Научная статья на тему 'Влияние изменения системы налогообложения аптечных организаций на их конкурентоспособность'

Влияние изменения системы налогообложения аптечных организаций на их конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / SYSTEM OF THE TAXATION / TAX RATES / TAX PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатлер Виталий Викторович

Согласно проводимым в стране изменениям в сфере налогообложения с 2011-го года значительно повышаются ставки многих налогов, особенно по отношению к круп-ным организациям. Для большинства аптечных организаций ужесточается налогообло-жение, что, может привести к падению их основных экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to changes spent by the country in sphere of the taxation since 2011 rates of many taxes, especially in relation to the large organizations considerably raise. For the major-ity of the chemist's organizations the taxation becomes tougher, that in our opinion can lead to falling of their basic economic parameters.

Текст научной работы на тему «Влияние изменения системы налогообложения аптечных организаций на их конкурентоспособность»

В. В. Сатлер

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация

Согласно проводимым в стране изменениям в сфере налогообложения с 2011-го года значительно повышаются ставки многих налогов, особенно по отношению к крупным организациям. Для большинства аптечных организаций ужесточается налогообложение, что, может привести к падению их основных экономических показателей.

2011 № 4 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

According to changes spent by the country in sphere of the taxation since 2011 rates of many taxes, especially in relation to the large organizations considerably raise. For the majority of the chemist's organizations the taxation becomes tougher, that in our opinion can lead to falling of their basic economic parameters.

Ключевые слова

Система налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы.

Key words

System of the taxation, tax rates, tax privileges.

До начала 2011-го года согласно данным Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), основная доля аптек и аптечных сетей были плательщиками ЕНВД (единого налога на вмененный доход). ЕНВД применялся около 80% аптечных организаций России, ОСН (общая система налогообложения) применялась примерно 20% аптечных организаций России. УСН (упрощенная система налогообложения) применялась аптечными организациями незначительно. [4]

Таким образом, экономическая модель розничного фармацевтического рынка страны до сих пор выстраивалась на использовании режима ЕНВД.

Ранее льготный ЕНВД (в среднем около 6% от оборота) использовали 80% российских аптек. С 2011-го года крупные аптеки платят НДС (12% от оборота), налог на имущество (2% от стоимости основных фондов) и налог на прибыль (22% от валовой прибыли). В результате для таких аптек произошел рост налоговой нагрузки, и в течение 2011-го года аптечный бизнес работает либо в убыток, либо на грани рентабельности (0-1 %). В среднем по стране она составила минус 0,7%, по данным Аптечной гильдии. [5]

Эта ситуация уже сказалась на аптечном бизнесе, особенно на государственных аптечных организациях, во многих регионах страны государственные и муниципальные аптеки вынуждены сокращать штат на 20%, а где-то и

вовсе закрываться, в некоторых регионах аптеки полностью «выбирают» предельную торговую надбавку на препараты из перечня жизненно важных, которую ранее полностью не использовали. Кроме того, доля лекарственного ассортимента в аптеках сократилась на 10%, а доля маржинальной парафармацевтики выросла.

Снижение страховых выплат до 26% только для уплачивающих ЕНВД аптечных организаций фактически ставит крупнейших работодателей в невыгодное налоговое положение. Возможно, данные изменения скажутся позитивно на мелких игроках рынка, но это вряд ли существенно отразится на состоянии рынка в целом.

Крупные аптечные сети являются гарантом построения прозрачной экономики фармацевтического сектора и представляют собой основу социальных гарантий, внедрения и обеспечения контроля государственных механизмов стабилизации, эффективности и ценовой доступности лекарственного обеспечения граждан РФ. К тому же крупным аптечным организациям легче контролировать качество товаров, поступающих в сеть.

