ВЛИЯНИЕ ИНСОМНИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ: ОБЗОР ПАТОЛОГИИ И
ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
М.В. Попугайло, канд. мед. наук, доцент
A.З. Гареева, студент
B.П. Савин, студент
Уральский государственный медицинский университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-55-62
Аннотация. Сон - один из ключевых физиологических процессов, обеспечивающих нормальное функционирование организма человека. Именно поэтому расстройства сна могут приводить к системным нарушениям в организме, вызывая разные соматические расстройства, негативно отражаясь на психическом состоянии и социальной активности пациентов.
Представлена информация о патофизиологии инсомнии. Показано, что при инсомнии выявляются признаки повышенного возбуждения в когнитивно-эмоциональной, поведенческой сферах, а также на вегетативном или центральном уровнях нервной системы. Современные представления о патогенезе инсомнии основываются на взаимодействии трех основных факторов, участвующих в развитии и хронизации инсомнии: предрасполагающих, провоцирующих и поддерживающих. Инсомния - это клинический диагноз, основывающийся на жалобах, данных опроса и осмотра больного. Дополнительно можно использовать различные анкеты и опросники, позволяющие оценить выраженность нарушений сна, сопутствующие инсомнии синдромы, дневную сонливость. В статье представлены результаты анкетирования студентов медицинского вуза в возрасте от 17-23 лет. Анализ анкет позволяет говорить о том, что инсомния достаточно распространённое явление в студенческой среде. Сформулированы рекомендации по улучшению сна для студентов вузов.
Ключевые слова: инсомния, сон, патогенез, качество жизни и здоровье, студент, анкетирование.
Инсомния или бессонница - собственно нарушения сна. Согласно современной Международной классификации расстройств сна 2014г., инсомния определяется как «повторяющиеся нарушения инициации, продолжительности, консолидации или качества сна, случающиеся, несмотря на наличие достаточного количества времени и условий для сна и проявляющиеся нарушениями дневной деятельности различного вида» [1]. Распространенность инсомнии в популяции составляет 10%. Инсомния традиционно квалифицируется как одно из наиболее тяжело субъективно переносимых и дезадаптирующих проявлений невротических расстройств. Среди нарушений сна инсомния имеет наибольшую распространенность. По уровню своей распространенности многими исследователями инсомния рассматривается как болезнь социальной значимости (примерно у 25% людей в популяции в течение жизни возникают проблемы со сном). Некоторые исследования подчеркивают, что
постоянной бессонницей страдает более 1/3 населения. С возрастом жалобы на нарушения сна или инсомнию только возрастают [2]. Количество больных, не удовлетворенных своим сном, по данным А.М. Вейна (1995), превышает 45% [3]. Согласно данным других авторов, количество больных с инсомнией составляет около 60% и имеет тенденцию к возрастанию. Из них у 20-50% больных инсомния является важной клинической проблемой, требующей лечения [4]. Сон оказывает влияние на состояние здоровья человека в не меньшей степени, чем период дневного бодрствования, а качество сна является одной из составляющих понятия качества жизни. Во время сна не только сохраняется, но и интенсифицируется психическая и биологическая активность [5].
В целом, оценки распространенности ин-сомнии в разных исследованиях сильно отличаются, в том числе из-за несоответствия в определениях и диагностических критериях,
отсутствия единообразия характеристик эпизодов, их продолжительности, частоты, наличия ремиссий [6].
Инсомния негативно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека, приводя к снижению работоспособности, ухудшению памяти и концентрации. В наши дни нарушения сна рассматриваются как медицинская, социальная и экономическая проблемы [7].
Инсомния стала актуальной проблемой среди студентов. Из-за высокой учебной нагрузки, стресса и ответственности, связанной с будущей профессией, многие студенты сталкиваются с нарушениями сна. Это не только ухудшает качество их жизни, но и может негативно сказаться на их академической и профессиональной деятельности, и послужить основой развития в дальнейшем соматической патологии [8].
Цели и задачи: Описать актуальность проблемы инсомнии, опираясь на исследования последних лет. Изучить влияние инсо-мнии на качество жизни и здоровье студентов вуза. Сформулировать основные рекомендации для студентов по улучшению состояния здоровья и сна.
