ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РИСКИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТОВ Насретдинова Ш.С.1, Мирзаев Б.С.2, Джалилов Д.А.3 Email: Nasretdinova649@scientifictext.ru
'Насретдинова Шахноза Саидакмаловна — кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующая кафедрой;
2Мирзаев Бобур Сойибжонович — преподаватель;
3Джалилов Достонбек Абдуазизович — преподаватель, кафедра эконометрики и экономического моделирования, Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо-Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проанализировано влияние инвестиционной политики на объем роста привлечённых инвестиций в экономику Узбекистана. Проанализирована поддержка государства для привлечения инвестиций в национальную экономику. Основное внимание уделяется росту средств населения и предприятий, прямым иностранным инвестициям и кредитам, направленным на основной капитал в периоды 2003-2015 годов, и проанализирована взаимосвязь между поддержкой государства и объемом инвестиций, направленных на основной капитал. В конце статьи, исходя из ситуации, даны выводы и предложения. Ключевые слова: инвестииционный риск, производственный риск, экономическая стабильность, эффективность.
THE IMPACT OF INVESTMENT POLICY ON THE RISKS OF INVESTMENT PROJECTS Nasretdinova Sh.S.1, Mirzaev B.S.2, Djalilov D.A.3
'Nasretdinova Shakhnoza Saidakmalovna — Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of Department; 2Mirzaev Bobur Soyibjonovich — Lecturer; 3Djalilov Dostonbek Abduazizovich — Lecturer, DEPARTMENT ECONOMETRICS AND ECONOMIC MODELLING, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN AFTER NAMED MIRZO ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the impact of investment policy on the amount of growth attracted by investments in the economy of Uzbekistan. In this article analyzed government support to attract investment in the national economy. The main focus was on the growth of population and enterprises funds, foreign direct investment and loans directed to the main capital during the periods of 2003-20'5, and analyzed the relationship between government support and the volume of investments directed to the main capital. At the end of the article, on the basis of the situation, the conclusion and suggestions are given.
Keywords: investment risk, production risk, economic stability, efficiency.
УДК 330.101.22
Важными аспектами полноценной реализации инвестиционного проекта и получения планируемого уровня доходов являются определение возможности наступления неблагоприятных событий (рисков реализации проекта), влияюшдх на успешность выполнения как отдельных этапов или работ, так и проекта в целом, а также грамотная оценка их вероятной величины. Участников проекта в первую очередь интересуют риски, с которыми они могут столкнуться в ходе реализации проекта, их реальное значение и влияние на величину ожидаемых поступлений. Это необходимо для выработки комплекса мер адекватной реакции по управлению ими.
Грачева М.В. автор книги «Анализ проектных рисков» [5] предлагает классификацию рисков с точки зрения предсказуемости. По ее мнению к непредсказуемым рискам относятся риски: макроэкономические; экологические; социально-опасные риски; риски, связанные с непредвиденными ситуациями. Предсказуемых рисков автор классифицирует, разделяя их на
внешние и внутренние риски. Грачева М.В. предлагает практически используемую ею классификацию проектных рисков при их выявлении и описании:
- технико-технологические риски;
- маркетинговые риски;
- финансовые риски;
- риски участников проекта;
- социальные риски;
- политические риски;
- юридические риски;
- экологические риски;
- строительные риски;
- форс-мажор;
- специфические риски.
Политические риски связаны со следующими факторами неопределенности, оказывающими влияние на политическую составляющую при осуществлении инвестиционной деятельности:
- выборы различных уровней;
- изменения в политической ситуации;
- изменения в осуществляемого государством политического курса;
- политическое давление;
- административное ограничение инвестиционной деятельности;
- внешнеполитическое давление на государство;
- свобода слова; сепаратизм; ухудшение отношений между государствами, что может плохо отразится на деятельности совместных предприятий и т.д.
Снижение рисков для инвестиционных проектов приведет к повышению эффективности инвестиционных проектов. Макроэкономическая стабильность, уровень инфляции и устойчивая валютно-кредитная политика в стране являются одним из факторов, влияющих на снижение риска инвестиционных проектов. Кроме того, для успешной реализации инвестиций, привлеченных в национальную экономику, необходимо проводить активную инвестиционную политику со стороны государства.
