УДК 338.001.36
Е. В. МАРКОВА, А. М. Ф. АЛЬ-ДАРАБСЕ
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Рассматриваются типы инноваций для противопоставления новым условиям и ситуациям, т. к. предприятия вынуждены постоянно искать новые способы производства, а именно, предлагать новые продукты или улучшать существующие. Авторы считают, что инновация - это процесс преобразования новых идей, новых знаний в новые продукты и услуги и определяют инновации как деятельность, ведущую к новой производственной функции, новому продукту.
Ключевые слова: инновации, способы производства, конкуренция, экономический рост.
Предприятия сегодня осуществляют свою деятельность под большим давлением со стороны других предприятий, предлагающих такую же или аналогичную продукцию или услугу, или же они находятся под давлением клиентов, ожидающих всё больше и больше от потребляемого продукта. Для противопоставления новым условиям и ситуациям предприятия вынуждены постоянно искать новые способы производства, предлагать новые продукты или улучшать существующие, т. е. они должны постоянно внедрять инновации. Но что на самом деле представляют инновации?
Инновация - процесс преобразования новых идей, новых знаний в новые продукты и услуги.
Это деятельность, ведущая к новой производственной функции, новому продукту. Данная деятельность разделяется на несколько этапов:
• представление нового продукта: предприниматель должен производить новый продукт, который можно легко продать и который отсутствует на рынке;
• внедрение нового метода производства: инновации должны предлагать новую схему производства, которая благодаря существующим затратам может привести к увеличению выпуска, снижению затрат на 2 единицы продукции, внедрению новых ресурсов и изменению существующих;
• открытие новых рынков: инновации могут увеличить продажи в новых регионах, а также увеличить количество покупателей;
• поиск подходящих источников сырья: поставщик сырья может часто снижать качество сырья или повышать его цену, что напрямую влияет на качество и цену продажи нового продукта. Таким образом, предприниматель должен найти соответствующий источник ресур-
© Маркова Е. В.Ю Аль-Дарабсе А. М. В., 2019
сов, которые необходимы для производства новых продуктов;
• создание новой организации в отрасли: описывает этот шаг как выход предпринимателя на монопольный рынок, где ранее не было конкуренции; или создание условий, с помощью которых предприниматель мог бы занять монопольное положение на рынке.
Определяется инновация как процесс, с помощью которого новая идея доводится до стадии, на которой она в конечном итоге начинает приносить прибыль. Это динамичный социально-экономический процесс, включающий взаимодействие людей с разными точками зрения и разными мотивациями.
Инновации представляют собой процесс, т. е. деятельность по созданию нового продукта или услуги, нового технологического процесса, новой организации или усовершенствованию существующего продукта или услуги, существующего технологического процесса и существующей организации.
Согласно данному определению, если проанализировать его отдельные элементы, то можно сказать, что существует следующая классификация: инновации в производстве - разработка или усовершенствование конкретного продукта; инновации в сфере услуг - предложение новых или расширение существующих услуг; инновации в процессе - поиск новых способов организации и объединения ресурсов в процессе производства конкретных продуктов или услуг; и инновации в управлении - создание новых способов организации бизнес-ресурсов.
Важность и определение инноваций можно объяснить с нескольких сторон: для клиентов инновации означают продукты с лучшим качеством и лучшим обслуживанием, а вместе означают лучший образ жизни; для бизнеса инновации означают устойчивый рост и развитие, получение большой прибыли; для сотрудников
инновация означает новую работу, требующую большей отдачи, что приводит к более высокой зарплате; с точки зрения экономики в целом, инновации представляют большую производительность и благополучие для всех.
В быту термины инновации, изобретения, творчество и наука часто взаимозаменяемы, но для учёных, исследователей и политиков существуют различия между этими терминами, и эти различия придают каждому термину уникальное, специфическое значение. Изобретение является первым появлением идеи для нового продукта или процесса, в то время как инновация является первой попыткой претворить его в жизнь. Творчество думает о новых вещах, а инновации создают новые вещи. Креативность - это способность развивать новые идеи и способы решения проблем и возможностей, тогда как инновации -это способность создавать креативные решения для улучшения жизни людей. Следовательно, предприятия могут быть успешными, только если они изобретают и делают новые вещи, или если они делают старые по-новому (табл.).
Таблица
Инновации, креативность, изобретение и наука
ИННОВАЦИЯ против ИЗОБРЕТЕНИЯ
Изобретение - создание новой концепции.
Инновация сводит эту концепцию к практике
_и делает её коммерческим успехом._
_ИННОВАЦИЯ против ТВОРЧЕСТВА
Творчество приходит с идеями.
_Инновации приносят идеи в жизнь._
_ИННОВАЦИЯ против НАУКИ_
Наука - это превращение денег в знания.
Инновация - это преобразование знаний _в деньги._
В соответствии с этим различие между этими терминами заключается в следующем:
• креативность - возможность создать новый внешний вид, содержание или процесс путём объединения существующих ресурсов или факторов производства;
• изобретательность - процесс создания чего-то нового, который назначает вклад в уровень общих знаний человечества;
• инновация связана с окончательным маркетингом нового продукта, услуги или технологического процесса, который является результатом изобретательности.
