РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Влияние избыточной налоговой нагрузки на ненаблюдаемую экономику регионов Дальнего Востока1
Мария Какаулина*, Олег Цепелев
Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия
Информация о статье
Поступила в редакцию: 08.11.20 18 Принята к опубликованию: 21.02.2019
УДК 336.221.264, 330.34.014 ШЬ Н22, Н26, 011, С51
Ключевые слова:
налоговая нагрузка, ненаблюдаемая экономика, валовая добавленная стоимость, регион, Дальний Восток, отраслевая структура, экономическое развитие, эко-нометрическое моделирование, фиктивные переменные
Keywords:
tax burden, non-observed economy, gross value added (GVA), region, Far East, sector structure, economic development, econometric modeling, dummy variables
Аннотация
В статье исследуется проблема влияния превышения фактической налоговой нагрузки своего оптимального уровня на масштаб ненаблюдаемой экономики отдельных регионов Дальнего Востока. Построена эконометрическая модель влияния избыточной налоговой нагрузки на размер ненаблюдаемой экономики для дальневосточных регионов с различным уровнем экономического развития. На основе полученных результатов сделан вывод о том, что повышение избыточной налоговой нагрузки на 1 п.п. приведет к тому, что часть легального бизнеса «уйдет в тень». А именно, около 0,38-0,40% валовой добавленной стоимости (далее -ВДС), нарабатываемой в официальном секторе экономики Дальнего Востока, будет создаваться в неофициальном.
Influence of Excessive Tax Burden on Non-Observed Economy in Far Eastern Regions of Russian Federation
Maria Kakaulina, Oleg Tsepelev
Abstract
The article deals with the problem of overcoming actual tax burden of its optimal level on the scale of unobserved economy of certain regions of the Far East.
In the course of research, we used following methods: method of comparative analysis, system-structural method, econometric modeling, and indirect methods based on the economic indicators of the Federal Service of State Statistics of Russian Federation, the Federal Tax Service of Russian Federation, various Ministries and Rating agency «RIA Rating». We construct an econometric model of the effect of excessive tax burden on the size of non-observed economy for the Far Eastern regions with different levels of economic development.
On the basis of the results, it was concluded that with an increase in excessive tax burden by 1 percentage point, part of the legal business will «go into the shadows» - the share of non-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта18-010-00792 «Исследование факторов пространственной дифференциации ненаблюдаемой экономики, обеспечивающих сбалансированное развитие Дальнего Востока России»
* Автор для связи: [email protected] БОТ: https://dx.doi .ог^10.24866/2311 -2271/2019-2/31 -39
observed sector in the GVA of these territories will increase by 0.36 percentage points. Namely, about 0.38-0.40% of GVA generated in official sector of economy of the Far East will be created in unofficial sector. The results of the research can be used in the activities of the Ministry of Finance of Russian Federation in establishing the main tax policy in terms of tax rates, as well as the introduction of various tax incentives and preferences.
The obtained results give rise to doubts in achievement of the declared goals by the tax burden, among which are: stimulation of economic development, modernization and technological re-equipment of enterprises, exit of business «from the shadows», increasing the competitiveness of products and increasing the size of non-primary exports.
Введение
В экономике любого государства всегда существует теневой сектор. Он представляет собой реакцию индивида на общественный контроль. Создание различного рода законодательных ограничений в значительной мере предопределило поведение общества. Причем, важны даже не столько сами законы, сколько наличие возможностей их обойти. В конечном итоге, всякое безнаказанное нарушение становится нормой. Таким образом, факт существования неофициальной экономики указывает на несовершенство правового государства. Причин, порождающих возникновение теневого сектора, достаточно много. Ключевая - повышенное налоговое давление на хозяйствующие субъекты.
Целью данного исследования является оценка влияния избыточной налоговой нагрузки на размер ненаблюдаемого сектора в экономике регионов Дальнего Востока.
Теоретический и эмпирический инструментарий количественной оценки размеров теневого сектора экономики и влияния на него различных факторов уже создан и является достаточно разнообразным. Данной проблематике посвящены труды А.Н. Ильченко, А.Ю. Ощепкова, А.Н. Петрова, Е.В. Соколовской, Д.Б. Соколовского, О.А. Цепелева, Я.Д. Ширяевой [1-5].
