DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_400 УДК 339.138
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Сагидуллаева Мадина Сейдуллаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухучет-1», Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Внедрение IT-технологий, LAL и виральности дает возможность расширить виральный охват в туристской сфере. Интернет дал возможность распространения рекламных баз ретаргетинга предложений. Современным таргетингом рекламного кабинета для Лидов (целевая аудитория) являются: Лендинг; Оффер; Пост (Репост); Стрим; Флуд; Хештег и SMM-маркетинг. Маркетологи, чтобы увеличить свою целевую аудиторию в туристской сфере, проводят конкурсы в соцсетях с привлечением блогеров.
Ключевые слова: индустрия туризма; стратегический маркетинг; адаптивное управление; принцип прогнозируемого управления; свойство управляемой адаптации; внутренний туризм.
UDC 339.138
THE INFLUENCE OF INTERNET MARKETING FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL TOURISM INDUSTRY
Sagidullaeva Madina Seidullaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Accounting-1", Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
The introduction of IT technologies, LAL and virality makes it possible to expand the viral coverage in the tourism sector. The Internet has made it possible to spread advertising databases of retargeting offers. Modern targeting of the advertising account for Leads (target audience) are: Landing; Offer; Post (Repost); Stream; flood; Hashtag and SMM marketing. Marketers, in order to increase their target audience in the tourism sector, hold contests in social networks with the involvement of bloggers.
Keywords: tourism industry; strategic marketing; adaptive control; the principle of predictive management; managed adaptation property; domestic tourism.
С недавних пор туристический рынок стал очень нестабильным. Одни страны открыли доступ для туристов, другие наоборот закрыли, одни ввели санкции, а другие отменяют. Несмотря, на все эти проблемы, туристический бизнес научился существовать в этих условиях. Маркетологи не знают, что ждет их впереди. Знатоки маркетинговых агентств турбизнеса RMAA Travel предоставили данные из Росстата трендов развития туризма в России.
Многие туристы отдали предпочтения российским дестинациям. Стали более подробно изучать рoссийские направления, ездить автостопом по своей родной стране с
небольшими затратами, изучив весь путь в yandex-картах. По итогам первого квартала 2022 года уже стал виден небывалый рост поездок по городам России. Самыми популярными направлениями стали Минеральные воды, Камчатка и Байкал. Но это в скором времени изменилось. Гастрономический туризм превзошел все ожидания к концу 2021 года среди местных и иностранных туристов. Были организованы стартапы по стимулированию развития новых направлений и внедрения контент-маркетинга для путешествий внутри страны. Были созданы рекламные кабинеты (проекты) с участием исторических персонажей, мастер-классами и многим
другим. Один из таких проектов - «Национальные туристические маршруты». Новыми формами подачи туристских продуктов стали отрасли, которые повысили уровень сервиса клиентов. Изучая российские маршруты несколько лет, туристы выбрали для себя эти направления. Также большое развитие получили авторские туры и уникальные программы. Многие агентства предложили туры, созданные самостоятельно в надежде на сохранение тренда в будущем.
Все мы знаем, что 2022 год по указу президента был объявлен Годом культурного наследия народов России. Так, все участники Петербургского международного экономического форума отдали предпочтение тому, чтобы сохранить традиционную культуру. В рамках форума состоялись такие мероприятия, как выступления в национальных костюмах, различные фестивали, спектакли, состоялись конгрессы малых народов. Мастер-классы на Петербургском международном экономическом форуме провели мастера из Республики Саха (Якутия), Карелии, Ханты-Мансийского округа. Речь шла и о событийном туризме. При таком виде туризма обязательно привлекаются заинтересованные инвесторы, создаются новые рабочие места.
На Петербургском международном экономическом форуме было заключено более 35 контрактов, посвященных развитию внутреннего туризма, было инвестировано в отрасль в целом более 200 млрд рублей. В рамках этой программы были обговорены пути межрегиональных маршрутов, создание туристских дестинаций по всей стране. Более того, Ростуризм дал возможность расширить господдержку для малого и среднего бизнеса на льготные кредиты под 3-5 % на модернизацию, реконструкцию и строительство отелей, а уже с начала июля 2022 года вступил в силу закон о нулевой ставке НДС для гостиниц.
