Научная статья на тему 'Влияние изменений ставки по федеральным фондам на уровень процентного риска банков'

Влияние изменений ставки по федеральным фондам на уровень процентного риска банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА / СТАВКА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДАМ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ СТАВКИ / ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК / ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Б.И., Соколова Я.Ю.

В статье дана оценка событиям в США, предшествовавших ипотечному кризису 2007 г. При помощи графического анализа представлены доказательства того, что вхождение финансовой системы в кризис было во многом спровоцировано политикой таргетирования ставки по федеральным фондам. Федеральная резервная система (ФРС) активно осуществляла операции на открытом рынке, вызывая значительные колебания ставок. Сделан вывод о том, что результатом явилось существенное увеличение процентного риска кредитных организаций. Угроза снижения прибыли заставляла банки искать дополнительные источники доходов, доводя при этом все виды рисков до критических значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние изменений ставки по федеральным фондам на уровень процентного риска банков»

Банковское дело

Удк 336.781.2

влияние изменений ставки по федеральным фондам на уровень процентного риска банков

Б. И. СОКОЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: bisokolov@yandex. ru

Я. Ю. СОКОЛОВА, аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: spb. yana@gmail. com Санкт-Петербургский государственный университет

В статье дана оценка событий в США, предшествовавших ипотечному кризису 2007 г. При помощи графического анализа представлены доказательства того, что вхождение финансовой системы в кризис было во многом спровоцировано политикой таргетирования ставки по федеральным фондам. Федеральная резервная система (ФРС) активно осуществляла операции на открытом рынке, вызывая значительные колебания ставок. Сделан вывод о том, что результатом явилось существенное увеличение процентного риска кредитных организаций. Угроза снижения прибыли заставляла банки искать дополнительные источники доходов, доводя при этом все виды рисков до критических значений.

Ключевые слова: Федеральная резервная система, ставка по федеральным фондам, тарге-тирование ставки, процентный риск, операции на открытом рынке, кредитно-финансовый кризис.

Методологические замечания. Циклические кризисы - это естественный способ устранения диспропорций в условиях рыночной экономики. До тех пор пока господствует стихия рынка, кри-

зисы неустранимы и непреодолимы. Вместе с тем со стороны экономических властей неодолимо желание совершить чудо - принять такие меры, которые позволили бы устранить симптомы кризиса, а вместе с ними снизить накал политических страстей и обвинений в некомпетентности, которые сопровождает любое сокращение рабочих мест.

Однако вмешательство в экономику требует ясного понимания не только той экономической системы, которая сложилась и функционирует, не только тех объективных экономических законов, которым она подчинена, но и пределов управленческих возможностей воздействия на нее. Вследствие глобализации мировой экономики изучение чужого опыта должно учить тому, чтобы не совершать своих ошибок, понимать действительные внутренние причинно-следственные связи. При неумелом управлении к кризисной ситуации кроме объективных причин добавляются «рукотворные» компоненты, вызывающие углубление рецессии, особенно в такой чуткой к разнообразным негативным факторам сфере, как кредитно-финансовая.

Следует уяснить, что кризис кризису - рознь. Так, формы проявления кризиса в реальном секторе экономики и в кредитно-финансовой сфере различаются принципиально.

Кризис перепроизводства товаров начинается с завышения цен и, как следствие, проблем реализации. Выход из кризиса перепроизводства связан с падением товарных цен, повышением эффективности производства вследствие роста производительности труда.

Кредитно-финансовый кризис представляет собой спад деловой активности в процессе функционирования кредитно-финансовой системы и вызывается падением цен на финансовые активы. Выход из кризиса состоит в повышении цен на финансовые активы. К основным формам проявления кредитно-финансового кризиса следует отнести:

а) резкое сжатие товарного, коммерческого и банковского кредита;

б) обострение проблем с ликвидностью, массовый невозврат кредитов;

в) «набеги» на банки и изъятие депозитов;

г) банкротство кредитно-финансовых институтов;

д) резкое повышение нормы процента;

е) нарастание инфляции и др.

Глобальный кредитно-финансовый кризис,

начавшийся в США в 2007 г., представляет собой крушение и распад глобальной кредитно-финансовой пирамиды, встроенной США в мировую экономику в послевоенный период. В структуре данной кредитно-финансовой пирамиды можно выделить основание в виде глобального бумажно-долларового стандарта и четыре глобальных элемента, составляющих «стены» конструкции:

1) кредитный рынок;

2) фондовый рынок;

3) масштабную долларовую эмиссию;

4) гигантский неоплатный государственный долг, имеющий три составляющих: долг федеральный, долги штатов и муниципальных образований.

