Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТРАНЫ НА ТЕМПЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОДХОДЫ К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ'

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТРАНЫ НА ТЕМПЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОДХОДЫ К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / РОСТ ВВП / ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжан Вэнь

Рассмотрены вопросы взаимодействия человеческого капитала и экономического роста. Приводятся составляющие человеческого капитала, а также его влияние на экономический рост. показано, что на первоначальном этапе экономического развития страны могут удовлетвориться ростом объемов производства за счет низкой стоимости рабочей силы. По мере повышение уровня экономического развития необходимый предпосылкой экономического роста становится человеческий капитал. Рассмотрены измерители развития человеческого капитала. Это рейтинги, подготовленные Мировым экономическим форумом и Всемирным банком. На данных Всемирного банка представлен анализ влияния Индекса человеческого капитала на экономическое развитие. Показано, что Индекс человеческого капитала не влияет на рост ВВП. С другой стороны, Индекс человеческого капитала определяет ВВП на душу населения. Продемонстрировано, что человеческий капитал является необходимым условием для развития высокотехнологического экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE QUALITY OF A COUNTRY’S HUMAN CAPITAL ON THE GROWTH RATE OF THE NATIONAL ECONOMY: APPROACHES TO QUANTITATIVE ASSESSMENT

The issues of interaction of human capital and economic growth are considered. The components of human capital are given, as well as its impact on economic growth. It is shown that at the initial stage of economic development, countries can be satisfied with the growth of production volumes due to the low cost of labor. As the level of economic development increases, human capital becomes a necessary prerequisite for economic growth. The measures of human capital development are considered. These are ratings prepared by the World Economic Forum and the World Bank. The analysis of the impact of the Human Capital Index on economic development is presented on the data of the World Bank. It is shown that the Human Capital Index does not affect GDP growth. On the other hand, the Human Capital Index determines GDP per capita. It is demonstrated that human capital is a necessary condition for the development of high-tech exports.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТРАНЫ НА ТЕМПЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОДХОДЫ К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ»

Влияние качества человеческого капитала страны на темпы роста национальной экономики: подходы к количественной оценке

Чжан Вэнь,

аспирант Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: zhangwen2016@gmail.com

Рассмотрены вопросы взаимодействия человеческого капитала и экономического роста. Приводятся составляющие человеческого капитала, а также его влияние на экономический рост. показано, что на первоначальном этапе экономического развития страны могут удовлетвориться ростом объемов производства за счет низкой стоимости рабочей силы. По мере повышение уровня экономического развития необходимый предпосылкой экономического роста становится человеческий капитал. Рассмотрены измерители развития человеческого капитала. Это рейтинги, подготовленные Мировым экономическим форумом и Всемирным банком. На данных Всемирного банка представлен анализ влияния Индекса человеческого капитала на экономическое развитие. Показано, что Индекс человеческого капитала не влияет на рост ВВП. С другой стороны, Индекс человеческого капитала определяет ВВП на душу населения. Продемонстрировано, что человеческий капитал является необходимым условием для развития высокотехнологического экспорта.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономический рост, социальный капитал, индекс человеческого капитала, рост ВВП, ВВП на душу населения, высокотехнологический экспорт.

в и Е

см см о см со

По мнению ОЭСР, человеческий капитал можно в широком смысле определить как совокупность знаний, навыков и других личностных характеристик, воплощенных в людях, которые помогают им быть продуктивными. Получение образования (дошкольное образование, школьная система, программы обучения взрослых), а также неформальное обучение и опыт работы без отрыва от производства - все это представляет собой инвестиции в человеческий капитал. Размер накопленного человеческого капитала по мнению ОЭ-СР основывается на двух компонентах: годах обучения и показателях отдачи от обучения [1].