Увеличение ставок страховых взносов с одной стороны, и отмена льготы ЕНВД для аптечных организаций, представляющих аптечные сети, с другой чреваты существенным снижением налоговых поступлений в бюджеты относительно выполняемых на 2010-

й г. поступлений, по причине отрицательной прогнозируемой средней рентабельности на 2011-й г., сокращение фонда оплаты труда (ФОТ) и, как следствие, отсутствие поступлений в виде налога на прибыль, снижение сумм поступлений в бюджеты (ниже уровня

2010-го г.), (табл. 1 - 2).

Дан вариант при условии отмены ЕНВД и сохранении ставок страховых взносов на уровне 2010-го г., на примере аптечных организаций г. Ростова-на-Дону, при сохранении прежних объемов продаж.

Таблица 1. Данные о ставках налогов и страховых взносов в 2010-2011 гг.

№ п/п Наиме нова- ние нало- гов, взно- сов Налоговая база Ставка от налоговой базы в %

2010 г. 2011 г.

На- имено- вание Зависимость от показателей деятельности эко-номиче-ского субъекта Все го В том числе Все- го В том числе

Фе- дерал ьный бюд- жет Регио- наль- ный бюд- жет Внебюд жетные фонды Феде- раль- ный бюд- жет Регио наль ный бюд- жет Внебюд жетные фонды

1 НДС Торго- вая нацен- ка зависит — 12,4 12,4

-- - - - --

2 Стра- ховые взно- сы ФОТ зависит 14, 2 14,2 34,2 34,2

-- - -- -

3 ЕНВД Пло- щадь торго- вого зала не зависит 6 5,4 0,6

-- - -- - --

4 Налог на иму- щест- во Сред- него- довая стои- мость иму- щества не зависит ---- 2,2 2,2

-- -- -- -- --

5 Налог на при- быль Вало- вая при- быль зависит — 20 2 18

-- -- -- --

Расчетный размер НДС в 12,4 % определен по данным расчетов, проведенных Аптечной гильдией. [5]

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что налоговая нагрузка на аптечный бизнес в 2011-м

году значительно возрастает. Вместо одного налога вводятся сразу три, к тому же вырастает размер страховых взносов (с 2011-го года они поступают в местный бюджет), что тоже негативно влияет на конкурентоспособность ап-

течных организаций, так как вынуждает их либо сокращать штат работников, либо сокращать размер их заработной

платы. Возникает также угроза выплаты основной части зарплаты «в конвертах», с целью ухода от налогов.

Таблица 2. Структура налоговой нагрузки и страховых взносов

в торговой выручке аптечных сетей Ростова-на-Дону в 2010-2011 гг.

№ п/п Показатели 2010 2011 (повышенные страховые взносы)

Сумма, млн. руб. Удельный вес в % Сумма в млн. руб. Удельный вес в %

1 Выручка 3906 100 3906 100

2 Торговая наценка 1049,4 26,87 1049,4 26,87

3 НДС к уплате от торговой наценки 0 0 130,13 3,33

4 ФОТ 410,1 10,5 410,1 10,5

5 Страховые взносы на ФОТ 58,24 1,49 140,25 3,6

6 Прочие расходы 507,7 13 599,1 15,3

7 В т.ч. НДС к возмещению с прочих расходов 0 0 91,39 2,3

8 Налог на имущество 0 0 7,81 0,2

9 Налогооблагаемая прибыль 73,34 1,88 0 0

10 ЕНВД к уплате 41,56 1,06 0 0

11 Налог на прибыль 0 0 0 0

12 Чистая прибыль, рентабельность 31,78 0,81 - 63,04 - 1,61

13 Общая сумма налогов и страховых взносов 99,8 2,55 278,19 7,12

14 Общая сумма налогов без учета страховых взносов 41,56 1,06 137,94 3,53

Далее рассматривается вариант при условии отмены ЕНВД и сохранении ставок страховых взносов на уровне

2010-го г. (что может привести к сокращению от 10 -30% аптечных организаций, по мнению экспертов) [3-5] (табл. 3).

Представленные расчеты проведены с учетом данных, полученных в результате анализа экономических и социальных последствий увеличения налоговой нагрузки на аптечные организации в 2011-м году.

Таблица 3. Расчет поступления налогов и страховых взносов в бюджеты в 2010-2011 гг. при торговой выручке 100руб.

