Научная статья на тему 'Влияние изобразительного искусства на развитие туризма в Закарпатье'

Влияние изобразительного искусства на развитие туризма в Закарпатье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ИСКУССТВО / ART / ХУДОЖНИКИ / ARTISTS / МУЗЕИ / MUSEUMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарагонич Василий Васильевич

Рассматривается влияние изобразительного искусства на развитие туризма в Закарпатской области. Подчеркивается роль государственных и частных музеев в пропаганде творчества художников прошлого и современности, приобщения к прекрасному широких слоев туристов. Делается акцент на феноменальном явлении под названием закарпатская школа живописи и формирующих ее составляющих. Делается вывод о том, что изобразительное искусство Закарпатской области является мощным стимулом развития туристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние изобразительного искусства на развитие туризма в Закарпатье»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЗАКАРПАТЬЕ Гарагонич В.В. Email: [email protected]

Гарагонич Василий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра туристической инфраструктуры и сервиса, факультет туризма и международных коммуникаций, Ужгородский национальный университет, г. Ужгород, Украина

Аннотация: рассматривается влияние изобразительного искусства на развитие туризма в Закарпатской области. Подчеркивается роль государственных и частных музеев в пропаганде творчества художников прошлого и современности, приобщения к прекрасному широких слоев туристов. Делается акцент на феноменальном явлении под названием закарпатская школа живописи и формирующих ее составляющих. Делается вывод о том, что изобразительное искусство Закарпатской области является мощным стимулом развития туристической деятельности. Ключевые слова: туризм, искусство, художники, музеи.

INFLUENCE OF FINE ART ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN TRANSCARPATHIAN REGION Garagonych V.V.

Garagonych Vasily Vasilyevich - Doctor of Historical Sciences, Professor,

DEPARTMENT OF TOURISM INFRASTRUCTURE AND SERVICE, FACULTY OF TOURISM AND INTERNATIONAL COMMUNICATIONS UZHHOROD NATIONAL UNIVERSITY, UZHGOROD, UKRAINE

Abstract: the influence of fine arts on the development of tourism in the Transcarpathian region is considered. The role of public and private museums in promoting the work of artists of the past and modernity, familiarizing with the beautiful wide layers of tourists is underlined. The emphasis is on a phenomenal phenomenon called the Transcarpathian school of painting and its constituent parts. It is concluded that the visual arts of the Transcarpathian region is a powerful incentive for the development of tourism. Keywords: tourism, art, artists, museums.

УДК 338.48 - 6:75 (477.87)

В развитии туризма в Закарпатье все более важную роль играет искусство, в частности изобразительное. Наш край является родиной и местом расцвета таланта многих художников европейского и мирового уровня. Среди них Михай Мункачи, Имре Ревис, Шимон Голлоши и их ученики и последователи Иосиф Бокшай, Адальберт Эрдели, Андрей Коцка, Адальберт Борецкий, Золтан Шолтес, Эрнэст Кондратович, Федор Манайло, Эмиль Грабовский, Гавриил Глюк, Антон Кашшай, Василий Габда, Владимир Микита, Юрий Герц, Вячеслав Приходько... В настоящее время Закарпатская организация Национального союза художников Украины насчитывает более ста членов. В области действуют восемь народных художников Украины: Иван Бровди, Тарас Данылыч, Борис Кузьма, Владимир Микита, Василий Свалявчик, Василий Скакандий, Степан Шолтес и Иван Шутев.

Согласно со статистикой в прошлом 2016 году Закарпатье посетило более миллиона туристов, а в области действуют почти 170 туристических маршрутов [1, с. 10]. Одним из них является маршрут «Художники Закарпатья».

Как свидетельствуют новейшие исследования, появление школы искусства Закарпатья ХХ века считают феноменальным явлением, которое возникло на основе народной культурной традиции, высококачественного европейского художественного образования и модерных идеалов основоположников. Еще одним фактором, повлиявшим на формирование закарпатской школы искусства, стала церковная живопись [2, с. 5], а сами церкви являются потенциальными объектами развития туризма в Закарпатье.

