Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ'

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ СУДОСТРОЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЕРФИ / QUALITY OF PRODUCTION PREPARATION / QUALITY OF SHIPBUILDING PRODUCTS / COMPETITIVENESS OF SHIPYARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Т. А., Лучков И. Н., Бурмистров Е. Г.

В статье излагаются общие подходы к установлению причинно-следственных связей между качеством подготовки производства на судостроительной верфи и качеством продукции судостроения. Установление такой зависимости и выстраивание с учётом этого системы управления качеством, позволит повысить эффективность производства и обеспечить конкурентные преимущества отечественным верфям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF QUALITY OF PREPARATION OF PRODUCTION AT SHIPBUILDING ENTERPRISE ON QUALITY OF PRODUCTION

The article outlines common approaches to establishing cause and effect relationships between the quality of production preparation at the shipyard and the quality of shipbuilding products. Establishing such a dependence and aligning with this quality management system will increase production efficiency and provide competitive advantages to domestic shipyards

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ»

[4] Swarm ProductFamily. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nanotron.com/ EN/pr_protect-php , свободный. - Загл. с экрана. (21.06.2018)

[5] Swarmbee ER Module Embedded Ultra Wide Band Radio Location Awareness and Concurrent Wireless Communication. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wless.ru/ files/Nanoloc/SWARM/swarm_bee_ER_PB_V1_0.pdf, свободный. - Загл. с экрана. (21.06.2018)

[6] BN01SWBEP - swarm bee ER Development Kit Plus Board [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shop.top-electronics.eu/swarm-bee-er-development-kit-plus-board-p-17601.html Загл. с экрана. (21.06.2018)

AUTOMATION OF DISTANCE MEASUREMENT BETWEEN OBJECTS IN SHIP MOORING SYSTEMS

S. V. Lebedeva, V.I. Merzlyakov

Keywords: measurement of distances, radio-frequency technology measuring the distance, ultra-wideband radio frequency technology.

A comparative analysis of methods for measuring distances between objects to determine the possibility of their use in automated mooring systems is carried out. The method of distance measurement automation between objects based on Nanotron swarm bee ER Development Kit Plus Board debugging boards is proposed.

Статья поступила в редакцию 27.06.2018 г.

УДК 658.562.012.7

ТА Михеева, к.т.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» И.Н. Лучков, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Е.Г. Бурмистров, д.т.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Ключевые слова: качество подготовки производства, качество продукции судостроения, конкурентоспособность верфи

В статье излагаются общие подходы к установлению причинно-следственных связей между качеством подготовки производства на судостроительной верфи и качеством продукции судостроения. Установление такой зависимости и выстраивание с учётом этого системы управления качеством, позволит повысить эффективность производства и обеспечить конкурентные преимущества отечественным верфям.

Судостроение является трудоёмким и наукоёмким производством, в котором применяются новейшие достижения научно-технического прогресса. Для поддержания конкурентоспособности верфи привлекают значительные финансовые средства, вкладывая их в капитальное строительство и техническое перевооружение. Однако без грамотного, научно обоснованного подхода к вопросам подготовки, организации и управления производством, это не может в полной мере решить проблему обеспечения конкурентоспособности отечественных верфей на внутреннем и мировом рынках судостроительных услуг.

56

И заказчик, и проектант, и завод-строитель должны уже на начальных стадиях подготовки производства иметь точную информацию о планировании этапов строительства судна, обеспечении своевременной и качественной подготовки каждого раздела производства к строительству заказа. Кроме того, необходимо синхронизировать производственные мощности верфи в случае параллельного строительства нескольких заказов разных проектов с учётом равномерной загрузки всех производственных участков и цехов.

Как показывает опыт работы авторов с рядом отечественных верфей, подготовка производства в современном понимании представляет собой сложную научно-техническую проблему. В общем виде она сводится к решению комплекса взаимосвязанных задач по конструкторскому, технологическому, материально-техническому и организационно-плановому обеспечению производства, экономическому и социальному развитию, реконструкции и техническому перевооружению верфи.

