© В. Н. НОВИКОВА, Г. Н. ДАНИЛЕНКО, 1990
• * «
УДК 613.955:371.71-07
В. Н. Новикова, Г. Н. Даниленко
ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕТЫРНАДЦАТИЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ
Харьковский НИИ охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской
Одним из путей повышения социальной адаптации выпускников школ является интенсификация трудового обучения. Овладение навыками и умениями осознанно выбранной профессии способствует формированию гармоничной личности подростка. При этом гигиенически сбалансированный учебно-производственный процесс может стать фактором, влияющим на повышение функциональных возможностей основных физиологических систем растущего организма и укрепление состояния здоровья учащихся [2, 3, 5].
Профессия токаря — одна из наиболее массовых в машиностроении, формирование навыков в ней происходит в специфических, не встречающихся школьникам ранее условиях. Обучение на токарном участке, оснащенном промышленными образцами станков, требует напряжения адаптационных механизмов при развитии ключевых профессионально-значимых функций и формировании рабочего динамического стереотипа, срыв которых неблагоприятно влияет на состояние здоровья подростка [1, 4].
Задачей настоящей работы было изучение влияния интенсификации учебно-производствен-ной нагрузки на состояние здоровья 14-летних школьников при освоении ими профессии токаря в условиях межшкольного учебно-производственного комбината (МУПК). Под наблюдением
находилось 215 учащихся 9-х классов в возрасте 14 лет (162 мальчика и 53 девочки), осваивающих профессию токаря в МУПК Харькова. Состояние здоровья учащихся оценивали на основании результатов комплексных медицинских осмотров, проведенных в начале и конце учебного года, и данных выкопировки первичной медицинской документации. Функциональное состояние сер-дечно-сосудистой, центральной нервной и мышечной систем изучено в динамике учебного дня и цикла обучения по данным пульса, артериального давления (АД), функциональных проб с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний за 30 с), хронорефлексометрии, корректурных проб и динамометрии.
При существующей программе, основой которой является профориентационная направленность обучения, девятиклассники должны за учебный год ознакомиться с работой всех участков (профилей обучения), имеющихся на МУПК. На каждом участке занятия проходили в один из фиксированных дней недели в течение месяца — всего 4 учебных дня. Учащихся кратко знакомили с производственными условиями, характер-
ными для конкретной професии, предлагали изготовить простейшую деталь, выполнить элементарные трудовые операции, свойственные данному профилю. По данным хронометражных исследований установлено, что у девятиклассников при прохождении токарного профиля на производительный труд приходилось 5,6—11,2% рабочего времени. Остальное время (88,8—94,4 %) отводилось на теоретическое обучение, наблюдение за работой одноклассников. При этом на третьем и четвертом занятиях, частично на втором, школьники находились в статическом-позо-тоническом напряжении, вызванном необходимостью наблюдать за работой станка. Так, статическое напряжение на втором занятии составило 30—40 %, на третьем и четвертом — 85—95 % всего времени занятия. Исследования реакции основных физиологических систем школьников на учебно-производственную нагрузку не выявили напряжения адаптационных механизмов их организма. К концу занятий отмечалось учащение пульса (с 84,24=0,9 до 90± 1 в минуту; р<0,05) и уменьшение пульсового давления (с 51,7=4= 1,4 до 47,64= 1,5 мм рт. ст.; р<0,1) в основном за счет повышения диастолического АД. У 60—65 % учащихся зарегистрировано сокращение латентного периода сложной зрительно-моторной реакции (р<0,05), у 30—35 % — незначительное его увеличение, что свидетельствовало о повышении возбудимости нервной системы. Уменьшение числа прослеженных знаков в среднем за цикл обучения на 17,5 (р<0,05) и увеличение числа допущенных ошибок на 1,45 (р>0,05) указывают на тенденцию к снижению работоспособности учащихся. При индивидуальном анализе реакции на работу у токарного станка обращали на себя внимание разнонаправленный характер реагирования мальчиков на необходимость поддержания статического позотонического напряжения и значительная степень выраженности реакции сердеч-но-сосудистой системы девочек на непосредственную работу у станка. При изучении состояния здоровья учащихся 9-х классов в динамике учебного года существенных изменений в физическом развитии школьников, распределении их по группам здоровья не выявлено. Большинство учащихся (72,7 %) имели нормальное физическое развитие, реже отмечались отклонения в виде дефицита (18,1%) или избытка (6,9%) массы тела, низкий рост (6,9%). К I группе здоровья отнесены 17% школьников, ко II — 44,7%, к III — 38,8%. При повторном осмотре несколько
увеличилась общая патологическая поражен-ность (с 1265 до 1387,8 %о), в частности миопии слабой степени (с 142,9 до 163,3 %о), появился спазм аккомодации (81,6 %о). К часто болеющим детям отнесены 23,8 % учащихся, у которых отмечалось 4 и более заболеваний в год. Число пропущенных дней по болезни на 100 школьников составило 1880, число случаев заболеваний—
313,3.
