Научная статья на тему 'Влияние искусственного усиления экспрессии отдельной эмоции в условиях эмоциональной многозначности стимула'

Влияние искусственного усиления экспрессии отдельной эмоции в условиях эмоциональной многозначности стимула Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
502
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИЯ / EXPRESSION / ТЕОРИИ ЛИЦЕВОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / FACIAL FEEDBACK / ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ / СТРАХ / FEAR / ГНЕВ / ANGER / ПЕЧАЛЬ / FEELING / SAD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Юнна Евгеньевна

Теории лицевой обратной связи проверяют гипотезы о том, что искусственное усиление телесных проявлений ведет к усилению субъективного переживания эмоций, экспрессии которых эти телесные проявления соответствуют. Обычно в таких исследованиях используют достаточно однозначные стимулы, которые оцениваются более или менее эмоционально в зависимости от того, усиливается или затрудняется соответствующая экспрессия. Например, в исследовании, создающем искусственную улыбку, оценивается веселый мультик, при моделировании горделивой позы оцениваются результаты по тесту достижений. Нас интересовало, приведет ли искусственное усиление экспрессии к усилению соответствующего ей переживания в случае стимула, вызывающего несколько равных по силе эмоций. В первом эксперименте испытуемые прослушивали сообщения о терактах, провоцировавшие страх, гнев и печаль, соблюдая позу и выражение лица, соответствующие одной из этих эмоций, и оценивали эмоциональное переживание, вызванное сообщением. Во втором эксперименте во время прослушивания сообщения испытуемые слышали резкий громкий звук, повышавший уровень возбуждения (заставлял их вздрогнуть). В третьем исследовании сравнивалось переживание у людей, которых теракты коснулись лично, с теми, кого они не коснулись. Во всех трех исследованиях переживание изменялось вне связи с подкрепляемой экспрессией или даже ослабевало в ее присутствии. Результаты не подкрепляют или прямо противоречат положениям теорий обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facial feedback hypothesis in the study with simultaneous multi emotional stimuli

According to facial feedback hypothesis unobtrusively amplification of emotional expression leads to a gain of relevant feeling. Usually such studies examine one emotion per study. For example, in the study of smiling they use joyful cartoons, and in an evaluation study of pride they manipulated with achievement task and bodily postures (upright or slumped position). In our research we explored whether the stimulus evoked multiple emotions show the same effect like in other facial feedback studies. In the Experiment 1 subjects were presented with reports on terroristic attacks provoking anger, sadness and fear at the same time. Subjects were allowed to express (in posture and face) one of three emotions (anger, sad or fear) unobtrusively and feelings were scaled. In the Experiment 2 the same setup as in the Experiment 1 was used with an additional random introduction of a loud shrill sound for an elevation of the excitation level of subjects. In the Experiment 3 emotional responses were compared for subjects who were or were not personally involved in the attack. In all three experiments feeling of subjects was not amplified with an unobtrusively manipulation of bodily expression and the excitation level and even significant diminished in some cases. Our observations do not confirm the facial feedback hypothesis, moreover they contradict its main postulations.

Текст научной работы на тему «Влияние искусственного усиления экспрессии отдельной эмоции в условиях эмоциональной многозначности стимула»

Психология личности

Ю.Е. Кравченко

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО УСИЛЕНИЯ ЭКСПРЕССИИ ОТДЕЛЬНОЙ ЭМОЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МНОГОЗНАЧНОСТИ СТИМУЛА

Теории лицевой обратной связи проверяют гипотезы о том, что искусственное усиление телесных проявлений ведет к усилению субъективного переживания эмоций, экспрессии которых эти телесные проявления соответствуют. Обычно в таких исследованиях используют достаточно однозначные стимулы, которые оцениваются более или менее эмоционально в зависимости от того, усиливается или затрудняется соответствующая экспрессия. Например, в исследовании, создающем искусственную улыбку, оценивается веселый мультик, при моделировании горделивой позы оцениваются результаты по тесту достижений. Нас интересовало, приведет ли искусственное усиление экспрессии к усилению соответствующего ей переживания в случае стимула, вызывающего несколько равных по силе эмоций. В первом эксперименте испытуемые прослушивали сообщения о терактах, провоцировавшие страх, гнев и печаль, соблюдая позу и выражение лица, соответствующие одной из этих эмоций, и оценивали эмоциональное переживание, вызванное сообщением. Во втором эксперименте во время прослушивания сообщения испытуемые слышали резкий громкий звук, повышавший уровень возбуждения (заставлял их вздрогнуть). В третьем исследовании сравнивалось переживание у людей, которых теракты коснулись лично, с теми, кого они не коснулись. Во всех трех исследованиях переживание изменялось вне связи с подкрепляемой экспрессией или даже ослабевало в ее присутствии. Результаты не подкрепляют или прямо противоречат положениям теорий обратной связи.