В условиях турбулентности российской экономики и социальной напряженности в Ь^е1-маркетинге в 2022 году набирает обороты тренд на эмпатию. Раскрываться он может по-разному: как в коммуникационных сообщениях, так и в увеличении «объема» welcome-презента. Основной показатель внимания бренда к потребителю - это контент гостей в различных проявлениях. Многие маркетологи отмечают, что в каждой со-
временной туристской организации нужен свой SMM-технологический сотрудник, который будет предлагать разные варианты продвижения рекламных акций, а также маркетолог, способный проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании. Нынешняя эра дистанционного и цифрового маркетинга дает возможность самим потребителям открывать и выбирать для себя новые каналы туризма.
Выбрав эту тему для исследования, мы выдвинули гипотезу, которая показала, что продвижение туристических товаров и услуг не может существовать без использования современных digital-каналов и SMM-технологий, а также как развивать внутренний туризм: экотуризм, автотуризм, премиальный туризм, конгрессно-выставочный туризм. Автор представил комплекс инструментов маркетинга, благодаря которым можно эффективно продвинуть туристические услуги, и все это можно усовершенствовать с помощью современных технологий digital-каналов и SMM-технологий.
Можно изучить рынок современных туристических услуг со всеми нынешними маркетинговыми походами, лишь с использованием SMM-технологий и digital-каналов, но комплексный подход к исследованию данной проблемы возможен через универсальные научные методы, синтеза и анализа, методами наблюдения, обработки статистической информации, описания.
Найти ответы на интересующие нас вопросы, в частности, насколько использование цифрового интернет-маркетинга помогает продвинуть туристический бизнес, можно, прибегнув к анализу, проведенному в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Ансоффа И., Виханского О.С., Друкера П.Ф., Дэя Дж., Ламбена Ж.-Ж., Мак-Дональда М., О>Шонесси Дж., Смита П., Эткинсона Дж., Фатхутдинова Р. А., а также трудам авторов из смежных областей знаний: системологии и системотехники (Брука В.М., Дружинина Р.В., Николаева В.И., Холла А.Д.), стратегиче -ского анализа (Минцберга П, Гранта, Р.М.), те -ории моделирования и управления сложными системами (Добкина В.М., Карпова Л.Е., Михайлова В.С., Советова Б.Я., Шеера А.В., Юдина В.Н.) [17].
Цифровой маркетинг в современном туристической бизнесе невозможен без КР1- и
SMM-агентов. Есть много вариантов выражения термина digital-маркетинг, но более подходящим, по мнению автора, является прослеживание результатов продвижения бренда или продукта и поддерживание клиентского состава с применением цифровых технологий. Упускать нельзя и тот факт, что SEO стал большим другом для туристов. С помощью маркетинга в социальных сетях потребители услуг сферы туризма и рекреации стали чаще самостоятельно выбирать рекламные предложения influencers marketing.
Рынок туристских digital-услуг превзошел все ожидания в 2021 году, показав, насколько поисковые запросы о путешествиях и бронировании жилья стали популярными в России. Проведенный анализ показал, насколько возросло число россиян, совершивших покупку через соцсети в 2022 году, кто приобретал именно туристские продукты, включая проезд и размещение. Этот вид виртуальных покупок стал уступать по популярности только затратам на приобретение музыки и фильмов.
Согласно данным Mediascope, в 2021 году только 32 % жителей России самостоятельно бронировали отели через Интернет [1].
Рынок путешествий продолжает расти и совершенствоваться. Анализ, проведенный агентством Data Insight и компанией PayPal, показал, что компетенции россиян в туристической сфере постоянно растут, что подтвердили и участники Петербургского международного экономического форума. Российские туристы активно пользуются интернет-ресурсами для заказа и бронирования билетов и гостиниц. Для этого они сравнивают цены и приобретают туры на онлайн-сайтах. По статистическим данным Пограничной службы ФСБ РФ, за II квартал 2022 года в Россию с различными целями (не только туризм) въехали 3,079 млн человек. Это меньше, чем во втором квартале 2021 года (3,116 млн), то есть в тот период, когда взаимные зарубежные поездки сдерживались карантинными требованиями и закрытыми границами [2].
