Научная статья на тему 'Влияние инструментов бюджетно-налоговой политики на тенденции развития демографической ситуации во Франции, Германии и Великобритании'

Влияние инструментов бюджетно-налоговой политики на тенденции развития демографической ситуации во Франции, Германии и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боброва С. Г.

В настоящее время многие европейские государства столкнулись с проблемами демографии и поиском государственных мер по регулированию негативных тенденций демографического развития. Целью настоящей статьи является анализ влияния государственных мер материальной поддержки материнства и детства на развитие демографической ситуации во Франции, Германии и Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Боброва С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инструментов бюджетно-налоговой политики на тенденции развития демографической ситуации во Франции, Германии и Великобритании»

Список литературы:

1. Ефременко Д. Влияние крупного бизнеса на теорию и практику глобальной экологической политики // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №11.

2. Пискулова Н. Развитие мировой экономики: экологический вектор // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 12.

3. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец, Международный институт П. Сорокина - Н. Кондратьева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С. 189.

4. Четвертый невский экоконгресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/news/view/28366.html.

ВЛИЯНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВО ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

© Боброва С.Г.*

Администрация муниципального образования «Карсунский район», Ульяновская область, р.п. Карсун

В настоящее время многие европейские государства столкнулись с проблемами демографии и поиском государственных мер по регулированию негативных тенденций демографического развития. Целью настоящей статьи является анализ влияния государственных мер материальной поддержки материнства и детства на развитие демографической ситуации во Франции, Германии и Великобритании.

Французский и немецкий режимы благосостояния хорошо известны обеспечением сильной поддержки для семей с детьми. Франция известна политикой про-рождаемости, Германия про-брачной политикой. Режим Великобритании исторически стремился быть нейтральным к условиям семейной политики. Само британское общество давно перешло от осуждения неполных семей и сожительства к более непредвзятому отношению, и сосредоточило внимание на сокращении детской бедности.

Французский режим благосостояния опирается на вклады социального страхования. Тем не менее, за свою долгую историю поощрение рождаемости и социальная солидарность сформировали такую семейную политику, что существует значительное горизонтальное перераспределение ре-

* Консультант отдела Размещения заказов, аспирант кафедры Экономической теории Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета.

сурсов между домохозяйствами различных размеров. Щедрые семейные пособия являются универсальными и предоставляются не зависимо от трудового стажа или проверки нуждаемости семьям, где есть два ребенка или более. Налоговая система вычисляется по налоговой формуле для детей зависимого положения, а также партнеров, неработающих или с низкими доходами, путем объединения дохода семьи и деления на коэффициент, зависящий от размера семьи.

Хотя французский режим более четко направлен на детей, чем на супругов, он функционирует для поощрения браков и других родительских партнерских отношений и препятствия одинокому родительству. Тем не менее, существуют определенные льготы для одиноких родителей, действительные только в течение одного года после развода партнеров и / или до достижения младшим ребенком трех лет. Предполагается, что одинокие родители должны работать, и большинство работает.

Те, кто не работает, имеют право на общую программу социальной помощи, которая предоставляется на уровне прожиточного минимума и, как правило, является клеймом. Государство обеспечивает определенную помощь на содержание детей одиноким родителям. Так как льготы на жилье во Франции не велики даже для одиноких родителей, то большинство матерей, которые становятся одинокими, испытывают снижение уровня жизни после включения жилищных расходов. Однако одинокое родительство не так сильно связано с бедностью во Франции, как в Германии и Великобритании, вероятно, по нескольким причинам. Во-первых, там меньше одиноких родителей и половина одиноких родителей вступают в новые отношения в течение 5 лет. Во-вторых, одинокие родители имеют намного больше шансов получить оплачиваемую работу и чаще работают полный рабочий день.

Предполагается, что французские матери, как одинокие так и замужние, должны работать и их заработки выше, чем в Великобритании, особенно если они заняты полный рабочий день. В то же время многие сокращают время работы или вовсе бросают оплачиваемую работу, пока их младшим детям не исполнится 3 года. Все матери детей до трех лет получают дополнительное пособие на ребенка. Если они имеют двоих или более детей, одному из которых менее трех лет, и они уменьшают время работы или бросают работу, они получают дополнительное пособие на воспитание детей, и гарантию, что могут вернуться на предыдущее место работы.

