Научная статья на тему 'Влияние информационной среды на культуру речи обучающейся молодежи'

Влияние информационной среды на культуру речи обучающейся молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1028
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЧЬ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION STRESS / MEDIA EDUCATION / LANGUAGE / CULTURE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грибина Людмила Владиславна, Пазова Любовь Михайловна

В данной статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты влияния информационной среды на культуры речи обучающейся молодежи. Проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что информация из Интернета без критического ее осмысления негативно сказывается на развитии речи (устной, письменной) студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Грибина Людмила Владиславна, Пазова Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of information environment on students’ speech culture

The article considers some of the theoretical aspects of the impact of information medium on students’ speech culture. The conducted experiment has confirmed the hypothesis that the Internet information has a negative effect on students’ speech (oral, written) in case it is not reflected critically.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной среды на культуру речи обучающейся молодежи»

УДК 378:338.48 ББК 74.58 Г-48

Грибина Людмила Владиславна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(8772)547650;

Пазова Любовь Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(8772)538223.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА КУЛЬТУРУ РЕЧИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (рецензирована)

В данной статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты влияния информационной среды на культуры речи обучающейся молодежи. Проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что информация из Интернета без критического ее осмысления негативно сказывается на развитии речи (устной, письменной) студентов.

Ключевые слова: информационная среда, информационный стресс, медиа-образование, речь, культура речи.

Gribina Lyudmila Vladislavovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Russian language and Teaching Methodology of FSBEI HE "Adygh State University", tel.: 8 (8772) 547650;

Pazova Lyubov Michailovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Russian language and Teaching Methodology of FSBEI HE "Adygh State University", tel.: 8(8772)538223.

INFLUENCE OF INFORMATION ENVIRONMENT ON STUDENTS'

SPEECH CULTURE

(reviewed)

The article considers some of the theoretical aspects of the impact of information medium on students' speech culture. The conducted experiment has confirmed the hypothesis that the Internet information has a negative effect on students' speech (oral, written) in case it is not reflected critically.

Keywords: information environment, information stress, media education, language, culture of speech.

В настоящее время сложились такие условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), от умения быть коммуникативным, эффектно вести переговоры, от знания речевого воздействия, убеждения.

Исследования о роли информационных процессов и влиянии информационной среды на обучающуюся молодежь отражены в трудах зарубежных и отечественных авторов (Э. Гидденс, М. Кастельс, П. Дракер, Д. Бэлла, Э. Тоффлер; Н.Н. Моисеев, И.С. Мелихин, Г.Р. Громов, М.Ю. Арский, Г.Н. Исаев и др.). В настоящее время имеются интересные работы, посвященные исследованию информационной безопасности студентов (В.Л. Цирлов, А.М. Кулькин, В.М. Петров, Э.Л. Семенюк, В.А. Фокеев и др.). В исследованиях подобного типа дается качественная оценка изменений, происходящих в процессе социализации студенческой молодежи с учетом гетерогенного

информационного пространства. Не претендуя на исчерпывающий анализ заявленной темы, остановимся, на наш взгляд, на некоторых наиболее важных ее аспектах. Надо отметить, что затронутая проблема актуальная в наши дни, интересная, серьезная, многоаспектная и не имеющая однозначного решения.

Термин «информационная среда» происходит от многозначного слова «информация» (лат.1пГогша1;юп - разъяснение, изложение), имеющего пять значений. «Информационная среда» широкое распространение получила по первому значению: сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами [1; 249]. Средства информации - это пресса, радио, телевидение, электронные информационные системы. Наибольшими воздействиями на потребителя обладают компьютерные технологии, потому что они ставят этого потребителя в положение активного соучастника информационного материала. В настоящее время информационная среда справедливо вызывает тревогу у специалистов различного профиля, так как она таит в себе опасность активного манипулирования сознанием учащихся, студентов, нанося психологический и физиологический вред их здоровью.

Информационная среда включает в себя информационные потоки и информационные влияния, которые испытывает индивидум, характеризуется совокупностью факторов, способных оказать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие. Эта среда выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует человеку нормы, ценности, мировоззрение, установки и стереотипы поведения. Информационное воздействие всегда носит психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, через психические механизмы головного мозга, которые кроме позитивных влияний, порождают негативные проблемы. Основными факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска, являются: 1) объем, полнота информации, точность, доступность; 2) адекватность полученной информации, перегрузка оперативной памяти человека, организация информационных потоков в соответствии с алгоритмами деятельности [2].