№ п/ п Наиме- нование налогов, взносов Налоговая база, в руб. сумма 2010 г. в руб. из расчета на 100 руб. выручки 2011 г. в руб. из расчета на 100 руб. выручки

В том числе В том числе

2010 г. 2011 г. Феде- ральный бюджет Регио- нальный бюджет Местные бюджеты Феде- ральный бюджет Регио- нальный бюджет Местные бюджеты

1 НДС 26,87 23,38 2,9

Продолжение таблицы 3

2 Страхо- вые взносы 10,5 10,5 1,49 3,59

3 ЕНВД 7,07 0,95 0,11

4 Налог на имущество 9,09 0,2

5 Налог на прибыль 0

6 Итого 0 0,95 1,6 2,9 0,2 3,59

Анализ данных в таблице 3 позволяет оценить универсальные тенденции в изменении объемов налоговых поступлений. За исходную точку отсчета при этом взят условный размер торговой выручки 100 руб.

В таблице проанализированы наиболее существенные поступления в бюджет за счет налогов и страховых взносов. Транспортный налог оставлен за рамками рассмотрения, по той причине, что указанный налог подлежит уплате как при специальном налоговом режиме (ЕНВД), так и при общем режиме налогообложения, то есть не оказывает влияния на изменение объема налоговых поступлений в 2011-м году по сравнению с 2010-м годом. Также не включен земельный налог ввиду малого размера суммы.

В 2011-м году по сравнению с

2010-м годом поступления в региональный бюджет в общем сократятся почти в пять раз: с 95 коп. в 2010-м году до 20 коп. в 2011-м году с каждых 100 рублей торговой выручки (строка 6, таблицы 3).

Это связано с тем, что при системе налогообложения ЕНВД большая часть единого налога (90%) поступала в региональные бюджеты, и частично за счет этого налога пополнялся местный бюджет (10% единого налога).

Поскольку единый налог для аптечных организаций будет упразднен, сумма потерь региональных бюджетов составит 95коп. с каждых 100 рублей торговой выручки.

Предполагается, что эти потери региональных и местных бюджетов в

2011-м году должны компенсироваться за счет поступлений налога на прибыль.

Однако в результате предварительно проведенного анализа Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) установлено, что в 2011-м году:

- валовой доход аптечных организаций сократится почти на 13%;

- показатель чистой рентабельности упадет на величину от 2,4 до 3,3 процентных пунктов. [3]

В результате при среднем показателе рентабельности этих организаций в 2010-м году в пределах от 0,5% до 2% по данным РААС это может повлечь за собой неизбежную убыточность розничных аптечных организаций и, следовательно, отсутствие у организаций базы для начисления и перечисления в бюджет налога на прибыль. [3]

Из сказанного следует, что поступление налога на прибыль как в региональный бюджет (в размере 18% от налогооблагаемой базы), так и в федеральный бюджет (в размере 2%), является маловероятным событием.

Согласно данным таблицы, поступления в местные бюджеты увеличатся в 2011-м году до 3,59 руб. с каждых 100 рублей торговой выручки против имевшихся в 2010-м году 1,60 руб. с каждых 100 рублей торговой выручки.

Однако ожидаемое сокращение валового дохода почти на 13% неизбежно повлечет за собой возникновение значительного дефицита собственных

средств организаций на покрытие расходов при условии, если они останутся на уровне 2010-го года. Одним из «средств борьбы» с возникшим дефицитом послужит сокращение рабочих мест и, следовательно, фонда оплаты труда. По ранее произведенным расчетам РААС, такое сокращение достигнет величин в 10%-30%. Соответственно и взносы сократятся, с высокой степенью вероятности, с ожидаемых 3,59 руб. с каждых 100 рублей торговой выручки, до 1,4 руб., то есть, фактически будет иметь место сокращение поступлений от уплаты страховых взносов на величину до 15 %.

Необходимо учитывать, что произойдет также потеря поступлений от уплаты ЕНВД в размере 11коп. с каждых 100 рублей торговой выручки.