Виды digital-маркетинга в сфере туризма и рекреации
Digital-маркетинг включил в себя несколько инструментов: SMM; поисковая оптимизация (SEO); SMO; медийная реклама; вирусный маркетинг; контекстная реклама; рассылки.
Все организации, предлагающие свои ус-
луги в туристическом бизнесе, обязаны иметь свои веб-сайты и каналы, которые должны постоянно обновляться и совершенствоваться для поиска туристами услуги специальных предложений. Сайты должны предлагать новые туры, разновидности маршрутов, давать возможность познакомиться с традициями других стран и народов, посещать новые интересные места.
На современном российском туристическом рынке сегодня большая конкуренция в сфере ценовой политики и не только. С. Мак-кейб выдвигает гипотезу о том, что реклама в Интернете, размещенная на веб-сайте компании, должна давать всю информацию, более подробно рассказывать о бренде, что меняет отношение к бренду, подталкивает на приобретение покупки именно на этом вебсайте; а также расширять клиентскую базу и делать рассылки о новых услугах и товарах.
Анализ современных интернет-технологий информационно-коммуникационных сетей, которые используются для продвижения услуг в сфере туризма и затрат на рекламу в Интернете в Великобритании, дал нам возможность показать, какими популярными видами пользуются рекламодатели: рубричная реклама (classified advertising), внерубричная дисплейная реклама (display advertising), поисковый маркетинг (search marketing) и оптимизация скорости конверсий (CRO).
Новым и эффективным инструментом в сфере туризма и рекреации является Email-маркетинг, позволяющий строить прямую связь между турагентами и турпотребите-лями. Результатом таких отношений служит увеличение лояльности клиентов к компании и увеличение новых и повторных продаж. Сотрудники на веб-сайте запрашивают базу клиентов фирмы, которая содержит основные сведения, данные загранпаспортов, данных адресов электронной почты, контакты, по каким направлениям путешествовали данные туристы, что позволяет при повторном обращении клиентов сократить время обслуживания и оформления документов и отправки писем прямого email-маркетинга. Организации для этого выкупают списки адресов электронной почты. Благодаря электронной почте агентства подтверждают данные для бронирования отеля или отправки подробной информации о маршруте или для предоставления номера клиента в слу-
чае покупки электронных авиабилетов. Та- Приведем пример организационной струк-ким способом етаП-реклама отражает цен- туры маркетинговой службы web-сайта на ность своего бренда. рис. 1.
Руководитель службы маркетинга
Координатор проектов
Менеджер проектов Менеджер продукта Специалист по Маркетолог
web-сайта web-сайта продвижению web-сайта web-сайта
Рисунок 1 - Организационная структура маркетинговой службы web-сайта
Перечислим несколько возможностей, которые дает туристскому предприятию наличие web-сайта:
- организация виртуального офиса;
- продажа своих услуг в режиме онлайн;
- работа с клиентами из территориально отдаленных регионов;
- доступ к удобной и дешевой системе коммуникаций (электронная почта, цифровая телефонная связь, видеотелефон и т.д.);
- бронирование номеров в отелях и билетов при помощи Интернета;
- реализация эффективной рекламы;
- проведение маркетинговых исследований в сети;
- работа в оперативном режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Исследователь Т.Л. Дашкова выделяет следующие главные преимущества web-сайта: оперативность (возможность публиковать, дополнять, менять информацию в течение 10 мин.); возможность для организации обратной связи с клиентами, размещения рекламы и продвижения компании в режиме диалога; экономичность маркетинга посредством web-сайтa в Интернете по сравнению с телерекламой, рекламой в прессе; посетителем web-сайтa является менее массовая, но более образованная и обеспеченная аудитория (по сравнению с телевидением и печатной прессой) [8].
