колыбель, проводится обряд «бесшке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомства. К изголовью колыбели привязывают т^мар - амулет, которой, согласно поверью будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок нынешних памперсов!), бросают конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разбирают женщины, не имеющие детей. После того как уложили ребенка, колыбель накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка. Шуба или дорогой чапан являются символами богатства и высокого положения в обществе. Уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным, ловким, имеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная оде>вда) символизирует героизм и храбрость и обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей!
Список литературы:
1. Камалова Н.К. Той-мерекел1к, салт-дэстурлж эрекеттер. Оку к^ра-лы. - Шымкент: ОКМХ 2002. - 62 бет.
2. Камалова Н.К. Мэдени-ш^гылданымпаздыльщ кызметш зертгеу эдастер1 - Ш.: ШПИК, 1992. - 104 бет.
3. Кдзак; хал^ыньщ уйлену тойын отказу эдет г^рпын вдз1рп уакытта пай-далану / Кдоастырган Н.К. Камалова. - Шымкент: ШПИК, 1988. - 20 бет.
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА ТЕАТРА И КИНО НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
© Сапарова Ю.А.*, Даурбаева Г.Б.*
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент
«Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен В своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии!.. Краса Вселенной! Венец всего живущего!
(«Гамлет» Шекспир)
И как он может быть ужасен!
Почему? Веками общество старается избавить от плохих качеств своих членов и веками это ему не удается.
* Доцент кафедры Культурно-досуговой работы, кандидат педагогических наук.
* Старший преподаватель.
Видимо взрастить человека благополучного, чистого в помыслах и чудесного в действиях труд нелегкий. Мы попытаемся в своей работе рассказать о некоторых аспектах нашей жизни, которые в общем-то влияют на становление характера, нравственных качеств, образованности нашего современника.
Худо-бедно, но советское общество умело внушать подрастающему человеку нормы поведения: честный труд, довольствоваться тем, что есть. И вся мощь пропаганды, оправдывая полунищенское существование человека, пело песни о светлом будущем. Так нас держали...
А теперь: стремительное расслоение когда-то единого общества на очень богатых и очень бедных породило все язвы капитализма, о которых мы говорили с брезгливостью и осуждением. И на пути к богатству некоторые растеряли все свои прекрасные качества, о которых мы напомнили в начале.
И вот в этой нездоровой обстановке воспитать «венца всего живущего» в нужном направлении? Задача не из легких. Наше общество вошло в новую жизнь со всем грузом прежних ошибок, новые отношения добавили множество других.
Ошибки прошлого: консерватизм в мышлении неумение или нежелание учитывать новое.
Плохая подготовка специалистов, особенно тех, кто должен заниматься подрастающим поколением. Слабая школьная подготовка.
К этим недочетам добавились непродуманные реформы в образовании, пересадка на Казахстанскую почву американизированных методов обучения и контроля знаний.
И, конечно, введение платного обучения. В последние два десятилетия мы старательно искореняли все достижения Советской педагогики, которая исторически была связана с достижениями 19 в., ускоренным темпом перенимали все «передовое» из-за «бугра» и поэтому на сегодняшний день имеем, то, что имеем.
Во-первых, преподаватели ВУЗов и школ слабо владеют новой методикой, учащиеся школ и ВУЗов, не знают, что они будут делать после окончания учебного заведения, преподаватели не в состоянии составить грамотные тесты, а обучающиеся грамотно ответить на вопросы тестирования.
Не будем голословны: тестирование студентов 4 курса Петропавловского университета дало удивительный результат - никто из тестируемых не набрал нужное количество баллов. Учащиеся утверждают, что многие вопросы не имеют отношения к специальности обучающихся.
Значит, учить надо лучше. Значит, нужен наставник, который знает, чему учить, как учить. Таким образом, на первый план выходит личность наставника, преподавателя, учителя. Почему этот «венец всего живущего» в жизни бывает иногда гением, иногда злодеем. По мере сил и возможностей изложим свою точку зрения, хотя она и не нова.
На формирование личности, то есть его характера, способностей, умений, интересов влияет множество факторов.
В первую очередь семья, взаимоотношения в семье и, конечно, наследственные признаки, хотя и здесь бывают выверты: в хорошей, благополучной семье ребенок становится извергом.
Школа хорошо влияет только на тех детей, кто хорошо учится и дисциплинирован, а если ребенок не развит, туго соображает, и в силу этого пропускает занятия, учитель на такого время не тратит.
Далее влияние общества, не всего в целом, а микросреды, в которой вращается будущая личность. Задача: обеспечить ребенку хорошую среду. Это спорт, драматические кружки, занятия танцами, изобразительным искусством, умелые руки и так далее. Если ничего этого нет, ребенок непременно попадет под влияние улицы, а что из этого выйдет, никто не может предугадать.
Из этих трех факторов хотелось бы остановиться на последнем: микросреда.
Задача воспитателей и родителей вырвать ребенка из уличной среды, дать ему другое окружение, пробудить интерес к каким-нибудь занятиям, где он научиться чему-нибудь необычному: петь, играть, танцевать, рисовать, заниматься спортом, то есть заниматься и знакомиться с различными видами искусства и спорта. Именно искусство способно влиять на формирование нравственных качеств человека. Оно учит понимать добро, ценить красоту, ценить жизнь - бесценный дар природы.
Искусство помогает присмотреться к окружающему, посмотреть другими глазами и увидеть, как удивительна природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди с присущими им душевными качествами и чувствами. Удивителен и неповторим мир искусства, спорта. Осознав это, наверное, захочется, как можно больше постичь и узнать.
