Научная статья на тему 'Влияние инновационной составляющей на экономическую безопасность регионов: на примере Уральского федерального округа'

Влияние инновационной составляющей на экономическую безопасность регионов: на примере Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы / экономическая безопасность / инновации / индикаторы / угрозы. / regions / economic security / innovation / indicators / threats

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Лидия Сергеевна, Манченко Ксения Сергеевна

В связи с нестабильностью в мировой и национальной экономике, вызванной незаконными западными санкциями, особое значение приобрело обеспечение экономической безопасности регионов Российской Федерации. Её неотъемлемой частью является инновационная составляющая, которая в значительной степени определяет суверенитет, конкурентоспособность, темпы роста экономики страны. В связи с этим в качестве основной цели исследования выступил мониторинг состояния инновационной составляющей экономической безопасности регионов и предложение мер по устранению существующих вызовов и угроз. Исследование проведено на примере регионов Уральского федерального округа, в которых сформировался значительный социально-экономический и инновационный потенциал. Однако во многих из них сохраняются угрозы инновационной составляющей экономической безопасности. Итоги работы основаны на результатах зонной теории, позволившей определить основными вызовы и угрозы инновационной составляющей экономической безопасности в субъектах Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE INNOVATIVE COMPONENT ON THE ECONOMIC SECURITY OF REGIONS: USING THE URAL FEDERAL DISTRICT AS AN EXAMPLE

Due to instability in the global and national economy caused by illegal Western sanctions, ensuring the economic security of the regions of the Russian Federation has acquired particular importance. Its integral part is the innovative component, which largely determines the sovereignty, competitiveness, and growth rates of the country’s economy. In this regard, the main goal of the study was to monitor the state of the innovative component of the economic security of the regions and propose measures to eliminate existing challenges and threats. he study was carried out using the example of regions of the Ural Federal District, in which significant socio-economic and innovative potential has been formed. However, in many of them, threats to the innovation component of economic security remain. The results of the work are based on the results of the zone theory, which made it possible to identify the main challenges and threats to the innovative component of economic security in the constituent entities of the Ural Federal District

Текст научной работы на тему «Влияние инновационной составляющей на экономическую безопасность регионов: на примере Уральского федерального округа»

Влияние инновационной составляющей на экономическую безопасность регионов: на примере Уральского федерального округа

Архипова Лидия Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной и региональной экономики, Высшая школа экономики и бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: Lidia.arkhipova@mail.ru

Манченко Ксения Сергеевна,

студент Высшей школы экономики и бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: ksyusha_manchenko@mail.ru

В связи с нестабильностью в мировой и национальной экономике, вызванной незаконными западными санкциями, особое значение приобрело обеспечение экономической безопасности регионов Российской Федерации. Её неотъемлемой частью является инновационная составляющая, которая в значительной степени определяет суверенитет, конкурентоспособность, темпы роста экономики страны. В связи с этим в качестве основной цели исследования выступил мониторинг состояния инновационной составляющей экономической безопасности регионов и предложение мер по устранению существующих вызовов и угроз. Исследование проведено на примере регионов Уральского федерального округа, в которых сформировался значительный социально-экономический и инновационный потенциал. Однако во многих из них сохраняются угрозы инновационной составляющей экономической безопасности. Итоги работы основаны на результатах зонной теории, позволившей определить основными вызовы и угрозы инновационной составляющей экономической безопасности в субъектах Уральского федерального округа.

Ключевые слова: регионы, экономическая безопасность, инновации, индикаторы,угрозы.

е

"Я1

см о см

Введение

Уровень экономической безопасности регионов и государства в целом зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних. В связи с переходом к цифровой экономике, развитием науки и техники, эффективность функционирования реального сектора российской экономики во многом зависит от инновационной составляющей. В частности, восприимчивость предприятий региона к инновациям влияет на конкурентоспособность производимых товаров, возможность сокращать издержки и травматизм, создавать новые рабочие места и эффективно использовать богатую ресурсную базу. В связи с этим важно оценить роль и состояние инновационной составляющей экономической безопасности на примере субъектов Российской Федерации. Одними из ведущих макрорегионов страны является Уральский федеральный округ, в нем сосредоточены ключевые центры по добыче полезных ископаемых, промышленные производства, развиваются научно-производственные кластеры, территории опережающего развития. Важно то, что на всех этапах производственного цикла внедрение инновационных технологий позволит сократить производственные риски.

