УДК 62-822
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ НА УПРУГОСТЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГИДРООБЕМНОГО ПРИВОДА
А.В. Щербина, В.Г. Мельников, С.В. Каверзин
ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет», г. Красноярск E-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос определения приведенного модуля упругости гидравлической системы объемного гидропривода на примере опытного образца гусеничного трелевочного трактора ТТ4М-23Л и взаимосвязь приведенного модуля с давлением.
Ключевые слова:
Гидравлическая система, приведенный модуль упругости, давление.
Key words:
Hydraulic system, modulus of inelastic bucking, pressure.
Объемный гидравлический привод гусеничных и колесных движителей получил самое широкое применение, поэтому в технической литературе ему стали уделять значительное внимание [1, 2]. На работоспособность гидропривода транспортных машин оказывают влияние многие конструктивные параметры и эксплуатационные факторы, среди которых следует выделить упругость гидрооборудования и рабочей жидкости. Эти величины определяют динамические характеристики гидропривода технологического оборудования машины, снижают точность позиционирования и равномерность движения транспортных средств, долговечность гидрооборудования [3, 4]. В предлагаемой статье рассмотрена взаимосвязь приведенного модуля упругости системы и давления в гидроприводе гусеничного механизма хода трелёвочного трактора на примере лесотранспортной машины ТТ4М-23Л, рис. 1.
Элементами объемного гидропривода, соединяющего насос и гидромотор привода трансмиссии, являются: трубопроводы, рукава высокого да-
вления и рабочая жидкость, которые обладают упругими свойствами. Наличие упругих элементов существенно влияет на переходные процессы и режимы работы гидропривода. При повышении давления рабочая жидкость сжимается, а трубопроводы и рукава деформируются. Это оказывает влияние на упругость гидравлической системы в целом.
Определим зависимость объемной деформации элементов от приращения давления. Для этого потенциальную энергию сжатия жидкости иЖ, расширения стенок металлических труб иГ, и расширения рукавов ир, суммируем и получим:
и = и ж+и г+и;,
Для определения двух членов правой части воспользуемся уравнением Жуковского
П * Г0 * 1 А 2
иж =---------Ар ;
0 * Еж
т т П* Г т * 1т 1 0
ит =---------Ар .
8т * Ет
где гт - внутренний радиус трубопровода при Др=0; I - длина участков трубопроводов и рукавов; 1т -длина стальной трубы; ЕЖ - модуль упругости рабочей жидкости; Ет - модуль упругости металлических трубопроводов; 8т - толщина стенки трубопровода; г0 - внутренний радиус трубопровода либо рукава, в котором находится рабочая жидкость при р=0.
Для рукавов применим уравнение Лямэ:
Аг =
АР*гр
о . 2
Гн + Гр
+л
(1)
где гн, гр - внешний и внутренний радиус рукава; ЕР - модуль упругости рукава; л - коэффициент Пуассона; Агр - приращение внутреннего радиуса при увеличении давления на Ар.
Заменим в уравнении (1)
о I о Гн + Гр
+ л = Сш;
получим:
Ар * гр
Агр _* Сш.
Ер
(2)
Как известно, потенциальная энергия деформации стенок трубопровода в общем случае может быть определена [4]:
и _ 0 *п* I *\Арё (Аг ). (3)
Подставив значение Агр из формулы (2) в (3), получим:
2 *п * гР * 1р
ир _-
* Сш\Арё * р.
После интегрирования:
п * г р * 1 р * С ш
Ер
■Ар2.
Тогда потенциальная энергия сжатия рабочей жидкости, расширения стенок металлических труб и расширения стенок рукавов будет равна:
и _
£ | П * Г Т * 1т + П * Г Т '1т | +
8т * Ет
0 * Еж
+£1 п * г Р * 1р * Сш + п* г Р * I
Ер
0 * Еж.
Ар2.
Заменим
п * гт * 1т + п * гт * 1т |_______________д.
8т * Ет
0 * Еж
£
п * г р * I р * С ш , п * г р * I р |_в
0 * Еж
ди
др
_ДЯ,
где AQ - приращение объема системы под действи ем давления.
