Научная статья на тему 'Влияние исследований управления на развитие организаций'

Влияние исследований управления на развитие организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЦЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов Василий Михайлович

Развитие теории управления в широком понимании ее содержания оказывает влияние не только на управление организацией в целом, но и на осуществление руководства производственными и управленческими подразделениями всех ее уровней в частности. Фундаментальное значение особенностей этого развития как для ученого, практикующего управленца, так и для преподавателя выделяет существенные различия в подходах, оценках, ориентирах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние исследований управления на развитие организаций»

проездной платы может фиксировать каждого перевезенного данным парком или депо пассажира. Оплата перевозчика по натуральным показателям принципиально меняет мотивацию ведения его хозяйственной деятельности по сравнению с существующей практикой погашения убытков. При этом принципиально меняется роль предприятия по сбору проездной платы. К функциям сборщика доходов предприятия добавляются функции расчетного центра и расширяются функции контроля за работой перевозчиков. Централизованный контроль продажи билетов, сбора и распределение выручки является эффективным также с точки зрения минимизации потерь, борьбы с подделками и мошенничеством.

Библиографический список

1. Развитие городского общественного пассажирского транспорта (XIX-XX вв.). Историко-аналитический очерк: учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. ГУУ. - М., 2004. - 90 с.

2. Основные этапы развития системы управления отечественным транспортом (эволюция с комментариями). учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. ГУУ. - М., 2007. 73 с.

3. Зарубежный и отечественный опыт управления городским пассажирским транспортом в рыночных условиях: учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. - М.: ГУУ, 2006. - 63 с.

4. Федоров Л.С., Шуйская О.В. Практика экономической политики, развитие и эксплуатация городского пассажирского транспорта, его управление в зарубежных странах. Научный отчет. - М., 1990.

5. Реформирование городского пассажирского транспорта России. Итоговый отчет по результатам исследования ФГУ «Трансинвест». - М., 2002. - 362 с.

6. Смагина И.Н. Организация перевозок и управление работой пассажирского автомобильного транспорта за рубежом / И.Н. Смагина. - М., 1987. - 60 с.

7. Руководство по нормированию подвижности пассажиров городского транспорта. Методическое пособие для работников организаций транспорта и органов государственной статистики / Э.Е. Мун, Е.С. Москвичев [и др.]. - М., 2005. - 128 с.

8. Weisbuch "Б1е europaische Verkehspolitik bis 2010: Weichenstellungen fur die Zukunft, 2001, s. 8283.

В.М. Свистунов

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: развитие теории управления в широком понимании ее содержания оказывает влияние не только на управление организацией в целом, но и на осуществление руководства производственными и управленческими подразделениями всех ее уровней в частности. Фундаментальное значение особенностей этого развития как для ученого, практикующего управленца, так и для преподавателя выделяет существенные различия в подходах, оценках, ориентирах.

Ключевые слова: воздействие, цель, организация, развитие, теория, управление.

© Свистунов В.М., 2013

Развитие теории управления социально-экономическими системами в широком понимании ее состава и содержания оказывает существенное влияние не только на управление организацией в целом, но и на осуществление руководства производственными и управленческими подразделениями всех ее уровней в частности. Причем фундаментальное значение особенностей этого развития как для ученого, практикующего управленца, так и для преподавателя управленческих дисциплин выделяет весьма существенные различия в подходах, оценках, ориентирах. Если в науке оно представляет сущность, содержание, результат исследований и разработок, то для практика вся палитра развития теории управления проецируется на штатный инструмент воздействия, а для руководителей нижних уровней освоение и применение ресурсов теории определяются полномочиями, устанавливаемыми или делегируемыми в соответствии с решаемыми задачами. Этим обусловливается не только значение развития теории управления социально-экономическими системами для тех или иных уровней организации, но и востребованность ее разработок представителями всех уровней профессионального сообщества сферы образования.

С этих позиций особенности развития теории управления социально-экономическими системами должны учитываться как на уровне управления, позиционирующем ресурсы менеджмента, которые востребуются и реализуются руководителем как новые научные достижения исключительно в отношении своих непосредственных подчиненных. Именно здесь руководитель и управляющая система в целом объединяются в своем воздействии на управляемую систему организации. Естественно, что ресурсы подчинения становятся здесь непосредственным инструментом менеджмента, вместе с которым руководитель использует и широкий спектр других, например экономических или психологических мер воздействия. Актуальная мобилизация и комплексное применение всего разнообразия ресурсов руководства подчиненными на всех уровнях должны во многом обеспечиваться не только фундаментальностью, но и всесторонностью развития теории управления социально-экономическими системами как в фундаментальном представлении, так и в последующем практическом применении.

