Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА'

ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / CULTURE / LEGAL CULTURE / ART / PAINTING / LAW / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Матевосова Елена Константиновна

Во всемирно известных музеях и зданиях государственных учреждений всех стран можно найти бесчисленное множество полотен художников, представленных на обозрение широкой публике, и тех, что хранятся в их старейших архивах, в которых прямо или с легкой вуалью таинства отражаются проблемы права и государства. Юридико-искусствоведческий анализ произведений мирового изобразительного искусства позволяет обнаружить в них «выражение» права, оказывающее влияние на эмоционально-интеллектуальные элементы правосознания и, следовательно, правовой культуры общества. Автор обосновывает вывод о том, что изобразительное искусство может выступать инструментом не только формирования социально-активной правовой личности, но и распространения нигилистических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PAINTING ON THE LEGAL CULTURE OF SOCIETY

In the world-famous museums and buildings of government organizations of all countries, we can find a large number of paintings by artists, presented to the general public, and those, stored in their oldest archives, which directly or with a light veil of secrecy reflects the problems of law and the state. The legal and art history analysis of the works of the world art makes it possible to discover in them the “expression” of law, that influences the emotional and intellectual elements of legal consciousness and, consequently, the legal culture of society. The author justifies the conclusion, that painting can act as a tool not only for the formation of a socially active legal personality, but also for the dissemination of nihilistic attitudes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) e-mail: ekmatevosova@msal.ru

Влияние изобразительного искусства на правовую культуру общества

Аннотация. Во всемирно известных музеях и зданиях государственных учреждений всех стран можно найти бесчисленное множество полотен художников, представленных на обозрение широкой публике, и тех, что хранятся в их старейших архивах, в которых прямо или с легкой вуалью таинства отражаются проблемы права и государства.

Юридико-искусствоведческий анализ произведений мирового изобразительного искусства позволяет обнаружить в них «выражение» права, оказывающее влияние на эмоционально-интеллектуальные элементы правосознания и, следовательно, правовой культуры общества.

Автор обосновывает вывод о том, что изобразительное искусство может выступать инструментом не только формирования социально-активной правовой личности, но и распространения нигилистических установок.

Ключевые слова: культура, правовая культура, искусство, живопись, право, государство, общество.

Matevosova E. K.

Ph.D. in jurisprudence docent, Department of theory of state and law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) e-mail: ekmatevosova@msal.ru

The influence of painting on the legal culture of society

Annotation. In the world-famous museums and buildings of government organizations of all countries, we can find a large number of paintings by artists, presented to the general public, and those, stored in their oldest archives, which directly or with a light veil of secrecy reflects the problems of law and the state.

The legal and art history analysis of the works of the world art makes it possible to discover in them the "expression" of law, that influences the emotional and intellectual elements of legal consciousness and, consequently, the legal culture of society.

The author justifies the conclusion, that painting can act as a tool not only for the formation of a socially active legal personality, but also for the dissemination of nihilistic attitudes.

Keywords: culture, legal culture, art, painting, law, state, society

свой вклад во всемирное культурное наследие очередным шедевром под влиянием событий и явлений так или иначе связанных с государством, как политической организацией общества, и правом в его широком значении.

Как писал известный отечественный правовед начала XX века Ю.С. Гам-баров «Право и жизнь, жизнь и право неотделимы друг от друга и стоят в вечном взаимодействии» [1]. Искусство, подобно зеркалу, отражает правдивую социальную действительность, а, следовательно, правовую.

Известный испанский философ XX века Хосе Ортега-и-Гассет в своем монументальном труде «Запах культуры» использует такое образное сравнение: «Каждое полотно - это окаменелый, неповторимый в переливе своих граней кристалл, замкнутый в себе остров» [2].

В искусстве живут предметы, представления и идеи; право живет в искусстве, черпает свою жизнь у него. Само право есть великое искусство, сотво-ряемое законодателем, судьей, местным чиновником. Право можно рассматривать как искусство, которым мы восхищаемся, которым возмущаемся, которое, разочаровавшись, слепо отрицаем.