Проблемы уклонения от уплаты налогов вследствие ухода экономических агентов «в тень» широко рассмотрены Л.А. Буровой, А.П. Киреенко, А.М. Соколовской, Г.Р. Хамидуллиной [6-10].
Определение размера налоговой нагрузки с учетом вклада теневого сектора достаточно подробно описано И.А. Майбуровым [11].
Попытку количественной оценки оптимальной величины налоговой нагрузки в современных экономических условиях осуществляли авторы, в трудах которых приведены различные модели, отличающиеся набором факторов и видом связи переменных [12-13].
Экономисты С.В. Простоквашин, Д.Ю. Федотов активно исследуют влияние налоговой нагрузки на процессы «тенизации» экономики страны и отдельных её регионов [14-16].
Основными недостатками приведенных исследований является их преимущественно теоретический и обзорный характер, рассмотрение в качестве основного фактора ненаблюдаемой экономики фактической налоговой нагрузки без привязки к ее оптимальному уровню, а также отсутствие учета дифференциации регионов по экономическому развитию.
Оценка влияния избыточной налоговой нагрузки на долю
ненаблюдаемого сектора экономики в регионах Дальнего Востока
В данном исследовании под избыточной налоговой нагрузкой будем понимать величину превышения фактической налоговой нагрузкой своего оптимального уровня. Расчет оптимального уровня налоговой нагрузки исследуе-
мых территорий был произведен на основе статистической трехфакторной модели, предложенной Е.В. Балацким. Данная модель, базирующаяся на концепции кривой Лаффера, представлена двумя функциями (формулы 1, 2) [12]:
Y = yDl(a+bT)T K(c+dT)T q = yTDLa+bTT K (c+dT)T
где Y — выпуск (объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны); D — трендовый оператор (функция, зависящая от времени); L — труд (численность занятых в экономике работников); K — капитал (объем основных фондов);
у, a, b, с и d — параметры, оцениваемые статистически на основе ретроспективных динамических рядов;
Q — налоговые поступления (налоги, сборы и иные обязательные поступления в консолидированный бюджет РФ);
T — налоговая нагрузка (относительная налоговая нагрузка, исчисляемая как доля налоговых поступлений в ВВП, T Q Y = /).
В основе рассматриваемой модели лежит производственная функция Кобба-Дугласа (формула 3).
Y (T) = yeeTLaKß, (3)
где e — корень натурального логарифма;
0 — параметр, оценка которого должна происходить эконометрически.
В модели, представленной таким образом, множитель eeT, являющийся функцией налоговой нагрузки T, учитывает влияние на валовый выпуск той конкретной части институциональной среды, которая связана с налогами.
С целью верификации введенной модели все регионы Дальнего Востока были классифицированы по природно-ресурсному потенциалу на 4 группы (табл. 1).
Таблица 1
Классификация регионов Дальнего Востока
по природно-ресурсному потенциалу
Преобладающий тип природного ресурса Субъект РФ
Минеральные Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Водные биологические Камчатский край
Приморский край
Лесные Хабаровский край
Амурская область
Речные Магаданская область
Еврейская автономная область
Примечание: Чукотский автономный округ в расчетах не участвует, так как значение фактической налоговой нагрузки, рассчитанное для его экономики, превышает 100% Источник: составлено авторами
Для регионов, богатых минеральными ресурсами, в качестве дополнительного критерия используется фактор валовой стоимости минерально-сырьевой базы. Для районов, богатых водными биологическими ресурсами -улов рыбы и водных биоресурсов. В местах, где преобладают лесные ресурсы, дополнительным является фактор общего запаса древесины, а где водные ресурсы - объем среднегодового речного стока.
Значения избыточной налоговой нагрузки для исследуемых регионов за анализируемый период представлены в табл. 2.
Идентификационная стратегия оценки влияния избыточной нагрузки на долю ненаблюдаемого сектора экономики в регионах Дальнего Востока основана на оценивании уравнения следующего вида:
, = а * Тещ^ + у * ЕБ & ЕЯ + Г2* ЕБ + В, (4)
где ^поп-оЬ$, - доля ВДС, созданной в ненаблюдаемом секторе экономики, в общей ВДС;
Техс , - превышение фактической налоговой нагрузки оптимального уровня;
ЕБ & ЕЯ - дамми-переменная, характеризующая уровень экономического развития или экономической динамики в регионе; I - регион; ^ - период (год);
а , у^, у2 , В - параметры, оцениваемые статистически.
