Научная статья на тему 'Влияние изменений природно-климатических условий на состояние автомобильных дорог во Вьетнаме'

Влияние изменений природно-климатических условий на состояние автомобильных дорог во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕЛИЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / TEMPERATURE INCREASE / ПЛОЩАДИ ЛЕСОВ / FOREST AREA / СРЕДНИЕ ОСАДКИ / ПРОЧНОСТЬ / STRENGTH / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / ДОРОГА / ROAD / ОПОЛЗЕНЬ / LANDSLIDE / НИЗОВАЯ СТОРОНА / ВЕРХОВАЯ СТОРОНА / СКЛОН / SLOPE / AVERAGE RAINFALL / NEGATIVE SLOPES / POSITIVE SLOPES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Нгуен Дык Ши

Развитие тяжелой, а также лесной промышленности и лесных пожаров приводит к ухудшению природно-климатических условий Северного Вьетнама. Негативные изменения влияют непосредственно на среду обитания человека, состояние транспортных средств и сооружений, обслуживающих человеческие потребности. Данная работа посвящена изучению влияния изменений природно-климатических условий на эксплуатационные показатели автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHANGES NATURAL CONDITIONS TO HIGHWAY STATUS OF VIETNAM

Development heavy, and also the wood industry and forest fires lead to deterioration of environmental conditions of Northern Vietnam. Negative changes influence directly a human environment, a condition of vehicles and the constructions serving human wants. The given work is devoted studying influence of changes natural conditions on operational indicators of highways.

Текст научной работы на тему «Влияние изменений природно-климатических условий на состояние автомобильных дорог во Вьетнаме»

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВО

ВЬЕТНАМЕ

INFLUENCE OF CHANGES NATURAL CONDITIONS TO HIGHWAY STATUS OF VIETNAM

Нгуен Дык Ши

Nguyen Duc Sy

ВГАСУ

Развитие тяжелой, а также лесной промышленности и лесных пожаров приводит к ухудшению природно-климатических условий Северного Вьетнама. Негативные изменения влияют непосредственно на среду обитания человека, состояние транспортных средств и сооружений, обслуживающих человеческие потребности. Данная работа посвящена изучению влияния изменений природно-климатических условий на эксплуатационные показатели автомобильных дорог.

Development heavy, and also the wood industry and forest fires lead to deterioration of environmental conditions of Northern Vietnam. Negative changes influence directly a human environment, a condition of vehicles and the constructions serving human wants. The given work is devoted studying influence of changes natural conditions on operational indicators of highways.

Происходящие в последние десятилетия динамичные изменения в физической или биологической средах, отрицательно влияют на состав и способность воспроизводства природных экосистем, от которых непосредственно зависят жизнедеятельность социально-экономических систем, а также здоровье и благосостояние населения.

Основными признаками изменения природно-климатических условий являются:

- увеличение температуры атмосферы, земной и водной поверхности планеты, изменение их качественного состояния негативно влияют на среду обитания человека и всех живых существ на планете;

- повышение уровня водной поверхности из-за таяния льдов приводит к затоплению низких территорий и маленьких островов на море;

- изменение интенсивности циркуляции воздушных масс в атмосфере отрицательно сказывается на круговороте воды в природе;

- снижение биологической продуктивности экосистем, качества и состава гидросферы, биосферы и вызывает изменение социально-экологических условий жизни.

Во Вьетнаме основными причинами, приводящими к изменению природно-климатических условий, являются лесные пожары и вырубка лесов. Леса выполняют функции регулирования процессов выработки кислорода, защиты от засухи, аккумулирования воды и формирования ливневого стока, снижения эрозионных процессов и риска наводнения; защиты морского побережья, преграды от ветра и песка; защиты атмосферы промышленных и жилых территорий, снижения шума, смягчения климата.

7/2011

ВЕСТНИК _МГСУ

Однако по разным причинам и в том числе для удовлетворения человеческих потребностей леса вырубаются, несмотря на негативные последствия.

В настоящее время площадь покрывающих лесов во Вьетнаме резко уменьшается. По статистическим данным министерства земледелия и развития деревни площадь покрывающих лесов характеризуется следующими показателями (рис. 1) [3]:

1943

1976

1985

1995 2009 Время, год

1943

1976

1985

1995 2009 Время, год

Рис. 1. График площади лесов в течение долгого времени

С изменением природно-климатических условий, каждый год во Вьетнаме происходят стихийные бедствия и наводнения с огромным материальным ущербом и человеческими жертвами.

С разогревом коры земной шара постепенно увеличивается температура окружающей среды. По статистическим данным Департамента метеорологии и гидрологии температура воздуха во Вьетнаме увеличивается в среднем на 0,7 градуса каждый год. Следствием этого процесса является увеличение интенсивности испарения с водной поверхности, а среднее количество осадков во Вьетнаме возросло с 1200 до 2500 мм, в некоторых местах в период с мая до октября они могут достигать 3000 мм. Карта средних осадков во Вьетнаме приведена на рисунке 2.

Во Вьетнаме выпадение огромного количества ливневых осадков в течение продолжительного времени обычно приводит к наводнениям. Например, наводнение в октябре 2010 в провинции Куанбинг привело к огромным человеческим и материальным потерям, перебоям в транспортном сообщении селитебных зон (рис. 3).