Следовательно
ди
др
_дд _0* (а+в) * Ар.
(4)
Выражение 2(А+В) преобразуем заменой:
п * Г Н*1н _ Ян ,
где QH - объем данного участка трубопровода, тогда получим:
0*(А + В) _ Заметим, что
£| + -^ | + 8т'Ет 0* Еж + £| Яр Сш + ОР
0* Еж
(5)
и получим:
и _(А+В) *Др2.
Применяя теорему Костильяно-Остроградско-го, согласно которой производная потенциальной энергии деформации по одной из независимых внешних сил равна перемещению, соответствующему этой силе, можно написать:
£ От +£ Яр _ Я, где Q - полный объем системы.
Теперь заменим:
£ Ят _Р>* Я;
£ Яр _р2* Я, где Д+А=1; тогда выражение (5) примет вид:
0*(А + В) _ Я*\0*в,£—^+—+£
V 8т'Ет Еж Ер
Далее введем обозначение:
0*в +—+ £ °*вг'С' _
8т'Ет Еж Ер Ег
где ЕГ - приведенный модуль упругости гидравлической системы, тогда:
0(А + В) _ Я,
Ег
а формулу (4) можно написать так:
аЯ _ *др. (6)
Ег
Получим выражение, определяющее деформацию системы под действием давления Ар с учетом упругости рабочей жидкости, трубопроводов и рукавов.
Рассмотрим теперь приращение хода поршней гидромотора X привода трансмиссии трактора при постоянной подаче рабочей жидкости, рис. 2.
Приращение хода поршня при X повороте ротора из мертвого положения на угол ф может быть определено из треугольников ОВА и ОВ1А1:
X _ ОВ - ОВ1;
ОВ _ г *tga;
ОВ 1 _ г 1
Р
следовательно:
X = (r - r)-tga,
где а - угол наклона шайбы; r - радиус окружности ротора, на которой расположены центры поршней.
Из треугольника OAl'Al":
Г = r-cos^,
где ф=о .t; t - время, тогда:
X = r- tga-r-cosф -tga;
X = r-tga(1 - cos-ф). (7)
Так как в работе гидромотора участвует Z поршней, то уравнение (7) примет вид:
X = r- tga (1 - cos Z - ф).
Объем масла, подаваемого насосом за время dt, будет q.dt, а суммарное приращение плунжеров гидромотора за время dt будет равным dx. Тогда сжатие масла и деформация трубопроводов и рукавов за время dt будут:
X = r- tga (1 - cos Z - ф);
или
dQ = | q -F~ |-dt,
(8)
где F - суммарная площадь сечения плунжеров гидромотора.
На основании (6) напишем
dQ = | q-FI• dt.
(9)
Решая совместно (8) и (9), получим: dp = — • f q - F •— I dt.
Q V dt J
(10)
При суммарном перемещении плунжеров на X имеем:
Я _ Я, + X ■¥, где Q0 - начальный объем гидросистемы.
При интегрировании уравнения (10) получим:
Я _ Я,+х*р,
член C определяется из начального условия t=0, X=0 и p=0, тогда и C=0. Следовательно:
р _Я*(^-¥*Х);
или
Р =
1
2-( A + B)
•(qt - F^X).
Выводы
Получено уравнение, позволяющее установить взаимосвязь давления и приведенного модуля упругости гидравлической системы. Уравнение использовано при проектировании объемного гидропривода трансмиссии опытного образца гусеничного трелевочного трактора ТТ4М-23Л и исследовании динамических процессов.
Предложенный подход может быть использован применительно к схемам аналогичных гидроприводов машин и механизмов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыбак А.Т Моделирование и расчет гидромеханических систем на стадии проектирования. - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2006. - 167 с.
2. Никитин О.Ф. Надежность, диагностика и эксплуатация гидропривода мобильных объектов. - М.: МГТУ, 2007. - 312 с.
3. Лепешкин А.В., Михайлин А.А., Шейпак А.А. Гидравлика и гидропневмопривод. - М.: МГИУ, 2003. - 352 с.
4. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. - М.: Машиностроение, 1982. - 423 с.
Поступила 07.05.2009г.