Научная статья на тему 'Влияние инвестиций на ценовые стратегии Intel и amd на рынке процессоров для персональных компьютеров'

Влияние инвестиций на ценовые стратегии Intel и amd на рынке процессоров для персональных компьютеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ДОЛЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Е.В.

В данной статье был проанализирован рынок микропроцессоров для настольных компьютеров. Выявлено, что рынок представляет собой олигополию. Исследована история становления компании Intel и AMD на рынке полупроводников. Изучены ценовые стратегии обеих компаний. Выявлена ключевая роль инвестиций в НИОКР и создание новых заводов по производству чипов, в общем уровне конкурентоспособности компании, выраженной в занимаемой ею рыночной доле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиций на ценовые стратегии Intel и amd на рынке процессоров для персональных компьютеров»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 339.138 + 330.322

Е. В. Бондаренко

магистр 2 курса направления «Экономика» Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ INTEL И AMD НА РЫНКЕ ПРОЦЕССОРОВ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Аннотация

В данной статье был проанализирован рынок микропроцессоров для настольных компьютеров. Выявлено, что рынок представляет собой олигополию. Исследована история становления компании Intel и AMD на рынке полупроводников. Изучены ценовые стратегии обеих компаний. Выявлена ключевая роль инвестиций в НИОКР и создание новых заводов по производству чипов, в общем уровне конкурентоспособности компании, выраженной в занимаемой ею рыночной доле.

Ключевые слова Ценовая стратегия; инвестиции; доля рынка

Основные результаты исследования.

На данный момент, рынок процессоров для настольных ПК представляет собой олигополию (дуополию), так как свыше 90% рынка контролируется двумя компаниями. Процессоры создаются на архитектуре x86, впервые реализованной в процессорах компании Intel [1]. Рассмотрим структуру рынка процессоров для desktop, на примере рисунка 1 [2].

Рисунок 1 - Доля рынка, занимаемая Intel и AMD, % (2011-2016 гг.)* *Доля других производителей процессоров на базе x86 незначительная и не превышает 1% от общего размера рынка

Обе компании использует отличные друг от друга ценовые стратегии. Так, ценовую стратегию Intel можно охарактеризовать как стратегию высоких цен. Цель данной стратегии — получение сверхприбыли путем «снятия сливок». Также, компания применяет и стратегию льготных цен, в случаях, когда заказчик продукции является её постоянным контрагентом производит закупку в больших объёмах. AMD, напротив, применяют стратегию низких цен (ценового прорыва) [3].

Давайте проанализируем причины выбора разных ценовых стратегий исследуемых компаний. Первым однокристальным микропроцессором считается 4-битный Intel 4004, вышедший 15 ноября 1971 года. Компания Intel только начинала свой путь становления и ее создатели, Роберт Нойс, Гордон Мур и Эндрю Гроув, потратили немало сил на процесс развития. Благодаря вкладу итальянского физика Федерико

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Фаджина, инженерам компании удалось разместить ключевые компоненты на один чип и создать микропроцессор 4004[1]. Таким образом, Intel фактически стал пионером в создании процессоров для ПК коммерческого значения для всеобщего потребления.

Первым микропроцессором компании AMD стал Am9080. Первоначально он выпускался без лицензии как клон Intel 8080. Позже на его выпуск было подписано соглашение с Intel. Первые версии Am9080 появились в апреле 1974 года. Этот процессор работал на частоте 2 МГц [4].

В дальнейшем обе компании заключили кросс-лицензионное соглашение. Однако, AMD создавало свои новые процессоры со схожими параметрами как у Intel, но при этом значительно снижая цены на свой продукт.

Таким образом, легально выпуская клонов процессоров Intel, компания AMD добивалась экономии на затратах в НИОКР. Более того, Intel являясь, фактически, первой компанией в этой сфере имела монопольное преимущество и достаточную известность, в то время как AMD выступало в роли «тёмной лошадки». Это позволяло, при относительно равных капитальных затратах на создание заводов для производства микропроцессоров, обеспечить снижение себестоимости производства процессора AMD за счёт использования существующих разработок компании конкурента.

И так, AMD используя более низкие цены на собственную продукции, чем её конкуренты, старалась захватить большую долю рынка, стать более известной, сформировать благоприятный имидж и закрепиться на рынке полупроводников. Данная стратегия оказалась довольно успешной.

Крайне важным аспектом в производстве процессоров является переход на более совершенный технологический процесс, который характеризуется удвоением количества транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы [5].

Tick-Tock — модель развития микропроцессоров, которой Intel пользуется с 2007 года. В определённые промежутки времени технологии позволяют уменьшить размер элементов на плате, что позволяет снизить энергопотребление и уместить большее количество транзисторов на кристалле того же размера. Если можно уместить больше элементов, то возможна новая микроархитектура: добавляются новые команды, улучшается логика работы, увеличивается количество разных элементов.