Статистика семей немного отличаются во Франции и Великобритании. Коэффициент детской бедности, разводов и подросткового родительства ниже, хотя доля рождений вне брака несколько выше во Франции, чем в Великобритании. Многие из тех, кто сожительствует, во Франции гораздо дольше поддерживают отношения, чем в Великобритании. Следовательно коэффициент одинокого родительства во Франции гораздо ниже. Франция имеет самый высокий коэффициент рождаемости и коэффициент безработицы из трех рассматриваемых здесь стран. Уровень состоящих в браке или

сожительствующих работающих матерей примерно одинаков во Франции и Великобритании, однако соотношение работающих полный и неполный рабочий день матерей, состоящих в паре, во Франции гораздо выше. Процент работающих одиноких матерей, особенно занятых полный рабочий день, гораздо выше во Франции, чем в Великобритании.

Немецкий режим благосостояния консервативный корпоративный, поскольку политический курс государства имеет тенденцию укреплять существующий класс и различия в обществе нежели перераспределять ресурсы и выравнивать ситуацию. Целью является стабильность и лояльность по отношению к государству. Это достигается через двойную систему вкладов, на основе социального страхования с одной стороны и социальной помощи, социальной защиты с другой.

Для тех, кто не может претендовать на вклад на основе социального страхования, немецкая система предполагает субсидиарность. Семьи, работодатели, профсоюзы, общества должны быть призваны первыми для оказания поддержки. Социальная помощь обеспечивает прожиточный минимум. В немецкой системе социального страхования взносы, также как и выплаты, высокие, но и те и другие ранжируются, основываясь на истории зарплаты. Это означает, что режим благосостояния, включая медицинское и социальное обеспечение, рассматривается как широкая система, в которой участвуют даже средние классы.

Немецкая система налогов и льгот, и сама конституция явно признают и обязуются способствовать семейным обязанностям. Исторически немецкий режим благосостояния был ориентирован на брак, а не на детей, и традиционно предполагается модель: мужчина кормилец - женщина домохозяйка. Подоходный налог рассчитывается совместно, объединяя доход супругов, путем деления его на 2 части и применив налоговую формулу, которая означает, что в случае, где есть только один кормилец (лицо, получающее зарплату) или жена работает неполный рабочий день, доход мужа облагается по более низкой ставке. Расходы на содержание ребенка рассчитываются для использования налогового кредита, чтобы снизить сумму налогового платежа. Этот налоговый кредит на ребенка является возвращаемым, подразумевая, что для семей с низкими доходами или неработающих семей кредит работает как льгота.

Одинокое родительство в немецком режиме, как правило, не поощряется. Поскольку одинокие матери не имеют своей собственной стабильно высокой заработной платы, они выпадают из наиболее крупных вкладов, составляющих основу социального страхования. Тем не менее, государство обеспечивает поддержку одиноких родителей через общую программу социальной помощи и путем предоставления некоторого ограниченного во времени содержания детей до 12 лет. Общепринятое мнение в Германии рассматривать одинокое материнство как неудачное обстоятельство, вызы-

вающее сожаление. Одинокие матери сильно связаны с бедностью, хотя меньше, чем в Великобритании.

Одинокие как и замужние матери надеются на то, что они будут заботиться о своих детях, а не заниматься оплачиваемой работой, хотя одинокие матери имеют более высокий уровень занятости. Матери, которые уменьшают время работы или прекращают работать для ухода за маленькими детьми, как замужние так и одинокие имеют право на пособие по воспитанию ребенка для детей до двух лет.

Хотя Германия пережила многие изменения, которые характерны для семейной жизни в последние несколько десятилетий во всем развитом мире, семьи в традиционном понимании жили здесь лучше. Уровень детской бедности, подросткового родительства, рождений вне брака, сожительства в Германии значительно ниже, чем в Великобритании. И хотя процент неполных семей в Германии примерно такой же, как в Великобритании, эти показатели завышены, потому что они, как правило, включают незамужних матерей, которые сожительствуют со своими партнерами. Кроме того, в Германии значительно выше доля одиноких матерей, разведенных или овдовевших, нежели сожительствующих и расставшихся.