Среди пользователей Интернета преобладают молодые, активные люди, которые часто путешествуют, но при этом очень тщательно подходят к выбору поездки и туроператора. В их числе достаточно много по-
требителей last-minute туров, которые готовы бронировать поездки на самые ближайшие вылеты при условии существенных ценовых и других преимуществ - поэтому Интернет отличный инструмент для продажи горящих туров.
Таким образом, web-сайт туристической фирмы является одним из важнейших компонентов PR-политики, способствует формированию благоприятного отношения со стороны общественности, повышает конкурентоспособность, влияет на уровень продаж и получение дохода.
На территории г. Якутска зарегистрировано 67 туристических фирм, из них 41 имеет web-сайт. С целью выявления сильных и слабых сторон работы сайтов туристических фирм Республики Саха (Якутия) мы провели их анализ.
К сильным сторонам, как мы считаем, относятся: красивый дизайн и национальный колорит сайтов, информативное содержание материалов, удобная навигация, структурированность информации.
К слабым сторонам относятся: отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями; отсутствие на многих web-сайтах вкладки «Отзывы»; использование мелких шрифтов во внутреннем контенте web-сайта; дефицит иллюстрационных материалов в связи с медленной загрузкой сайтов в отделенных районах республики.
Для оценки отношения потребителей к работе web-сайтов туристических фирм республики был проведен социологический опрос в социальных сетях, который показал, что:
- пользователи сети Интернет негативно относятся к отсутствию web-сайтов у туристических компаний;
- у аудитории от 18 до 35 лет складывается негативное мнение о компаниях, не имеющих web-сайтов;
- факторы, вызывающие неудобства у потребителей, - неработающие ссылки и медленная работа самого web-сайта;
- мужчины отрицательно относятся к неработающим ссылкам, медленной загрузке страниц, обязательной регистрации на сайте;
- женщин больше интересует интерфейс web-сайта, его контент и содержимое, вызывают негатив описки и грамматические ошибки в текстах.
Таким образом, исследование работы сайтов в республике позволило сделать вывод, что необходимы мероприятия по их продвижению и поддержке, которые сформируют лояльность клиента к покупке турпродукта.
Новым видом маркетингового Интернета в туристической сфере является вирусный, или скрытый, маркетинг. Вирусный маркетинг подразумевает передачу информации по социальным сетям. Это могут быть сделанные ими фотографии (селфи), интерактивные флеш-игры на фоне местности, которую они хотели бы показать. Вирусные компании выкладывают в своих историях все это за определенную сумму. Иными словами, «адвокат бренда» делает рекламу продукта или услуги.
Организации вирусную методику используют наравне с основными маркетинговыми коммуникационными компаниями.
Например, очень познавательная телепередача «Орел и решка», которую показывали по каналу «Пятница», проводит путешествия по всей стране и за ее пределами. Благодаря этой передаче многие увидели и узнали, какие неизведанные места можно посетить и как можно использовать свои финансы, какими средствами интернет-услуг при этом можно воспользоваться.
Есть иностранные реалити-шоу, где, например, один из британских туроператоров (Thomson) спонсировал онлайн-опрос об отпуске «Holiday Questionnaire», оценивал отве -ты участников и по полученным результатам сравнивал их со знаменитостями. В этой кам -пании Thomson подражал другой британской
туристической фирме - First Choice, которая создала онлайн-игру по мотивам одного из спонсируемых ею проектов - телевизионного реалити-шоу «I'm a Celebrity - Get Me Out of Here», в котором несколько знаменитостей живут вместе в джунглях в течение нескольких недель, соревнуются, чтобы стать «королем» или «королевой» джунглей. Ключ к успеху в проведении вирусных маркетинговых кампаний - предлагать туристический продукт каким-нибудь забавным или шокирующим способом, тем самым стимулируя его продажи.
Есть также аффилированный (партнерский) маркетинг в туризме, который можно определить как метод продвижения туристического продукта в сети вебмастерами-партнерами, при этом партнер получает вознаграждение за каждого посетителя. Данный тип интернет-маркетинга отличается от других видов рекламы тем, что он опирается на работу ссылок между хост-сайтом, аффилированным лицом и организацией, размещающей рекламу. Аффилированным лицом может быть организация или физическое лицо, которое продвигает аналогичный контент, или дополняет деятельность партнера и таким образом занимается размещением рекламы (например, баннеров или ссылок) на сайте рекламодателя. Если человек посещает сайт партнера, а затем нажимает на рекламу или ссылку и переходит к выполнению указанного действия (обычно покупки) на сайте рекламодателя, то партнер получает комиссию.
