УДК 654.19; 002.2
А.Ю. Лябах
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АГЗ МЧС РОССИИ)
В статье рассмотрено влияние, оказанное интернетом на систему образования. На практическом примере сайта кафедры государственного и муниципального управления продемонстрирована необходимость использования интернет технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, интернет, информация, кафедра государственного и муниципального управления, решение, сайт, студенты, технологии.
A. Lyabah
INFLUENCE OF THE INTERNET ON HIGHER EDUCATION SYSTEM (BY EXAMPLE
OF CDA EMERCOM RUSSIA)
The article discusses the influence of the Internet on education system. On the practical example of the Department of State and municipal government management chair website demonstrated the need to use internet technologies in the learning process.
Keywords: higher education, distance learning, internet, information, chair of State and municipal government management, the decision's, students, technology.
В современном мире интернет технологии используются практически в каждой сфере жизни общества. С помощью интернета мы можем с легкостью осуществлять необходимые покупки, не выходя из дома, обмениваться почтой на сотни километров в течение секунды и получать столь же быстрый ответ, можем установить аудио и даже видео связь с людьми на другой стороне земного шара, и этот список можно продолжать бесконечно. В любом случае столь быстрое внедрение и постоянное совершенствование подобных технологий приводит к необходимости введения структурных изменений в методологию деятельности практически всех общественных институтов, бизнеса, да и инструментов управления страной. Стоит отметить, что в России интернет появился в 1993 году, а современный вид российская сеть подключения к интернету приобрела ближе к 1998 году [1]. Именно с этого периода началось активное внедрение механизмов, включающих в себя интернет технологии во всех сферах жизни современного человека, в особенности в сфере образования.
Для того, чтобы в полной мере проанализировать и оценить ту степень влияния, которую интернет оказал на высшее профессиональное образование, необходимо учесть два ключевых фактора.
1. Открытость и доступность информации. Данный фактор максимально характеризует смысл самой сети интернет. Ведь именно возможность в короткие сроки найти нужную информацию, о каком либо явлении или процессе и является одной из самых полезных функций сети интернет. Тем не менее, наличие данной функции оказывает двоякое воздействие на систему образования в целом и систему высшего профессионального образования в частности. Ведь с одной стороны студенты могут без труда найти любую информацию по различной тематике, скачать практически любую книгу либо посетить различные информационные ресурсы по необходимой им тематике. Если брать в качестве примера Академию гражданской защиты МЧС
_ 95
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'1
России (далее - АГЗ МЧС России), то здесь для студентов реализован интернет сайт [2], на котором студенты могут получить информацию о плановых занятиях, и общую информацию по поводу кафедр и процесса обучения.
В том случае, если студенту необходимо скачать литературу, он может найти ее в электронной библиотеке, которая находится на базе сайта АГЗ МЧС России. Тем не менее, есть и обратная сторона медали. Имея такой огромный источник информации, студенты очень часто берут из интернета чужой материал, который даже не читают. Анализ интервьирования студентов и преподавателей АГЗ МЧС России выявил интересные факты: иногда студенты сдавали курсовые работы, которые были написаны лицами противоположного им пола, ответы на вопросы преподавателя студенты просто читали с телефона, который был подключен к интернету, либо при выступлениях студенты просто зачитывали скачанный и распечатанный материал.
Как можно видеть из данных примеров, наличие интернета в определённой степени снижает качество самостоятельной проработки материала студентами. Ведь для написания, к примеру, курсовой работы, без использования интернета студенту необходимо ознакомиться с довольно большим количеством специальной литературы, а также изложить свой взгляд на тему данной работы, что значительно увеличивает уровень знаний студента в данной конкретной области. Конечно, прогресс и в данной области не стоит на месте, и на данный момент на многих кафедрах АГЗ МЧС России уже внедрена система проверки работ ЕТХТ Апйр^1а1 [3]. Внедрение данной системы стало крайне прогрессивным шагом, так как она позволяет обнаружить степень информации, которая была позаимствована студентом из сети интернет.