Основной интерес для нас представляет коэффициент а , т.к. именно он показывает, на сколько единиц увеличится доля ненаблюдаемого сектора в экономике региона при повышении избыточной налоговой нагрузки на 1 единицу.
В качестве дамми-переменной используем показатель «тип региона в зависимости от его экономического развития и экономической динамики (роста)».
Панельные данные для построения регрессионной модели представлены в табл. 2.
Таблица 2
Обзор панельных данных_
Регион ДВ Год dnon-obsi t >%* Texc,,, , п п-2 Тип региона3 ED & ER, 0 или 1 ED, 0 или 1
2004 10,46 4,29 0 0
2005 10,53 6,12 0 0
и 5S 2006 9,77 3,24 «отличники» 0 0
2007 9,67 4,31 по экономиче- 0 0
се >5 2008 8,66 0,84 скому разви- 0 0
св О 2009 10,37 1,70 тию, 0 0
Й н 2010 6,70 4,36 «двоечники» 0 0
2011 6,15 3,08 по экономиче- 0 0
Е? 2012 6,02 0,00 ской динамике 0 0
о 1) Рм 2013 5,76 0,00 0 0
2014 5,56 0,00 0 0
Регион ДВ Год dnon-obsi t Texct^ , п п-2 Тип региона3 ED & ER, 0 или 1 ED, 0 или 1
2015 4,76 0,00 0 0
2016 4,65 0,00 0 0
Хабаровский край 2004 14,35 7,80 «хорошисты» по экономическому развитию, «отличники» по экономической динамике 1 0
2005 15,18 4,58 1 0
2006 14,95 4,47 1 0
2007 14,32 6,32 1 0
2008 13,02 5,10 1 0
2009 14,45 3,52 1 0
2010 11,76 3,67 1 0
2011 10,63 5,05 1 0
2012 10,27 6,61 1 0
2013 9,85 0,00 1 0
2014 9,38 4,78 1 0
2015 9,03 2,55 1 0
2016 9,24 3,82 1 0
Амурская область 2004 14,20 6,08 «хорошисты» по экономическому развитию, «двоечники» по экономической динамике 0 1
2005 14,38 5,86 0 1
2006 13,90 2,69 0 1
2007 13,79 0,00 0 1
2008 12,37 5,41 0 1
2009 12,90 4,11 0 1
2010 10,90 5,27 0 1
2011 9,17 0,00 0 1
2012 9,28 3,22 0 1
2013 8,19 6,08 0 1
2014 9,00 6,98 0 1
2015 8,44 5,21 0 1
2016 8,69 4,92 0 1
Магаданская область 2004 7,81 0,00 «отличники» по экономическому развитию, «двоечники» по экономической динамике 0 0
2005 9,87 3,55 0 0
2006 9,36 2,61 0 0
2007 9,26 3,20 0 0
2008 8,40 3,77 0 0
2009 8,86 0,58 0 0
2010 7,31 1,15 0 0
2011 6,72 0,00 0 0
2012 7,12 2,28 0 0
2013 6,90 0,00 0 0
2014 6,92 0,00 0 0
2015 6,05 1,58 0 0
2016 5,45 2,07 0 0
Примечание: 1 - рассчитано на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ о размере корректировки отраслевой структуры ВДС страны на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами; 2 - если фактическая налоговая нагрузка в регионе ниже своего оптимального значения, следовательно, фактор принимает нулевое значение (избыточная налоговая нагрузка отсутствует); 3 - разработано Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» Источник: составлено авторами
Как видно из данных таблицы, мы ввели фиктивную переменную только для регионов - «хорошистов» по экономическому развитию, для регионов -«отличников» она отсутствует.
Суммарный анализ коэффициентов регрессии представлен в табл. 3.
Таблица 3
Суммарный анализ коэффициентов регрессии
Показатели а Ух У 2 B
Значения 0,3585 3,4416 2,6471 6,9851
Стандартная ошибка 0,1503 0,8038 0,7904 0,4934
1-статистика 2,3844 4,2815 3,3490 14,1562
р-уа1ие (вероятность ошибки) 0,02111 0,0001 0,0016 0,0000
Статистические параметры R2 = 0,531; F = 18,08; N = 52; E = 2,07
Примечание: Е - средняя ошибка аппроксимации Источник: составлено авторами
Модель проходит проверку на мультиколлинеарность, а также проверку остатков линейной регрессии на нормальность.