Ключевые слова: экспрессия, теории лицевой обратной связи, переживание эмоций, страх, гнев, печаль.

Отождествление субъективного переживания с процессами ощущения телесных реакций исторически возникло как более раннее объяснение природы субъективного переживания и развернуто зафиксировано в теории У. Джемса1. Согласно его

© Кравченко Ю.Е., 2014

представлениям субъективное переживание - это отражение в сознании человека его телесных реакций, вызванных эмоциогенным стимулом. Например, убегание субъективно переживается как страх, плач - как печаль, улыбка - как радость.

Аналогичным образом почти полвека спустя теории лицевой обратной связи полагают, что субъективное переживание -это ощущение обратной связи от мышц (в первую очередь лицевых), выражающих эмоции2. У. Джемс не занимался эмпирической проверкой своей теории, а что касается теорий обратной связи, то их сторонники проводили исследования в двух направлениях3. Первое направление объединяет исследования, проверяющие, влияет ли поощрение (усиление) или подавление эмоциональной экспрессии на интенсивность субъективного переживания, выявляемого с помощью самоотчетов. Второе направление исследований проверяет то, возможно ли вызвать определенное переживание с помощью активации соответствующей экспрессии.

В рамках первого направления типичное исследование строится следующим образом. У испытуемых различными способами вызывается переживание определенной эмоции. Например, демонстрацией фильма4, или просьбой исследователя припомнить определенную эмоционально значимую ситуацию из жизни испытуе-мого5, или компьютерной презентацией6. Исследователи показали, что при подавлении экспрессии испытуемые сообщали о более слабом субъективном переживании по сравнению с ситуацией, когда экспрессия допускалась.

Также в исследовании использовались более специфические воздействия на испытуемых с целью вызвать у них эмоциональное состояние. Например, испытуемым сообщались результаты по тесту достижений, все результаты были чуть выше среднего, при этом испытуемые находились либо в ссутуленной позе (соответствующей огорчению), либо с выпрямленной спиной (соответствующей гордости). Исследователи показали, что испытуемые, находившиеся в ссутуленной позе, оценивали свои достижения ниже, чем «горделивые» испытуемые7.

В исследовании Ульфа Димберга испытуемых обучали специальной технике напряжения скуловых мышц (возникающего обычно при улыбке) и мышц, обеспечивающих наморщивание бровей (связанное с негативными переживаниями осуждения, недовольства). После этого испытуемым демонстрировали различные эмо-циогенные стимулы. Авторы показали, что использование техники напряжения мышц приводит к усилению тех эмоций, в выражении

которых такое напряжение задействовано. Однако само по себе напряжение этих мышц переживания эмоций не вызывает8.

В трех экспериментах Кацуо Мори и Хидеко Мори из Токио сравнивали две группы испытуемых. В одной группе брови испытуемых фиксировались с помощью специальной клейкой повязки в нахмуренном положении. В контрольной группе также использовалась клейкая повязка, но она наклеивалась так, чтобы не создавать экспрессивного эффекта. Далее испытуемым предъявлялись нейтральные стимулы, предваряемые приятным, неприятным или нейтральным праймом. Эффект негативного прайминга оказался выше в группе с искусственно нахмуренными бровями, тогда как при позитивном и нейтральном предваряющих воздействиях значимых отличий в ранжировании стимулов в двух группах не выявилось9. Во втором эксперименте с помощью той же клейкой повязки у испытуемых фиксировались скулы таким образом, что скулы либо приподнимались, либо опускались. После этого испытуемых просили оценить их эмоциональное состояние по набору шкал. Выяснилось, что испытуемые с приподнятыми скулами существенно выше оценивали себя как счастливых10. В третьем эксперименте испытуемым на лицо около слезных каналов обоих глаз наносили капли воды. После этого испытуемых просили оценить их субъективное состояние по набору шкал. Количество испытуемых, сообщивших о переживании печали, было существенно выше, чем сообщивших о переживании благополучия11.

В трех экспериментах Гарольда Сигала и Марка Джонсона авторы показывают, что люди, которые спят уткнувшись лицом в подушку, оценивают свое настроение по утрам более негативно. В последующих экспериментах испытуемые воспринимали нейтральную музыку и отрывки текста в положении лежа лицом в подушку или же не соприкасаясь лицом с подушкой. Результаты показали, что чем больше лицо контактировало с подушкой, тем негативнее были оценки музыки и текстов. Авторы интерпретируют эти данные в соответствии с теориями лицевой обратной связи, потому что с их точки зрения, контакт лица с подушкой 1) препятствует напряжению скуловых мышц, соответствующих улыбке, и более способствует активации таких паттернов лицевых мышц, которые чаще задействованы в негативной экспрессии; 2) испытуемые лежали на левом боку, так что часть лица была свободна, а часть фиксировалась контактом с подушкой, что способствовало асимметричной экспрессии, которая чаще сопровождает негативные эмоции по сравнению с позитивными12.