Материалы и методы: Исследование проводилось в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) в октябре 2024 г. Сбор данных был осуществлён с помощью Google-формы. В анкетировании принял участие 51 респондент в возрасте 17-23 лет. В анкете были представлены вопросы на выявление инсомнии у респондентов и их осведомлённости об этой патологии. Для описания патофизиологии, диагностики инсо-мнии, формирования рекомендаций по улучшению состояния здоровья и сна использовались современные публикации в научных изданиях.
Патофизиология инсомнии
Основой представлений о патогенезе инсо-мнии является созданная в 1987 г. Л. 8р1е1шаи и соавт. [9], так называемая модель «трех П». Такое название она получила в связи с тем, что рассматривает три группы факторов, имеющих значение в развитии инсомнии: предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие. Предрасполагающие факторы являются фоном для развития заболевания. Они могут сопровождать человека всю жизнь, нарастая и ослабевая, но не вызывая значи-
тельных нарушений сна. Развитие инсомнии связано с воздействием провоцирующих факторов и в остром периоде нарушения сна является реакцией на воздействие стрессора. К предрасполагающим факторам относят:
- биологические факторы (снижение активности тормозных нейротрансмиттерных систем, десинхронизация ритмов ЭЭГ, повышенная болевая чувствительность, повышенный тонус симпатической нервной системы, изменение профиля секреции гормонов, в частности, повышение секреции кортизола, усиление метаболизма в течение суток, тахикардия и вариабельность сердечного ритма, артериальная гипертензия).
- психологические факторы (повышенная тревожность, эмоциональность, ипохондрич-ность и др.). Сочетание тревожных и депрессивных расстройств с инсомнией подтверждено во многих исследованиях [10].
- социальные факторы (сменная и ночная работа, частая смена часовых поясов, низкий социально-экономический статус, состояние семейных отношений).
- поведенческие факторы (нарушение гигиены сна, злоупотребление алкоголем, курение, низкий уровень физической нагрузки).
К провоцирующим факторам развития ин-сомнии можно отнести любой стресс. Например, обострение или начало заболевания, психологический стресс: конфликт с начальником или сотрудниками, повышенная нагрузка на работе, конфликты в семье, развод супругов.
Поддерживающие факторы. В остром периоде нарушения сна, связанном непосредственно с реакцией на стрессовую ситуацию, после ее разрешения сон может восстановиться. Однако при наличии предрасполагающих факторов, высокой интенсивности стресса или если стрессовая ситуация затягивается, активируются поддерживающие факторы, которые представлены проявлениями соматической и корковой гиперактивации. К проявлениям соматической гиперактивности можно отнести все описанные предрасполагающие биологические факторы [11].
Показано, что развитие инсомнии сопровождается повышением возбуждения в когнитивно-эмоциональной, поведенческой сферах, а также на вегетативном или центральном уровнях нервной системы. Это проявляется
увеличением частоты сердечных сокращений и вариабельности сердечного ритма, усилением метаболизма в течение суток, увеличением температуры тела, повышением уровня секреции адренокортикотропного гормона и корти-зола, особенно в вечернее время, увеличением высокочастотной электроэнцефалографической активности во время медленного сна и свидетельствует о повышенной активности симпатической нервной системы и гиперактивации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси во время сна и бодрствования. Многие из этих проявлений были представлены как предрасполагающие факторы при развитии инсомнии, однако они являются и проявлениями этой патологии. Предполагается, что физиологическая дисрегуля-ция этих систем является основной причиной развития инсомнии. С помощью методов ней-ровизуализации (позитронноэмиссионная томография и др.) было выявлено, что у боль-
ных инсомнией, по сравнению со здоровыми, во 2-й стадии сна повышена активность в следующих областях мозга (рис. 1): восходящей ретикулярной формации, гипоталамусе, тала-мусе, мозжечковой миндалине, гиппокампе, островковой и передней части поясной извилины и префронтальной коре головного мозга. Этот факт позволяет предположить, что гиперактивность и возбуждение этих структур (так называемого «эмоционального мозга»), ответственных за регуляцию эмоциональных и когнитивных функций, являются одними из патофизиологических факторов в развитии ин-сомнии. На рисунке показано расположение структур мозга и изменения в них, которые могут быть вовлечены в патогенез развития инсомнии. Заметим, что изменения выявлены с помощью различных методов нейровизуали-зации в гиппокампе, миндалине, таламусе, голове хвостатого тела, передней поясной извилине, лобной коре головного мозга [12].
