УДК 796/8 (06)
А. И. МЕНЬЩИКОВ
Областная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2, г. Курган
ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОТЯГОЩЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ____________________________________
При выполнении упражнений, максимально приближенных по своей биодинамической структуре к соревновательному упражнению, был проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 борца (все мастера спорта). Выявлено, что интенсивные отягощения более выраженно влияют на величину прироста показателей функционирования нервно-мышечной системы борцов весовых категорий 66—74 кг по сравнению с весовыми категориями 55—60 кг. Ключевые слова: стартовая сила, мощность работы, взрывная сила, борцы весовой категории 55—60 и 66—74 кг.
Введение. Развитие динамической силы может успешно осуществляться только при условии учета индивидуальных физических и функциональных особенностей того или иного спортсмена. Однако в практике подготовки высококвалифицированных борцов в этом вопросе нет единого мнения. Так, многие авторы отмечают, что методы, которые используются для развития силы при подготовке борцов, во-первых, не являются интенсивными [1—4] и, во-вторых, не учитывают функциональные возможности нервно-мышечной системы спортсменов [5, 6]. Определенный вклад в разработку методики применения интенсивных отягощений для формирования динамической силы у юных борцов грекоримского стиля внесли исследования В.В. Рожковца [4] и специальной силы у высококвалифицированных борцов тяжелых весовых категорий — в работе В. Б. Уруймагова [6].
Сформулированы противоречия между известными физиологическими научными данными об эффективности совершенствования динамической силы с применением интенсивных отягощений [7, 8] и отсутствием технологий их применения в процессе годового цикла тренировки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля.
Цель исследования. Выявить особенности проявления динамической силы при выполнении упражнений, максимально приближенных по своей биодинамической структуре к соревновательному упражнению в партере.
Методика и организация исследования. Чтобы выяснить особенности проявления динамической силы при выполнении упражнений, максимально приближенных по своей биодинамической структуре к соревновательному упражнению, был проведен формирующий педагогический эксперимент на базе специализированной школы олимпийского резерва с участием высококвалифицированных борцов гре-
ко-римского стиля (городов Кургана и Краснодара). В исследовании приняли участие две группы спортсменов — 10 борцов в весовой категории 55 — 60 кг и 12 борцов — 66-74 кг (МС и МСМК).
Программа регистрация динамической силы включает в себя блок съема параметров (тензоме-трический датчик и датчик перемещения), блок преобразования сигналов, блок обработки и отображения информации — в графической или табличной форме. Автоматизированная обработка информации осуществлялась следующим образом: ввод регистрируемых параметров, предварительная обработка сигналов, тарировка входных параметров, вывод графического отображения входных параметров, математическая обработка параметров двигательных действий спортсмена. Компьютеризированный исследовательский комплекс борцов был разработан в научно-исследовательском институте проблем физической культуры и спорта при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма под руководством профессора Л.С. Дворкина.
Упражнение выполнялось следующим образом: 1-е действие — поднимание снаряда от помоста до колен (динамический режим), 2-е действие — удержание снаряда в течение 5 с на уровне колен (изометрический режим) и 3-е действие — подрыв снаряда до полного выпрямления ног и туловища (динамический режим). Были исследованы следующие силовые показатели: стартовая сила мышц, в кг ^), мощность работы при выполнении статического напряжения, в кгм/с (^ и максимум взрывного усилия, в кг/с ^тах). Оценивались результаты изменений силовых показателей борцов двух весовых групп (55-60 и 66-74 кг) в течение годовой подготовки. Анализ результатов педагогического эксперимента осуществлялся с учетом трех макроциклов силовой подготовки борцов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
В первом макроцикле (подготовка к чемпионату России) до 2/3 времени силовой подготовки было направлено на тренировку с отягощениями в 50 — 70% и 1/3 времени — 80% от максимального для развития взрывной силы.
Во втором макроцикле (подготовка к чемпионату Европы) силовая подготовка становится более интенсивной (рис. 1). На этом этапе подготовки борцов до 80% тренировочного времени уделялось на выполнение силовой нагрузки в 70 — 80% и 20% времени — 80 — 90% от максимального.
В третьем макроцикле (подготовка к чемпионату мира) осуществлялось повышение интенсификации специальной силовой подготовки. Для этого до 60% от общего объема силовой подготовки отводится отягощениям в 85—100% от максимального для развития взрывной силы и 40% времени — отягощениям 70 — 80% для развития — статико-динамической силы.