В исследовании Роберта Соуссигнана у испытуемых провоцировалось напряжение скуловых мышц, характерное для обычной

улыбки и улыбки Дюшенна. Для этого испытуемых просили сжимать зубами карандаш таким образом, чтобы активизировать или подавлять активность скуловых мышц. При этом моделировалась более слабая, более интенсивная обычная улыбка и улыбка Дюшенна. Контрольным условием была спонтанная улыбка, возникающая при просмотре видеофрагментов, вызывающих позитивные и негативные переживания. Испытуемые, у которых провоцировалось напряжение мышц, характерное для улыбки Дюшенна, сообщали о более позитивном субъективном переживании во время просмотра приятных видеофрагментов и мультфильмов по сравнению с теми, у кого провоцировалось напряжение мышц лица, характерное для обычной улыбки13.

Исследования, отнесенные нами вслед за Леонардом Беркови-цем и Эдди Хармоном-Джонсом ко второму направлению, предполагают, что существует возможность спровоцировать у испытуемых определенные переживания, манипулируя их экспрессией14. Структура исследования в данном случае предполагает воздействие, которое активирует мышцы испытуемого таким образом, как это происходит при экспрессии определенной эмоции, но без задействования эмоциогенных стимулов. Если в результате такого воздействия испытуемые сообщают об интенсификации соответствующего субъективного переживания, исследователи делают вывод, что это переживание вызвано ощущением активации экспрессивных мышц.

Так, итальянский исследователь Даниэль Марцоли с коллегами показали, что паттерн напряжений мышц лица человека, выходящего против яркого солнца, соответствует экспрессии гнева. Авторы сравнили самооценки испытуемых, выходящих против яркого солнца с открытым лицом и в солнцезащитных очках или спиной к солнцу, и показали, что первые оценивают себя как более агрессивных. Но длится этот эффект совсем недолго, поскольку ощущение собственной агрессивности не нарастает, а даже снижается в течение прогулки15.

Кристина Бермейтингер вызывала у испытуемых переживание удивления следующим образом. Испытуемые выполняли якобы обучающее задание, в ходе которого они должны были быстро и точно нажимать одну из четырех клавиш на клавиатуре компьютера в ответ на изображение буквы на экране. Последовательность букв была одной и той же и повторялась четыре раза. После этого последовательность нарушалась. При этом в условии интенсификации экспрессии удивления у испытуемых с помощью пластыря фиксировались брови и крылья носа, и в инструкции их просили держать рот полуоткрытым. В условии отсутствия удивления пла-

стырь наклеивался примерно на те же места лица, но таким образом, чтобы препятствовать активации мышц, участвующих в экспрессии удивления. Испытуемые в условии интенсификации удивления реагировали на неожиданную букву дольше, чем обычно. Те, кто не демонстрировал удивления, реагировали с обычной для них скоростью. Исследователи интерпретировали эти результаты в пользу теории обратной связи, мотивируя это тем, что при осознании расхождения между актуальной ситуацией и ожиданиями, сформированными в процедуре имплицитного научения, удивление ведет к ослаблению фоновой активности после столкновения с таким расхождением16.

Перечисленные исследования имеют существенное ограничение, состоящее в том, что исследовалась только одна модальность эмоции (веселье, гнев, гордость и т. д.). Однако вне условий эксперимента эмоционально значимые стимулы, как правило, содержат возможности для разных эмоций. Например, сообщение о результатах тестирования может вызвать гнев в адрес составителей теста, или печаль по поводу собственной успешности, или страх за свое положение в учебном заведении.

Исходя из логики теорий лицевой обратной связи, в эмоционально многозначной ситуации результирующим переживанием должно быть то, проявления которого выражены в наибольшей степени. Соответственно, подкрепление телесной и лицевой экспрессии, сходной с экспрессией определенного переживания (как в приведенных выше экспериментах), будет способствовать тому, что испытуемый сильнее будет переживать именно ту эмоцию, экспрессия которой подкреплялась. Например, если человек прослушивает сообщение о террористическом акте, крепко сжимая что-то в кулаке, он скорее почувствует гнев, чем печаль или страх, а если во время прослушивания он находится в поникшей позе - то будет чувствовать скорее печаль, чем страх и гнев. С целью проверки этого предположения было проведено следующее исследование.

Эксперимент 1

Влияние экспрессии лица и позы на субъективное переживание Процедура исследования

Испытуемым предлагалось прослушать два псевдоновостных текста, посвященных террористическим актам, произошедшим в 2010 г. в московском метро (текст Метро), в аэропорту Домодедово (текст Домодедово).

