Научная статья на тему 'Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы'

Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная структура рынка рабочей силы / РАБОЧАЯ СИЛА / инновации в системе образования / квалифицированные специалисты / professional structure of the labor force market / innovations in the system of education / qualified specialists

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Т. Л.

В статье рассматривается современный характер инноваций в профессиональном образовании России, свидетельствующий об активном вхождении страны в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов, моделей развития институтов системы образования и формировании структурных сдвигов рынка рабочей силы. Показано, что повышение качества подготовки специалистов в регионах является важной предпосылкой перехода к интенсивной модели воспроизводства рабочей силы, оптимизации профессионально-квалификационной структуры, более полного удовлетворения спроса предприятий реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the present-day nature of innovations in Russia's professional education that proves the fact that the country is actively integrating into the international educational space, uses international standards of education, as well as models of institutional development and formation of structural shifts on the labor force market. The author shows that improvement in professional preparation of specialists in the regions is an important prerequisite to the intensive models of labor force reproduction, optimization of professional and qualification structures, and fuller satisfaction of demand on the part of the real sector of economy.

Текст научной работы на тему «Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы»

срочного погашения кредита, в том числе и в период обучения, что позволит уменьшить стоимость кредита, а также отсрочки по платежам в случае декретного отпуска, академического отпуска по болезни и службы в вооруженных силах. Заемщиком может выступать как сам студент, так и его родители, и родственники (как созаемщики). Возраст потенциальных заемщиков должен быть ограничен. Кредиты должны предоставляться людям, которые по окончании обучения остаются экономически активными, в идеале — до 35 (максимум 40) лет. Отслеживать жестко успеваемость студентов, по мнению экспертов не целесообразно — заемщик должен подтверждать переход на следующий курс. Кредит должен покрывать только затраты на обучение. Для компенсации стоимости проживания и проезда лучше использовать не кредиты, а субсидии, предоставляемые малоимущим семьям на основании справок о доходах.

Т.к. экспериментальная программа предполагает, что кредиты будут выдаваться на льготных условиях без залога и поручительства, то необходимо четко проработать механизм государственных гарантий возврата кредита банкам. В частности, обязательное распределение выпускников, с требованием отработать по полученной специальности не менее 5 лет, или гарантированное трудоустройство. При этом необходимо учесть, что уровень заработной платы должен позволять молодому спе-

циалисту осуществлять платежи по кредиту. Финансовая поддержка банка должна осуществляться путем возмещения ему из средств федерального бюджета сумм невозвращенных кредитов в размере не менее 50% объема выданных кредитов.

Разрабатываемая программа в первую очередь ориентирована на семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ с целью повышения доступности высшего образования. Следовательно, необходимо продумать механизмы субсидирования данных семей в случае получения ими образовательного кредита, т.к. в большинстве случаев, даже при субсидировании государством ставки по кредиту в размере 3/4 ставки рефинансирования в течение срока обучения, у них не будет финансовой возможности осуществлять платежи по процентам. Поэтому данная программа, по мнению экспертов, должна быть переориентирована на семьи со средним и низким уровнем достатка (но не ниже величины прожиточного минимума). А для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, возможно, следует разработать субсидиарную программу, при которой государство напрямую будет финансировать обучение лицам, прошедшим определенный конкурсный отбор, из средств федерального бюджета, перечисляемых на счет вузов.

Литература

1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 848 с.

2. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Перспективы образовательного кредитования в России // Вопросы образования. — 2004. — №4. — С.64-88.

3. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. — М.: Вершина, 2005. — 432 с.

4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. — СПб.: Вектор, 2005. — 288 с.

5. Вудхол М. Студенческие кредиты: международный опыт // Университетское управление: Анализ и практика. — 2006. — № 3.

— С. 39.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р)

7. Курбатова М.В. Образовательное субсидирование в новом механизме финансирования высшего образования // Экономика образования. — 2005. — №2. — С.23-40.

8. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. — М., Вильямс, 2007. — 960 с.

9. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 года №534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования имеющих государственную аккредитацию»

10. Савицкая Е.В., Прахов И.А. Образовательный кредит как способ финансирования студентов // Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. ГУ-ВШЭ. — 2007. — №5(28).

11. Черчилль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004. — 832 с.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА СТРУКТУРУ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ*

Т.Л. Смирнова,

доцент кафедры экономики Северской государственной технологической академии, кандидат экономических наук

В статье рассматривается современный характер инноваций в профессиональном образовании России, свидетельствующий об активном вхождении страны в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов, моделей развития институтов системы образования и формировании структурных сдвигов рынка рабочей силы. Показано, что повышение качества подготовки специалистов в регионах является важной предпосылкой перехода к интенсивной модели воспроизводства рабочей силы, оптимизации профессионально-квалификационной структуры, более полного удовлетворения спроса предприятий реального сектора экономики.

Ключевые слова: профессиональная структура рынка рабочей силы, рабочая сила, инновации в системе образования, квалифицированные специалисты

Развитие структуры рынка рабочей силы тесно связано с модернизацию российской экономики, является недостаточный инновациями: техническими, системными, образовательными. уровень подготовки специалистов, необходимый для развития Одной из основных причин, сдерживающей технологическую интенсивной модели экономического роста и реализации ин-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 08-02-64205 а/Т Инвестиционные процессы в высшем профессиональном образовании России: региональный и отраслевой аспект).

новационной стратегии. Неэффективное функционирование системы подготовки и переподготовки кадров создает несбалансированность профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке рабочей силы, что приводит к ситуации наличия свободных рабочих мест по одним профессиям и избытку предложения рабочей силы по другим профессиональным группам. Это происходит из-за разрыва связей между системой образования и производством, реформирования и коммерциализации высшего образования, недостаточной информации о потребностях в специалистах, неэффективного мониторинга рынка рабочей силы.

Система высшего профессионального образования нуждается в реформировании образовательных институтов, в более качественном мониторинге, совершенствовании планирования и прогнозирования структуры потенциально и реально востребованных профессионально-квалификационных групп, изменении системы госзаказа на подготовку специалистов. Использование вузами для подготовки специалистов традиционных образовательных технологий приводит к ситуации сохранения устойчивой динамики структурной безработицы в младших возрастных группах. Высокие барьеры при входе на рынок рабочей силы для молодых специалистов формируются в результате низкого уровня профессиональных навыков, отсутствия опыта работы, не достаточного использования технологий самопрезентации, не использования глобальных и локальных информационных ресурсов при поиске первого рабочего места. Механизмы управления структурой предложения рабочей силы с участием государственных и частных образовательных институтов обеспечивают более качественное удовлетворение отраслевого спроса на рабочую силу в национальной экономике.

Повышение конкурентоспособности профессионально

— квалификационных групп рабочей силы обеспечивает ускоренный переход к инновационной модели развития экономики России. Роль образовательных институтов с разной формой собственности заключается в том, чтобы использовать эффекты адаптационных возможностей взаимодействия системы образования с институтами рынка рабочей силы на основе внедрения системных, институциональных, структурных, финансовых, технологических, педагогических и социальных инноваций. Развитие инновационного сектора российской экономики требует специалистов более высокого профессионального уровня, способных создавать новые технологии для производства конкурентных товаров и услуг. Современные инновации в профессиональном образовании основаны на сотрудничестве образовательных и экономических институтов в национальной экономике, обеспечивают более высокий уровень подготовки специалистов, сочетая традиционные и инновационные модели образования. Для модернизации системы профессионального образования важен правильный выбор путей реформирования образовательных институтов, развития социально-экономического партнерства бизнеса и вузов в подготовке высококвалифицированных специалистов на основе взаимовыгодного сотрудничества. Реализация инноваций в системе высшего профессионального образования формирует открытую модель коммуникативного и образовательного пространства, определяет экзогенные и эндогенные факторы структурных сдвигов рынка рабочей силы в России.