Существует также «аренда сайта». Это современный инструмент интернет-маркетинга, который представляет собой «съем» рекламодателем или брендом части веб-сайта с последующей выплатой комиссионных его владельцу на любой доход, полученный от продаж в рамках арендованного интернет-пространства.
Подкастинг подразумевает производство аудио- или видеоконтента (подкастов) в фор -ме радио- или телерепортажей, доступных для загрузки с веб-сайта. Онлайн-подкасты быстро вошли в основной поток онлайн-коммуникаций. Как форма маркетинговых коммуникаций они довольно часто используются в некоммерческих информационных сообщениях «добровольного» сектора. Например, в Великобритании Ассоциация се-
мейного отдыха [21] очень эффективно использует аудио-и видеоконтент в Интернете для сбора средств на организацию поездок для нуждающихся семей. Особой популярностью у британских создателей подкастов пользуется аудио-коммуникационный сервис Sounddelivery [24], позволяющий недорого создать довольно эффективный контент.
Другой ведущий британский поставщик туристских услуг - фирма Leger Holidays - добавила в свою онлайн-брошюру, которая была разработана совместно с каналом History, видеоподкасты туров по местам знаменитых сражений. Чтобы максимально увеличить потенциальную аудиторию, видеоподкасты нередко публикуются на YouTube-канале или на сайте Travelweekly [18].
Подобный подход не только помогает продвигать турпродукт уже на том этапе, когда потребители предпринимают первые шаги в Интернете при планировании отпуска, но представляет собой новый и интересный метод коммуникации с большим потенциалом для более полного охвата и связи с аудиторией. Более того, стремительное развитие современной техники, позволяющее создавать высококачественную потоковую трансляцию видео, означает, что в ближайшем будущем аудио- и видеомаркетинговые онлайн-коммуникации получат еще большее распространение.
Развитие онлайн-активности в сфере туризма и гостиничного бизнеса тесно связано с пользовательским контентом. Веб-журналы и блоги, содержащие отчеты пользователей о проделанных путешествиях, многочисленные сайты онлайн-обзоров, на которых публикуются рейтинги мнений о дестинациях и отелях, стали очень важным средством коммуникации. Можно говорить о существовании настоящего виртуального сообщества единомышленников. И для туристических организаций подобные виртуальные сообщества значительно расширили сферу маркетинга. Они влияют на продажи, развитие продуктов и услуг, формирование сети поставщиков, качество информации и каналов распространения и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что грамотное использование данного инструмента, обладающего большим потенциалом доверия потенциальных клиентов, может привести к снижению затрат на рекламное продвижение турпродуктов.
Блогинг - еще одно явление современной информационной среды, ставшее эффективным инструментом вирусного маркетинга. В целом блог - это онлайн-пространство, которое создается одним пользователем, а контент представлен в формате собственного мнения или дневника, описывающего события или ситуации, зачастую в хронологическом порядке. Блоги о путешествиях являются популярной и стремительно разрастающейся деятельностью и находятся в общей области пользовательского контента. Они могут быть весьма полезны для туроператоров, туристических агентств, поставщиков услуг размещения или онлайн-рекламы.
Интернет-сообщества предоставляют платформу для генерируемого пользователями веб-контента на базе многочисленных форумов путешественников или специальных групп по интересам. Неудивительно, что подобные сайты становятся все более популярными и среди бизнес-сообщества, и среди маркетологов. К таким сайтам, поощряющим размещение пользовательского контента и привлекающим внимание рекламодателей, относятся MySpace, YouTube, Wikipedia, Flickr и др.