Единый налог, подлежащий уплате при применении специального налогового режима, рассчитывается вне зависимости от финансовых показателей деятельности (прибыль, рентабельность), что позволяло более обоснованно планировать поступления указанного налога в бюджеты.

Изменение налогового режима может привести не только к негативным экономическим последствиям для аптечных организаций, выражающимся:

- в ухудшении финансового положения розничных фармацевтических организаций;

- в ухудшении наиболее существенных показателей деятельности;

- в возникновении дефицита собственного финансирования, что, в конечном счете, снижает их конкурентоспособность, но и к следующему ряду социальных последствий:

1. Сокращению численности персонала из-за нехватки средств для финансирования оплаты труда и обязательных платежей во внебюджетные фонды.

2.Сокращению количества аптек в связи с сокращением численности персонала.

3.Сокращению поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с сокращением фонда оплаты труда сотрудников аптечных сетей.

4.Сокращению поступлений в бюджет налога на прибыль в связи с убыточностью бизнеса.

5.Утрате инвестиционной привлекательности аптечной отрасли, в том числе для кредитных организаций, и, в перспективе, существенному, если не полному, сокращению объемов кредитования фармацевтического рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Сокращению и обеднению ассортимента лекарственных препаратов в связи с невозможностью финансирования наличия необходимых товарных запасов.

7. Сокращению количества аптек муниципальной и государственной формы собственности в связи с необходимостью дополнительного финансирования их деятельности из местных бюджетов и ограниченными возможностями такого финансирования и, как следствие, ограничению доступности сильнодействующих препаратов, так как эти препараты реализуются исключительно аптеками указанных форм собственности.

8.Свертыванию социальных программ (например, предоставление скидок пенсионерам) и инновационных проектов из-за недостатка средств финансирования.

В течение первых шести месяцев

2011-го года аптечные ассоциации не раз обращались в государственные инстанции с просьбой рассмотреть вопрос о снижении страховых взносов. Мотивировали отраслевые лоббисты просьбу тем, что увеличение налогообложения даже с 26 до 34% стало критическим для многих аптечных предприятий. А для многих региональных организаций

увеличение взносов в Фонд оплаты труда на 20% (с 14 до 34%) стало и вовсе невыносимым и в конечном итоге может привести к закрытию бизнеса.

Наконец, в середине апреля 2011го года Минздравсоцразвития представило проект закона «О внесении изменений в ст. 58 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно законопроекту, аптечные учреждения попадают в перечень, для которых предусматривается возвращение льготного режима внесения страховых взносов. Однако, согласно законопроекту, страховые льготы предусмотрены лишь для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармдея-тельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Иначе говоря, Минздравсоцраз-вития предполагает снизить страховые выплаты с 34 до 26% для тех игроков аптечного бизнеса, которые используют единый налог на вмененный доход. Крупные и средние аптечные сети, чье налоговое бремя с начала года возросло в 2,5 раза, никаких послаблений не получат. По оценкам экспертов, с начала года с отрицательной или близкой к нулю рентабельностью работают почти все аптеки без исключения. Из-за этого цены на лекарства уже выросли в среднем на 8%, а государственные аптеки стали сокращать штаты. Новый законопроект может привести к тому, что крупные сети начнут дробиться, так как эту систему налогообложения с начала

2011-го года могут использовать только организации, имеющие в штате до 100 человек, торговую площадь до 150 кв. м и менее 25% юридических лиц в учредителях. Таких, по оценкам Российской

ассоциации аптечных сетей (РААС), как уже было указано выше, не более 20%.

Между тем, как уже говорилось выше, с начала 2011-го года отчисления в страховые фонды подскочили для всех аптек без исключения: если до этого они составляли 14% от фонда заработной платы, то теперь все платят 34%. Особенно от этого пострадал крупный и средний бизнес, а также государственные и муниципальные аптеки, которые с начала года должны использовать общую систему налогообложения.

