УДК 1 Гуров Д.И., Леонов Д.Е., Кириллов Г.М.
Гуров Д.И.
студент 2 курса, напр. «Информационные системы и технологии» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Леонов Д.Е.
студент 2 курса, напр. «Информационные системы и технологии» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Научный руководитель:
Кириллов Г.М.
д.ф.н. доцент, Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ, ЭТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация: статья посвящена исследованию влияния искусственного интеллекта (ИИ) на студентов и образовательный процесс. В последние десятилетия технологии ИИ все активнее внедряются в образовательную сферу, предлагая новые возможности для персонализированного обучения, автоматизации образовательных процессов и повышения доступности образования. В статье рассматриваются ключевые аспекты, такие как создание адаптивных образовательных систем, использование умных учебников и платформ, а также повышение эффективности тестирования и оценки знаний студентов. Одновременно с этим рассматриваются и обсуждаются этические и социальные вопросы,
связанные с использованием ИИ в образовании. Ожидается, что в будущем ИИ сыграет еще более важную роль в качестве революционера в сфере образовательных практик, однако его внедрение требует внимательного подхода и регулирования для минимизации возможных рисков.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, студенты, будущее образования, современные технологии, философия.
Введение.
Искусственный интеллект (ИИ) - это область компьютерных наук, целью которой является создание интеллектуальных систем, способных выполнять задачи, требующие человеческого разума, таких, как обучение, восприятие, принятие решений и решение проблемы. Современные технологии ИИ активно внедряются во многие сферы, такие, как здравоохранение, промышленность, экономика и, конечно же, образование. Особое внимание в последние десятилетия уделяется использованию ИИ в образовательном процессе.
С каждым годом ИИ становится все более важным инструментом в обучении, предоставляя новые возможности для улучшения качества образования и адаптации учебного процесса под индивидуальные нужды студентов. Булаева М. Н. в своей работе «Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях» отметила следующие современные технологии цифрового обучения [1]:
- инструментальный комплект для оптимальной передачи информационных данных студентам,
- набор инструментов, позволяющий создавать различные учебные материалы,
- набор инструментов, оптимизирующий методы преподавательской работы.
Несмотря на повышение эффективности обучения, вызванное использованием искусственного интеллекта в образовательных процессах, внедрение таких технологий вызывает множество вопросов, связанных с этическими и философскими аспектами [2].
Искусственный интеллект как дисциплина возник еще в 1950-х годах. Тогда Алан Тьюринг предложил создать машины, способные имитировать человеческое поведение. В 1956 году термин «искусственный интеллект» был предложен Джоном Маккарти на конференции в Дартмуте, на которой также обсуждались идеи о создании интеллектуальных машин [3]. В начале своей истории ИИ ограничивался довольно простыми задачами, такими как игры (например, шахматы), решение логических головоломок и т. д.
Однако с развитием машинного обучения и особенно глубоких нейронных сетей ИИ начал проявлять себя в более сложных задачах, например, в распознавании речи и изображений, обработке естественного языка. Технология GPT (Generative Pre-trained Transformer, или генеративный предобученный трансформер) от OpenAI, продемонстрировала способность генерировать текст и решать задачи, которые ранее считались выполнимыми только для человека. Помимо этого, DALL-E от того же OpenAI может генерировать изображения на основе текстового описания, что позволяет использовать данную технологию в искусстве и дизайне. А AIVA (Artificial Intelligence Virtual Artist) и вовсе способен сочинять музыку в разных жанрах, используя алгоритмы машинного обучения для имитации стилей известных композиторов.
В последние десятилетия искусственный интеллект широко используется во многих сферах нашей жизнедеятельности, в частности, конечно, и в образовании. В сфере образования ИИ применяют для создания персонализированных образовательных программ, автоматизации тестирования, а также для разработки умных учебных платформ, которые будут адаптированы под нужды каждого студента.
С развитием IT-инфраструктуры и больших данных в образовательной сфере возникли системы, использующие ИИ для диагностики, прогнозирования успеваемости студентов и создания адаптивных образовательных материалов, что повышает эффективность обучения.