Принципиальная схема комплексной подготовки судостроительного производства, как минимум должна включать следующие направления:

- отработка конструкций судна на технологичность;

- анализ проекта (заключение по эскизному и техническому проектам);

- отработка ключевых положений по технологической организации постройки судна;

- отработка графиков подготовки производства, с учётом вновь организованных участков и производств;

- документация для планирования работы предприятия на год;

- прогнозирование пропускной способности цехов и верфи в целом;

- отработка плановой документации по прогнозированию технического прогресса, в том числе подготовка, совершенствование производства и приобретение современного оборудования;

- технолого-конструкторская документация по проектируемому судну;

- производство нестандартного оборудования, приспособлений и оснастки.

Отмеченное проиллюстрировано схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Основные направления комплексной подготовки современного судостроительного производства на начальном этапе строительства заказа

На основании данной схемы должен разрабатываться и реализовываться на принципах системности общий план по подготовке производства на верфи. В общем виде он должен включать следующие этапы:

1) разработка графика подготовки производства по конкретному заказу;

2) разработку комплекса мероприятий по совершенствованию производства под строительства конкретного заказа;

3) разработку перечня специальной оснастки и нестандартного оборудования для строительства конкретного заказа.

Все этапы должны быть обоснованы с точки зрения возможности технической реализации, финансирования и материально-технического обеспечения. Выполнение этапов должно контролироваться и при необходимости корректироваться специальными службами и руководством верфи.

Наиболее трудоёмким является раздел технологической подготовки производства, в ходе которой разрабатываются рабочие чертежи сборочных единиц со спецификациями, ведомости заказа оборудования, технологические процессы, ведомости по технологической комплектации, журналы приемки по отдельным операциям, учётные журналы и планово-учётные карты. Одновременно с этим, разрабатывают материально-трудовые нормативы на каждое изделие. Эта подготовка необходима для материального обеспечения, планирования, регулирования и организации процессов производства. При этом сроки технической подготовки жёстко ограничены во времени, так как начинают строительство заказа ещё до полного окончания рабочего проектирования с целью сокращения длительности цикла строительства судна.

С учётом анализа литературных источников [1] и опыта авторов можно выделить обособленные разделы подготовки судостроительного производства:

1. Конструкторская подготовка производства, которая состоит в создании про-ектно-конструкторской документации, принципиальных технологий, рабочих конструкторских документов, разработке ремонтно-эксплуатационной документации, изготовлении моделей, макетов конструкций и стендов для выполнения испытаний различных устройств судна. Причём, отличительной особенностью судостроения является разделение конструкторской подготовки на подготовку у проектанта и подготовку на заводе-строителе.

2. Технологическая подготовка производства предусматривает указание всего перечня работ, которые необходимы для строительства заказа и разделение их по стадиям строительства между цехами-исполнителями; осуществляет работы по разработке и внедрению более современных и доработке существующих технологических процессов, созданию и выбору технологического оборудования и оснастки, установлению нормативов использования труда, материалов, оборудования. Имеет существенные отличия от технологической подготовки производства на обычном машиностроительном предприятии.

3. Организационная подготовка производства состоит в координации действий коллектива основных участников строительства заказа, включая стадию научных исследований и стадию конструкторской подготовки производства у проектировщика и завершая комплексной подготовкой производства на предприятии, строительством, испытаниями и сдачей судна заказчику. Основными организационно-технологическими документами, разрабатываемыми на заводе-строителе, являются различные графики по совместной подготовке судостроительного производства, технологическая и генеральная документация по планированию строительства заказов, стапельные расписания.

4. Материально-техническая подготовка производства обеспечивает производство комплектующими изделиями и необходимыми материалами на основании заказных ведомостей и запланированной номенклатуры, с соблюдением объемов и сроков поставок по контракту, а также выполнением собственных работ в срок.

5. Экономическая подготовка производства является значительной в рыночных условиях работы. Она состоит в расчёте цены строительства судна, согласование её с заказчиком, установлении сроков и источников финансирования работ, списании издержек, оценке вариантов строительства заказа, экономическом обосновании мероприятий, которые связанны с реализацией современных технологических процессов, модернизацией производства, а также в управлении затратами производства.