Еще одним примером является сайт VirtualTourist.com, который с 2017 г. осуществляет свою деятельность через два дочерних сайта - SmarterTravel (экспертные советы и обзоры для туристических предложений и направлений) [23] и TripAdvisor (отзывы туристов об отелях, ресторанах и достопримечательностях, рейтинг отелей, сравнение цен). В арсенале VirtualTourist.com было: 800 тыс. зарегистрированных членов из более чем 220 стран; 1,4 млн советов о путешествиях по более чем 25 тыс. мест; 2,6 млн фотографий; 2 млн готовых маршрутов; 85 % ответов на заданные на форуме вопросы; еженедельные встречи участников сообщества VirtualTourist.com по всему миру; 5 млн пользователей в месяц; 30 млн просмотров страниц в месяц. По данным 2020 г., Tripadvisor ежемесячно помогает 463 млн путешественников, предлагая более 859 млн отзывов и комментариев о 8,6 млн вариантов жилья, ресторанов, развлечений, авиалиний и круизов. Безусловно, личные фото из поездок и комментарии пользователей в блогах за последние годы стали одним из самых популярных и влиятельных средств коммуника-
ции, и нет сомнений в том, что, несмотря на субъективность и целый ряд проблем этического характера, для многих они стали гораздо более авторитетными и заслуживающими доверия источниками информации, чем официальные сообщения.
Особой популярностью у современных рекламодателей пользуется маркетинг в социальных сетях, или SMM-маркетинг, представляющий собой комплекс мероприятий по продвижению продукта в социальных сетях. И. В. Букреева отмечает, что SMM-технологии являются «эффективным инструментом продвижения туристских дестинаций» и позволяют «оптимизировать информацию о тех или иных достопримечательностях». Она предлагает под этим термином объединять не только всевозможные социальные сети, но и блоги, форумы, сетевые сообщества и любые другие медиаресурсы, «предполагающие активную коммуникацию пользователей» [11, с. 327]. Возможности, предлагаемые
современным SMM, такие, например, как фото- и видеоконтент, Wiki-разметки, gif, видеосток, бекстейдж, мнение экспертов, UGC, персонализированная коммуникация, постоянное общение и др., особенно полезны для продвижения турпродуктов и дестинаций. Важным преимуществом SMM-маркетинга является комплексная работа с аудиторией, направленная на создание и сохранение имиджа, успешные продажи, поддержку клиентов, сбор обратной связи от них и т.д. При этом максимально доступно большое количество инструментов, позволяющих охватить разные виды контента. В качестве площадок для применения SMM-маркетинга мы можем назвать такие социальные медиа, как социальные сети (Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте»), блоги (Blogger, LiveJournal), форумы и сайты отзывов (Irecommend.ru, Otzyv.ru), фотохостинги (Picasa, Flickr), виде-охостинги (YouTube) и другие.
Список литературы_
1. Ассоциация коммуникационных агентств России // Mediascope: как россияне платят онлайн в 2021 году. URL: http://www.akarussia.ru/en/press_centre/news/id8906 (дата обращения: 20.07.2022).
2. Ассоциация туроператоров: [сайт]. URL: https://www.atorus.ru/node/48929?ysclid=l9bmfpsgvj723096504 (дата обращения: 22.07.2022).
3. Батырмурзаева З.М., Алибеков М.Ш. Зачет встречных требований: порядок, условия и исключения // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: сб. науч. тр. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В.П. Петрова. 2020. С. 39-44.
4. Батырмурзаева З.М., Гаджиева М.Я., Нуцалханова З.Ш. Понятие инвестиционного механизма и взаимосвязь интересов субъектов инвестиционной деятельности // Вестник научной мысли. 2022. № 4. С. 17-22.
5. Батырмурзаева З.М., Мансурова А.Н. Адаптивный подход к разработке стратегии устойчивого развития промышленного предприятия // Роль научной деятельности в формировании инновационной экономики. Образование как фактор социально-экономического развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 3-6.
6. Батырмурзаева З.М. Управление финансовыми рисками обеспечит устойчивый рост предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45). С. 387-390.
7. Бейбалаева Д.К., Алиханова С.А., Исаева Д.Г, Гаджиев Х.Р. Основные направления применения интернет-ресурсов в профессиональной подготовке образовательных организаций СПО // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Бабаева З.Ш. [и др.]. М., 2022. С. 37-41.