Искусственный интеллект является революционером в сфере образования, преобразуя не только методы обучения, но и само восприятие образовательного процесса студентами. Его влияние многогранно и затрагивает все аспекты, от индивидуальной подготовки до доступности образования для широких масс. Рассмотрим ключевые аспекты этого влияния более подробно.
1. Персонализированное обучение.
Искусственный интеллект позволяет создавать персонализированные образовательные направления, учитывая индивидуальные особенности каждого студента: его темп усвоения материала, уровень подготовки и предпочтения в обучении. Например, системы адаптивного обучения могут предлагать студентам задания, соответствующие их текущему уровню знаний, а также подбирать оптимальные материалы для углубленного изучения. Это позволяет повысить мотивацию студентов, так как они чувствуют максимальный комфорт, понимая, что обучение адаптировано под их нужды.
2. Умные учебники и онлайн-курсы.
В настоящее время существует большое количество онлайн-курсов, которые используют элементы искусственного интеллекта для улучшения образовательного процесса. В такие курсы могут быть интегрированы различные интерактивные элементы (например, тесты, симуляции, квизы, форумы), которые позволяют студентам активно взаимодействовать с материалом, получая моментальную обратную связь. Duolingo для изучения языков, например, использует ИИ для подбора упражнений, которые помогают студенту пройти курс с учетом его сильных и слабых сторон.
Кроме того, онлайн-платформы вроде Coursera или edX предлагают студентам доступ к видео-лекциям, упражнениям и материалам, которые могут
быть персонализированы с помощью ИИ, что позволяет улучшить результаты обучения.
3. Повышение доступности образования.
Использование ИИ в образовании существенно расширяет доступ к обучению. В удаленных регионах и странах, где качественное образование ограничено, ИИ может стать решением проблемы нехватки преподавателей и учебных материалов. Платформы с элементами ИИ позволяют студентам учиться в удобное время и в удобном месте, что является важным шагом в деле демократизации образования.
4. Примеры внедрения ИИ в России.
На сегодняшний день можно выделить следующие области, куда был внедрен искусственный интеллект в нашей стране:
Известная всем система видеонаблюдения на Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ). Нейросеть в режиме реального времени анализирует поведение учеников на экзаменах и выявляет подозрительную активность.
Системы прокторинга (т.е. инструмента контроля за процессом проведения экзамена) на основе ИИ. Примером такой системы служит компания «Экзамус», разработавшая технологию, которая анализирует поведение людей при помощи распознавания лиц и обнаружения эмоций. При этом используется доступ к веб-камере. РАНХиГС и другие ведущие учебные заведения высшего образования по нашей стране используют разработанную «Экзамусом» технологию для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения (СДО) и при сдаче вступительных экзаменов
[4].
«Presentation Translator», или распознавание речи преподавателя - это абсолютно бесплатный плагин, создающий в реальном времени субтитры на основании того, что говорит преподаватель. Это повышает комфорт в обучении и позволяет студентам не пропускать программу, а также самостоятельно разбираться в материале.
5. Риски: зависимость от технологий и потеря критического мышления. Искусственный интеллект в образовательном пространстве представляет собой сложную систему, включающую несколько элементов (рис. 1).
Рисунок 1. Структура ИИ [5].
Исходя из вышеперечисленных примеров, особенностей и характеристик, становится понятно, что интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс открывает перед нами заманчивые перспективы: персонализированное обучение, автоматизированная проверка знаний, доступ к огромному объему информации. Однако, подобно любой технологии, ИИ таит в себе потенциальные риски, требующие пристального внимания.
Одной из наиболее серьезных угроз является формирование у обучающихся чрезмерной зависимости от использования нейросетей, что может привести к деградации критического мышления и самостоятельных навыков познания. Студенты, привыкшие к тому, что искусственный интеллект мгновенно генерирует ответы на любые вопросы, могут утратить способность к самостоятельному поиску информации, анализу источников и оценке достоверности данных. Вместо глубокого погружения в материал и осмысления сложных концепций, они могут довольствоваться поверхностным пониманием, полученным с помощью готовых ответов, генерируемых ИИ-системами. Это
особенно опасно в условиях, когда ИИ может предоставлять неточную или предвзятую информацию, что может привести к формированию ошибочных представлений и убеждений. Умение критически оценивать информацию, отличать факты от мнений, выявлять логические ошибки - все это становится менее востребованным, если студенты полагаются на алгоритмы, не задумываясь над процессом получения знаний. Более того, зависимость от ИИ может привести к снижению креативности и способности к решению нестандартных задач.
