ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА АУТСОРСИНГА УСЛУГ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Шерняев В.И., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье обосновывается необходимость развития аутсорсинга как перспективной технологии повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ключевые слова: аутсорсинг, услуга, качество, государственный и муниципальный заказ, эффективность.
INFLUENCE OF OUTSOURCING OF SERVICES ON EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT AND MUNICIPAL CONTRACTUAL WORK
Shernyaev V., the post-graduate student, STANDARTINFORM, FGUP
The article substantiates the necessity of development of outsourcing as a perspective technology for boosting the quality of government and municipal services.
Keywords: outsourcing, service, quality, government and municipal contractual work, effectiveness
Специфика государственного и муниципального заказа и его перманентно возрастающая роль в управлении социально-экономическими процессами страны предопределяют необходимость качественного изменения институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций, в том числе институтов и механизмов системы государственных закупок в целях развития ее как неотъемлемой части общественного регулирования, обеспечивающей эффективное управление государственными ресурсами [1].
Принцип эффективности и экономности бюджетных средств в системе государственного и муниципального заключается в достижении заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или в достижении наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Следовательно, в условиях ограниченных бюджетных средств, с одной стороны, и необходимости исполнения обязательств государства по предоставлению качественных бюджетных услуг, с другой стороны, актуализируется задача повышения результативности бюджетных расходов.
Однако ярко выраженные особенности управления широким спектром государственных и муниципальных услуг требует теоретического осмысления и разработки новых методов привлечения частного бизнеса к реализации государственных и социальных функций бюджетной сферы, уровень которых в России недостаточен и заведомо отстает от глубины и масштабов научной проработки проблем государственного управления экономикой и социальной сферой.
В экономической науке вопросы роли и места услуг в материальном и нематериальном производстве исследованы достаточно подробно. Основной вектор направленности этих исследований -рост требований к качеству оказываемых услуг в зависимости от увеличения доходов населения и изменения социальной среды. На наш взгляд, можно выделить два сложившихся научных подхода к исследованию данной проблемы (с определенной степенью условности).
Представители классической политэкономии (Адам Смит, Уильям Петти и др.) в своих взглядах на природу и характер труда, производящего услугу, основывались на теории трудовой стоимости и утверждали, что создание стоимости общественного богатства возможно только в сфере материального производства, а сфера услуг рассматривалась ими как нечто вторичное в удовлетворении потребностей общества [2, 3]. В свою очередь Альфред Маршал, Джон Стюарт Милль и их последователи считали, что из множества видов труда производство не обязательно должно считаться в высшей степени полезным, так как непроизводственный труд - «услуга» - также оправдывает затраты и может быть прибыльным. «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости - товара ли, труда ли ...». По их мнению, если совокупная полезность различных свойств непосредственно направлена на удовлетворение различных потребностей и может быть выражена вещью, либо полезной деятельностью, имеющей нематериальную потребительскую стоимость, её также можно считать оказываемой услугой [4, 5].
Следовательно, услуга-объект в экономической теории и услуга-товар в рыночной экономике - чрезвычайно емкие термины, обозначающие исключительно широкий спектр явлений, которые постоянно должны находиться в процессе качественного обновления и формировать рынок услуг.
Таким образом, под государственной услугой понимается общественно полезная деятельность государственных организаций, предписываемая им по закону, а государственная функция — это общественно полезная деятельность таких организаций, вытекающая из сущности государства [б]. Иначе говоря, функция государства заключается в том, что оно обязано делать исходя из своего назначения, а услуга является определенным юридическим результатом.
В работах различных ученых, направленных на изучение мониторинга в системе оказания услуг, предлагаются различные подходы к классификации государственных и муниципальных услуг (см. таблицу І) [7, 8]. Однако низкий уровень методического обеспечения данной сферы не позволил в полной мере реализовать открывшиеся при переходе к рынку возможности. Учитывая стремление государственных органов повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств в условиях формирование конкурентных преимуществ отечественной экономики, необходимо обратить пристальное внимание на разработку совершенно новых концептуальных подходов к управлению государственными услугами.
В настоящее время многие эксперты приходят к выводу о необходимости перехода от привычных административных методов управления к новым формам, которые позволят активизировать внутреннюю вертикаль управления, наладить горизонтальные связи и коллегиальное сотрудничество бизнеса и государства. Изменение форм и методов управления должно быть направлено на фундаментальное переосмысление и радикальную трансформацию бизнес-процессов для существенного улучшения ключевых показателей деятельности и качества сервиса государственных услуг.