Вице-президенту Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Г.М. Резнику принадлежат следующие слова: «Все проблемы, которые стоят перед каким-либо субъектом - будь то отдельный человек, коллектив либо общество в целом, - делятся на мнимые, вечные и актуальные» [3]. И действительно, многие проблемы права, имеющие в большей степени философское измерение, относятся к проблемам вечным. Юрист, так же, как и художник, никогда не перестанет искать ответы на вопросы о том, что есть свобода, нравственность, справедливость, равенство, честность, и какова их цена для всего общества. Первый будет моделировать норму права, выражающую все эти принципы общественного бытия, и согласно им её применять. Второй же, художник, будет изображать вполне определенно или во многом аллегорично своё отношение к тем категориям, необходимость понимания которых обрекает нас на вечный поиск истины.

Многие из проблем права, находящие выражение в произведениях искусства современников, являются более чем актуальными. Вместе с тем сложно привести примеры таких актуальных проблем, которые с течением времени утратили свое значение и остроту. Это скорее проблемы не основополагающего для всего права характера. И мы должны признать, что большинство правовых проблем, так или иначе связанные с человеческой сущностью, с самой глубокой древности и до настоящих дней не перестают быть для нас актуальными. И подтверждение тому произведения мирового искусства, объединяющего всех людей независимо от географических границ, в их ожиданиях, стремлениях, пороках.

надо сказать, есть одно средство, и это - искусство. Если в произведениях искусства мы находим ту или иную социальную, правовую проблему, её отголоски, то мы должны отбросить все сомнения в её мнимости - она существует, иначе художник никогда не взялся бы за кисть.

Искусство опережает право, опережает науку, выражая действительность, всегда заглядывает в будущее. Некоторые произведения искусства, будто предрешают судьбу человечества, правовой уклад отдельных государств.

Правовая культура - это неотъемлемая часть общей культуры того или иного общества и мировой культуры в целом.

Под общим понятием культуры общества, несмотря на смену концептуальных парадигм в её понимании и определении, обычно подразумевают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4].

Как очевидно, правовая культура характеризуется необычайной широтой и многоаспектностью содержания составляющих таких понятий, как «право» и «культура», что требует обращение к различным теоретическим подходам к понимаю природы, значения и действия права, а также к проблемным культурологическим дискуссиям. Однако, следует признать, что правовую культуру общества невозможно представить без произведений искусства, в особенности тех, что имеют выразительные художественно-правовые ас пекты.

Несомненно, право и искусство воздействуют на общественные отношения различными средствами. Так, в отличие от права, располагающего, прежде всего, нормативным инструментарием, искусство воздействует на сознание людей особыми способами: живопись - светом и тенью, музыка - выразительным звукорядом, ритмом, интонацией, литература - силой слова. Следует признать, что единой целью права и искусства является «художественное освоение мира путем формирования общественного мнения об устойчивости общественного порядка, общественной морали и нравственности и воспитании личности» [5].

Произведения мирового искусства античных, зарубежных и отечественных творцов оказывают определенное, как созидательное, так и деструктивное, воздействие на правовую культуру и ментальность общества.

Как отмечает Алексеев А.И. многие произведения изобразительного искусства формируют уважение к праву, закону, а некоторые персонажи и действия не только не заслуживают одобрения, но и вызывают явно отрицательные эмоции [6].

2019 Т.4 (2)

Legal Bulletin

Библиографический список

1. Гамбаров Ю. С. Задачи современного правоведения (из журнала Министерства юстиции, январь). СПб., 1907. С. 22.

2. Ортега-и-ГасетX. Запах культуры [пер. с исп.]. М., 2006. С. 95-96.

3. Из выступления Г.М. Резника / Адвокатура. Государство. Общество. М, 2006. С. 29.

4. Советский энциклопедический словарь. М, 1987. С. 669.

5. Право и история художественной культуры: учебное пособие /В.Г. Вишневский и др. М., 2012. С. 23.

6. Алесеев А.И. Юридическая действительность в изобразительном искусстве. М., 2007. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.