Под человеческим капиталом мы подразумеваем не самих людей, а знания и навыки, которыми они обладают, и которые позволяют им создавать ценность в глобальной экономической системе. Это требует инвестиций как со стороны отдельных лиц, так и со стороны государственных и частных заинтересованных сторон на протяжении всей жизни людей. Таким образом, человеческий капитал - это динамическое, а не фиксированное понятие. Он определяется не только формальным образованием и квалификацией, но и может быть увеличен с течением времени - увеличиваться за счет использования и обесцениваться из-за отсутствия использования. Человеческий капитал представляет собой одно из наиболее употребительных понятий, широко используемых экспертами и политиками при обсуждении экономических проблем как в Китае, так и в России. Среди исследований, посвященных анализу человеческого капитала, специально надо выделить отчет о состоянии человеческого капитала в Китайской Народной Республике и ее отдельных провинциях, выполненный коллективом китайских ученых 2021 году [2].

Как самостоятельные объекты экономических исследований понятие человеческого капитала появилась в научной литературе в середине XX века. Тем не менее, проблема вклада человека в экономический рост обсуждается довольно давно. Так, например, Адам Смит в своей классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной 1776 году, говорит о приобретенных и полезных способностях всех жителей или членов общества как об одном из источников развития экономики и общественного богатства. Источником этих способностей он считал образование и учебу в процессе ученичества, которые, как и другие формы капитала, машины и механизмы, а также улучшение земель, требуют вложений и времени [3]. Соб-

ственно, со времен Адама Смита подход к человеческому капиталу мало изменился. Сегодня, как и в XVIII веке, он включает себя знания, навыки, креативность сотрудников, высокий уровень их образования, способности персонала к производственной кооперации - взаимодействие сотрудников между собой, что позволяет работать в команде и решать сложные нестандартные проблемы. Поскольку человеческий капитал имеет решающее значение не только для производительности общества, но и для функционирования его политических, социальных и гражданских институтов, понимание его текущего состояния и потенциала имеет важное значение для широкого круга заинтересованных сторон.

В современной экономике понятие человеческого капитала было разработано Джекобом Мин-сером, Теодором Шульцем и Гэри Беккером в конце 50-х и в 60-е годы [4-6]. Однако по мере проведения экономических исследований и анализа вклада человека в экономическую эффективность понятие человеческого капитала имеет тенденцию к постоянному развитию. в человеческий капитал включается все больше составляющих, включая, например, качества жизни сотрудников и состояние их здоровья, хотя в первоначальное узкое понимание человеческого капитала качество жизни персонала не входило.

Экономическое значение человеческого капитала состоит в том, что учеба, получение новых навыков и пожизненное совершенствование знаний дают людям средства к существованию и обеспечивают возможность внести свой вклад в развитие общества. Кроме того, современные исследования показывают, что высокий уровень развития человеческого капитала дает человеку возможность осознать смысл своей жизни и собственную идентичность [7, 8]. Наличие у работников навыков и знаний позволяет повысить производительность труда и внедрять инновации в компаниях. На национальном уровне равенство возможностей в области образования и занятости способствует экономическому развитию и позитивным социальным и политическим результатам. При этом человеческий капитал - это динамичный актив, которым люди обладают и который развивают с течением времени, и который не является фиксированным врожденным талантом. Это означает, что для оптимального развития человеческого капитала и соответствующих навыков в население необходимо инвестировать с самого раннего возраста. Человеческий капитал также может обесцениться, если его не поддерживать и не развивать. Таким образом, максимизация возможностей для всех предполагает пожизненный доступ к получению образования и навыков, а также доступ людей трудоспособного возраста к использованию и развитию навыков на рабочем месте.

Опыт показывает, что ни за счет дешевой рабочей силы, ни за счет привлечения узкого круга лучших и умнейших в «войне за таланты» страны не могут обеспечить себе долгосрочное устойчи-

вое развитие. Долгосрочное и устойчивое развитие возможно только путем создания резерва сотрудников с разнообразными и устойчивыми экосистемами навыков, которые обеспечивают как можно большему числу людей доступ к высокооплачиваемым рабочим местам, требующим высокой квалификации.