В условиях золотого стандарта были зависимы напрямую между собой денежная эмиссия и кредитный рынок. Отказ от золотого стандарта породил иные связи: оказались тесно связаны, с одной стороны, кредитный и фондовый рынки, с другой стороны, - денежная эмиссия и эмиссия государственных долговых обязательств.

Осуществляя дополнительную эмиссию денег и выпуск государственных обязательств, изменяя

процентные ставки и валютный курс, понимают ли монетарные власти последствия предпринимаемых действий? Находят ли современные реалии отражение в управлении экономикой? Далее авторы постараются ответить на поставленные вопросы под углом зрения острых кризисных ситуаций, слишком часто возникающих с начала XXI в.

Проблема учета источников процентного риска. Глобальный кредитно-финансовый кризис отрицательно повлиял на мировую экономику в целом, поскольку сложилась тесная взаимосвязь товарных, кредитных и финансовых рынков различных государств. Видимым источником глубокой рецессии и выросшего неоплатного госдолга многих стран мира считается ипотечный кризис в США и вызванный им обвал на фондовом рынке. Действительно, с этими фактами нельзя спорить, однако так и остается невыясненным очень важный вопрос: какие обстоятельства заставили руководителей многих крупных и надежных банков ввязаться в такую авантюру, как выдача кредитов ненадежным заемщикам и вложение огромного числа активов в ипотечные ценные бумаги? Конечно, проще всего сказать, что банкиры элементарно просчитались, но в массовое случайное заблуждение специалистов как-то не верится. При более детальном анализе причинно-следственных и иных закономерных связей становится ясно, что конкретные основания для вполне определенного поведения финансовых рынков были вызваны совсем другим фактором -существенным и многократным изменением ставки по федеральным фондам в США. Отметим, что федеральные фонды представляют собой средства рынка межбанковских депозитов в США, которые находятся на принадлежащих коммерческим банкам счетах в федеральных резервных банках и предоставляются ими в кредит друг другу на короткий срок. Они предопределяют все остальные процентные ставки на кредитно-финансовых рынках.

Традиционно как ФРС, так и многие другие центральные банки развитых стран осуществляют денежно-кредитную политику, направленную на снижение уровня ставок в период спада в экономике и на увеличение ставок во время слишком бурного подъема. Классическое объяснение такого поведения заключается в том, что низкие ставки стимулируют деловую активность населения, а высокие - позволяют избежать чрезмерного роста инфляции. Для этих целей в США осуществляется таргетирование ставки по федеральным фондам,

которая представляет собой ставку по межбанковским кредитам овернайт. Ее величина впоследствии влияет на стоимость всех кредитов и депозитов в стране.

После того как ФРС принимает решение изменить ставку по федеральным фондам, в действие вводится определенный механизм управленческих технологий, разумность которого ставится под сомнение некоторыми экономистами [1]. Федеральная резервная система вмешивается в функционирование рынка и начинает покупать (продавать) государственные ценные бумаги, что приводит к росту (падению) объема денежной массы в экономике и снижению (увеличению) уровня ставок. Приобретая финансовые инструменты в условиях фактически ничем не обеспеченной денежной эмиссии цифровых денег, ФРС просто рисует на счете продавца электронную денежную сумму [4].

Искусственное изменение уровня ставок вносит дисбаланс в работу рыночных структур. Кредитно-финансовые институты не успевают перестроиться на новые условия по многим объективным причинам. В результате, из-за колебаний ставки по федеральным фондам существенно увеличивается процентный риск кредитных организаций. Отметим, что согласно определению Базельского комитета, процентный риск представляет собой «подверженность финансового положения банка неблагоприятным изменениям процентных ставок» [6]. Любая кредитная организация в той или иной степени неизбежно подвержена данному виду риска, который имеет четыре основных источника:

1) риск установления новой цены;

2) опционный риск;

3) риск кривой доходности;

4) базисный риск.

В целом, как будет представлено далее, сильные колебания ставки по федеральным фондам существенно увеличили процентный риск коммерческих банков и привели в условиях глобализации к рецессии мировой экономики.