6. Реконструкция и техническое перевооружение производства для постройки заказа. Выполняется с целью совершенствования производства путём его механизации и автоматизации для увеличения производительности труда и снижения фактической трудоёмкости.

7. Подготовка кадров состоит в снабжении процесса строительства судов нужными рабочими кадрами и работниками инженерно-технической специальности соответствующей квалификации.

8. Социально-психологическая подготовка производства состоит в организации на заводе-судостроителе, а именно, в его отделах и службах благоприятного социально-психологического климата, который обеспечивает предпосылки для создания продукции высокого качества в установленные сроки с минимальными трудовыми и материальными издержками.

Таким образом, подготовка судостроительного производства является сложным многоступенчатым процессом, который необходимо выполнять в строго определённые сроки и с необходимым уровнем качества. От уровня качества подготовки производства зависит качество выпускаемой продукции и как следствие, конкурентоспособность верфи. То есть, проблема повышения эффективности подготовки производства, а, следовательно, и качества продукции судостроения, из чисто экономической переходит ещё и в политическую плоскость.

В этой связи целесообразно рассмотреть основные аспекты обеспечения качества продукции и выработать научно обоснованные подходы к совершенствованию качества применительно к продукции судостроения. Актуальность данного тезиса наглядно иллюстрирует диаграмма, приведённая на рис. 2. Здесь представлены удельные значения влияния видов подготовки производства на качество выпускаемой продукции судостроения, установленные авторами на основании личного опыта и анализа доступной статистики.

Отметим, что согласно классической теории качество продукции - совокупность свойств, отражающих новизну, надёжность и долговечность, экономичность, а также эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловливаемые или перспективные потребности в системе производственных отношений [2]. Каждый из рассмотренных выше разделов подготовки производства в определённой степени влияет на формирование качества продукции, а в конечном итоге на качество заказа. Поэтому, созданию системы организации управления качеством продукции должно уделяться повышенное внимание, так как отставание уровня качества продукции отечественных верфей от продукции японских, южнокорейских и даже уже и китайских верфей приобретает угрожающий характер. Это, при сложившейся открытости отечественного рынка, серьёзно влияет на занятость работающего населения, а также на экономическую, социальную и культурную жизнь РФ.

В экономически развитых странах существует централизованная система управления производством, которая взаимодействует с системой управления качеством продукции. Она основана на единых требованиях, которые предъявляются к продукции, и определяется едиными общегосударственными стандартами и техническими условиями.

■ Технологическая подготовка производства -45%

■ Конструкторская подготовка производства -

22%

» Организационная подготовка производства -

9%

' Материально-техническая подготовка

производства - 15%

■ Экономическая подготовка производства - 5%

■ Подготовка кадров -3" о

■ Реконструкция и техническое перевооружение производства - 3%

Рис. 2. Удельные значения влияния перечисленных разделов подготовки производства на качество выпускаемой продукции судостроения

В настоящее время развитие производства возможно лишь с внедрением единой системы управления качеством, основанной на различных подходах [3]. При этом, наука имеет в качестве рабочего инструмента стандартные подходы и методы, которые способствуют достижению определённого уровня качества. Наиболее оптимально данные подходы отражены в международных стандартах серии ИСО 9000, которые используются почти в 100 странах мира. Функционирующие системы управления качеством на предприятии предполагают [4]:

- создание производственной философии качества;

- разработку и утверждение стандарта качества;

- создание структуры системы качества;

- обоснование экономической составляющей системы качества;

- разработка структуры системы по управлению качеством;

- получение сертификата соответствия данной системы;

- разработка мер по обеспечению качества продукции, в соответствии с требованиями заказчика.

