Научная статья на тему 'Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориентаций современных старшеклассников'

Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориентаций современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожогина Е. М.

Статья посвящена изучению особенностей взаимодействия современных старшеклассников с различными средствами ИКТ, в частности, глобальной сетью Интернет. Проанализированы изменения в струк­туре ценностных ориентаций, вызванные активным протеканием процесса киберсоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориентаций современных старшеклассников»

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СИСТЕМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Ожогина Е.М.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена изучению особенностей взаимодействия современных старшеклассников с различными средствами ИКТ, в частности, глобальной сетью Интернет. Проанализированы изменения в структуре ценностных ориентаций, вызванные активным протеканием процесса киберсоциализации.

Современные подростки - это первое поколение, рожденное в эру цифровых технологий. Они легко осваивают медиа пространство, делая его неотъемлемой частью своей жизни. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) представляют собой совокупность технологий, которые обеспечивают фиксацию информации, а также её обработку, передачу, распространение и раскрытие. Средствам ИКТ являются компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Коммуникативная особенность новых информационных технологий, а особенно сети Интернет, проявляется в том, что пользователь компьютера вступает в диалог с живым собеседником, с содержанием найденной информации, и опосредованно с автором гипертекста.

Всемирная Сеть предоставляет обширные возможности для общения, работы, самореализации, отдыха и т.д. Это целый виртуальный мир, который был когда-то создан людьми, а теперь живёт своей жизнью и простирает своё влияние вовне. В нём каждый может общаться с каждым, со всеми или с некоторыми одновременно. Возникают абсолютно новые феномены, не существовавшие ранее: блоги, социальные сети, индивидуальные масс-медиа и т.д. Как справедливо отмечает В.А. Плешаков, Интернет становится для человека новым жизненным пространством, которое изменяет многие сферы: общение, отдых, развлечение, познание, получение образования, удовлетворение различных потребностей. Меняется восприятие внешнего мира и виртуальной реальности. Интернетизация личного пространства сама по себе становится новой актуальной потребностью современного человека. Использование компьютерных и информационных технологий влияет на жиз-

* Аспирант.

недеятельность человека существенным образом, провоцируя процесс качественных изменений в структуре самосознания и мотивационно-потреб-ностной сферы личности. Этот процесс представляет собой социализацию личности в киберпространстве, - «киберсоциализацию» (термин введён в научный оборот В.А. Плешаковым в 2005 г.) [1, с. 24-35].

На наш взгляд, в настоящее время, наиболее активно процесс киберсоциализации протекает в старшем подростковом возрасте. Для этого имеются все предпосылки. В личностной сфере происходит развитие и осознание подростками своих способностей и интересов, формирование самосознания и мировоззрения, усиление личностной рефлексии, стремление к самоопределению. С 15-16 лет юные авторы становятся способны создавать и вести продолжительное время сетевые дневники и блоги, наполненные личными переживаниями и размышлениями. В сфере общения подростки стремятся расширять контакты с внешним миром, учатся производить приятное впечатление на окружающих, выражать мысли логично и отстаивать собственное мнение. Для этой цели они выбирают социальные сети, форумы, чаты, общаются в опНпе-играх и через программу 8куре. Помимо этого, развитие технических навыков позволяет подросткам иметь неограниченный доступ в Сеть и использовать её для поиска разного рода информации, самовыражения, проведения своего досуга и т.д.

Киберсоциализация влияет на усвоение молодёжью социальных норм, изменение мотивов и установок, формирование ценностных ориентаций. Последние, как известно, являются важнейшим компонентом структуры личности, объединяя в себе мотивацию и мировоззрение. В них объединяется накопленный человеком жизненный опыт, который позволяет сознательно выбирать стиль поведения, учитывая внешние обстоятельства. Ценностные ориентации выступают в качестве осознаваемой части системы личностных смыслов. Их формирование происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне, под влиянием социума и собственной активности личности.