Разграничение обоснованности, глубины и специализации разработки состава и содержания направлений развития теории управления социально-экономическими системами по полномочиям и уровням управления организации существенно повышает востребованность исследователями, практиками и преподавателями ее непосредственных и опосредованных результатов. Оно может конструктивно проявляться в виде сочетания принципов, методов, форм установления иерархии, распределения полномочий, введения субординации должностей и подразделений управляющей системы. Решающее значение здесь приобретает распределение агрегаций прав, обязанностей и ответственности по организационной структуре управления с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития. Эта задача содержательно разрабатывается, конструктивно разрешается и практически реализуется соответствующими установками, положениями, программами и т.д., обеспечивающими периодическую модернизацию состава и содержания прав, обязанностей и ответственности.

Актуально разрабатываемые направления развития теории управления социально-экономическими системами особо выделяют принципы мобилизации и использования всего комплекса ресурсов современной организации, раскрывая еще один аспект особенностей ее

содержательного развития [1]. Он заключается в специфичности обоснования системы разграничения полномочий и распределения возможностей их осуществления между руководителями, специалистами и исполнителями функций управления в организации. Это особенно важно для такой специфической социально-экономической организации, как Государственный университет управления, основной состав персонала которого осуществляет научно-образовательную деятельность в форматах поисковых исследований и инновационных курсов обучения.

В связи с этим особенно важно понимать, что реальные тенденции, функциональные проявления и содержательная роль мобилизации и использования ресурсов исследования развития теории управления социально-экономическими системами нуждаются в более детальном определении и комплексном представлении объекта их применения, что, естественно, выделяется в качестве одного из важнейших направлений развития его исследований и разработок. Прежде всего это проявляется в выделении актуальных проблем, обосновании и оценке причин и условий их возникновения, поиске, разработке и предложении неотложных и конструктивных решений совершенствования управления образовательной организацией на основе проводимых в Государственном университете управления исследований.

В наших условиях важнейшей особенностью организации исследований развития теории управления социально-экономическими системами должно стать построение определенной конфигурации взаимосвязей между ее отдельными составляющими, направлениями и перспективами [3]. Именно эти связи во многом и определяют состав, содержание, целесообразность и эффективность применения ее разработок в тех или иных процессах и системах управления конкретной организации. Более того, содержание и использование ряда из этих связей еще далеко не полностью определено, что обусловливает необходимость дальнейшего исследования их влияния на эффективность руководства и управления образовательной организацией. Такая модель становится необходимой конструктивной основой для дальнейшего раскрытия, специализации и применения разработок теории с самыми разнообразными целями, в широком спектре проектирования, проведения и модернизации процессов управления такой образовательной организацией, как университет управления.

Последовательно развиваясь и адаптируясь, современные представления теории управления социально-экономическими системами должны обеспечивать сохранение единого организационного механизма проведения, отражения и восприятия исследований и разработок воздействий реального управления образовательной организацией. Совершенствование, адаптация и использование разработок теории управления конструктивно обусловливают как изначально, так и в конечном счете единство восприятия и понимания руководства организацией, стратегии и тактики ее формирования, функционирования и развития, выбора и применения средств научного обоснования, всестороннего отражения и конструктивного воздействия управления социально-экономическими системами на примере конкретного высшего учебного заведения, строящего единый научно-образовательный процесс.

Реально востребуемое образованием использование разработок теории управления социально-экономическими системами в значительной степени основывается на выделении и исследовании эффективности внутренних и внешних связей организации, их конфигурации и эволюции в ходе осуществления ее жизненного цикла [2]. В реальных условиях процессы и

системы каждой конкретной организации складываются, функционируют и развиваются, отражаясь в объективно, субъективно или смешанно возникающих, реализующихся и трансформирующихся взаимосвязях. Именно эти связи, их конфигурация и содержание в соответствии с действием закона формации определяют основные конфигурации построения современной образовательной организации, а значит, соответствующие модели и механизмы проектирования, построения, организации и проведения конструктивного руководства и эффективного управления ею в современных условиях.

При постановке исследований как актуальных, так и перспективных направлений развития теории управления социально-экономическими системами важно изначально понимать, что восприятие современной организации конструктивно увязывает все ее основные выражения и представляет в виде процесса, системы или механизма, рассматривая статику и динамику функционирования организации в комплексе с развитием теорий и практик других, корреспондирующих с ними областей знаний и сфер деятельности. Наиболее полно такой подход к организации проявляется, опять же, в восприятии и осмыслении стройной и целостной системы закономерностей, принципов, функций и т.д. как комплексной концепции исследования и представления состава и содержания актуальных направлений развития теории управления социально-экономическими системами и перспективных разработок по реализации потенциала их совершенствования и модернизации.