Большое число стран, особенно из числа развивающихся государств, ориентируются на создание экономической ценности, основанной на дешевой рабочей силе. В рамках такого направления развития страны сосредотачиваются на максимальном использовании текущего человеческого капитала населения, уделяя мало внимания диверсификации навыков и приобретению более передовых знаний и умений. Выбор этого направления развития ставит под вопрос будущее экономическое развитие таких государств, особенно в условиях модернизации и повышающегося спроса на квалифицированные кадры, способные решать сложные технологические задачи. И наоборот, создание экономической ценности во все большем числе стран с развитой экономикой основано на узкоспециализированных знаниях умениях и технологиях.

Из этого можно сделать важный вывод о внутренней ценности производительности и креативности человека, а также об ориентированном на человека видении будущего труда, в котором знания, таланты и навыки людей признаются ключевыми факторами процветающей и инклюзивной экономики.

Если предположить, что в будущем в развитых странах части обеспечения уровни жизни все большую роль будет играть такой источник благополучия, как базовый доход, обеспечивающий как можно большее число людей независимо от возраста, пола или происхождения, в рамках человеческого капитала особую роль будет играть набор факторов мотивации населения к производительному, эффективному креативному труду, не привязанный напрямую к уровню заработка. В рамках такого подхода высокий уровень человеческого капитала, основанный на наличии знаний, умений и креативности, должен включать в себя также интерес к труду, дающему возможности для самореализации индивида и повышения качества жизни. А для этого максимизация человеческого капитала в сочетании с повышением качества жизни человека должна оставаться основным приоритетом в рамках социально-экономического развития общества.

Для понимания сегодняшнего положения с оценкой человеческого капитала, включая сюда оценки по странам мира, обратимся к двум наиболее авторитетным и известным обзором состояние человеческого капитала. В 2017 году Мировой экономический форум (WEF) опубликовал Обзор мирового состояния человеческого капитала [9], согласно которому человеческий капитал является ключевым фактором роста, развития и конкурентоспособности страны. Под человеческим ка-

сз о

о Л о

о сз о в

питалом здесь подразумеваются знания и навыки, которыми обладают люди, позволяющие им создавать новую ценность в глобальной экономической системе. Индекс человеческого капитала в рамках данного проекта опирается на результаты расчетов по четырем тематическим субиндексам, которые можно условно обозначить как Потенциал, Внедрение, Развитие, и Ноу-хау.

Раздел Потенциал опирается на данные об уровне формального образования младшего и старшего поколений в результате прошлых инвестиций в образование. Суб-индекс Внедрение описывает применение и накопление навыков среди взрослой, действующей рабочей силы. Суб-ин-декс Развитие отражает данные о капиталовложениях в образование рабочей силы следующего поколения, в продолжение повышения квалификации и переподготовку нынешней рабочей силы. Раздел Ноу-хау описывает широту и глубину использования специализированных навыков на работе.

Суб-индексы, формирующие представление о человеческом капитале, состоят из показателей, приведенных в табл. 1.

Таблица 1. Составляющие Индекса человеческого капитала

е

U

см со

Потенциал (25% от общего показателя индекса) Грамотность и умение считать

Доля населения с начальным образованием

Доля населения со средним образованием

Доля населения с высшим образованием

Развертывание (25% от общего показателя индекса) Доля работающих взрослых

Гендерный разрыв в сфере занятости

Уровень безработицы

Уровень неполной занятости

Развитие (25% от общего показателя индекса) Показатель охвата начальным образованием (доля детей, посещающих начальную школу)

Качество начальных школ

Показатель охвата средним образованием

Гендерный разрыв в охвате средним образованием

Показатель охвата профессиональным образованием

Показатель охвата высшим образованием

Разнообразие навыков выпускников

Качество системы образования

Уровень подготовки преподавателей

Ноу-хау (25% от общего показателя индекса) Доля высококвалифицированного персонала