Тексты были подобраны таким образом, чтобы они содержали информацию, наталкивающую на три возможные оценки описываемых событий, соответствующие гневу, печали и страху. Для инициирования оценки, соответствующей страху, тексты содержали описание неожиданных и труднопреодолимых угроз жизни и здоровью в момент теракта. Для инициирования оценки, соответствующей печали, тексты содержали описание реально нанесенного ущерба жизни и здоровью людей и мер компенсации для близких и пострадавших. Для инициирования оценки гнева описывались действия, предпринятые террористами для того, чтобы нанести максимальный и неизбежный ущерб максимальному количеству случайных людей. Тексты представляли собой выжимки из новостных статей по материалам Википедии и агентств Росбалт и Интерфакс, информацию с сайтов NEWSmsk.com, rosbalt.ru. Они были надиктованы исследователем и записаны в звуковой файл для однообразия предъявления. При этом уравнивалась скорость речи, продолжительность звучания, интонация голоса, а также по возможности уравнивалась информация об ущербе, компенсациях пострадавшим, злонамеренных действиях террористов и реакции властей в обеих ситуациях. Продолжительность звучания текста около двух минут.

Испытуемым сообщалось, что изучается влияние разнотипных помех и неудобств на восприятие информации новостного характера. Для этого им будут созданы неудобства физического характера, связанные с заданием, которое необходимо выполнять во время прослушивания текста. Одно задание будет с неудобствами динамического характера, другое - статического, третье - контрольное. В качестве цели исследования испытуемым сообщалось, что исследователей интересует, насколько полно воспринимается информация в зависимости от наличия и типа помехи.

Поза и лицевая экспрессия испытуемых варьировались с помощью следующих инструкций (взятых из процитированных выше экспериментов):

Инструкция 1 (Экспрессия подавленности): сесть на край стула, положить локти на колени, все мышцы максимально расслабить. Карандаш или ручку до конца звучания текста удерживать губами, не прикасаясь зубами, без усилия. После окончания прослушивания текста взять карандаш в левую руку (для ощущения неловкости), не меняя остальной позы, и сделать отметки на бланке.

Инструкция 2 (Э. страха): упереться спиной в спинку стула, сжать между коленями и локтями прижать к корпусу тонкие фломастеры, широко открыть глаза - мышцы спины, рук, ног и век должны быть постоянно напряжены, но умеренно (чтобы чувство-

вались, но без усилия). По окончании прослушивания текста заполнить бланк правой рукой.

Инструкция 3 (Э. гнева): сесть глубоко на стуле, одну ногу поставить на носок и ритмично качать каблуком или носком обуви сверху вниз, не касаясь пола, с усилием сжать в кулаках фломастеры, положить кулаки на стол, упереть локти о поверхность стола (давить локтями и кулаками на стол), плотно сжать губы (но не с помощью зубов, а за счет мышечного усилия), по окончании прослушивания взять карандаш правой рукой и сделать отметки.

Исследование проводилось в группах по два-четыре человека. Каждый испытуемый прослушивал все тексты, выполняя при этом разные инструкции. Влияние последовательности инструкций, частота предъявления каждого текста и сочетание с каждой инструкцией устранялись с помощью уравнивания.

После прослушивания испытуемые оценивали каждый текст по набору десятибалльных шкал. По две шкалы нацелены на оценку поведенческих признаков страха, гнева и печали (см. табл. 1).

В дополнение к ним использовались шестибалльные шкалы для самооценки широкого набора эмоций, в которые входили: возмущение, гнев, расслабленность, удивление, презрение, стыд, тревога, отвращение, интерес, недовольство, страдание, радость, страх, спокойствие, вина, напряжение, печаль, веселье. В этом наборе были отдельные шкалы как исследуемых эмоций, так и нерелевантных. Это позволило проконтролировать изменение других эмоций, экспериментальное воздействие на которые не планировалось.

Поскольку исследование строилось по внутрисубъектному плану, индивидуальные особенности испытуемых не могли повлиять на результаты, тем не менее фиксировалось, оказывались ли они сами или их близкие люди в ситуации террористического акта в момент его совершения, наличие страхов авиаперелетов и каким видом транспорта они ежедневно пользуются (метро, наземный или тот и другой).

Испытуемые: люди в возрасте от 17 до 25 лет (ш = 19,8), в том числе студенты первого-третьего курсов Института психологии РГГУ, дневного, вечернего и второго высшего отделений, 68 девушек и 16 юношей.

Результаты

Прежде чем приступить к проверке гипотез, мы оценили среднюю интенсивность эмоций, вызываемых текстами. Выяснилось, что все тексты вызывали слабый и умеренный отклик по шкалам эмоциональной самооценки - средние значения не превысили

3,3 балла по шкале от 1 до 6. Наиболее выраженными эмоциями по этим шкалам оказались:

- гнев и его производные - возмущение (т = 3,1) и презрение (т = 2,2);

- печаль (т = 3,1) и страдание (т = 1,6);

- страх (т = 1,8) и тревога (т = 2,3),

- а также два менее дифференцированных переживания - недовольство (т = 3,0) и напряжение (т = 2,5).