Алгоритмы, как правило, работают по заранее заданным шаблонам, и студенты, постоянно использующие их, могут утратить навыки творческого мышления, способность к импровизации и генерации оригинальных идей. Это актуально для дисциплин, требующих глубокого анализа, синтеза информации и разработки нестандартных решений. Поэтому, ключевым вызовом для преподавателей становится не просто внедрение ИИ в учебный процесс, а грамотное управление этим процессом, нацеленное на минимизацию рисков и максимизацию преимуществ. Это предполагает разработку новых методик обучения, ориентированных на развитие критического мышления, навыков самостоятельной работы и творческого потенциала учащихся. Необходимо обучать студентов грамотному использованию ИИ-инструментов, пониманию их ограничений и способности критически оценивать предоставляемую ими информацию. Кроме того, важно сохранять баланс между использованием технологий и традиционных методов обучения, таких как дискуссии и индивидуальные консультации с преподавателем. Роль преподавателя в этом новом контексте становится еще более значимой: он должен не только преподавать предмет, но и развивать самостоятельность и способность к независимому познанию у своих студентов, помогая им найти баланс между удобством технологий и необходимостью самостоятельного мышления. В конечном итоге, цель - не заменить преподавателя искусственным интеллектом, а использовать ИИ для улучшения образовательного процесса и подготовки студентов к жизни в сложном и динамично меняющемся мире.
В последнее время мы замечаем, насколько стремительно искусственный интеллект меняет облик привычного нам образовательного процесса, предоставляя преподавателям и студентам мощные инструменты для повышения эффективности и качества обучения [6].
Необходимо рассмотреть этические и социальные аспекты использования ИИ в образовании и возможные последствия внедрения ИИ в процесс обучения. Каждый аспект имеет свои преимущества и недостатки, и для достижения наилучшего результата необходимо балансировать между использованием ИИ и традиционными методами обучения. Ниже, в таблице 1, будут приведены основные аспекты, по которым можно сравнить традиционное обучение и образование, основанное на использовании нейросетей [7].
Таблица 1. Аспекты внедрения ИИ в образовательный процесс [7].
Аспекты Традиционное образование Образование с использованием ИИ
Индивидуализация Ограничена Использование ИИ для
возможностью учителя адаптивного обучения,
учитывать потребности учитываю щего
каждого студента индивидуальные потребности и уровень знаний каждого студента
Знания на заказ Не всегда есть возможность Использование ИИ для
получить обнаружения пробелов в знаниях
дополнительную студентов и
помощь вне урока предоставление индивидуально подобранных материалов
Оценка Оценки могут быть Использование ИИ для
успеваемости субъективными и объективной оценки знаний
неотражающими студентов на основе данных
реальный уровень их обучения
знаний студента
Потеря личности Учитель должен быть Использование ИИ может
лидером и наставником, привести к потере личности
но ИИ может заменить его и индивидуальности в обучении
Недостаток Ученики могут терять Использование ИИ может
социального возможность привести к отсутствию
взаимодеиствия взаимодействовать со социального взаимодействия
своими сверстниками между учениками
Ошибки в Ошибки могут привести Ошибки могут привести к неправильной
программировании к неправильной оценке знаний студентов оценке знаний студентов
Делая вывод, можно отметить, что для обеспечения эффективной работы ИИ-систем образовательные учреждения должны быть готовы к их использованию и обладать необходимыми ресурсами. При этом степень интеграции инструментов ИИ в данный процесс во многом зависит от степени осведомленности, готовности и практики применения педагогами всего арсенала ИИ в своей профессиональной деятельности.
Мы испытали влияние искусственного интеллекта на себе, ощутив, как пользу, так и вред и готовы поделиться личным опытом использования ИИ. Зачастую мы использовали ИИ для автоматизации повторяющихся задач в университете или на работе. Например, система анализировала данные и помогала находить ключевые показатели эффективности. Это значительно сократило время на рутину и позволило сосредоточиться на более важных задачах.