Формирование системы профессионального образования на основе сочетания государственных и частных вузов позволяет более гибко корректировать структуру предложения специалистов, своевременно учитывая динамику требований работодателей и спрос на новые профессионально-квалификационные группы, оперативно регулировать качество подготовки специалистов через единую государственную систему лицензирования образовательных институтов, целевое и нормативное финансирование. Миссия государственных вузов в национальной образовательной системе заключается в выполнении государственного заказа на высококвалифицированных специалистов определенных профессиональных групп, ориентированных на занятость в отдельных отраслях национальной экономики. Государственные вузы за счет эффективного целевого бюджетного финансирования нацелены, в первую очередь, на сохранение и развитие ведущих научных школ мирового уровня, подготовку специалистов для стратегически значимых отраслей экономики, обеспечивающих конкурентоспособность страны на международных технологических рынках. К таким отраслям относятся: фундаментальные и прикладные научные исследо-

вания, ядерная энергетика и другие направления, необходимые для обслуживания инновационной деятельности, обеспечения национальной технологической и экономической безопасности. Аккумулирование инвестиционных ресурсов для развития сложной научно-исследовательской и экспериментальной базы государственных вузов является необходимой предпосылкой для подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих технологический прорыв в базовых технологиях: информационно-коммуникационных и электронных, технологиях производства новых материалов и нанотехнологиях, биотехнологиях и медицинских технологиях, ядерных и других новых технологиях. Эффективная подготовка специалистов ведущих научных направлений при целевом финансировании обеспечивает снижение инвестиционных рисков государства в управлении структурными сдвигами рынка рабочей силы.

Частные вузы обладают более высоким уровнем гибкости и мобильности в привлечении финансовых ресурсов, формировании структуры предложения специалистов разных профессионально-квалификационных групп, обеспечивают более полный охват сегментов рынка рабочей силы. Миссия частных вузов в национальной образовательной системе заключается в удовлетворении внутреннего отраслевого спроса на специалистов, в подготовке квалифицированных специалистов малого и среднего бизнеса, сферы услуг, трансакционного сектора экономики и других видов деятельности, которые не требуют большого объема инвестиционных ресурсов и фундаментальной научной подготовки. Динамичная модель развития частных вузов позволяет расширить за относительно короткий период времени подготовку наиболее востребованных профессионально-квалификационных групп, сформировать предложение специалистов, требующих неклассической подготовки, что приводит к развитию и усложнению сегментации рынка рабочей силы. Однако, частные вузы, преследуя коммерческие цели в своей деятельности, могут усилить дисбаланс профессионально-квалификационных групп. Поэтому деятельность частных образовательных институтов нуждается в более гибком государственном регулировании на основе анализа структурных диспропорций рынка рабочей силы с учетом региональных интересов.

Важную роль в оценке образовательных услуг играет сегментация рынка рабочей силы. Молодежный рынок является одним из индикаторов эффективности функционирования образовательной системы страны, который выявляет роль вуза в развитии системы подготовки специалистов. Развитие новых профессионально-квалификационных групп вносит активную положительную динамику в расширение молодежного рынка рабочей силы по сравнению с другими, относительно устойчивыми сегментами за счет использования гибких форм занятости и самозанятости. Доступность качественного образования для молодежи создает предпосылки для снижения структурной и застойной безработицы, вовлечения в образовательные процессы новых возрастных групп.