Средняя выраженность других эмоций - удивления, стыда, отвращения, радости, вины, веселья, а также чувства расслабления не превышает 0,8. Это означает, что тексты в первую очередь вызывали у испытуемых те эмоции, которые закладывал исследователь.

По шкалам, выражающим поведенческие признаки эмоций, разброс средних значений был выше - от 2,0 до 9,0 по 10-балльной шкале (см. табл. 1).

Таблица 1

Средняя выраженность поведения избегания (страх), интенции к наказанию (гнев) и сочувствия (печаль) по оценкам испытуемыми текстов (без учета влияния позы)

Поведенческие признаки Ср. выраженность

Страха: оцените, какой вид транспорта предпочтительнее (1 - упоминавшийся в ситуации теракта; 10 - альтернативный) 2,0

оцените степень вашей уверенности в безопасности пользования транспортом, упоминавшимся в связи с терактом (1 - не опаснее, чем везде; 10 - крайне опасно) 4,1

Гнева: насколько достаточны меры наказания, примененные властями к работникам служб безопасности, не предотвратившим теракт (1 - чрезмерны; 10 - крайне недостаточны); 7,2

насколько достаточны меры наказания террористов в нашей стране (1 - крайне недостаточны; 10 - чрезмерны) 4,1

Печали: насколько достаточны компенсации пострадавшим и их семьям (1 - выплаты могли бы быть меньше; 10 - выплаты должны быть больше); 8,6

насколько эти лица нуждаются в помощи (1 - не нуждаются; 10 - крайне нуждаются) 9,0

Несмотря на усилия по уравниванию информации в текстах, полностью уравнять их не удалось, но влияние различий в содержании текстов можно проконтролировать путем оценки значимости различий средних оценок разных текстов, прослушанных испытуемыми в одних и тех же позах (критерий Манна-Уитни). В результате выявились некоторые различия в ответах, обусловленные различием в содержании текстов (см. табл. 2, строки, не выделенные жирным шрифтом).

В табл. 2 показаны все значимые различия (критерий Вилкок-сона) по эмоциональным шкалам между текстами Домодедово и Метро, прослушанными в позах, соответствующих экспрессии страха, печали и гнева.

Таблица 2

Средние значения оценок испытуемыми (п = 84) своего эмоционального отношения к текстам Метро и Домодедово в позах, соответствующих экспрессии страха, гнева и печали, и уровень значимости различий (критерий Вилкоксона)

Шкала оценки субъективного переживания Поза «печаль» Поза «страх» Р =

Косвенная оценка гнева (насколько достаточны меры наказания террористов?) 6,75 8.25 0,006

спокойствие 1,5 0,86 0,005

вина 0,5 0,25 0,038

напряжение 1,86 2,36 0,029

гнев 1,68 0,036 0,038

Поза «печаль» Поза «гнев» Р =

Косвенная оценка гнева (насколько достаточны меры наказания террористов? (1 - чрезмерны, 10 - крайне недостаточны) 7,72 5,83 0,001

тревога 3,17 2,5 0,031

страх 2,23 2,0 0,024

спокойствие 0,72 1.33 0,042

Поза «страх» Поза «гнев» Р =

Косвенная оценка страха (достаточны ли меры, принятые властями по предотвращению терактов после описанных событий?) 8,19 8,70 0,007

Косвенная оценка гнева (насколько достаточны меры наказания террористов?) 6,37 7,70 0,045

Продолжение табл. 2

Шкала оценки субъективного переживания Поза «печаль» Поза «страх» Р =

Косвенная оценка печали (насколько достаточны компенсации, выплаченные пострадавшим и их семьям?) 8,15 9,04 0,015

стыд 1,22 0,59 0,015

страх 1,41 1,78 0,028

Примечание. Оценки, выделенные жирным шрифтом, различаются из-за влияния позы, но не различаются вследствие отношения испытуемых к содержанию текста. Курсивом выделены значимые различия, совпадающие по эмоциональной модальности с экспрессией, создаваемой одной из поз в сравниваемой паре.