Для оценки качества однородной продукции применяют квалиметрические методы, которые подразделяются на дифференциальные и комплексные. Дифференциальный метод используется для оценки уровня качества при сопоставлении единичных показателей качества продукции с аналогичными показателями базовой продукции и не подходит для оценки качества продукции судостроения. Качество сложной продукции, а именно судна, определяется большим количеством единичных показателей [5]. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев свойства, определяющие качество продукции, не равнозначны по своей важности. Это затрудняет принятие решения о качестве сравниваемых судов. Поэтому целесообразным является подход, при котором качество сложной продукции оценивается с помощью одного комплексного показателя, построенного на основе единичных. Метод комплексной оценки характе-

ризует связь между единичными показателями свойств продукции, объединяя их в комплексный. При этом продукция более высокого качества имеет большее (или меньшее) значение комплексного показателя [6]. Комплексный показатель качества может быть определен двумя способами:

- посредством использования средневзвешенных показателей качества продукции;

- установление функциональной зависимости главного или интегрального показателя от исходных показателей качества продукции.

В первом случае комплексная оценка качества получается с помощью различных взвешенных, в том числе средних взвешенных относительных показателей. Во втором, функциональная зависимость комплексного показателя от исходных единичных показателей определяется с помощью разработки математической модели процесса, который предусматривает использование продукции по назначению. Рациональнее использовать способ средневзвешенных показателей качества продукции. Значения средних взвешенных показателей определяют усреднением совокупности относительных показателей д/ с коэффициентами весомости Ы1 по следующим зависимостям:

- для среднего взвешенного арифметического показателя:

А"„ = X'-'; (1)

- для среднего взвешенного геометрического показателя:

(2)

где

т - число единичных свойств продукции, объединяемое в комплексный показатель ее

качества.

Средние взвешенные абсолютные значения показателей качества определяются по аналогичным зависимостям:

где Р/ - значение г'-го показателя качества оцениваемой продукции;

Приведённые формулы можно использовать для установления зависимости качества продукции судостроения от качества подготовки производства. При этом удобнее использовать следующие обозначения:

т - число единичных свойств однородной продукции судостроения, удовлетворяющих требованиям её качества, которые предъявляет заказчик; Рг - условное значение г'-го показателя качества оцениваемой продукции судостроения

(значение выбирается в зависимости от средней экспертной оценки (табл. 1));

Таблица 1 61

Условное значение г-го показателя качества продукции судостроения

Показатель качества оцениваемой продукции, P Описательная характеристика P Средние экспертные оценки

1 Очень высокое качество <0,3

2 Высокое качество 0,3...10

3 Удовлетворительное качество 10...30

4 Низкое качество 30...100

5 Очень низкое качество >100

Mi - удельные коэффициенты весомости определённого раздела подготовки судостроительного производства (значения коэффициентов в зависимости от раздела (табл. 2).

На предприятии, где действует система управления качеством, разрабатывается также политика в области качества, которая предусматривает [7]:

- совершенствование экономического положения предприятия;

- завоевание новых рынков сбыта и их расширение;

- рост технического уровня продукции до уровня ведущих предприятий;

- достижение качества продукции с целью удовлетворения требований потребителя;

- совершенствование значимых показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение гарантийных сроков продукции.

Таблица 2

Удельные коэффициенты весомости определённого раздела подготовки судостроительного производства

Название раздела подготовки производства Степень влияния раздела на качество продукции Средние экспертные оценки удельных коэффициентов весомости

Технологическая Очень высокое 0,45

Конструкторская Высокое 0,22

Материально-техническая Среднее 0,15

Организационная Ниже среднего 0,07

Экономическая Низкое 0,05

Подготовка кадров Очень низкое 0,03

Реконструкция и техническое перевооружение Очень низкое 0,03

Кроме того, важно отметить, что основные разделы подготовки производства практически совпадают с этапами жизненного цикла продукции, так называемой «петлёй качества», которая в соответствии со стандартами ИСО включает 11 составляющих (рис. 3). С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции. При управлении качеством продукции судостроения объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции [8].