Для повышения эффективности инвестиционных проектов в нашей стране ведется активная инвестиционная политика со стороны государства. В 1998 году был принят закон «Об иностранных инвестициях» [1], в 2006 году было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению стимулирующей роли льгот, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» [2], в 2014 году был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в закон республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» [3]. В частности, в третьем приоритетном направлении Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, отмечено «повышение конкурентоспособности путем углубления структурных изменений, проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры» [4].
Кроме того, для улучшения инвестиционного климата до сегодняшнего дня создано 7 свободных экономических зон и 28 малых промышленных зон. Все удобства для инвесторов в этих областях обеспечиваются условиями связи, производственными сроками и льготными налогами. Это, в свою очередь, влияет на повышение эффективности этих проектов, что приводит к снижению экономического и производственного риска инвестиционного проекта.
В результате активной инвестиционной политики в нашей стране улучшается инвестиционной климат, и в конечном итоге, увеличиваются объемы инвестиций населения, предприятий, иностранные инвестиции и кредиты, кредиты коммерческих банков и другие заёмные средства. Объемы средств предприятий, направленных на инвестиции основного капитала в периоды 2003-2015 годы увеличились в 3 раза и в 2015 году эти объемы составляли 2502,4 млрд сумов. Средний темп роста средств населения, направленных на инвестиции основного капитала в периоды 2003-2015 годы составлял 117,5% и в 2015 году объем инвестиций составлял 8697,3 млрд сумов. Объемы прямых иностранных инвестиций и кредитов за 2003-2015 годы увеличились в 10 раз и средний объем за эти годы составлял 1008,1 млрд. сумов, в т.ч. в 2015 году составлял 1520,6 млрд сумов. Средний темп роста кредитов коммерческих банков и других заемных средств составил 127% в период 2003-2015 годы и их
объем увеличился в 18,6 раза. В 2015 году объемы кредитов коммерческих банков и других заемных средств составили 1063,7 млрд сумов.
средства предприятия средства населения
прямие иностранные инвестиции и кредиты
кредиты коммерческих банков и другие заемные средства
Рис. 1. Средства предприятий и населения, прямые иностранные инвестиции и кредиты, кредиты коммерческих банков и другие заемные средства, направленные на инвестиции основного капитала в 20032015 гг.1
Итак, проведенный анализ показывает активное проведение инвестиционной политики, что приводит к увеличению объемов инвестиций в экономику страны. Это означает улучшение инвестиционного климата страны и привликательность инвестиций. Это также отражает влияние инвестиционных проектов на снижение риска политических и макроэкономических рисков. Кроме того, результаты проведенного анализа показывают, что средний темп роста средств предприятий на инвестиции в основной капитал в 2003-2015 годах составив 108,9%, увеличился в 3 раза, при этом средний объем средств населения, направленных на инвестиции в основной капитала на период 2003-2015 годов достиг 117,5%. Эти два показателя росли ниже, чем два других показателя. Итак, чтобы увеличить объемы инвестиций, привлеченных средств населения и предприятий нужна поддержка со стороны государства для снижения уровня рисков, с которыми они могут столкнуться.
Список литературы / References
1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях». 30 апреля 1998 г. № 609-I.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению стимулирующей роли льгот, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями». Ташкент, 1 мая 2006 г. № 74.
3. Закон Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности». Ташкент, 9 декабря 2014 г. № ЗРУ-380.
4. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», 7 февраля 2017 г. № УП-4947.
5. ГрачеваМ.В. Анализ проектных рисков. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. 216 с.
6. Глущенко В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. г. Железнодорожный, М.О. ООО НПЦ «Крылья», 2006. 230 с.
7. Статистики [Электронный ресурс]. www.stat.uz. Официальный сайт Государственного Комитета Режим доступа: https://stat.uz/uz/statinfo/investitsiyalar-va-qurilish/statistik-jadvaUar-invest/191-ofytsyalnaia-statystyka-uz/investitsii-i-stroitel-stvo-uz/2344-moliyalashtirish-manbalari-b-jicha-asosij-kapitalga-kiritilgan-investitsiyalar/ (дата обращения: 11.10.2018).
1www.stat.uz. Государственный Комитет Статистики.