Психологи, физиологи и психолингвисты в теорию и практику влияния информационной среды активно вводят понятие «информационный стресс». Информационный стресс характеризуется тем, что «человек не справляется с поиском нужного алгоритма, с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом ритме. Информационный стресс может возникнуть при поиске, хранении, использовании информации. Так, глобальные компьютерные сети позволяют воздействовать на сознание человека, минуя контроль его разума» [3].

Современный человек с раннего возраста погружен в информационную среду: телевидение, радио, компьютерные игры, Интернет, книги, журналы, учебники, учебные пособия. С такой обширной и разнообразной информацией необходимо умело общаться, извлекать из нее пользу. От получаемой информации во многом зависит формирование отношения подрастающего поколения к жизни, формирование мировоззрения молодого человека, его собственной позиции. Неумение правильно выбрать значимое из информационных потоков не способствует достижению социальных и личностно значимых целей. Помочь обучающейся молодежи не впасть в информационную зависимость, обрести умение сосредоточивать внимание на смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определенным умозаключениям, - все это важная социально-педагогическая задача. Пользователи Интернета стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, «аське». Студенты много времени проводят у экранов телевизоров, у мониторов

компьютеров, где не требуется ответа, живого общения. В связи с этим возникло медиаобразование - это изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Медиаобразование - новейшее направление в педагогике, призванное не только изучать закономерности воздействия информационной среды на массовое сознание и сознание отдельного человека, но и готовить новое поколение к жизни в современном информационном пространстве. Медиаобразование должно научить потребителей воспринимать различную информацию, понимать, интерпретировать и осознавать последствия ее воздействия на психику, здоровье, жизнедеятельность и развитие речи (устной и письменной). Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене разнообразной информацией, познании, образовании. Человек на протяжении всей жизни совершенствует свою связную речь, овладевая богатствами языка, его различными изобретательно-выразительными средствами. Каждый возрастной этап в жизни человека вносит что-то новое в речевое развитие индивидуума.

Любой из студентов, обучающийся в вузе, понимает, что признаками искусной, хорошей, грамотной речи являются ее лексическое богатство, точность, выразительность, эмоциональная насыщенность, логичность, образность, интонационное разнообразие. Подчеркивается содержательность, информативность, структурированность, последовательность, связность речи. Обращается внимание на особенности построения разных типов высказывания в диалоге, монологе, полилоге. Однако мало понимать, осознавать, необходимо каждому человеку добиваться высокого уровня владения устной и письменной речью.

Нельзя не отметить, что в настоящее время наблюдается противоречие: с одной стороны интерес к русскому языку за рубежом растет, значительная часть людей на постсоветском пространстве и в ближнем, и в дальнем зарубежье владеет русским языком, за статус русского языка в мировом масштабе можно порадоваться, а в России мы теряем русский литературный язык. Наметилась тенденция в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, канцеляриумов, вульгаризмов, жаргонизмов, в несоблюдении культурно-речевых и этических норм, в отклонении от орфоэпических академических норм, прослеживаются стандарты и штампы английской и англо-американской речи, и не последняя роль принадлежит информационной среде в пропаганде данной лексики.

В настоящее время социокультурная ситуация показывает значительное снижение культуры речи обучающейся молодежи. В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне; ее усеченность - на уровне построения простого осложненного предложения; сложного предложения и полипредикативных сложных конструкций. Интенсивный рост заимствований, употребление компьютерного жаргона отрицательно сказывается на речи обучающейся молодежи. В.И. Даль писал: «Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо опошлить донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы» [4]. В создавшихся условиях перед современной высшей школой встает серьезная задача поиска эффективных средств обеспечения выпускнику вуза получения не только навыков профессиональной деятельности, но и развития устной и письменной речи, владения литературным языком: нормативными, коммуникативными и эстетическими его компонентами. Речь обучающейся молодежи не интерноризуется, не является «своей», индивидуальной. Изучить степень влияния информационной среды на развитие речи студентов Адыгейского государственного университета нам позволили следующие вопросы и задания:

1. Компьютер - источник обучения, общения, самовыражения, творчества, креатива.

2. Компьютер - источник формирования умений и навыков самостоятельного поиска необходимой информации, анализа и оценки информации, владение навыками использования информационных технологий.