Рис. 3. Основные составляющие «Петли качества»

На большинстве отечественных верфей в той или иной степени применяются элементы политики в области качества. Однако, отношение к ним и со стороны руководства, и со стороны работников верфи преимущественно формальное. Поэтому необходимо формирование на отечественных верфях нового подхода или новой стратегии в управлении качеством и управлении подготовкой производства. На наш взгляд, такая стратегия должна строиться на следующих общепринятых базовых положениях:

1. Обеспечение качества должно пониматься не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением верфи, а как систематический процесс, охватывающий всю организационную структуру верфи;

2. Новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

3. Вопросы качества должны решаться не только в рамках производственного цикла, но и в процессе проектирования и конструирования изделия, маркетинга, технического обслуживания и ремонтов и т.д.;

4. Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

5. Повышение качества продукции требует применения новых технологий производства, от автоматизированного проектирования до автоматизированного же контроля качества;

6. Повышение качества достигается только при заинтересованном участии всех работников коллектива и руководства верфи.

Известно, что качество оказывает влияние на основные показатели работы предприятий - рентабельность, перспективы производства, долю на рынке и др. [9]. Исследования авторов позволили предложить ряд мероприятий, позволяющих систематизировать управление качеством на отечественных верфях в рамках сложившегося

производственного менеджмента и повысить его эффективность. Данные мероприятия в их взаимосвязи с качеством и конкурентоспособностью продукции в виде схемы приведены на рис. 4.

Рис. 4. Мероприятия по систематизации управления качеством на отечественных верфях и повышения его эффективности

Резюмируя представленный материал, отметим как установленные факты ряд следующих принципиальных моментов:

1) между качеством подготовки производства на судостроительной верфи и качеством выпускаемой продукции судостроения имеется причинно-следственная связь;

2) качество подготовки производства в рамках каждого раздела определяет конкурентоспособность верфи, как на внутреннем, так и на мировом рынке судостроительных услуг, является важным фактором деятельности верфи в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, рост прибыли и т.д.;

3) подготовка судостроительного производства является сложным многоступенчатым процессом, который необходимо выполнять в строго определённые сроки и с необходимым уровнем качества;

4) международный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которое должно охватывает весь жизненный цикл продукции - от проектирования до потребления и утилизации.

5) для обеспечения конкурентных преимуществ на отечественных верфях необходимо наличие организационной системы, позволяющей быстро и объективно оценить собственные производственные возможности, а также планировать производственный процесс с учётом меняющейся загрузки и всех возможных факторов. Этому могут способствовать изложенные выше предложения авторов по систематизации управления качеством и повышения его эффективности.

Список литературы:

[1] Климов А.Н., Оленев И.Д., Соколицын С.А. Организация и планирование производства на машиностроительном заводе / Под ред. проф. С.А. Соколицина. - СПб.: Машиностроение, 1973. - 496 с.

[2] Петрова Ю.А. Экономика предприятия / Ю.А. Петрова //Учебник, 2001. - 93 с.

[3] Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В. Б. Протасьев. Москва: ИНФРА, 2000. 212 с.

[4] Ананькина Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Е.А. Ананькина. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 279 с.

[5] Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

[6] Коммуникации как средство реализации функций информационного менеджмента // Управление персоналом. - 1998. - №12.- С. 59-62.

[7] ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчи-вого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. Моск-ва: Стандартинформ, 2011. 47 с.

[8] Шамилева Э.Э., Фазылова Н.Н. Управление качеством продукции на предприятиях // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - №»11. - С. 198-200 - ISSN 2410-700Х

[9] Петухова Я.А., Гончарова Е.В. Анализ системы контроля качества продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 655-661. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570130 .htm

IMPACT OF QUALITY OF PREPARATION OF PRODUCTION AT SHIPBUILDING ENTERPRISE ON QUALITY OF PRODUCTION

T.A. Mikheeva, I.N. Luchkov, E.G. Burmistrov

Keywords: quality ofproduction preparation, quality of shipbuilding products, competitiveness of shipyard

The article outlines common approaches to establishing cause and effect relationships between the quality of production preparation at the shipyard and the quality of shipbuilding products. Establishing such a dependence and aligning with this quality management system will increase production efficiency and provide competitive advantages to domestic shipyards

Статья поступила в редакцию 26.06.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.