Стратегия «тик-так» разделяет два процесса. За «тик» транзисторы становятся меньше. Изменения микроархитектуры есть, но они незначительны. «Так» означает создание новой микроархитектуры, то есть большие, иногда фундаментальные изменения в целях достижения больших приростов производительности [6].

Такими шажками Intel двигается уже почти 10 лет. Каждый из них занимает от года до полутора лет. Но в последнее время уменьшать техпроцесс становится всё сложнее. При переходе с 22 до 14 нанометров появились задержки в 6—9 месяцев. В это время приходилось повышать процент выхода работоспособных чипов с пластин до допустимого по себестоимости уровня. Закон Мура, который описывает удваивание количества транзисторов на кристалле каждые 24 месяца, приходится корректировать.

Компания объясняет, что будет увеличено общее время использования продуктов на текущем техпроцессе в 14 нанометров и будущем в 10 нм. Но будет сохраняться рыночный темп выпуска новых продуктов.

Теперь процессоры будут производиться по новому циклу «процесс — архитектура — оптимизация». Это значит, что потребителям придётся ждать значительного прироста производительности на год дольше. На третий год чипы будут иметь наименьший рост вычислительной мощности, так как усилия компании будут брошены на оптимизацию и уменьшение энергопотребления [7].

Как и Intel, AMD работало в направлении создания новых заводов с более совершенным технологическим процессом. Однако, объём инвестиций в создание подобных заводов составляет около $5млрд [6]. Intel, на протяжении всего существования компании, имел собственные производственные мощности с наилучшими для своего времени, внедрёнными технологическими процессами.

В октябре 2008 г. ATIC и AMD объявили о намерении создать совместное предприятие по выпуску полупроводников, которое должно было состоять из производственных мощностей AMD, отделенных от

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

американского чипмейкера к моменту создания предприятия. Сделка была завершена 2 марта 2009 г. После этого AMD сфокусировалась на R&D-деятельности. Компания Globalfoundries объявила о достижении договоренности с AMD о выкупе оставшейся доли AMD в 2012 г [8].

Таким образом, компания AMD лишилась собственных производственных мощностей. Данное решение было принято в виду того, что финансовое состояние компании было неудовлетворительным, а содержание заводов и поддержание их работоспособности, а также переход на новые технологические процессы является крайне затратным мероприятием. И если раньше компания снижала стоимость процессора по отношению к Intel для роста рыночной доли на рынке, то сейчас поддержание низкой цены на собственную продукцию и оптимизация затрат призвана сохранить эффективную деятельность чипмейкера и защитить собственную рыночную долю.

На данный момент, активно развивается такое направление бизнеса как контрактное производство микросхем. AMD пошло по этому пути: занимаясь НИОКР и маркетингом собственной продукции, компания заключала договор с другими производителями чипов, передавала им свои лицензии после чего компания-производитель предоставляла готовые процессоры AMD для сбыта. AMD сотрудничает с такими компаниями как: GlobalFoundries, Samsung и TSMC [9].

В предыдущие периоды времени, когда у AMD были свои собственные производственные мощности, компания испытывала проблемы в отставании их технологического процесса от Intel. В итоге, хоть процессоры AMD и могли конкурировать с Intel, но имели большее тепловыделение и энергопотребление. Не смотря на это, компания могла осуществлять жёсткий контроль качества за производством своих изделий внутри завода и обеспечивать тот уровень объёма производства, который ей был необходим. В настоящее время, AMD не может контролировать сам производственный процесс на контрактных фабриках, а только лишь проверять качество процессоров на выходе. Более того, AMD вынужденно диверсифицировать собственную структуру заказов на производство процессоров с разными контрактными производителями, чтобы снизить риски недопоставки и обеспечить гибкость в объёмах производства своей продукции.

Intel напротив, удерживает «львиную долю» рынка микропроцессоров на протяжении длительного времени, благодаря своей политике соблюдения баланса между высокими ценами и наивысшего качества. Это стало возможным благодаря колоссальным инвестициям в НИОКР и постоянному созданию новых фабрик с наилучшими технологическими процессами в мире.

В 2015 году исследовательский бюджет AMD достиг минимума за 10 лет, а Intel — максимума [10]. Это связано с сильным конкурентным давлением от Intel и других чипмейкеров, требующее постоянного снижения стоимости конечных продуктов. Однако, чем больше затраты, тем выше шансы создать более мощную и более эффективную архитектуру, разработать конкурентную технологию.