Из анализа результатов, представленных в табл. 2, мы видим, что:

1) большинство значимых различий связаны с различием в содержании текстов Метро и Домодедово (см. строки, не выделенные шрифтом);

2) большинство значимых различий между текстами по вызываемому ими субъективному переживанию не совпадают по модальности переживания с экспрессией позы, в которой прослушивался текст (см. строки, не выделенные курсивом). Чаще всего по модальности совпадали субъективное переживание и экспрессия позы в случае гнева и страха, значимое изменение в переживании печали ни разу не совпало с принятием позы, соответствующей экспрессии печали;

3) в тех случаях, когда модальность субъективного переживания совпадает по модальности с экспрессией позы, не всегда совпадает направление изменений (см. строки, выделенные курсивом). Так, при сравнении поз, выражающих страх и гнев, субъективное переживание страха, вызванного текстом, в среднем значимо ниже, когда испытуемые, выполняя задание, принимали позу, копирующую экспрессию страха, что прямо противоречит гипотезе обратной связи. Только оценки субъективного переживания гнева существенно увеличиваются, когда испытуемые принимают позу, копирующую экспрессию гнева, по сравнению с другими позами, что свидетельствует в пользу гипотезы.

Также из числа испытуемых были выделены три разные группы испытуемых, которые слушали один и тот же текст в позах, соответствующих экспрессии страха, гнева и печали. Значимых различий по критерию Манна-Уитни выявить не удалось.

Некоторые испытуемые по собственной инициативе сообщали, что поза страха вызывает у них ощущение страха, а поза гнева -ощущение, сходное со злостью. Тем не менее в самооценке переживаний, вызванных текстами, влияния этих поз не проявилось.

Обсуждение результатов

Исходя из теорий обратной связи, мы предполагали, что экспрессия позы испытуемых усилит субъективное переживание той эмоции, с проявлениями которой она совпадает. При этом были задействованы экспрессивные возможности лица, позы и жестов, наиболее типичные для выражения каждой из трех эмоций - гнева, печали и страха. Совокупность полученных результатов свидетельствует против гипотезы исследования.

Об этом говорят следующие факты. Большинство изменений в эмоциональной оценке текстов могут быть объяснены различиями в содержании текстов и не связаны с экспрессией поз, в которых тексты были прослушаны. В тех случаях, когда изменения в эмоциональной оценке текста соответствуют экспрессии одной из поз, не всегда наблюдается совпадение в направлении изменений, так субъективное переживание страха слабее в позе, соответствующей экспрессии страха, и ощущается сильнее при телесной экспрессии гнева.

Только два значимых различия свидетельствуют в пользу гипотезы. Оба указывают на усиление гнева в позе, копирующей проявления гнева, по сравнению с позами, копирующими экспрессию страха и печали. Интересно, что гнев - стеническая эмоция, тогда как страх и печаль - астенические, связанные с понижением тонуса активности.

В итоге результаты исследования противоречат основным постулатам теорий лицевой обратной связи. По-видимому, ограничение этих теорий состоит в том, что эффект усиления переживания эмоции путем усиления соответствующих ей телесных проявлений снижается в случае, когда стимул в равной степени располагает к разным эмоциям.

Эксперимент 2 Влияние позы и физиологического возбуждения

Автор двухфакторной теории эмоций С. Шехтер иначе объяснял вклад физиологических процессов в возникновение субъективного переживания эмоций. Основную роль в своем объяснении он отводит возникновению физиологического возбуждения в от-

вет на воздействие определенных стимулов. Для возникновения эмоционального переживания важны не конкретные телесные реакции, такие как ощущение от экспрессивных мышц, а изменение уровня физиологического возбуждения и эмоциональная оценка этого возбуждения. Знаменитый эксперимент с введением адреналина положил начало многочисленным исследованиям, в которых авторы различными способами создавали у испытуемых повышенный уровень физиологического возбуждения и провоцировали определенную когнитивную оценку этого возбуждения. Целью этих исследований было показать, что под действием когнитивной оценки (1) неэмоциональное по своему источнику возбуждение может переживаться как эмоция; (2) возбуждение, вызванное эмоцией одной модальности, может переживаться как эмоция другой модальности; (3) можно избежать эмоционального переживания, если объяснять изменившийся уровень возбуждения неэмоциональными причинами17.

Данные, собранные в этих многочисленных экспериментах, не всегда подкрепляют положения двухфакторной теории эмоций, но и не опровергают ее. Неоднозначность этих данных навела на мысль, что теории лицевой обратной связи и двухфакторная теория эмоций могут усилить друг друга в том, что касается объяснения роли телесных, физиологических процессов в возникновении субъективного переживания эмоции.

Так возникла гипотеза второго эксперимента: телесная экспрессия, соответствующая проявлениям эмоции определенной модальности, усилит субъективное переживание этой эмоции только при повышенном уровне возбуждения испытуемых.

Процедура исследования соответствует процедуре предыдущего эксперимента с некоторыми изменениями. Испытуемые прослушивали те же самые тексты, выполняя при этом те же самые задания, которые должны были создать у них телесные изменения и экспрессию, соответствующие проявлениям эмоций гнева, страха и печали. После прослушивания каждого текста они заполняли аналогичный опросный бланк для оценки эмоционального отношения к тексту.