Образование является предпосылкой для формирования интеллектуальной ренты как доминирующего источника национального дохода страны и формирования инновационной модели развития национальной экономики [5]. Мировой опыт свидетельствует, что творческий потенциал рабочей силы является главным источником национального богатства страны, а его деформация ведет к невосполнимым потерям национального дохода страны. Творческий потенциал рабочей силы определяется уровнем образования и профессиональной подготовки специалиста, нравственным здоровьем нации, духовными ценностями. Для реализации этих ценностей необходима модель образования, позволяющая связать эти ценности с личными и групповыми интересами, через активное формирование образовательной среды вуза, учитывающей мотивы экономического поведения разных субъектов рынка. Представленные ценности в современной модели образовательного пространства реализуются через личностные и групповые формы в процессе активного формирования профессиональной культуры специалиста.

Особенность инноваций в образовательном процессе вуза заключается в том, что они имеет циклический характер и преемственность, требуют постепенных преобразований. Современные инновации в образовательном процессе предоставляют свободу выбора методов образования, гибкость и большое число возможных альтернативных вариантов технологий передачи знаний. Новые тенденции в российском образовании, такие как непрерывность, интегрированность, стандартизация, региона-

лизация составляют основу педагогических инноваций в современном образовательном процессе. Стандартизация образования в рамках европейского и российского экономического пространства позволяет разработать важные единые критерии образовательного процесса: базовый уровень знаний, умений и навыков профессиональной подготовки, модульность системы образования, универсализацию образования, обеспечить конвертируемость образования.

Повышение качества высшего профессионального образования становится доминирующей стратегией конкурентоспособности страны в международной экономике. Современные образовательные технологии подготовки квалифицированных специалистов формируют параметры рабочей силы с прогнозируемыми и востребованными профессиональными компетенциями, что приводит к более полному удовлетворению спроса и снижению дисбаланса профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы. Система высшего профессионального образования страны с элементами инновационной модели развития направлена на выявление потенциала личности студента, развитие коммуникативных навыков, эффективное управление компетенциями будущего специалиста. Образовательная среда вузов с инновационными моделями образования выстраивается таким образом, что студент, получающий высококачественное образование, имеет высокую конкурентоспособность на рынке рабочей силы, быстро находит рабочее место и всегда востребован как специалист за счет более развитых коммуникативных, исследовательских навыков, лидерских и социально-значимых качеств личности. Вузы с элементами инновационных моделей образования, используя сочетания разного типа инноваций при подготовке высококвалифицированных специалистов, достигают социально-экономических эффектов, которые улучшают территориальные модели занятости рабочей силы и приводят к снижению социальной напряженности на локальных рынках.

Особую роль в формировании инновационной образовательной среды вуза играет коммуникативное пространство, которое определяет уровень развития и конкурентоспособность будущего специалиста. Коммуникативное пространство вуза формируется содержанием образовательного процесса, междисциплинарными связями, технологией контроля знаний и активными методами обучения [6]. Эффективная организация коммуникативного пространства вуза должна учитывать индивидуальные особенности студентов, развитие общей и экономической культуры специалиста, особенности профессиональной подготовки. Профессиональные, межличностные, межкультурные коммуникации позволяют управлять системой профессиональных компетенций через новые качества коммуникативного образовательного пространства, что является инновационной особенностью развития профессионального образования в России.

Другой особенностью современного высшего профессионального образования в России является повышение степени открытости образовательной среды вуза. Современный образовательный процесс в вузе строится на основе сочетания достижений педагогических и информационных технологий с использованием ресурсов информационных сетей. Развитие системы образования происходит на основе электронных образовательных ресурсов, необходимых для повышения качества компетенций будущих специалистов, таких как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курсы, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и другие. Каждый тип электронных образовательных ресурсов в подготовке и переподготовке специалистов решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в сочетании с традиционными педагогическими технологиями. Информационные технологии при подготовке специалистов обеспечивают более полную профессиональную самоактуализацию, формируют активную личностную позицию специалиста, повышают степень его профессиональной, территориальной и социальной мобильности.

Образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию, совершенствуясь под воздействием фактора глобальной конкурентоспособности. Она становится более открытой, гибкой, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи. Использование в подготовке специалистов дополнительных учебных курсов, которые студенты могут получить по международным программам академической мобильности, повышает уровень и набор ком-

петенций будущих специалистов. Инновационным процессом в профессиональном образовании России является развитие непрерывной и многоуровневой системы подготовки специалистов, включающей элементы законченных образовательных циклов. В условиях сокращения предложения рабочей силы под воздействием депопуляционного фактора в долгосрочной и среднесрочной перспективе по некоторым профессиональноквалификационным группам, многоуровневая система образования позволяет работодателям нанимать активных, предприимчивых, творческих и квалифицированных работников в более раннем трудоспособном возрасте, более полно удовлетворяя спрос на рабочую силу средней квалификации [2]. Работающие молодые специалисты могут продолжать образование в разных формах, имея различные образовательные альтернативы и профессиональные траектории развития.

Инновационным характером в развитии российской системы профессионального образования является интеграция образовательных институтов на основе национальных университетов и исследовательских центров в единый образовательный комплекс для решения системных задач в области подготовки специалистов для отдельных регионов и отраслей страны. Выстраивание национального образовательного пространства по такой модели снижает асимметричность рынка, защищая интересы реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг в национальной экономике, консолидирует инвестиционные потоки вузов, направляя их на стратегическое развитие и рост качества подготовки специалистов.

Развитие системы корпоративного профессионального образования в России формирует инновационный характер привлечения инвестиционных ресурсов для подготовки специалистов на основе модели смешанного финансирования, которая становится многоуровневой, дифференцируется по регионам. Выстраивание системы партнерских отношений между бизнесом и вузами позволяет использовать новые механизмы прогнозирования и планирования спроса на рабочую силу на региональном и национальном рынках, уменьшить отраслевые диспропорции в подготовке специалистов. Привлечение работодателей к активному участию в подготовке специалистов через создание совместных образовательных программ, через участие в попечительских советах вузов повышает степень профессиональной адаптации выпускников вузов при получении первого рабочего места.

Крупные отраслевые предприятия в условиях ужесточения конкурентной борьбы делают выбор в пользу корпоративной подготовки и переподготовки специалистов, снижая инвестиционные риски. Система корпоративного обучения персонала позволяет решить комплексно вопросы стратегического управления профессиональной компетенции специалиста. Мониторинг профессиональной компетенции специалистов позволяет предприятию отслеживать «растущих специалистов», «замерших специалистов» и «движущихся вниз». Корпоративные образовательные программы для специалистов разных профессиональных и квалификационных групп обеспечивают профессиональную мобильность, своевременное принятие мер по повышению конкурентоспособности предприятия, формируют корпоративную культуру на новом уровне, повышают качество принимаемых управленческих решений.

Предприятия наукоемких и капиталоемких секторов российской экономики в первую очередь начинают внедрять образовательные программы корпоративной подготовки специалистов, закрепляя их в отрасли, преодолевая недостаток инновационного развития. Такие предприятия в меньшей степени теряют свою конкурентоспособность на рынке, предупреждая профессиональное устаревание специалистов. Пропорции изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы таких предприятий характеризуются ростом доли специалистов с высшим образованием [4]. В других секторах национальной экономики система корпоративного образования находится в стадии формирования и, как правило, не используется в качестве стратегического ресурса управления конкурентоспособностью и активного преодоления последствий экономического кризиса, уменьшения дефицита отдельных профессиональноквалификационных групп работников.

Совершенствование профессионального образования в России можно рассматривать как целостную и динамичную систему, формирующую новую модель воспроизводства рабочей силы в стране и обеспечивающую глобальную конкурентоспособность

национальной экономики. Характер инновационных процессов в профессиональном образовании страны говорит об активном вхождении России в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов в национальной системе образования, совершенствовании рынка рабочей силы. Осуществляемая модернизация системы образования формирует новые направления развития рынка рабочей силы, проявляясь как на национальном, так и на региональном уровнях.