Доля занятых со средней квалификацией

Сложность экономики

Наличие квалифицированных сотрудников

Как видно из следующей таблицы международный рейтинг качества человеческого капитала, подготовленный Международным экономическим форумом, возглавляют Норвегия, Финлян-

дия и Швейцария. уж в то же время Российская Федерация и Китайская Народная Республика занимают в этом рейтинге достаточно высокие места - Россия - 16 место, Китай - 34-е. При этом, как видно из таблицы, слабым местом КНР являются невысокие показатели человеческого капитала в части наличной рабочей силы (62 место рейтинга). В то же время по такому суб-индексу, как Развертывание, отражающему использование персонала в экономике показатели Китая намного превышают общие показатели рейтинга (табл. 2).

Проект «Человеческий капитал», осуществляемый Всемирным банком - второй и наиболее известный глобальный измеритель уровня развития человеческого капитала [10]. По состоянию на июль 2021 года в проекте участвовали 82 страны с любым уровнем дохода и различным уровнем социально-экономического развития. Согласно идеологии проекта, человеческий капитал состоит из знаний, навыков и здоровья, в которые люди инвестируют и накапливают на протяжении всей своей жизни, что позволяет им реализовать свой потенциал в качестве членов общества, наращивающих общественное богатство. Инвестиции в людей - это питание, здравоохранение, качественное образование, рабочие места и навыки, которые помогают развивать человеческий капитал, что является ключом к искоренению крайней нищеты и созданию обществ, обеспечивающих людям максимальные возможности для развития. Без поддержки человеческого капитала страны не смогут добиться устойчивого, всеобъемлющего экономического роста, будут лишены рабочей силы, подготовленной для высококвалифицированных рабочих мест будущего, и не будут эффективно конкурировать в глобальной экономике. При этом цена бездействия в развитии человеческого капитала растет.

Индекс человеческого капитала (HCI), рассчитываемый в рамках данного проекта, количественно оценивает вклад здравоохранения и образования в производительность следующего поколения работников. Индекс представляет собой сводную оценку человеческого капитала, который ребенок, родившийся сегодня, может ожидать приобрести к 18 годам, учитывая уровень здравоохранения и качество образования, которые характерны для страны его проживания. В диапазоне от 0 до 1 индекс принимает значение 1 только в том случае, если ребенок, родившийся сегодня, может рассчитывать на полное здоровье (определяется как отсутствие задержки роста и выживание по крайней мере до 60 лет) и достижение своего потенциала в области формального образования (определяется как 14 лет высококачественной школы к 18 годам). Индекс человеческого капитала присваиваемые стране, это ее «расстояние» до полного образования и полноценного здравоохранения. Если Индекс человеческого капитала составляет 0,70, это указывает на то, что будущий потенциальный заработок (или ВВП на одного работника) для детей, родившихся сегодня, составит 70% от того, что они

могли бы получить при полном образовании и пол- показателя по стране и включает разбивку по полу ном здоровье. Индекс представлен в виде среднего для стран, по которым имеются данные.

Таблица 2. Десятка лидеров рейтинга развития человеческого капитала Международного экономического форума, а также место России и Китайской Народной Республики в данном рейтинге

Страна Общий рейтинг человеческого капитала Потенциал Развертывание Развитие Ноу-хау

Показатель Место в рейтинге Показатель Место в рейтинге Показатель Место в рейтинге Показатель Место в рейтинге Показатель Место в рейтинге

Норвегия 77,12 1 80,46 13 73,18 24 82,63 6 72,22 6

Финляндия 77,07 2 81,05 8 65,09 68 88,51 1 73,62 2

Швейцария 76,48 3 76,36 28 69,12 42 84,87 2 75,57 1

США 74,84 4 78,18 22 68,72 43 83,45 4 68,99 13

Дания 74,4 5 79,37 16 71,41 34 78,65 14 68,18 17

Германия 74,3 6 76,33 29 69,52 40 79,38 12 71,96 7

Новая Зеландия 74,14 7 78,92 18 72,76 27 80,38 8 64,5 22

Швеция 73,95 8 76,21 31 69,6 39 77,1 16 72,89 3

Словения 73,33 9 81,1 7 65,9 64 79,21 13 67,1 18

Австрия 73,29 10 73,71 45 68 44 81,53 7 69,92 11

Российская Федерация 72,16 16 83,19 4 74,33 18 72,97 33 58,14 42

Китай 67,72 34 70,34 62 74,06 19 68,47 47 58,01 44

Для расчета Индекса человеческого капитала используются следующие данные.