Процентный риск и дисбаланс на кредитно-финансовом рынке. В 2000 г. в США произошел заметный экономический спад, обусловленный массовым обесцениванием акций интернет-компаний. В результате этих событий сотни «дот-комов», т. е. компаний, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в сети Интернет, обанкротились, были ликвидированы или проданы. Такая ситуация возникла вследствие того, что большинство из них

было низкоэффективными, их средства расходовались в основном на маркетинговые акции, рекламу на телевидении и в прессе. В дополнение к этому внешний шок, порожденный террористическим актом 11.09.2001, вызвал падение темпов торговли на фондовой бирже и кратковременную дефляцию. В довершение ко всему обесценились акции двух крупных американских компаний: «Энрон» (Enron) и «УорлдКом» (WorldCom), так как стало известно о существенном криминальном завышении прибыли в их отчетности.

На первый взгляд, проблемы США периода рецессии 2001 г. кажутся серьезными, но при детальном рассмотрении становятся ясно, что они имели достаточно локальный и временный характер. Банкротство нерентабельных интернет-компаний освободило место для более прибыльного бизнеса, в который были вложены средства инвесторов. Теракт и дефляция - это серьезные потрясения, но они не имели длительного и крупномасштабного негативного влияния на экономику. Проблемы случаев фальсификации отчетности были разрешены ужесточением законодательства и контроля со стороны государственных структур. Тем не менее ФРС показалось недостаточно данных мер, и она решила стимулировать рост ВВП снижением ставки по федеральным фондам.

Можно достоверно полагать, что небольшое уменьшение ставки не принесло бы особого вреда финансовой системе, но резкое сокращение ставки по федеральным фондам на 550 базисных пунктов (с 6,5 до 1,0 %) за период с января 2001 г. по июнь 2003 г. имело масштабный пролонгированный негативный эффект. Прежде всего активизировался основной источник процентного риска - риск установления новой цены, который возникает из-за временной разницы в сроке погашения (для инструментов с фиксированной ставкой) и переоценки (для инструментов с плавающей ставкой) банковских активов, обязательств и забалансовых позиций. За 11 мес., с января по ноябрь 2001 г., ставка по федеральным фондам упала на 4 %. Такое сильное снижение существенно дисбалансировало рынок. Если согласно контрактам банку предстояла переоценка или погашение большего объема процентных активов, чем процентных обязательств, то его прибыль могла сильно сократиться.

Поясним эту мысль на следующем примере. Допустим, сумма обязательств банка, чувствительных к изменению ставки, равна 100 млн долл.,

и на нее начисляется 7 % в год. Предположим, что данные процентные расходы (в сумме 7 млн долл.) осуществляются за счет доходов от чувствительных к ставке активов, составляющих 150 млн долл. и приносящих 10 % в год (в сумме 15 млн долл.). Тогда чистый процентный доход банка равен 8 млн долл. Если процентные ставки упадут на 4 %, то после погашения и переоценки финансовых инструментов ставки по новым активам и обязательствам станут равными 3 и 6 %, соответственно. Таким образом, чистый процентный доход снизится с 8 до 6 млн долл. Несмотря на то, что кредитные организации знают заранее о предстоящем падении или увеличении ставки по федеральным фондам, изменение или хеджирование структуры баланса в целях сокращения риска, особенно в короткий срок, может быль слишком сложной и дорогостоящей задачей.

Как правило, в категорию «чувствительные к изменению ставки» попадают краткосрочные или привязанные к плавающей ставке активы и обязательства. Если у кредитной организации больше чувствительных к ставке обязательств, чем активов, то при падении ставок на рынке она сможет получать более высокий процентный доход, но недолго. В скором времени заемщики начнут рефинансировать долгосрочные ссуды по более низким ставкам.

Данная схема материализовалась в США в 2002-2003 гг.: реальный сектор экономики несколь-

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

—- Ставка по федеральным фондам (левая шкала) С?Р. > поебея океле '

......Средняя ставка по ипотечному кредиту (левая шкала)

Источник: составлено на основе данных квартальных отчетов о банковской деятельности (Quarterly Banking Profiles) Федеральной корпорации страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). URL: http://www. fdic. gov.