Рис. 1. Структуры, участвующие в развитии инсомнии [12]
Диагностика инсомнии
Показанием для проведения объективных методов исследования (полисомнографии, множественный тест латентности сна) при инсомнии являются [5]:
1. Подозрение на наличие нарушений дыхания или периодических движений конечностей во время сна.
2. Наличие нарушений сна, сопровождающихся чрезмерной дневной сонливостью для исключения нарколепсии.
3. Резистентность симптомов инсомнии при длительном адекватном лечении для исключения сопутствующих расстройств сна.
4. Подозрение на наличие нарушения восприятия сна (парадоксальной инсомнии), когда пациент жалуется на длительное полное отсутствие сна или очень короткий сон, неэф-
фективность снотворных средств при отсутствии дневной сонливости [13].
Результаты и обсуждение
Обработка результатов анкетирования дала следующие результаты.
Рис. 2. Ответы на вопрос «Оцените ваше состояние здоровья по шкале от 1 до 10, где 1 - очень
плохое, а 10 - отличное»
50% респондентов оценили свое состояние здоровья как «отличное» (рис. 2), что предполагает высокую степень их удовлетворенности текущим состоянием здоровья. Однако 16,7% выбрали «удовлетворительное», а 33,3% - «неудовлетворительное». Это распределение ответов указывает на то, что у 1/3 опрошенных имеются субъективно подтвержденные проблемы со здоровьем. При этом, надо понимать, что проблемы со сном могут быть как у этой группы респондентов, так и у лиц, оценивающих состояние своего здоровья существенно выше.
Знания о патологиях сна (рис. 3).
Респонденты в достаточной мере осведомлены о формах патологии сна. Только 6,1% ответили, что ничего не знают об этом. 69,4% участников опроса знают о таком распространенном расстройстве, как инсомния. Это свидетельствует о высоком уровне информированности, однако важно анализировать, действительно ли эта осведомленность способствует активному разрешению подобной проблемы.
Рис. 3. Ответы на вопрос: «Какие вы знаете патологии сна?»
Рис. 4. Ответы на вопрос: «Как часто вы испытываете проблемы со сном?»
34,7% опрошенных не имеют проблем со сном, 30,69% - ответили иногда (рис. 4). Остальные респонденты (34,61%) ответили, что имеют проблемы со сном часто или всегда. Получается, что несколько больше 1/3 респондентов указали на то, что они имеют проблемы со сном. Таким образом, количество студентов, имеющих проблемы со здоровьем, коррелирует с количеством студентов, испытывающих проблемы со сном. Однако, как известно, если две переменные коррелируют
друг с другом то это еще не означает, что между ними есть причинно-следственная связь. Причины корреляции нужно исследовать отдельно, чтобы понять, как именно могут быть связаны показатели.
Анализ ответов на вопрос: «Какие проблемы со сном вы испытываете?» дал следующие результаты (рис. 5). 52,3% признались в том, что не могут долго уснуть, 50% - мучаются от инсомнии, 41,3% - плохо спят и часто просыпаются, 21,7% - снятся кошмары.
52,30%
Рис. 5. Ответы на вопрос: «Какие проблемы со сном вы испытываете?»
На вопрос о длительности проблемы со сном 26,1% респондентов ответили, что у них
длительность проблемы со сном менее полугода; 34,8% - более года; 19,6% - более 5 лет.
Рис. 6. Ответы на вопрос: «Возникают ли у вас трудности в повседневной жизни из-за проблем
со сном?»
Анализ ответов на вопрос: «Возникают ли у вас трудности в повседневной жизни из-за проблем со сном?» дал следующие результаты (рис. 6). Существенная часть опрошенных (87,8%) ответила, что не испытывает каких-либо существенных трудностей в повседневной жизни из-за проблем со сном. При этом 12,2% опрошенных фактически заявили, что инсомния для них является серьезной проблемой.
Был также задан уточняющий вопрос «Как инсомния влияет на работоспособность?». Как и ожидалось, существенная часть респондентов (77,8%) отметила снижение работоспособности из-за инсомнии, что явно подчеркивает актуальность проблемы. Снижение работоспособности может сопровождаться повышенной утомляемостью, снижением концентрации внимания и мотивации. Они могут снизить результаты в обучении и, в перспективе, привести к снижению профессиональной успешности.