Компонент 1: Выживание. Он измеряется с использованием коэффициента смертности детей в возрасте до 5 лет.

Компонент 2: Школа. Этот компонент индекса объединяет информацию о количестве и качестве образования. Объем образования измеряется как количество ожидаемых лет обучения в школе, которые ребенок закончит к 18 годам. Максимально возможное значение составляет 14 лет, что соответствует максимальному количеству лет обучения в школе, полученному на момент 18-летия ребенка, который начинает посещать дошкольное учреждение в возрасте 4 лет. Качество образования определяется на основании замеров по результатам тестов основных международных программ оценки успеваемости учащихся. Набор данных объединяет результаты трех основных международных программ тестирования - программы Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS), программы Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Программы международной оценки учащихся (PISA), а также основных региональных программ тестирования -Южной и Восточной Африки Консорциум по мониторингу качества образования (SACMEQ), Программа анализа систем образования (PASEC), Латиноамериканская лаборатория оценки качества образования (LLECE), и Оценка навыков обучения и счета на Тихоокеанских островах (PILNA). Он также включает Оценки чтения в начальных классах (EGRA), координируемые Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.

Компонент 3: Здоровье. Он измеряется как доля 15-летних, которые доживают до возраста 60 лет. Для оценки используется здоровый рост -доля детей в возрасте до 5 лет, рост которых соответствует норме для своего возраста. Задержка роста служит индикатором состояния здоровья в период беременности, младенчества и раннего детства, обобщая риски для хорошего здоровья, с которыми дети, родившиеся сегодня, могут столкнуться в раннем возрасте, что имеет важные последствия для здоровья и благополучия во взрослом возрасте.

Таблица 3. Рейтинг стран по уровню развития человеческого капитала по данным Всемирного банка за 2020 год

1 Сингапур 0,879

2 САР Гонконг, Китай 0,813

3 Япония 0,805

4 Корея, Респ. 0,799

5 Канада 0,798

6 Финляндия 0,796

7 САР Макао, Китай 0,796

8 Швеция 0,795

9 Ирландия 0,793

10 Нидерланды 0,790

41 Российская Федерация 0,681

45 Китай 0,653

По результатам исследования Всемирного банка в части оценки человеческого капитала, проведенного в 2020 году, лидерами рейтинга являют-

сэ о

о Л о

о сз о в

в и

см со

ся Сингапур, Гонконг, Япония, Республика Корея и Канада. Россия в данном рейтинге развития человеческого капитала занимает 41-е место, Китай - 45-е место (табл. 3).

Далее рассмотрим по данным Всемирного банка анализ влияния Индекса человеческого капитала на экономическое развитие. Как видно из рисунка 1, Индекс человеческого капитала не влияет на рост ВВП - чем ниже Индекс человеческого капитала, тем быстрее развивается экономика. Причина такого положения дел состоит в том, что страны с низким развитием человеческого капитала, как правило, отличаются низкой стоимостью труда. Соответственно, в эти страны для сокращения издержек направляются инвестиции из развитых стран, за счет которых и поддерживается быстрое развитие экономики. Однако со временем, по мере социально-экономического развития страны, стоимость труда увеличивается и это основание для обеспечения быстрого роста экономики перестает работать. Далее, совершенно необходимым условием для продолжения экономического роста является наращивание человеческого капитала, позволяющие развиваться в высокотехнологичных отраслях и в индустриях, обеспечивающих развитие индустрия услуг вместо экспортно ориентированного материального производства.