Научные и методические подходы к исследованию инновационной составляющей экономической безопасности основаны на трудах ученых Уральской экономической школы таких, как академик, д.э.н. Татаркин А.И., д.э.н. Куклин А.А. Большой вклад в исследование проблем экономической безопасности внесли академик Абалкин Л.И., д.э.н. Сенчагов В.К, д.ф-м.н. Митяков С.Н., д.э.н., Глазьев С.Ю., к.э.н. Кораблева А.А.

В научной литературе часто прослеживается взаимосвязь между экономической безопасностью и инновационным потенциалом. К.э.н. О.Н. Перего-жина отмечает, что «экономическая безопасность -состояние экономики, при котором обеспечивается ее устойчивое развитие и защита от внешних и внутренних угроз на основе наиболее эффективной реализации инновационного потенциала» [7].

Инновация - процесс научных изысканий, в ходе которого разрабатываются новые или значительно усовершенствуются существующие технологии, методы и продукты, а также результат данной деятельности, как объект, приносящий экономическую выгоду в процессе ее использования и удовлетворяющий потребности общества и государства.

Д.э.н. Е.М. Коростышевская отмечает, что инновационные интересы являются неотъемлемой частью в обеспечении национальных интересов

Российской Федерации. По мнению автора, ключевым в обеспечении экономической безопасности РФ является формирование инновационной экономики. Инновационная политика должна нести долгосрочный характер и обеспечивать в первую очередь национальные интересы как на уровне всего государства, так и на региональном [6].

В рамках исследования основной авторской гипотезой выступает утверждение о том, что диагностика инновационной составляющей экономической безопасности регионов Уральского федерального округа позволит выявить существующие угрозы и негативные факторы развития данной территории. Основным методами исследования являются индикативный метод и зонная теория, позволяющие оценить уровень проблем в регионах. В качестве объекта исследования выделены регионы Уральского федерального округа (УФО).

Актуальность задачи исследования состоит в определении роли экономической безопасности в инновационной сфере, ее оценке и анализе, выявлении региональных особенностей, вызовов и на региональном уровне. В качестве цели исследования выступает мониторинг состояния инновационной составляющей экономической безопасности регионов.

Основная часть

Значение инновационной составляющей экономической безопасности отмечено в ключевых стратегических документах Российской Федерации и региональных стратегиях развития. Среди них Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2], Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [3], Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [4].

В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», [5] одной из национальных целей названы цифровая трансформация и технологическое лидерство, осуществление которых невозможно без развития инновационной составляющей экономики, также в данном документе прописана совокупность целевых показателей.

Базовые определения «инноваций», «инновационной деятельности», цели, задачи и принципы инновационной деятельности, а также полномочия органов государственной власти и органов власти субъектов представлены в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технологической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ [1].

Значение инновационной составляющей экономической безопасности выделено не только в федеральных документах, но и на региональном уровне. В настоящее не утверждена Стратегия социально экономического развития Уральского федерального округа, однако в предыдущей версии, которая работала до 2020 года, уделялось больше внима-

ние инновационной безопасности. В частности, на уровне макрорегиона отмечался низкий уровень инноваций и инвестиционная привлекательность. В качестве одной из целей стратегии было выдвинуто повышение качества жизни населения на основе устойчивого инновационного развития.

В состав УФО входят шесть субъектов: Свердловская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи. Территория округа составляет 1818,5 тыс. кв. км, 10,62% от площади страны. На территории проживает 12255,8 тыс. чел, то есть 8,37% от всего населения Российской Федерации. УФО является урбанизированной территорией, порядка 79% населения проживает в городах. УФО имеет выгодное экономико-географическое положение, выход к океану, граничит с индустриально развитыми и ресурсными регионами. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах осваиваются и разрабатываются месторождения нефти и газа, в которой расположено 66,7% запасов нефти Российской Федерации [9]. Необходимо отметить, что некоторые субъекты УФО имеют большую предрасположенность не к производству инновационной продукции, а специализируются на добыче полезных ископаемых. Однако добывающая промышленность в значительной мере зависит от инноваций, нового оборудования, которое делают добычу дешевле, эффективнее и безопаснее для человека.