К числу таких методов следует отнести аутсорсинг услуг, который может быть применим для повышения результативности бюджетных расходов посредством конкуренции между бюджетными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, привлекаемыми к оказанию бюджетных услуг [9]. В современном понимании аутсорсинг (оutsideе - внешний, сторонний; resourcing - помогающий) означает передачу сторонней организации определенных задач, бизнес-функции или бизнес-процессов, которые обычно не являются частью основной деятельности компании, но, тем не менее, они необходимых для полноценного функционирования бизнеса [І0].
В настоящее время существует достаточно большое количество направлений применения аутсорсинга (например, реклама, управление персоналом, логистика, транспорт, уборка офиса, охрана и т.д.). Так, производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки (или весь производственный цикл). Возможен вариант продажи отдельных своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. К примеру, предприятие, зани-
Таблица 1. Обобщенная классификация государственных и муниципальных услуг
Критерий Вид услуги
1. По сфере оказания публичная социальная (общественная) административная
2. По наличию простая
промежуточного результата сложная
3. По содержанию информационно-консультационная
результата коммуникационная финансовая предоставляющая правообеспечивающие документы
4. По условиям оказания программная нормативно-правовая
5. По взаимодействию с элементарная
ведомствами композитная (межведомственная)
6. По основанию оказания платная бесплатная
7. По практике применения избыточная фиктивная навязанная
8. По целям реализующая конституционные права граждан
услугополучателей обеспечивающая содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей реализующая законные интересы услугополучателей
9. По причине обращения вынужденная добровольная
10. По доступности доступная малодоступная
11. По количеству массовая
услугополучателей индивидуальная
12. По наличию стандартов стандартизированная нестандартизированная
13. По наличию регламентов регламентированная нерегламентированная
мающееся проектир ванием, сборкой, контролем и реализацией продукции, может все промежуточные звенья производственного цикла передать сторонним предприятиям. Достаточно широко востребована такая разновидность аутсорсинга, как аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. В этом случае аутсорсеры предлагают свои услуги в области постановки, ведения, восстановления бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств с привлечением юристов-аутсорсеров.
Расходы на аутсорсинг бизнес-процессов в целом по миру составили в 2009 г. - 163,8 млрд. долл., в 2010 г. - 168,9 млрд. долл. а по прогнозу в 2012 г. они достигнут 184 млрд. долл. В мировой экономике основной причиной спроса на услуги аутсорсинга бизнес-процессов является стремление заказчика снизить свои внутренние издержки, как правило, за счет использования дешевой рабочей силы развивающихся стран, а также желание внедрять в свою каждодневную работу технологические новинки. Об этом свидетельствует ожидания возобновления роста спроса на услуги аутсорсинга бизнес-процессов в 2011 г. (см. таблицу 2) [11].
Таким образом, применение аутсорсинга делает возможным использование ограниченных бюджетных ресурсов заказчика услуг, поскольку часто подразумевает перевод необходимой для успешного выполнения контракта части ресурсов заказчика в компанию-исполнитель [12].
Проведенный анализ развития аутсорсинга показывает, что такая технология уже активно используется в органах власти различных стран. Во многом такая активизация связана с новой волной реформ в сфере государственного управления, поскольку стало уделяться больше внимания заимствованию эффективных технологий из рыночного сектора экономики.
Можно выделить пять основных направлений развития аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления [13]
Во-первых, расширение практики и масштабов применения контрактных сделок. Контрактные отношения на протяжении долгих лет применяются при закупках государством товаров, работ и услуг. С началом развития рыночных отношений органы власти нередко привлекали к решению стоящих перед ними задач организации частного сектора. Поэтому аутсорсинг придает дополнитель-
ный импульс развитию контрактной системы, поскольку с развитием концепции аутсорсинга масштабы контрактных сделок в государственном и муниципальном секторе экономики значительно расширяются. За рубежом в государственном секторе негосударственные организации привлекаться не только к выполнению обеспечивающих видов работ (техническое, транспортное обслуживание и т.д.), но и к предоставлению населению отдельных государственных и муниципальных услуг (например, сбор налоговых деклараций, управление тюремными учреждениями, услуги частной пожарной охраны и др.). По договорам аутсорсинга могут быть переданы функции по обслуживанию административных зданий и сооружений органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечению органов власти программным обеспечением, обслуживанию локальных компьютерных сетей, разработке и поддержке интернет-порталов, осуществлению финансового учета, подбору персонала и т.п.