Проведенный анализ российского рынка рабочей силы за 2003-2008 гг. позволил выявить новые структурные сдвиги, формирующиеся под воздействием модернизации национальных образовательных институтов [6]. Численность студентов на 1000 человек в России увеличилась за 2003-2008 гг. с 67 до 71 чел. стала сопоставимой с ведущими странами мировой экономики. Общая численность студентов высших учебных заведений за рассмотренный период увеличилась на 12%, при сохраняющейся неблагоприятной демографической ситуации в стране. Доля занятых с высшим профессиональным образованием увеличилась с 24% до 28%. Такие тенденции характеризуют повышение качества профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, усиление ее конкурентоспособности за счет роста образовательного уровня.

Средний возраст занятых в экономике за 2003-2008 гг. увеличился с 39 до 40 лет. Средний возраст безработных увеличился с 34 до 35 лет [6]. Формирующиеся тенденции характеризуют старение экономически активного населения. Происходящее связано с более поздним приходом молодежи на рынок рабочей силы из-за стремления получить качественное образование, позволяющее сформировать более высокий уровень доходов на протяжении всего жизненного цикла. Доля молодежи в структуре экономически активного населения сокращается постепенно, происходит замещение работников младших возрастных групп старшими возрастными группами. Структура спроса на профессионально-квалификационные группы на национальном уровне меняется в сторону увеличения заявок на специалистов финансовых, образовательных, медицинских услуг, социальных услуг, информационных, консультационных и посреднических услуг.

Томская область является регионом — индикатором по многим социально-экономическим показателям, характеризующим общие тенденции развития в национальной экономике. Позитивные тенденции взаимодействия системы образования и рынка рабочей силы на региональном уровне можно проанализировать на примере Томской области за 2003-2008 гг. [6]. Число высших учебных заведений в области выросло на 12% за счет негосударственных высших учебных заведений. Число обучающихся студентов выросло на 23%, в том числе обучающихся на очной форме увеличилось в 2 раза, обучающихся на очнозаочной форме снизилось на 35%. Данная тенденция характеризует рост численности экономически неактивного населения в области за счет возрастной группы 18-25 лет.

В Томской области за 2003-2008 гг. доля негосударственных вузов в общем выпуске специалистов для рынка рабочей силы увеличилась с 1% до 3%. Доля специалистов, прошедших подготовку по очной форме обучения в частных вузах, увеличилась на 41%. Число специалистов, прошедших подготовку по очно-заочной форме обучения, увеличилась в 3 раза. Доля специалистов, прошедших подготовку по заочной форме обучения, увеличилась в 4 раза. Сформировавшиеся тенденции характеризуют рост численности молодежи, стремящейся получить высшее образование для сохранения экономической активности на рынке рабочей силы, используя разные формы обучения. Гендерная структура получающих высшее профессиональное образование в области характеризуется увеличением доли женщин с 55% до 57% [6].

Профессионально-квалификационная, гендерная, возрастная структура рынка рабочей силы меняется под воздействием тенденций развития системы высшего профессионального образования. Анализ за 2003-2008 гг. показал, что уровень экономической активности населения Томской области в трудоспособном возрасте снизился на 1%. Уровень зарегистрированной безработицы в области за рассматриваемый период снизился с 4,6% до 2,8%, а в мае 2009 года составил 3,2% [3].

Томская область, имеющая уровень безработицы на протяжении анализируемого периода несколько выше среднего значения по стране, характеризуется трудоизбыточной конъюнктурой рабочей силы.