Великобритания всегда противилась идее проведения политики стимулирования роста населения и мероприятий, направленных на повышение рождаемости в стране. Вместе с тем тенденции в сфере народонаселения, его возрастной структуры учитываются при разработке социальной политики. Цель государства - обеспечить жителей страны знаниями и средствами контроля рождаемости. Правительство полагает, что деторождение является частным делом, и не высказывает своего мнения по вопросу о последствиях спада рождаемости и сокращения численности населения в стране.

Режим благосостояния Великобритании либеральный, потому что работает на основе рыночного социального страхования и проверки нуждаемости для определения размера пособий. Размер пособий, как правило, настолько низок, что только стимулирует занятость. Хотя налогообложение доходов и отчисления по социальному страхованию прогрессивны, пособия для людей трудоспособного возраста в основном не зависят от истории взносов. Из-за этого социальная помощь и социальное обеспечение в Великобритании многими рассматривается как бремя для тех, кто работает, поддерживая небольшие группы бедных, которые зависят от государства и налогоплательщиков.

Исторически режим Великобритании не пытался достичь связанных с семьей целей посредством четкой политики. С другой стороны социальная помощь и пособия по безработице ориентированы на семью, а не на индивидуальную ситуацию. В последнее время режим Великобритании сосредоточен больше на детях, проживающих в условиях бедности, подчеркивает поощрение работы низкодоходных и неработающих родителей, особенно целенаправленно одиноких родителей.

Одинокому родительству не препятствует режим благосостояния Великобритании. Действительно, в некоторых случаях одиноким матерям с низкими доходами или безработным система обеспечивает поощрение начала работы. Одинокие родители автоматически получают право на поддержку доходов, поскольку они не будут работать, пока их младшему ребенку не исполнится 16 лет. Одинокие родители в Великобритании гораздо сильнее и дольше зависят от социальной поддержки, чем в Германии и Франции.

Цель правительства Великобритании на половину уменьшить число детей, живущих в нищете (определены как имеющие уровень жизни ниже 60 % среднего дохода семьи). Это направление имеет форму системы налогов и льгот и переводит к налоговому кредиту, который рассчитывается на семью, а не на индивидуальную ситуацию. Правительство для решения проблемы детской бедности выбрало путь создания стимулов для работы родителей даже неполный рабочий день или с минимальным уровнем заработной платы. Из-за того, что одинокие родители имеют высокий риск проживания в нищете правительство структурировало новую систему налогового кредита специально, чтобы поощрять их выход на работу. Дети в низкодоходных семьях всех типов привлекают дополнительные пособия и возвращаемый налоговый кредит, уровень которого определяется проверкой нуждаемости. Фиксированная ставка универсального детского пособия доступна для всех родителей независимо от дохода.

Система налогового кредита больше рассчитана на детей, которые живут с одним родителем, а не с обоими родителями. Это происходит потому, что система предполагает двоим взрослым и одному ребенку жить на точно такую же сумму денег, как одному взрослому и ребенку. Это приводит к стандартной ситуации, в которой ребенок, у которого оба его родителя работают полный рабочий день с минимальной заработной платой, жил бы в более лучших условиях, если бы он жил только с одним родителем, а не с обоими.

Великобритания дала Европе многое из изменений в семейной жизни, известные по опыту последних десятилетий. Это высокий уровень разводов, подростковой беременности, родов вне брака, одиноких родителей и детской бедности. Хотя большинство британских женщин увеличивают свое участие на рынке труда, замужние матери по-прежнему, как правило, работают неполный рабочий день. Британские одинокие матери имеют один из самых низких показателей занятости в Европе.

Список литературы:

1. Rebecca O'Neill. Fiscal policy and the family. How the family fares in France, Germany and the UK [Электронный ресурс] // Institute for the Study of Civil Society. - Режим доступа: www.civitas.org.uk/pdf/OneillFiscalPolicy.pdf.

2. Norman Flynn. Social policy, fiscal problems and economic performance in France, United Kingdom and Germany [Электронный ресурс] // Department of financial & management studies, soas, university of London. - Режим доступа: www. cefims.ac .uk/documents/research-5 8 .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.