С целью определения влияния средств ИКТ на ценностные ориентации современных старшеклассников, нами было проведено анкетирование обучающихся МОУ «Гимназия № 7» (г. Раменское). Исследование длилось с января по март 2011-2012 учебного года. В качестве диагностического инструментария использовалась методика диагностики ценностных ориентаций (М. Рокич) [2], а также разработанные нами вопросы. В исследовании приняли участие школьники трёх 11 классов, из них 54 % юношей и 46 % девушек. Всего было получено 46 анкет, и все из них приняты к обработке. Средний возраст респондентов 16,9 лет.

Согласно полученным данным, подростки проводят за компьютером от 3,6 до 4,2 часов в день. У юношей эта цифра ниже (от 2,5 до 3), а у девушек -выше (от 4,7 до 5,4). Для кого-то это просто фон, а кто-то проводит за ним

всё свободное время. Некоторые опрошенные указывали, что в выходные уделяют компьютеру больше времени, чем в будни.

Следующий вопрос касался того, в каких социальных сетях у подростков имеется свой профиль. В итоге оказалось, что у 96 % опрошенных есть личная страница в социальной сети и зачастую не в одной. Наиболее популярной является сеть «Вконтакте», где зарегистрировано 83 % опрошенных. Далее следует русифицированная версия «Facebook» (41 %). С большим отрывом от неё находится сервис микроблогов Twitter (13 %).

Что же интересно делать старшеклассникам в Сети? Условно, виды активности опрошенных были разделены нами на три группы: познание, развлечение и общение, получившие 41, 32 и 26 % высказываний соответственно. В первую, самую большую группу нами были отнесены ответы, касающиеся подготовки к выполнению школьных заданий и ЕГЭ, чтение новостей, поиск ответов на интересующие их вопросы, просмотр познавательных фильмов. С целью развлечения, на наш взгляд, подростки смотрят видео, скачивают музыку, заходят на развлекательные сайты, читают комические статьи и играют. Заметим, что упоминание о компьютерных играх встретилась нам всего два раза. Подростки также используют социальные сети для просмотра обновлений у друзей, общения с ними и появления новых знакомств. Сеть предоставляет также большие возможности для самовыражения и самоанализа, однако этот потенциал не задействован у подростков. О таких видах деятельности как писательство (фрикрайтерство) и ведение блога заявила только одна девушка.

Анализ результатов, полученных по методике М. Рокича, показал, что среди тех терминальных ценностей находятся здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, а также уверенность в себе и развитие. В этом перечне явно выражена большая значимость для подростков личной, чем профессиональной жизни. Примечательно также то, что счастливая семейная жизнь, интересная работа, свобода или материально обеспеченная жизнь не являются особо важными для старшеклассников. Девушки ставят на первое место любовь, вот почему счастливой семейной жизни отведено в числе их приоритетов важное место, а юноши больше ценят друзей, здоровье и активную деятельную жизнь.

В группу отвергаемых попадает ценность общественного признания. Вероятно, это может объясняться тем, что успешность не имеет для них чёткой привязки к известности: стать обеспеченным человеком, не обязательно значит быть знаменитым. Развлечения также не являются ценностью для опрошенных, поскольку и так составляют неотъемлемый атрибут повседневной жизни школьников. Эта потребность уже удовлетворяется, в частности, посредством времяпрепровождения в сети Интернет. Старшеклассникам также чужда забота о счастье других, что говорит об их эгоцентризме. Они не видят

ценности в творчестве, а также красоте природы и искусства. Юноши ставят на последние по значимости места счастье других и творчество. Девушки же меньше ценят продуктивную жизнь и мудрость.

В число предпочитаемых инструментальных ценностей входят: 1) коммуникативные ценности (воспитанность, честность); 2) этические ценности (ответственность, самоконтроль) и 3) ценности дела (образованность). В группу отвергаемых попадают ценности принятия других людей (чуткость, широта взглядов), а также ценности самоутверждения (непримиримость к недостаткам, высокие запросы) и аккуратность. У юношей наблюдается чёткая иерархия терминальных ценностей. Девушкам же сложнее отдать предпочтение какому-либо одному качеству, поэтому четыре из первой пятёрки делят между собой 2 и 3, а также 4 и 5 места. Хотя твёрдая воля важна и тем, и другим, юноши предпочитают опираться в жизни на рационализм и независимость, а девушки - на терпимость и исполнительность. Для старшеклассниц автономность и рациональность не играет особой роли, вероятно, поэтому они больше любят общаться и полагаться на чувства. В то же время юноши не стремятся быть исполнительными, аккуратными и чуткими.