Продолжительные ливни из-за изменений природно-климатических условий является одной из главных причин, затрудняющих эксплуатацию автомобильных дорог во Вьетнаме, особенно дорог вдоль лесов на Севере и вдоль рек. Осадки, проникающие через трещины и разрушения в покрытии, приводят к переувлажнению земляного полотна выше предельного уровня. Поэтому прочность и устойчивость земляного полотна изменяются в худшую сторону. В последние десятилетия после затяжных мус-сонных дождей на многих магистралях Вьетнама возникают оползни и обвалы. Обвалы откоса с верховой стороны дороги приводят к разрушению земляного полотна и к прерыванию транспортного сообщения. В других местах огромный водоток приводит к эрозии откоса с низовой стороны и образованию промоин, что приводит к разрушению земляного полотна и дорожного покрытия (рис. 4) [1, 2, 4].

7/2011

ВЕСТНИК МГСУ

Рис. 4 Оползень - обвал

Формирование разрушительного оползня-обвала происходит за короткий промежуток времени. Эта проблема в настоящее время особенно актуальна для условий Вьетнама, так как несмотря на огромные затраты на защитные и укрепительные работы, происходит массовые разрушение дорог. Не смотря на многочисленные исследования по вопросам укрепления откосов земляного полотна, в настоящее время во Вьетнаме нет однозначного решения данной проблемы. Изменение природно-климатических условий во многом происходит по антропогенным причинам. Для решения данной актуальной проблемы необходимо защищать окружающую среду, особенно леса, а потом применять универсальные мероприятия для укрепления откосов земляного полотна (рис. 5).

Рис. 5 Разрушение откосов инженерных сооружений на дорогах

Наводнения в 2010 году привели к гибели 67 человек убитыми и пропавшими без вести. Автомобильные и железные дороги были повреждены в разных местах, ущерб от стихийного бедствия составил больше чем 1,5 миллиарда долларов.

Выводы: для снижения скорости климатических изменений и их отрицательных воздействий, необходимо повысить экологическую культуру населения, разработать и осуществить мероприятия по охране окружающей среды. В дорожном строительстве следует предусматривать комплекс организационно-технических и конструктивных мероприятий по предупреждению негативных последствий в процессе эксплуатации объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

Литература:

1. Подольский Вл.П., Глагольев A.B., Поспелов П.И. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Т. I. Земляное полотно. - Воронеж, 2005. - 528с.

2. Нгуен Дык Ши. Оползневые явления на магистральных дорогах Северного Вьетнама. -Инженерные системы и сооружения. - Выпуск № 1(2). - Воронеж, 2010. c 170-173.

3. Системы защиты и развития лесов на период 2010-2020 годов. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ханой, 2008.

4. Статистика состояние поврежденных дорог после сезона дождей. Министерство строительства. Ханой, 2010.

5. Подольский Вл.П., Ухин Д.В. Моделирование теплопереноса в дорожной конструкции, оборудованной системой снеготаяния // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Строительство и архитектура. - 2008. - 3 (11). - С. 144-151.

6. Подольский Вл.П., Ухин Д.В. Нестационарный теплообмен в системах снеготаяния // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Строительство и архитектура. - 2009. - 4 (16). - С. 135-140.

7. Мелькумов В.Н., Матвиенко Ф.В., Канищев А.Н., Волков В.В. Прогнозирование величины необратимой деформации дорожной конструкции от воздействия транспортного потока // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Строительство и архитектура. - 2010. - 3 (19). - С. 81-92.

Literature:

1. Podolsky Vl.P., Glagolev A.V., Pospelov P.Y. Technology and organization construction roads. Vol I. Subgrade of road. Voronezh, 2005, 528p.

2. Nguyen Duc Sy. Landslides on roads at Northern Vietnam. Engineering systems and constructions. - Issue № 1 (2). - Voronezh, 2010. - pp. 170-173.

3. Protection schemes and development of forests for the period 2010-2020. Ministry of Natural Resources and Environment. Hanoi, 2008.

4. Statistics status damaged roads after the rainy season. Ministry of Construction. Hanoi, 2010.

5. Podolsky Vl. P., Ukhin D. V. Modelling of heat transfer in road structure equipped with melting systems // Nauchny Vestnik VGASU. Stroitelstvo I arkhitektura. - 2008. - 3 (11). - pp. 144-151.

6. Podolsky Vl. P., Ukhin D. V. Non-steady state heat exchange in snow melting systems // Nauchny Vestnik VGASU. Stroitelstvo I arkhitektura. - 2009. - 4 (16). - pp. 135-140.

7. Melkumov V. N., Matvienko F.V., Kanischev A. N., Volkov V. V. Forecast of road irreversible deformation caused by transport flow // Nauchny Vestnik VGASU. Stroitelstvo I arkhitektura. -2010. - 3 (19). - pp. 81-92.

Ключевые слова: увеличение температуры, площади лесов, средние осадки, прочность, устойчивость, дорога, оползень, низовая сторона, верховая сторона, склон.

Keywords: temperature increase, forest area, average rainfall, strength, stability, road, landslide, negative slopes, positive slopes, slope.

Телефон: 89525476657; каф. строительства и эксплуатация автомобильных дорог.

Эл. почта: ducnguvensv@,vahoo.com

Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.