На вопрос «Обращались ли вы за медицинской помощью при проблемах со сном?» большинство (86%) ответило, что не обращались к специалистам, 8,2% - обращались и им специалисты помогли, а 3,8% - обращались, но им специалисты не помогли. Несмотря на высокую распространенность знаний об ин-сомнии, лишь небольшая часть респондентов обращалась к специалистам. Нельзя сказать, что это проблема только молодежи. Взрослое население также далеко не всегда стремится попасть на прием к врачу. Однако для молодежи это может быть серьезной психологической проблемой. Молодежь может испытывать стигму по поводу обращения за помощью к
врачу или просто не знать, к кому обратиться. Это обстоятельство повышает значимость работы по улучшению доступности услуг психологов и экспертов по сну.
Рекомендации и дальнейшие шаги.
Респонденты в своих ответах на поставленные вопросы подчеркнули значимость осведомленности о здоровом сне. Можно говорить о том, что информационные кампании, ориентированные на повышение знаний об инсомнии и её последствий, способны внести определенный вклад в формирование позитивного отношения к проблемам сна. В частности, положительный результат может дать разработка и пропаганда программ, направленных на улучшение психоэмоционального состояния молодёжи, включающих обучение методам управления стрессом и релаксационным техникам перед сном.
Эти рекомендации основаны на понимании важности профилактики инсомнии среди молодого поколения, поскольку именно в этом возрасте часто формируются привычки, влияющие на качество сна в будущем. Образовательные инициативы должны быть структурированы таким образом, чтобы охватить, по возможности, широкий круг участников и предоставить им доступную информацию о принципах гигиены сна, а также научить навыкам саморегуляции и контроля над стрессовыми факторами.
Рекомендации по улучшению состояния здоровья и сна
1. Создание режима сна: установите регулярные часы сна и бодрствования. Это поможет организму адаптироваться и улучшить
качество сна. Стремитесь спать не менее 7-9 часов каждую ночь.
2. Улучшение условий для сна: обеспечьте комфортную атмосферу в спальне: оптимальная температура, затемненные окна и комфортный матрас. Ограничьте использование электронных устройств за час до сна, так как синий свет может нарушить выработку мела-тонина.
3. Управление стрессом: практикуйте техники релаксации, такие как медитация, йога или глубокое дыхание. Это может помочь уменьшить уровень стресса, который часто приводит к проблемам со сном. Регулярные физические упражнения также способствуют снижению стресса и улучшают общее состояние здоровья.
4. Забота о психическом здоровье: важно своевременно обращаться за поддержкой и консультацией к специалистам, если вы чувствуете постоянный стресс или тревогу. Участие в группах поддержки или психотерапии может помочь проработать эмоции и преодолеть трудности.
5. Здоровое питание: соблюдайте сбалансированную диету, богатую витаминами и минералами. Оптимальное питание играет важную роль в поддержании общего здоровья. Избегайте тяжелой пищи и кофеина за несколько часов до сна.
6. Образование и осведомленность: участвуйте в информационных мероприятиях и ве-бинарах о здоровье и патологиях сна. Это поможет повысить осведомленность и разработать стратегии для улучшения здоровья.
7. Мониторинг состояния здоровья: регулярные медицинские обследования помогут
являть возможные проблемы на ранней стадии.
Выводы:
Инсомния - актуальная проблема среди студентов. Из-за высокой учебной нагрузки, стресса и ответственности, связанной с будущей профессией, многие студенты сталкиваются с нарушениями сна. Длительные проблемы с засыпанием и поддержанием сна могут привести не только к ухудшению качества жизни, но и к развитию психологических расстройств, включая тревожность и депрессию. Несмотря на обращения к терапевту и/или неврологу, недостаточная помощь со стороны данных специалистов может указывать на то, что не всегда правильный диагноз поставлен. Это подчеркивает необходимость более глубокого анализа причин нарушения сна. Многие участники проведенного опроса, признающие у себя нарушения режима сна, указывают на его существование более года. Без лечения это может иметь серьезные долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья, включая снижение когнитивных функций, ухудшение успеваемости и социализации. Использование успокоительных и снотворных средств часто говорит о стремлении справиться с проблемами сна, однако постоянное применение таких препаратов может привести к зависимости и усугубить существующие нарушения. Это подчеркивает необходимость разработки безопасных и эффективных нелекарственных методов коррекции нарушений сна (принципов соблюдения гигиены сна, психотерапии, коррекцию образа жизни, а также внедрение программ профилактики и проч.).