Для оптимизации усвоения профессиональных навыков, ускорения социальной адаптации и повышения социально-экономической эффективности время, отводимое на обучение в МУПК по токарному профилю увеличено до двух учебных четвертей. Обучение проводилось в один из фиксированных дней недели в течение 4 академических часов (1 ч — теория, 3 ч — практическая работа). По данным хронометражных исследований при производственном обучении у станка школьники выполняли следующие операции: проточка наружного диаметра, подрезание торца, снятие фаски, расточка отверстия. Требуемая точность работ была не выше 2-го разряда. Время, отводимое на основные операции, колебалось от 50 до 70 % всего рабочего времени, на вспомогательные операции'— 30—40 %, на индивидуальный инструктаж мастера — 3—7%, произвольные отвлечения — 0,5—3,5%. В зависимости от выполняемой работы существенно (на 10—30 %) изменялось время, отводимое на операции с применением значительных физических усилий (установка детали в тиски, подача задней бабки, ручная подача резца, сверла). Также отмечены значительные колебания времени операций, связанных с психоэмоциональным напряжением (20—40 %). При контроле качества работы брак составлял 10—50 %. Увеличение количества бракованных деталей прямо пропорционально зависело от новизны выполняемых операций, их количества при обработке одной заготовки (не более 3), уровня требований к точности работ. Определенной связи возникновения брака от длительности работы у станка в рамках отпущенного учебного времени не выявлено.
Во время работы у токарного станка постепенное увеличение частоты пульса регистрировалось до 25-й минуты, при этом значительное учащение его по сравнению с исходным уровнем происходило в течение первых 15 мин (с 92,8=1= 1,8 до 100,54=1,6 в минуту; р<0,05). В последующем частота пульса существенных изменений не претерпевала (пределы колебаний 99,3—101,8 в минуту). Пульсовое давление за период работы у станка было выше исходного уровня (39,6 мм рт. ст.) и колебалось от 41,6 до 44,5 мм рт. ст. за счет преимущественного увеличения систолического давления и в меньшей степени за счет снижения диастолического. Комплексная оценка реакции пульса и АД на пробу с дозированной физической нагрузкой (по В. К. Добровольскому) показала, что у подавляю-
щего большинства (75 %) учащихся реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку до занятий была удовлетворительной, у 11,7% — хорошей, у 13,3 % — неудовлетворительной. После занятий число хороших проб увеличилось в 2 раза (26,7 %; р<0,05), удовлетворительных (63,3 %) и неудовлетворительных (10 %) — несколько снизилось. В целом улучшение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в ответ на физическую нагрузку наблюдалось у 25 % учащихся, ухудшение — у 6,7%, отсутствие динамики — у 68,3 %. Анализ показа-
телей деятельности центральной нервной системы в целом по группе не выявил существенных изменений возбудимости и подвижности нервных процессов. Индивидуальные колебания реакции центральной нервной системы носили разнонаправленный, умеренно выраженный характер.
Изучение динамики работоспособности показало, что скорость выполнения заданий (число просмотренных знаков) школьниками достоверно уменьшалась (с 307,9=4=7,6 до занятий до 277,5+6,9 после занятий; р<.0,01). Вместе с тем точность выполнения работ оставалась прежней (8,34=1=0,61 ошибки до занятий, 8,08=4=0,57 ошибки после занятий на 500 просмотренных знаков). Учебно-производственная нагрузка при занятиях на токарном участке обусловила благоприятные сдвиги уровня работоспособности в 26 % случаев. Исследование дневной динамики мышечной выносливости учащихся не выявило существенных различий между показателями до практических
занятий (25,24=0,86 с) и после (25,94=0,67 с), что свидетельствует об отсутствии признаков мышечного утомления.
В состоянии здоровья школьников в течение учебного года не установлено существенной динамики физического развития и распределения школьников по группам здоровья. Выявлена тенденция к увеличению к концу года II группы здоровья в основном за счет девочек, что обусловлено ростом у них числа функциональных нарушений. Общая патологическая пораженность при повторном осмотре оставалась на уровне исходных данных (1200 и 1214,3°/оо). Вместе с тем в динамике
отмечено некоторое увеличение частоты болезней нервной системы и органов чувств и, напротив, снижение — болезней костно-мышечной системы, кровообращения и органов дыхания. Заслуживает также внимания низкий процент (8,7) часто болеющих школьников, которых в 2,7 раза меньше, чем при профориентационном обучении в условиях МУПК. В связи с этим в 1,6 раза уменьшилось число пропущенных по болезни дней, в 1,4 раза—число случаев заболеваний.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа у токарного станка при интенсификации учебно-производственной нагрузки вызывает умеренное снижение работоспособности и развитие утомления в течение занятий у половины учащихся. Наряду с этим происходит стаби-
лизация адаптационных процессов сердечно-со-судистой системы, что выражается в умеренном учащении пульса и повышении пульсового давления при благоприятной реакции систолического и диастолического давления, улучшении реакции на дозированную физическую нагрузку у 25 % школьников. Динамика изменений показателей центральной нервной системы указывает на развитие признаков физиологического утомления без выраженных проявлений мышечного утомления.