Результаты исследования. Стартовая сила мышц, в кг ^). Регистрация Q происходило во время выполнения отрыва штанги от помоста (рис. 1).
Известно, что от уровня развития стартовой силы во многом зависит успешность выполнения технико-тактических действий борца, особенно в партере при отрыве соперника от ковра (9). Исследования показали, что наибольший прирост стартовой силы у борцов малых и средних весовых категорий был зафиксирован в третьем макроцикле подготовки и был равен у атлетов весовых категории 55 — 60 кг — 15% в третьем микроцикле, а борцов 66 — 74 кг весом — 16% в четвертом микроцикле третьем блоке подготовки. Показатель Q в первом макроцикле (четыре микроцикла) составил у борцов весовых категорий 55 — 60 кг — 14%, во втором макроцикле — 28% и в третьем макроцикле — 50%; у борцов весовой категории 66 — 74 кг соответственно — 20, 22 и 54%. В целом средний показатель прироста Q за весь период годовой силовой подготовки борцов был наибольший и составил у борцов весовых категории в 55 — 60 кг — 30,7%, а у атлетов весовых категорий 66 — 74 кг — 32%.
Мощность работы, при выполнении статического напряжения, в кгм/с (N). Известно, что за мощность принимается работа, отнесенная к единице времени ^ = АЛ), то есть «механическая работа» на «время», за которое она произведена. Следовательно, этот показатель силовой подготовки имеет важное значение в тренировочном процессе борцов (рис. 2). Динамика прироста показателей мощности работы оценивалась при выполнении удержания штанги в статической позе в течение 5 с у борцов различной весовой категории. Наши исследования показали, что прирост мощности работы у борцов малых и средних весовых категорий в пределах от 8 до 10% в микроцикле был зафиксирован во всех трех макроциклах подготовки. При этом следует отметить тот факт, что N изменялась по волнообразной кривой, как в течение одного макроцикла, так и на протяжении всего года.
Сумма прироста N в первом макроцикле подготовки борцов в целом за четыре микроцикла составила у атлетов весовых категорий 55 — 60 кг — 23%, во втором макроцикле — 30% и в третьем макроцикле — 39%, а у борцов весовой категории 66 — 74 кг соответственно — 16, 15 и 17%. В целом средний показатель прироста N за весь период годовой силовой подготовки борцов составил у атлетов весовых категории в 55 — 60 кг — 30,6%, а у атлетов весовых категорий 66 — 74 кг — 16%.
□ 55-60 кг
166-74 кг
1-й макроцикл
Микроциклы 2-й макроцикл
3-й макроцикл
Рис. 1. Динамика прироста показателей стартовой силы мышц (О) у борцов греко-римского стиля различной весовой категории при подготовке к основным соревнованиям года.
1-й макроцикл - региональные соревнования,
2-й макроцикл - чемпионат России и 3-й макроцикл -международные соревнования
%
12'
10
8
6
123412341234
Микроцкилы 1-й макроцикл 2-й макроцикл 3-й макроцикл
Рис. 2. Динамика прироста показателей мощности работы (ЭД при выполнении удержания штанги в статической позе в течение 5 с у борцов различной весовой категории при подготовке к основным соревнованиям года (обозначения те же, что и на рис. 1:
1-й макроцикл - региональные соревнования,
2-й макроцикл - чемпионат России и 3-й макроцикл -международные соревнования)
%
14
12-
10
8-
6-
4-
2
0
□ 55-60 кг
I 66-74 кг
12341234 '1234
Микроциклы
1 2 3 блоки
Рис. 3. Динамика прироста максимума взрывного усилия ^тах) у борцов греко-римского стиля различных весовых категорий при подготовке к основным соревнованиям года
%
4
2
0
Максимум взрывного усилия, в кг/с ^тах). Наши исследования показали, что наибольший прирост Fmax у борцов весовой категории 55 — 60 кг был зафиксирован во втором и третьем блоках подготовки, а у борцов 66 — 74 кг — в третьем блоке (рис. 3). Максимальная величина прироста Fmax была равна у атлетов весовых категории 55 — 60 кг — 9%, а у борцов весовых категорий 66 — 74 кг — 14%. Сумма прироста Fmax в первом макроцикле подготовки борцов составила у атлетов весовых категорий 55 — 60 кг — 14%, во втором макроцикле — 31% и в третьем макроцикле — 22%; соответственно у борцов весовых категорий 66 — 74 кг — 18, 33 и 41%.