3,6

К 3 т з

сч а

II

о, и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

I

11

0,7 и более 0,5-0,69 Менее 0,5

Индекс человеческого капитала в 2010-2020 гг.

Рис. 1. Среднегодовой рост ВВП по группам стран мира в зависимости от Индекса человеческого капитала

Источник: расчеты автора по данным Всемирного банка

Рис. 2. Зависимость среднего душевого ВВП на душу населения от Индекса человеческого капитала по странам мира в 2010-2020 годах Источник: расчеты автора по данным Всемирного банка

С другой стороны, как видно из рисунка 2, размер накопленного человеческого капитала определяет уровень благополучия людей. Как видно, в группе стран с низким уровнем человеческого капитала ВВП на душу населения составляет 4,5 тыс. долларов по ППС в ценах 2017 года. А в группе с высоким развитием человеческого капитала он в 10 раз больше и составляет 45,5 тыс. долларов на человека в год.

Рис. 3. Отношение высокотехнологического экспорта к ВВП по группам стран с различным Индексом человеческого капитала в 2010-2020 гг. Источник: расчеты автора по данным Всемирного банка

Рис. 4. Отношение экспорта услуг к ВВП по группам стран с различным Индексом человеческого капитала в 2010-2020 годах

Кроме этого, высокие значения Индекса человеческого капитала дают возможность развивать высокотехнологическую индустрию, рассчитанную на экспорт производимой продукции в другие страны мира. Тем самым высокий уровень накопления и развития человеческого капитала обеспечивает странам мира дополнительно возможности для экономического развития высокотехнологичных отраслях экономики, а также обеспечивают населению рабочие места с высоким уровнем оплаты труда и высокими требованиями как квалификации сотрудников. Как видно из рисунка 3, в странах с высоким уровнем развития человеческого капитала экспорт высокотехнологической продукции составляет 5,8% ВВП, тогда как в стра-

нах с низким развитием человеческого капитала доля высокотехнологического экспорта ничтожна и составляет 0,1% ВВП.

В дополнение к этому высокий объем накопленного человеческого капитала необходим для того, чтобы расширять экспорт услуг взамен товарного экспорта (рис. 4).

Основные выводы

Человеческий капитал - одна из важнейших тем экономических исследований, проводимых последние годы по всему миру. Человеческий капитал является основой производительных сил, так как он определяет производительность каждого конкретного индивида, занятого в экономике, а также производительность общества в части увеличения размера материального капитала, применяемого в производстве. В узком смысле человеческий капитал представляет набор знаний, умений и навыков, накопленных производственным персоналом, которые позволяют решать сложные задачи и создавать новые ценности в экономике. В широком смысле в человеческий капитал включаются помимо знаний и умений способности к коммуникациям и эмоциональному взаимодействию, обеспечивающие производственную самоорганизацию и построение сложных производственных цепочек. Исследования показали, что на этапе догоняющего развития, когда высокие темпы роста экономики определяются притоком капитала и заимствованных технологий, человеческий капитал не играет серьезной роли в обеспечении экономического прогресса. Однако со временем, по мере удорожания рабочей силы и повышения душевого ВВП, человеческий капитал становится необходимой предпосылкой для продолжения экономического роста. Человеческий капитал позволяет развивать наукоёмкие производства, обеспечивает высокотехнологический экспорт, а также дает возможность увеличивать уровень креативной и инновационной активности. Таким образом, человеческий капитал для стран со средним и высоким уровнем экономического развития является необходимой предпосылкой дальнейшего экономического роста.

Литература

1. Подробнее о подходах Организации сотрудничества и экономического развития в части человеческого капитала смотри на странице организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.oecd.org/economy/ human-capital/ Дата обращения: 10.04.2022 г.

2. Haizheng Li. China Human Capital Report Series. Human Capital in China 2021. China Center for Human Capital and Labor Market Research. Central University of Finance and Economics Beijing, China, December 2021

3. Smith, Adam: An Inquiry into the Nature And Causes of the Wealth of Nations Book 2 - Of the

Nature, Accumulation, and Employment of Stock; Published 1776.