Таким образом, законопроект провоцирует ситуацию, при которой рынок начнет возвращаться к разрозненным аптекам с некачественными услугами и потенциально большим количеством фальсификата.

Различный подход по страховым взносам к мелким, средним и крупным игрокам, применяющим различные налоговые режимы (общий, ЕНВД или УСН), приведет к тому, что и цены на препараты списка жизненно важных лекарственных средств (ЖНВЛС) будут отличаться в разных аптеках. Так, конечная отпускная цена аптечной организации, применяющей налоговый режим ЕНВД или УСН, от цены, указанной в протоколе согласования цен на ЖНВЛС без учета НДС, получается ниже, чем цена в аптечной организации с общей системой налогообложения. Если же аптека с режимом ЕНВД/УСН сделает расчет от фактической отпускной цены производителя с учетом НДС, то конечная отпускная цена будет такой же, как и у аптеки с общей системой налогообложения. Однако в этом случае будут нарушены нормы, установленные п.15 Постановления Правительства РФ № 865 от 29.10.2010 в отношении понятия «фактическая отпускная цена производителя», и искажены данные в протоколе согласования цен на ЖНВЛС. Кроме того, сумма наценки у аптеки, применяющей ЕНВД/УСН, будет на 10% выше, чем у аптеки с общей систе-

мой налогообложения, что противоречит требованиям Закона «О защите конкуренции» и создает дискриминационные условия для средних и крупных аптечных предприятий.

Участники рынка говорят, что дискриминационный подход к игрокам, использующим общую систему налогообложения, в первую очередь ударит по государственным и муниципальным сетям. Большинство таких сетей сохранили рецептурно-производственные отделы и поэтому могут применять только общую систему налогообложения. Для аптечных сетей государственной и муниципальной формы собственности отсутствие льгот по страховым взносам приведет к убыткам для государства, разорению таких сетей и значительному сокращению социальных функций.

Крупные региональные аптечные сети ради возможности применить ЕНВД будут вынуждены оформлять небольшое количество торговых точек на разных юридических лиц, и, как отмечают операторы розницы, это может создать преграду для привлечения инвесторов и негативно отразиться на прозрачности ряда компаний.

Принимая во внимание тот факт, что ряд экономических сфер деятельности обеспечены льготными условиями (например, у компаний из сферы информационных технологий есть право применять льготные ставки страховых взносов до 2019-го г., такое право есть также у средств массовой информации (СМИ)), в условиях государственного регулирования цен, аптечные организации ориентируются на преференцию от государства в виде сохранения специальных режимов и льготных тарифов по страховым взносам. Субъекты розничной фармацевтической деятельности, имеющие глубокую социальную направленность, работающие в услови-

ях жесткого государственного контроля за ценообразованием на лекарственные средства (ЛС), вправе рассчитывать на некоторые льготные условия по налогообложению.

В данном же случае необходимо отодвинуть сроки смены налогового режима хотя бы на 2-3 года, или смягчить его условия, пока экономические показатели страны в целом, и аптечной отрасли, в частности, не выйдут на докризисный уровень.

Конкретной мерой можно уже назвать сокращение размера страховых взносов на 4 % согласно ФЗ № 379 от 03.12.2011 г., «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Изменения вступят в силу с 2012-го года.

Библиографический список

1. Сухинина В.А. «Налогообложение

аптечных предприятий», Из-во Международный центр финансово-

экономического развития, М. 2008.

2. Титова И.Л. «Особенности налогообложения аптечных предприятий», // Московские аптеки, № 11-12, 2005.

3. Интернет-ресурс: www.dsm.ru

4. Интернет-ресурс: www.raas.ru

5. Интернет-ресурс: www.aptekiguild.ru

Bibliographical list

1. Suhinina V.A. «The taxation of the chemist's enterprises», from in the International center of financial and economic development, M. 2008.

2. Titova I.L. «Features of the taxation of the chemist's enterprises», // the Moscow drugstores, 11-12, 2005.

3. internet: www.dsm.ru

4. internet: www.raas.ru

5. internet: www.aptekiguild.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.