Проблемы здоровья и экологии
41
4. Myelodysplastic Syndromes / A. F. List [et al.] // Hematology. — 2004. — P. 297-317.
5. Myelodysplastic syndromes/neoplasms, overview / R. D. Brun-ning [et al.] // In: WHO Classification of Tumours of Haematopoietic and Lymphoid Tissues / Ed by S. H. Swerdlow [et al.] // Lyon: IARC. — 2008. — Vol. 2. — P. 88-93.
6. Clinical characterization of acute myeloid leukemia with myelodysplasia-related changes as defined by the 2008 WHO classification system / O. K. Weinberg [et al.] // Blood. — 2009. — Vol. 113. — P. 1906-1908.
7. Greenberg, P. International Scoring System for evaluating prognosis in myelodysplastic syndromes/ P. Greenberg [et al.] // Blood. — 1997. — Vol. 89. —P. 2079-2088.
8. World Health Organization classification in combination with cytogenetic markers improves the prognostic stratification of patients with de novo primary myelodysplastic syndromes / P. Bernasconi [et al.] // British Journal of Haematology. — 2007. — Vol. 137. — P.193-205.
9. Сравнительный анализ кариотипа пожилых больных миелодиспластическим синдромом и острым миелоидным лейкозом / С. В. Грицаев [и др.] // Клиническая онкогематология. — 2010. — Т. 3, № 2. — C. 114-118.
10. Comorbidity as prognostic variable in MDS: comparative evaluation of the HCT-CI and CCI in a core dataset of 419 patients of the Austrian MDS Study Group / W. R. Sperr [et al.] // Annals of Oncology. — 2010. — Vol. 21 (1). — P. 114-119.
11. Greenberg, P. L. Current therapeutic approaches for patients with myelodysplastic syndromes / P. L. Greenberg // British Journal of Haematology. — 2010. — Vol. 150, № 2. — P. 131-143.
12. Steensma, D. P. The myelodysplastic syndrome(s): a perspective and review highlighting current controversies / D. P. Steensma, A. Tefferi // Leukemia Research. — 2003. — Vol. 27, № 2. — P. 95-120.
13. Савченко, В. Г. Программное лечение лейкозов / В. Г. Савченко, Е. Н. Паровичникова, В. Г. Исаев. — М., 2002. — C. 166-179.
14. Циклоспорин А в терапии больных рефрактерными анемиями и острыми малопроцентными лейкозами / А. В. Кохно [и др.] // Проблемы гематологии и переливания крови. — 2002. — № 1. — C. 44-45.
15. Aberrant immunophenotype of blasts in myelodysplastic syndromes is a clinically relevant biomarker in predicting response to growth factor treatment / T. M. Westers [et al.] // Blood. — 2010. — Vol. 115(9). — P. 1779-1784.
16. Treatment of myelodysplastic syndromes patients with erythropoietin with or without granulocyte colony-stimulating factor: results of a prospective randomized phase III trial by the eastern cooperative oncology group (E1996) / P. L. Greenberg [et al.] // Blood. — 2009. — Vol. 114. — P. 2393-2400.
17. An assessment of erythroid response to epoetin alpha as a single agent versus in combination with granulocyte- or granulocyte-macrophage-colony-stimulating factor in myelodysplastic syndromes using a meta-analysis approach / S. Mundle [et al.] // Cancer. — 2009. — Vol. 115(4). — P. 706-715.
18. Novel vitamin D3 analog, 21-(3-methyl-3-hydroxy-butyl)-19-nor D3, that modulates cell growth, differentiation, apoptosis, cell cycle, and induction of PTEN in leukemic cells / J. Hisatake [et al.] // Blood. — 2001. — Vol. 97. — P. 2427-2433.
19. Loaiza-Bonilla, A. Novel approaches for myelodysplastic syndromes: beyond hypomethylating agents / A. Loaiza-Bonilla, S. D. Gore, H. E. Carraway // Current Opinion on Hematology. — 2010. — Vol. 17(2). — P. 104-109.
20. DNA methylation predicts survival and response to therapy in patients with myelodysplastic syndromes / L. Shen [et al.] // Journal of Clinical Oncology. — 2010. — Vol. 28(4). — P. 605-613.
21. Клиническая эффективность дакогена при миелодис-пластическом синдроме / А. К. Голенков [и др.] // Клиническая онкогематология. — 2008. — № 4. — C. 36-40.