Таким образом, для экономик Республики Саха (Якутия) и Магаданской области предложенная модель на рассматриваемом интервале будет иметь вид:
d
non-obs ,
= 0,36* Т + 6,99
(5)
Для экономики Хабаровского края:
d
non-obs t
= 0,36* Т + 3,44 + 6,99
(6)
Для экономики Амурской области:
d h = 0,36* Т + 2,65 + 6,99
(7)
Основным результатом проведенного исследования является вывод о том, что при увеличении положительного лага между фактическим и оптимальным уровнем налоговой нагрузки в исследуемых регионах на 1 п.п. доля ненаблюдаемого сектора в ВДС этих территорий возрастет на 0,36 п.п.
Произведем расчет доли легальной экономики, которая «уйдет в тень» при повышении избыточной налоговой нагрузки в регионах на 1 п.п. (табл. 4).
Таблица 4
Снижение доли официального сектора экономики в ВДС регионов
Регионы ДВ До повышения налоговой нагрузки После повышения налоговой нагрузки Сокращение официального сектора в экономике
Доля ненаблюдаемого сектора Доля официального сектора Доля ненаблюдаемого сектора Доля официального сектора
Республика Саха (Якутия) 4,65 95,35 5,01 94,99 0,38
Хабаровский край 9,24 90,76 9,6 90,4 0,40
Амурская область 8,69 91,31 9,05 90,95 0,39
Магаданская область 5,45 94,55 5,81 94,19 0,38
и
I, t
Источник: составлено авторами
Около 0,4% ВДС, производимой в официальном секторе экономики Дальнего Востока, будет создаваться в неофициальном, если разрыв между
фактической и оптимальной величиной налоговой нагрузки увеличится на 1 п.п.
Заключение
В исследовании проанализировано влияние избыточной налоговой нагрузки на долю ненаблюдаемой экономики в регионах Дальнего Востока России. Для этого были использованы ежегодные данные о доле ненаблюдаемого сектора в ВДС отдельных территорий, рассчитанные с помощью информации о размере корректировки отраслевой структуры ВДС Российской Федерации на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами. Также в основе проводимого анализа лежат показатели оптимальной региональной налоговой нагрузки, определяемые при помощи авторского инструментария. В ходе исследования мы придерживались общей методологии оценивания эффектов воздействия одних экономических показателей на другие с помощью эконометрического моделирования, но с рядом методологических усовершенствований.
Ключевой результат, устойчивый к различным проверкам, состоит в том, что рост избыточной налоговой нагрузки способствует изменению структуры ВДС в пользу ненаблюдаемого сектора. Величина эффекта такова, что рост излишней налоговой нагрузки на 1 п.п. увеличивает долю ВДС, созданную в ненаблюдаемом секторе экономики, примерно на 0,36 п.п.
Данный эффект возникает как благодаря росту фактической налоговой нагрузки в регионе, так и благодаря сокращению ее оптимального уровня в связи с изменением базовых региональных макроэкономических показателей: объема ВРП, численности занятых в экономике, размера основных фондов, а также величины природно-ресурсного потенциала.
Полученные результаты порождают сомнения в достижении налоговой нагрузкой декларируемых целей, среди которых: стимулирование развития экономики, модернизация и технологическое перевооружение предприятий, выход бизнеса из тени, повышение конкурентоспособности продуктов и увеличение размеров несырьевого экспорта. Хотя хозяйствующие субъекты, испытывая излишнее налоговое давление, не «сворачивают» массово свою деятельность, но при этом происходит их «переток» в ненаблюдаемый сектор экономики, что влечет за собой внушительные бюджетные потери.
Список источников /References
1. Ширяева Я.Д. Ненаблюдаемая экономика и ее оценка. Экономический Вестник Ро-
стовского государственного университета, 2009, т. 7, №2, сс. 82-96. [Shiryaeva Ya.D. Nenablyudaemaya e'konomika i ee ocenka [Unobservable economy and its assessment]. E^konomicheskij Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta = Economic Bulletin of Rostov State University, 2009, vol. 7, no. 2, pp. 82-96.]