Во-вторых, происходит изменение характера деятельности органов власти и непосредственно государственных и муниципальных служащих. Высокая динамика внешней среды и многообразие задач, стоящих перед органами власти и управления государственного и муниципального уровня, объективно выдвигают перед ними все новые и новые, зачастую все более сложные проблемы, наиболее эффективное решение которых способно осуществить именно негосударственные организации [14]. При этом оптимизация функций органами государственной и муниципальной власти становится не разовой, а постоянной задачей. Поэтому в рамках реализации административных реформ осуществляется стандартизация и регламентация функций, внедряются принципы и методы проектного управления и бюджетирования по результатам, активно используются технологии электронного правительства, а также осуществляется аутсорсинг отдельных видов деятельности.
В-третьих, установление длительных партнерских отношений. Ранее органы государственной и муниципальной власти заключали, как правило, краткосрочные контракты. В современных условиях наблюдается почти повсеместный отказ от этой стратегии в пользу долгосрочных партнерских соглашений с высокоэффективными поставщиками.
В-четвертых, изменение содержания государственных и муниципальных контрактов. В последнее время в договорах, заклю-
Таблица 2 - Динамика расходов конечных пользователей на услуги аутсорсинга бизнес-процессов, по направлениям, млрд. долл. США
Направление 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011* 2012*
Управление предприятием 52,3 57,7 65,5 70,8 67,1 69,4 72,2 75,6
Управление взаимоотношениями с клиентами 28,4 30,9 35,1 37,9 35,9 37,6 39,6 41,7
Управление поставками и отгрузками 18,6 20,2 23,1 25,1 23,4 23,7 24,5 25,4
Производственные процессы и операции 31,5 34,3 37,7 40,1 37,1 38,1 39,1 41,2
Общий итог 130,9 143,3 161,5 174,1 163,8 168,9 175,5 184,1
Примечание:
* - Прогноз динамики расходов конечных пользователей на услуги аутсорсинга бизнес-процессов, по направлениям, млрд. долл. США.
чаемых между органами государственной власти и коммерческими организациями, на первый план выходит их экономическое содержание - размеры и формы оплаты услуг, санкции за нарушение условий контрактов и т.д. Такая ситуация прослеживается во многих странах, где происходит формирование особого раздела хозяйственного права - государственного контрактного права [15]. Это позволяет целенаправленно регулировать деятельность государства в сфере осуществления закупок и закрепляет диверсифицированную систему контрактов на оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
В-пятых, формирование специальных институциональных ограничений управления контрактами. Одной из важной составляющей разработки стратегии реализации аутсорсинга является проектирование специальных организационных структур, в рамках которых осуществляется оценка потребности в дополнительных ресурсах, целесообразности аутсорсинга, управление контрактными отношениями, мониторинг и оценка эффективности исполнения контрактов.
Внедрению аутсорсинга в системе государственного и муниципального заказа должны предшествовать изучение рынка предоставления соответствующей услуги (или выполнения соответствующей функции) и оценка возможной экономии от перехода к привлечению внешних подрядчиков для ее реализации. При этом основанием для перехода на аутсорсинг должно быть повышение эффективности использования бюджетных средств и качество предоставления услуг.
К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать, что по качеству услуг в системе государственного и муниципального заказа Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии, а по некоторым из интегральных показателей, которые используются в международной практике, она значительно уступает большинству стран Восточной Европы [16].
Следует отметить, что в СССР вопрос качества продукции и товаров народного потребления довольно активно обсуждался в научной литературе. Однако о публичных услугах со стороны государства и их качестве речи не велось. С научной точки зрения это пробел создает определенное затруднение, поскольку отсутствует теоретический материал для обобщения. С другой стороны, существует определенная логическая и эмпирическая возможность провести аналогию качества услуги и качества товара. Но даже применительно к товарам высказывались разнообразные мнения относительно качества.