Получается, что для пользы дела подростки готовы пренебречь и личными отношениями и чувствами других людей. Мы также можем наблюдать достаточно противоречивое отношение подростков к окружающим. Оно может меняться с высокого уровня лояльности на прямо противоположное: неприязнь и отторжение. Это связано с отсутствием чуткости и понимания чувств другого. Хотя подростки много общаются со сверстниками в реальной жизни и в условиях виртуального мира, им не достаёт способности понимать чувства другого человека и сопереживать ему, т.е. эмпатии, а также внимания к своему внутреннему миру, переосмысления происходящих событий и явлений, т.е. рефлексии.

Проведённое нами исследование позволяет заключить, что компьютер играет не последнюю роль в жизни подростков. Однако они воспринимают его всего лишь как средство общения, получения информации или отдыха. Нами не было выявлено отклонений и девиаций в этом плане, тем не менее, мы можем констатировать, что наблюдается высокая степень привязанности к компьютеру. Об этом свидетельствует как значительное время, проводимое в Интернете, так и количество персональных страниц в социальных сетях. Подросткам в Сети нравится общаться, следить за жизнью других, узнавать мнение о себе и, что называется, «отражаться», пользоваться авторитетом и уважением у окружающих. Как уже было отмечено нами ранее, современная молодёжь легко осваивает последние достижения техники. Несмотря на то, что они владеют компьютером на уровне продвинутых пользователей, Интернет они используют только для познавательного чтения, общения и развлечения. Кроме того, сфера их интересов ограничена.

Общение в виртуальной реальности носит не полноценный характер: эмотиконы выражают достаточно ограниченный набор чувств, чаще всего, отрицательных. Речь стремится к упрощению, нередко используется арго. Из-за отсутствия реального общения, эмоции и чувства других людей остаются для подростков несущественной деталью. Специально заниженный уровень произведений медиакультуры и стиль треш-арта как таковой порождает любование эстетикой безобразного. Всё это приводит к обесцениванию достижений классической культуры. Подростки остаются эмоционально незрелыми и не развиваются в духовном плане.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о дезинтеграции нравственных ценностей, аномии. Мы присоединяемся к точке зрения А.Т. Хурие-ва, который отмечает, что «суть ценностного кризиса заключается в «невпи-санности» любой возможной нравственно-осознанной деятельности в какой-либо реально существующий или проектируемый строй исторического бытия, в обессмысливании всяких усилий индивида, если они не сводятся к элементарному выживанию» [3, с. 134]. В ситуации, когда стираются границы представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, красивом и безобразном, подросток воспринимают существующую аномию как норму. При этом большие возможности саморазвитии и решению жизненных проблем, которыми обладает Сеть, подростками не используются.

Таким образом, мы не можем игнорировать привязанность подростков к Сети, поскольку они проводят в ней половину своего свободного времени, а иногда и больше. Без поддерживающей помощи взрослого и при отсутствии собственной нравственной иерархии ценностных ориентаций, логично предположить, что верх возьмут ценности большинства. Поэтому задача педагогов, работающих с подростками данной возрастной категории крайне сложна. Им нужно научить старшеклассников использовать средства ИКТ более рационально, повышать в целом их информационную культуру, целенаправленно заниматься духовно-нравственным воспитанием, а также выводить их из зоны виртуального общения в реальное.

Список литературы:

1. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В.А. Плешаков. - М.: Ното СуЬег^, 2011. - 397 с.

2. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: уч. пос. для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 488 с.

3. Хуриев А.Т. Методологические концепции изучения ценностных ориентаций молодёжи в условиях социокультурного кризиса // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хе-тагурова. - 2010. - № 2. - С. 131-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.