22. Steensma, D. P. Practical recommendations for hypomethy-lating agent therapy of patients with myelodysplastic syndromes / D. P. Steensma, R. M. Stone // Hematology/Oncology Clinics of North America. — 2010. — Vol. 24(2). — P. 389-406.
23. Hematologic response to three alternative dosing schedules of Azacitidine in patients with myelodysplastic syndromes / R. M. Lyons [et al.] // Journal of Clinical Oncology. — 2009. — Vol. 27 (11). — P. 1850-1856.
24. Practical recommendations on the use of lenalidomide in the management of myelodysplastic syndromes / A. Giagounidis [et al.] // Annals of Hematology. — 2008. — Vol. 87. — P. 345-352.
25. Treatment of myelodysplastic syndrome with 2 schedules and doses of oral topotecan: a Randomized Phase 2 Trial by the Cancer and Leukemia Group B (CALGB 19803) / D. L. Grinblatt [et al.] // Cancer. — 2009. — Vol. 115(1). — P. 84-93.
26. Circulating CD33 and its clinical value in acute leukemia / A. Abdoola [et al.] // Experimental hematology. — 2010. — Vol. 38, № 6. — P. 462-471.
27. Pagel, J. Radioimmunotherapeutic approaches for leukemia: the past, present and future / J. Pagel // Cytotherapy. — 2008. — Vol. 10 (1). — P. 13-20.
28. 188Re anti-CD66 radioimmunotherapy combined with reduced-intensity conditioning and in-vivo T cell depletion in elderly patients undergoing allogeneic haematopoietic cell transplantation / A. Lauter [et al.] // British Journal of Haematology. — 2010. — Vol. 148 (6). — P. 910-917.
Поступила 14.02.2011
УДК 373:378.661
ВЛИЯНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
А. В. Лысенкова, В. А. Филиппова, Л. В. Чернышева,
М. В. Одинцова, Л. В. Прищепова
Гомельский государственный медицинский университет
Перед высшими учебными заведениями Республики Беларусь поставлена задача по улучшению подготовки специалистов. Поэтому все медицинские вузы республики проводят программную, учебно-методическую перестройку своей деятельности, работают над созданием оптимальной учебно-профессиональной системы обучения и воспитания студентов. Но помимо объективных факторов, влияющих на подготовку специалистов высокого уровня, необходимо учитывать и внутренние, субъективные факторы. Одним из них является исходный уровень подготовки абитуриентов, ставших первокурсниками.
Ключевые слова: знания, абитуриент, обучение в медицинском вузе.
THE EFFECT OF INITIAL LEVEL KNOWLEDGE OF APPLICANTS FOR THE SUCCESFUL TRAINING IN MEDICAL UNIVERSITIES
А. V. Lisenkova, B. А. Filippova, L. V. Chernishova,
M. V. Odintsova, L. V. Prischepova
Gomel State Medical University
The most important problem the educational institutions of Belarus Republic ought to solve is the problem of improving the training of students in medical universities. Therefore, all the medical schools of the republic do their best to reform their work and to create the optimal educational and professional environment for the successful es-
Проблемы здоровья и экологии
42
tablishment of personal and professional values of the students. But in addition to objective factors affecting the training of high level medical doctors, we must consider both internal subjective factors. Among these factors most essential one is the initial level of knowledge of applicants that become the first-year students of medical university.
Key words: knowledge, applicant, training in medical university.
Введение
В настоящее время актуальным является вопрос о качестве образования студентов высшей школы. Для решения этой проблемы в Республике Беларусь внедряется система менеджмента качества высшего образования (СМК), основанная на международных стандартах. Именно поэтому была принята и реализована Государственная программа «Качество» на 2007-2010 гг.
Работу по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведет и Гомельский государственный медицинский университет. Использование системы менеджмента качества позволяет улучшить качество подготовки выпускников вуза до самого высокого международного уровня, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и оптимизировать систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза как в регионе, так и за его пределами.
Анализ работ, посвященных данной проблеме [1, 2], показывает, что для оптимизации учебного процесса в медицинском вузе на современном этапе развития педагогики высшей школы требуется выявить факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на учебу студентов. Для решения поставленной задачи необходима реализация комплекса учебнометодических мероприятий, направленных на совершенствование организации учебного процесса и управления учебной деятельностью студентов. В свою очередь, это требует применения различных методов и технологий обучения с учетом личностных особенностей студентов, их мотивации и интеллекта [3, 4].