Рис. 1. Влияние изменений ставки по федеральным фондам США на процентную ставку и постоянную скорость предоплаты (CPR) стандартных 30-летних ипотечных кредитов

ко активизировался, тогда как коммерческие банки постепенно теряли свою прибыль. Вследствие снижения ставки они получали более низкие доходы по активам и вынуждены были выплачивать высокие проценты по обязательствам, привлеченным ранее. Заемщикам стало выгодно брать ссуды, ставки по ним были небольшими. Особенной популярностью начали пользоваться ипотечные кредиты. При этом многие американские домовладельцы не упускали возможности рефинансировать свои кредиты. Банки же не могли в одностороннем порядке расторгать договоры по долгосрочным вкладам, на которые начислялась высокая процентная ставка. Таким образом, процентный риск кредитных организаций стал стремительно увеличиваться.

Обратная зависимость изменения ставки по федеральным фондам США и постоянной скорости предоплаты (constant prepayment rate, CPR) представлена на рис. 1. Величина CPR показывает, какой процент от основной суммы долга по кредитам будет рефинансирован или досрочно погашен в течение следующих 12 мес. При снижении ставки по федеральным фондам, а вслед за ней и ставки по ипотечным кредитам, объем рефинансирования займов увеличивается. Соответственно, при увеличении ставки по федеральным фондам и ипотечным кредитам объем рефинансирования падает. Такая же зависимость прослеживается и в отношении отзывных ценных бумаг, приобретенных коммерческими банками. 5 0 % Вероятность досрочного погашения финансовых инструментов представляет собой опционный риск - один из наиболее существенных источников процентного риска.

Действия ФРС вызвали рост рефинансирования в 2002-2005 гг., который достиг своего пика в 2003 г. (см. рис. 1), когда заемщики рефинансировали 70 % ипотечных кредитов, выданных в этом году [2].

Проблема необходимости реинвестировать размещенные денежные средства под более низкую ставку вынуждала банки искать альтернативные источники финансирования. Данная ситуация спровоцировала рост спроса на секьюритизиро-ванные ипотечные ценные бумаги (рис. 2). Именно эти финансовые инструменты позволили сгладить стремительное падение чистой процентной маржи из-за сужения процентного спрэда. Тем не менее совокупная чистая процентная маржа кредитных организаций США все равно продолжала падать. С начала 2002 г. и до конца 2005 г. она снизилась на 60 базисных пунктов [7].

Выпуск облигаций, обеспеченных доходами от портфеля ипотечных кредитов, давал банкам возможность, не дожидаясь конца срока ипотеки, вернуть назад выданные денежные средства и вложить их вновь, получая дополнительный доход. Вероятность неисполнения обязательств по ипотечным ценным бумагам успешно хеджировалась кредитными деривативами. За период с 2000 по 2012 г. объем кредитных деривативов в портфелях коммерческих банков увеличился в 52 раза [5].

В период с 2000 по 2007 г. стремительное развитие получает рынок облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами (collateralized debt obligations, CDO), повышается спрос на ипотечные ценные бумаги (mortgage-backed securities, MBS) (рис. 2). Правда, нужно отметить, что к 2005 г. спрос на кредиты под залог жилья начал снижаться, так как основная масса кредитоспособного населения уже взяла ипотеку. Раскрученную спираль ипотеки оказалось не так просто остановить, тем более что банкам был необходим дополнительный источник

2006 г. она изменилась с 1 до 5,25 %. К этому моменту коммерческие банки уже выдали большое количество долгосрочных ипотечных кредитов под низкую процентную ставку, и теперь перед ними стоял вопрос, как обеспечить выплаты по новым депозитам с высокой ставкой.

В сложившейся ситуации у коммерческих банков не оставалось другого выбора, кроме как расширить линейку кредитования и выдавать ипотечные ссуды менее надежным заемщикам с неподтвержденными доходами или без первого взноса. Данное решение было продиктовано высоким спросом на ипотечные ценные бумаги, что давало банкам возможность заработать необходимую прибыль. В декабре 2005 г. кривая доходности рынка инвертировалась из-за существенного увеличения уровня ставок. Данная ситуация означала, что краткосрочные ставки превысили долгосрочные. Таким образом, четко проявился следующий источник процентного риска: изменение формы и наклона кривой доходности.

Согласно имеющимся расчетам, в 1968 г. временной лаг между инверсией кривой доходности казначейских ценных бумаг США и началом рецессии составлял в среднем 14 мес. [9]. Последняя рецессия началась в декабре 2007 г. Возможно, этот временной интервал был более длительным по сравнению с другими, так как кривая доходности представляла собой прямую или слегка инвертированную линию достаточно долго до момента начала рецессии. Со времен Второй мировой войны только дважды кривая

3 500

3 500

2 500

2 000

доходов, поскольку они были поставлены в тяжелое положение ФРС.