отслеживать общее состояние здоровья и вы-
Библиографический список
1. American Academy of Sleep Medicine. International classification of sleep disorders, 3d ed.: diagnostic and coding manual. Westchester, IL: American Academy of Sleep Medicine, 2014.
2. Савочкина Д.И. Инсомния: определение, модели патогенеза, частота встречаемости в разных возрастных группах // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 4-2. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18518 (дата обращения: 27.10.2024).
3. Вейн А.М. Расстройства сна. Основные патогенетические механизмы. Методы коррекции. -СПб.: МИА, 1995. - С. 6-12.
4. Марачев М.П. Перспективы в терапии расстройств сна// Психиатрия и психофармакотерапия. - 2015. - № 17 (5-6). - С. 52-58.
5. Стрыгин К.Н., Полуэктов М.Г. Инсомния // Медицинский совет. - 2017. - № 0. - С. 52-57. DOI: 10.21518/2079-701X-2017-0-52-58.
6. Голенков А.В., Полуэктов М.Г. Распространенность нарушений сна у жителей Чувашии (данные сплошного анкетного опроса) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -2011. - № 111(6). - С. 64-67.
7. Malan, Lucille and Nokuthula N. Dlamini. Guidelines for clinical practice in insomnia // South African Family Practice. - 2017. - № 59. - С. 45-51.
8. Самрханова И.И., Кадыров Р.Ф., Ефремов И.С., Абдрахманова А.Е., Асадуллин А.Р. Сравнительная оценка взаимосвязи психического здоровья и инсомнии у студентов-медиков, работающих и не работающих средним медицинским персоналом // Медицинский вестник Юга России. -2023. - № 14(2). - С. 56-60. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60.
9. Spielman A, Caruso L, Glovinsky P. A behavioral perspective on insomnia treatment // Psychiatric Clinic of North America. - 1987. - № 10. - С. 541-553.
10. Баум Д.Е., Сарычева Ю.В., Доронина К.С. Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей и субъективной оценки нарушений сна // Reflexio. - 2019. - Т. 12, № 1. - С. 80-90.
11. Полуэктов М.Г., Пчелина П.В. Хроническая инсомния: современная модель «трех П» и основанные на ней методы лечения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2015. - № 115(12). - С. 141-147. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.17116/jnevro2015115112141-147.
12. Стрыгин К.Н., Полуэктов М.Г. Современные представления об инсомнии и возможностях применения снотворных препаратов // Эффективная фармакотерапия. - 2019. - Т. 15, № 44. -С. 54-60. - DOI 10.33978/2307-3586-2019-15-44-54-60.
13. Инсомния и полиморбидность: учебное пособие / О.Д. Остроумова, А.И. Кочетков, Е.Ю. Эбзеева, А.П. Переверзев; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России. - М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 2021. - 76 с. - ISBN 978-5-7249-3183-0.
THE IMPACT OF INSOMNIA ON QUALITY OF LIFE AND HEALTH: REVIEW OF PATHOLOGY AND ITS RELEVANCE IN THE STUDENT ENVIRONMENT
M.V. Popugailo, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor
A.Z. Gareeva, Student
V.P. Savin, Student
Ural State Medical University
(Russia, Yekaterinburg)
Abstract. Sleep is one of the key physiological processes that ensure the normal functioning of the human body. That is why sleep disorders can lead to systemic disorders in the body, causing various somatic disorders, negatively affecting the mental state and social activity of patients.
Information on the pathophysiology of insomnia is presented. It has been shown that insomnia reveals signs of increased arousal in the cognitive-emotional, behavioral spheres, as well as at the autonomic or central levels of the nervous system. Modern ideas about the pathogenesis of insomnia are based on the interaction of three main factors involved in the development and chronization of insomnia: predisposing, provoking and supportive. Insomnia is a clinical diagnosis based on complaints, survey data and examination of the patient. Additionally, various questionnaires and questionnaires can be used to assess the severity of sleep disorders, concomitant insomnia syndromes, daytime sleepiness. The article presents the results of a survey of medical university students aged 17-23 years. The analysis of the questionnaires suggests that insomnia is quite common among students. Recommendations for improving sleep for university students are formulated.
Keywords: insomnia, sleep, pathogenesis, quality of life and health, student, questionnaire.