Одним из наиболее эффективных методов оценки экономической безопасности является применение пороговых значений индикативных показателей, сами значения были разработаны доктором экономических наук, В.К. Сенчаговым, используемые показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1. Совокупность показателей для оценки экономической безопасности в инновационной сфере

Название показателя Значение

Доля внутренний затрат на исследования и разработки в ВВП Не менее 2%

Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП Не менее 15%

Соотношение объема отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации Не менее 5%

Доля затрат на разработку новых продуктов, услуг и производственных процессов в общем объеме затрат на технологические инновации Не менее 50%

Численность персонала, занятого в исследованиях и разработках на 10 тыс. занятых в экономике Не менее 120 человек

Источник: составлено авторами [8, а 44; 10]

На основании данных показателей можно произвести комплексную оценку экономической безопасности в инновационной сфере как на уровне региона, так и на уровне страны.

Также воспользуемся методом зонной теории, которая покажет, насколько далеко фактически

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

значения находятся от пороговых. Зоны риска подразделяются на категории, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Категории зон риска в соответствии с зонной теорией и их характеристика

Зона риска Значение индикатора Состояние угрозы

Катастрофический риск 0-25% Необходимо немедленное решение данной угрозы

Критическая зона 25-50% Необходимо разработать стратегическое решение для постепенного решения угрозы

Зона значительно риска 50-75% Необходим мониторинг ситуации, ситуация нежелательна, нужно работать над ее разрешением

Зона умеренного риска 75-100% Значительные угрозы отсутствуют, показатель ненамного меньше (больше) порогового значения

Зона стабильности выше 100% Свидетельствует об отсутствии угрозы

Источник: составлено на основе [9, с. 46]

Таким образом для оценки экономической безопасности в инновационной сфере воспользуемся методикой пороговых значений и методом зонной теории.

Экономическая безопасность в инновационной сфере является важным элементом в обеспечении экономической безопасности государства и регионов Российской Федерации, способствует повышению конкурентоспособности предприятий на территории субъектов, укрепляет независимость государства от импортных товаров и создает условия для повышения качества жизни населения.

В состав УФО входят шесть субъектов: Свердловская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи. Общая площадь округа составляет 1818,5 тыс. кв. км, 10,62% от площади РФ. На территории проживает 12255,8 тыс. чел, то есть 8,37% от всего населения Российской Федерации. УФО является урбанизированной территорией, порядка 79% населения проживает в городах. УФО имеет выгодное экономико-географическое положение, выход к океану, граничит с индустриально развитыми и ресурсными регионами. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах осваиваются и разрабатываются месторождения нефти и газа, в которой расположено 66,7% запасов нефти России [9]. Необходимо отметить, что некоторые субъекты УФО имеют большую предрасположенно ность не к производству инновационной продук-ф ции, а специализируются на добыче полезных ис-~ копаемых. Однако добывающая промышленность |э в значительной мере зависит от инноваций, нового оо оборудования, которое делают добычу дешевле, ^ эффективнее и безопаснее для человека.

На территории УФО наблюдается высокая дифференциация в развитии регионов в связи с их социально-экономическими, географическими, климатическими особенностями.

Курганская область - аграрно-промышленный регион. Это единственный регион в округе, где значительная доля ВРП формируется за счет развития сельского хозяйства (9,9%), в частности производстве зерновых культур, овощей. В объеме промышленного производства выделяется машиностроение, автомобилестроение, фармацевтика. К ключевым предприятиям относятся «Курганхиммаш», «Курганмашзавод», «Катайский насосный завод».

Оценивая состояние инновационной безопасности в регионе, можно отметить, что по все рассмотренные показатели находятся ниже границы пороговых значений. В связи со снижением численности населения, высоким износом основных фондов, недостаточной эффективности реализации государственных и федеральных программ все значения рассмотренных показателей находятся ниже порогового значения. При проведении рейтинговой оценки регионов Уральского федерального округа Курганская область также входит в число регионов-аутсайдеров.

Ханты-Мансийский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный круг - центры добычи сырья, более 60% ВРП формируется за счет добывающей промышленности. Еще 7-9% приходится на строительство. Основные предприятия, расположенные в регионе: ООО «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменьэнерго», ПАО «Новатэк», ОАО «Ямал СПГ» и другие. Вследствие данных особенностей регионального развития в автономных округах не сложилось благоприятных условий для развития науки и инновационно-активных предприятий. Показатели, рассмотренные в таблице 1 также свидетельствую об отставании в инновационном развитии. Однако вряд ли возможно назвать это угрозой развития региона, ведь в первую очередь реализация государственных и федеральных программ должна соответствовать принципам целесообразности и эффективности.

Свердловская область - один из наиболее промышленно развитых регионов России. Здесь функционируют горнодобывающая промышленность, металлургические и машиностроительные предприятия. ВРП региона на треть складывается за счет обрабатывающей промышленности, а по объему отгруженной продукции в обрабатывающем секторе регион занимает 5-е место по России. Вследствие развитой и диверсифицированной экономики регион является привлекательным для инвесторов, в 2023 году по сравнению с 2022 годом они увеличился в 1,26 раза. В ходе анализа выявлено, что в регионе высокая доля инвестиций расходуется на разработку новых товаров, услуг и процессов, но это присуще лишь в двум регионам федерального округа: Челябинской и Свердловской областям.

В зоне умеренного риска находятся два индикатора «доля персонала, занятого в исследованиях

и разработках» и «соотношение затрат на инновации и объем отгруженной продукции». В Уральском федеральном округе человеческий потенциал для развития инновационных производств и затраты на технологические инновации эффективно используются предприятиями. Несмотря на это, в ходе анализа, выявлена совокупность угроз инновационной составляющей экономической безопасности. Так доля внутренних затрат на инновации к ВРП и доля высокотехнологической продукции находятся в зоне умеренного риска. Следовательно, необходим дополнительный мониторинг существующего состояния, осуществление мер государственной и региональной поддержки инновационным предприятиям за счет прямых и косвенных методов.

Челябинская область - регион с диверсифицированной экономикой, где развиты энергетика, перерабатывающая промышленность, строительство и рекреационный комплекс и др. К крупнейшим организациям региона относится «Магнитогорский ме-

таллургический комбинат», «Челябинский электрометаллургический комбинат», автозавод «Урал», «Челябинский тракторный завод». В регионе реализуются федеральные программы, эффективно реализуются меры государственной поддержки инновационным предприятиям, а также функционирует материальная, информационная историческая база для их развития. Вследствие этого все рассмотренные показатели не выходят за пределы зоны умеренного риска. Для сохранения подобной динамики в будущем необходимо наращивать инвестиции в исследования и разработки, привлекать молодых специалистов к научной и исследовательской деятельности и наращивать мощности предприятий, выпускающих инновационные товары.

Уральский федеральный округ в целом отстает от общероссийских показателей по большинству значений (табл. 3). Лучшие позиции занимают регионы, лидирующие по уровню социально-экономического развития - Свердловская и Челябинская области.

Таблица 3. Значение показателей экономической безопасности в инновационной сфере и их пороговые значения, 2022 г.

Доля внутренний затрат на исследования и разработки в ВРП Доля высоко-тех нологич ной и наукоем кой продук ции в ВРП Численность персонала, занятого в исследованиях и разработках на 10 тыс. занятых в экономике Соотношение объема отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации Доля затрат на разработку новых продуктов, услуг в общем объеме затрат на технологические инновации

РФ 1,0 21,1 94,1 2,4 41,2

УФО 0,5 2,9 73,1 3,5 38,8

Курганская обл. 0,1 2,0 21,0 3,9 24,5

Свердловская обл. 1,1 6,6 109,0 4,7 52,3

Тюменская обл. 1,3 0,4 9,1 1,3 25,5

ХМАО 0,5 0,1 3,1 0,3 23,3

ЯНАО 0,0 4,7 85,7 1,3 30,4

Челябинская обл. 1,2 11,6 91,8 7,9 57,5

Пороговое значение не менее 2 не менее 15 не менее 120 не менее 5 не менее 50

Составлено авторами на основе [8, с. 44; 10]

Мониторинг основных индикаторов экономической безопасности позволил составить лепестковую диаграмму, которая демонстрирует наличие или отсутствие угроз, сформировавшихся в субъектах Уральского федерального округа (Рис. 1).