3. Компьютер - организация эффективного информационного общения с вузом, сайтом факультета, преподавателями, библиотеками, одноклассниками, друзьями, родителями (последнее для иногородних студентов).

Обработка полученной информации - это прежде всего ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной цели, для перспективы и условий признания успешности высокого социального статуса обучаемой молодежи. Основная масса респондентов (48%) отметила прямую зависимость от информационных средств; 33,7% предпочтение отдали лекциям, учебникам, лингвистическим словарям, справочникам пособиям (бумажным носителям); 13,3% студентов вуза посещают библиотеки. Изучение на практике предмета исследования предполагало его опытно-экспериментальную проверку. Констатирующий эксперимент проводился с целью определения культуры речи студентов, что является необходимым условием успешного обучения в высшем учебном заведении. Авторами статьи, имеющими большой опыт работы в вузе, были разработаны одни и те же задания для студентов, предпочитающих информационную среду (1-я группа) и классическое обучение (11-я группа) с целью выявления уровня развития культуры речи. Результаты выполненных заданий показали, что студенты 11-ой группы лучше справились с заданием (поставить ударение в данных словах), в то время, как студенты 1-ой группы допустили ошибки в постановке ударения в словах: свАты, тОрты, бАнты, бАлуясь, блАговест, вОра, вручИт, слИвовый, столЯр. 65,8% студентов 11-ой группы справились с заданием на владение норами в области формообразования имен существительных в именительном и родительном падежах. Студенты 1-ой группы (56,4%) допустили ошибки в употреблении слов: директора, конструкторы, принтеры, флюгера, драйверы, плейеры; браслетов, купонов, ампер, вольт, погон, брелоков, апельсинов, джинсов, вензелей, полотенец, томатов, манжет, байтов, вафель. 59% студентов 11-ой группы определили грамматические ошибки в предложениях: нельзя не отметить высокой активности аудитории. Такое поведение не свойственно для образованного человека. Нужно учить правила во избежание ошибок. Я взял телефон, лежащий на столе, и который принадлежал другу. Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника». Эта статья не только адресована специалистам, а также широкому кругу читателей.

Проведенный эксперимент позволил выявить уровень сформированности культуры речи студентов и определить негативные условия, влияющие на нее, и прийти к следующим выводам:

1. Интернет информация без критического ее осмысления негативно сказывается на качестве подготовки студентов к учебным занятиям.

2. Информационно-технические процессы ведут к дегуманизации общества, разобщенности людей, равнодушию.

3. Обучающаяся молодежь теряет способность адекватно анализировать информацию и принимать самостоятельные решения на ее основе.

4. Информационная среда будет положительно влиять на развитие культуры речи студентов, если подвергать анализу информационный материал из всех видов источников; обучать выбору социально и личностно значимого для учебного процесса из информационного потока.

Таким образом, возрастающая роль информационной среды в условиях постиндустриального общества ставит ряд актуальных проблем, не имеющих однозначного решения. Свободное владение русским литературным языком, умение общаться, вести грамотный диалог и добиваться успеха в процессе коммуника-ции - это неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности будущего педагога.

Литература:

1. Арский Ю.М. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе: учебное пособие. М.: ВИНИТИ, 2006. 489 с.

2. Исаев Г.Н. Информационные технологии: учебное пособие. М.: Омега, 2013. 464 с.

3. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности: краткий курс. М.: Феникс, 2009. 187 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 2004.

736 с.

5. Бочкарева Т.С. Развитие речевой культуры студентов университета: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. Оренбург, 2012. 21 с.

6. Захарченко Е.Н., Комарова Л.И., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М.: Азбуковик, 2013. 784 с.

References:

1. Arsky Y.M. Infosphere: Information structures, systems and processes in science and society: a textbook. M.: RISTI, 2006. 489p.

2. Isaev G.N. Information technologies: a textbook. M.: Omega, 2013. 464p.

3. Tsirlov V.L. Information security fundamentals: a brief course. M.: Phoenix, 2009.187p.

4. Dal V.I. Explanatory dictionary of Russian language. M.: Citadel, 2004. 736p.

5. Bochkareva T.S. Development of speech culture of university students: abstr. of diss. .... Cand. of Ped. Sciences: 13.00.01: Orenburg, 2012. 21 p.

6. Zakharchenko E.N., Komarova L.I., Nechayeva I.V. New dictionary offoreign words. M.: Azbukovik, 2013. 784p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.