Например, музыка. Она занимает существенное место в жизни каждого человека. Она может быть любой - классической, популярной, народной, рок или ультра современной - «прогрессивной». Главное, чтобы она была талантливой, доходила до сердца, трогала душу. Вам нравится современный break beat? Что ж, это прекрасно. Эта музыка соответствует ритму сегодняшней жизни. Но, возможно, стоит прислушаться к какому-нибудь классическому произведению, и вы поймете, насколько вдохновенной может быть эта музыка, откроете для себя что-то новое. А как насчет The Beatles? Неповторимое песенное искусство этого ансамбля доступно всем поколениям. Удивительно, но факт - тексты песен The Beatles изучаются в английских школах на уроках словесности. Самого ансамбля The Beatles уже нет, он распался, нет в живых одного из музыкантов - Джона Леннона. Но осталась замечательная сила таланта Ливерпульских музыкантов, способная дарить самые светлые чувства любому человеку. Или обратимся к живописи. Для тех, кто хочет по-настоящему почувствовать силу этого жанра следует посещать выставки или просто взять в руки краски и кисть и попробовать нарисовать что-нибудь. Пусть вы не нарисуете выдающегося шедевра современности, этот рисунок может стать выражением ваших чувств, спо-
собом расслабиться и отрешиться от жизненной суеты. Главное - не ограничивать область своих интересов. Нам кажется, в каждом виде искусства можно найти что-то интересное для себя.
Наверное, каждый любит просто посмотреть добротный фильм. Пусть это раскрученный блокбастер с участием суперзвезды, полицейский детектив, фильм ужасов, захватывающий триллер, жестокий боевик, сумасшедшая комедия или мелодрама - из каждого качественного фильма можно вынести для себя что-то полезное. Это может быть просто набор определенных фактов, различные эмоции (ужас, радость, печаль, негодование, непонимание), а могут быть и глубокие размышления, переворачивающие вашу точку зрения, меняющие мировоззрение. Но и здесь не стоит ограничиваться вашим любимым жанром в кино или фильмами с вашим любимым актером. Ведь очень интересно посмотреть иногда не самый кассовый и популярный фильм, а, например, новое европейское авангардное кино, старые фильмы с участием Мэрилин Монро или Чарли Чаплина или классический вестерн.
На наш взгляд интересным и очень популярным способом проведения досуга среди молодежи являются боевые искусства Востока. В них сконцентрированы внешняя красота и эстетика движений; ориентация на здоровый образ жизни и ценность долголетия; связь боевых искусств с другими искусствами; ритуальность; медитативность; возможность научиться защищаться физически и психологически; физическое и духовное совершенствование; стремление к подражанию природе, к единению с ней. В связи с изменением привычного уклада жизни у многих людей (особенно молодых) появляется чувство социального дискомфорта. Увлечение боевыми искусствами Востока может помочь в решении этой проблемы. А если человека отличает интерес ко всему необычному, особая пластичность взглядов, боевые искусства Востока могут стать для него наилучшим способом самовыражения. А кроме того, остаются еще и другие виды спорта и искусства. Каждый волен выбрать то, что будет ему по душе, если позволяют финансы.
На противоположном полюсе рассматриваемого вопроса находится проблема отсутствия интересов, наличие большого объема ничем не занятого объема времени и выхода невостребованной энергии. Несколько схематично звучат слова, что эти факторы приводят к наркомании, правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.
Значит проблема воспитания личности это задача государственного уровня. И ее решение задача государственного уровня, ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей.
Здесь на первый план выходит проблема наставничества. У нас много талантливых людей, которые не удовлетворяются личными достижениями и хотят, чтобы у них были последователи. Это некоторые Олимпийские чемпионы в различных видах спорта и просто сельский житель, умеющий из дерева создавать произведения искусства, да их достаточно поющих, танцующих, пишущих стихи, ставящих на сценах спектакли.
Вот помочь таким, одобрить их работу, помочь финансово, рассказать о них в газетах, телепередачах. И тогда их будет больше, они охватят больший контингент «дворовых» и «уличных» детей. Вот Российская передача «минута славы» работает на эту идею - идею занятости их интересов. Кажется, у нас в Казахстане тоже затевается что-то подобное. Это хорошо. Но самый результативный подход - это поддержка людей, занятых непосредственной организацией досуга. Именно они дадут материал для теле и радиопередач.
Да, буквально на днях прошла замечательная передача о Жунусове, который учит детей вырезать крохотные фигурки из дерева, подобие японских нэцки. Подростки увлеченно занимаются фигурками, с удовольствием показывают свои работы. Они занимаются делом, которое им нравится. Они счастливы. Побольше бы таких.
Вот таким надо помогать: обеспечить их помещением, придать им официальный статус, помочь в приобретении необходимых материалов.
Но наши чиновники заняты глобальными проблемами, усовершенствованием мира и наполнением своих карманов. Некогда им думать о каких-то мелких, незаметных для начальствующего глаза, явлениях и предметах.
Результат такого пренебрежительного отношения к личности мы видим в сводках МВД о количестве преступлений за сутки, за месяц, за год и т.д.
Мы много можем говорить на эту тему и на сегодняшний день проблема воспитания подрастающего поколения остается и «ныне там».
СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ИАТРИОТЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
© Шулунова Л.И.*, Азизханова Д.*
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент
Ускорение развития и преобразования среды требует и соответствующего ускорения процессов адаптации, выражением которой является развитие культуры. В эпоху, когда поразительно быстро стираются многие
* Профессор кафедры Культурно-досуговой работы кандидат педагогических наук.
* Магистрант.