Цель
Выявление, обоснование и статистическая проверка основных факторов учебной успешности студентов младших курсов по дисциплинам химического профиля медицинского вуза.
Основными факторами учебной успешности студентов являются интеллект, мотивация и их личностные особенности [1, 4]. Кроме того, немаловажную роль играют и сопутствующие факторы: организация учебного процесса и управление им.
Методы исследования
Для оценки роли личностных особенностей студентов, влияющих на учебную успешность будущих врачей, был проанализирован исходный уровень знаний по химии поступивших в университет в 2008-2009 гг. первокурсников на основе данных централизованного тестирования (ЦТ). Была выявлена корреляционная зависимость между исходным и приобретенным в ходе обучения на первом курсе уровнем знаний по химии.
Результаты и обсуждение
По результатам ЦТ студенты были разделены на 5 групп:
1 группа — с очень низким исходным уровнем знаний (< 31 балла);
2 группа — с удовлетворительным уровнем знаний (32-50 баллов);
3 группа — с хорошим уровнем знаний (51-60 баллов);
4 группа — с высоким уровнем знаний (61-70 баллов);
5 группа — с повышенным уровнем знаний (свыше 71 балла).
Рейтинг первокурсников лечебного факультета по результатам ЦТ за 2008-2010 учебные годы (химия) представлен на рисунках 1 и 2.
Результаты тестирования
Рисунок 1 — Состав первокурсников лечебного факультета по результатам централизованного тестирования в 2008 г.:
1 группа — < 31 балла; 2 группа — 32-50 баллов; 3 группа — 51-60 баллов; 4 группа — 61-70 баллов; 5 группа — свыше 71 балла
Проблемы здоровья и экологии
43
Результаты тестирования
Рисунок 2 — Состав первокурсников лечебного факультета по результатам централизованного тестирования в 2009 г.:
1 группа — < 31 балла; 2 группа — 32-50 баллов; 3 группа — 51-60 баллов; 4 группа — 61-70 баллов; 5 группа — свыше 71 балла
Как видно на рисунках 1 и 2, наиболее представительной является 2 группа студентов (около 50 % в 2008 г. и чуть больше 35 % в 2009 г.). За последние 2 года практически не изменился процент первокурсников, относящихся к 1 и 3 группам (10 и 15 % соответственно). Наблюдается положительная динамика увеличения числа студентов с высоким
исходным уровнем знаний по химии (10 % в 2008 г. и 15 % в 2009 г.) и особенно — с повышенным уровнем знаний (3 % в 2008 г. и 12 % в 2009 г.).
Рейтинг первокурсников по результатам ЦТ за 2008-2010 учебные годы (химия) медико-диагностического факультета представлен на рисунках 3 и 4.
60 50 40
Состав, % 30
20 10 0
1 2 3 4 5
Результаты тестирования
Рисунок 3 - Состав первокурсников медико-диагностического факультета по результатам централизованного тестирования в 2008 г.:
1 группа — < 31 балла; 2 группа — 32-50 баллов; 3 группа — 51-60 баллов; 4 группа — 61-70 баллов; 5 группа — свыше 71 балла
60 50 40
Состав,% 30
20 10 0
Рисунок 4 — Состав первокурсников медико-диагностического факультета по результатам централизованного тестирования в 2009 г.:
1 группа — < 31 балла; 2 группа — 32-50 баллов; 3 группа — 51-60 баллов; 4 группа — 61-70 баллов; 5 группа — свыше 71 балла
е=я г=ч
U П q /
1 2 3 4 5
Результаты тестирования
Проблемы здоровья и экологии
44
Из данных, приведенных на рисунках 3 и 4, следует, что процент студентов с удовлетворительным уровнем знаний по химии по-прежнему остается самым высоким (около 50 %). Наблюдается некоторое снижение относительного числа студентов с низким уровнем знаний (30 % в 2008 г. и 18 % в 2009 г.). Следует отметить положительную динамику в 2009 г. увеличения числа студентов с хорошим, высоким и повышенным исходным уровнем знаний.
Чтобы выявить влияние исходного уровня знаний первокурсников на успешность их обу-
чения по общей и биоорганической химии, в каждой из вышеназванных групп по 10балльной системе были проанализированы результаты экзаменационных сессий и выделены 4 категории студентов: ряд 1 — получившие на экзамене оценки 2 и 3; ряд 2 — получившие на экзамене оценки 4 и 6; ряд 3 — получившие на экзамене оценки 7 и 8; ряд 4 — получившие на экзамене оценки 9 и 10.
