Научная статья на тему 'Влияние инвестиций в основной капитал транспорта на развитие экономики региона'

Влияние инвестиций в основной капитал транспорта на развитие экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ВНУТРЕННИЙ ВАЛОВОЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / TRANSPORT / THE ECONOMY / THE GROSS REGIONAL PRODUCT / GROSS DOMESTIC PRODUCT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / AND INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Т. В., Надирян С. Л.

In the article the state of the investment development of the Krasnodar region. Analyzed the gross regional product (GRP), the volume of investments in fixed capital, as well as the character of changes of the analytical dependence of GRP growth due to the increase in capital investments. Considered depending GRP from investment in transport in the optimistic and pessimistic scenarios of the development of the economy of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF THE INVESTMENTS IN THE BASIC CAPITAL OF THE TRANSPORT ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

In the article the state of the investment development of the Krasnodar region. Analyzed the gross regional product (GRP), the volume of investments in fixed capital, as well as the character of changes of the analytical dependence of GRP growth due to the increase in capital investments. Considered depending GRP from investment in transport in the optimistic and pessimistic scenarios of the development of the economy of the region.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиций в основной капитал транспорта на развитие экономики региона»

УДК 656

Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ТРАНСПОРТА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Рассмотрено состояние инвестиционного развития Краснодарского края. Проанализирован валовой региональный продукт (ВРП), объемы инвестиций в основной капитал, а также характер изменения аналитической зависимости роста ВРП за счет увеличения инвестиций в основной капитал. Рассмотрена зависимость ВРП от инвестиций в транспорт при оптимистическом и пессимистическом сценариях развития экономики региона.

Транспорт, экономика, валовой региональный продукт, внутренний валовой продукт, инвестиционная привлекательность, инвестиции

T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan EFFECTS OF THE INVESTMENTS IN THE BASIC CAPITAL OF THE TRANSPORT ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

In the article the state of the investment development of the Krasnodar region. Analyzed the gross regional product (GRP), the volume of investments in fixed capital, as well as the character of changes of the analytical dependence of GRP growth due to the increase in capital investments. Considered depending GRP from investment in transport in the optimistic and pessimistic scenarios of the development of the economy of the region.

Transport, the economy, the gross regional product, gross domestic product, investment attractiveness, and investments

Краснодарский край - один из самых плотно заселенных регионов страны (67 чел. на кв. км.) крупнейший по численности населения регион России после Москвы и Московской области, в нем проживает более 5 млн. чел. Это динамично развивающийся регион со значительной долей сельскохозяйственной, транспортной, строительной и туристско-курортной отраслей. Двигателем роста региона является высокая инвестиционная активность, связанная с благоприятным инвестиционным климатом. По социально-экономическим показателям Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов Южного федерального округа[1].

Для сельского расселения характерны крупные сельские поселения, их средний размер - более 1400 человек. Благодаря густой сети качественных дорог и высокому уровню автомобилизации городские услуги доступны многим сельским жителям.

На протяжении многих лет Краснодарский край, обладая значительным инвестиционным потенциалом и конкурентными преимуществами на российском и международном рынках, сохраняет позиции одного из лидеров среди регионов России, обладающих высокой инвестиционной привлека-тельностью[2].

К числу факторов, обеспечивающих высокую инвестиционную привлекательность региона, относятся:

- выгодное географическое положение, в том числе стратегически важное расположение края на пересечении торговых путей, в том числе морских, обуславливающее открытость глобальным рынкам;

- благоприятные природно-климатические условия и богатая сырьевая база;

- развитость транспортной и финансовой инфраструктур;

- диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства, имеющего благоприятные условия для развития;

- возможность производить широкий спектр продукции сельского хозяйства;

- уникальные разнообразные рекреационные ресурсы, обеспечивающие развитие практически всех видов туризма, отдыха и оздоровления;

- наличие квалифицированных кадров и резервов трудовых ресурсов;

- стабильное социально-политическое положение в регионе, достаточно высокий уровень жизни населения.

Совокупность конкурентных преимуществ обеспечивает Краснодарскому краю стабильно высокий уровень инвестиционного развития - 65,9% объема инвестиций, поступающих в регионы Южного федерального округа (ЮФО), что сохраняет лидерство региона по объему и качеству привлекаемых в экономику и социальную сферу средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Совокупный объем инвестиций в основной капитал в 2011 году (по полному кругу организаций в фактически действующих ценах) составил 676,2 млрд. руб., что на 17% больше уровня 2010 года (3-е место в стране после Москвы и Тюменской области).

Среди источников финансирования инвестиций в основной капитал организаций Краснодарского края в 2011 году удельный вес привлеченных средств составляет 51,5% в общем объеме инвестиций.

Достаточно высокая доля (48,5%) собственных инвестиций, наблюдаемая на фоне высокой инвестиционной привлекательности края, положительно характеризует условия для развития бизнеса, созданные в регионе.