8. Ибрагимова А.Х. О развитии малого предпринимательства в РФ // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 131-134.
9. Ибрагимова А.Х. Тенденции развития и состояние малого предпринимательства в Дагестане // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4 (26). С. 300-309.
10. Исаева Д.Г Вопросы ведения стратегического учета // Управленческий учет. 2022. № 7-2. С. 213-218.
11. Исаева Д.Г, Ярахмедова М.Я. Роль управленческого учета в современных условиях // Студент года -2018: сб. ст. VI Междунар. науч.-исслед. конкурса. 2018. С. 128-132.
12. Мирзоева С.А. Информационные ресурсы как экономическая категория // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7 (45). С. 158-163.
13. Мирзоева С.А. Развитие информационных технологий в республиках СКФО // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 3. С. 77-79.
14. Нажуева Д.Н., Атаева Д.М., Мугадова У.Х. Страховые взносы // Научные достижения и открытия современной молодежи: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 185-187.
15. Нажуева Д.Н., Раджабов О.О. Понятие и этапы конироля // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2019. С. 26-28.
16. Нажуева Д.Н., Рамазанов М.П, Абдуллаев М.Г Органы финансового контроля в РФ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXIII Междунар. науч-практ. конф.: в 3 ч. 2019. С. 115-117.
17. Сагидуллаева М.С. Актуальные проблемы и барьеры туристических организаций в процессе стратегического маркетингового управления в современном мире // Результаты современных научных исследований и разработок: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 116-119.
18. Сагидуллаева М.С. Маркетинговый анализ состояния и тенденций развития национальной индустрии туризма // Экономика и управление народным хозяйством. 2019.
19. Сагидуллаева М.С. Особенности и роль маркетинга в сфере турбизнеса // Перспективы и проблемы развития предпринимательства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ИМПРУВ, 2017. С. 10-15.
20. Сагидуллаева М.С., Осовцев В.А. Особенности и проблематика формирования подсистемы адаптивного управления стратегическим маркетингом в сфере внутреннего туризма // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2019/Sagidullaeva.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
21. Сагидуллаева М.С. Развитие концепции адаптивного управления стратегическим маркетингом национальной индустрии туризма. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-kontseptsii-adaptivnogo-upravleniya-strategicheskim-marketingom-natsionalnoi-indust?ysclid=l9x4b6xw4t115480356 (дата обращения: 20.07.2022).
22. Шамхалова Э.А., Османова М.М. Порядок применения экспертных методов принятия решения // Индустриальная экономика. 2022. Т. 3. № 3. С. 268-273.
23. Sagidullaeva M.S., et al. Conceptual Model of Adaptive Management of Strategic Marketing: A System Approach // European Research Studies Journal, 2018, vol. XXI, Special Issue 2, рр. 666-677.
24. Sound Delivery. URL: http:// www.sounddelivery.org.uk/index.php (дата обращения: 10.07.2020).
References_
1. Association of Communication Agencies of Russia. Mediascope: how Russians pay online in 2021. URL: http:// www.akarussia.ru/en/press_centre/news/id8906 (accessed: 07/20/2022).
2. Association of Tour Operators: [website]. URL: https://www.atorus.ru/node/48929?ysclid=l9bmfpsgvj723096504 (accessed: 07/22/2022).
3. Batyrmurzayeva Z.M., Alibekov M.Sh. Offset of counterclaims: procedure, conditions and exceptions. The profession of an accountant is the most important tool for effective management of agricultural production: collection of scientific tr. based on materials from the VIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor V.P. Petrov. 2020. pp. 39-44.
4. Batyrmurzayeva Z.M., Gadzhieva M.Ya., Nutsalkhanova Z.Sh. The concept of an investment mechanism and the relationship of interests of subjects of investment activity. Bulletin of Scientific Thought. 2022. No. 4. pp. 17-22.
5. Batyrmurzayeva Z.M., Mansurova A.N. Adaptive approach to the development of a strategy for sustainable development of an industrial enterprise. The role of scientific activity in the formation of an innovative economy. Education as a factor of socio-economic development of society: materials of the International Scientific and Practical conference 2017. pp. 3-6.