2. Цепелев О.А. Оценка уровня ненаблюдаемой экономики как фактора, сдерживающе-
го производство высокотехнологической продукции. Вестник ИрГТУ, 2011, №11(58), cc. 292-296. [Cepelev O.A. Ocenka urovnya nenablyudaemoj e'konomiki kak faktora, sderzhivayushhego proizvodstvo vy' sokotexnologicheskoj produkcii [Assessment of the level of unobservable economy as a factor restraining the production of high-tech products]. VestnikIrGTU = ISTUBulletin, 2011, no. 11(58), pp. 292-296.]
3. Петров А.Н., Ильченко А.Н. Оценка объема теневой экономики и ее влияния на раз-
витие региона. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, 2012, №1(29), cc. 60-66. [Petrov A.N., Il'chenko A.N. Ocenka ob''ema tenevoj e'konomiki i ee vliyaniya na razvitie regiona [Assessment of the shadow economy and its influence on the development of the region]. Sovremenny^e naukoemkie texnologii. Re-gionaVnoeprilozhenie = Modern high technology. Regional application, 2012, no. 1(29), pp. 60-66.]
4. Ощепков А.Ю. Влияние минимальной заработной платы на неформальную занятость. Москва, НИУ ВШЭ, 2013. 49 с. [Oshhepkov A.Yu. Vliyanie minimaFnoj zar-abotnoj platy' na neformal'nuyu zanyatost' [The effect of minimum wages on informal employment]. Moscow, HSE Publ., 2013. 49 p.]
5. Соколовская Е.В., Соколовский Д.Б. Оценка размеров теневой экономики на региональном уровне как предпосылка регулирования налоговых поступлений. Известия Иркутской государственной экономической академии, 2015, т. 25, №3, сс. 480-484. [Sokolovskaya E.V., Sokolovskij D.B. Ocenka razmerov tenevoj e'konomiki na region-al'nom urovne kak predposy'lka regulirovaniya nalogovy'x postuplenij [Assessment of the size of the shadow economy at the regional level as a prerequisite for the regulation of tax revenues]. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj e^konomicheskoj akademii = News of the Irkutsk State Economic Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 480-484.]
6. Хамидуллина Г.Р. Уклонение от уплаты налогов как фактор развития теневой экономики и угроза экономической безопасности государства. Вестник ТГГПУ, 2008, №3(14), cc. 55-58. [Xamidullina G.R. Uklonenie ot uplaty' nalogov kak faktor razvitiya tenevoj e'konomiki i ugroza e'konomicheskoj bezopasnosti gosudarstva [Tax evasion as a factor in the development of the shadow economy and a threat to the state's economic security]. Vestnik TGGPU = Bulletin of the Tajik State Pedagogical University, 2008, no. 3(14), pp. 55-58.]
7. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Проблема уклонения от налогов: теоретический анализ, изучение факторов и последствий. Вестник УрФУ. Серия экономика и управление, 2012, №3, cc. 4-15. [Majburov I.A., Sokolovskaya A.M. Problema ukloneniya ot nalogov: teoreticheskij analiz, izuchenie faktorov i posledstvij [The problem of tax evasion: theoretical analysis, the study of factors and consequences]. Vestnik UrFU. Seriya e"konomika i upravlenie = Bulletin of UrFU. Economics and Management Series, 2012, no. 3, pp. 4-15.]
8. Бурова Л.А. Уклонение от уплаты налогов как форма проявления теневых экономи-
ческих отношений. Вестник Бурятского государственного университета, 2014, №1, cc. 101-105. [Burova L.A. Uklonenie ot uplaty' nalogov kak forma proyavleniya tenevy'x e'konomicheskix otnoshenij [Tax evasion as a form of manifestation of shadow economic relations]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Buryat State University, 2014, no. 1, pp. 101-105.]
9. Киреенко А.П., Федотов Д.Ю. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов. Иркутск, ИрГУПС, 2017. 202 с. [Kireenko A.P., Fedotov D.Yu. Tenevaya e'konomika i uklonenie ot uplaty' nalogov [Shadow economy and tax evasion]. Irkutsk, IrGUPS Publ., 2017. 202 p.]
10. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 591 c. [Majburov I.A., Sokolovskaya A.M. Teoriya nalogooblozheniya. Prodvinuty'j kurs: ucheb-nik dlya magistrantov, obuchayushhixsya po speciaTnostyam «Finansy4 i kredit», «Buxgalterskij uchet, analiz i audit» [Theory of taxation. Advanced course: a textbook for undergraduates studying in the field of «Finance and Credit», «Accounting, Analysis and Audit»]. Moscow, UNITI-DANA Publ., 2017. 591 p.]
11. Майбуров И.А. Методологические аспекты учета вклада теневой экономики в расчетах налоговой нагрузки. Аудиторские Ведомости, 2012, №9, cc. 50-62. [Majburov
I.A. Metodologicheskie aspekty' ucheta vklada tenevoj e'konomiki v raschetax nalogovoj nagruzki [Methodological aspects of accounting for the contribution of the shadow economy in calculating the tax burden]. Auditorskie Vedomosti = Audit Sheets, 2012, no. 9, pp. 50-62.]
12. Какаулина М.О. Влияние налоговой нагрузки на валовой региональный продукт. Дисс. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2015. 206 с. [Kakaulina M.O. Vliyanie nalogovoj nagruzki na valovoj regional'ny'j produkt. Diss. kand. e'kon. nauk [The impact of tax burden on gross regional product. Cand. Diss. (Econ)]. St. Petersburg, 2015. 206 p.]
13. Иванов В.В., Какаулина М.О. Цепелев О.А. Модель расчета предельной налоговой нагрузки региона с учетом реализации крупнейших инвестиционных проектов. Экономика региона, 2018, т. 14, №1, cc. 292-302. [Ivanov V.V., Kakaulina M.O. Ce-pelev O.A. Model' rascheta predel'noj nalogovoj nagruzki regiona s uchetom realizacii krupnejshix investicionny'x proektov [Model for calculating the marginal tax burden of the region, taking into account the implementation of major investment projects]. E^konomika regiona = The economy of the region, 2018, vol. 14, no. 1, pp. 292-302.]
14. Простоквашин С.В. Влияние налоговой нагрузки на финансовое состояние хозяйствующих субъектов Российской Федерации как причина развития теневого сектора экономики. Информационная безопасность регионов, 2014, №4(17), cc. 73-77. [Pro-stokvashin S.V. Vliyanie nalogovoj nagruzki na finansovoe sostoyanie xozyajstvuyushhix sub''ektov Rossijskoj Federacii kak prichina razvitiya tenevogo sektora e'konomiki [The impact of the tax burden on the financial condition of business entities of the Russian Federation as a reason for the development of the shadow economy]. Informacionnaya bezopasnosf regionov = Regional Information Security, 2014, no. 4(17), pp. 73-77.]
15. Федотов Д.Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику. Финансы и кредит, 2015, №41, cc. 10-21. [Fedotov D.Yu. Vliyanie nalogovoj sistemy' na tenevuyu e'konomiku [The influence of the tax system on the shadow economy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 41, pp. 10-21.]
16. Федотов Д.Ю. Сравнительный анализ налоговой нагрузки и масштабов теневой экономики в российских регионах. Инновационное развитие экономики, 2016, №3(33), cc. 142-148. [Fedotov D.Yu. Sravnitel'ny'j analiz nalogovoj nagruzki i massht-abov tenevoj e'konomiki v rossijskix regionax [Comparative analysis of the tax burden and the extent of the shadow economy in Russian regions]. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy, 2016, no. 3(33), pp. 142-148.]
Сведения об авторах / About authors
Какаулина Мария Олеговна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы», Амурский государственный университет. 675027 Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21. ORCID ID: 0000-0002-2148-6236. E-mail: [email protected]
Maria O. Kakaulina, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Finance», Amur State University. 21 Ignatievskoe highway, Blagoveshchensk, Russia 675027. ORCID ID: 0000-0002-2148-6236. E-mail: [email protected]
Цепелев Олег Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы», Амурский государственный университет. 675027 Россий, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21. ORCID ID: 0000-0003-2986-5377. E-mail: [email protected]
Oleg A. Tsepelev Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Finance», Amur State University. 21 Ignatievskoe highway, Blagoveshchensk, Russia 675027. ORCID ID: 0000-0003-2986-5377. E-mail: [email protected]
© Какаулина М.О., Цепелев О.А. © Kakaulina M.O., Tsepelev O.A. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru