров О.З. Оценка влияния фильтрационного выщелачивания на свойства засоленных грунтов оснований земляного полотна // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры, 2020. С. 423-430.

16. Kayumov A., Zafarov O., Kayumov D. Water flow to the earth ground soil of automobile roads from atmospheric sediments //Problems of Architecture and Construction, 2019. Т. 2. № 1. С. 103-107.

17. Kayumov Abdubaki Djalilovic A.D., Zafarov O.Z., Saidbaxromova N.D. Basic parameters of physical properties of the saline soils in roadside of highways // Central Asian Problems of Modern Science and Education, 2019. Т. 4. № 2. С. 30-35.

18. Товбоев Б.Х. и др. Проектирование цементобетонных дорожных покрытий в условиях сухого и жаркого климата //Молодой ученый, 2016. № 6. С. 208-210.

19. Цой М.П., Эшонкулов Т., Касимова Д.П. Реформы в сфере образования Республики Узбекистан // Гуманитарные науки в XXI веке, 2014. № 18. С. 210-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.