Например, с точки зрения В.С. Шелестова под качеством товаров понималась полезность предмета, обеспечивающая потребителю при достигнутом уровне развития науки и техники такое использование товара, которое наиболее полно удовлетворяет непрерывно растущие материальные и культурные потребности общества [17]. Похожее мнение и у В.Ф. Яковлевой, которая считает, что качество продукции - это соответствие свойств данного предмета своему целевому назначению и определенному уровню требований, обусловленному общим состоянием развития техники и запросами потребителя [18]. В свою очередь Я.Ш. Котликов, Е.С. Васильева рассматривают под качеством продукции совокупность ее свойств, определяющую степень удовлетворения общественных потребностей в течение определенного периода времени и отражающую общественные издержки на ее производство и потребление [19]. Следует согласится с В.С. Шелестовым и В.Ф. Яковлевой об учете фак-
торов полезности продукции и росте потребностей людей, так как под качеством нельзя понимать исключительную совокупность признаков и свойств продукции, поскольку тогда не будет учтен важнейший его критерий - технический прогресс, определяющий необходимость любого продукта на рынке.
Достаточно полную характеристику качества можно обнаружить в трудах современных российских ученых. Так, по мнению
А.Д. Никифорова, качество - это степень соответствия присущих продукции характеристик определенным требованиям, которые включают следующие классы характеристик: функциональные свойства, свойства качества функционирования изделий, потребительские свойства [20].
Предложенное Б.И. Герасимовым определение качества продукции трактует данное понятие как степень удовлетворения этой продукцией конкретной потребности [21]. Данным автором категория качества рассматривается, как социально-экономическая, представляющая такой уровень потребительских свойств продукции, который обеспечивает удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, в том числе и трудовых, имеющихся в распоряжении общества.
Международной организацией по стандартизации ИСО предлагается следующее определение качества - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В ГОСТ 1546779 содержится следующее определение качества продукции - это совокупности свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В ГОСТ Р 50646-94 рассматривается следующее определение «качество услуги» - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
Таким образом, можно утверждать, что под качеством публичной услуги следует понимать одну из объективно присущих ей характеристик, представляющую собой комплекс возможностей услуги по удовлетворению потребностей потребителей. Этот комплекс возможностей может быть дифференцирован по различным критериям (например, величины расходов на оказание услуги, спроса и т.д.).
Среди признаков, свойственных качеству публичных услуг, следует выделить следующие [22]:
- качество является неотъемлемой характеристикой любой услуги. От качества услуги зависит иерархия единичных и массовых явлений. Это может быть выражаться через субъективную удовлетворенность каждого конкретного потребителя, возможное недовольство в обществе в целом и т.п.;
- качество - это комплекс возможностей услуги удовлетворить потребности потребителей. В этом случае необходимо отметить два нераздельных свойства: объективность (качество регулируемо и его критерии находятся вне представления потребителя) и комплексность (удовлетворение потребности находит реализацию на различных уровнях);
- комплекс возможностей услуги может быть дифференцирован по различным критериям (стоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность населения и др.);
- соответствие комплекса возможностей услуги достижениям науки и техники;
- оценка качества публичных услуг - это прерогатива государ-
ства при реализации им политики нормирования (стандартизации, сертификации и т.д.). Данный признак является своеобразным применительно к публичным услугам, которым по своему определению свойственно государственное регулирование.
Тем не мене, необходимо теоретическое уточнение понятия «стандарт государственных услуг», поскольку это позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом и внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее полным является понимание стандарта, предложенное М.Б. Емельяновой, которая считает, что стандарт - это «нормативный акт, устанавливающий оптимальный комплекс и уровень требований, предъявляемых к продукции, методам и средствам измерения, испытаний и контроля и продукции, разрабатываемой и утверждаемой компетентными органами и в установленном законом порядке и обязательный к соблюдению» [23]. В свою очередь,
О.А. Красавчиков считал, что «стандарт - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу объектов стандартизации» [24]. По его мнению, действующие государственные стандарты должны совершенствоваться в соответствии с развитием науки и техники, а вместе с ними одновременно должны развиваться способности производить продукцию и оказывать услуги повышенного качества. Таким образом, стандарты должны соответствовать современным возможностям, а не содержать неосуществимые требования к качеству на определенном этапе развития общества.
ГОСТ Р 50646-94 содержит определение стандарта на услугу -это стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению. Следовательно, закрепление стандартов качества оказания государственных услуг посредством аутсорсинга служит цели гарантирования гражданам получения услуг заданного качества.