Таким образом, интенсификация учебно-производственного обучения при освоении токарного профиля в условиях МУПК оказывает тренирующее воздействие на 14-летних учащихся (9-й класс), способствует активации профессионально-значимых физиологических функций и увеличению двигательной активности, снижению уровня острой заболеваемости при отсутствии неблагоприятных изменений состояния здоровья и физического развития.
© С. УДК 61
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда облучение ионизирующей радиацией может сочетаться с вредным действием химических веществ. Известно, что при сочетанном воздействии ионизирующего излучения и других повреждающих факторов радиационные эффекты могут существенно изменяться, в частности усиливаться [5]. В литературе практически нет сведений о совместном действии плуто-ния-2 39 ( 239Ри) и химических веществ на центральный орган иммунной системы. Ввиду высокой чувствительности вилочковой железы к ионизирующей радиации [4, 10] и химическим агентам [9, 13], а также ее большого значения в радиационном и химическом канцерогенезе - изучение этого органа при сочетанном действии радиации и химических веществ очень важно в практическом отношении. Задачей настоящей работы было исследование раздельного и сочетанного влияния 239Ри, гексахлорбутадиена и трибутилфосфата, используемых при регенерации тепловыделяющих элементов [2], на вилочковую железу.
Методика исследования. В экспериментах по изучению раздельного и сочетанного действия 239Ри, гексахлорбутадиена (ГХБД) и
Литература
1. Аксенова Е. А. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984.— С. 68—70.
2. Захарова Г. А., Фатьянова Е. А. Влияние режима учебно-производственного комбината на работоспособность учащихся 9—10 классов.—Горький, 1987.— Депонир. в ВИНИТИ 06.08.87. № 5716— В87.
3. Каминская Г. И. // Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы.— М., 1985.—С. 35—43.
4. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков.— М., 1980.
5. Сергета В. И., Воленская Я. И., Галка И. В. и др. // Гиг. и сан.— 1987.— № 6.— С. 16.
Поступила И. 10.80
У
Summary. Intensification of the educational-industrial training of turners-to-be under the conditions of an interschool educational-industrial intergrated works produces a training effect on the 14-year old pupils (9-th form), evidence of which is the development of features of physiological fatigue and stabilization of adaptational processes of the cardio-vascular system. Early involvement of pupils in the productive labour facilitates activation of professionally significant physiological functions, increase in the motor activity, reduction of the level of acute morbidity with the alsence of unfavourable changes in health status and physical development.
трибутилфосфата (ТБФ) использовали 120 крыс-самцов популяции Вистар с массой тела 202,2± ±1,1 г. 80 крыс получали ингаляционным путем раздельно или совместно 239Ри (однократно), ГХБД и ТБФ (ежедневно в течение месяца, исключая выходные дни). Раствор плутония в 0,5 моль/л азотной кислоты вводили в количестве 77± ±25 кБк/кг. Концентрация ГХБД и ТБФ в зоне дыхания во время ингаляции составляла 12 и 15 мг/л, а поступление в организм при каждой ингаляции 1/11 и 1/40 ГО50/30 соответственно. 40 крыс служили контролем (20 — интактный контроль, 20 — «имитационный» — для исключения влияния процедуры ингаляции). Из-за отсутствия достоверных различий данные обеих контрольных групп объединили. На крысах, получавших только 239Ри, также имитировали условия ингаляции. Для морфологического и морфометри-ческого анализа под эфирным наркозом забивали по 5 животных из каждой группы через 1, 14, 30 сут после начала ингаляции и через 30 сут после прекращения ингаляции (60-е сутки исследования). Препараты готовили обычными гистологическими методами. Парафиновые срезы окрашивали гематоксилином и эозином. Морфометрический анализ
Радиационная гигиена
С. СПИРИНА. В. А. ЧУДИН, 1000 6.438-02: |615.849.2 + 615.91-07
С. С. Спирина, В. А. Чудин
ВЛИЯНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО И СОЧЕТАННОГО ДЕЙСТВИЯ ПЛУТОНИЯ-239, ГЕКСАХЛОРБУТАДИЕНА, ТРИБУТИЛФОСФАТА НА ВИЛОЧКОВУЮ ЖЕЛЕЗУ КРЫС
Институт биофизики Минздрава СССР, Москва