На рисунках 5 и 6 представлены диаграммы, показывающие успеваемость студентов лечебного факультета по общей химии в 2008-2009 гг.
Успе шность обуче ния, %
'
" =1 _I
1
_L Л
□ Ряд1 ■ Ряд2
□ РядЗ
□ Ряд4
Результаты централизованного те сти р о в а ни я
1) менее 31 балла, 2) 32-50 баллов, 3) 51 -60 баллов, 4) 61-70 баллов, 5) свыше 71 балла
Рисунок 5 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения по общей химии у студентов лечебного факультета (2008-2009 уч. год)
Результаты централизованного тестирования
1) менее 31 балла, 2) 32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 61-70 баллов, 5) свыше 70 баллов
□ Ряд1 ■ Ряд2
□ РядЗ
□ Ряд4
Рисунок 6 Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения по общей химии у студентов лечебного факультета (2009-2010 уч. год)
По результатам зимней сессии оказалось, что в 1 группе первокурсников, пришедших в университет с низким исходным уровнем знаний, относительное число студентов с неудовлетворительными и удовлетворительными оценками достаточно высоко и составляет 3040 % двоечников и 45-55 %, получивших удовлетворительные оценки. Число студентов с хорошими оценками невелико и составляет около 10 %, отличников в этой группе нет.
Во 2 группе студентов число двоечников снижается до 10-12 %, а число студентов с удовлетворительными оценками повышается до 60 %. Одновременно растет число хорошистов (приблизительно 20 %), а отличников — нет.
В 3 группе студентов число двоечников снизилось до 5 %, троечников — до 45 %, а число хорошистов возросло до 40-50 %, отличников по-прежнему нет.
В 4 группе студентов двоечники практически отсутствуют, троечники составляют 30-35 %, хорошисты — 50 %, а отличники — 10-15 %.
В 5 группе студентов относительное количество двоечников — 3-5 %, число троечников нестабильно (7 % в 2008 г. и 28 % в 2009 г.). Число хорошистов не меняется (50 %), но заметно возрастает число отличников (40 % в 2008 г. и 15 % в 2009 г.).
На рисунках 7 и 8 представлены результаты успеваемости студентов лечебного факультета по биоорганической химии.
Проблемы здоровья и экологии
45
Успешность
обучения,%
70 -I
60- г
50-
40-
30-
20- Р
Н г О О Э=С =с
1 2 3 4 5
□ Ряд1 ■ Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
Результаты тестирования
1) менее 31 балла,
2) 32-50 баллов,
3) 51-60 баллов,
4) 61-70 баллов,
5) свыше 71 балла
Рисунок 7 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения студентов лечебного факультета по биоорганической химии (2008-2009 уч. год)
Успешность
обучения,%
70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5
X “F 3^ . [ и. ■ -V
□ Ряд1
□ Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
Результаты централизованного тестирования 1) менее 31 балла, 2)32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 61-70 баллов, 5) свыше 70 баллов
Рисунок 8 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения студентов лечебного факультета по биоорганической химии (2009-2010 уч. год)
Результаты летней экзаменационной сессии показали, что в 1 группе первокурсников, пришедших в университет с низким исходным уровнем знаний, заметно уменьшилось число студентов с неудовлетворительными оценками (около 10 %) и несколько увеличилось число троечников (55-65 %). Число хорошистов увеличилось до 25 % (по сравнению с зимней сессией), отличников в этой группе нет.
Во 2 группе студентов число двоечников стабильно и составляет около 10 %, а число студентов с удовлетворительными оценками уменьшилось до 40 % (что несколько ниже по сравнению с зимней сессией). Число хорошистов увеличилось до 35 %, отличников — нет.
В 3 группе студентов число двоечников составляет 5-10 %, троечников — около 30 %,
а число хорошистов варьирует от 60 % в 2008 г. до 45 % в 2009 г. В этой группе появляются отличники (5-6 %).
В 4 группе студентов число двоечников невелико (3-5 %), троечники составляют 20-25 %, хорошисты — около 60 %, а отличники — 10-15 %.
В 5 группе студентов относительное количество двоечников практически не изменилось — 3-5 %, число троечников по-прежнему нестабильно (7 % в 2008 г. и 28 % в 2009 г.). Число хорошистов составляет 30 % в 2008 г. и 45 % в 2009 г. Неизменным остается процент отличников (45 % в 2008 г. и 27 % в 2009 г.).