Казалось, что можно реже погружаться в детали работы из-за полного доверия системе. Но это неверное предположение, ведь ИИ не идеален и совершает ошибки даже чаще, чем люди. Например, алгоритм может ошибиться в интерпретации данных, что приведет к серьёзным последствиям. Это показало нам, что человеческий контроль и экспертное мнение остаются важными всегда.
В повседневной жизни мы оба активно используем рекомендации ИИ. Это удобно — выбор фильмов, музыки или статей стал проще. Но иногда это создаёт замкнутый круг — мы начали замечать, что алгоритмы ограничивают наш кругозор. Чтобы сохранить разнообразие взглядов, мы периодически отключаем рекомендательные системы.
Кроме того, у нас иногда возникает чувство зависимости от технологий. Например, мы начали забывать, как выполнять некоторые задачи без помощи ИИ, что заставляет задуматься о необходимости сохранять навыки, которые не зависят от технологий.
Оценив все за и против, мы пришли к выводу, что использование искусственного интеллекта помогает решать многие задачи быстрее и удобнее,
но его применение требует разумного подхода. Наш опыт показывает, что важно сохранять баланс между доверием технологиям и собственным участием, чтобы ИИ оставался полезным инструментом, а не источником новых проблем.
Заключение
Искусственный интеллект уже оказывает значительное влияние на образование, предлагая широкий ассортимент новых возможностей для студентов и преподавателей. Персонализированное обучение, умные учебники и повышение доступности образования — это лишь несколько примеров того, как ИИ может улучшить образовательный процесс. Однако стоит помнить о рисках, связанных с внедрением и использованием искусственного интеллекта, а также о том, что человеческий фактор является важным в образовании, и необходимо сохранять социальное взаимодействие между студентами и преподавателями.
В будущем ИИ, скорее всего, продолжит развиваться и внедряться в образовательные системы, и его роль будет становиться все более значимой, что потребует тщательного анализа и регулирования.
Мы пытаемся обучить искусственный интеллект критическому мышлению, однако сами теряем эту способность с каждой новой модификацией ИИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Булаева, М. Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях / М. Н. Булаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-4. - С. 34-36. - ISSN 2311-1305;
2. Цыбань, И. К. Искусственный интеллект в образовании - возможности и перспективы / И. К. Цыбань // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2021. - С. 55-60;
3. Лекторский, В. А. Искусственный интеллект в исследованиях сознания и общественной жизни / В. А. Лекторский // Философия науки и техники. - 2022. - Т. 27, № 1. - С. 5-33;
4. Соколов, Н. В. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски / Н. В. Соколов, В. Г. Виноградский // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-2. - С. 166-169. -ISSN 2311-1305;
5. Соколов, Н. В. Проблемы и риски применения современных технологий искусственного интеллекта в образовании / Н. В. Соколов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. №5. С. 10-14;
6. Федюшкина, Ю. Н. Искусственный интеллект в образовании: новые горизонты обучения / Ю. Н. Федюшкина // Образование и воспитание. - 2024. -№6 (52). - С. 12-15;
7. Трифонов, В. Н. Искусственный интеллект в образовании: практическое применение, этические и социальные аспекты внедрения. / В. Н. Трифонов // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. - 2023. - С. 1-7
Gurov D.I., Leonov D.E., Kirillov G.M.
Gurov D.I.
Penza State University (Penza, Russia)
Leonov D.E.
Penza State University (Penza, Russia)
Scientific advisor: Kirillov G.M.
Penza State University (Penza, Russia)
THE IMPACT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE FOR MODERN STUDENTS: ANALYSIS, ETHICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS
Abstract: the article is devoted to the study of the influence of artificial intelligence (AI) on students and the educational process. In recent decades, AI technologies have been increasingly introduced into the educational sphere, offering new opportunities for personalized learning, automation of educational processes and increasing accessibility of education. The article discusses key aspects such as the creation of adaptive educational systems, the use of smart textbooks and platforms, as well as improving the effectiveness of testing and evaluating students' knowledge. At the same time, ethical and social issues related to the use of AI in education are being considered and discussed. AI is expected to play an even more important role in the future as a revolutionary in the field of educational practices, but its implementation requires careful approach and regulation to minimize possible risks.
Keywords: artificial intelligence, education, students, future of education, modern technologies, philosophy.