Однако термин «бюджетные услуги» в Российской Федерации стал широко употребляться только с 2004 г. в процессе внедрения в бюджетный процесс элементов бюджетирования, ориентированного на результат. Данный механизм способствовал переходу от «управления затратами» к «управлению результатами», предоставляемыми населению услугами. С 2004 г. по 2007 г. на законодательном уровне начали внедряться трехлетнее планирование бюджета, различные ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований и т. д. В 2007 г. был принят Федеральный закон № 63-Ф32, который внес ряд поправок в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). Одновременно были введены понятия «государственная (муниципальная) услуга» и «государственное (муниципальное) задание» и исключены любые упоминания термина «бюджетная услуга», поскольку до введения в БК РФ термин «бюджетная услуга» был принят постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».
В соответствии со ст. 63 БК РФ под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются «услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами». В свою очередь, «государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)» [25]. В 2010 г. был принят единый нормативный документ, регулирующий основы оказания государственных (муниципальных) услуг - Федеральный закон № 210-ФЗ, в котором представлены определения государственных и муниципальных услуг, отличные от определений, установленных в БК РФ. Так, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда трактуется как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда., которая осуществляется по запросам заявителей в пределах. полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [26].
Аналогично рассматривается и муниципальная услуга. Она определяется не через определенные задания, а через государственные (муниципальные) функции, что значительно расширяет спектр возможных видов оказываемых услуг. Одновременно данным за-
коном установлены требования к взаимодействию государственного или муниципального органа с получателем услуги. В законе № 210-ФЗ говорится, что государственные (муниципальные) услуги предоставляются на бесплатной основе, за исключением ряда случаев, предусматривающих возможность установления платы за их предоставление (уплата государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина РФ, водительского удостоверения, регистрацию права собственности и ряд других, платные услуги в здравоохранении, не включенные в перечень оказываемых бесплатно в соответствии с программой обязательного медицинского страхования и др.).
Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день существует определенно закрепленная дифференциация видов предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако на законодательном уровне пока еще не существует федерального закона, определяющего основы формирования и использования государственных (муниципальных) стандартов предоставления государственных (муниципальных) услуг. Принятие такого Закона обусловлено необходимостью обеспечения механизма управления качеством жизни населения посредством государственного управления социально-экономическими процессами на единой методологической основе.
Стандарты предоставления государственных (муниципальных) услуг являются ключевым инструментом, формирующим механизм управления качеством жизни, поскольку позволяют обеспечить [27]:
- создание условий для сокращения субъективного элемента при формировании государственного (муниципального) заказа;
- нормирование затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг и последующую оптимизацию бюджетов расходов;
- проектирование результатов предоставления услуг и их контроль;
- моделирование социально-экономических последствий управления общественным сектором экономики и его своевременную коррекцию;
- создание унифицированных подходов к формированию административных регламентов государственных органов по предоставлению государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;
- создание условий для активизации гражданского общества по вопросам защиты прав потребителей и др.
Таким образом, стандартизация качества услуг есть важная функция управления в этой области. В этом направлении развитие аутсорсинга, при котором определенные виды деятельности закупаются органами государственного и местного самоуправления у сторонних организаций по договорам, заключенным по результатам конкурсов, позволяет повысить качество административно-управленческих процессов, сократить расходы на их выполнение, уменьшить административно-управленческий аппарат и т.п.
В заключение следует отметить, что технология аутсорсинга является весьма перспективной для совершенствования деятельности государственных и муниципальных структур в России, обеспечивающей повышение эффективности расходования ограниченных бюджетных средств. Тем не менее, ряд функций органов власти продолжает реализовываться недостаточно неэффективно либо является избыточным. Достаточно часто в российской практике государственного управления встречается ситуация, когда орган власти одновременно выступает в нескольких ролях одновременно - в роли инициатора, исполнителя и потребителя результатов определенного вида работ (услуг), что в свою очередь обусловливает высокие затраты при низком качестве результатов выполнения работы (услуги).
Литература:
1. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: Автореф. дисс. докт. экон. наук. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 55 с.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том 1. - М.: Наука, 1993. - 569 с.
3. Петти У. Трактат о налогах и сборах. УегЪиш вар1епй - слово мудрым. Разное о деньгах. - М.: Ось-89, 1997.
4. Миль Дж.С. Основы политической экономии. - М.: Прогресс, 1980. - 146 с.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. - 415 с.
6. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Рынок товаров и услуг для государственных нужд (государственный товарный рынок). — М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Не-делько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мур-зина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. / Под общ. ред.
В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008.
8. Реброва Н.П., Смоляр М.Я. Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2011. -№ 2. - С. 43-54.
9. Шор Д.М. Повышение результативности расходов бюджетов методом аутсорсинга бюджетных услуг: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Волгоград: ВГУ, 2010. - 28 с.