На рисунках 9 и 10 представлены диаграммы успеваемости студентов медикодиагностического факультета по общей химии в 2008-2009 гг.
Проблемы здоровья и экологии
46
Результаты централизованного тестирования
1) менее 31 балла, 2) 32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 6170 баллов,
5) свыше 71 балла
□ Ряд1 D Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
Рисунок 9 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения студентов медико-диагностического факультета по общей химии (2008-2009 уч. год)
□ Ряд1 ■ Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
Результаты центролизованного тестирования 1) менее 31 балла, 2)32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 61-70 баллов, 5) свыше 70 баллов
Рисунок 10 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения по общей химии у студентов МДФ (2009-2010 уч. год)
По результатам зимней сессии видно, что в 1 группе студентов, пришедших в университет с низким исходным уровнем знаний по химии, относительное число первокурсников с неудовлетворительными оценками катастрофически велико и составляет 40-50 %; удовлетворительные знания продемонстрировали около 45 % студентов данной группы, а хорошие оценки получили только 5-10% студентов. Отличных оценок в этой группе нет.
Во 2 группе студентов число двоечников снижается до 25-30%, а число студентов с удовлетворительными оценками повышается до 60 %. Число хорошистов заметно уменьшилось в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (17 и 4 % соответственно), отличников — нет.
В 3 группе студентов число двоечников снизилось до 15 %, а вот количество троечников увеличилось до 60-65 %. Число хорошистов в 2009 г. увеличилось по сравнению с
2008 г. (18 и 6 % соответственно). Отрадно отметить, что в 2009 г. в данной группе, наконец, появились отличники (18 %).
В 4 группе студентов двоечники практически отсутствуют в 2008 г., но, к сожалению, они присутствуют в 2009 г. (12 %). Аналогичная ситуация и со студентами, получившими удовлетворительные оценки: в 2009 г. их число составило 70 %. А студентов с хорошими и отличными оценками в 2009 г. стало значительно меньше, чем в 2008 г.
Данные, оценивающие успеваемость студентов 5 группы, нельзя считать статистически достоверности из-за их небольшого количества (0 % в 2008 г. и 3,5 % в 2009 г.). Несомненно, что успеваемость в этой группе значительно выше, чем в других.
На рисунках 11 и 12 представлены результаты успеваемости студентов медико-диагностического факультета по биоорганической химии.
Проблемы здоровья и экологии
47
70
60
50
Успешность 40 обучения, % 30
20
10
0
У с.
_/ ■ I г-
=1
LI дждд» У
□ Ряд1
□ Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
1 2 3 4 5
Результаты
централизованного
тестирования
1) менее 31 балла, 2) 32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 61-70 баллов,
Рисунок 11 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения студентов МДФ
Успешность
обучения,%
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Б
ш Jga—^
Ё
и
□ Ряд1
□ Ряд2
□ Ряд3
□ Ряд4
5
Результата! центролизованного тестирования
1) менее 31 балла, 2) 32-50 баллов, 3) 51-60 баллов, 4) 61-70 баллов, 5) свыше 70 баллов
Рисунок 12 — Влияние исходного уровня знаний на успешность обучения студентов МДФ по биоорганической химии (2009-10 уч. год)
По итогам летней экзаменационной сессии стало очевидно, что показатели успеваемости во втором семестре практически не изменились по сравнению с первым, однако некоторые положительные сдвиги наметились. Это можно объяснить появлением у студентов навыков обучения в вузе, более серьезным отношением к избранной специальности, повыше -нием мотивации к обучению, а также тем, что по результатам зимней сессии были отчислены самые неуспевающие.
В 1 группе студентов заметно уменьшилось число двоечников (10 % в 2008 г. и 30 % в 2009 г.). Число троечников в этой группе практически не изменилось по сравнению с зимней сессией и составило около 60 %. Число хорошистов также осталось стабильным (около 10 %), отличников в этой группе нет.
Во 2 группе студентов число двоечников заметно уменьшилось и составило 10-15 %, зато увеличилось число троечников (до 75 %). Число хорошистов увеличилось незначительно.
В 3 группе студентов число двоечников составляет 5-10 %, троечников — около 50 %, а число хорошистов варьируется от 12 % в 2009 г. до 38 % в 2008 г., отличников — нет.