Несмотря на миниатюрные размеры Закарпатья, его уникальное геополитическое месторасположение в центре Европы, о чем свидетельствует соответствующий знак поблизости села Делового Раховского района, а сам Рахов называют «гуцульским Парижем», каждый уголок края имеет свою неповторимую туристическую ауру и специфику. В том числе в сфере изобразительного искусства [3].

Важную роль в развитии туристической сферы Закарпатья играют музейные учреждения, выставочные залы, проведение вернисажей художественных произведений, издание и презентация литературы соответствующей тематики. В Ужгороде действует Закарпатский областной художественный музей имени Иосифа Бокшая, в структуру которого входят два подразделения: Мемориальный дом-музей народного художника Украины Федора Манайла и Мемориальный дом-музей народного художника Украины Андрея Коцки. Кроме официальных государственных музейных учреждений в области функционируют частные музеи. Это Музей народной жизни Владимира Микиты, функции экскурсоводов в котором исполняют сам народный художник Украины или члены его семьи. В городе Мукачеве действует Музей-выставка картин и макетов церквей Закарпатья, авторами которых являются народный художник Украины Иван Шутев и заслуженный мастер народного творчества Андрей Воробец. Несколько лет тому в Ужгороде открылся частный арт-центр «Галерея Илько», где постоянно проходят культурные акции, знакомящие публику с искусством в различных его проявлениях. Одна из запомнившихся -недавняя выставка работ киевского художника, уроженца Закарпатья, Тиберия Сильваши и презентация книги о нем «Реальность» [4].

Поэтому, разрабатывая маршруты по Закарпатью для туристов, стоит учитывать действующие и создающиеся дистинации.

В начале прошлого века один из основоположников закарпатской школы живописи Адальберт Эрдели, благодаря своему таланту, «завоевал» Париж и другие европейские столицы. И в наши дни молодые последователи Эрдели демонстрируют свою приверженность традициям искусства своих предшественников. Молодой закарпатский художник Петр Свалявчик в 2016 году стал участником и призером международного конкурса портретистов во Франции, который проходил под эгидой ЮНЕСКО [5], а через год - членом Американской ассоциации портретистов.

В Закарпатье - множество мест связанных с жизнью и деятельностью, а также пребыванием известных художников. Но, к сожалению, крайне мало визуализированных и материализированных в памятниках, мемориальных досках и других способах сохранения памяти о наших выдающихся предшественниках и современниках. Поэтому стоит активнее использовать искусство для развития и популяризации туризма, как эффективного способа познания мира [6].

В 2016 году в Закарпатье начато проведение Всеукраинского студенческого конкурса по живописи «Срiбний мольберт», который стал ярким событием в мире искусства национального масштаба. Его главными организаторами выступили Фундация развития закарпатского искусства и Закарпатская академия искусства. Идейный замысел состоял в том, чтобы не дублировать и не подменять существующие мероприятия, а сделать что-то новое и оригинальное. Так было положено начало действу с полноценной программой, широким общенациональным представительством, авторитетным академическим жюри, с подиумом и номинациями, памятными отличиями и премиями, а также с обьязательным изданием

каталога художественных работ конкурсантов. Первый конкурс собрал 44 студентов и преподавателей из 22 вузов 13 областей Украины. До сегодняшнего дня состоялись уже три таких конкурса. Кроме узкопрофессиональных задач, которые решает «Срiбний мольберт», он также содействует развитию туризма и с такими меценатами и организаторами имеет большое будущее.

Список литературы /References

1. Гарагонич Василий. Художественный туризм в Закарпатье: достижения и перспективы / Тенденции развития туристической индустрии в условиях глобализации. Ужгород, 2017. С. 10-12.

2. Приймич М.В. Церковная живопись Закарпатья. Станковая и монументальная живопись Закарпатья в первой половине ХХ в. Историко-искусствоведческие очерки. Ужгород: Карпаты, 2017. 248 с.

3. Бендак Юрий, Масляник Александр. Художники Закарпатской Гуцульщины. Львов: Тиса, 2013. 120 с.

4. Реальность. Тиберий Сильваши. М.: Артбук, 2017. 160 с.

5. Свалявчик Петр. Ужгород: ООО «РИК-У», 2017. 52 с.

6. Гарагонич В.В. Художественный туризм в Закарпатье. Ужгород, 2017. 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.