6. Batyrmurzayeva Z.M. Financial risk management will ensure sustainable growth of the enterprise. Economics and entrepreneurship. 2014. No. 4-1 (45). pp. 387-390.
7. Beibalaeva D.K., Alikhanov S.A., Isaeva D.G., Hajiyev H.R. The main directions of Internet resources of application in the professional educational training of organizations of SPO. Modern trends in the development of science and the world community in the era of digitalization: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference /ed. Babaeva Z.Sh. [et al.]. M., 2022. pp. 37-41.
8. Ibragimova A.H. On the development of small entrepreneurship in the Russian Federation. Financial instruments of regulation of socio-economic development of regions: collection of materials in the III All-Russian Scientific and Practical Conference 2018. pp. 131-134.
9. Ibragimova A.H. Development trends and the state of small entrepreneurship in Dagestan. Regional problems of economic transformation. 2010. No. 4 (26). pp. 300-309.
10. Isaeva D.G. Issues of strategic accounting. Managerial accounting. 2022. No. 7-2. pp. 213-218.
11. Isaeva D.G., Yarakhmedova M.Ya. The role of management accounting in modern conditions. Student of the Year -2018: Sat. art. VI International Scientific Research. competition. 2018. pp. 128-132.
12. Mirzoeva S.A. Information resources as an economic category. Regional problems of economic transformation. 2014. No. 7 (45). pp. 158-163.
13. Mirzoeva S.A. Development of information technologies in the republics of the North Caucasus Federal District. Issues of structuring the economy. 2014. No. 3. pp. 77-79.
14. Nazhueva D.N., Ataeva D.M., Mugadova U.H. Insurance premiums. Scientific achievements and discoveries of modern youth: collection of art. VIII International Scientific and Practical Conference 2019. pp. 185-187.
15. Nazhueva D.N., Rajabov O.O. The concept and stages of conirol. Priority directions for the development of science and education: sat. art. VII International Scientific and Practical Conference: at 2 h. 2019. pp. 26-28.
16. Nazhueva D.N., Ramazanov M.G., Abdullaev M.G. Financial control bodies in the Russian Federation. Fundamental and applied scientific research: actual issues, achievements and innovations: collection of Articles XXIII International Scientific and Practical conference: at 3 h. 2019. pp. 115-117.
17. Sagidullayeva M.S. Actual problems and barriers of tourist organizations in the process of strategic marketing management in the modern world. Results of modern scientific research and development: collection of art. VI International Scientific and Practical Conference. Penza: ICNS "Science and Education", 2019. pp. 116-119.
18. Sagidullayeva M.S. Marketing analysis of the state and development trends of the national tourism industry. Economics and management of the national economy. 2019.
19. Sagidullayeva M.S. Features and role of marketing in the field of tourism. Prospects and problems of entrepreneurship development: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference M.: IMPRUV, 2017. pp. 10-15.
20. Sagidullayeva M.S., In Osovtsev.A. Features and problems of formation of the subsystem of adaptive management of strategic marketing in the field of domestic tourism. Russian Economic Online Journal. 2019. No. 3. Address: http:// www.e-rej.ru/Articles/2019/Sagidullaeva.pdf (accessed: 07/20/2022).
21. Sagidullayeva M.S. Development of the concept of adaptive management of strategic marketing of the national tourism industry. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-kontseptsii-adaptivnogo-upravleniya-strategicheskim-marketingom-natsionalnoi-indust?ysclid=l9x4b6xw4t115480356 (accessed: 07/20/2022).
22. Shamkhalova E.A., Osmanova M.M. The procedure for applying expert methods of decision-making. Industrial Economics. 2022. Vol. 3. No. 3. pp. 268-273.
23. Sagidullayeva M.S. et al. Conceptual model of adaptive management of strategic marketing: a systematic approach. European Research Studies Journal, 2018, vol. XXI, Special Issue 2, pp. 666-677.
24. Sound delivery. URL: http:// www.sounddelivery.org.uk/index.php (accessed: 10.07.2020).