2. Вторым фактором, который оказал влияние на систему образования в АГЗ МЧС России, является возможность мгновенной передачи информации и обмена сообщениями. Именно данный фактор позволяет студентам АГЗ МЧС России делиться информацией между собой, а также с профессорско-преподавательским составом. Если брать в качестве примера АГЗ МЧС России и в частности группу 491, то эта группа имеет свое собственное сообщество в социальной сети «Вконтакте», через которое студенты передают друг другу всю необходимую информацию о процессе обучения. Также здесь следует отметить практику кафедры ГМУ, на занятиях которой очень часто в качестве задания от обучаемых требуется высказать свое мнение об определенной статье в интернете. Как правило, в таком случае мнение студента приобретает форму комментария к статье, что подразумевает под собой небольшую дискуссию с автором статьи и крайне полезно в процессе обучения.
Именно интернет технологии являются основой столь популярного метода дистанционного обучения. Основным плюсом данного обучения является возможность проходить его на расстоянии, к примеру, в том случае если обучаемый привязан к своему месту жительства определенными жизненными обстоятельствами, а необходимый вуз находиться в другом городе или дальше. В таком случае студенту нет необходимости постоянно ездить в университет, он может готовиться самостоятельно, как при заочной форме обучения и сдавать промежуточные испытания в форме теста на сайте образовательного учреждения.
В качестве практического примера конструктивного использования интернет технологий в процессе обучения может быть рассмотрен сайт кафедры государственного и муниципального управления [4]:
Использование данного сайта позволяет более эффективно решать ряд вопросов, связанных с деятельностью кафедры.
1. На данном сайте студенты могут найти всю необходимую информацию касаемо учебного процесса. Благодаря такому инструменту отсутствует необходимость постоянного информирования студентов о подготовке к занятиям и т.п. Если ранее для того, чтобы какое-либо занятие состоялось эффективно, преподаватель должен был заранее передать распечатанное задание студентам, теперь любой студент может скачать задание ко всем занятиям и пользоваться им в любое удобное для него время.
2. Для того, чтобы снабдить студента всей необходимой литературой, на сайте реализована электронная библиотека, в которой можно найти всю необходимую литературу по тематике занятий.
3. На сайте кафедры реализована возможность создания пользовательского микроблога. Используя данную технологию, студенты, преподаватели, да и вообще любые пользователи сайта смогут создать свой собственный микроблог, в котором они смогут публиковать свои материалы (и не только методического характера). Учитывая данный факт, реализована система гибкого комментирования, особенность которой заключатся в том, что пользователь может не только комментировать опубликованные свои статьи, но и статьи других пользователей сайта. Наличие данных технологий позволяет значительно улучшить качество образовательного процесса, научить студентов высказывать и отстаивать свое собственное мнение по тому или иному вопросу.
В качестве выводов заметим, что интернет технологии - это новый положительный шаг к развитию во всех сферах жизни общества, и в особенности сферы образования, хотя, помимо позитивного, наличие интернета оказывает и негативное воздействие на обучаемых.
Отметим также, что система собственных кафедральных сайтов дает новые возможности обучаемым и поэтому их развитие является современным трендом.
Литература
1. Сайт РИА-Новости. [Электронный ресурс] // www.http://ria.ru//. [сайт]. [2012]. URL. http://ria.ru/history_spravki/20110919/439857350.html (дата обращения: 02.02.2014).
2. Сайт АГЗ МЧС России [Электронный ресурс] // URL. http://amchs.ru/ (дата обращения 02.02.2014).
3. Биржа копирайнтинга ETXT [Электронный ресурс] // URL. http://www.etxt.ru/_(дата обращения 02.02.2014).
4. Сайт Кафедры государственного и муниципального управления АГЗ МЧС России [Электронный ресурс] // URL. http://kafgmu.ru/(дата обращения 02.02.2014).
_ 97