10. Гулящих Н.Е. Аутсорсинг как инструмент управления современного предприятия // Вестник Ижевского государственного технического университета, 2008. - № 3. - С. 57-59.
11. Селина М.В. Тенденции развития и эффективность использования аутсорсинга на мировых рынках деловых услуг: Автореф. дисс. канд. экон. наук.- М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. - 28 с.
12. Мещерякова С.А. Оценка эффективности взаимодействия предприятий на основе осуществления стратегии аутсорсинга // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института, 2007. - № 1. - С. 22-25.
13. Шестоперов А.М. Современные тенденции использования аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления // Государственное управление. Электронный вестник. -2009. - № 21.
14. Василенко Л.А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы. - М.: Наука, 2007.
15. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
16. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // СЗ РФ. - 2005. - № 46. - Ст. 4720.
17. Шелестов В.С. Гражданско-правовые формы борьбы за
качество товаров народного потребления. - М.: Государственное издательство юридической литературы, І9б0. - С. 8.
18. Яковлева В.Ф. О роли норм советского гражданского пра-
ва в борьбе за высокое качество продукции // Советское государство и право, І954. - № 3. - С. 5б.
19. Котликов Я.Ш., Васильева Е.С. Экономическое содержание критерия качества продукции // Стандарты и качество, І9бб. -№ І2. - С. 42.
20. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. - С. 2І.
21. Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Зайцев Е.В., Берстнев Г.И. Управление качеством продукции: генезис теории и практики системного подхода / Под ред. Б.И. Герасимова. - М.: Машиностроение, 2000. - С. б.
22. Киселёва Н.В. Вопросы административно-правового управления качеством публичных услуг // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2007. - № І. - С. І59-Ібб.
23. Емельянова М. Б. Государственная система стандартизации и качество продукции // Советское государство и право, І9бб. -№ 4. - С. 47.
24. Красавчиков О.А. Государственный стандарт - система правовых норм // Советское государство и право, І977. - № 5. - С. 79.
25. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» (http:// www.consultant.ru).
26. Федеральный закон от 27.07.20І0 № 2І0-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» (http:// www.consultant.ru).
27. Франц О.Б. Аналитическая записка «О стандартах предоставления государственных услуг как инструменте управления качеством жизни населения». [Электронный ресурс] / О.Б. Франц / ЦЭПМ «Консультант». URL: http://consul.ural.ru/243/248/lesson/ 42!.html
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА ЕГО КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смирнова О.В., аспирант Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и
жилищно-коммунального комплекса России
В статье рассмотрены особенности производственных систем, и коммуникационной деятельности предприятий, с учетом которых сформулированы направления совершенствования системы управления предприятием на основе функционально-стоимостного анализа его коммуникационной деятельности.
Ключевые слова: система управления, функционально-стоимостной анализ, коммуникационная деятельность
PERFECTION OF A CONTROL SYSTEM BY THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF THE IS FUNCTIONAL-COST ANALYSIS OF ITS COMMUNICATION ACTIVITY
Smirnova O., The post-graduate student, State Academy for Advanced Studies and Retraining for the construction of housing and communal
complex of Russia
In article features of industrial systems, and communication activity of the enterprises with which account directions ofperfection of a control system by the enterprise on the basis of the is functional-cost analysis of its communication activity are formulated are considered.
Keywords: a control system, is functional-cost the analysis, communication activity
Принимая решение о необходимости совершенствования организационной структуры современного предприятия, необходимо принять во внимание тот факт, создается ли в данном случае новая организация или совершенствуется уже действующая. Во втором случае задачи совершенствования системы управления и ее организационной структуры определяются на основе анализа соответствия функционирующей системы требованиям к ее развитию, директивным и нормативным документам, а также современным научным представлениям о рациональных формах организации производства, управления и коммуникационного взаимодействия.
Для действующих производственных систем характерна отно-
сительная устойчивость состава их производственных и управленческих подразделений и большая изменчивость коммуникационных связей между ними. Каждое из действующих предприятий помимо производственно-экономических характеристик обладает своими сложившимися чертами и традициями, а также текущими изменчивыми особенностями личностных взаимоотношений и внутренних коммуникаций, значительно влияющих на организационную структуру управления.
В производственной системе изменчивость, прежде всего, связана с необходимостью постоянного обновления продукции, что в большинстве случаев требует освоения новых технологических