Для видовой структуры инвестиций в Краснодарском крае в 2011 году характерно преобладание вложений в здания и сооружения (55,9%), вторую позицию занимают жилища (22,9%), третью -машины, оборудование и транспортные средства (18,8%).

Институциональная структура инвестиций в основной капитал в 2011 году свидетельствует о превышении инвестиционной активности крупного и среднего бизнеса (70,3%) по сравнению с малым предпринимательством, привлекшим 29,7% объема инвестиций в экономику края.

Наиболее привлекательными для инвесторов в 2011 году являлись предприятия транспорта и связи - 196,4 млрд. рублей (инвестиции в отрасль составляли 41,3% от совокупного объема) и обрабатывающие производства - 70,8 млрд. рублей, что составило 19,9% от общего объема инвестиций (рост на 47,5% по отношению к 2010 г.). Инвестиции в развитие производства и распределение электроэнергии, газа и воды, увеличившись на 38,8% по отношению к 2010 году, составили 28,6 млрд. рублей (6,0%), а сельского хозяйства - 17 млрд. рублей (рост на 14,9% по сравнению с 2010 г.).

Доля Краснодарского края в валовом региональном продукте ЮФО составляет 40%, во внутреннем валовом продукте (ВВП) России 2,4%. Начиная с 2006 года, регион стабильно демонстрирует большие темпы роста в сравнении с Россией и ЮФО.

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг, ВРП - это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, может быть определён как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Существует несколько методов расчета ВРП. Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

ВРП на стадии производства рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала [3, 4].

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обусловливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Можно сделать вывод, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Экономика Краснодарского края характеризуется высокой степенью диверсификации. Основополагающими отраслями региона являются сельское хозяйство (15,3% от ВРП), транспорт и связь (17%), торговля (17,1%), строительство (11,7%) и промышленность (15%).

Промышленность формирует 15% ВРП региона. Основой промышленности Краснодарского Края являются обрабатывающие производства (79% всей промышленности по ВДС) и электро- и теплоэнергетика (17% всей промышленности). Пищевая промышленность составляет половину всех обрабатывающих производств (или 39.5% от всей промышленности), что связано с необходимостью переработки значительных объемов выпуска сельскохозяйственной отрасли[1].

Экономика Краснодарского края хорошо диверсифицирована: каждая из основных отраслей от 12% до 17% ВРП. Стоит отметить важность для региона агропромышленного комплекса, состоящего из сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые вместе дают около 20% ВРП региона. Таким образом, одним из факторов, определяющих динамику ВРП региона, является климат, влияющий на урожайность выращиваемых культур. Туристический комплекс также является одной из важнейших сфер экономики региона и составляет около 15% ВРП.

Как уже отмечалось выше, транспортная отрасль занимает существенную долю в ВРП Краснодарского края и является одной из отраслей специализации региона. Высокая доля транспортной отрасли объясняется тем, что через регион проходит значительная часть экспортно-импортных операций России и её южных партнеров. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более трети внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтяного экспорта (нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» и газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию). По территории Краснодарского края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов Края и курортов Черного и Азовского морей.

Транспорт - это отрасль национальной экономики, которая не только вносит прямой вклад в ВРП и ВВП, но и способствует приросту добавленной стоимости в других отраслях за счет интенсификации производственных процессов.

Можно рассмотреть аналитические зависимости, изменений роста ВРП за счет увеличения инвестиций в основной капитал транспорта, представленные в виде логарифмических (рис. 1) и линейных (рис. 2) аппроксимаций. Аппроксимаций построенных по, статистическим данным, и проверенных по критерию Стьюдента.

120000

100000 80000 60000 40000

Рис.1. Логарифмические аппроксимации

- Инкесл III11111 Б

о сновноП капитал (полный круг), млн рублей

■Транспорт п свя'зь

Краснодарский край (ВРП)

Рис. 2. Линейные аппроксимации

Анализ зависимости ВРП от инвестиций в основной капитал и в транспорт проведен по оптимистическому (рис. 2) и пессимистическому (рис. 1) сценарию развития региона. Однако для более точного описания данного экономического процесса, система прогнозирования ВРП, инвестиций в основной капитал и транспорт, должна иметь ограничения, так как сроки службы объектов инвестиций и сроки окупаемости инвестиций различны. Также необходимо учитывать мультипликативный эффект транспорта описанный выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2004.108 с.

2. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 1. Самара: СГЭА, 1997.143 с.

3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М.: Просвещение, 1999. 35 с.

4. Моисеева К.Н. Экономические основы логистики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

528 с.

Коновалова Татьяна Вячеславовна -

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета

Надирян София Левоновна -

ассистент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета

Tatyana V. Konovalova -

Ph.D., associate

professor, Head of the chair «Organization of transportation and road traffic»

Kuban state technological University

Sofia L. Nadiryan -

assistant of the department «Organization of transportation and road traffic»

Kuban state technological University

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.