Позиции субъектов Уральского федерального округа по уровню информационной составляющей экономической безопасности демонстрируют результаты расчетов и рейтинг регионов (табл. 4).

Таблица 4

индикаторы рейтинг

П1 П2 П3 П4 П5 1

Курганская область 3,9

Свердловская область 1,1 6,6 109,0 4,7 52,3 3

Окончание

о.

е

"Я1

еч о см

индикаторы рейтинг

Тюменская область 1,3 4,7 85,7 1,3 2 2 *

ХМАО 0,5 0 1

ЯНАО 1 0

Челябинская область 1,2 11,6 91,8 7,9 57,5 5

Условные обозначения:

П1- Доля внутренний затрат на исследования и разработки в ВРП;

П2 - Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП;

П3 - Численность персонала, занятого в исследованиях и разработках на 10 тыс. занятых в экономике; П4 - Соотношение объема отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации; П5 - Доля затрат на разработку новых продуктов, услуг и производственных процессов в общем объеме затрат на технологические инновации.

Доля внутренний затрат на исследования и разработки в ВРП Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП

Численность персонала, занятого в исследованиях и разработках на 10 тыс. занятых в экономике

Соотношение объема отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации

Доля затрат на разработку новых продуктов, услуг и производственных процессов в общем объеме затрат на технологические инновации

Курганская обл. 1,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

0,75

Тюменская обл.

Челябинская обл.

Свердловская обл.

Рис. 1. Зонная теория по показателям экономической безопасности в инновационной сфере в 2022 году Уральского федерального округа. Составлено авторами на основании [10]

В заключение необходимо отметить, что Уральский федеральный округ имеет большой потенциал для развития инновационной сферы и находится в зоне умеренного риска. В субъектах федерального округа разрабатываются меры по преодолению существующих угроз, что позволит устранить их или нивелировать, повысить уровень жизни граждан, увеличить темпы экономического роста, обеспечить суверенитет экономики и высокую конкурентоспособность отечественных товаров, но для этого важно реализовывать актуальные предложения по развитию инновационной экономики.

Выводы

Основными угрозами инновационной составляющей экономической безопасности в субъектах Уральского федерального округа, которые выявлены в исследовании, являются:

- недостаточная численность исследователей и научных кадров в общей численности населения. Критические низкие значения характерны для Курганской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: соответственно 21,0, 9,1 и 3,1 человек на 10 тыс. занятых в экономике при пороговом значении 120 человек на 10 тысяч занятых;

- неэффективное использование затрат на технологические инновации относительно объема отгруженной продукции в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Тюменской области;

- низкая доля высокотехнологичной продукции в структуре ВРП во всех субъектах. Минимальные значения характерны для Ханты-Мансийского (0,1%), Ямало-Ненецкого автономных округов (0,4%) и Курганской области (2,0%). Максимальное значение отменено в Челябинской области (11,6%), что также меньше значения среднего по Российской Федерации и порогового значения;

- недостаточная для эффективного интенсивного развития экономики доля затрат на исследовательскую деятельность относительно ВРП. Особенно остро угроза проявляется в Курганской области (0,1%), Ханты-Мансийском (0,5%) и Ямало-Ненецком автономных округах (менее 0,1%). Значительный риск сформировался в Свердловской области (1,1%), для которой характерна высокая доля перерабатывающей промышленности. Пороговое значение составляет 2%;

- высокая дифференциация регионов по уровню инновационного развития. Так, Челябинская область по рассмотренным показателям дважды вошла в зону стабильности и трижды в зону умеренного риска, значения этих показателей отклоняются от порогового менее чем на 25%. Курганская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по многим показателям находятся в зонах критического и катастрофического риска: доля затрат на исследования по субъектам не превышает 0,5% ВРП, доля высокотехнологичной продукции составляет 2%, 01% и 0,4% соответственно. В Тюменской и Свердловской областях сохраняются ряд угроз, таких как низкая доля высокотехнологичной продукции в ВРП (соответственно 6,6% и 4,7%), однако часть показателей находятся в зоне стабильности и умеренного риска. Например, доля затрат на разработку новых продуктов относительно общих затрат на технологические инновации в Свердловской области 52,3% при пороговом значении в 50%.