Конечно, AMD пользуется фабриками контрактных производителей, которые имеют сопоставимые технологические процессы с Intel, что позволяет обеспечить необходимую конкуренцию на рынке процессоров на базе x86, но необходимо понимать, что 10 нм — это лишь наименование технологического процесса, указывающее на одну из его характеристик. Все производственные процессы Intel, как правило, превосходят аналогичные технологии других производителей полупроводников. Так, 14-нм и 16-нм FinFET технологии Samsung, GlobalFoundries и TSMC хоть и используют уменьшенные транзисторы, базируются на межблочных соединениях от 20-нм техпроцессов. Таким образом, размер микросхем, произведённых по технологиям 14LPE и CLN16FF, не отличается от тех, что изготовлялись с использованием менее совершенных процессов, что не даёт возможности серьёзно увеличить их транзисторный бюджет по сравнению с предшественниками [11].

По сравнению с технологиями изготовления микросхем других производителей полупроводников, новые техпроцессы Intel всегда и по всем характеристикам превосходят своих предшественников. Так, 14-нм техпроцесс Intel не только увеличивает частотный потенциал и уменьшает энергопотребление, но и увеличивает плотность транзисторов, что даёт возможности интегрировать в микросхемы больше функциональных блоков [11].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Более того, Intel инвестировал в создание подразделения Intel Custom Foundry в рамках своей группы технологий и производства в начале 2010 года [12]. Данное подразделение является новым контрактным производителем на рынке чипмейкеров. Intel нуждается в контрактном бизнесе по производству полупроводников, чтобы максимизировать использование своих производственных мощностей и компенсировать затраты на разработку новых технологических процессов. Каждый новый процесс изготовления микросхем обходится дороже предыдущего, а стоимость новых производственных комплексов растёт. Сегодня инвестиции в научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) одного технологического процесса составляют $ 1—$1,5 млрд, в то время как капитальные вложения в новую фабрику, как правило, превышают $5-6 млрд[12]. Вывод:

Intel продолжает использовать стратегию высоких цен для покрытия колоссальных затрат и инвестиций в НИОКР, и создание новых заводов. Данная стратегия на рынке процессоров на базе архитектуры x86 является на данный момент самой успешной, так как на протяжении длительного периода времени позволяет компании Intel занимать наибольший сегмент рынка процессоров для настольных ПК и сохранять свои конкурентные преимущества, выраженные в гибком и масштабном объёме производства процессоров, с сохранением наивысшего качества и внедрением новых технологий.

В начале своей деятельности, когда AMD экономила на НИОКР, выпуская клоны процессоров компании Intel, и снижая цену на продукцию, AMD обеспечивала рост собственной доли на рынке микропроцессоров — ведя агрессивную ценовую войну. На данный момент AMD вынужденно уменьшать цены на свою продукцию в виду технологического отставания от своего конкурента и отсутствия собственных производственных мощностей, для сохранения финансовой устойчивости и защиты собственной доли на рынке. Тем самым можно сказать, что в современных условиях снижение цен на продукцию AMD является защитной реакцией.

Наращивание инвестиций в НИОКР и создание новых заводов с передовыми технологическими процессами является основой для поддержания наивысшего уровня конкурентоспособности компании в сфере высоких технологий. AMD в попытках увеличить свою долю за счёт снижения затрат на разработку новых технологий и заводов, оказалось в положении технологического отставания от своего конкурента. Как следствие, компания начала терять свою долю на рынке процессоров.

Список использованной литературы:

1. Geektimes - режим доступа: https://geektimes.ru/company/ua-hosting/blog/266820/. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

2. PassMark - режим доступа: https://www.cpubenchmark.net/market_share.html. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

3. ЭЛИТАРИУМ. Центр дистанционного образования - режим доступа: http://www.elitarium.ru/cenovye-strategii-cenoobrazovanie-rynok-tovar-proizvodstvo-pokupatel-pribyl/. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

4. Википедия. - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Advanced_Micro_Devices. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

5. Википедия. - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Мура. — Дата доступа: 04.12.2016 г.

6. Хабрахабр. - режим доступа: https://habrahabr.ru/company/intel/blog/108615/. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

7. Geektimes - режим доступа: https://geektimes.ru/post/273180/. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

8. Cnews издание о высоких технологиях - режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/amd_okonchatelno_ lishilas_svoih_zavodov. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

9. Мир Nvidia — режим доступа: https://nvworld.ru/news/tags/amd/производство/. -Дата доступа: 04.12.2016 г.

10. 3Dnews - режим доступа: http://www.3dnews.ru/911635. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

11. 3Dnews - режим доступа: http://www.3dnews.ru/917247. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

12. 3Dnews - режим доступа: http://www.3dnews.ru/921608. - Дата доступа: 04.12.2016 г.

© Бондаренко Е. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.