Отличие состояло в том, что тексты испытуемые прослушивали через наушники. Для создания повышенного возбуждения в начале второй минуты звучания текста речь внезапно в середине фразы прерывалась четырехсекундным резким звуковым сигналом (звук разбившегося стекла и лающий рев атакующей крупной собаки). Звук был более громким, чем звучание основного текста. Этот прием используется в психологии для создания повышенного уровня

возбуждения у испытуемых уже давно18. Последовательность заданий на создание телесной экспрессии и оба звука сочетались с текстами Метро и Домодедово уравненное количество раз в случайной последовательности.

Испытуемые: студенты первого-третьего курсов дневного отделения и первого курса магистратуры Института психологии РГГУ, 15 юношей и 51 девушка, средний возраст 19,9.

Результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы оценить эффективность уравнивания содержания текстов, мы сравнили оценки текстов испытуемыми без учета позы и порядка предъявления текстов. Средние по подавляющему большинству эмоциональных шкал выше в тексте Домодедово. Различия средних достигают статистической значимости по ¿-критерию Стьюдента по шкалам: презрение ^ = -2,49, p = 0,014), недовольство ^ = -2,86, р = 0,005), радость ^ = -2,75, р = 0,007), напряжение ^ = -2,22, р = 0,030). После прослушивания текста Метро испытуемые существенно чаще оценивают меры компенсации пострадавшим как недостаточные (поведенческий признак печали, t = 2,06, р = 0,040).

В таблице 3 представлены результаты, непосредственно проверяющие гипотезы исследования.

Таблица 3

Средние оценки испытуемыми переживаний в связи с телесной экспрессией, характерной для печали, страха и гнева, и значимость различий между средними по критерию Вилкоксона

Шкала Поза «страх» Поза «гнев» Поза «печаль» Р (п)

Предпочитаемый вид транспорта (10 -максимальное избегание транспорта из текста о теракте, страх по поведению) 3,90 7,21 0,02 (19)

Мера наказания за непредотвращение теракта (10 - самая строгая, гнев по поведению) 8,89 8,73 0,02 (29)

Мера наказания террористов (10 - самая строгая, гнев по поведению) 2,34 3,00 0,02 (29)

Достаточность компенсаций (10 - крайне недостаточны, печаль по поведению) 7,42 8,74 0,01 (19)

Продолжение табл. 3

Шкала Поза «страх» Поза «гнев» Поза «печаль» Р (п)

Печаль 3,39 2,26 7,21 3,15 0,03 (29) 0,05 (19)

Отвращение 2,38 2,42 0,02 (29)

Интерес 2,58 1,42 0,001 (19)

Напряжение 3,10 2,22 0,05 (18)

Примечание. В таблице указаны только те шкалы, по которым обнаружены значимые различия. Курсивом выделены результаты, противоречащие гипотезе.

Эти результаты не подтверждают гипотез. Эмоциональные оценки текстов вообще не соответствуют той эмоции, экспрессию которой поддерживала поза. В двух случаях такое соответствие выявилось, но оно оказалось прямо противоположно тому, что предполагалось в гипотезе: поза «гнев» сопровождается гораздо более высокой оценкой субъективного переживания страха, чем поза «страх», а также поза «страх» сопровождается значимо большим переживанием печали, чем поза «печаль».

Обсуждение результатов

Получив в предыдущем исследовании результаты, противоречащие теориям лицевой обратной связи, мы предположили, что подкрепление эффекта тесной экспрессии искусственным повышением уровня возбуждения приведет к усилению субъективного переживания эмоции, соответствующей экспрессии. В этом случае результаты отвечали бы данным теорий лицевой обратной связи. Мы полагали, что в случае неоднозначных эмоциогенных стимулов телесные реакции следует подкрепить возбуждением, поскольку переживание большинства эмоций сопровождается изменением уровня возбуждения. Однако эти ожидания не оправдались. В отличие от предыдущего эксперимента, в этом эксперименте не было получено ни одного результата, который бы мог подкрепить гипотезу, вытекающую из теорий обратной связи. Как будто введение дополнительного возбуждения привело к получению результатов, еще более противоречащих прогнозам этих теорий.

Влияние опыта присутствJия в ситуациях терактовJ

В ходе исследования контролировалось влияние личного опыта - попадания в ситуации террористической угрозы на отношение к сообщениям. Из 84 испытуемых 10 сообщили, что они или их близкие люди (чаще всего родители) оказались так или иначе затронуты ситуациями террористических актов (оказались в метро, когда оно было перекрыто после взрывов, не смогли улететь из Домодедово).

У испытуемых, имеющих близкий опыт жертв терактов, проверялось различие в реагировании на тексты в разных позах с помощью критерия Вилкоксона. Все выявленные значимые различия повторяли различия, полученные при сравнении оценок текстов без влияния позы. Поэтому все они были интерпретированы как обусловленные влиянием текстов.