В Томской области средний период поиска работы на рынке рабочей силы в 2008 г. составил 9 месяцев и был несколько выше, чем в среднем по стране [3]. Данная тенденция характеризует слабую взаимосвязь между Центром занятости населения и образовательными институтами при реализации программ переподготовки рабочей силы, а также низкие темпы создания новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В регионе сохраняется значительное число предприятий экстенсивного типа, ориентированных на низкоквалифицированную рабочую силу. В 2008 г. занятые с высшим образованием составляли 27% в общей образовательной структуре рынка рабочей силы Томской области. Наибольшая доля занятых с высшим образованием приходилась на отрасли региональной экономики: образование, здравоохранение, финансы, операции с недвижимостью, управление. Такая структура занятости специалистов с высшим образованием соответствует общероссийским тенденциям. Регионы с развитым научно-образовательным комплексом формируют избыточное предложение высококвалифицированной рабочей силы. Профессиональная структура рабочей силы остается несбалансированной, приобретая на таких территориях критические формы диспропорций, и нарушает социальную стабильность в регионе.

В Томской области развивается система инновационного образования с использованием элементов дистанционного образования, инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарка, центра трансфера технологий). Научно-образовательный комплекс включает шесть вузов, три из которых имеют модели инновационного образования и финансируются по целевой программе «Инновационные университеты Томской области» [1]. В Томской области реализуются модели непрерывного многоуровнего и корпоративного образования. Северская государственная академия, как институт Национального исследовательского ядерного университета, использует спутниковые, информационные, инновационные образовательные технологии для совершенствования корпоративного образования и подготовки специалистов для предприятий системы Росатома на территории Сибири и Дальнего Востока.

Взаимодействие системы образования и рынка рабочей силы имеет ярко выраженный характер регионализации. Стремление к оптимизации и сбалансированию рынка рабочей силы возможно на основе совершенствования системы образования, повышения качества образовательных услуг через укрупнение институциональной структуры, развитие дистанционных технологий обучения на основе информационной политики вуза и формирования гибкой модели рынка рабочей силы. Некоторые регионы России не обеспечены в достаточном количестве собственными образовательными ресурсами для подготовки конкурентоспособной рабочей силы с необходимым образовательным уровнем и квалификацией. Эти регионы имеют более ярко выраженные диспропорции структуры спроса и предложения рабочей силы.

Томская область имеет образовательный комплекс, составляющий одну из доминирующих отраслей по численности занятых в экономике, организующих подготовку специалистов для инновационного и экспортного секторов экономики, обрабатывающего производства и сферы услуг.

Инновации в системе высшего профессионального образования в России приводят к изменению образовательной и возрастной структуры предложения рабочей силы, увеличению численности конкурентных профессионально-квалификационных групп с более высокими требованиями к уровню заработной платы и условиям труда. В общей структуре предложения рабочей силы более высокими темпами увеличивается доля высококвалифицированных специалистов среди младших возрастных групп, которая характеризуется высоким уровнем профессиональной мобильности. Для оптимизации рынка рабочей силы необходимо прогнозирование его структурных сдвигов, основанное на системных исследованиях динамики, спроса и предложения рабочей силы, ее профессионально-квалификационных групп.

Литература

1. Администрация Томской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru, доступ свободный.

2. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: в 5 Т. Т. 3 / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008. — С.2001-2067.

3. Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.rabota.tomsk.ru, доступ свободный.

4. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С.. Рынок труда: проблемы и решения. — М.: Научный эксперт, 2008. — С.52-54.

5. Ловецкий Н.Г. Экономика развития: инновационное образование — ключ к развитию экономики в 21 веке // Креативная экономика. — 2009. — № 2. — С.36-40.

6. Монастырских Г.П., Цветков Е.В. Образовательный процесс в высшей школе как процесс современной коммуникации // Высшее образование в условиях реформирования системы подготовки кадров и глобальные проблемы современности: Матер. междунар. конф. 25-27 ноября 2008 г. — СПб: Из-во СПбГМТУ, 2008. — С.267-271.

7. Томская область в Сибирском федеральном округе: Стат. сб. / Томскстат-Т. — Томск, 2008. — 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.