Средний показатель прироста Fmax в первой группе борцов был равен в первом макроцикле подготовки — 3,5, во втором — 7,8 и третьем макроцикле — 5,5%; во второй группе борцов соответственно — 4,5, 8,3 и 10,3%. Средний показатель прироста Fmax за весь период годовой силовой подготовки борцов составил у атлетов весовых категории 55 — 60 кг — 22,2%, а у атлетов весовых категорий 66 — 74 кг — 31%.
Выводы. Выявлено, что интенсивные отягощения (от 70 до 100% максимального) более выраженно влияют на величину прироста показателей функционирования нервно-мышечной системы борцов весовых категорий 66 — 74 кг по сравнению с весовыми категориями 55 — 60 кг. Так, через год специальной силовой подготовки относительный показатель прироста мощности (^ у борцов весовых категорий 66 — 74 кг оказался выше на 14% по сравнению с борцами весовых категории 55 — 60 кг (Р < 0,01), а взрывной силы ^тах) — соответственно на 8,8% (Р<0,05). Специальная силовая подготовка борцов весовых категорий 55 — 60 и 66 — 74 кг с применением интенсивных отягощений позволяет достичь за год наиболее высокого уровня прироста стартовой силы ^) (соответственно на 32 и 30,7% — Р>0,05).
Библиографический список
1. Базовая техника дзюдо в стойке / Я. К. Коблев [и др.]. — Майкоп : АТУ, 1995. — 142 с.
2. Иванов, И. И. Повышение надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов греко-
римского стиля : дис. ... канд. пед. наук / И. И.Иванов. — Краснодар, 2002. — 185 с.
3. Новиков, А. А. Научно-методические проблемы спортивных единоборств / А. А. Новиков // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9. — С. 50 — 56.
4. Рожковец, В. В. Научно-педагогические основания применения дозированных отягощений для развития взрывной силы у подростков (на примере бегунов на короткие дистанции и борцов греко-римского стиля) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Рожковец. — Краснодар, 2007. — 24 с.
5. Дворкин, Л. С. Методика базовой силовой подготовки спортсменов : учебное пособие / Л. С. Дворкин, И. Л. Дворкин, В. В. Рожковец. — Краснодар : КГУФКСТ, 2006. — 99 с.
6. Уруймагов, В. Б. Специальная силовая подготовка высококвалифицированных борцов греко-римского стиля тяжелых весовых категорий : дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Уруймагов. — Майкоп, 2009. — 187 с.
7. Aagaard P. Neural adaptation to resistance training: changes in evoked V-wave and H-reflex responses / P. Aagaard, E. B. Simonsen, J. L. Andersen, S. P. Magnusson, P. Dyhre- Poulsen // J Appl Physiol 2002 ; 92 : 2309 - 318.
8. Башкин, В. М. Изменение взрывной мышечной силы спортсменов в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В. М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2009. — С. 16-19.
МЕНЬЩИКОВ Александр Иванович, зам. директора по спортивной работе областной спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва №2, старший тренер сборной России по греко-римской борьбе Центра спортивной подготовки сборных команд России, соискатель кафедры теории и методики борьбы, бокса и тяжелой атлетики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России.
Адрес для переписки: MenshikovAlexsander@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.
© А. И. Меньщиков
Книжная полка
Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие. / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : АЛЬФА-М* Инфра-М, 2011. - 336 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-598281-157-8.
Учебное пособие построено на основе современного валеологического мировоззрения. Раскрывает ведущие факторы здоровья: культуротворчество и здравотворчество; основы здорового образа жизни; взаимосвязь здоровья с окружающей средой и физической культурой. Соответствует образовательному стандарту для среднего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура». Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для студентов и преподавателей вузов.
Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : Учебное пособие для вузов / Л. И. Лубыше-ва. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Academia, 2010. - 272 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-5284-7.
В учебном пособии рассмотрены методологические основы физической культуры и спорта, представлена методология организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Основной задачей учебного пособия является формирование у студентов социологического мышления, предусматривающего адекватное понимание социальных проблем в сфере физической культуры и спорта и механизмов их эффективного решения. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, научным работникам, преподавателям высших физкультурных учебных заведений и факультетов педагогических вузов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