Классическое представление спектра направлений развития теории управления социально-экономическими системами опирается на фундаментальные исследования закономерностей, принципов, методов, средств и форм целенаправленного воздействия, обеспечивающего повышение эффективности функционирования объекта. Наиболее конструктивный функционально-структурный подход к решению такой масштабной задачи формирует широкий спектр направлений и соответствующих им дисциплин, выделяя вместе с традиционными: стратегическую, информационную, кадровую, административную, инновационную и другие перспективные ориентации исследований, раскрывающих ключевую роль креативного потенциала социально-экономических систем в обеспечении успешного функционирования объекта целенаправленного воздействия.

Инновационный подход к постановке и решению таких задач конструктивно обеспечивает выявление нового комплекса взаимосвязанных факторов воздействий, направленных на достижение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности объекта с помощью разнообразных ресурсов развития. Важно понимать, что непосредственными объектами целенаправленного воздействия в этом случае становятся собственно инновация, например в сфере образования, как беспрецедентная разработка и инновационный процесс, как ее преобразование в реально востребованный продукт. При этом очевидно, что собственно инновационная деятельность изначально представляет более широкое понятие, определяемое последовательностью воздействий на разработку, внедрение, освоение в производстве и коммерциализации всего многообразия реальных нововведений, их эксплуатации и тиражирования.

Проводимые в университете исследования показывают, что одним из основных направлений осуществляемого таким образом развития теории управления в образовательных учреждениях становится непосредственная организация инновационной деятельности, фор-

мирующаяся и реализующаяся в процессе создания, освоения распространения и использования новых научных и практических знаний. Ключевая задача научно-образовательных инноваций, использующих достижения теории управления, в этой связи заключается в методическом обеспечении наиболее эффективных процедур организации образовательной деятельности, обеспечения разработки новой научной продукции и ее успешной коммерциализации, что определяет два ее конструктивных начала: маркетинговые исследования потребности рынка работодателей и создание соответствующей интеллектуальной собственности, действительно востребуемой и реализуемой ими.

Очевидно, что в социально-экономической системе современного образования основным производителем такого продукта является непосредственно человеческий капитал и интеллектуальный капитал в целом, определяющие совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, опыта и личностных характеристик профессорско-преподавательского состава, которые непосредственно используются для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей конкурентоспособность университета. При этом именно человеческий капитал выступает в качестве ведущей и генерирующей движущей силы, непосредственно обеспечивающей инновационное развитие университета как социально-экономической системы и ее интеллектуального капитала как основного творческого ресурса его функционирования и развития.

Таким непреходящим значением обусловливается фундаментальная задача научного обеспечения организации и осуществления эффективного управления интеллектуальным капиталом, позволяющего активизировать образовательные процессы, распространения, освоения, закрепления и использования профессиональных управленческих компетенций. Более того, реальные потребности работодателей, радикальные преобразования социально-экономических организаций и всей сферы взаимодействий между ними обусловливают необходимость постоянной модернизации состава и содержания профессиональных компетенций управления [4]. Очевидно, что такая задача должна решаться для каждого из направлений и уровней управленческого образования на основе новейших исследований теории управления социально-экономическими организациями.

Очевидно и то, что инновационная деятельность в образовании изначально должна предусматривать не только обучающие, но и управленческие воздействия, разрабатывать и реализовывать которые должна соответствующая система, способная конструктивно решать даже ранее не встречавшиеся задачи. Теоретическое обоснование построения такой системы, организация и инициатива, распределение задач и функций на разных стадиях развития инноваций образовательного процесса на ее основе обеспечивают успех инновационной деятельности организации в целом. Осуществляемые ею процедуры и структуры создают совершенно необходимую современному образованию среду наибольшего благоприятствования ведению инновационных исследований, проведению экспериментов, разработок, апробаций, внедрению, использованию и, в том числе, рыночной коммерциализации самих инновационных научных решений. Для конструктивного построения такой системы важно понимать, что инновационные изменения, так или иначе, охватывают все сферы деятельности профессорско-преподавательского состава университета, его подразделений и формирований.