Добившись желаемого роста ВВП, ФРС стала значительно повышать ставку по федеральным фондам. За период с июня 2003 г. по июнь

1 500

1 000

500

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г.

■ Ипотечные кредиты ■ Ценные бумаги, обеспеченные ипотекой

Источник: составлено на основе данных квартальных отчетов о банковской деятельности (Quarterly Banking Profiles) Федеральной корпорации страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). URL: http://www. fdic. gov.

рис. 2. Объем выданных кредитными организациями США ипотечных кредитов и ценных бумаг, обеспеченных ипотекой

доходности инвертировалась, а рецессия не последовала, что произошло в 1965 г. в период вьетнамской войны и в 1999 г., когда Казначейство США объявило о программе выкупа выпущенных долгосрочных государственных облигаций [3].

Как правило, центральные банки объясняют, что изменение уровня процентных ставок осуществляется для сглаживания амплитуд бизнес-циклов. Данная мера может быть оправданной, если денежно-кредитная политика не приводит к инверсии кривой доходности. При прочих равных условиях долгосрочные финансовые инструменты являются более рискованными, чем краткосрочные, и это должно отражаться на величине их процентных ставок. Многие аналитики считают, что отсутствие инверсии кривой доходности в период вьетнамской войны объясняется огромной величиной государственных затрат [8]. Увеличение государственных расходов действительно может помочь справиться с рецессией, но гораздо лучше инвестировать в общественные блага и развивать инфраструктуру страны, чем финансировать войны и проводить крупномасштабные операции на открытом рынке.

Стоит отметить, что при изменении ставки рефинансирования активизируется еще один источник процентного риска - базисный риск. Кредитные организации выдают и привлекают денежные средства как под фиксированные ставки, так и под плавающие. Когда ФРС снижала ставку рефинансирования в 2001-2004 гг., фиксированные 15%

10

20С

■"-—■"Изменение объема просроченных ипотечных кредитов

-Изменение уровня цен на жилую недвижимость

Источник: составлено на основе квартальных отчетов о банковской деятельности (Quarterly Banking Profiles) Федеральной корпорации страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) (URL: http://www. fdic. gov.) и статистики цен на жилье Федерального агентства по финансированию жилья (Federal Housing Finance Agency) (URL: http://www. fhfa. gov.)

Рис. 3. Взаимосвязь между снижением уровня цен на жилую недвижимость и ростом объема просроченных ипотечных кредитов

ставки по действующим финансовым инструментам оставались неизменными, а плавающие ставки (в основном те, которые привязаны к ставке по федеральным фондам) изменялись. В этот период заемщики оказались в более выгодной ситуации, а доходы коммерческих банков снизились. Когда ФРС увеличила процентную ставку в 2005-2006 гг., заемщики, взявшие ипотеку под плавающую ставку, почувствовали, что их долговое бремя стало непосильным, и постепенно перестали выплачивать ипотеку, что привело к существенному росту объема просроченных кредитов в 2007 г. (рис. 3).

До 2006 г. стоимость недвижимости постоянно увеличивалась. Поэтому, несмотря на то, что ФРС стала увеличивать ставку по федеральным фондам, чтобы уменьшить инфляцию, менее надежные заемщики брали кредиты по более высокой ставке. Когда политика рефинансирования подействовала, и цены на жилье начали снижаться, то сумма долга многих домовладельцев стала превышать рыночную стоимость жилой недвижимости. В этих условиях не было никакой выгоды от покупки дома в кредит: тело долга через какое-то время начинало превышать стоимость приобретенной недвижимости, и плюс к этому надо было выплачивать проценты. Неудивительно, что количество просроченных платежей резко увеличилось (взаимосвязь между снижением уровня цен на жилую недвижимость и ростом объема просроченных более чем на 90 дней ипотечных кредитов представлена на рис. 3).

В результате, рейтинг по ипотечным ценным бумагам был снижен в декабре 2006 г., а в 2007 г. начались их повсеместные дефолты. Из-за этого кредитно-финансовые организации США и других стран, выдававшие кредитные дерива-тивы для хеджирования обеспеченных недвижимостью ценных бумаг, понесли большие потери. Поскольку ипотечные ценные

2011 г.

бумаги США продавались по всему миру, то индексы многих фондовых бирж значительно снизились, негативно повлияв на глобальную экономическую конъюнктуру.

некоторые выводы для теории и практики. Сложившаяся инерция мышления и выработанный ранее стереотип поведения приводят к тому, что история прошлых кризисов ничему не учит. Бороться с кризисом, начавшимся в 2007 г. на кредитном и финансовом рынках, ФРС стала старыми методами, снова значительно снизив за период с июня 2006 г. по декабрь 2008 г. ставку по федеральным фондам с 5,25 до 0,25 %. Данное изменение существенно увеличило процентный риск кредитных организаций, исказило сформировавшийся рыночный механизм и лишило реальный сектор экономики стимула вводить инновации для выхода из сложившейся ситуации. По состоянию на конец 2011 г. политика рефинансирования ФРС не привела к существенному увеличению ВВП в США, в то время как инфляция уже начинала превышать уровень роста ВВП. Вероятно, для борьбы с этой инфляцией ФРС вскоре опять начнет поднимать ставку по федеральным фондам, что, естественно, приведет к появлению старых проблем.

В целом можно обоснованно утверждать, что политика ФРС, направленная на изменение ставки по федеральным фондам, существенно увеличивает процентный риск кредитных организаций. При этом активизируются все без исключения источники процентного риска.

Во-первых, возрастает риск не сбалансированного по срокам изменения ставок по финансовым инструментам (риск установления новой цены).

Во-вторых, как показал конкретный исторический пример (см. рис. 1), снижение ставки по федеральным фондам увеличивает риск исполнения встроенных опционов (в США произошло массовое рефинансирование ипотечных кредитов).

В-третьих, некоторые плавающие ставки по привлеченным и размещенным ресурсам изменяются в соответствии со ставкой, таргетируемой ФРС, а некоторые - привязаны к другим базовым ставкам, что может привести к существенному сужению процентного спрэда, т. е. к базисному риску.

В-четвертых, устанавливая целевую величину ставки межбанковских кредитов, монетарные власти страны влияют на ожидания рынка и увеличивают риск изменения формы и наклона кривой доходности. В частности, если центральный банк или ФРС поднимают ставку, то доходность краткосрочных

финансовых инструментов может превысить доходность долгосрочных. Такая ситуация называется инверсией кривой доходности, так как нормальное функционирование рынка предполагает, что долгосрочные ставки должны превышать краткосрочные, поскольку предоставление денежных средств на более длительный срок несет в себе более высокий риск. Таким образом, политика изменения денежной массы и процентных ставок в стране может привести к искажению рынка, увеличению процентного риска коммерческих банков и нарастанию кризисных явлений в кредитно-финансовой системе. Ухудшение состояния экономики США неизбежно негативно повлияет на другие страны, в том числе и на Россию, заинтересованную в иностранных инвестициях и имеющую большие долларовые резервы.

Список литературы

1. Fekete A. E. The Federal Reserve as an Engine of Deflation // Santa Colomba Conference. 2009. P. 2.

2. Hedberg W., Krainer J. Mortgage Prepayments and Changing Underwriting Standards // FRBSF Economic Letter. 19 July. 2010. P. 22.

3. Koch T. W., MacDonaldS. S. Bank Management, 7th ed. USA: South-Western Cengage Learning, 2010. P. 744.

4. Monetary policy: try overshooting for once // The Economist Newspaper Limited. 5 March. 2012. URL: http://www. economist. com/blogs/ freeexchange/2012/03/monetary-policy (дата обращения: 12.04.2012).

5. OCC's Quarterly Report on Bank Trading and Derivatives Activities // Office of the Comptroller of the Currency. URL: http://www.occ.gov/topics/capital-markets/financial-markets/trading/derivatives/derivatives-quarterly-report.html (дата обращения: 12.04.2012).

6. Principles for the management and supervision of interest rate risk // Bank for International Settlements (BIS). Basle. 2004. July.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Quarterly Banking Profile // Federal Deposit Insurance Corporation. URL: http://www2.fdic. gov/ qbp/qbpSelect. asp?menuItem=QBP (дата обращения: 12.04.2012).

8. The Encyclopedia of the Vietnam War: A Political, Social, and Military History / Tucker S. C., editor, 2nd Ed. USA: ABC-CLIO, 2011. P. 326.

9. US Business Cycle Expansions and Contractions // The Business Cycle Dating Committee. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2010. September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.