Важность и определение инноваций можно объяснить с нескольких сторон. Со стороны клиентов инновации означают продукты с лучшим качеством и лучшим обслуживанием, а все вместе означают лучший образ жизни. Со стороны бизнеса инновации означают устойчивый рост и
развитие, получение большой прибыли. Со стороны сотрудников инновация означает новую и более интересную работу, требующую больших усилий, но приводящих к более высоким доходам. С точки зрения экономики в целом, инновации представляют повышение производительности и процветание общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Дарабсе А. М. Ф., Маркова Е. В. Реализация концепции программы автоматизации управленческого учёта // Актуальные проблемы финансов глазами молодёжи. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Ульяновск, 2017. - С. 31-33.
2. Аль-Дарабсе А. М. Ф., Маркова Е. В. Автоматизированный метод обучения студентов инженерных специальностей // Технологическое развитие современной науки: тенденции, проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2018. - С. 4-6.
3. Маркова Е. В., Морозов В. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Методика оценки уровня конкурентоспособности продукции инновационного предпринимательства // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2013. -№1(24). - С. 47-54.
4. Морозов В. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Системный анализ и моделирование процессов управления организационно-техническими системами // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. - 2009. - №2(24). -С. 234-237.
5. Морозова Е. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Моделирование деятельности инновационного образовательного комплекса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2011. - Т. 13, №2-2. - С. 306-310.
6. Маркова Е. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Модернизация «Аэрокосмического образования» в высших учебных заведениях // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера: сборник материалов. - Ульяновск, 2017. - С. 20-22.
REFERENSES
1.Al-Darabse A. M. F., Markova E. V.
Realizatsia konseptsii program avtomatizatsii upravlencheskogo ucheta [Implementation of the concept of management accounting automation program]. V sbornike: Aktualnue problem finansov glazami molodezhi. Materialy III Vserossiiskoi
studencheskoi nauchno-practicheskoi konferencii. 2017. рр. 31-33.
2. Al-Darabse A. M. F., Markova E. V. Avtomatizirovany metod obuchenia studentov inzhenernych specialnotstei [Automated method of teaching engineering students]. V sbornike: Technologicheskoe razvitie sovremennoi nauki: tendentsii, problem i perspektivy. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi konferentsii. Ufa, 2018. рр. 4-6.
3. Markova E. V., Morozov V. V., Al-Darabse A. M. F. Metodika otsenki urovnya konkurentosposobnosti produktsii innovatsionogo predprinimatelstva [Methods of assessing the level of competitiveness of products of innovative entre-preneurship] Vestnik Samarskogo munitsipalnogo institute upravlenia, 2013, №1 (24), рр. 47-54
4. Morozov V. V., Al-Darabse A. M. F. Sistemnyi analiz i modelirovanie procetsov upravlenia organizatsiono-technicheskimi sistemami [System analysis and modeling of management processes of organizational and technical systems] Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo technicheskogo universiteta. Seria: Technicheskie nauki. 2009, №2(24), рр. 234-237.
5. Morozova E. V., Al-Darabse A. M. F. Modelirovanye deyatelnosti innovatsionogo obrazovatelnogo kompleksa [Modeling the activities of an innovative educational complex]. Izvestia
Samarskogo nauchnogot sentra Rossiiskoi akademii nauk. Sosialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, 2011, T. 13, No. 2-2. рр. 306-310.
6. Markova E. V., Al-Darabse A. M. F.
Modernizatsia aerokosmicheskogo obrazovania v vyesshich uchebnych zavedeniyach [Modernization of «Aerospace Education» in higher education]. V sbornike: Problemy i perspectivy ekonomicheskich otnoshenyi predpriyatiy aviatsionogo klastera. 2017, рр. 20-22.
Маркова Елена Владимировна, кандидат экономических наук , доцент кафедры «Экономика, управление и информатика», Институт авиационных технологий и управления, Ульяновский государственный технический университет. Аль-Дарабсе Амер Мохаммад Фархан, студент 4-го курса, специальность «Самолёто-и верто-лётостроение», Институт авиационных технологий и управления, Ульяновский государственный технический университет.
Поступила 27.02.2019 г.
УДК 314.18
Е. О. ДЕНИСОВА, М. И. КРИВЕНКО, Р. М.КОЧЕТКОВА
ВЛИЯНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Формирование трудового потенциала предполагает определение современных тенденций развития демографической ситуации в стране. Показатели демографии характеризуют возможности улучшения качества населения региона через изменение количества реального и потенциального трудоспособного населения. В статье проведён анализ рождаемости и смертности с точки зрения их влияния на формирование трудовых ресурсов.
Ключевые слова: демография, демографический компонент, трудовой потенциал, воспроизводство населения, рождаемость.
Процесс воспроизводства населения определяет качество и количество воспроизводства трудовых ресурсов - экономически активного населения.
© Денисова Е. О., Кривенко М. И., Кочеткова Р. М., 2019
Состояние воспроизводства населения в стране зависит от ряда факторов, таких как состояние демографической ситуации, качество системы здравоохранения, формирование и миграция трудовых ресурсов.
На формирование трудовых ресурсов также влияет ряд факторов: