Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на здоровье человека'

Влияние информационных технологий на здоровье человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1890
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / СТУДЕНТЫ ПОДГОТОВКИ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Борисова Маргарита Викторовна, Мусохранов Андрей Юрьевич

Статья посвящена проблеме влияния информационных технологий (IТ) на здоровье человека. Исследование проводилось с целью определения средств безопасности поведения будущих специалистов IТ. Анализ научной литературы, мониторинговые исследования показывают, что студенты направления подготовки «Прикладная информатика», будущие специалисты IT не владеют необходимыми знаниями безопасности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Борисова Маргарита Викторовна, Мусохранов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of information technologies on human health

The article is devoted to the problem of the impact of information technology (IT) on human health. The study was conducted to determine the means of behavior security of future professionals in IT. Analysis of the scientific literature, monitoring studies show that students of the direction of training "Applied Informatics", future IT specialists do not have the necessary knowledge of safety.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на здоровье человека»

выполнения профессиональных задач.

На четвертом году обучения, так же, как и на третьем значительного изменения показателей не наблюдалось. Что на наш взгляд связанно с изменением направленности подготовки в сторону технико-тактической подготовки, которая в значительной мере не способствует изменению функционального состояния.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что лишь на втором курсе, по сравнению с другими годами обучения, происходит рост показателей функционального состояния организма. Причина в этом, на наш взгляд, заключается в высоком уровне мотивации курсантов, связанного с изучением нового материала, а также снижения заданий, связанных с развитием функционального состояния, что определяет необходимость совершенствования содержания и разнообразия программ физического воспитания.

Контактная информация: taekvondoroman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2018

УДК 378

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Нина Александровна Мелешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Маргарита Викторовна Борисова, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Мусохранов старший преподаватель, Кемеровский институт (филиал) Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния информационных технологий (1Т) на здоровье человека. Исследование проводилось с целью определения средств безопасности поведения будущих специалистов 1Т. Анализ научной литературы, мониторинговые исследования показывают, что студенты направления подготовки «Прикладная информатика», будущие специалисты IT не владеют необходимыми знаниями безопасности труда.

Ключевые слова: здоровье человека, специалисты информационных технологий, безопасность труда, студенты подготовки «Прикладная информатика, организация труда».

IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON HUMAN HEALTH

Nina Alexandrovna Meleshkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Margarita Viktorovna Borisova, the senior teacher, Andrey Yurievich Мusokhranov, the senior teacher, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Annotation

The article is devoted to the problem of the impact of information technology (IT) on human health. The study was conducted to determine the means of behavior security of future professionals in IT. Analysis of the scientific literature, monitoring studies show that students of the direction of training "Applied Informatics", future IT specialists do not have the necessary knowledge of safety.

Keywords: human health, information technology specialists, labor safety, students of training "Applied Informatics, labor organization".

ВВЕДЕНИЕ

Проблема безопасности поведения специалистов информационных технологий на предприятии является важной составляющей социально-экономической безопасности предприятия. По мере интеграции информационных технологий в общество и превращения его в цифровое общество значение IT- специалистов растет быстрыми темпами, вследствие чего важность понимания безопасного труда специалистов IT также растёт.

Безопасное поведение труда специалистов ИТ, по нашему мнению, это комплекс мероприятий и правил по предупреждению и ликвидации опасности грозящая индивидууму в процессе его труда и жизнедеятельности. Для каждой области деятельности человека существует определенный комплекс таких мероприятий и правил. Определим безопасное поведение туда для специалистов из отраслей информационных технологий.

В данный комплекс входят группы мероприятий и правил:

• правила, рекомендации и мероприятия здорового образа жизни;

• правила и мероприятия пожарной безопасности;

• правила эксплуатации технического оборудования;

• правила и мероприятия безопасного использования интернета;

• правила и меры оказания первой медицинской помощи и др.

Также к специалисту 1Т может быть предъявлено требования по охране туда для программистов (операторов) ПЭВМ [1], регулирующие его безопасное поведение, которое позволит предупредить неблагоприятные воздействия организма: перенапряжение зрительного анализатора при работе за экраном дисплея; длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам программиста; повышенный уровень шума; ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых являются видео дисплейные терминалы; статическое электричество и др.

Анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития образования, преподавателей волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, уровень физического развития, отсутствие знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, что и определило выбор темы нашего исследования - «Безопасное поведение будущих специалистов информационных технологий».

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью нашего исследования являлось проанализировать и изучить характер безопасности поведения среди 1Т-специалистов.

Мы предполагали, что безопасное поведение труда студентов направления подготовки «Прикладная информатика» зависит от знаний профилактических мер работы за компьютером, о здоровье человека, здорового образа жизни и решали следующие задачи:

1. Выявить характер безопасного поведения специалистов 1Т, рассматриваемый как фактор безопасного здоровья.

2. Выделить содержание компонентов факторов риска работы за компьютером.

3. Собрать данные методом онлайн-анкетирования среди 1Т-специалистов России; среди студентов направления подготовки «Прикладная информатика».

Методологической основой исследования явились концепции ученых по проблеме исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

В качестве теоретических методов исследования мы использовали: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта по теме исследования.

В качестве эмпирических методов исследования мы использовали: наблюдение, беседы, а также онлайн-анкетирование, результаты которого обрабатывались методами статистической обработки и графического анализа экспериментальных данных.

В процессе констатирующего эксперимента с целью проанализировать и изучить характер безопасности поведения среди 1Т-специалистов, был проведен мониторинг среди студентов 1-2 курса вуза и онлайн-анкетирование, в котором приняли участие 1Т-специалисты России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения первой задачи, выявить характер безопасного поведения специалистов 1Т, рассматриваемый как фактор безопасного здоровья. Всем респондентам было

предложено ряд вопросов для формирования критериев оценки безопасного поведения респондентов.

Нами было проведено онлайн-анкетирование с использованием приложения Google Forms входящий в офисный пакет Google Drive, поставляемая корпорацией Google.

После обработки анкет были получены данные о состоянии безопасного поведения IT-специалистов и контрольной группе студентов. Полученные табличные данные были нормированы от 0 до 1 (0-100%). Полученные нормированные показатели представлены в карте (рисунок 1). Необходимо отметить, что были получены данные только об основных показателях безопасного поведения IT-специалистов. На рисунке 2 приставлена структура выборки IT-специалистов России.

Карт пока»'теней бе юп&смн о поведения ИТ-специалистов

IBSBSaSb- НЕйЯк I I ШкГЛ

Субъективный общий показатель Общий покатель здоровья Коэффициент самочувствия К(нффии1к"ц| проблемы со слухом Коэффициент проблемы со зрением Ко»|н|нЩПС1П проблемы с памятью Коэффициент интеллектуальной вовлеченности Коэффициент огды шин Коэффициент присутствия оолегс Ко :п:|и|ии]||си i гимнастики на перерывах Ко л[к|>ишк'н I утренней гимнастики

КОЭффИЦНеНТ фКЗНЧбСКОЙ 1И1ф\1КИ (ломill Коэффициент физтеской и игру;ки II . paekriv) Ко »|н|нщпсп| увлеченности спортом Коэффициент употребление IIIгши

< < < < <

О(1,0%-2{1,0% В 20,0°/И(1.(1% ■40,01!'»-6(),0% ОВД,(|%-80Г0% ?р,(1%-1(Ю,0%. Рисунок 1 - Карта показателей безопасного поведения 1Т-специалистов (А1-А20 - 1Т-специалисты России, В1-

В8 - студентов)

Доля респонднруемых городов

|Ленннск-нодар, 5%| [Кузиедкий, 3%|

Росток на Лот', |5% Химки, У/о

рб>-рг,

Саи1:т-Петер5;.рг. Южно-

10% ' Touce, 5% Сахалинск, 5%

Рисунок 2 - Количество респондентов, сгруппированных по городам

На рисунке 3 мы представили время использования компьютеров респондентами и точечный график, по горизонтали (X) количество времени которое отводит каждый респондент на использование настольного компьютера, по вертикале (У) - время использования мобильных компьютеров. Как видно формируется группа светлых точек, это Неспециалисты (45% из выборки, большинство), которые могут трудится сверхурочно, или трудится вне работы, у этой микрогруппы существует риск вреда здоровью, так как по данному критерию их поведение не безопасно.

Также стоит отметить, что линейная зависимость между использованием мобильного и настольного ПК крайне слабая. 1Т-специалисты тратят в среднем по 3 часа в сутки за своими мобильными устройствами, в то время как в среднем 7,14 часов в сутки за

настольным ПК. Студенты из контрольной группы немного чаще соблюдают нормы. Время использования компьютеров (часы в неделю)

180 160 140

^ 120

^

3 100 и

I 80

ю ! 60

40

20

0

• = 0,6017х + 13,657 Я2 = 0,3861

у

• -•...е...;::.....

,0001

•ф • ИЦ • • •

Контрольная группа ИТ-специалисты России

Линейная (Контрольная группа)

Линейная (ИТ-специалисты России)

50

100

Настольные ПК

150

200

Рисунок 3. Точечное распределение ответов респондентов

Нормирования времени использования компьютера взрослым человеком явно неустановленное, но его можно высчитать для 8 часовой смены на основании требований СанПиН [2]: осуществить организацию перерывов в трудовой деятельности продолжительностью от 10 до 15 минут; проводить такие перерывы через каждый час работы. В таком случае перерыв должен длиться от 80 до 120 минут, следовательно, время безопасного использования компьютеров составит 360 минут или 6 часов. При дальнейших расчетах будем придерживаться 42 часов как нормы времени использования компьютера в неделю. Применяя нормы к расчетам можно получить соотношение, представленное на рисунке 4.

Соблюдение нормы использования ПК

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Вне нормы, ИТ-специалисты России

В норме, ИТ-специалисты России Вне нормы, Контрольная группа В норме, Контрольная группа

17,9%

14,3%

Настольные ПК Мобильные ПК

Рисунок 4 - Соотношение респондентов соблюдению норм использования компьютеров

Для дальнейшего сравнения общей выборки и контрольной группы необходимо произвести нормировку показателей, привести нечисловые качественны показатели к числовым нормированным от 0 до 1. В обработке исходные данных использовались два метода нормировки. Так как ответы на вопросы разработаны так чтобы шкала начинается с нуля

то хтт

у(х) =

-; при хт1п = 0 (1)

0

Формула (1) используется для дискретных вылечены признаков (вопросы об оценке от 0 до 5 и от 0 до 10).

¡1, если "да" 0, если "нет" (2) 0.5, в иных ответах

Формула (2) используется для нечисловых качественных величин для приведения их к промежутку [0,1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УОБЩ

1+а-Ь

(3)

где а 6 [0,1] — среднее арифметическое по положительным показателям,

Ь 6 [0,1] — среднее арифметическое по отрицательным показателям Формула (3) используется для расчета общего показателя здоровья, логически она объяснятся так - если у индивида одинаковое ср. арф, как положительным факторам, так и отрицательных, то его здоровье является средним, если ср. арф. положительных факторов больше, то - выше среднего, иначе ниже среднего.

Для расчета субъективного показателя здоровья используется среднее арифметическое общего показателя здоровья и коэффициент самочувствия.

Представленными выше методами расчета была получена карта показателей здоровья (рисунок 5).

Соотношение показателей здорового образа жизни между выборками

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

11% 11%

25% 29%

11% > 7%

29% 29%

1 2-3 4-5 Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет 1-5 6-8 9-10

Прием пищи (раз в Физические Физические Утренняя Гимнастика в Самочувствие

день) нагрузки на нагрузки гимнастика рабочих

работе дома перерывах

ИТ-специалисты □ Контрольная группа

Рисунок 5 - Соотношение показателей здорового образа жизни

В ходе опроса было отмечено, что больше половины 1Т-специалистов увлечены спортом, это положительно сказывается на их здоровье, что подтверждает графа «самочувствие» на рисунке 5. У 80% 1Т-специалистов самочувствие выше среднего. Большинство как студентов, так и специалистов физически не нагружены на учебе или работе, но дома положение дел становиться обратным. Подавляющие большинство не проводят гимнастику как утром, так и в перерывах.

Проведенное исследование позволило выделить содержание компонентов факторов риска работы за компьютером. К ним мы отнесли две группы факторов: 1 группа, включает различные заболевания, полученные в связи с использованием различных гаджетов, компьютеров, мобильных телефонов и т.д. (болезни глаз, расстройства нервной системы и др.), 2 группа, организация труда безопасного поведения специалистов информационных технологий [2].

ВЫВОДЫ

Таким образом, исходя из нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Характер безопасного поведения студентов контрольной группы оставляет желать лучше, существуют риски и угрозы здоровья, однако средняя арифметическая общего показателя здоровья выше среднего 59%. Характер безопасного поведения IT-специалистов в целом хуже, чем у студентов контрольной группы, однако средняя арифметическая общего показателя здоровья выше среднего 56%.

Необходимо ответить, что данная тема исследования требует более детальной проработки по критериям, а также необходимо увеличить объем выборок среди респондентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция по охране труда для программиста ПЭВМ // URL : http://prom-nadzor.ru/content/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-programmista-pevm (дата обращения: 01.12.2018).

2. Медведев, С.А. Информационные технологии и здоровье человека / С.А. Медведев, Д.И. Мурашко, В.В. Ермолаева // Молодой ученый. - 2018. - № 22. - С. 55-57.

3. Нормировка показателей. Подготовка, обработка, анализ и представление данных // URL : https://psytest.wordpress.com/data_treatment/normalization_indicator (дата обращения: 01.12.2018).

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" // URL : http://base.garant.ru/4179328 (дата обращения: 01.12.2018).

REFERENCES

1. Instruction on labor protection for the programmer's PC, available at: http://prom-nad-zor.ru/content/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-programmista-pevm

2. Medvedev, S.A., Murashko, D.I. and Ermolaeva, V.V. (2018), "Information technologies and human health", Young scientist, No. 22, pp. 55-57.

3. The normalization of the indicators. Preparation and processing, analysis and presentation of data, available at: https://psytest.wordpress.com/data_treatment/normalization_indicator

4. Resolution of the Chief state sanitary doctor of the Russian Federation of June 3, 2003 N118 about introduction of sanitary and epidemiological rules and standards of SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03"''available at: http://base.garant.ru/4179328.

Контактная информация: nina.melechkova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.12.2018

УДК 796.386

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЦП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ

Александр Павлович Михайловский, кандидат педагогических наук, доцент, Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)

Аннотация

В данной статье рассматривается управление процессом совершенствования двигательных действий теннисистов с ограниченными возможностями здоровья, основой которого является использование тренажерных устройств. Для изучения влияния тренажёрных устройств организовано исследование в результате которого были выявлены особенности двигательных способностей и особенностей юношей теннисистов с последствиями ДЦП.

Ключевые слова: двигательное действие, тренажерные устройства, настольный теннис, методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.