Научная статья на тему 'Влияние использования цифровых образовательных ресурсов на методическую систему обучения общеобразовательным предметам'

Влияние использования цифровых образовательных ресурсов на методическую систему обучения общеобразовательным предметам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. С. Крикорова

Большое значение при обучении многим предметам играют средства новых информационных технологий, позволяющие обучаемым эффективно использовать компьютерные и информационные образовательные ресурсы и осуществлять проверку полученных с их помощью знаний. Цифровые образовательные ресурсы должны быть ориентированны на задачи обучения различным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE USAGE OF THE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES ON THE METHODICAL EDUCATIONAL SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION SUBJECTS

Means of new information technologies play great significance in teaching many subjects. They let students effectively use computer and information educational resources and check knowledge received with their help. Digital educational resources must be directed to the educational tasks of different subjects.

Текст научной работы на тему «Влияние использования цифровых образовательных ресурсов на методическую систему обучения общеобразовательным предметам»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА МЕТОДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

О.С. Крикорова

THE INFLUENCE OF THE USAGE OF THE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES ON THE METHODICAL EDUCATIONAL SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION SUBJECTS

Krikorova O.S.

Means of new information technologies play great significance in teaching many subjects. They let students effectively use computer and information educational resources and check knowledge received with their help. Digital educational resources must be directed to the educational tasks of different subjects.

Большое значение при обучении многим предметам играют средства новых информационных технологий, позволяющие обучаемым эффективно использовать компьютерные и информационные образовательные ресурсы и осуществлять проверку полученных с их помощью знаний. Цифровые образовательные ресурсы должны быть ориентированны на задачи обучения различным дисциплинам.

УДК 378

Современные компьютерные обучающие программы (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы - архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий, которые возникли на стыке многих отраслей знания.

Большое значение при обучении многим предметам играют средства новых информационных технологий, позволяющих обучаемым эффективно создавать математические, компьютерные и информационные модели изучаемых процессов, прогнозировать развитие этих процессов и осуществлять проверку достоверности прогноза. Это позволяет перевести процесс обучения с уровня усвоения готовых знаний, когда преподаватель излагает материал, а обучаемый воспринимают, затем заучивают и воспроизводят его, на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, пробуждая исследовательские интересы учащихся и развивая их творческий потенциал.

С помощью средств новых информационных технологий становится реальным введение в процесс обучения различным принципиально нового учебного демонстрационного и вспомогательного оборудования, предоставляющего обучаемым следующие возможности:

• использовать ЦОР на различных этапах дидактического цикла образовательного процесса;

• контролировать качество знаний обучаемых с помощью компьютерных тестов;

• использовать образовательные ресурсы Интернет при изучении дисциплины;

• организовывать самостоятельную работу обучаемых в ИКТ-насыщенной образовательной среде;

• получать быстрый и эффективный доступ к знаниям в различных областях, к информационным интерактивным системам, обеспечивающим пользователям доступ к информации, организованной различным образом;

• осуществлять интеграцию многообразных видов информации, как традиционных, так и оригинальных, осуществлять синтез информационных сред.

Применение при обучении средств новых информационных технологий создает условия обучения разным предметам в среде, обеспечивающей психолого-педагогические и научные требования к оптимальному педагогическому процессу.

В настоящее время в процессе обучения разным предметам используются средства информационных технологий, позволяющих обогатить учебный процесс следующими возможностями:

• выбор информации в любой последовательности из базы данных необходимой;

• использование соответствующей библиотеки программ;

• обеспечение разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением и без него;

• «оконное» представление информации;

• смешение, перетасовка информации, включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликацию, фрагменты видеофильмов, речь, музыку, телекадры, анимацию.

При таких подходах ознакомление обучаемых с новой для них информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.

Таким образом, внедрение средств новых информационных технологий в учебный процесс будет способствовать совершенствованию МСО различным предметам в вузе и школе.

Известно, что методы обучения занимают центральное место в дидактике и методике преподавания различным предметам.

Традиционные методы обучения ориентированы на усвоение готовых знаний. При этом учебная деятельность обучаемого является, в основном, репродуктивной, а главный результат такого обучения - усвоение суммы знаний.

Современные методы обучения направлены на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний. В этом случае учебная деятельность обучаемого является продуктивной.

Педагогические возможности современного ПК позволяют эффективно использовать современные методы при обучении различным предметам.

Академик А.П. Ершов выделил следующие педагогические возможности персонального компьютера:

1. Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу.

2. Будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося.

3. Программируемость компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность.

4. Компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных стадий учебного процесса.

5. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» в сочетании с принципи-

альной познаваемостью этих правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.

6. Способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса.

7. Компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, в частности вычислительный эксперимент, решение задач с помощью экспертных систем, конструирование алгоритмов и пополнение баз знаний.

8. Являясь ведущим и массовым инструментом научно-технической революции, компьютер самим фактом органического включения в учебный процесс сближает сферу образования с реальным миром.

9. Наконец, свойства универсальности и программируемости, способность компьютера к многоцелевому применению позволяют во многих случаях сократить стоимость технических средств обучения, исключив затраты на натурные эксперименты лабораторные работы и создав дешевую программную настройку с одного применения компьютера на другое.

Учитывая эти педагогические возможности ПК, можно усовершенствовать набор общих логических приемов мышления и набор специальных для различных предметов приемов мыслительной деятельности, а также повысить эффективность методов обучения, приближая их к современным методам обучения и внося в учебный процесс принципиально новые познавательные средства.