4. Mincer, Jacob Studies in Human Capital. 1. "Investment in Human Capital and Personal Income Distribution". Edward Elgar Publishing, 1993.

5. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. - N.Y., 1968, vol. 6.

6. Becker, Gary S. Human Capital. - N.Y.: Columbia University Press, 1964

7. Stephanie Marken. Purpose and Pay Define a 'Good Job' for College Grads. Gallup, July 1, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://news.gallup.com/poll/312623/ purpose-pay-define-good-job-college-grads.as-px?utm_source=alert&utm_medium=email&utm_ content=morelink&utm_campaign=syndication Дата обращения: 10.04.2022 г.

8. State of global well-being. Results of Gallup-Healthways global well-being index. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// news.gallup.com/poll/175694/country-varies-greatly-worldwide.aspx Дата обращения: 10.04.2022 г.

9. The Global Human Capital Report. Preparing people for the future of work. WEF, 2017

10. См. о проекте «человеческий капитал» на сайте Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.worldbank. org/en/publication/human-capital Дата обращения: 10.04.2022 г.

THE IMPACT OF THE QUALITY OF A COUNTRY'S HUMAN CAPITAL ON THE GROWTH RATE OF THE NATIONAL ECONOMY: APPROACHES TO QUANTITATIVE ASSESSMENT

Zhang Wen

Financial University under the Government of the Russian Federation

The issues of interaction of human capital and economic growth are considered. The components of human capital are given, as well as its impact on economic growth. It is shown that at the initial stage of economic development, countries can be satisfied with the growth of production volumes due to the low cost of labor. As the level of economic development increases, human capital becomes a necessary prerequisite for economic growth. The measures of human capital development are considered. These are ratings prepared by the World Economic Forum and the World Bank. The analysis of the impact of the Human Capital Index on economic development is presented on the data of the World Bank. It is shown that the Human Capital Index does not affect GDP growth. On the other hand, the Human Capital Index determines GDP per capita. It is demonstrated that human capital is a necessary condition for the development of high-tech exports.

Keywords Human capital, economic growth, social capital, human capital index, gdp growth, gdp per capita, high-tech exports.

References

1. For more information about the approaches of the Organization of Cooperation and Economic Development in terms of human capital, see the organization's page. [electronic resource]. Access mode: URL: https://www.oecd.org/economy/human-capital/ Accessed: 10.04.2022

2. Haizheng Li. China Human Capital Report Series. Human Capital in China 2021. China Center for Human Capital and Labor Market Research. Central University of Finance and Economics Beijing, China, December 2021.

C3

о

о Л о

о

сз

о в

3. Smith, Adam: An Inquiry into the Nature And Causes of the Wealth of Nations Book 2 - Of the Nature, Accumulation, and Employment of Stock; Published 1776.

4. Mincer, Jacob Studies in Human Capital. 1. "Investment in Human Capital and Personal Income Distribution". Edward Elgar Publishing, 1993.

5. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. - N.Y., 1968, vol. 6.

6. Becker, Gary S. Human Capital. - N.Y.: Columbia University Press, 1964

7. Stephanie Marken. Purpose and Pay Define a 'Good Job' for College Grads. Gallup, July 1, 2020. [electronic resource]. Access mode: URL: https://news.gallup.com/poll/312623/purpose-pay-

define-good-job-college-grads.aspx?utm_source=alert&utm_ medium=email&utm_content=morelink&utm_campaign=syndi-cation Accessed: 10.04.2022

8. State of global well-being. Results of Gallup-Healthways global well-being index. 2014. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://news.gallup.com/poll/175694/country-varies-greatly-worldwide.aspx Accessed: 10.04.2022

9. The Global Human Capital Report. Preparing people for the future of work. WEF, 2017

10. See about the Human Capital project on the World Bank website [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.world-bank.org/en/publication/human-capital Accessed: 10.04.2022

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.