Данные, оценивающие успеваемость студентов 4 и 5 групп, нельзя считать статистически достоверными ввиду небольшого количества относящихся к ним студентов. Закономерно, что успеваемость в этих группах достаточно высокая по сравнению с другими группами будущих врачей-диагностов.
Анализируя полученные результаты влияния исходного уровня знаний по химии на успешность обучения химическим дисциплинам в медицинском университете, можно сделать следующие выводы:
1) за последние 2 года наиболее представительной группой первокурсников как лечебного, так и медико-диагностического факультетов является группа с удовлетворительным уровнем знаний по химии, набравших на ЦТ 30-50 баллов;
Проблемы здоровья и экологии
48
2) второй по численности является для лечебного факультета группа первокурсников с хорошим уровнем знаний (50-60 баллов на ЦТ), а для медико-диагностического факультета — группа первокурсников с низким уровнем знаний (менее 30 баллов на ЦТ);
3) группа студентов, поступивших на первый курс с высоким исходным уровнем знаний по химии немногочисленна на лечебном факультете и практически отсутствует на медикодиагностическом;
4) студенты с низким исходным уровнем знаний являются потенциальными двоечниками и троечниками; успешность их обучения в университете представляется сомнительной;
5) студенты, поступившие в университет с хорошим и высоким исходным уровнем знаний по химии, как правило, показывают на экзамене хорошие и отличные результаты, причем их успеваемость имеет тенденцию к росту от сессии к сессии.
Таким образом, ведущим фактором, обеспечивающим учебную успешность студентов медицинского вуза, являются показатели ин-
теллектуального потенциала. Студенты с низким исходным уровнем знаний (ниже 31 балла на ЦТ) практически не обладают интеллектуальными, мотивационными и личностными данными, необходимыми для восприятия дисциплин медико-биологического профиля. Достичь необходимого уровня качества образовательной деятельности можно только обучая студентов с хорошим и высоким исходным уровнем знаний по дисциплинам естественнонаучного профиля.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ганчеренок, И. И. Инновационная деятельность и высшее образование: европейское видение до 2020 года / И. И. Ганчеренок // Инновации в образовании. — 2005. — № 2. — С. 5-8.
2. Никитина, Н. Ш. Системы менеджмента качества в образовании / Н. Ш. Никитина // Проблемы высшего технического образования: сб. ст. — Новосибирск, 2003. — Вып. 24. — С. 10-15.
3. Никитина, Н. Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логикоструктурного подхода / Н. Ш. Никитина // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 2 (25). — С. 70-78.
4. Овдей, С. В. Особенности мотивационно-смысловой сферы студентов-менеджеров / С. В. Овдей // Экологическая антропология. Ежегодник — Мн., 2009. — С. 221-224.
Поступила 15.12.2010
УДК: 616.37-002-08
ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ ТЯЖЕЛОГО ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА
А. А. Литвин, А. Н. Лызиков
Гомельский государственный медицинский университет Гомельская областная клиническая больница
Летальность среди пациентов с тяжелым острым панкреатитом остается высокой. Целью исследования явилось определение эффективности комплексной профилактики инфекционных осложнений у пациентов с тяжелым острым панкреатитом. В работе изучены результаты лечения 224 пациентов с панкреонекрозом.
Комплексная профилактика инфекционных осложнений тяжелого острого панкреатита является необходимой составляющей патогенетического лечения панкреонекроза, может быть рекомендована для использования в клинической практике, позволяет несколько улучшить результаты лечения.
Ключевые слова: тяжелый острый панкреатит, профилактика, инфицированный панкреонекроз.
PREVENTION OF INFECTIOUS COMPLICATIONS OF SEVERE ACUTE PANCREATITIS
A. A. Litvin, A. N. Lyzikov
Gomel State Medical University Gomel Regional Clinical Hospital
Mortality in patients with severe acute pancreatitis remains high. The aim of the study was to determine the effectiveness of comprehensive prevention of infectious complications in patients with severe acute pancreatitis. We studied the results of treatment of 224 patients with pancreatic necrosis.
Comprehensive prevention of infectious complications of severe acute pancreatitis is a necessary component of the pathogenesis treatment of pancreatic necrosis may be recommended for use in clinical practice and can improve the treatment results.
Key words: severe acute pancreatitis, prophylaxis, infected pancreatic necrosis.
Введение ных в неотложной хирургии органов брюшной
Проблема острого панкреатита (ОП) явля- полости. В последние годы наряду с отчетли-
ется в настоящее время одной из самых слож- вой тенденцией к увеличению числа больных