Компьютерные обучающие системы в силу своей интерактивности обладают мощными возможностями ветвления когнитивного процесса, позволяя обучаемому прямо включиться в интересующую его тему; кроме того, данные системы могут снабжаться эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков.

Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного

назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента, т.е. компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Из этого следует, что электронный учебник должен обеспечивать как непрерывный режим обучения, так и пошаговый. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент курса должен заканчиваться практическими (упражнения) и контрольными занятиями (тестирование), каждый большой раздел курса - тестовым занятием или зачетом. Разумеется, ключевую роль в мультимедийном учебнике играет методика.

Только в случае несомненных преимуществ ЭУ браться за его разработку. Тогда необходимо использовать весь арсенал технологических средств, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями. ЭУ (учитывая то, что он часто дополняет обычный учебник) особенно эффективен в тех случаях, когда он:

• обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

• помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;

• существенно экономит время при

многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

• наряду с кратким текстом - рассказывает, показывает, моделирует и т.д. (Именно здесь проявляются возможности и неоспоримые преимущества мультимедиа-технологий!);

• позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;

• может актуализировать необходимую учебную информацию с помощью, например, сети Интернет.

Одним из широко применяемых ЭУ, является серия Talk to Me - современный интерактивный курс изучения иностранного языка, основанный на аудировании и тренировке устной речи. Talk to Me основан на практике устной речи в интерактивных диалогах. Диалоги имитируют каждодневные ситуации, они учат, как на иностранном языке познакомиться, спросить дорогу, заказать еду и т. д. Диалог с программой, которая выступает в качестве носителя языка и частного преподавателя, помогает совершенствовать произношение и преодолеть языковой барьер. Автоматическое выявление ошибок произношения облегчает работу над произношением и делает ее еще более эффективной.

Самая современная технология распознавания речи позволяет вести диалог с компьютером.

Talk to Me -- это лучший помощник в отработке произношения; он помогает тренировать произношение отдельных предложений, слов и звуков. Трехмерные анимиро-ванные ролики позволяют получить наглядное представление об артикуляции звуков и улучшить произношение. Программа выявляет ошибки произношения благодаря технологии S.E.T.S. (Spoken Error Tracking System). Эта эксклюзивная технология была разработана компанией «Ауралог».

Несомненным достоинством курса Talk to Me является доступ к дополнительным языковым ресурсам через Интернет, который позволяет продолжить изучение

языка и сделать его еще более увлекательным.

Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». ЭУ Talk to Me в полной мере отвечает целям профессионального образования.

В XX веке значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Существенно изменился также социокультурный контекст изучения иностранных языков во всех странах Европы, включая Россию. Задачу оказания содействия странам Европы в согласовании целей и содержания обучения иностранным языкам взяла на себя международная организация Совет Европы. Факт вхождения России в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами.

Применительно к иностранному языку в материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence). Общие компетенции включают:

- способность учиться (ability to

learn);

- экзистенциальную компетентность (existential competence);

- декларативные знания (declarative knowledge);

- умения и навыки (skills and know-

how).

Коммуникативная компетенция включает следующие составляющие:

- лингвистическая компетенция;

- социолингвистическая компетенция;

- дискурсивная компетенция;

- социокультурная компетенция;

- стратегическая компетенция;

- социальная компетенция.

С учетом этих компетенций разработаны описания целей обучения, в которые включены следующие разделы:

- Коммуникативные цели обучения: темы, ситуации и коммуникативные задачи (The objective).

- Речевые действия и интенции (Language functions).

- Общие понятия и языковые средства их выражения (General notions).

- Темы и тематическая лексика (Themes and specific notions).

- Модели речевого общения (Verbal exchange patterns).

- Чтение и аудирование. Действия с текстами (Dealing with texts: Reading and listening).

- Письмо (Writing).

- Социокультурная компетенция (Sociocultural competence).

- Компенсаторные стратегии (Compensation strategies).

- Учебные стратегии (Learning to

learn).

- Уровень развития видов речевой деятельности (Degree of skill).

Электронный учебник Talk to Me позволяет достичь всех целей обучения, сформировать и закрепить знания по соответствующим темам, научить правильному аудированию, написанию и произношению английской речи, содействовать становлению специальной профессиональной компетентности учителя иностранного языка на основе овладения содержанием курса.

Таким образом, следует надеяться, что применение мультимедиа-технологий способно при определенных условиях значительно повысить эффективность обучения.

Простой, дружественный и привлекательный интерфейс может сделать мультимедиа-курс незаменимым при самостоятельной подготовке учащегося, вследствие чего такие курсы обучения и переподготовки специалистов могут найти широкое применение в системе дистанционного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. - 110 с.

2. Захарова Т.Б. О функциях школьного учебника в образовательном процессе // Проблемы школьного учебника. - М.: ИСМО РАО, 2005. - С. 10-20.

3. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1988. - №6.

4. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. - №1. - С.3-10.

5. Уваров А.Ю. Перестройка образования и информатизация общества // Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1989.

6. Уваров А. Ю. Пространство задач информатизации школы // Информатика. - 2002. -№ 23(359) . (www. 1september.ru)

7. Филатова Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профессионального обучения в старшем звене средней школы. - М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 192 с.

Об авторе

Крикорова Ольга Сергеевна, ассистент кафедры иностранных языков естественнонаучных и экономических специальностей Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - исследования в области педагогического проектирования учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды; изучение, анализ и использование в учебном процессе компьютерных программ учебного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.