ХМАО

ЯНАО

Инновационная составляющая экономической безопасности регионов Уральского федерального округа имеет значительный потенциал развития, который основан на выгодных стартовых условиях, благоприятном геополитическом положении, диверсифицированной экономике и конкурентных преимуществах в стратегических сферах экономи-

Литература

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ. URL:

1. http://www.kremlin.ru/acts/bank/9973_(Дата обращения 01.08.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Дата обращения 09.08.2024)

3. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41921 (Дата обращения 10.08.2024).

4. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/doc-ument/0001202402280003 (Дата обращения 10.08.2024).

5. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo. gov.ru/document/0001202405070015 (Дата обращения 15.08.2024)

6. Коростышевская, Е.М. Инновационная составляющая экономической безопасности России / Е.М. Коростышевская // Инновации. - 2014. -№ 6 (188). - С. 56.

7. Перегожина, О.Н. Инновации как основа экономической безопасности / О.Н. Перегожина // Российский экономический Интернет-журнал. М.: АТиСО. - 2012. - № 12. - С. 34

8. Сенчагов, В.К., Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности / /В. К. Сенчагов, С.Н. Митяков / Вестник экономической безопасности. - 2011. -№ 5. - С. 44-46.

9. Уральское таможенное управление // Справочная информация о региональной деятельности. Уральский федеральный округ. URL: https://utu.

customs.gov.ru/document/text/163925 (Дата обращения 05.08.2024) 10.Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 01.08.2024).

THE IMPACT OF THE INNOVATIVE COMPONENT ON THE ECONOMIC SECURITY OF REGIONS: USING THE URAL FEDERAL DISTRICT AS AN EXAMPLE

Arkhipova L.S., Manchenko K.S.

Plekhanov University of economics

Due to instability in the global and national economy caused by illegal Western sanctions, ensuring the economic security of the regions of the Russian Federation has acquired particular importance. Its integral part is the innovative component, which largely determines the sovereignty, competitiveness, and growth rates of the country's economy. In this regard, the main goal of the study was to monitor the state of the innovative component of the economic security of the regions and propose measures to eliminate existing challenges and threats. he study was carried out using the example of regions of the Ural Federal District, in which significant socioeconomic and innovative potential has been formed. However, in many of them, threats to the innovation component of economic security remain. The results of the work are based on the results of the zone theory, which made it possible to identify the main challenges and threats to the innovative component of economic security in the constituent entities of the Ural Federal District.

Keywords: regions, economic security, innovation, indicators, threats.

References

1. Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» dated August 23, 1996, N 127-FZ. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/9973 (Date of access: 08/01/2024).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021, No. 400. National security strategy of the Russian Federation. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Access date 08/09/2024)

3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017, No. 208. Strategy for the economic security of the Russian Federation for the period until 2030. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41921 (Access date 08/10/2024)

4. Decree of the President of the Russian Federation dated February 28, 2024, No. 145 Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202402280003 (Date of access: 08/10/2024).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 N 309 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036." Official publication of legal acts. URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (Date accessed 08/15/2024)

6. Korostyshevskaya, E.M. Innovative component of economic security of Russia / E.M. Korostyshevskaya // Innovations. -2014. - No. 6 (188). - P. 56.

7. Peregozhina, O.N. Innovation as the basis of economic security / O.N. Peregozhina // Russian Economic Internet Journal. M.: ATiSO. - 2012. - No. 12. - P. 34.

8. Senchagov, V.K., Using the index method to assess the level of economic security / /V. K. Senchagov, S.N. Mityakov / Bulletin of Economic Security. - 2011. - No. 5. - P. 44-46.

9. Ural Customs Administration // Reference information on regional activities. Ural Federal District. URL: https://utu.customs.gov. ru/document/text/163925 (Date of access: 08/05/2024).

10. Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat. gov.ru/ (Date of access: 08/01/2024).

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.