В процессе управления совершенствованием важно понимать, что современные подходы, принципы, инструменты и механизмы инноваций достаточно аналогичны в постановке и применении как в образовательных учреждениях, так и в больших компаниях, осуществляющих инновационные проекты. Это понимание обусловило возможность и выявило необходимость разработки, постановки и применения фундаментально обоснованной концепции инновационного развития управления социально-экономической системой. Оно обеспечивает проведение комплексного анализа инновационных подходов, технологий, моделей и методик освоения как традиционных, так и инновационных компетенций управления, а на его основе и синтез модулированных идей в общую концепцию.

Результатом проведенных исследований и осуществления разработок теории управления социально-экономическими системами стало представление принципов построения модели открытой саморазвивающейся, ориентированной на инновации системы управления университетом. Концепция, структура, содержание и ориентация связей такой модели, на наш взгляд, могут стать шагом к реализации подхода к инновационному управлению образованием в целом. В соответствии с основанным на ее принципах инновационным подходом к развитию управления образованием как социально-экономической системой одним из направлений концепции и основным ресурсом разработки инновационных методик управленческого образования является модернизация образовательных технологий, обеспечивающая построение дерева основных и промежуточных целей обучения, его этапов и процедур их реализации в уровневом формате, проектирование теоретической модели непрерывного и целостного процесса обучения, обеспечиваемого соответствующей преемственностью технологий, разработка нормативных представлений о деятельности обучающих и обучающихся и вектора их развития, уточнение механизмов изменений, обеспечение реализации и совершенствования стандартов профессионального образования с участием работодателей, выявление и учет параметров и особенностей управленческого сопровождения и обеспечения на каждом этапе и уровне процесса непрерывного обучения.

Исследования построения образовательного процесса университета и ряда других экономических вузов убедительно свидетельствуют, что основными условиями построения и применения эффективной системы управления, обеспечивающей реализацию инновационных образовательных технологий обучения необходимо выступают: планирование, разработка, адаптация, постановка, применение и модернизация инновационных методик обучения, соответствующих принципам конструктивной организации образовательного процесса, определение, актуализация и выполнение требований оптимизации образовательного процесса и гуманизации учебно-воспитательного взаимодействия, материальное и техническое обеспечение организации и проведения учебного процесса на основе современных инновационных методов и технологий.

Проводимые учеными университета исследования убедительно показали, что структурная реорганизация классических подходов и концепций теории управления социально-экономическими системами действительно должна не только отражать, но и самым непосредственным образом обеспечивать наиболее эффективное представление конструктивного, эволюционного процесса преобразований. Закрепляя достигнутое, содействуя совершенствованию проводимого, обеспечивая поиск лучшего, структурная реорганизация призвана соз-

дать необходимые условия для утверждения теории управления социально-экономическими системами в качестве основополагающей концепции профессиональной подготовки не только по направлению «Менеджмент», но и по другим управленческим направлениям университетского образования. Такой подход фиксирует организацию состоявшегося, не допуская нарушения или деформации стратегии, повторения ошибок, зацикливания или стагнации. В этом наглядно проявляется конструктивное значение постановки и реализации приоритета эволюционного характера развития теории управления социально-экономическими системами применительно к совершенствованию научно-образовательной сферы деятельности.

Библиографический список

1. Антонов В.Г. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / В.Г. Антонов, В.Я. Афанасьев, В.В. Годин [и др.] - М.: ЮРАЙТ, 2013.

2. Богачек И. А. Непознанные закономерности управления / И. А. Богачек. - М.: ИНИ21, 2010. - № 1.

3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 153 с.

4. 4. Райченко А.В. Модернизация компетенций бакалавра и магистра менеджмента // Вестник Университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2013. - № 10. - С. 173-178.

А.А. Сычёв И.В. Никитенко

УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

Аннотация: в статье обосновывается необходимость реанимации такого понятия, как научно-производственная сфера, которая, по мнению авторов, является источником инновационного развития как госкорпорации «Росатом», так и экономики России в целом. Предложены практические рекомендации по управлению научно-производственной сферой атомной отрасли.

Ключевые слова: инновации, научно-производственная сфера, высокотехнологичная госкорпорация «Росатом», управление инновационным развитием.

В последнее время отечественные ученые и политики солидарны во мнении о том, что преодолеть технологическую отсталость последних лет, возможно лишь путем проведения всесторонней модернизации экономики нашего государства. Опыт показывает, что движущей силой модернизационного процесса любой системы являются инновации.

Инновации - основа экономического развития любого государства. В последнее время все говорят о необходимости инноваций, но не применяют данных термин к конкретному носителю. В виду данных обстоятельств вопрос об организации институциональных структур, в которых могли бы протекать инновационные процессы, является очень актуальным на современном этапе как в сфере энергетики, так и в других отраслях экономики Рос-

© Сычёв А.А., Никитенко И.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.