Далее эти испытуемые сравнивались с испытуемыми, не сообщившими об опыте личной затронутости терактом. Интересовало только влияние опыта, поэтому группы уравнивались так, чтобы исключить влияние позы.

Выяснилось, что испытуемые, затронутые терактами, демонстрируют значимо меньше поведенческих проявлений печали и страха (Вилкоксон, р = 0,011; р = 0,043), но более выраженные напряжение и беспокойство (Вилкоксон, р = 0,043; р = 0,029) по сравнению с теми, кого лично ситуации терактов не затронули. Только при прослушивании текста Метро испытуемые, побывавшие в ситуации террористической угрозы, демонстрировали существенно более высокую мотивацию к наказанию террористов (т. е. поведенческие признаки гнева, р = 0,032).

Выводы

Результаты исследования говорят о том, что первоначальная гипотеза не подтвердилась. Телесная экспрессия, вызываемая неэмоциональными причинами, не способствует усилению субъективного переживания той эмоции, проявлениям которой она соответствует, даже при повышенном уровне возбуждения. По крайней мере, этот вывод справедлив в отношении слабых эмоциональных откликов. Фактор непосредственной затронутости некоторых испытуемых фактом теракта в силу того, что они сами или их самые близкие люди находились в это время в метро или аэропорту Домодедово, также не способствовал усилению влияния телесной экспрессии на субъективное переживание соответствующей ей эмоции.

Примечания

1 Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

2 Zajonc R.B., Murphy S.T., Inglehart M. Feeling and facial efference: Implications of the vascular theory of emotion // Psychological Review. 1989. Vol. 96. № 3. P. 395-416; LairdJ.D. The real role of facial response in the experience of emotion: A reply to Tourangeau and Ellsworth, and others // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47. № 4. P. 909-917; Rutledge L.L., Hupka R.B. The facial feedback hypothesis: Methodological concerns and new supporting evidence // Motivation and Emotion. 1985. Vol. 9. P. 219-240; Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М.: Форум, 2012; Лафренье П. Эмоции детей и подростков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3 Berkowitz L, Harmon-Jones E. Toward an Understanding of the Determinants of Anger // Emotion. 2004. Vol. 4. № 2. P. 107-130.

4 Strack F, Martin L.L., Stepper S. Inhibiting and facilitating conditions of the human smile: A nonobtrusive test of the facial feedback hypothesis // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. № 5. P. 768-777.

5 Laird J.D. Op. cit.

6 Bermeitinger С, Machmer А.М., SchrammJ, Mertens D, Wilborn L, Bonin L, Femppel H, Koch F. Facial Feedback in Implicit Sequence Learning // International Journal of Psychology & Psychological Therapy. 2013. Vol. 13. № 2. P. 145-162.

7 Stepper S., Strack F. Proprioceptive determinants of emotional and nonemotional feelings // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64. № 2. P. 211-220.

8 Dimberg U., Soderkvist S. The voluntary facial action technique: A method to test the facial feedback hypothesis // Journal of Nonverbal Behavior. 2011. Vol. 35. № 1. P. 17-33.

9 Mori K., Mori H. Examination of the passive facial feedback hypothesis using an implicit measure: With a furrowed brow, neutral objects with pleasant primes look less appealing // Perceptual and Motor Skills. 2010. Vol. 111. № 3. P. 785-789.

10 Mori K., Mori H. Another test of the passive facial feedback hypothesis: When your face smiles, you feel happy // Ibid. 2009. Vol. 109. № 1. P. 76-78.

11 Mori K., Mori H. A test of the passive facial feedback hypothesis: We feel sorry because we cry // Ibid. 2007. Vol. 105. № 3. P. 1242-1244.

12 Sigall H, Johnson M. The Relationship Between Facial Contact With a Pillow and Mood // Journal of Applied Social Psychology. 2006. Vol. 36. № 2. P. 505-526.

13 Soussignan R. Duchenne smile, emotional experience, and autonomic reactivity: A test of the facial feedback hypothesis // Emotion. 2002. Vol. 2. № 1. P. 52-74.

14 Berkowitz L, Harmon-Jones E. Op. cit.

15 Marzoli D., Custodero M., Pagliara A., Tommasi L. Sun-induced frowning fosters aggressive feelings // Cognition and Emotion. 2013. Vol. 27. № 8. P. 15131521.

16 Bermeitinger C, Machmer A.M., Schramm J., Mertens D., Wilborn L., Bonin L., Femp-pel H., Koch F. Op. cit.

17 Reisenzein R. The Schachter theory of emotion: Two decades later // Psychological Bulletin. 1983. Vol. 94. P. 239-264.

18 Ross J., Rodin J., Zimbardo P.G. Toward an attribution therapie: The reduction of fear through induced cognitive-emotional misattribution // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. Vol. 12. P. 278-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.